Научная статья на тему 'Коррупция и организованная преступность: проблемы и соотношения'

Коррупция и организованная преступность: проблемы и соотношения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
13162
1120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / ОРГАНИЗОВАННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Магомедов А. А., Наумов Ю. Г.

В статье исследуется взаимосвязь организованной преступности и коррупции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Коррупция и организованная преступность: проблемы и соотношения»

2. УГОЛОВНОЕ, УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО

2.1. КОРРУПЦИЯ И ОРГАНИЗОВАННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ: ПРОБЛЕМЫ И СООТНОШЕНИЯ

Перейти на Главное МЕНЮ

Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

Магомедов А.А., д.ю.н., профессор

Академия экономической безопасности МВД России

Наумов Ю.Г. , к.э.н.,

Академия управления МВД России

В статье исследуется взаимосвязь организованной преступности и коррупции.

Ключевые слова: коррупция, организованная преступность, государственный служащий.

Организованная преступность и коррупция - это сложные антисоциальные явления, не имеющие государственных границ, которые многие десятилетия сопровождают социальное и культурное развитие большинства стран мира1.

Организованная преступность в России имеет глубокие исторические корни и обладала своими особенностями. Данные особенности складываются на протяжении длительного времени и могут, по мнению А.А. Голубева и М.В. Елеськина служить основанием для выведения четырех этапов развития организованной преступности в России: первый этап начинается в ХУ столетии, когда зарождается профессиональная преступность, формируются обычаи и традиции преступного мира; второй этап начинается с конца Х1Х в. и продолжается примерно до 1921 г.; третий этап: 1921 - 1965 гг. После 1965 г. - четвертый этап, характеризующийся возрождением старых и появления новых форм рассматриваемой преступности.

Наличие организованной преступности в нашей стране долгие годы замалчивалось и официально было признано только в 1989 г. на II съезде народных депутатов СССР. В настоящее время, страна стоит перед дилеммой: рыночная экономика и правовое государство, либо экономика, базирующаяся на организованной преступности, и административно-командное государство2.

1 Голубев А.А, Елеськин М.В. Организованная преступность и коррупция: Предпосылки возникновения и современные проявления / Моск. Гуманит.-экон.нст-т. Твет.фил. - Трерь, 2002. - 101 с. - Библиогр.: с.97-101.

2 Там же.

Значительный рост коррупционной и организованной преступности, масштабы их распространенности, усилившаяся преступная экспансия в экономику относится к числу наиболее острых проблем в жизни государства и общества. Угрожая стабильности экономических и финансовых институтов, преступность превратилась в один из главных источников деструктивного воздействия на процессы социального, экономического и политического развития страны.

Необходимость рассмотрения вопроса соотношении коррупции с организованной преступностью обуславливается тем, что как в научном и практическом, так и на нормативно-правовом уровнях не существует единого взгляда на соотношение таких явлений как коррупция и организованная преступность. А это, безусловно, не оказывает содействие правильному пониманию правовой сущности этих явлений, планированию адекватных мероприятий противодействия им.

Разработка эффективных мер борьбы с конкретным криминальным явлением, а тем более с таким сложным системным явлением, как коррупция, предполагает не только изучение его содержания, но и уяснение того места, которое это явление занимает в системе других видов преступной деятельности.

Часто коррупцию и организованную преступность предлагают рассматривать в одном контексте, как близкие по смыслу явления. Ряд ученых вообще склонны рассматривать коррупцию и организованную преступность как одно целое, или как структурный элемент относительно другого3.

О.Г. Кальман считает, что использование коррумпированных связей является обязательным элементом в деятельности формирований, которые специализируются на совершении преступлений в сфере экономики. По его мнению, в Российских условиях это в значительной мере обусловлено потребностью легализации значительных сумм денег, добытых организованными преступными группировками в процессе своей преступной дея-тельности4.

Непременным элементом организованной преступности, одной из основных ее признаков (элементов) признают коррупцию.

Анализируя взаимосвязь организованной преступности с коррупцией, А.И. Долгова отмечает, что «коррупция для организованных преступников

- средство обеспечения не только их корыстного, но и политического интереса, поскольку у них от-

3 Гуров А.И. Профессиональная преступность: прошлое и современность. - М.: Юрид. лит., 1990. - 304 с.

4 Кальман О.Г. Взаимосвязь организованной преступности и

коррупции в сфере экономики // Вестник Академии правовых

наук. - Харьков, 1997. - № 4. - С. 188-190.

мечается двойная мотивация: обеспечить сверхдоходы и власть ради их сохранения и приумножения. В случае коррумпированности государственных служащих, а тем более масштабной, граждане государства фактически утрачивают свой государственный аппарат, он служит в этом случае не налогоплательщикам, а интересам тех, кто его «пере-купил»»5.

Организованные преступные формирования являются наиболее крупным корруптером - субъектом подкупа должностных и иных лиц, обладающих государственными или иными полномочиями, авторитетом и возможностями. С другой стороны, наиболее длительно и успешно действующие взяточники - это тоже участники организованной преступной деятельности.

В подтверждение этого В.А. Номоконов указывает, что правоохранительные органы отмечают даже новую форму преступных проявлений в виде организованной коррупции, когда кооперируются несколько человек из разных правоохранительных ведомств6.

Однако приведенные взаимосвязи не являются исчерпывающими . Как справедливо отмечает А. И . Долгова, у всех этих сложных системных явлений (организованной преступности и коррупции) обязательно есть экономическая составляющая. Без экономической преступности они не способны эффективно функционировать. Не случайно такое большое значение придается, например, борьбе с финансированием терроризма, легализацией преступных доходов". Именно криминальные капиталы развернули тот виток коррупции, который поразил мир 7.

Следует отметить, что в настоящее время организованная преступность трансформируется и все более чаще присутствует в таких сложных и глобальных явлениях, как экономическая и связанная с ней жесткая политическая конкуренция на почве завоевания и раздела экономических рынков и ресурсов. Под видом организованной преступной деятельности, включающей, в частности и коррупцию, фактически осуществляется вторжение одних государств на территории и в различные сферы суверенитета других государств.

Приведенные выше позиции ученых разрешают констатировать неразрывную связь коррупции и организованной преступности, однако не дают от-

5 Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в России / Материалы Всероссийской научной конференции (Москва, 6 июня 2007 г.) - М., Научный эксперт, 2007. С.117.

6 Номоконов В.А. Особенности политики борьбы с организованной преступностью и коррупцией в России //Организованная преступность, терроризм, коррупция в их проявлениях и борьба с ними. М., 2005. с.28.

7 Долгова А.И. Экономика, преступность, организованная преступность - диалектика развития // Криминальная экономика и организованная преступность. М., 2007. С.11.

вета на ряд вопросов относительно соотношения этих явлений.

Об органической связи коррупции и организованной преступности свидетельствует и такие факты, которые отмечают международные организации, формулируя рекомендации повышения эффективности борьбы с организованной преступностью, уделяя особое внимание борьбе с коррупцией. Так, ООН одним из стратегических направлений предупреждения организованной преступности считает исследование проблем борьбы с коррупцией. В принятых в 1990 г. восьмым Конгрессом ООН «Руководящих принципах для предупреждения организованной преступности и борьбы с ней» прямо указано, что «необходимым условием разработки программ по предупреждению преступности являются исследования проблем коррупции, ее причин, характера, следствий, взаимосвязи с организованной преступностью и мероприятий по борьбе с ней»8.

В Рамочной Конвенции Организации Объединенных Наций против организованной преступности от 21 июля 1997 г. непосредственно в определении понятия организованной преступности указывается на то, что коррупция является одним из трех основных средств (два другие - насилие и запугивание), которые дают возможность предводителям организованной преступности получать прибыль, контролировать территории, внешние и внутренние рынки, продолжать свою преступную деятельность и проникать в легальную экономику9.

Весьма точным следует признать утверждение о том, что если обычная преступность наступает на общество, действуя против его институтов, в том числе и государства, организованная преступность в этом наступлении стремится опираться на институты государства и общества, использовать их в своих целях10.

Это использование в значительной мере осуществляется с помощью установления и распространение коррумпированных отношений.

Термины «коррупция» и «организована преступность» в официальных документах нашего государства, в том числе нормативно-правовых актах, во многих случаях употребляются в одном синонимическом ряде. Для противодействия этим явлениям предлагается один и тот же комплекс мероприятий, а для осуществления правоохранительной деятельности, ее координации и осуществление контроля за ней созданы и действуют одни и те

8 Сборник стандартов и норм Организации Объединенных Наций в области предупреждения преступности и уголовного правосудия. - Ньорк-Йорк: ООН, 1992. - 467 с.

9 Основы борьбы с организованной преступностью / Под ред. В.С. Овчинского, В.Е. Эминова, Н.П. Яблокова. - М.: ИНФРА-М, 1996. - 400 с.

10 Криминология. Учебник для юридических вузов. Под общей редакцией А.И. Долговой. - М.: ИНФРА. М-НОРМА, 1997. -784 с.

же государственные органы или их специальные подразделения.

Констатируя тесную связь коррупции и организованной преступности, все же, на наш взгляд, их нельзя рассматривать как одно целое или даже как обязательный структурный элемент одного относительно другого (чаще коррупцию как элемент организованной преступности). Коррупцию и организованную преступность следует рассматривать безусловно как органически взаимосвязанные, но все же самостоятельные социальные и правовые явления, которым присущие специфические признаки, закономерности развития, криминологические и уголовно-правовые характеристики и т.п..

Если говорить о роли коррупции в функционировании организованной преступности, то необходимо констатировать, что коррупция - это лишь одно из средств, которое используют субъекты организованной преступности. Следует согласиться с тем, что факты получения служебным лицом даже многочисленных взяток за совершение конкретных действий с использованием своего должностного положения сами по себе не дают оснований рассматривать их как проявления организованной преступной деятельности11.

В свою очередь, организованная преступная группа или организованное преступное сообщество целиком могут существовать и без коррумпированных связей. Другое дело, что отсутствие таких связей может существенно усложнить функционирование таких образований и даже сделать невозможным совершение отдельных преступлений. Но это уже совсем другой аспект, который свидетельствует о взаимном влиянии, взаимозависимости этих явлений. Наличие коррумпированных связей для организованных преступных формирований и связь коррумпированного чиновника с такими формированиями - это оптимальная с точки зрения достижения преступного результата и безопасности функционирования схема существования двух указанных явлений. Организованная преступность заинтересована в создании соответствующих позиций во властных структурах, активно выискивая соответствующих должностных лиц, которые бы представляли ее интересы в сфере функционирования теневой экономики, обеспечивали благоприятные условия для осуществления противоправной деятельности, создавали политическую защиту и т.п., а коррупция в свою очередь заинтересована в возможностях организованных преступных группировок (финансовых, организационных и других). Поэтому широкое распространение коррупции непременно приводит к росту организованной преступности, а качественное и количественное развитие последней непременно влечет за собой увели-

11 Организованная преступность / Под ред. А.И. Долговой, С.В. Дьякова. - М.: Юрид. лит, 1989. - 352 с.

чение количества коррупционных проявлений и повышение опасности их характера.

Коррупция является одним из элементов механизма выживания и развития субъектов организованной преступности. Ее можно рассматривать и как метод, с помощью которого субъекты организованной преступности проникают в государственные и общественные институты в целях их трансформации и нейтрализации действий, направленных на ликвидацию условий их функционирования.

По нашему мнению, коррупция и организованная преступность всегда заинтересованы в представленном симбиозе и стремлении к друг другу. Рассуждая образно, можно представить, что в своем развитии коррупция и организованная преступность идут навстречу друг другу и непременно встречаются на определенном этапе своего развития, а встретившись, интегрируют свои усилия, многократно увеличивая свой преступный потенциал. Инициативность этого движения навстречу друг другу имеет ряд специфических особенностей. С одной стороны, это меркантильное желание субъектов организованной преступности в получении криминальных доходов (сверхприбыли). В другом случае, должностные лица органов государственной власти, как свидетельствует практика, и сами довольно часто выискивают контакты с криминальными элементами, чтобы дороже продать свои услуги.

Следует отметить, что использование возможностей политической власти не является самоцелью организованной преступности, оно обуславливается ее природой, сутью существования. Это четко проявляется, если рассматривать организованную преступность через категорию «организованной преступной деятельности». При таком подходе коррупция признается обязательным условием существования и успешного функционирования организованной преступности. С учетом изложенных позиций - коррупция является элементом системы обеспечения деятельности организованной преступности, в частности внешней поддержки, защиты от социального контроля, проникновения в легальную экономику и политическую власть.

Рассмотрение организованной преступности через призму организованной преступной деятельности имеет не только теоретическое, но и практическое значение - оно ориентирует правоохранительные органы в каждом конкретном случае на выявление организованной преступной группы или организованного преступного сообщества, устанавливать средства обеспечения их функционирования, а так же выходить на их коррупционные связи.

Если же характеризовать использование представителями организованных преступных объединений возможностей коррупции, то оно состоит в том, чтобы:

-обеспечить надежное прикрытие со стороны властных структур преступной деятельности организованных преступных объединений;

-внедриться или расширить свое присутствие в легальной экономике, политике, правоохранительной и других сферах;

-взять под свой контроль важнейшие и наиболее прибыльные сферы социальной жизни;

-создать систему нейтрализации социального контроля над организованной преступностью и обеспечение уклонения от предусмотренной законом ответственности лидеров и других членов преступных группировок;

-лоббировать свои интересы в органах государственной власти и органах местного самоуправления;

-использовать властные возможности для расправы со своими конкурентами по преступной деятельности.

Для достижения своей цели организованная преступность использует такие средства, как подкуп представителей власти, решение их личных вопросов, финансирование избирательных кампаний отдельных политических деятелей или деятельности политических партий и других общественных организаций, проникновение во власть путем выдвижения своих представителей на разные должности, в том числе выборные, в структурах государственной власти и органах местного самоуправления.

Следует отметить, что в последнее десятилетие наблюдается изменение приоритетов в использовании организованной преступностью возможностей коррупции: если раньше лидеры организованных преступных группировок стремились достичь своей цели преимущественно путем подкупа представителей власти, то на сегодня они предоставляют преимущество другому способу - личному проникновению во власть или «делегирование» к ней своих представителей.

СТРЕМЛЕНИЕ ОБРЕТЕНИЯ ЛЕГИТИМНОСТИ У ЛИДЕРОВ ПРЕСТУПНЫХ ФОРМИРОВАНИЙ Качественные изменения, на наш взгляд, обусловленные двумя основными моментами: 1) утверждением все более организованных форм преступной деятельности; 2) обретением организованной преступностью черт реальной власти в государстве «пятой власти». Последнее происходит в значительной мере за счет использования организованными преступными структурами возможностей официальной власти (через коррумпированные связи) и легализации своей деятельности (в том числе через органы государственной власти).

Тесная связь криминальных группировок с представителями власти, особенно в тех случаях, когда речь идет о функционировании организованных преступных структур кланового типа, может иметь и отрицательное влияние на функционирование таких структур. Наличие жесткой связи определен-

ного клана с представителем власти, который обеспечивает ему «крышу» от деятельности правоохранительных структур или враждующих кланов, делает такой клан чувствительным и недолговечным. Дело в том, что существование организованной преступной структуры в таком случае в значительной мере зависит от пребывания их лидеров или покровителей на ключевых должностях в государственных органах. В случае смещения влиятельного чиновника структура постепенно распадается или же предпринимаются срочные меры на подкуп другого должностного лица, которое может обеспечить ей «крышу».

В комментарии к уголовному кодексу РФ одним из признаков участия в преступном сообществе (преступной организации) является установление контактов с должностными лицами, имеющими возможности с использованием своего служебного положения содействовать деятельности сообщества, совершению им преступлений, уклонению организаторов, руководителей и участников сообщества от уголовной ответственности.

В связи с тем, что внесение изменений и дополнений в уголовное, уголовно-процессуальное и административное законодательство - процесс длительный, правовой вакуум заполнялся изданием указов Президента РФ. Одним из первых актов стал Указ Президента Российской Федерации № 361 от 4 апреля 1992 года «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы», согласно которому служащим государственного аппарата запрещалось: заниматься предпринимательской деятельностью, в том числе через посредников; оказывать содействие физическим и юридическим лицам в осуществлении предпринимательской деятельности и получать за это различные вознаграждения; совмещать государственную службу с другой оплачиваемой работой (кроме научнопедагогической и творческой); принимать участие в управлении акционерными обществами и иными хозяйственными субъектами.

Для государственных служащих установлено обязательное представление при назначении на руководящую должность декларации о доходах. Однако в силу того, что должный механизм обеспечения этого Указа не был создан, большинство его предписаний не выполняются, хотя формально и сохраняют юридическую силу.

Большое значение для активизации борьбы с организованной преступностью имел Указ Президента Российской Федерации № 1189 от 8 октября 1992 года « О мерах по защите прав граждан, охране правопорядка и усилению борьбы с преступностью», в соответствии с которым подразделения по борьбе с организованной преступностью усилили численностью и техническими средствами.

Наиболее значительный след в борьбе с организованной преступностью оставил Указ Президента Российской Федерации № 1226 от 14 июня 1994

года «О неотложных мерах по защите населения от бандитизма и иных форм проявлений организованной преступности». В числе мер данным Указом предусматривалось неприменение к подозреваемым и обвиняемым по указанным преступлениям в качестве меры пресечения подписки о невыезде, личного поручительства, поручительства общественных организаций и залога, задержание к ним применялось до 30 суток. При наличии достаточных данных о причастности организованной преступной группы к тяжким преступлениям до возбуждения уголовного дела по согласованию с прокурором могли проводиться экспертизы, назначаться проверки финансово-хозяйственной деятельности не только подозреваемых участников ОПГ, но и их родственников. Несмотря на отмену данного Указа и прекращение действия названных неординарных, не предусмотренных нормами УПК мер, данный правовой акт следует признать наиболее эффективным, ибо в период его действия правоохранительными органами удалось приостановить разгул насильственной организованной преступности и частично загнать ее в подполье. Не смотря на определенную критику данного указа со стороны научного сообщества России и других зарубежных государств, специализированным подразделениям ОВД удалось переломить криминогенную обстановку и вытеснить значительную часть представителей организованных формирований из легального бизнеса.

Рост международной коррупции и связанной с ней организованной преступности вызывает во всем мире справедливую озабоченность. Политико-экономические последствия распространения этих явлений могут привести к чрезвычайноопасным последствиям, вплоть до потери суверенитета отдельных государств. Выработанные международным сообществом меры носят абстрактный характер и не носят координальных изменений, направленных на устранение негативных последствий этих двух взаимосвязанных факторов.

В Российской Федерации, закон «О борьбе с организованной преступностью» так как и закон «О противодействии коррупции» не были приняты. В пояснительном письме Президента Российской Федерации от 22 декабря 1995 года законопроект был отклонен в связи с несоответствием ст. 23, 35, 54 Конституции Российской Федерации, которые по своей сути существенно мешают отправлению правосудия.

В настоящий период времени работа по принятию вышеуказанных законопроектов продолжается. Так, заслуживает внимания проект Федерального закона «О борьбе с организованной преступностью» подготовленный в соответствии с решением Координационного совещания руководи-

телей правоохранительных органов Российской Федерации от 4 сентября 2006 г.12

Что касается ведомственных мероприятий по противодействию коррупции и организованной преступности то они осуществляются на основании программных мероприятий и нормативно-правовых актов. Так, в МВД России действует комплексная программа мероприятий по усилению борьбы с коррупцией на 2007-2008 годы. Подготовлена концепция Федеральной целевой программы «Усиление борьбы с организованной преступностью и коррупцией Российской Федерации на 2009 - 2013 годы».

Анализируя коррупционную преступность можно констатировать, что в жернова системы уголовной юстиции попадают как правило бедные и слабо адаптированные к жизни слои населения, а богатые и обличенные властными полномочиями элитарные группы не значатся в орбите деятельности правоохранительных органов. В этой связи частым вопросом подозреваемых в совершении коррупционных преступлений задается банальный вопрос: «... а почему именно меня? (ведь есть более высокопоставленные чиновники, которые вовлечены в коррупционные отношения)». В реалиях Российского общества сложилась ситуация, давно описанная в литературе: если ты украл булку хлеба -пойдешь в тюрьму, а если железную дорогу - будешь сенатором.

Учитывая изложенное можно сделать некоторые важные в теоретическом и практическом аспектах выводы:

1. Коррупцию и организованную преступность необходимо рассматривать как органически связанные, но вместе с тем самостоятельные социальные и правовые явления, которые осуществляют обоюдное влияние на развитие друг друга. Коррупция качественно изменяет организованную преступность, разрешает ей не только существовать, а и укреплять свои позиции в обществе и государстве, политизируя ее. Под политизацией организованной преступности понимается осознание представителями организованных преступных группировок собственных политических интересов, отличных от интересов других социальных прослоек, постановку политически значимых задач13.

Современная организованная преступность преследует не только экономическую (получение сверхприбылей, контроль за определенными областями экономики, регионами, отдельными предприятиями и т.п.), но и политическую цель - полу-

12 Рабочий проект подготовлен сотрудниками НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, МВД России, ФСИН России.

13 Карасев В.И. Социальные параметры экономической преступности // Организованная преступность и коррупция. Исследования, обзоры, информация. Вып. 2. - Екатеринбург, 2000. - С. 13-31.

чение властных возможностей для лоббирования своих интересов, политического обеспечения преступной деятельности. Лоббирование является одним из показателей политизации организованной преступности - оно может осуществляться как с помощью ее представителей, которые специально проникли во власть, так и путем подкупа других служащих. В свою очередь, организованная преступность существенным образом влияет на развитие коррупционных процессов, экономически, финансово и иным образом стимулирует появлению новых более опасных проявлений коррупции.

Коррупция относительно организованной преступности выполняет три основные функции:

- формирует защитный механизм организованной преступности;

- выступает одним из основных средств достижения основных целей преступной деятельности организованных преступных группировок;

- является формой легализации организованной преступности: она разрешает представителям организованных преступных группировок приобрести легальный социальный статус (парламентера, высокопоставленного чиновника, общественного деятеля), а также легализировать доходы, добытые преступным путем. Из позиции соотношения этих двух рассматриваемых явлений коррупция выступает средством сращивания криминальных структур с властью, криминализации власти и политизации преступности.

3. Организованная преступность как общественно опасное явление, охватывает всю совокупность преступлений, совершенных организованными преступными группировками (организованными преступными группами и преступными сообществами), являются частью общей преступности (ее особым видом), которая объединяет в себе наиболее опасные проявления многих других видов умышленной преступности, в том числе коррупционной.

Такие черты организованной преступности как создание системы нейтрализации социального контроля за деятельностью организованных преступных группировок и обеспечение уклонения от предусмотренной законом ответственности их лидеров и других членов, усиление коррупционных связей во властных структурах, использование разнообразных форм и методов для лоббирования своих интересов в органах государственной власти и органах местного самоуправления, проникновение в политику путем выдвижения своих представителей на разные должности, в том числе выборные в структурах государственной власти, финансирование выборных кампаний отдельных политиков или деятельности политических партий и других общественных организаций, контроль и активное использование в своих интересах средств массовой информации разрешают преступным группировкам приобрести высокоорганизованный харак-

тер, успешно приспосабливаться к общественным изменениям и постоянно совершенствовать организационные формы существования.

Наличие коррумпированных связей для организованных преступных формирований и связь коррумпированных чиновников с такими формированиями - это оптимальная с точки зрения достижения преступного результата и безопасности функционирования схема существования двух указанных явлений. Субъекты организованной преступности заинтересованы в создании соответствующих позиций во властных структурах для обеспечения благоприятных условий для своей противоправной деятельности и избежание от предусмотренной законом ответственности, а коррумпированные лица в свою очередь заинтересованные в использовании финансовых, организационных и других возможностей организованных преступных группировок. Поэтому широкое распространение коррупции непременно приводит к развитию организованной преступности, а качественный и количественный рост последней непременно влечет за собой увеличение количества коррупционных проявлений и повышение характера их опасности. Проникновение организованной преступности во власть оказывает содействие образованию кланов мафиозного типа, который в свою очередь является мощным импульсом для коррумпирования власти.

3. Коррупцию и организованную преступность в России не следует отождествлять с внешне сходными феноменами в зарубежных странах. Ее корни «зарыты» в почву совершенно иных социально-экономических и производственных отношений.

Многие ученые-исследователи при анализе возникновения коррупции и организованной преступности в России обращают внимание на то обстоятельство, что командно-административная система управления привела к разбалансированности экономики, бесхозяйственности, ослаблению контроля за мерой труда и потребления. Одним из наиболее негативных последствий этого стал дефицит почти на все товары и услуги и, как закономерное следствие, - подпольный рынок последних, что было очень выгодно дельцам и организаторам подпольного бизнеса. Это в свою очередь явилось причиной формирования теневой экономики, которая и заложила основу организованной преступности в России14.

Симбиоз организованной преступности и теневой экономики имеет два направления. Представители теневой экономики используют организованные

14 Ларичев В.Д. Преступность в сфере экономики (теоретические вопросы экономической преступности): Монография. -М.: ВНИИ МВД России, 2003. - 131 с.

преступные формирования для решения своих экономических интересов.

В свою очередь организованная преступность использует дельцов теневой экономики для:

а) вложения финансовых средств, полученных от незаконных видов деятельности, в легальный бизнес;

б) финансирования организованных преступных формирований.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Главная цель организованной преступности - получение сверхприбыли. Поэтому с первых дней своего существования эта преступная организация всеми средствами стремилась проникнуть в экономические отношения, используя коррупционные механизмы.

В этой связи, подкуп и коррупция - важнейшая составная часть деловой активности организованной преступности, которая широко распространена и в легальном бизнесе. Однако принципиальная разница заключается в том, что организованная преступность не может функционировать без подкупа власть имущих. Вот почему подкуп - важнейшая статья расходов преступного мира.

Организованная преступность ищет и находит все новые сферы приложения своей активности и стремительно растущих денежных средств. Нарастает стремление преступных объединений к захвату ключевых позиций в экономике путем сочетания насилия как средства борьбы за сферы влияния с рыночными формами легального и теневого бизнеса.

В большинстве случаев между различными организованными преступными группами имеет место распределение сфер (отраслей) экономики, за которыми они осуществляют контроль. Как правило организованные группы самостоятельно осуществляют преступную деятельность в различных отраслях и сферах экономики, взаимодействуя с другими преступными формированиями в целях решения тактических задач. Немало организованных преступных групп действуют разрозненно, не взаимодействуя с другими группами. В то же время определенная часть таких групп действует в рамках крупных преступных сообществ. Коррупционные отношения поддерживаются на местном и региональном уровнях с исполнительными органами государственной власти, к которым относятся и правоохранительные органы.

В настоящее время (элитные) организованные преступные формирования для осуществления контроля над высокодоходными предприятиями предпринимают следующее.

а) стремятся получить в собственность эти предприятия, для чего:

-скупают акции предприятий или сами предприятия на преступные доходы;

-используют установленные законом процедуры банкротства и иные схемы смены собственника и управленческого персонала.

б) внедряют «своих людей» на ключевые посты на предприятия, в отрасли хозяйственной деятель-

ности путем насилия или обмана, для того чтобы распоряжаться полученной прибылью.

в) с этой же целью (получение солидной прибыли) в ряде случаев принуждают руководителей предприятий к совершению сделок с подконтрольными им коммерческими структурами.

Для осуществления этих действий активно используются представители органов государственной власти или сотрудников правоохранительных органов, а также частные охранные структуры, службы безопасности.

4. Мероприятия по противодействию коррупции и организованной преступности могут в определенной мере объединяться, применяться в комплексе, но разрабатываться и реализовываться они должны с учетом особенностей каждого из этих явлений. Необходимо принимать во внимание высокую латентность коррупции и организованной преступности. Так, по оценке В.В. Лунеева, «удельный вес учтенной коррупции в структуре реальной коррупционной преступности в стране колеблется в пределах 1 - 5%. Если эти оценки признать более или менее адекватными, то реально в стране ежегодно совершается до 7 млн. коррупционных деяний», «... в финансовом выражении это составляет 6% внутреннего валового продукта (ВВП)15.

Возрастающие масштабы коррупции и организованной преступности представляют реальную угрозу безопасности государства и общества, усиливают свои позиции, монополизируя многие виды противоправной деятельности.

Сказанное свидетельствует о необходимости внесения следующих наиболее принципиальных дополнений и изменений в действующее отечественное законодательство,

1. Принятие Федеральных законов «О борьбе с организованной преступностью», «О противодействии коррупции» и «О профилактике преступлений».

2. Введение в уголовный закон понятия «преступная деятельность».

Представляется, что данное понятие должно иметь законодательное закрепление - наряду с понятием «преступление». Преступность существенно изменилась, и уголовный закон, нацеленный на борьбу с отдельными преступлениями, не срабатывает в случаях, когда идет речь о деятельности организованных преступных формирований. При этом необходимо учитывать, что введение данного понятия в Общую часть уголовного закона должно повлечь за собой внесение других существенных изменении и дополнений, среди которых наиболее значимым является введение уголовной ответственности юридических лиц.

15 Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в России / Материалы Всероссийской научной конференции (Москва, 6 июня 2007 г.) - М., Научный эксперт, 2007. С.59.

3. Введение в уголовный закон ответственности юридических лиц.

Здесь имеется в виду в том числе приведение отечественного законодательства в соответствие с международными договорами, ратифицированными Российской Федерацией без заявлений и оговорок в этой части, такими, в частности, как Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности и о борьбе с финансированием терроризма, а также Конвенцией Совета Европы о предупреждении терроризма.

4. Внести дополнения и изменения в уголовнопроцессуальный закон, направленные на более четкую регламентацию введения в уголовный процесс результатов оперативно-розыскной деятельности, дающие более существенные гарантии безопасности субъектам осуществления такой деятельности, а также участникам уголовного судопроизводства по таким уголовным делам.

5. Создание в структурах существующих правоохранительных органов специализированных подразделений по борьбе с организованной преступностью федерального подчинения. При этом, учитывая, что именно эти подразделения подвергались наиболее частым и масштабным реорганизациям в период своего существования, необходимо предусмотреть возможность их структуры только на основании федерального закона.

Борьба с коррупцией и организованной преступностью в России должна осуществляться на основе комплексного программирования, с учетом долговременных научных прогнозов и изучения их фактического состояния, а также в сочетании с мерами общесоциального предупреждения.

Реализация Федеральных целевых программ «Борьба с организованной преступностью и коррупцией в Российской Федерации на 2009 - 2013 годы» и «Профилактика преступлений и иных

правонарушений в Российской Федерации на 2009

- 2012 годы» позволят комплексно использовать имеющиеся позиции правоохранительных органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.