Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ПОСЛЕДСТВИЙ ДЕНОНСАЦИИ РОССИЕЙ КОНВЕНЦИИ ОБ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА КОРРУПЦИЮ: ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОРРУПЦИОННОЙ БОРЬБЫ'

К ВОПРОСУ ПОСЛЕДСТВИЙ ДЕНОНСАЦИИ РОССИЕЙ КОНВЕНЦИИ ОБ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА КОРРУПЦИЮ: ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОРРУПЦИОННОЙ БОРЬБЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коррупция / Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию / Группы государств по борьбе с коррупцией / антикоррупционная борьба / corruption / the Convention on Criminal Liability for Corruption / Groups of States to Combat corruption / anti-corruption struggle

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Беляева Ольга Васильевна, Гомозова Ольга Юрьевна

В статье рассматривается такое негативное явление как коррупция, которое является угрозой социально-экономическому, политическому развитию государства и социальному развитию всего общества. Авторы анализируют последствия денонсации Россией Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию и выход из Группы государств по борьбе с коррупцией в рамках обеспечения антикоррупционной борьбы. Указываются негативные и положительные аспекты, в частности, ориентирование российского законодательства на стандарты международного документа в контексте разработки нормативной базы, связанной с коррупционными проявлениями

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF THE CONSEQUENCES OF DENUNCIATION BY RUSSIA CRIMINAL LIABILITY CONVENTIONS FOR CORRUPTION: ENSURING THE CORRUPTION FIGHT

The article considers such a negative phenomenon as corruption, which is a threat to the socio-economic, political development of the state and the social develop-ment of the whole society. The authors analyze the consequences of Russia's denunciation of the Convention on Criminal Liability for Corruption and withdrawal from the Group of States to Combat Corruption in the framework of ensuring anti-corruption struggle. The negative and positive aspects are indicated, in particular, the orientation of Russian legis-lation to the standards of an international document in the context of the development of a regulatory framework related to corruption manifestations

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ПОСЛЕДСТВИЙ ДЕНОНСАЦИИ РОССИЕЙ КОНВЕНЦИИ ОБ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА КОРРУПЦИЮ: ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОРРУПЦИОННОЙ БОРЬБЫ»

Научная статья УДК 343

К ВОПРОСУ ПОСЛЕДСТВИЙ ДЕНОНСАЦИИ РОССИЕЙ КОНВЕНЦИИ ОБ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА КОРРУПЦИЮ: ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОРРУПЦИОННОЙ БОРЬБЫ

1 2

Беляева Ольга Васильевна , Гомозова Ольга Юрьевна

1 2

, Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова, Орел,

Россия

1julia18flash@yandex.ru

2gou 19@mail.ru

Аннотация. В статье рассматривается такое негативное явление как коррупция, которое является угрозой социально-экономическому, политическому развитию государства и социальному развитию всего общества. Авторы анализируют последствия денонсации Россией Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию и выход из Группы государств по борьбе с коррупцией в рамках обеспечения антикоррупционной борьбы. Указываются негативные и положительные аспекты, в частности, ориентирование российского законодательства на стандарты международного документа в контексте разработки нормативной базы, связанной с коррупционными проявлениями.

Ключевые слова: коррупция, Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию, Группы государств по борьбе с коррупцией, антикоррупционная борьба.

Для цитирования: Беляева О.В., Гомозова О.Ю. К вопросу последствий денонсации Россией Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию: обеспечение коррупционной борьбы // Научный вестник Орловского юридического института

МВД России имени В.В. Лукьянова. 2023. № 2(95). С. 106-113.

ON THE ISSUE OF THE CONSEQUENCES OF DENUNCIATION BY RUSSIA CRIMINAL LIABILITY CONVENTIONS FOR CORRUPTION: ENSURING THE CORRUPTION FIGHT

12

Olga V. Belyaeva , Olga J. Gomozova

1,2 Orel Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.V. Lukyanov, Orel, Russia

1julia18flash@yandex.ru

2gou 19@mail.ru

Annotation. The article considers such a negative phenomenon as corruption, which is a threat to the socio-economic, political development of the state and the social development of the whole society. The authors analyze the consequences of Russia's denunciation of the Convention on Criminal Liability for Corruption and withdrawal from the Group of States to Combat Corruption in the framework of ensuring anti-corruption struggle. The negative and positive aspects are indicated, in particular, the orientation of Russian legislation to the standards of an international document in the context of the development of a regulatory framework related to corruption manifestations.

Keywords: corruption, the Convention on Criminal Liability for Corruption, Groups of States to Combat corruption, anti-corruption struggle.

For citation: Belyaeva O.V., Gomozova O.Y. On the issue of the consequences of Russia's Denunciation of the Convention on Criminal Liability for Corruption: Ensuring the Corruption Fight // Scientific Bulletin of the Orel Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.V. Lukyanov. 2023. № 2(95). Р. 106-113.

Формирование единых стандартов в области защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина позволило создать международную систему борьбы с негативными явлениями в обществе, примером которых является коррупция. Нормы международных стандартов внедрены в национальное законодательство в области материального и процессуального права. В основу необходимости внедрения таких правил легло историческое и социокультурное развитие процесса глобализации, связанного с интеграцией международных концернов, следствием чего стало сближение правовых систем стран мира. Интерес к такому сотрудничеству возник на пороге XXI века, когда мировое сообщество было объединено общей мыслью интеграции единообразных норм международного права. Кроме того, особый научный интерес вызвал вопрос регулирования негативных явлений социума.

Одним из негативных явлений, искореняющих правовую систему государств и угрожающих социально-экономическому и политическому развитию, является коррупция. Коррупция как родовое понятие произошло от лат. corruptio - порча, подкуп, совращение [1, с. 7]. Как явление, коррупция в правовом аспекте имеет криминальные истоки и представляет собой девиацию социальных отношений, суть которой балансирует между благодарностью, уважением и привычным поведением в обществе. Генезис коррупции привел к пониманию данного явления в широком смысле как действие лица по материальному стимулированию другого лица с целью получения личной или групповой выгоды. В узком смысле в настоящий момент коррупция трактуется как действие должностного лица, направленное на получение выгоды. По мнению К.М. Тишиной [2, с. 212], возникновение коррупционного поведения среди должностных лиц может быть вызвано несоблюдением обязанностей, запретов и ограничений, установленных для государственных служащих в связи с прохождением государственной службы, реализацией полномочий при осуществлении профессиональной деятельности государственного служащего.

Коррупция - одно из сложных политико-социальных явлений, которое характерно для многих государств. Актуальность проблемы заключается в том, что практически все страны сталкиваются с ней. В этой связи Л.А. Алексеева подчеркивает, что коррупционные правонарушения разрушают изнутри многие государства, не дают им построить демократический режим и достичь правопорядка внутри страны [3, с. 6].

Следует отметить, что системная коррупция представляет собой одну из самых опасных разновидностей, сущностью которой является то, что она поражает государственные структуры, существенно снижая их дееспособность. В отдельных случаях даже решение простейших вопросов становится невозможным. Это является в той или иной степени «параличом» власти, которая становится неспособна к решению наиболее насущных вопросов.

В.В. Путин в своей статье «Нам нужна новая экономика» отмечает: «Главная проблема - недостаток прозрачности и подконтрольности обществу в работе представителей государства, от таможенных и налоговых служб до судебной и правоохранительной системы» [4, с. 34].

Федеральным законом от 23.02.1996 № 19-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Уставу Совета Европы»1 Россия ознаменовала унификацию своих национальных норм в свете обеспечения деятельности по выполнению требований

О присоединении Российской Федерации к Уставу Совета Европы [Электронный ресурс]: Федер. закон Рос. Федерации от 23 февраля 1996 г. № 19-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

главного документа Совета Европы - Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года2. Ратификация Россией данного международного акта выстроила фундамент для принятия иных немаловажных документов в рамках Совета Европы, страны-участники которого по своему желанию ратифицируют их.

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод позволила принять и разработать комплекс мер по борьбе с негативными социальными явлениями, направленных на осуществление задач по искоренению этих явлений как неблагоприятно влияющих на правовые системы государств. Указанный комплекс мер выражен в отдельных правовых документах, которые в последующем стали основой для формирования собственных национальных актов. Гармонизация норм права в свете ратификации государствами документов Совета Европы призвана осуществить задачи по интернационализации взаимного влияния правовых систем и размытию границ проблемных аспектов.

Конституция Российской Федерации (далее - Конституция РФ) не содержит прямого правового регулирования относительно предупреждения коррупционных действий в обществе, однако фундаментальные нормы Основного закона косвенно связывают свои постулаты с рассматриваемой нами темой.

В частности, ст. 1 Конституции РФ указывает, что «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». Это означает, что демократический режим ставит народ государства основным источником и носителем власти. Народ может свободно распоряжаться установленными правами в части обеспечения задач по предоставлению демократических прав и свобод. Например, в соответствии со ст. 32 Конституции РФ в демократическом государстве граждане реализуют свое избирательное право в части возможности участия в принятии управленческих решений посредством прямого участия в выборах в органы государственной власти и местного управления, а также референдумах. Деятельность органов системы публичной власти основана на принципах гласности, прозрачности ведения своей деятельности, что непосредственно связано с предотвращением преступлений коррупционной направленности. Особую значимость приобретают меры по совершенствованию правовых форм и методов взаимодействия государства и бизнеса, упорядочению и систематизации регулирования органами публичной власти процессов производства и реализации товаров, работ и услуг, снижению коррупционной составляющей в данной сфере [5, с. 107]. Некоторая группа ученых считает, что уровень коррупции напрямую зависит от политического режима в государстве. Ю.А. Нисневич пишет о недостаточности демократического механизма в обществе без мер противодействия коррупции, поскольку первое является фундаментом второго3.

Еще одним фундаментальным принципом является принцип разделения властей, который указывает на самостоятельность каждой ветви власти - законодательной, исполнительной, судебной. Подход к восприятию данного конституционного принципа как предпосылки противодействия коррупции в обществе развивают многие ученые. Его самостоятельность выражается в большом количестве сфер правового регулирования. Так, профессор З. Тичаут считает, что противодействие коррупции выражается в фундаментальных принципах, внесенных в Основной закон государства [6, с. 74].

Конституция включает в себя задачи по противодействию коррупции в той мере, в какой она ставит принцип разделения властей и федерализма во главе. По сути, для истинного понимания смысла соотнесения рассматриваемого явления с вышеупомянутым принципом следует обратиться к значимости глубокой оценки исторического текста

2 Конвенция о защите прав человека и основных свобод ETSN 005 (Рим, 4 ноября 1950 г.) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3 Нисневич Ю.А. Демократия и коррупция [Электронный ресурс]. URL: http://www.liberal.ru/articles/cat/6273 (дата обращения: 09.03.2023).

Конституции, поскольку в ней скрыт антикоррупционный принцип под эгидой буквального содержания текста.

Разделяя позицию З. Тичаута, отметим, что применение принципа разделения властей в российском государстве позволяет не сосредотачивать власть в единых руках. Безусловно, коррупция представляется динамичным явлением и способна преобразовываться в зависимости от основ применения и толкования Основного закона, однако именно разделение властей предполагает независимую материальную базу органов законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти.

Регулирование вопроса по противодействию коррупции со временем обрело актуальность не только на национальном, но и на международном уровне. Конституция РФ в ч. 4 ст. 15 ставит собственные нормы выше международных договоров, провозглашающих общепризнанные принципы и нормы международного права. Тем самым законодатель гарантирует разрешение тех или иных вопросов в должной мере на внутригосударственном уровне. Конечно, это не опровергает того факта, что международные договоры исторически относятся к неотъемлемой части правовой системы современного государства, поскольку их присутствие в ней способно модернизировать весь механизм законодательства [7, с. 70].

Международно-правовые нормы призваны унифицировать и сблизить национальное законодательство государств в решении актуальных вопросов. С указанной и иными целями Российская Федерация ратифицирует ряд документов, разработанных Советом Европы. Одним из актуальных по сей день является Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию от 27.01.1999 (далее - Конвенция), ратифицированная Российской Федерацией в 2006 году4. Кроме того, наше государство, выполняя задачи, установленные данным документом, стала участницей Группы государств по борьбе с коррупцией (далее - ГРЕКО). Деятельность ГРЕКО сосредоточена в усовершенствовании методов борьбы с коррупцией, а также в обмене между странами-участницами позитивного опыта борьбы с рассматриваемым негативным явлением.

Стоит отметить, что в настоящее время Россия не входит в состав государств -участниц Совета Европы, что привело к исключению ее из ГРЕКО. Кроме того, она денонсировала Конвенцию об уголовной ответственности за коррупцию. В связи с этим актуальным остается вопрос анализа последствий данных правовых международных изменений в свете их влияния на уголовно-правовую систему Российской Федерации.

В рамках рассмотрения позитивного опыта влияния Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию и ГРЕКО отмечается ориентирование российского законодательства на стандарты международного документа в контексте разработки нормативной базы, связанной с коррупционными преступлениями. Национальное законодательство в области противодействия коррупции активно нормировало общие правила стандартов, указанных ГРЕКО и Конвенцией.

Проведение ГРЕКО анализа российского закона по вопросам обнаружения и фиксирования объектов, ставших предметом коррупционных преступлений, а также оценки деятельности специализированных субъектов по противодействию коррупции, по анализу обоснованности и объема предоставления отдельным должностям иммунитета от уголовного преследования позволило сформировать ряд определенных рекомендаций, обязательных для соблюдения Российской Федерацией.

К примеру, в марте 2012 года ГРЕКО высказывает России 21 рекомендацию - из них 9 по теме «Криминализация преступных деяний» и 12 по теме «Прозрачность финансирования политических партий»5. Во исполнение рекомендаций ГРЕКО

4 Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию ETSN 173 (Страссбург, 27 декабря 1999 г.). [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

5 Взаимодействие с Группjq государств против коррупции [Электронный ресурс]. URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/activity/combating-corruption/international/greko (дата обращения: 09.03.2023).

российская правовая система фактически реформирована в вопросе противодействия преступлениям коррупционной направленности. В частности, это касается внесения изменений в действующий на момент рекомендаций Уголовный кодекс Российской Федерации6 (далее - УК РФ), издательства Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2013 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных

7

преступлениях» .

Доклад, подготовленный ГРЕКО в отношении Российской Федерации,

£

опубликован в 2020 году . Наша страна повысила прозрачность законодательного процесса, учла рекомендации по выработке этических норм отдельных должностей, обеспечила публикацию регулярных деклараций о доходах и повысила эффективность контроля

за доходами. Ежегодные отчеты России, предоставляемые ГРЕКО, позволили реформировать российскую антикоррупционную систему в позитивную для эффективности борьбы сторону. Так, представители Генеральной прокуратуры Российской Федерации принимали регулярное участие в пленарных заседаниях ГРЕКО с целью дальнейшего формирования задач работы по выполнению рекомендаций.

Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию указывает на основные способы совершения преступлений коррупционной направленности и меры, направленные на искоренение рассматриваемого явления на национальном уровне. В частности, Российская Федерация модернизировала уголовно-правовую систему, выполняя предписанные требования настоящей Конвенции.

Статья 5 Конвенции включает вопрос регулирования подкупа иностранных публичных лиц и возлагает на государства-участниц обязанность по криминализации данного деяния. Федеральный закон «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции» от 04.05.2011 № 97-ФЗ редактирует специальный субъект ст. 290 УК РФ - кроме должностного лица, субъектом преступления становится иностранное должностное лицо, должностное лицо публичной международной

9

организации .

В 2012 году подследственность ст. 204, 285, 290, 291 УК РФ определена к исключительной компетенции Следственного комитета Российской Федерации, что было призвано вывести на соответствие деятельность правоохранительных органов и масштабы явления. Это решение внесло положительный вклад в расследование преступлений по ст. 290, 291 УК РФ, что наглядно показывают статистические данные. В 2010 году количество зарегистрированных преступлений по названным статьям в сумме составило 12 012 преступлений, а удельный вес преступлений, уголовные дела по которым направлены в суд, - 82,8 % (9 963 преступления). Для сравнения эффективности указанной меры приведем статистику 2014 года, где количество зарегистрированных преступлений по рассматриваемым статьям составило 11 893 случая, удельный вес уголовных дел, направленных в суд, - 88,4 % (10 524 преступления)10.

6 Уголовный кодекс Рос. Федерации [Электронный ресурс]: Фед. закон Рос. Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

7 О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях [Электронный ресурс]: Постановление Пленума Верховного Суда Рос. Федерации от 9 июля 2013 г. № 24. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

8 Отчет о выполнении Россией рекомендаций ГРЕКО [Электронный ресурс]. URL: https://anticor.hse.ru (дата обращения: 09.03.2023).

9 О внесении изменений в Уголовный кодекс Рос. Федерации и Кодекс Рос. Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции [Электронный ресурс]: Федер. закон Рос. Федерации от 4 мая 2011 г. № 97 -ФЗ. Доступ из справ. -правовой системы «КонсультантПлюс».

10 Портал правовой статистики [Электронный ресурс]. URL: http://crimestat.ru (дата обращения: 09.03.2023).

На основе приведенных данных сделаем вывод, что передача преступлений коррупционной направленности по подследственности Следственному комитету Российской Федерации сыграла позитивную роль на динамике раскрытия преступлений, несмотря на их прирост.

При рассмотрении положительных и негативных моментов распространения юрисдикции ГРЕКО и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию на Россию актуальным представляется анализ влияния выхода из указанной организации и денонсации настоящей Конвенции.

Стоит отметить, что вышеуказанные изменения материальных норм уголовного права в рамках криминализации коррупционных преступлений в частных и публичных секторах реформировали антикоррупционную борьбу и дали мощный толчок для развития идеи противоборства коррупции на национальном уровне. Отсутствие сферы влияния ГРЕКО на Россию в рамках регулярного мониторинга ее законодательной базы может отразиться на дальнейшей модернизации антикоррупционных норм европейского сообщества, однако не стоит забывать, что коррупция вышла на уровень мировой проблемы, что доказывают национальные меры борьбы с ней.

Декриминализация норм УК РФ в сфере преступлений коррупционной направленности исключена - это устойчивая система, которая формировалась годами на опыте совершенных преступлений в обществе.

Как справедливо отмечает М.Ф. Гацко, «коррупция стала одной из основных угроз национальной безопасности России, ведущим фактором стагнации экономики, сохранения и развития выраженного социального неравенства вопреки усилиям государства» [7, с. 16]. В этой связи национальные механизмы борьбы с коррупционной преступностью подтверждают свою самостоятельность, в том числе в виде принятия Национального плана противодействия коррупции на 2021-2024 годы. По мнению А.И. Бастрыкина, комплекс мер противодействия коррупции дополняет федеральное законодательство в рамках выполнения задач повышения эффективности работы правоохранительных органов и взаимодействия между подразделениями путем совместной организации мероприятий11.

Обратим внимание, что денонсация настоящей Конвенции касается и следования общеевропейским стандартам и правилам, выработанным в процессе ее реализации, при этом на неопределенный срок откладываются процессы возможного сближения правовых норм, а также корректировки национального законодательства в рамках создания новых прецедентов.

К слову, на наш взгляд, идея антикоррупционной борьбы обязана развиваться на национальном уровне. В случае если государство уже модернизировало собственное законодательство в части участия в международных договорах и организациях, существует необходимость в динамическом анализе национальных норм на предмет соответствия тенденциям современной коррупционной преступности.

1. Пантелеев В.Ю. Антикоррупционное право России: системный анализ: Монография. ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации». Екатеринбург: Уральский институт управления - филиал РАНХиГС, 2022. 454 с.

2. Ташина К.М., Пустовалова И.Н. К вопросу о понятии коррупционных рисков // Успехи современного естествознания. 2012. № 4. С. 212-213.

3. Алексеева Л.А. Роль органов внутренних дел в противодействии коррупции // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова. 2020. № 2(83). С. 6-12.

11 Бастрыкин: каждый коррупционер рано или поздно ответит перед законом [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru (дата обращения: 09.03.2023).

4. Подольный Н.А., Подольная Н.Н. Системная коррупция - системная угроза взаимодействию между обществом и государством // Всероссийский криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. 2014. №. 3. С. 33-39.

5. Пантелеев В.Ю. Административная реформа как условие реализации антикоррупционной политики // Науч. ежегодник Ин-та философии и права Урал. отделения Рос. акад. наук, 2018. Т. 18, вып. 2, с. 106-119.

6. Teachout Z. Anti-Corruption Principle. С. 74-76.

7. Шаманский Д.А. Независимость государственной власти: проблемы укрепления и антикоррупционной безопасности. Lex russica (Русский закон). 2022. № 75(8). С. 69-80.

8. Гацко М.Ф. Антикоррупционная политика государства [текст]: учебное посо- бие. Ногинск: Ногинский филиал РАНХиГС, 2015. 118 с.

1. Panteleev V.Yu. Antikorrupcionnoe pravo Rossii: sistemny'j analiz: Mono-grafiya. FGBOU VO «Rossijskaya akademiya narodnogo xozyajstva i gosudarstvennoj sluzhby' pri Prezidente Rossijskoj Federacii». Ekaterinburg: UraFskij institut upravleniya - filial RANXiGS, 2022. 454 s.

2. Tashina K.M., Pustovalova I.N. K voprosu o ponyatii korrupcionny'x riskov // Uspexi sovremennogo estestvoznaniya. 2012. № 4. S. 212

3. Alekseeva L.A. Rol' organov vnutrennix del v protivodejstvii korrupcii // Nauchny'j vestnik Orlovskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii imeni V.V. Luk'-yanova. 2020. № 2(83). S. 6-12.

4. Podol'ny'j N.A., Podol'naya N.N. Sistemnaya korrupciya - sistemnaya ugroza vzaimodejstviyu mezhdu obshhestvom i gosudarstvom // Vserossijskij kriminologiche-skij zhurnal Bajkalskogo gosudarstvennogo universiteta ekonomiki i prava. 2014. №. 3. S. 33-39.

5. Panteleev V.Yu. Administrativnaya reforma kak uslovie realizacii antikor-rupcionnoj politiki // Nauch. ezhegodnik In-ta filosofii i prava Ural. otdeleniya Ros. akad. nauk, 2018. T. 18, vy'p. 2, s. 106-119.

6. Teachout Z. Anti-Corruption Principle. P. 74.

7. Shamanskij D.A. Nezavisimost' gosudarstvennoj vlasti: problemy' ukrepleniya i antikorrupcionnoj bezopasnosti. Lex russica (Russkij zakon). 2022. № 75(8). S. 69-80.

8. Gaczko M.F. Antikorrupcionnaya politika gosudarstva tekst: uchebnoe poso- bie. Noginsk: Noginskij filial RANXiGS, 2015. 118 s.

Информация об авторах

Ольга Васильевна Беляева. Доцент кафедры государственно-правовых дисциплин. Кандидат юридических наук, доцент.

Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова, Орел, Россия.

302027, Россия, г. Орел, ул. Игнатова, д. 2.

Ольга Юрьевна Гомозова. Слушатель 5 курса факультета подготовки следователей. Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова, Орел, Россия.

302027, Россия, г. Орел, ул. Игнатова, д. 2.

Information about the authors

Olga V. Belyaeva. Associate Professor of the Department of State and Legal Disciplines. Candidate of Legal Sciences, associate Professor.

Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia.

Work addres: 302027, Orel, st. Ignatova 2.

Olga J. Gomozova. listener of the 5th year of the faculty of training investigators Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia. Work addres: 302027, Orel, st. Ignatova 2.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. The authors declare no conflicts of interests.

Авторами внесён равный вклад в написание статьи. The authors have made an equal contribution.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья поступила в редакцию 10.03.2023; одобрена после рецензирования 17.04.2023; принята к публикации 05.05.2023.

The article was submitted March 10, 2023; approved after reviewing April 17, 2023; accepted to the writing of the article for publication May 5, 2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.