КОРРУПЦИЯ И РЕЙДЕРСТВО (УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ)
Андреева Л.А.
Статья посвящена коррупционным и рейдерским преступлениям в уголовном законодательстве. Показаны основные критерии уголовно-правового анализа коррупции и рейдерства, уголовно-правовых составов преступлений и норм, а также пути устранения криминологических дефектов в процессе противодействия коррупции и рейдерству
The article is devoted the corruption and corporate raid crimes in the criminal legislation. Shown there are counteraction the basic criteria of the criminally-legal analysis of the corruption and corporate raid, the criminally-legal structures of crimes and norms, and also a way of the elimination of criminological defects in the course of corruption and corporate raid
Ключевые слова: коррупция, рейдерство, преступление, состав преступления, объект коррупционного и рейдерского преступления, квалифицирующие признаки преступления, субъект коррупционного преступления
Key words: corruption, corporate raid, crime, crime structure, the object of corruption and corporate raid, the crimes qualifying signs of a crime, the subject of a corruption crime
В условиях новых экономических отношений происходит изменение структуры преступности, переоценка общественной опасности деяний на всех уровнях. Многие виды коррупционных проявлений относятся к категории должностных преступлений, главным стимулом которых является возможность получения экономической выгоды, связанной с использованием властных полномочий. Исходя из анализа норм международного права и результатов научных исследований, можно выделить следующие формы проявления коррупции: взяточничество (или подкуп); злоупотребление служебным положением; злоупотребление влиянием; легализация имущества, приобретенного преступным путем; незаконное участие в предпринимательской деятельности и т.д. Деловая коррупция возникает при взаимодействии власти и бизнеса, происходит непосредственное взаимодействие служащего и предпринимателя. Коррупция и рейдерство тесно взаимосвязаны между собой. Коррупция, как правовое явление, содействует рейдерству, в ходе захвата бизнеса, способствует
ГОСУДАРСТВО И ПРАВО
преступным действиям, а также создает предпосылки для нарушении законодательства, скрывает факты рейдерства, либо тормозит ход расследования рейдерских захватов. Наиболее многочисленными нарушениями, допускаемыми коррупционерами в сфере хозяйствования, являются те, которые связаны с ненадлежащим исполнением законодательства контролирующими органами, созданием различных административных барьеров предпринимательству, вымогательством взяток, неправомерным предоставлением льгот отдельным хозяйствующим субъектам, нарушениями законодательства при государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности и их лицензировании, прямым и косвенным воспрепятствованием законной предпринимательской деятельности. В условиях масштабного кризиса, охватившего государство, проблема коррупции и рейдерства приняла новые масштабы и формы, действия коррупционеров многообразны, что создает определенные трудности для квалификации их действий, определения правовой природы и юридической ответственности чиновников. Криминологическая модель воспрепятствования законной предпринимательской деятельности может быть рассмотрена в рамках рейдерства. Способ воспрепятствования должностным лицом законной предпринимательской деятельности может быть одним из способов подготовки осуществления рейдерской атаки и обусловлен мотивом ее совершения. Это дает основание включать в разработку методики расследования воспрепятствования законному предпринимательству версии о соучастии должностного лица в совершении рейдерства. Наличие коррупционных связей делает возможным осуществление криминальных захватов предприятий, и затенения экономической деятельности хозяйствующих субъектов, и иных преступных операций в сфере бизнеса. Уровень коррупции и криминальных захватов - взаимосвязанные явления, отражающие степень возможного воспрепятствования законной деятельности бизнесмена. В настоящее время рейдерство, как вид преступной деятельности, носит организованный групповой характер, совершается с использованием несовершенства законодательно-правовой базы, с привлечением административных и силовых ресурсов и в целом представляет реальную угрозу экономической безопасности. Рейдеры находятся под покровительством коррумпированных представителей правоохранительных органов, местных и федеральных властей. Практика смены руководства региональных органов исполнительной власти, назначение губернаторов способствуют вхождению в регион рейдеров под прикрытием «борьбы с местным криминалом» либо «привлечением инвестиций». Методы, или меры по противодействию коррупции, в основном носят криминологический характер, в том числе меры борьбы с внешними проявлениями коррупции (взятки отдельным чиновникам), с уже существующей коррупцией, с конкретными коррупционерами, с предпосылками, обусловливающими коррупцию, с потенциальной коррупцией, с тем коррупционером, в которого может, при некоторых условиях, превратиться служащий.
Однако ужесточение ответственности коррупционеров может привести и к обратному процессу роста коррупции, так как происходит подмена объекта криминологического воздействия, а в рамках данных мер с коррупцией среди государственного аппарата борются исключительно представители этого аппарата, что нередко перерастает в борьбу против конкурентов на рынке коррупционных услуг. К мерам превентивного характера относится обеспечение независимости и эффективности судебной власти; обязанность служащих декларировать имущество, правила, регулирующие вопрос конфликта интересов; гарантирование свободы информации; снижение барьеров входа на рынок, связанных с необходимостью получения различных разрешений; достойная оплата труда служащих; децентрализация власти; повышение прозрачности бюджетного процесса для контролирующих органов; совершенствование законодательства и администрирования, проведение экспертиз на коррупциогенность проектов и действующих правовых актов. Таким образом, если рейдерский захват представляет собой отдельный состав преступления, то коррупционные преступления имеют криминологический признак коррупциогенности, могут корреспондировать с административной и дисциплинарной ответственностью чиновников, шире распространены в экономике и общественных отношениях. Особое значение имеет Закон о противодействии коррупции1, устанавливающий обязанность служащих уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений. Служащий обязан уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений. Невыполнение служащим должностной (служебной) такой обязанности является правонарушением, влекущим его увольнение с муниципальной службы либо привлечение его к иным видам ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Таким образом, служащий, участвующий в коррупционных правонарушениях, может стать субъектом рейдерского захвата бизнеса, организатором либо пособником в преступной группе, будет привлечен к ответственности в соответствии с УК РФ.
Рейдерство - это проблема, с которой необходимо целенаправленно и последовательно бороться, в отношении которой требуется разработать эффективный механизм противодействия. Квалифицирующие признаки других преступлений далеко не всегда могут быть применены для случаев захвата бизнеса, поскольку основной объект, на который посягают рейдеры, не в полной мере соответствует понятию «имущественный» или «производственный комплекс». В действиях рейдера, как правило, отсутствует прямой либо
1 Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» // Собрание законодательства РФ 2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6228.
косвенный обман бывшего собственника бизнеса, либо только действия направленные на завладение активами, акциями, учредительными документами фирмы. Однако, большинство рейдерских «методик» в настоящее время пытаются классифицировать действующими статьями УК РФ. В уголовном законодательстве существуют как минимум 22 статьи, которые составляют недостаточно полную правовую базу, чтобы успешно противостоять рейдер-ским захватам либо их затруднить2. Приведенная сравнительная таблица 1 признаков коррупционных и рейдерских преступлений указывает как на близость правовых явлений, так и их различную правовую природу.
Возможным решением проблемы по борьбе с рейдерством было бы принятие федерального межотраслевого закона по борьбе с рейдерством. Он должен в большей степени касаться тех сфер законодательства, где борьба с рейдерством до настоящего времени не принимала активного характера, а также выработке основного понятийного аппарата, определяющего данное преступление.
Эволюция преступности является зеркальным отражением изменений в экономических, социально-политических отношениях в обществе, что неуклонно требует совершенствования уголовного законодательства. Таким образом, уголовно-правовая политика в борьбе с рейдерством, на первом этапе, заключается в определении квалифицирующих признаков «способствующих рейдерскому захвату», внесения изменений в действующий УК РФ, возможно с параллельной разработкой федерального межотраслевого закона «О рейдерстве», а на втором этапе, принятие антирейдерской нормы, включив отдельную статью в главу 22 УК РФ, в области противодействия коррупции - реализация норм федерального законодательства и включение квалифицирующего коррупционного признака в особенную часть УК РФ.
До настоящего времени российским законодателем не раскрыто понятие «коррупционные преступления». Нет разъяснения по этому вопросу ни в Федеральном законе от 25.12.2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции»3, ни в Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 годы, утвержденными Указом Президента РФ от 13.04.2010 г. № 46024. В Федеральном законе «О противодействии коррупции» определены деяния, относимые
2 Андреева, Л.А. Рейдерство: понятие, сущность (теоретический аспект) [Текст] / Л.А.Андреева // Уголовное право в эволюционирующем обществе: проблемы и перспективы: сб. науч. ст. по матер. Междунар. науч.-практ.конф., 24 мая 2010 г. / ред.кол.: А.А.Гребеньков (отв.ред.) [и др.]; Юго-Зап. гос. ун-т. Курс, 2010. - С.124-128. - [Электронный ресурс] - http:/swsu.ru/stuuctura/up/ иТкир/копТ 2010. sb.pdf
3 Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» // Собрание законодательства РФ 2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6228.
4 Указ Президента РФ 4602 «Об утверждении Национального плана противодействия коррупции на 2010-2011 годы» от 13.04.2010 г. № 4602 // Собрание законодательства РФ. - 2010. - № 16. -Ст. 1875.
к коррупционным: злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение перечисленных деяний от имени или в интересах юридического лица (ч. 1 ст. 1). В перечне явно усматриваются преступления, предусмотренные ст. ст. 201, 204, 285, 290 и 291 УК РФ, однако не раскрыто «иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения».
Б.В.Волженкин отмечает, что коррупция - это социальное явление, заключающееся в разложении власти, когда государственные (муниципальные) служащие и иные лица, уполномоченные на выполнение государственных функций, используют свое служебное положение, статус и авторитет занимаемой должности в корыстных целях для личного обогащения или в групповых интересах. Б.В.Волженкин к коррупционным преступлениям отнес5 следующие преступления ч. 3 ст. 159, ч. 3 ст. 160, 285, 289, 290, 291, 292, 169, 178, 201, 204, 184 УК РФ, тем самым к рассматриваемым преступлениям отнесено 13 составов. Как видно из перечня, к коррупционным отнесены преступления и против собственности, и в сфере экономической деятельности, и против интересов службы в коммерческих и иных организациях. В связи с чем, не совсем ясна избирательность деяний. Л.Гаухман отмечает, что к преступлениям коррупционной направленности относятся общественно опасные деяния, указал только всего пять составов преступлений. В данном случае к рассматриваемым деяниям выборочно отнесены преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина, кроме того, в перечне отсутствует ст. 291 УК РФ (дача взятки)6. В.А.Григорьев и В.В.Дорошин указывали, что в перечень коррупционных преступлений возможно включить 80 составов преступлений, однако, указав, что к этой категории общественно опасные деяния могут быть отнесены при определенных условиях7.
В Проекте федерального закона «Основы антикоррупционной политики», коррупционные преступления разбиты на три группы:8 коррупционные преступления в форме подкупа (п.п. «а» и «б» ч. 2 ст. 141, 184, 204, 210, п. «б» ч. 3 и ч. 4 ст. 174, ч. 2 и п. «а» ч. 4 ст. 290, ч. 2 ст. 291, 290, 304, ч. 1 и 4 ст.
5 Волженкин Б.В. Коррупция. - СПб.: Санкт-Петербургский юридический институт Генеральной прокуратуры РФ, 1998. - 156 с.
6 Гаухман Л. Коррупция и коррупционное преступление // Законность. - 2000. - № 6. - С. 2-6.
7 Пономорев П.Г Уголовно-правовые проблемы противостояния коррупции. - М.: Бек, 2011. - 606 с.
8 Там же, с.234-306.
309 УК РФ); иные коррупционные преступления (ст. 145.1, ч. 3 ст. 159, ч. 3 ст. 160, 164, 170, п. «б» ч. 3 ст. 188, 201, 202, 203, 210, п. «б» ч. 3 и ч. 4 ст. 174, чч. 2 и 3 ст. 285, чч. 2 и 3 ст. 286, ч. 3 ст. 287, п. «в» ч. 2 ст. 221, п. «в» ч. 3 ст. 226, п. «в» ч. 2 ст. 229, 285, 286, 288, 289, 292 УК РФ); преступления, связанные с коррупционными ст.ст. 174, 175, 316 УК РФ. В данном перечне среди коррупционных преступлений в форме подкупа нет деяния, предусмотренного ст. 291 УК РФ (дача взятки). В иных коррупционных преступлениях - не все деяния, предусмотренные в УК РФ, совершаемые с использованием своего служебного положения, возможно, расширить перечень деяний, связанных с коррупционными. Вместе с тем, включение в этот список организации или участия в преступном сообществе (преступной организации) (ст. 210 УК РФ) с указанием конкретных целей их организации не соответствует смыслу понятия коррупции.
Попытки определения перечня коррупционных преступлений предпринимают правоохранительные органы. Например, Следственным Комитетом при МВД РФ в перечень включены преступления коррупционной направленности (ч. 3 ст. 160, 201, 204, 285, 285.1, 285.2, 286, 290, 291, 292 УК РФ), всего 10 составов преступлений.
Межведомственное Соглашение о сотрудничестве генеральных прокуратур (прокуратур) государств - участников СНГ в борьбе с коррупцией (25 апреля 2007 г., г. Астана) сторонами была принята договоренность считать коррупционными следующие деяния9, которые в УК РФ предусмотрены соответственно ст.ст. 290, 291, 285, 292, ч. 3 ст. 159, ч. 3 ст. 160 УК РФ, всего 6 составов преступлений.
В совместном Указании Генпрокуратуры РФ № 399/11, МВД РФ № 1 от 28.12.2009 (ред. от 30.04.2010) «О введении в действие Перечней статей УК РФ, используемых при формировании статистической отчетности»10 преступления коррупционной направленности дифференцированы на три группы:
1) преступления, относящиеся к перечню без каких-либо условий (ст. ст. 141, 184, п. «б» ч. 3 ст. 188, 204, 289, 290, 291 УК РФ);
2) преступления, относящиеся к перечню при наличии определенных условий: относящиеся к перечню при наличии в статистической карточке основного преступления отметки о его коррупционной направленности (ст. ст.174, 174.1, 175, ч. 3 ст. 210УК РФ); относящиеся к перечню в соответствии с международными актами при наличии в статистической карточке основного преступления отметки о его коррупционной направленности (ст.
9 Заседание Координационного совета генеральных прокуроров государств - участников Содружества Независимых Государств (25 апреля 2007 г., г. Астана, Республика Казахстан) // Прокурорская и следственная практика. - 2007. - № 1-2. - С. 41-49.
10 Указание Генпрокуратуры РФ № 399/11, МВД РФ № 1 от 28.12.2009 (ред. от 30.04.2010) «О введении в действие Перечней статей УК РФ, используемых при формировании статистической отчетности» - [Электронный ресурс] - hyttp://www.durex-promo.ru
ст.294,295,296, 302, 307, 309 УК РФ); относящиеся к перечню при наличии в статистической карточке отметки о совершении преступления с корыстным мотивом ( п.п. «а», «б» ч. 2 ст. 141, ч. 2 ст. 142, ст.ст. 170,201,202, 285, 285.1, 285.2, 286, 292, 305 УК РФ); относящиеся к перечню при наличии в статистической карточке отметки о совершении преступления должностным лицом, государственным служащим и служащим органов местного самоуправления, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации (ч. 4 ст. 188, п. «в» ч. 3 ст. 226, ч. 2 ст. 228.2, п. «в» ч. 2 ст. 229 УК РФ); относящиеся к перечню при наличии в статистической карточке отметки о совершении преступления должностным лицом, государственным служащим и служащим органов местного самоуправления, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации и с корыстным мотивом ( ч.ч. 3 и 4 ст. 183, п. «б» ч. 3 ст. 228.1 УК РФ); относящиеся к перечню при наличии в статистической карточке отметки о совершении преступления должностным лицом, государственным служащим и служащим органов местного самоуправления, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, с использованием своего служебного положения ( ч.ч. 3 и 4 ст. 159, ч.ч.3 и 4 ст. 160 УК РФ);
3) преступления, относящиеся к перечню при наличии в статистической карточке сведений о совершении преступления, связанного с подготовкой, в том числе мнимой, условий для получения должностным лицом, государственным служащим и служащим органов местного самоуправления, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества, незаконного представления такой выгоды (ст.ст.159, 169, 178, 179 УК РФ). Всего 40 составов преступлений.
В приказе Следственного комитета при Прокуратуре РФ от 19.03.2009 г. № 7 «Об утверждении и введении в действие формы статистической отчетности «Сведения о противодействии коррупции при организации деятельности по выявлению, расследованию, раскрытию и предупреждению коррупционных преступлений следственными органами Следственного комитета при прокуратуре РФ»11 к преступлениям коррупционной направленности отнесены ст. 145.1, ч. 3 ст. 159, ч.ч. 3 и 4 ст. 160, 169, 170, п. «б» ч. 3 и ч. 4 ст. 174, п. «б» ч. 3 и ч. 4 ст. 174.1, ч.ч. 2 и 3 ст. 178, 183, п. «б» ч. 3 и ч. 4 ст. 188, 201, 202, 204, ч. 3 ст. 210, п. «в» ч. 2 ст. 260, 285, 285.1, 285.2, 286, 288, 289, 290, 291, 292, 293, ч. 3 ст. 294, 304, 305, ч. 1 ст. 309 УК РФ. Всего 29 составов,
11 Приказ Следственного комитета при Прокуратуре РФ от 19.03.2009 г. № 7 «Об утверждении и введении в действие формы статистической отчетности «Сведения о противодействии коррупции при организации деятельности по выявлению, расследованию, раскрытию и предупреждению коррупционных преступлений следственными органами Следственного комитета при прокуратуре РФ» - [Электронный ресурс] - hyttp://www.durex-promo.ru
представляемых почти все родовые объекты российского уголовного законодательства. Представляет интерес отнесение преступлений к коррупционным судебными органами. В приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 20.05.2009 № 97 «Об утверждении Табеля форм статистической отчетности о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей, образцов форм статистической отчетности»12 к ним отнесены п. «а», «б» ч. 2 ст. 141, ч. 2 ст. 145.1, п. «г» ч. 3 ст. 146, ч.ч. 3 и 4 ст. 159, ч.ч. 3 и 4 ст. 160, 170, 174, 174.1, ч. 3 ст. 175, ч. 2 ст. 176, 177, ч.ч. 2 и 3 ст. 178, ч.ч. 3 и 4 ст. 183, 184, п. «б» ч. 3 и ч. 4 ст. 188, ч.ч. 2 и 3 ст. 189, 193, 201, 202, 204, ч. 3 ст. 210, п. «в» ч. 3 ст. 226, п. «б» ч. 3 ст. 228.1 УК РФ; совершенные лицом с использованием своего служебного положения ч. 2 ст. 228.2, п. «в» ч. 2 ст. 229, 285, 285.1, 285.2, 286 (кроме п. «а», «б» ч. 3 - совершены с применением насилия или с угрозой его применения, оружия или специальных средств), 289, 290, 291, 292, 294, 295, 296, 299, 300, 301, 302, ч.ч. 2 и 3 ст. 303 УК РФ; по уголовному делу о тяжком или об особо тяжком преступлении, а равно фальсификация доказательств, повлекшая тяжкие последствия ст. 309 УК РФ. Всего 42 состава, охватывающих весь объектный спектр Особенной части УК РФ.
Таким образом, как на теоретическом уровне, так и на практике отсутствует единое мнение о преступлениях, относимых к коррупционным. Большинство специалистов под коррупционными преступлениями понимаются все должностные или служебные преступления, отсутствует четкое объектное отнесение преступлений к коррупционным, не определен круг субъектов коррупционных преступлений, так как большинством исследователей под ним понимается только государственный или муниципальный служащий.
Таким образом, автор полагает, что к коррупционным преступлениям следует отнести только общественно опасные деяния, внести квалифицирующий признак коррупционного преступления в УК РФ; субъектом коррупционных преступлений должно быть определено любое публичное лицо, использующее свой статус для противоправного получения выгоды (выборное должностное лицо, государственный и муниципальный служащий и т.д.); коррупционные преступления необходимо объединить, выделив их в отдельную главу Особенной части УК РФ, отграничив их от служебных преступлений.
К коррупционным преступлениям необходимо отнести п. «а» ч. 2 ст. 141, ч. 2 ст. 142, ч. 1 ст. 183, 184, 204, 290, 291, ч. 1 ст. 309 УК РФ, дополнить Закон «О противодействии коррупции» понятием «коррупционные преступления», с указанием их перечня, внести данное определение квалифицирующим признаком в УК РФ.
12 Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 20.05.2009 № 97 «Об утверждении Табеля форм статистической отчетности о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей, образцов форм статистической отчетности» - [Электронный ресурс] - hyttp://www.durex-promo.ru
Совершенствование Уголовного Кодекса РФ, федерального законодательства по борьбе с коррупционными и рейдерскими преступлениями, установление и четкое определение перечня коррупционных преступлений и отдельной статьи УК РФ «Рейдерство» будет способствовать более успешному противодействию преступности и иным общественно опасным деяниям в России.
Таблица 1
Коррупционные и рейдерские преступления
Коррупционные преступления Рейдерские преступления
Статья 137. Нарушение неприкосновенности частной жизни
Статья 138. Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений
Статья 141 П.п. «а», «б» ч. 2 Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий
Статья 141.1 Нарушение порядка финансирования избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума
Статья 142 Ч. 2 Фальсификация избирательных документов, документов референдума
Статья 159 Ч.ч.3,4 Мошенничество Статья 159. Мошенничество.
Статья 160 Ч.ч. 3,4 Присвоение или растрата
Статья 163. Вымогательство.
Статья 169 Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности
Статья 170 Регистрация незаконных сделок с землей Статья 170. Регистрация незаконных сделок с землей
Статья 174 Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем
Таблица 1. Продолжение
Статья 174.1 Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления
Статья 178 Недопущение, ограничение или устранение конкуренции
Статья 179 Принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения. Статья 179. Принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения
Статья 183 Ч.ч.3,4 Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну Статья 183. Незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну
Статья 184 Подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов
Статья 188 П. «б» ч. 3 Контрабанда
Статья 195. Неправомерные действия при банкротстве
Статья 196. Преднамеренное банкротство
Статья 197. Фиктивное банкротство
Статья 199. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации
Статья 201 Злоупотребление полномочиями Статья 201. Злоупотребление полномочиями
Статья 202 Злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами
Статья 204 Коммерческий подкуп
Статья 210 Ч.3 Организация преступного сообщества (преступной организации) или участие в нем (ней)
Статья 226 П. «в» ч. 3 Хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств.
Статья 228.1 П. «б» ч. 3 Незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов
Статья 228.2 Ч. 2 Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов
Таблица 1. Продолжение
Статья 229 П. «в» ч. 2 Хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ в) лицом с использованием своего служебного положения
Статья 285 Злоупотребление должностными полномочиями Статья 285. Злоупотребление должностными полномочиями.
Статья 285.1 Нецелевое расходование бюджетных средств
Статья 285.2 Нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов
Статья 286 (за исключением п.п. «а», «б» ч.3) Превышение должностных полномочий Статья 286. Превышение должностных полномочий
Статья 289 Незаконное участие в предпринимательской деятельности
Статья 290 Получение взятки Статья 290. Получение взятки
Статья 291 Дача взятки Статья 291. Дача взятки
Статья 292 Служебный подлог Статья 292. Служебный подлог
Статья 293. Халатность
Статья 294 Воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования Статья 294. Воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования
Статья 295 Посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование
Статья 296 Угроза или насильственные действия в связи с осуществлением правосудия или производством предварительного расследования
Статья 302 Принуждение к даче показаний
Статья 303. Фальсификация доказательств
Статья 305 Вынесение заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта
Статья 307 Заведомо ложные показание, заключение эксперта, специалиста или неправильный перевод
Статья 309 Подкуп или принуждение к даче показаний или уклонению от дачи показаний либо к неправильному переводу
Таблица 1. Продолжение
Статья 327. Подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков
Статья 330. Самоуправство.
Всего 37 статей УК РФ (10 ст. УК РФ совпадающие) Всего 22 статьи УК РФ (10 ст. УК РФ совпадающие)