Научная статья на тему 'Коррупция как измена государственным интересам и интересам гражданского общества Российской Федерации и пути ее пресечения'

Коррупция как измена государственным интересам и интересам гражданского общества Российской Федерации и пути ее пресечения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
303
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / CORRUPTION / ВЛАСТЬ / POWER / ГОСУДАРСТВО / STATE / НАЦИОНАЛЬНАЯ УГРОЗА / NATIONAL THREAT / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ СТРАНЫ / NATIONAL SECURITY / ДУХОВНОСТЬ / SPIRITUALITY / НРАВСТВЕННОСТЬ / MORALITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Богданов А.В., Лобзов К.М., Гордиенко В.В.

Рассмотрен авторский подход к преступлениям коррупционной направленности в России как измене государственным интересам и интересам гражданского общества. Предложены меры по правовому регулированию указанных преступлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Corruption as a betrayal of state interests and the interests of civil society the Russian Federation and ways to stop it

The authors view the crimes of corruption in Russia as treason to the state interests and interests of civil society. Proposed measures for legal regulation of these crimes.

Текст научной работы на тему «Коррупция как измена государственным интересам и интересам гражданского общества Российской Федерации и пути ее пресечения»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ ^^

Актуальные проблемы уголовного права и криминологии

КОРРУПЦИЯ КАК ИЗМЕНА ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИНТЕРЕСАМ И ИНТЕРЕСАМ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПУТИ ЕЕ ПРЕСЕЧЕНИЯ

А.В. БОГДАНОВ,

кандидат юридических наук, доцент кафедры ОРД Московского университета МВД России;

К.М. ЛОБЗОВ,

профессор кафедры «Информационной безопасности» Института государственного управления, права и инновационных технологий (ИГУПИТ, г. Москва), доктор военных наук, доцент;

В.В. ГОРДИЕНКО, научный сотрудник ВНИИ ИБиС (г. Москва) Научная специальность: 12.00.08 - уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право

E-mail: oper-ord@mail.ru

Аннотация. Рассмотрен авторский подход к преступлениям коррупционной направленности в России как измене государственным интересам и интересам гражданского общества. Предложены меры по правовому регулированию указанных преступлений.

Ключевые слова: коррупция, власть, государство, национальная угроза, национальная безопасность страны, духовность, нравственность.

CORRUPTION AS A BETRAYAL OF STATE INTERESTS

AND THE INTERESTS OF CIVIL SOCIETY THE RUSSIAN FEDERATION AND WAYS TO STOP IT

A.V. BOGDANOV,

candidate of legal sciences, associate professor of the Department hordes Moscow University Ministry of internal Affairs of Russia;

K.M. LOBZOV,

professor of the Department «Information security» Institute of state administration, law and innovative technologies (IGUPIT, Moscow), doctor of military science, associate professor;

V.V. GORDIENKO, research associate Institute of IBIS (Moscow)

Annotation. The authors view the crimes of corruption in Russia as treason to the state interests and interests of civil society. Proposed measures for legal regulation of these crimes.

Keywords: corruption, power, state, national threat, national security, spirituality, morality.

В настоящее время коррупция в нашей стране среди государственных чиновников и иных лиц против интересов государства и общества приобрела характер национальной угрозы. Так, по данным социологических опросов 55 млн россиян признали, что им приходилось платить деньги в качестве взяток за решение собственных проблем, при этом в год граждане России расходуют на эти цели более 36 млрд долл., а лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью — 33 млрд долл. По оценкам 2008 г. коррупцией в стране «съедается» 6—7% от общего объема ВПП, т.е. практически весь экономический прирост, и если уровень коррупции превысит 10%, то руководство страны, как считают специалисты, не только потеряет возмож-

ность бороться с этим явлением, но и наступит полный паралич власти.

В самом общем виде коррупция представляет собой злоупотребление общественным доверием для личной корыстной выгоды. В Справочном документе ООН о международной борьбе с коррупцией это преступное деяние определено как «злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях».

Как социальное явление она представляет собой криминализацию отношений, складывающихся между должностными лицами, в том числе государственными чиновниками, и отдельными членами общества по поводу использования возможностей занимаемой

Актуальные проблемы уголовного права и криминологии

ими должности с целью получения личной выгоды в ущерб интересам третьей стороны (государства, общества, фирмы, потребителей, партнеров, конкурентов и т.п.).

Как криминально-психологическое явление она представляет собой «криминальную монетизацию» общественного сознания в условиях развития рыночных отношений в стране по причине дальнейшей деградации национальных духовно-нравственных ценностей народа, а также несовершенства правового регулирования ответственности за этот вид преступления.

Исследователями выделяются следующие основные специфические черты коррупции как противоправного деяния:

а) сознательное подчинение общегосударственных интересов и интересов гражданского общества корыстным личным интересам государственного чиновника или иного лица;

б) тайность или внешне законная форма исполнения решений, при которой акт коррупции скрывается каким-нибудь юридическим обоснованием;

в) присутствие взаимных обязательств между сторонами, участвующими в коррупционном акте;

г) минимизация участников коррупционных действий.

Выдающийся русский общественный деятель, публицист и юрист П.Ф. Булацель усматривал все наши проблемы не в системе единодержавия, которое всегда спасало, по его мнению, Россию, а в людях. Более того, он указывал на причины, по которым взяточничество при не самодержавных режимах лишь умножается. Так, «если чиновники берут взятки при монархическом строе государства, то при парламентаризме они берут взятки в двойном размере», поскольку теперь им самим надо давать взятки депутатам и выборщикам.

Субъектами коррупционных отношений в самом общем виде выступают, с одной стороны, должностные лица, с другой, — представители легального и нелегального частного сектора.

Объектом коррупции являются практически все установленные и охраняемые законом экономические, хозяйственные, государственно-управленческие, юридические, социальные, общественные и иные отношения в обществе.

В этой связи коррупция оказывает разлагающее влияние на все сферы жизни общества: социальную сферу, экономику, политику. Особую опасность пред-

ставляет сращивание государственных чиновников-коррупционеров с преступными сообществами, а также проникновение криминальных элементов при поддержке чиновников-коррупционеров во властные структуры, в том числе в силовые ведомства. Негативные последствия, порождаемые этим явлением, не только препятствуют прогрессивному, поступательному развитию нашего общества, но и представляют серьезную угрозу интересам национальной безопасности страны.

В экономической сфере коррупция способствует возникновению и развитию целого ряда негативных явлений и процессов, в том числе:

а) нарушает механизм справедливой рыночной конкуренции, поскольку в выигрыше оказывается не тот, кто конкурентоспособен, а тот, кто смог получить преимущества за взятки, иным противозаконным путем. Это способствует возникновению монополистических тенденций в экономике, снижению эффективности ее функционирования и дискредитации идеи свободной и честной конкуренции;

б) влечет за собой неэффективное распределение средств государственного бюджета, особенно при распределении государственных заказов и выделении под это кредитов, в том числе в сфере оборонных заказов, инновационного развития и т.п., препятствуя тем самым эффективной реализации правительственных программ;

в) подрывает авторитет России в экономических взаимоотношениях с зарубежными партнерами, что затормаживает процесс притока иностранных инвестиций в нашу экономику;

г) способствует развитию организованной преступности и теневой экономики. Это приводит к снижению налоговых поступлений в государственный бюджет, оттоку капитала за рубеж, затруднению для государства эффективно выполнять свои экономические и социальные функции.

В социальной сфере отрицательные последствия коррупции сводятся, в частности, к следующему:

а) приводят к несправедливому распределению доходов, обогащая субъектов коррупционных отношений за счет остальных членов общества;

б) девальвируют традиционные духовно-нравственные ценности в обществе, подменяя их стандартами «двойной» морали. Это приводит к тому, что мерой всего в обществе становятся деньги, значимость человека определяется размером его личного состоя-

Актуальные проблемы уголовного права и криминологии

ния независимо от способов его получения, происходит девальвация и слом цивилизованных социальных регуляторов поведения людей: норм морали, права, религии, общественного мнения и др.;

в) резко увеличивают криминализацию общества. Что касается самих предпринимателей, то среди них сформировался значительный слой (до 1/5 трудоспособного населения), для представителей которого преступное или правонарушительное поведение является нормой;

б) стимулируют повышение цен на товары и услуги за счет коррупционных «накладных расходов», в результате чего страдает потребитель;

в) способствуют несправедливому перераспределению жизненных благ в пользу немногочисленных олигархических групп, что имеет своим следствием резкое возрастание имущественного неравенства среди населения, обнищание значительной части общества и возрастание социальной напряженности в стране;

г) дискредитируют право как основной инструмент регулирования жизни государства и общества, как «способ защиты нравственных ценностей в обществе» (патриарх Кирилл). В результате в общественном сознании формируется представление о беззащитности граждан перед лицом преступности и неспособности власти бороться с ней;

д) разжигают религиозную и национально-этническую нетерпимость в обществе как следствие неприятия народом деятельности коррупционеров определенной религиозной и национальной принадлежности, а в целом — способствуют снижению темпов развития гражданского общества в России.

В политической сфере негативные последствия коррупции проявляются в следующем:

а) способствуют девальвации общенациональных целей государства по причине укрепления в стране олигархических кланов и оппозиционных политических группировок, тесно связанных с теневым бизнесом в стране, а также с выехавшими за рубеж представителями криминального бизнеса в России;

б) способствуют созданию за рубежом «теневого» капитала коррумпированных субъектов, который активно используется против законной власти в стране и ее интересов в мире;

в) подрывают авторитет законной власти самой России перед зарубежными партнерами, тормозя тем самым рост ее престижа на международной арене;

г) снижают доверие общества к власти, вызывая

разочарование народа в проводимых этой властью демократических преобразований в стране.

Принимая во внимание чрезвычайную опасность коррупции для национальных интересов Российской Федерации как государства и его деятельности, а также интересов развития гражданского общества в стране на основах гражданской лояльности, всеобщей (духовной и национально-патриотической) солидарности, конфессиональной, религиозной, классовой и партийной толерантности, представляется целесообразным предложить следующие основные направления по совершенствованию борьбы с коррупцией и другими преступлениями против интересов государства и интересов гражданского общества в России, а именно: в законодательной, организационной и воспитательной сферах.

1. Совершенствование законодательства об ответственности за преступления коррупционной направленности. Как показывает практика, в настоящее время вся совокупность законодательных актов, связанных с правовым регулированием преступлений коррупционного характера, не охватывает своим нормативным полем всей предметной области, которая включена сегодня в узкие рамки определения «коррупции», предложенного в Федеральном Законе от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции», а именно:«коррупция:

а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

б) совершение деяний, указанных в пп. «а» настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица».

Так, в перечень коррупционных деяний не входит использование служебного положения в интересах «приобретения административной или иной должности на государственной службе», «нецивилизованное лоббирование чьих-либо интересов в корыстных целях», «любое корыстное взаимодействие государственных чиновников и граждан с преступными группиров-

Актуальные проблемы уголовного права и криминологии

ками», «мошенничество, в том числе с использованием информационных технологий (создание финансовых пирамид с использованием Интернета, так называемая «кража личности» и т.п.), создание фирм-однодневок для финансовых афер, задержка с выплатой зарплаты рабочим и служащим по причине «прокручивания» денег на собственных счетах в банках, иные финансовые и юридические махинации.

Таким образом, коррупционные деяния являются лишь частью той стихии своекорыстного предательства государственных интересов и интересов гражданского общества и чуть не повальной коррумпированности со стороны своекорыстных государственных чиновников и частных лиц, для которых «личной добычей» являются сегодня не только валюта, но и личный успех, личная карьера, всяческое государственное, политическое, общественное и иное «выдвижение», почет, власть и «закулисное» влияние в обществе. Такое влияние, финансово обеспеченное «зарубежными адресатами», сродни уголовно наказуемой в нашей стране деятельности иностранной агентуры в качестве агентов влияния.

Учитывая это обстоятельство, а также тот факт, что морально-нравственная деградация нашего общества тайно субсидируется нашими зарубежными «партнерами», представляется целесообразным включить в УК РФ отдельную статью под названием: «Измена государственным интересам и интересам гражданского общества Российской Федерации», в которой объективная сторона всех преступлений коррупционной направленности в экономической, хозяйственной, управленческой, юридической, социальной, общественной или иной сферах деятельности рассматривалась бы через призму нанесения ущерба внутренней безопасности Российской Федерации, а субъективная сторона — через призму правовой лояльности (либо нет) граждан своему государству (госслужащих или иных лиц) и гражданскому обществу своей страны в целом.

При этом целесообразно дать более широкое толкование и самого понятия коррупция как разновидности преступной деятельности. Основу его может составить рабочее определение коррупции, сформулированное междисциплинарной группой по коррупции Совета Европы: «коррупция представляет собой взяточничество и любое другое поведение лиц, которым поручено выполнение определенных обязанностей в государственном или частном секторе и кото-

рое ведет к нарушению обязанностей, возложенных на них по статусу государственного должностного лица, частного сотрудника, независимого агента или иного рода отношений и имеет целью получение любых незаконных выгод для себя и других» и в этой связи, добавим, рассматриваемое как уголовное преступление.

При разработке новой статьи в УК РФ под названием «Измена государственным интересам и интересам гражданского общества Российской Федерации» законодатель должен исходить из следующих положений.

♦ В правовом государстве государственный интерес и личный интерес гражданина взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Как отмечал выдающийся русский философ и публицист И.А. Ильин, «для правопослушного гражданина государственный интерес и его личный интерес пребывают в состоянии живого неразложимого тождества». «...Это значит, что интересы своей родины и своего государства он принимает так близко к сердцу, как свои собственные; а в случае прямого столкновения между ними — он приводит свой собственный интерес к молчанию. Так, он ни за какие богатства в мире не возьмется шпионить в пользу соседнего государства; он ни при каких условиях не будет кривить в государственном деле за взятку; он не станет подрывать валюту своей страны спекуляциями; он не захочет обогащаться вредным для своего государства импортом и т.д. До всего этого его не допустит то живое тождество интересов, из которых он думает и действует в течение всей своей жизни».

Таким образом, любое деяние гражданина, направленное против интересов государства, гражданского общества и в ущерб им, следует рассматривать как проявление преступной гражданско-правовой нелояльности, или как измену государственным интересам, либо интересам гражданского общества. При этом, формально говоря, государственный чиновник в таком случае изменяет интересам государства, которое заключило с ним договор о добросовестном сотрудничестве при найме на работу, а также обществу, а частное лицо — изменяет интересам гражданского общества, с которым он также заключил договор о добросовестной работе со своей стороны (под гарантию государства в форме, например, предоставления лицензии на частную деятельность в обществе), и государству. Измена в таком случае выступает как нарушение правовой верности своему государству и

Актуальные проблемы уголовного права и криминологии

своему народу, или предательство государственных интересов и интересов гражданского общества как отражение верности своим личным или корпоративным корыстным интересам в ущерб интересам государства и общества. И.А. Ильин чрезвычайно просто объяснил предмет гражданско-правовой лояльности: «...мы — русские патриоты. И все, что спасительно и хорошо для нашей родины, все это мы приемлем и отстаиваем. И все, что гибельно и вредоносно для нашей родины — все это мы отвергаем». Очевидно, что правовую оценку «полезности» и «вредоносности» для Родины деяния гражданина должен дать законодатель.

♦ Любая измена государственным интересам и интересам гражданского общества Российской Федерации со стороны граждан России ослабляет государство и подрывает гражданский мир в обществе. Последствия такой массовой измены со стороны коррупционеров могут стать непредсказуемыми для стабильности в государстве.

Как отмечал в этой связи И.А. Ильин, «...государственная принадлежность, не наполненная живой любовью гражданина к его родине и к его народу и не закрепленная его добровольным самообязыва-нием, может очень легко создать политическую иллюзию: появляются целые слои мнимых граждан, которые не принимают к сердцу ни жизни, ни интереса «своего» государства, — одни по национальным побуждениям (они в душе причисляют себя к другому народу), другие по хозяйственным соображениям (они заинтересованы в смысле промышленности и торговли в процветании другого государства), третьи по социально-революционным мотивам (они желают «своему» государству всяческого неуспеха и военных неудач)... Все эти «граждане» — принадлежат к государству только формально юридически, а душевно и духовно они остаются ему чуждыми, может быть, прямо враждебными, не то вредителями, не то предателями. Гражданин, который несет свою государственную принадлежность против своей воли и без своего внутреннего согласия, есть явление — духовно не здоровое, а политически опасное: государство и правительство должны сделать все возможное, чтобы приобрести его уважение, его сочувствие, его лояльность, чтобы завоевать его сердце, его волю, его правосознание. Но если в государстве имеются целые народности, или целые социально-хозяйственные классы, или целые политические партии, которые

упорствуют в своем нелояльном обособлении, а может быть, и вступают в заговоры, то политическая опасность превращается в настоящую угрозу...».

Таким образом, все виды действий граждан, содержащие признаки преступных посягательств и совершенные в ущерб интересам государства и интересам гражданского общества в целом, должны быть приравнены к разновидности государственной измены и урегулированы особой правовой нормой по признаку «измены государственным интересам и интересам гражданского общества».

♦ Объективной стороной преступлений против государственных интересов и интересов гражданского общества РФ является противоправное деяние, наносящее ущерб безопасности Российской Федерации.

Это связано с тем, что под безопасностью в целом понимается защищенность от внешних и внутренних угроз. Коррупционная деятельность в стране и иные, родственные ей правонарушения в экономической, хозяйственной, управленческой, финансовой, социальной, общественной или иной сфере деятельности, выступают именно как внутренняя угроза для государственных интересов и интересов гражданского общества Российской Федерации.

Отличие данного вида преступлений от преступлений, регулируемых ст. 275 и 283 УК РФ, заключается в том, что последние связаны с передачей иностранным адресатам секретных сведений, либо иное оказания им помощи, затрагивающей внешнюю безопасность государства. Но в свете фактора глобали-зационного противостояния в мире любое ослабление нашего государства изнутри приводит к ухудшению и внешней безопасности нашей страны, в том числе в экономическом, военно-стратегическом и политическом отношениях.

В этой связи уголовная ответственность за преступления против государственных интересов и интересов гражданского общества Российской Федерации должна быть высокой и связанной как с длительными лишениями свободы, так одновременно и с денежными штрафами, компенсирующими государству и обществу их потери от наносимого ущерба.

2. Внести поправку в ФЗ «Об оперативно-розыск-нойдеятельности» от 12 августа 1995г. № 144-ФЗ, касающуюся правомочности использования техники гипноза при проведении расследований со стороны следственных органов ФСБ, МВД и других государственных структур РФ.

Актуальные проблемы уголовного права и криминологии

3. Совершенствование организационной деятельности государственных структур по противодействию преступлениям коррупционной направленности. Для противодействия преступлениям коррупционной направленности представляется целесообразным осуществить следующие организационные мероприятия в деятельности государственных структур:

а) при заключении контрактов на работу с будущими государственными чиновниками включать в них пункт с обязательствами граждан перед государством «не изменять интересам государства и интересам гражданского общества путем любых правонарушений, в том числе корыстной направленности», а также «нести уголовную и иную ответственность в случае нарушения данного обязательства»;

б) при выдаче государством частным и физическим лицам лицензии на право самостоятельной предпринимательской или иной деятельности также включать в нее пункт с обязательствами перед государством «не изменять интересам государства и интересам гражданского общества путем любых правонарушений, в том числе корыстной направленности», а также «нести уголовную и иную ответственность в случае нарушения данного обязательства»;

в) организовать при правительстве РФ Единую службу контроля гражданской лояльности десяти государственных чиновников и иных лиц (по аналогии со Счетной палатой), на которую возложить обязанности по организации в государственных и иных учреждениях регулярных (не реже одного раза в 1—2 года) психологодиагностических обследований их сотрудников, в том числе с использованием полиграфа. Соответственно в этой службе на каждого чиновника или иное лицо должна быть заведена карточка особого учета, в которой отмечались бы результаты подобного тестирования, что позволяло бы его руководству видеть динамику падения, либо роста социальной надежности (правовой устойчивости) госчиновников и иных лиц.

В силовых структурах следует иметь и свои собственные Службы контроля гражданской лояльности государственных чиновников.

Особое внимание следует обратить на государственных чиновников предпенсионного и пенсионного возраста (50—60 лет), у которых могут проявляться такие явления как личностный застой, либо медленный регресс личности в процессе обыденной жизни (как следствие утраты близких, неудач в карьерном

росте и т.п.) и на этой основе частичная утрата ими духовно-нравственных ценностей в жизни, а также целостности их правосознания.

г) обязать всех государственных чиновников докладывать по команде обо всех своих контактах, установленных по личной инициативе, либо по инициативе другой стороны, с представителями криминального бизнеса, зарубежных стран, а также об имевшихся подходах к ним со стороны других лиц с целью предложения взятки, либо иных услуг корыстного (антигосударственного) характера;

д) обязать всех государственных чиновников докладывать по команде о своих ежегодных доходах, характере личной собственности и родственников в России и за рубежом, наличия счетов в российских и зарубежных банках (жена, дети, внуки, отец, мать);

е) обязать всех государственных чиновников докладывать по команде о своих ежегодных поездках за границу (цель, расходы и пр.);

ж) обязать всех государственных чиновников докладывать по команде о своей преподавательской и иной некоммерческой деятельности, в том числе за рубежом (с какого времени, должность, получаемое вознаграждение и т.п.);

з) обязать всех государственных чиновников докладывать по команде о получаемых грантах, в том числе от зарубежных стран и организаций, иных поощрениях материального характера.

4. Совершенствование воспитательной деятельности в стране по противодействию преступлениям коррупционной направленности. Для противодействия преступлениям коррупционной направленности представляется целесообразным осуществить следующие организационные мероприятия воспитательного характера:

а) разработать Кодекс чести гражданина Российской Федерации, который обязан принять в торжественной обстановке каждый гражданин нашей страны при получении паспорта, а также каждый иностранец при получении российского гражданства. Запись об этом должна быть сделана в паспорте, или в документе о гражданстве соответственно;

б) разработать Кодекс чести государственного чиновника Российской Федерации, который он обязан принять в торжественной обстановке при получении Договора о найме на работу;

в) разработать Кодекс чести частного предпринимателя Российской Федерации, который он обязан

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Актуальные проблемы уголовного права и криминологии

принять в торжественной обстановке при получении лицензии на частную трудовую деятельность;

г) обратить особое внимание на воспитание гражданской лояльности и здорового правосознания у подрастающего поколения.

Как отмечал И.А. Ильин, «образование без воспитания не формирует человека, а разнуздывает и портит его, ибо оно дает в его распоряжение жизненно выгодные возможности, технические умения, которыми он, бездуховный, бессовестный, безверный и бесхарактерный, и начнет злоупотреблять. Надо раз и навсегда установить и признать, что безграмотный, но добросовестный простолюдин есть лучший человек и лучший гражданин, чем бессовестный грамотей, и что формальная «образованность» вне веры, чести и совести создает не национальную культуру, а разврат пошлой цивилизации».

Учитывая, что именно в школьные годы в период с 6 до 11 лет у детей развивается четвертая стадия идентичности личности, связанная с овладением ими символами культуры, формированием чувства компетентности, идентификацией себя с представителями отдельных профессий, а в период с 11 до 20 лет у юношества развивается пятая стадия идентичности личности, связанная со сложными процессами обретения взрослой идентичности и нового отношения к миру, то в этой связи целесообразно предусмотреть разработку и внедрение в школах для учеников средних и старших классов самостоятельного курса «Правового гражданского воспитания», в рамках которого должны быть прописаны духовно-нравственные основы правосознания граждан, их чести и достоинства, любви к государству, Родине и Отечеству и т.п. Данный курс следует сделать обязательной дисциплиной, по которой выпускники средних школ (техникумов, колледжей, училищ и т.п.) должны сдавать выпускной экзамен на гражданскую зрелость.

Аналогичный курс «Правового гражданского воспитания» следует предусмотреть и для высших учебных заведений (в том числе и военных) наравне с такими дисциплинами как «Человек и его потребности», «Безопасность жизнедеятельности» и др.

Наряду с этим, представляется целесообразным в каждом образовательной организации: школе (кол-

ледже, лицее, кадетском и ином корпусе) и вузе разработать Кодекс чести учащегося (школьника, воспитанника и студента), в котором были бы провозглашены его основные духовно-нравственные и социальные права и обязанности как члена образовательной организации, и как гражданина. Торжественное публичное принятие учащимися образовательных организаций таких Кодексов должно стать не только формой нравственного и правового воспитания подрастающей молодежи, но и элементом их социализации в гражданском обществе. Было бы целесообразно учредить для учащихся значок «Честь имею», который заменил бы сегодня значки, существовавшие ранее в СССР для пионеров и комсомольцев.

При этом следует помнить, что какие основы духовности и нравственности государство и общество заложат в головы подрастающего поколения, такой практический результат государство и общество и получат в будущем от работы своих государственных чиновников, представителей частного предпринимательства и граждан в целом.

Чрезвычайно важно помнить назидание выдающегося русского философа и публициста А.И. Ильина о том, что «своекорыстные, безнравственные, продажные люди.., не говоря уже о простых преступниках — не могут ни создать, ни поддерживать здоровый государственный организм».

И, наконец, антикоррупционная деятельность государственных органов в стране не может, по нашему мнению, рассматриваться вне правового обуздания разлагающего информационного влияния нынешних средств массовой информации в стране, насаждающих сегодня, к сожалению, культ наживы и приоритета денег и власти над духовными ценностями. И хотя эта проблема должна явиться темой самостоятельного исследования, тем не менее, она также непосредственно связана с изменой органов печати и телевидения своему главному предназначению — служению государственным интересам и интересам гражданского общества. Напомним, что в Высочайшем указе царя 13 января 1895 г. впервые в стране была определена обязанность, или принцип, «посвящения дарования и усиленных трудов на поприще науки, словесности и повременной печати» «служению Государю и Отечеству».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.