Научная статья на тему 'Коррупция и формирование инвестиционной привлекательности региона'

Коррупция и формирование инвестиционной привлекательности региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1055
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННАЯ СРЕДА / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / КОРРУПЦИЯ / РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Александров Г. А., Вякина И. В., Кандауров М. А.

В статье исследуется коррупция как главная помеха на пути глубокой модернизации российской экономики, уничтожающая ее инвестиционную привлекательность, препятствующая привлечению в страну серьезных инвестиций. В связи с этим анализ данного явления, характера и степени его влияния на инвестиционные процессы, а также выявление условий и механизмов, препятствующих возникновению в них коррупционной составляющей, становятся все более актуальными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Коррупция и формирование инвестиционной привлекательности региона»

24 (303) - 2013

ИНВЕСТИЦИИ РЕГИОНА

УДК 330.322.012

КОРРУПЦИЯ И ФОРМИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА*

Г. А. АЛЕКСАНДРОВ, доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и управления производством Е-mail: g-alexandrov@rambler. ru;

И. В. ВЯКИНА, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления производством Е-mail: ivyakina@yahoo. com

М. А. КАНДАУРОВ, аспирант кафедры экономики и управления производством Е-mail: mkandaurov@inbox. ru Тверской государственный технический университет

В статье исследуется коррупция как главная помеха на пути глубокой модернизации российской экономики, уничтожающая ее инвестиционную привлекательность, препятствующая привлечению в страну серьезных инвестиций. В связи с этим анализ данного явления, характера и степени его влияния на инвестиционные процессы, а также выявление условий и механизмов, препятствующих возникновению в них коррупционной составляющей, становятся все более актуальными.

Ключевые слова: инвестиционная среда, инвестиционная привлекательность, инвестиционный климат, инвестиционная активность, коррупция, региональное развитие.

* Статья подготовлена в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ №12-12-69000а/Ц «Формирование инвестиционно привлекательной среды в Тверском регионе в целях его всесторонней модернизации на инновационной основе».

В ряду проблем всесторонней модернизации российской экономики все большую актуальность приобретает проблема существенной перестройки инвестиционной деятельности. В свою очередь инвестиционные процессы в конечном счете осуществляются в конкретных рыночных структурах -на предприятиях и в организациях. Последние, являясь первичными звеньями экономики, функционируют в конкретных регионах с их спецификой, определяемой как их местом в экономике страны, так и конкретной экономической ситуацией, сложившейся в стране.

Признавая исключительную важность последнего обстоятельства, а также специфику функционирования самих предприятий, следует подчеркнуть тот факт, что все большее значение по мере реформирования российской экономики приобретает решение проблем инвестиционной

привлекательности самих регионов. Более того, инвестиционная деятельность в регионах становится важнейшим фактором модернизации и развития российской экономики в целом.

Проведенный авторами анализ дифференциации инвестиционного пространства Российской Федерации [2] показывает, что территория РФ отличается большой степенью неоднородности, проявляющейся непосредственно на региональном уровне. Это выражается, во-первых, в абсолютных и относительных размерах региональных инвестиций и, во-вторых, в концентрации инвестиций в регионах с ярко выраженной экспортно-сырьевой и финансово-торговой направленностью.

Разнообразие условий хозяйствования, инвестиционной среды, объективных возможностей предопределяют характер и объемы инвестиционной деятельности в различных регионах, а также специфику региональной инвестиционной политики, направленной на формирование адекватной среды, повышение степени инвестиционной привлекательности и в итоге инвестиционной активности в регионе.

Решение проблемы формирования инвестиционной политики, призванной обеспечить инвестиционную привлекательность региона, требует анализа объективно существующих в отношении инвестиций входных барьеров и ограничений, характер которых в значительной мере обусловливается наличием коррупционной составляющей.

Как показывает практика, успех ряда регионов РФ в привлечении инвестиций, в том числе и иностранных, обусловлен тем, что эффективное управление и адекватная инвестиционная политика региональных администраций сочетаются с низким уровнем коррупции, что в свою очередь обеспечивает создание комфортной среды для привлечения инвестиций. В этой связи очень важно проанализировать входные барьеры и ограничения на наличие в них коррупционной составляющей, раскрыть их влияние на инвестиционный климат и инвестиционную привлекательность, с тем чтобы, во-первых, сформулировать условия и определить механизмы, препятствующие возникновению и проявлению коррупционности и, во-вторых, на этой основе разработать конкретные рекомендации по формированию (реформированию) региональной инвестиционной политики.

Основные проблемы коррупционной составляющей, которые изучаются в разного рода пуб-

ликациях, сводятся в основном к недостаточной степени прозрачности и правоприменимости законодательной базы, к административным барьерам и отсутствию реально независимой судебной системы [5]. На практике эти моменты проявляются в виде политического вмешательства в бизнес, произвольности применения законов, сложности системы налогообложения [1].

Что касается первых двух видов или форм, то они действительно имеют место. Однако чтобы понять истинный характер коррупционной составляющей и меру ее проявления в данных формах, необходим более глубокий анализ.

Если говорить о сложности системы налогообложения, вряд ли можно рассматривать ее в качестве непосредственной причины наличия во входных барьерах коррупционной составляющей. Скорее речь может идти о противоречиях в самой системе налогообложения, которые позволяют произвольно толковать отдельные ее положения в чьих-то интересах, что свидетельствует о наличии абстрактной возможности возникновения коррупционной составляющей.

Серьезный потенциал для проявления коррупционной составляющей заложен в региональных системах сопровождения инвестиций на новых объектах. это связано прежде всего с тем, что вхождение инвесторов в регионы практически невозможно без участия в этом процессе местных администраций. Особенно если учесть выполнение огромного количества согласований, надобность разрешений на получение площадок под застройку и необходимых энергетических ресурсов, ограниченный доступ к которым связан с существующей практикой их лимитирования. У местных администраций появляется соблазн держать под контролем с определенной выгодой для себя весь инвестиционный процесс, ими выдвигаются условия работы с аккредитованными при них структурами. Таким образом, у инвестора изначально отсутствует возможность рыночного выбора исполнителей проектов на основе тендеров, конкурсов и т. д. Понятно, что данный подход не всегда приемлем не только для российских инвесторов, но и для иностранных, в особенности привыкших работать в условиях конкурентной среды, выбирая наиболее эффективные решения.

Многие вопросы, связанные с коррупционной составляющей во входных барьерах и ограничениях, можно было бы снять при использовании опыта

работы с инвесторами в странах с развитой рыночной экономикой. В большинстве из них обязанность предоставления по стимулирующей арендной плате готовой площадки для размещения объекта, получение энергоносителей, подключение к необходимым коммуникациям, создание соответствующей инфраструктуры законодательно закреплено за местными администрациями.

Привлечение сторонних инвесторов действующими предприятиями в меньшей мере «интересно» местной администрации, поскольку эти инвестиции, как правило предназначенные для освоения выпуска новой продукции, расширения производства, его модернизации, технического перевооружения или реконструкции, чаще всего являются «связанными». Они более прозрачны. Вместе с тем, при расширении и обновлении бизнеса, как правило, требуются дополнительные энергоресурсы. В условиях их распределения по лимитам приходится обращаться в местные энергоснабжающие организации. Вот тут и появляются барьеры и ограничения: то необходимо иметь дополнительные лимиты или недостаточная пропускная способность газовой трубы. То она не позволяет поддерживать нужное давление и нужно поучаствовать в строительстве дополнительной газораспределительной станции. То необходимо получить согласование при прокладке трубы по чужой территории независимо от того, в чьей собственности она находится - государственной или частной. При этом все эти проблемы быстро решаются для нового предприятия, возводимого буквально в нескольких десятках метров от действующего, но на строительство которого подряд отдан на откуп структурам, «аккредитованным» при местных администрациях.

Не лучше обстоит дело и с получением дополнительных объемов электрической энергии. В конечном счете «добывание» ресурсов российским инвесторам обходится значительными дополнительными «капиталовложениями», а иностранные инвесторы либо направляют свои средства в другой, более благоприятный для инвестиций регион, либо вообще уходят из России. Примеров тому не счесть.

В последнее время все большее внимание в проблеме инвестиционной привлекательности региона уделяется осмыслению такого фактора, как рейдерство. Само по себе это явление как неотъемлемая часть рыночного механизма, как инструмент осуществления слияний и поглощений предприятий

априори не несет в себе криминальной составляющей. однако она появляется в случае выхода за пределы правового поля. Как показывает практика, по мере того, как проблема поглощения бизнеса не решается в рамках существующего правового поля, рейдерские действия принимают все более криминальный характер и используют высокую коррупци-онноемкость рейдерского процесса. Свидетельство этого - многочисленные примеры использования рейдерами административных, налоговых, правоохранительных и других структур для инициализации различного рода проверок, возбуждения уголовных дел против руководства предприятий и организаций, их шантажа (так называемый гринмейл), а также для осуществления противоправных действий по смене органов управления.

Что касается действующих предприятий с иностранными инвестициями, то и они нередко становятся объектами рейдерских атак, недобросовестной конкуренции. В результате их руководство вынуждено тратить время и средства на отстаивание своих позиций в судах. Обращение за помощью к местным властям и в правоохранительные органы зачастую заканчивается объяснениями последних о невозможности их участия в корпоративных конфликтах. Приходится вовлекать для решения такого рода проблем дипломатические структуры и аккредитованные при них торгово-промышленные палаты своих стран.

Все это не способствует формированию привлекательного имиджа региона и действующего на его территории бизнеса. В итоге регионы с низкой инвестиционной привлекательностью все более «закрепляются» в двух группах:

- регионы, преимущественно эксплуатирующие существующий хозяйственный комплекс;

- кризисные «депрессивные» регионы с изношенной материально-технической базой.

к сожалению, к этим двум группам можно отнести примерно 88 % российских регионов. Если к ним добавить еще регионы, эксплуатирующие в основном природные или финансовые ресурсы, то вывод напрашивается единственный: решение проблем привлечения инвестиций в регионы на основе существенного улучшения их инвестиционной привлекательности является более чем актуальным и требующим незамедлительного решения [2].

Таким образом, сложившееся в абсолютном большинстве регионов и в целом в российской экономике положение с инвестиционной при-

влекательностью ставит под сомнение успешное осуществление курса на всестороннюю модернизацию экономики. Что касается привлекательности России и ее регионов для иностранных инвестиций, то здесь следует учитывать новую ситуацию, связанную с тем, что Россия, во-первых, вступила во Всемирную торговую организацию и, во-вторых, присоединилась к Конвенции по борьбе с подкупом должностных лиц иностранных государств при проведении международных деловых операций в рамках Организации экономического сотрудничества и развития [4]. При существующем положении дел может значительно осложниться представление российских компаний и регионов, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, за рубежом со всеми вытекающими последствиями.

Объективно Россия уже давно стоит перед необходимостью проведения масштабных, комплексных реформ в целях активизации инвестиционного процесса, улучшения инвестиционной привлекательности предприятий, видов экономической деятельности (ВЭД), регионов и всей экономики страны в целом. Для успешного проведения преобразований важны прежде всего глубокий анализ и оценка всех факторов и составляющих инвестиционного процесса, всестороннее использование и адаптация к российским условиям зарубежного опыта, принимая во внимание тот факт, что имеющиеся научные разработки по этой проблеме и предлагаемые практические меры пока еще не вполне соответствуют успешному и скорейшему решению рассматриваемой проблемы.

Рассмотрим логическую цепочку «от обратного»: инвестиции (количество и качество) - инвестиционная активность - инвестиционная привлекательность - инвестиционный климат. Исходным звеном является инвестиционный климат. Он в свою очередь характеризуется рядом факторов, отдельные из которых либо «притягивают» инвестиции, либо выступают как входные барьеры и ограничения, препятствующие инвестициям.

Как известно, факторы, притягивающие инвестиции или проявляющиеся как входные барьеры и ограничения, формируют общие условия, в том числе мотивацию и стимулы инвестирования в данное время и в конкретном месте. Будь-то предприятие, сфера экономической деятельности, регион или народное хозяйство в целом, представляющие уровни хозяйствования в экономике страны. При этом факторы, обусловливающие инвестицион-

ный климат, не одинаково проявляются на разных уровнях хозяйствования. В свою очередь в рамках каждого уровня, в данном случае на региональном уровне, характер их проявления также зависит от ситуации, складывающейся на всех остальных уровнях хозяйствования.

Если рассматривать проявление этих факторов в виде барьеров и ограничений, то, например, такие из них, как низкие ресурсные возможности, экологические ограничения, административные барьеры, неблагоприятная конъюнктура, недостаточно эффективная поддержка инвестиций прежде всего и в значительной мере зависят, с одной стороны, от состояния экономики региона и характера региональной инвестиционной политики, а с другой - от характера барьерных и ограничительных факторов, присущих другим уровням хозяйствования и прежде всего высшему, руководящему уровню экономики страны и его инвестиционной политики. Безусловно, такие факторы, как политическая нестабильность и социальная напряженность, высокий уровень инфляции и высокие проценты по кредитам, несовершенство законодательства в сфере предпринимательства и инвестирования, нерациональная политика в области привлечения трудовых ресурсов из-за рубежа, низкий уровень подготовки кадров и оплаты труда, неразвитость стимулирующей функции налоговой системы, недальновидная иммиграционная политика оказывают сильное влияние (степень которого еще надо установить) на характер проявления региональных входных барьеров и ограничений. В итоге все это отражается на инвестиционной привлекательности предназначенного для инвестирования проекта, реализуемого на уровне конкретного предприятия.

В целях выявления конкретных входных барьеров и ограничений на каждом иерархическом уровне хозяйствования для анализа и оценки инвестиционного климата, сложившегося на каждом уровне этой иерархической системы, предлагается использовать разработанный авторами алгоритм, представляемый как шестнадцатиклеточная «АВС матрица»1 (см. таблицу).

Данная матрица представляет собой прежде всего логическую систему, в которой во взаимосвязи и взаимовлиянии, т. е. с учетом синергии, рассматриваются, с одной стороны, препятствующие инвестициям факторы, а с другой - уровни хозяйствования. Та-

1 АВС - производное от фамилий авторов - Александрова, Вякиной, Скворцова.

Алгоритм входных барьеров и ограничений, характеризующий инвестиционный климат на иерархических уровнях хозяйствования

Входные барьеры и ограничения

Уровни Экономические Административно- Ресурсно- Социально-

(Э) правовые (А) технические (Т) экологические (С)

Предприятие(П) Э/П А/П Т/П С/П

ВЭД (В) Э/В А/В Т/В С/В

Регион (Р) Э/Р А/Р Т/Р С/Р

Народное хозяйство (Н) Э/Н А/Н Т/Н С/Н

кой подход обусловлен нашим пониманием инвестиционного климата как совокупности экономических, административно-правовых, ресурсно-технических, социально-экологических групп (укрупненных) факторов, предопределяющих привлекательность инвестиций на различных уровнях хозяйствования. Будь то конкретное предприятие, отрасль, регион или экономика страны в целом.

По горизонтали в таблице представлены в укрупненном виде барьерные и ограничивающие приток инвестиций факторы, а по вертикали - хозяйственные уровни, на каждом из которых формируется соответствующий инвестиционный климат. на пересечении горизонталей и вертикалей, т. е. в каждой из шестнадцати клеток матрицы, представлена взаимосвязь «уровень - барьер», анализ которой позволяет выявить:

- во-первых, характер проявления каждого из этих факторов применительно к уровню хозяйствования и механизм влияния на данные факторы (с учетом вертикальной синергии) особенностей каждого из уровней (вертикальный анализ);

- во-вторых, взаимосвязь между факторами с учетом синергии на каждом уровне хозяйствования (горизонтальный анализ);

- в-третьих, оценить системные факторы -коррупционную и политическую составляющие, т. е. риски в их пронизывающем матрицу влиянии на барьерные и ограничивающие факторы на соответствующем уровне (глубинный анализ);

- в-четвертых, выявить предпосылки (абстрактную возможность) возникновения барьерных и ограничительных факторов и достаточные условия для их реализации в действительности.

Использование «АВС матрицы», в которой заложен определенный алгоритм анализа, предоставляет реальную возможность выявить объективные предпосылки для обоснования действенных мер по ослаблению или полному устранению входных барьеров и ограничений с тем, чтобы улучшить инвестиционный климат, повысить инвестиционную

привлекательность и инвестиционную активность на всех уровнях хозяйствования, включая региональный уровень.

В изложенной последовательности с помощью шестнадцатиклеточной «АВС матрицы» ведется полный анализ входных и ограничительных факторов, их взаимосвязи и синергии на каждом уровне с последующей оценкой коррупционной составляющей или коррупционного риска, учитываемого при расчетах региональных рисков инвестирования. В свою очередь они являются важной составляющей общего риска, включающего в себя риски конкретного предприятия, сферы деятельности, региональные риски и так называемые страновые риски, оказывающие влияние на эффективность инвестиционных проектов, предполагаемых к реализации на предприятии конкретной сферы конкретного региона нашей страны.

Дальнейший более глубокий анализ каждого из барьерных и ограничительных факторов на соответствующем уровне и возможного влияния на них остальных факторов и уровней должен показывать, во-первых, в какой мере каждый из них объективен, т. е. предопределен генетически. Во-вторых, каковы условия превращения их в реальные препятствующие инвестированию факторы. В-третьих, как следствие, каковы возможности воспрепятствования проявлению объективных барьерных и ограничительных факторов, в том числе и их коррупционной составляющей с тем, чтобы в максимально возможной степени свести к минимуму или вовсе исключить их отрицательное влияние на инвестиционный климат. например, ряд экономических факторов в их проявлении в форме барьерных факторов, таких как низкий или, наоборот, слишком высокий уровень конкуренции, высокая степень монополизации, цикличность экономического развития, неблагоприятная рыночная конъюнктура и др., объективно предопределены самой системой товарно-денежных отношений. Однако эти барьеры и ограничения вполне могут

быть сведены к минимуму или вовсе исключены определенными институциональными мерами.

Безусловно, сложнее противодействовать входным барьерам и ограничениям ресурсно-технической и экологической группам факторов. Тем не менее и они могут быть исключены как таковые путем переориентации региона на иные сферы деятельности, для которых данные факторы не являются барьерами и ограничениями.

По-иному дело обстоит с административно-правовыми факторами, носящими приобретенный, надстроечный характер. Их проявление в форме таких барьеров и ограничений, как преимущественно фискальная направленность налоговой системы, отсутствие стимулирующих инвестиции налоговых льгот, административные ограничения для вхождения в регион инвесторов, длительный и трудоемкий процесс согласований и получения разрешений на капитальное строительство, затрудненная и неоправданно затратная доступность к земельным и энергетическим ресурсам, нерациональная миграционная политика и т. д., не только существенно препятствуют привлечению инвестиций, но и способствуют появлению коррупционной составляющей, еще более затрудняющей вхождение инвесторов в регион. Решение проблемы снятия административно-правовых барьеров возможно в рамках институционального развития, создания и совершенствования деятельности структур, призванных обеспечить повышение инвестиционной привлекательности всех уровней экономики страны.

По мнению авторов, использование предлагаемого подхода позволит разрабатывать конкретные меры прежде всего институционального характера, призванные реформировать инвестиционную политику в сфере экономики, в регионе, на предприятии, а также обосновывать предложения по совершенствованию федерального и регионального законодательств с тем, чтобы создать благоприятный инвестиционный климат, обеспечить инвестиционную привлекательность и существенное повышение инвестиционной активности на региональном уровне.

Список литературы

1. Агарков Г. А. Теневая экономика региона: моделирование, анализ, противодействие / под ред. А. И. Татаркина, А. А. Куклина. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2008.

2. Александров Г. А., Вякина И. В. Дифференциация инвестиционного пространства Российской Федерации // Вестник ИНЖЭКОНА. Серия «Экономика». 2010. Выпуск 3 (38). С. 114-121.

3. Гуриев С. А. Что известно о коррупции в России и можно ли с ней бороться // Вопросы экономики. 2007. № 1. С. 11-18.

4. Михайлова Э. Ю. Методы противодействия криминализации внешнеэкономической деятельности. М.: Вестник ГУУ. 2010. № 6. С. 210-226.

5. Правовое поле инвестиционной деятельности в России совершенствуется // D&F Economic Journal. 2010. № 6 (43). С. 32-35.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.