Научная статья на тему 'КОРРУПЦИЯ И АНТИКОРРУПЦИЯ В РУМЫНИИ'

КОРРУПЦИЯ И АНТИКОРРУПЦИЯ В РУМЫНИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
625
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Румыния / Евросоюз / коррупция / элиты / политика / бизнес / правосудие / законодательная база / Национальное антикоррупционное управление / массовые протесты / Romania / the European Union / corruption / elite / policy / business / justice / the legislative framework / National Anticorruption Directorate / mass protests

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Биткова Т.Г.

Коррупция в Румынии рассматривается как всеобъемлющее и системное явление, имеющее определенные исторические предпосылки. Анализируются основные черты и формы коррупции в контексте изменения способов борьбы с ней после вступления Румынии в Евросоюз. Ставится вопрос о возможности искоренения коррупции применительно к особенностям румынского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORRUPTION AND ANTI-CORRUPTION IN ROMANIA

Corruption in Romania is considered as a comprehensive and systemic phenomenon which has certain historical premises. The main features and forms of corruption are analyzed in the context of changing ways to fight it after Romania joined the European Union. The question of the possibility of corruption eradicating applied to the peculiarities of Romanian society is raised.

Текст научной работы на тему «КОРРУПЦИЯ И АНТИКОРРУПЦИЯ В РУМЫНИИ»

Биткова Т.Г.© КОРРУПЦИЯ И АНТИКОРРУПЦИЯ В РУМЫНИИ

Аннотация. Коррупция в Румынии рассматривается как всеобъемлющее и системное явление, имеющее определенные исторические предпосылки. Анализируются основные черты и формы коррупции в контексте изменения способов борьбы с ней после вступления Румынии в Евросоюз. Ставится вопрос о возможности искоренения коррупции применительно к особенностям румынского общества.

Ключевые слова: Румыния; Евросоюз; коррупция; элиты; политика; бизнес; правосудие; законодательная база; Национальное антикоррупционное управление; массовые протесты.

Bitkova T.G. ©

CORRUPTION AND ANTI-CORRUPTION IN ROMANIA

Annotation. Corruption in Romania is considered as a comprehensive and systemic phenomenon which has certain historical premises. The main features and forms of corruption are analyzed in the context of changing ways to fight it after Romania joined the European Union. The question of the possibility of corruption eradicating applied to the peculiarities of Romanian society is raised.

Keywords: Romania; the European Union; corruption; elite; policy; business; justice; the legislative framework; National Anticorruption Directorate; mass protests.

Утверждение, что коррупция охватывает все структуры и уровни общественной жизни, воспринимается в сегодняшней Румынии как непреложная истина. Обычно исследователи обращают внимание на то, что этому злу способствуют и бедность, и нестабильная законодательная база, и неработающие законы, и менталитет политической и экономической элиты, ориентированной в первую очередь на самообогащение. Борьба с коррупцией представляет особую сложность в странах, находящихся в состоянии

транзита, ибо «во многих случаях феномен коррупции превалирует над способностью государства противостоять ей» [Яаёи, Ои1уа... 2010]. Что касается Румынии, то на ее землях коррупция имеет длительную традицию и столь укоренена, что порой используется как стратегия разрешения серьезных проблем не только в личном, но и в общественном пространстве.

Коррупция в Румынии была всегда, это скажет каждый ее житель. Известно, что представители Французской военной миссии, которые после образования первого румынского государства в течение 1860-1869 гг. помогали ему формировать национальную армию, рапортовали своему военному министру о коррупции, воровстве и беспечности новоиспеченных офицеров [§рег1еа...]. Самый крупный скандал межвоенного периода связан с государственным контрактом на покупку военной техники у фирмы «Шкода», когда в карманах румынских чиновников осели многомиллионные суммы, что затем имело и политические последствия. В эпоху социализма эндемический характер приняла коррупция на бытовом уровне из-за всеобщего дефицита. Одним из проявлений коррупции того времени были непотизм и клиентелизм - круговая порука, когда отношения строились на родственных связях, знакомствах и взаимных услугах.

Сменилось политическое устройство страны, но коррупция только приняла новые формы, не растеряв старых. Румынские источники свидетельствуют: после революции 1989 г. всё решали не законы, а взятки. В 1990-е и нулевые годы в каждом, даже малом, городе или селе были те, кто их «держал», собирая дань и откаты. Такие кланы работали в связке с полицией, политиками, следователями и т.д. Одновременно создавались громадные состояния новой политической и экономической элиты, состояния, возникавшие зачастую путем сложных коррупционных схем и незаконной приватизации.

В обширном обзоре «Коррупция и методы борьбы с коррупцией в Румынии», который был выпущен под эгидой «Открытого общества» в 2002 г., подчеркивался эндемический характер этого явления. Основными областями распространения коррупции, согласно исследованию, являлись политика, бизнес, финансы, полиция, таможня, образование, здравоохранение [Согир^а... 2002]. Некоторые исследователи ставят на первое место здравоохранение.

Википедия на румынском языке делает сходный вывод. Она вычленяет такие сферы распространения коррупции, как политика, армия, бизнес, спорт, здравоохранение, образование. Но в качестве

главных выделяются политика и бизнес: зачастую здесь речь идет о суммах во много миллионов долларов или евро. Бичом всей системы общественного устройства является коррупция политическая -покупка голосов, привилегий, мест в избирательном списке для достижения частного интереса. Именно здесь происходит смычка и взаимодействие политики с крупным бизнесом и даже влияние на судебную систему. Несмотря на принятие ряда законов, независимый контроль за финансами политических партий до сих пор представляет дело непростое. Деньги политических организаций стали хорошо охраняемым секретом политиков, представителей СМИ, деловых кругов. Лакуны же в законодательстве способствуют нелегальному финансированию политических организаций и кандидатов во время избирательных кампаний.

По итогам своего визита в Бухарест в феврале 2003 г. комиссар по расширению ЕС Г. Ферхойген заявлял, что Румыния рискует задержать свое вступление в Евросоюз, ибо недостаточно привести национальную законодательную базу в соответствие с общеевропейской - законодательные нормы должны применяться на практике: «В стране, где можно покупать судей, что-то не в порядке» [Verheugen... 2003].

Действительно, в последнее десятилетие серьезной проблемой Румынии, имеющей всеобъемлющее значение, оставалась коррупция в системе правосудия. Хотя правосудие должно быть частью правового и институционального механизма сдерживания коррупции, но «обвинения, предъявленные в последние годы судьям, прокурорам, адвокатам, сотрудникам полиции, показывают, что методы борьбы внутри системы правосудия по-прежнему недостаточно разработаны для предотвращения коррупции внутри системы», - писал в работе 2009 г. К. Данилец [Danile|... 2009, с. XII].

В 2006 г., накануне вступления страны в Евросоюз, Высший совет обороны Румынии1 выпустил документ, в котором говорилось о том, что коррупция угрожает национальной безопасности страны. Значительно позже, в 2014 г., Дж.К. Майор, тогдашний руководитель Румынской службы информации2, заявлял, что, если не удастся покончить с коррупцией, возникнут серьезнейшие про-

1 Совещательный орган правительства Румынии, отвечающий за организацию национальной безопасности. Главой Совета является президент. - Прим. авт.

2 Главная служба контрразведки Румынии.

блемы для государства в деле обеспечения безопасности и процветания граждан [§eful SRI... 2014].

За последние несколько лет Румынии все же удалось достичь заметных успехов на поприще борьбы с многоголовой гидрой коррупции. Еще в 2000 г. в контексте переговоров о вступлении Румынии в Евросоюз был принят Закон № 78/2000 о выявлении и предотвращении коррупции, а также наказании за эти преступления. В 2002 г. в рамках принятой программы и отчасти под давлением Евросоюза была создана Национальная прокуратура по борьбе с коррупцией, которая в 2005-2006 гг. преобразовалась в Национальное антикоррупционное управление (НАУ) .

НАУ было призвано заниматься только крупными делами, и за период 2005-2012 гг. за факты коррупции было осуждено около полутора тыс. человек. Однако до 2013 г. сдвинуть ситуацию с мертвой точки не удавалось, хотя уровень бытовой коррупции значительно уменьшился. Правда, аналитики посчитали последнее результатом реформы полиции.

Тем не менее к началу 2010-х годов открылось несколько громких дел в отношении высокопоставленных лиц. Самым значительным из них стало расследование в отношении экс-премьера и лидера Социал-демократической партии Адриана Нэстасе (годы премьерства - 2000-2004). В 2012 г. экс-премьер был приговорен к двум годам лишения свободы за коррупцию, в том числе за незаконное получение денег на избирательную кампанию 2004 г., когда он сам баллотировался в президенты.

Вынесенный приговор Нэстасе назвал тогда политически мотивированным. 21 июня того же года, когда его должны были доставить в тюрьму, Нэстасе совершил попытку самоубийства, после чего долго находился в больнице. Затем, отбыв всего девять месяцев из своего двухлетнего срока заключения, в марте 2013 г. он был условно-досрочно освобожден. В СМИ при этом обсуждались сведения, согласно которым самоубийство Нэстасе было на самом деле ловко разыгранным спектаклем.

Факт этот сам по себе, конечно, доставил обществу удовлетворение. Но, по оценке критиков, НАУ тогда все же больше занималось демагогией, ибо многие серьезные дела лежали в долгих ящиках или были закрыты. Поэтому уровень поддержки НАУ в обществе был очень низким. «Вся структура, в лучшем случае, казалась причудливым символом, без конкретного практического

1 Direc^ia Na^ionalä Anticorup^ie (DNA).

применения. В худшем - элементом очковтирательства» [Другова И. ... 2017]. Претензии к антикоррупционному управлению предъявляли и чиновники Евросоюза: они указывали на нежелание властей бороться с коррупцией даже после принятия Румынии в ЕС в 2007 г. Согласно социологическим опросам, проводившимся до 2010 г., около 50% респондентов считали, что коррупция на протяжении многих лет лишь усиливается. Перспективы же борьбы с ней оценивались негативно [Яаёи, Ои1уа... 2010].

Реальные успехи были достигнуты лишь после того, как во главе этого органа в мае 2013 г. встала Лаура Кодруца Ковеси. По оценкам аналитиков, она стала «настоящим ужасом для чиновников самых высоких уровней» [Другова И. ... 2017]. На этот пост Ковеси, в недавнем прошлом самый молодой Генеральный прокурор в истории страны, была назначена президентом Траяном Бэсе-ску. Но уже в декабре 2013 г. Ковеси заявила журналистам, что сам Бэсеску будет допрошен по делу о продаже торгового флота страны1 после того, как в ноябре 2014 г. покинет пост главы Румынии. Затем последовали и другие обвинения. Правда, следствию пока не удалось довести «дело Бэсеску» до суда.

Серьезную поддержку Ковеси получила после того как президентом страны в ноябре 2014 г. был избран Клаус Йоханнис. Главным пунктом президентской программы Йоханниса были объявлены борьба с коррупцией и политическая поддержка антикоррупционных структур. И вот за краткий срок удалось возбудить тысячи уголовных дел, фигурантами которых стали крупные бизнесмены, министры, более трех десятков мэров, сотни судей, таможенников и полицейских. 90% обвиняемых в коррупции получили уголовное наказание. Таким образом, начался реальный процесс очищения политического и экономического пространства от коррупции.

Некоторые дела были столь резонансными, что просто не верилось в реальность происходящего, но то была абсолютная явь.

1 Бэсеску во времена правления Чаушеску работал в представительстве румынского торгового флота в Антверпене, а после свержения диктатора занял пост министра транспорта. В 2007 г. парламент объявил президенту Бэсеску импичмент, и среди выдвинутых депутатами обвинений было и то, что тот, будучи министром, практически уничтожил торговый флот страны, распорядившись продать за бесценок 237 кораблей, и таким образом нанес стране ущерб в 300 млн долл. Кроме этого, экс-президент до сих пор вынужден давать показания по делам, связанным с его пребыванием на посту мэра Бухареста: по заниженной цене он якобы передал в частные руки большой земельный участок. - Прим. авт.

Не завершилась история и с экс-премьером Адрианом Нэстасе, следствие продолжалось. В январе 2014 г. за получение 630 тыс. евро в форме взяток Нэстасе приговорили к дополнительному четырехлетнему сроку. Правда, в 2015 г. его опять освободили условно-досрочно, хотя Ковеси была категорически против.

Вторым по политической значимости после дела Адриана Нэстасе называли в 2014 г. дело Дана Войкулеску. Владелец огромного медиахолдинга, сенатор (даже после открытия уголовного дела в 2008 г.), Войкулеску был крупной политической фигурой со связями, влиянием и огромным состоянием. Самый богатый румын по версии «Форбс», именовался многими «наш румынский Берлускони». В СМИ Войкулеску также называли бывшим сотрудником секретной полиции Секуритате, с его именем связывают и таинственное исчезновение счетов семьи Чаушеску [Стойка. 2014].

Согласно следствию, бизнесмен провел мошенническую приватизацию бухарестского Института пищевых исследований. Окончательный вердикт был вынесен в августе 2014 г. Войкулеску приговорили к десяти годам лишения свободы. Как утверждала прокуратура, обвиняемый воспользовался своей руководящей должностью в Консервативной партии (основателем которой он и был), чтобы приобрести контрольный пакет акций названного Института и земли, ему принадлежавшей. 3,6 га земли и 1 га застройки были куплены по цене в 75 раз ниже реальной стоимости. Сделка стала возможной благодаря Корнелиу Попе, в то время являвшемуся председателем Совета правления Агентства государственной собственности Румынии. Он одобрил приватизацию без обязательной апробации со стороны румынских государственных органов. В результате Корнелиу Попа получил восемь лет тюремного заключения.

Упомянем еще несколько резонансных дел. В ноябре 2014 г. по обвинению в коррупционных схемах задержали главу Национального управления по борьбе с экономическими преступлениями и терроризмом Алину Бику. В январе 2017 г. ее приговорили к трем с половиной годам тюремного заключения.

В октябре 2014 г. депутат парламента от Социал-демократической партии Оана Никулеску Мизил была приговорена к трем годам тюремного заключения за трудоустройство своей матери в секретариат парламента. Ее обвинили по статье «Нарушение этических норм депутата». Трудовой договор был подписан в 2009 г. Общая сумма жалованья новой сотрудницы (на момент увольне-

ния, в 2011 г.) составила около 15 тыс. евро. Помимо этого, бывшему депутату было запрещено занимать публичные должности на протяжении шести лет после истечения срока наказания.

В тот же день член румынского Сената Сорин Рошка Стэне-ску был приговорен к двум годам и четырем месяцам тюремного заключения за использование служебного положения в личных целях и содействие манипуляциям на рынке нефтепродуктов. По указанному делу проходил и бывший министр телекоммуникаций Сорин Пантиш, получивший два года и восемь месяцев тюремного заключения.

В 2015 г. Ковеси открыла дело против действовавшего тогда премьер-министра социал-демократа Виктора Понты. Политик был обвинен в подлоге, соучастии в уклонении от уплаты налогов и отмывании денег, предположительно совершенном в то время, когда он был адвокатом. Вскоре Понта был вынужден уйти в отставку. Следствие продолжается.

Многочисленные проблемы с законом вскрылись и у семьи экс-президента Траяна Бэсеску. Четыре года тюрьмы в 2016 г. получил его брат Мирча Бэсеску. По данным прокуратуры, он требовал взятки от семейства цыган, обещая поспособствовать вынесению благоприятного судебного вердикта в отношении находящегося в тюрьме главы клана и криминального авторитета Санду Ангела. Зять Бэсеску Раду Прикоп также оказался под следствием из-за подозрений в подделке документов. Дочери экс-президента Иоане инкриминируют отмывание денег.

Согласно данным НАУ, около половины мэров крупных городов были освобождены от своих обязанностей в связи с судебными делами. Особенно богатым в этом отношении оказался 2015 год. В декабре 2015 г. мэр Бухареста Сорин Опреску был арестован в своем доме в рамках расследования обвинений во взятках. Опреску обвинялся в получении «откатов» от компаний, получавших муниципальные контракты. Согласно заявлению Генеральной прокуратуры Румынии, в период с 2013 по 2015 г. компании, работавшие со столичной администрацией по контрактам, были вынуждены отдавать до 70% своей прибыли высокопоставленным чиновникам. При этом 10% от взятки получал непосредственно градоначальник. Следствие продолжается, дело не доведено до конца.

Впечатляет уголовная история другого мэра, промышленного города-порта Констанцы, самого крупного после столицы. Градоначальник Раду Мазэре был связан бизнесом со своими братьями, находящимися сегодня за пределами Румынии, но одновременно он

не гнушался взяток. В общей сложности ему инкриминировали сумму злоупотреблений в 9 млн евро. После одного из откатов (в 175 тыс. евро) от одной из строительных компаний он вложил деньги в четырехзвездочный отельный комплекс на Мадагаскаре. Получив 10 января 2018 г. ордер на арест, он срочно покинул родину и прибыл на Мадагаскар, чтобы переждать бурю в своем личном бунгало на океаническом курорте волнового серфинга. И этот господин, славившийся эксцентричным поведением, не только в течение 15 лет был мэром Констанцы, но и депутатом румынского парламента.

В апреле 2015 г. к двум с половиной годам заключения был приговорен миллиардер Иоан Никулае за незаконное финансирование президентской кампании 2009 г. Никулае, по данным следствия, предоставил около 1 млн евро члену Социал-демократической партии Георге Станку на проведение предвыборной президентской кампании тогдашнего лидера партии Мирчи Джоанэ. В случае победы Николае рассчитывал, что Джоанэ назначит на посты в правительстве близких ему лиц.

В январе 2015 г. завершился многолетний судебный процесс, связанный с приватизацией стратегических объектов страны. Суд вынес окончательный приговор бывшему министру экономики Румынии Кодруцу Шерешу и бывшему министру связи Золту Наги. Чиновники получили реальные сроки не только за «промышленный шпионаж», но и за «закулисные договоренности» по объектам приватизации: Шереш отправился в тюрьму на четыре с половиной года, а Наги - на четыре. Поскольку первые обвинения в адрес чиновников были предъявлены еще накануне вступления Румынии в ЕС 1 января 2007 г., участники процесса настаивали на его политической мотивированности: Румыния, заявляли они, должна была показать активизацию борьбы с коррупцией и она ее показала, выбрав их в качестве «козлов отпущения».

В феврале 2016 г. Кодруцу Шерешу было предъявлено новое обвинение: в растрате государственных средств. Ущерб оценивался в 165 млн долларов. По данным правоохранительных органов, в период с 2002 по 2004 г. Шереш присваивал деньги, полученные в результате незаконной деятельности управляющих, возглавлявших государственную гидроэлектростанцию. Прокуратура сочла, что действия бывшего министра поставили под угрозу всю энергетическую систему Румынии.

В феврале 2016 г. Адриан Северин, экс-министр иностранных дел и бывший депутат Европарламента, был приговорен к

трем годам и трем месяцам заключения за коррупцию и извлечение выгоды из влияния. В 2011 г. Северин и еще два депутата Ев-ропарламента - от Словении (экс-министр иностранных дел Зоран Таллер) и Австрии (Эрнст Страссер) были вовлечены в коррупционный скандал международного уровня. Все три депутата обвинялись в попытке получения взяток (по 100 тыс. евро каждому) от английских репортеров, которые представлялись лоббистами неких британских бизнес-структур. В обмен на денежное вознаграждение депутаты изъявили готовность лоббировать в Европарламенте интересы этих структур. Позднее оказалось, что журналисты «разыграли» депутатов. Национальное антикоррупционное управление выяснило также, что в период с 2007 по 2010 г. Северин легализовал полученные в виде взяток платежи через фиктивные контракты за «консультации».

8 февраля 2018 г. Верховный суд приговорил к восьми годам лишения свободы бывшего министра финансов Дариуса Валкова за отмывание денег и соглашения, несовместимые с занимаемой должностью. На момент приговора Валков был ведущим советником премьер-министра Виорики Денчиле. Еще в 2015 г. НАУ обвинила Валкова в вымогательстве взятки от бизнесмена, который попросил его использовать свое влияние, чтобы помочь его компании выиграть публичные торги. В обмен на это Валков попросил 20% стоимости контракта, а затем отмыл деньги. В рамках дела у Валкова были конфискованы три золотых слитка, 172 картины стоимостью около 1 млн евро. Счета его были заморожены.

Одним из самых громких коррупционных скандалов стало «дело Microsoft». Его рассмотрение шло с октября 2015 по март 2016 г. Речь шла о коррупции по контрактам на программные лицензии MS Office на 2004-2009 гг. для установки в школах. Общая сумма контракта составила около 105 млн долларов. Обвиняемые использовали свое положение, чтобы склонить правительство к покупке лицензий на программное обеспечение Microsoft, а также брали взятки от людей, заинтересованных в заключении контракта.

По данным следствия, обвиняемые присвоили себе скидку 47%, которую Microsoft предложила румынскому правительству. В результате бывший министр связи и телекоммуникаций Румынии Габриэль Санду был приговорен к двум годам лишения свободы за отмывание денежных средств, злоупотребление должностными полномочиями и взяточничество. Свои сроки получили и трое посредников, которые помогали министру: бывший мэр города Пьятра-Нямц и двое бизнесменов. Расследование выявило, что

из 54 млн долларов, которые выделило правительство в оплату контракта и его пролонгации, около 20 млн получили чиновники в виде «комиссионных».

После завершения этого дела Лаура Ковеси заявила, что необходимо продолжить следствие в отношении восьми бывших министров. Теперь оно стало фигурировать как «дело Microsoft 2». По предварительным оценкам, ущерб, нанесенный государству этими лицами, составляет 67 млн долл.

В рамках нового расследования НАУ заинтересовалось и деятельностью Эуджена Беженариу, бывшего генерального секретаря правительства1 с 2003 по 2004 г., ставшего уже депутатом. Под судебным надзором оказался и бизнесмен Клаудиу Флорикэ, собственник компании «Fujitsu Siemens Computers», который, согласно следствию, присвоил себе часть денег вместе с бывшими членами кабинета. Он якобы сумел склонить как сотрудников Microsoft, так и представителей правительства к подписанию контрактов, которые и стали причиной расследования. Сотрудники Microsoft поручились в том, что компания Флорикэ была единственным дистрибутором в Румынии, хотя на рынке были и другие. Флорикэ выступал фигурантом в деле Microsoft 1, однако тогда ему удалось избежать наказания, так как он выступил в роли осведомителя о фактах нарушения. В январе 2018 г. антикоррупционное управление информировало, что следствие готово представить материалы для судебного разбирательства.

Золотым дном для чиновников и бизнесменов-мошенников стала реституция собственности. По закону наследники могут требовать от государства возврата собственности, утерянной в результате национализации при социализме, но для этого необходимо представить в суд соответствующие документы.

Особое место в таких сделках заняли лесные угодья Румынии, привлекающие серьезных зарубежных инвесторов. «Наследники», получив по подложным документам собственность, продавали ее заинтересованным лицам. Возникла даже целая «лесная мафия», занятая подделкой документов и подкупом чиновников и судей.

Сегодня лесами управляет государственная структура «Romsilva», ставшая притчей во языцех при обсуждении коррупционных дел. Пристальное внимание общества привлекла, в частности, сделка, совершенная в 2008 г., между дочерними подразделениями немецкой инвестиционной компании «Nordcapital» и румынским

1 Аналог главы аппарата правительства в РФ.

миллионером Георге Четерашом. Он продал структурам «Когёсарйа1» более 2 тыс. га леса в восточной части Карпат за 22 млн евро. Как выяснилось позже, Четераш не был законным владельцем этой собственности. По версии следствия, для приобретения прав «наследника» на участок бизнесмен передал каждому из трех чиновников, ответственных за решение этого вопроса, по 1 млн евро, и еще 250 тыс. евро получил судья, который рассматривал это дело. Такие сложные дела ведутся не быстро: бизнесмен был арестован только в 2014 г.

Другим делом подобного рода была покупка немецкой компанией «Ргокоп» 43 тыс. га земли в уезде Бакэу. В деле фигурировал, кроме прочих, экс-министр юстиции Тудор Киурариу. Компания «Ргокоп» вложила около 80 млн евро в лесные угодья Румынии. В 2013 г. она подписала договор на покупку лесных угодий на сумму 140 млн евро.

Самым коррупционным государственным органом в Румынии признано Национальное агентство по реституции собственности1, с помощью которого проведено много незаконных сделок, выдано много фальшивых документов и т.д. Председатель агентства Дж. Бэйешу и его заместитель уже отбывают сроки заключения за коррупцию.

Упомянутые дела и лица - лишь капля в море историй высокопоставленных чиновников, крупных бизнесменов и политиков, в отношении которых ведется расследование или вынесены приговоры. Так, в 2015 г. НАУ предъявило обвинения 1250 чиновникам, суды вынесли 970 приговоров. В 2016 г. было передано в суд 1,3 тыс. уголовных дел о коррупции: на скамье подсудимых оказались три министра, 18 депутатов парламента, 47 мэров и 21 директор крупных коммерческих компаний.

Общий ущерб, нанесенный государству, по делам 2016 г. оценивается в 260 млн евро. При этом в рамках уголовных дел за пределами Румынии была конфискована недвижимость стоимостью около 4 млн. евро.

Антикоррупционная кампания в Румынии столь обширна, бескомпромиссна и всепроникающа, что невольно задаешься вопросом: «Как удается завести такое количество судебных дел против влиятельных и совсем недавно неприкасаемых лиц?». Конечно, Евросоюз сыграл здесь ключевую роль, но, думается, в такой стране, как Румыния, этого недостаточно. В роли героев этой

1 АШопШеа №^опа1а реПги К^Ишгеа РгорпеШ^Дог.

борьбы выступают конкретные лица, но в первую очередь руководитель антикоррупционного управления Лаура Ковеси и поддерживающий ее президент Клаус Йоханнис.

На ком, кроме легендарной Лауры Ковеси, держится антикоррупционное управление? Украинский автор А. Семиженко, ссылаясь на частные беседы с румынами, рисует действующих лиц НАУ. «Кто они, эти детективы, которые ломают планы и карьеры сильных мира сего? Мои собеседники утверждают, что на супергероев они не похожи. Это просто профессионалы, в основном молодежь, которая тщательно делает свое дело. У меня есть знакомый адвокат, немало однокурсников которого пошли работать в БЫЛ1... В университете это были в основном "заучки", которые вместо вечеринок проводили время в библиотеках... Они не были популярны в компаниях или среди девушек - этакие ботаны. Которые выросли - и теперь показывают, кто чего стоит» [Семижен-ко. 2017].

Деятельность НАУ сегодня получает высокую поддержку в публичном пространстве. Ярким свидетельством повышения интереса к этой проблеме стали массовые уличные антикоррупционные выступления последнего времени. Первыми из них были демонстрации в январе 2017 г., через несколько дней после принятия присяги социал-демократическим правительством под руководством Сорина Гриндяну. Это была реакция общества на намерение правительства помиловать осужденных по ряду статей уголовного кодекса, в том числе по статьям о коррупции и превышении полномочий, внести поправки в Уголовный кодекс с целью декриминализации ряда статей, по-новому сформулировать понятие «превышение полномочий».

Волнения начались 31 января 2017 г., после того как правительственный журнал опубликовал еще не вступивший в силу чрезвычайный закон о декриминализации некоторых коррупционных преступлений. Демонстранты, несмотря на холод и очень поздний час, собрались на площади Виктории в Бухаресте перед зданием правительства. По данным СМИ, через короткое время благодаря социальным сетям число демонстрантов составило уже порядка 12 тыс. человек.

Атмосферу на площади Виктории украинский корреспондент соотносит в какой-то мере с Майданом. «Вообще румынские протесты и похожи и не похожи на украинский Майдан. О Киеве

1 НАУ.

напоминают креативные надписи и лозунги, волонтеры, бесплатно раздающие еду на площади. В конце концов, на площади Виктории люди, чтобы согреться, прыгают на месте под революционные кричалки. Но есть и много отличий. На площади нет сцены и даже намеков на политическую символику. Протестующие стоят лицом к дому правительства, в адрес которого и направлены их лозунги и транспаранты. "Мы все же выступаем не за кого-то из политиков, а за принципы", - объясняют протестующие... Еще одна разница -членство в ЕС гарантирует отсутствие силового давления на протест. Поэтому количество детей на митинге просто фантастическое. Здесь даже создана детская зона, где дети не только играют, но и могут порисовать, сделав себе или родителям креативный транспарант» [Панченко... 2017].

Примеру столицы последовали жители городов Констанца, Клуж-Напока, Тимишоара, Сибиу и других. Протестанты требовали отмены закона, который должен был вступить в силу через десять дней после опубликования, т.е. 10 февраля.

Эмоциональный порыв неравнодушных граждан был обусловлен и нечестным поведением членов правительственного кабинета. Они попытались провести новый закон под видом «чрезвычайного», потому что чрезвычайный закон принимается в Румынии без согласования с парламентом и без утверждения президентом. Гражданское общество особенно возмутило то, что правительство так спешило сделать задуманное, что собралось ночью. По новым правилам уголовные дела по коррупции должны были открываться лишь по тем преступлениям, в которых фигурируют суммы не менее 200 тыс. леев (48,5 тыс. долл.). Формальное обоснование такого закона заключалось в необходимости уменьшить многотысячную армию заключенных, на что неоднократно указывал Евросоюз.

Как оппозиция, так и простые граждане увидели в новом законе попытку вывести из-под удара многих высокопоставленных чиновников и политиков, против которых уже были возбуждены уголовные дела. Самым известным из них был экс-премьер и социал-демократ Виктор Понта.

Оправдания ждал в случае принятия закона и лидер Социал-демократической партии Ливиу Драгня, который в тот момент еще и руководил парламентом. В 2012 г. политик был приговорен к году тюрьмы, правда, условно, за попытку фальсификации результатов референдума по импичменту тогдашнего президента Траяна Бэсеску. Сам импичмент был инициирован социал-демократами. Условный срок помешал Драгне возглавить новое правительство.

Против решения правительства выступил президент Клаус Йоханнис, который, как и его предшественник Бэсеску, находился в конфликте с социал-демократами. Кроме президента негативно оценил эту инициативу генеральный прокурор, многие политики и чиновники. Уличные акции продолжались каждый день. Через неделю число протестующих достигло 600 тыс. человек.

Представители всех основных конфессий Румынии, включая православную, католическую, протестантские церкви, а также иудаизма обратились к обществу с призывом к диалогу, но и с требованием продолжать борьбу с коррупцией.

5 февраля правительство все же не выдержало напора улицы. Было проведено внеочередное заседание, отменившее скандальное постановление, но в отставку правительство не ушло, как того требовали демонстранты.

Постепенно накал страстей стал стихать, но акции продолжались в течение всего 2017 г. Всю весну демонстранты в виде организованных колонн с транспарантами и под присмотром полиции продолжали шествовать по вечерним улицам Бухареста, порой они даже казались участниками какого-то экзотического перформанса.

Наконец 21 июня парламент, включая членов Социал-демократической партии, проголосовал за отстранение от должности премьер-министра Сорина Гриндяну и выразил вотум недоверия правительству. За неделю до этого в знак недоверия премьеру все министры, входящие в состав действующего правительства, включая его однопартийцев, подали в отставку. 27 июня на пост премьера был назначен министр экономики Михай Тудосе и сформирован новый кабинет. Таким образом, требование демонстрантов было, наконец, выполнено. Социал-демократы тем не менее искали новые законные пути для смягчения участи коррупционеров, находившихся под следствием либо осужденных. Ничто на самом деле не поменялось с переменой лиц в правительстве.

Новая волна митингов началась, когда был принят закон, ограничивающий независимость судов. Накал страстей возобновился, не с такой силой, как в январе, но это уже не походило на пер-форманс. В воскресенье 26 ноября в Бухаресте прошли новые масштабные акции протеста. Десятки тысяч людей с яркими транспарантами и флагами, несмотря на снег, который нечасто бывает в Бухаресте, снова вышли на улицы. К антикоррупционным лозунгам добавились и экономические требования. В СМИ

фигурировала численность в 45 тыс. участников. Эти акции поддержали и другие большие города Румынии.

Профсоюзные конфедерации «Blocul National Sindical» и «Cartel Alfa», а также гражданские объединения и НПО призывали демонстрантов требовать отзыва законов в области правосудия, отклонения в парламенте закона об изменении налогового законодательства и отставки нового правительства, а также председателей Палаты депутатов и Сената.

Волна протестов усилилась после встречи Нового года. 15 января 2018 г. премьер Михай Тудосе подал в отставку, но новый премьер не сразу был назначен. На этом фоне десятки тысяч жителей Румынии снова вышли на улицы. На дворе было 20 января 2018 г., и это была уже третья волна массовых протестов. СМИ свидетельствовали: в Бухаресте митингующих оказалось около 70 тыс. человек, включая специально приехавших из других регионов. Менее крупные демонстрации прошли еще в 20 городах. 29 января премьер-министром, наконец, была утверждена Виорика Дэнчилэ.

Что послужило поводом к новым демонстрациям? Невзирая на акции протеста в конце ноября 2017 г., парламент по инициативе правящих сил - АЛД (Альянс либералов и демократов) и Социал-демократической партии - принял в декабре законы, которые ограничивали полномочия прокуроров при расследовании дел по статьям о коррупции, что облегчало коррумпированным чиновникам уход от ответственности. Румынская оппозиция заявляла, что подобные изменения в правовой системе превратят судебные органы Румынии в инструмент политического давления.

Евросоюз поддержал требования демонстрантов, поэтому о разгоне митингующих с помощью полиции речи быть не могло. Эксцессы были, но, как позже было доказано, они провоцировались специально обученными людьми.

Ситуацию детально отражали СМИ, но с разных позиций. Так, на проправительственном телеканале «Romania TV» подвергалась сомнению сама спонтанность митингов, муссировались слухи и выдвигались предположения, что кто-то ими руководил профессионально и даже, возможно, из-за рубежа. Оппозиционные СМИ, например канал «Digi 24», доказывали своими репортажами, что демонстрации являлись народным протестом против зарвавшихся чиновников [Proteste... 2018].

Антикоррупционные митинги вызвали замешательство и страх во властных структурах. И это естественно. Не все, конечно,

радуются активности и напору представителей антикоррупционного управления: слишком много высокопоставленных лиц заинтересованы в дискредитации этого органа. В некоторых румынских СМИ уже несколько месяцев идет активная кампания против Лауры Ковеси. Ее диссертация - якобы плагиат, а расследования она зачастую начинала, не опираясь на всестороннее изучение документов и не соблюдая регламент. Специальная комиссия даже изучала диссертацию Ковеси и отвергла подобные инсинуации.

Инициатором этой кампании называют медиамагната Себастьяна Гицэ, который покинул пределы родины и находится в международном розыске за отмывание денег и вымогательство. НАУ выдало ордер на его арест. Среди прочего Гицэ подозревается в финансировании подкупа избирателей в период президентской кампании 2014 г. на территории Республики Молдова1 в пользу экс-премьра Понты, на что, как предполагается, он потратил 350 тыс. евро.

Недовольные интенсивностью работы антикоррупционного управления сравнивают ее с «охотой на ведьм», обвиняют в применении незаконных методов, например прослушки кабинетов и телефонов чиновников. Сама Ковеси говорит, что телефоны прослушиваются лишь с санкции судей. Критикам прокурор отвечает, что ее методы одобряет руководство ЕС, с которым она постоянно контактирует. Знаменательно, что каждое выступление Ковеси на европейских форумах встречается бурными аплодисментами. Французское правительство наградило отважную женщину орденом Почетного легиона.

А в самой Румынии кампания по дискредитации НАУ и самой Ковеси в последние месяцы все усиливалась. Один из румынских депутатов от правящей Социал-демократической партии Николае Шербан заявил в начале февраля 2016 г., что НАУ нуждается в коренном реформировании, а самой Ковеси необходимо оставить свой пост. Шербан также обвинил главу антикоррупционного управления в организации политических репрессий: «Стало известно, что борьба с коррупцией у нас в стране проводится выборочно. Факты свидетельствуют о том, что одного коррупционера освобождали от уголовной ответственности в обмен на то, чтобы тот написал донос на более высокопоставленных чиновников и политиков. Таким образом, рушились человеческие

1 По данным статистики, к концу 2015 г. из 3,5 млн граждан Молдавии примерно 445 тыс. получили румынское гражданство.

судьбы и семьи. Мы пришли к выводу, что НАУ следует в корне реформировать, а Лаура Ковеси больше не может оставаться во главе этой структуры» [§erban Nicolae... 2018]. Аналогичное мнение высказал и лидер Социал-демократической партии Ливиу Драгня, фигурант уже упомянутого коррупционного дела.

14 февраля 2018 г. Лаура Ковеси провела пресс-конференцию, в ходе которой заявила, что нет никаких причин для ее ухода в отставку. «Речь не идет о Ковеси или о главном прокуроре Национального антикоррупционного управления, речь идет об атаке на румынскую систему правосудия. Речь идет о фестивале коррупционеров, цель которых - унизить румынское общество», - заявила Ковеси [Ce a declarat... 2018].

Авторитетный американский политолог румынского происхождения В. Тисмэняну заявил в связи с нападками на Ковеси: «Отставка Ковеси будет означать месть номенклатурной нечисти, триумф трясины» [Vladimir. 2018]. Президент Йоханнис прокомментировал эту ситуацию так: «Некоторые преступники пытаются атаковать и дискредитировать НАУ и его руководителя» [Klaus Iohannis: Ni§te... 2018].

Несмотря на то что противостояние между НАУ и коррумпированными кругами элиты нарастает, гражданское общество настойчиво заявляет о стремлении освободиться от тлетворных привычек прошлого. Об этом, безусловно, свидетельствуют массовые уличные выступления последних месяцев. Каким итогом увенчается это противостояние, покажет время.

Вместе с тем наблюдатели задаются вопросом, почему Социал-демократическая партия, в среде которой выявлено наибольшее количество коррупционеров и даже два премьер-министра, на парламентских выборах 2016 г. победила с большим отрывом (около 45%) прочие политические формирования. Е. Шевчук пишет: «Может оказаться сюрпризом, что коррупция вовсе не так болезненно воспринимается в массах, как кажется сверху, - многие избиратели готовы простить коррупцию за эффективное, как им кажется, управление; чему пример - посаженный за взятки экс-премьер Румынии Адриан Настасэ, который, освободившись по УДО, вполне благополучно переизбрался депутатом в 2016-м» [Шевчук. 2017].

Сами социал-демократы обычно объясняют большое количество коррупционных дел в их среде лишь политическими преследованиями со стороны либералов. Однако следует учитывать и тот факт, что социал-демократы, даже когда не были у власти

(1996-2000, 2009-2014), занимали видное место в парламенте и государственных структурах. Их было всегда много, они преобладали в коалициях. Отсюда и результаты, ибо коррупция имела, по румынским же оценкам, всеобъемлющий характер с первых лет демократических преобразований.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Тем не менее либерально настроенное гражданское общество не собирается отступать. Активную информационную работу в этом отношении ведет неправительственная журналистская организация «RISE Project», которая является региональной сетью международного «Проекта по расследованию коррупции и организованной преступности»1 - объединения СМИ и отдельных репортеров, занимающихся журналистскими расследованиями в Восточной Европе, на Кавказе, в Средней Азии, Латинской Америке и Африке. На сайте «RISE Project» можно ознакомиться с захватывающими историями и скрупулезными расследованиями.

Уникальная и одновременно забавная ситуация, о которой хотелось бы упомянуть, сложилась в связи с предоставлением условно-досрочного освобождения высокопоставленным коррупционерам. Дело в том, что согласно закону 240/2013 заключенные могут уменьшить срок пребывания за решеткой на один месяц за каждое полезное для общества сочинение, которое должно быть опубликовано.

Отклик предприимчивых зэков не заставил себя долго ждать, и в этом можно усмотреть некую румынскую специфику предприимчивости и гибкости. После 2013 г., когда был принят упомянутый закон, численность тюремных ученых и писателей резко возросла. Если в 2007 г. автором, отбывающим срок, была издана всего лишь одна книга, то в 2014 г. было опубликовано уже 90 творческих изысканий. В 2015 г. эта цифра достигла 340 [Toea... 2016]. Поток тюремной литературы оказался столь мощным, что у власти начало закрадываться подозрение в плагиате, найме «литературных рабов» или мошенничестве. В 2015 г. СМИ публиковали список из 73 имен высокопоставленных чиновников и бизнесменов, развернувших в тюрьме бурную литературную и научную деятельность.

Миллиардер Иоан Никулае, заключенный в апреле 2015 г., до конца августа того же года умудрился представить пять трудов по различным технологическим проблемам. Как было подсчитано, каж-

1 «Organised Crime and Corruption Reporting Project» был основан в 2007 г. в Сараеве.

дые 29 дней он завершал один труд. Адвокат бизнесмена даже сравнил его по продуктивности творчества с Бальзаком [Сосо1о8... 2016].

Возможностью уменьшить себе срок воспользовались и некоторые видные политики. Неоднократно упомянутый экс-премьер Адриан Настасэ вышел по УДО, в том числе в связи с опубликованием книги.

Рекордсменом стал упомянутый медиамагнат и бывший сенатор Дан Войкулеску, приговоренный в 2014 г. к 10 годам тюрьмы. В конце 2016 г. адвокат заключенного обратился в суд с просьбой об УДО. К этому времени у Войкулеску в заключении было написано 11 книг как общефилософского, так и социального содержания. Прокурор был против: Войкулеску не мог сам написать столько книг (а это 2000 страниц). В таком случае ему пришлось бы писать по одной странице в минуту. Новую просьбу разрешили представить только в сентябре 2017 г. Тем не менее уже в марте 2017 г. суд вынес положительное решение и удовлетворил ходатайство по УДО в отношении Войкулеску, несмотря на протесты НАУ.

Несколько отстал от Войкулеску бывший член Европарла-мента Гиги Бекали, написавший пять книг на темы религии, европейской политики и футбола. В 2015 г. он вышел на свободу, отсидев лишь треть срока. Позже Бекали признался, что книги за него писали нанятые им университетские профессора и научные консультанты.

Прокуратуре теперь пришлось заняться новым делом: проверкой деятельности профессоров, писавших для тюремных «ученых» и «публицистов» положительные отзывы, а также издательств, выпускавших эти книги, и тюремного начальства, рекомендовавшего досрочное освобождение своих талантливых подопечных.

Министр юстиции Ралука Пруна заявила еще в начале 2016 г. о своем намерении представить правительству проект чрезвычайного закона, отменяющего Закон 254/2013. Подобный закон существовал в Румынии с 1969 г., но никому не приходило в голову пользоваться им столь масштабно, как это случилось в результате массового заселения тюрем высокопоставленными и образованными лицами. Процесс написания таких трудов «вышел из-под контроля», заявила Пруна [Тоеа... 2016]. Однако закон пока остается в силе.

Несмотря на то что Румыния не без помощи общеевропейских структур сделала невероятно много для очищения общества

от язв коррупции, путь к безвизовому Шенгену для нее пока закрыт, в том числе из-за того, что коррупция здесь все еще находится на достаточно высоком уровне.

Кроме ужесточения уголовных преследований, определенная надежда теперь возлагается на антикоррупционное воспитание молодежи. Под эгидой и при финансировании западных структур были выпущены методические пособия на эту тему. В них доходчиво объясняется, что такое коррупция и каковы ее причины. Например: «Главная причина коррупции - человеческий эгоизм. Склонность к коррупционному поведению растет с потребностью большего потребления и по мере того, как личное благосостояние становится более значимым, нежели общественное. В результате политики и государственные чиновники злоупотребляют своим положением, чтобы достичь высокого благосостояния. Наблюдая за этим, молодые люди начинают воспринимать государственную службу как способ комфортабельной и приятной жизни. Несмотря на это, несмотря на общие характеристики человеческой природы, не все общества одинаково коррумпированы. Уровень коррупции может быть обусловлен культурой, менталитетом, традициями общества. В обществах, где коррупция была почти законной, как, например, клиентелизм как форма консолидации коммунистической системы, очень сложно изменить стиль жизни и образ мыслей. Коррупция легче укореняется в странах, жители которых менее образованны и сознательны» [Educate. 2007]. Цитируемый материал был переведен с английского и адаптирован к румынским условиям в рамках программ «Открытого общества». Интересно в данном случае то, что отсылка в связи с историей этого явления дана на коммунизм, как будто бы в довоенной Румынии эта проблема отсутствовала.

Согласно ежегодному рейтингу, представляемому организацией «Transparency International», Румыния в 2017 г., как и в предыдущем, по индексу восприятия коррупции имеет 48 баллов из 100, занимая 25-е место в Евросоюзе (как и Греция). Таким образом, громкие дела последнего времени не произвели на румынских респондентов достаточного впечатления, чтобы признать существенные сдвиги в этом отношении. Массовые акции против коррупции за последний год лишь подтверждают этот факт. По заключению «Transparency International», «в ближайшие годы наряду со средствами принуждения Румынии необходим систематический подход к предотвращению коррупции, подотчетности лиц, прини-

мающих решения, и более активное участие местных общин» [Кошаша 8е шеп|те... 2018].

Удастся ли Румынии избавиться от всеобъемлющей коррупции? Венгерский исследователь А. Сайо писал: то, что считают коррупцией в Центральной Европе, на самом деле - «сервилизм -комплексная, почти феодальная система патронов и подчиненных, что, оказывается, трудно преодолимо» [цит. по: Яаёи. 2001]. И здесь есть большая доля истины. По сути, борцы с коррупцией сталкиваются с сущностными, цивилизационными особенностями, которые с трудом поддаются внешней коррекции. Можно, правда, возразить, что коррупция имеется и в других, в том числе более развитых, странах, но надо признать, все же не в таких масштабах.

Список литературы

Другова И. Лаура Ковеси - румынское чудо борьбы с коррупцией не светит Украине // РИА новости Украина. - 2017. - 10 февр. - Режим доступа: https://rian.com.ua/ analytics/20170210/1021310414.html (Дата обращения: 02.11.2017.)

Панченко Ю. Майдан указом не распустишь: Антикоррупционная революция в Румынии празднует первую победу // Европейская правда. - 2017. - 6 февр. -Режим доступа: http://www.eurointegration.com.Ua/rus/articles/2017/02/6/7061194/ (Дата обращения: 06.12.2017.)

Семиженко А Как «сажают» воров в Румынии - урок для Украины. Часть 2 // Аргумент. - 2017. - 20 окт. - Режим доступа: http://argumentua.com/stati/kak-sazhayut-vorov-v-rumynii-urok-dlya-ukrainy-chast-2 (Дата обращения: 08.06.2018.)

Стойка Ш., Брайнер А. Звонкие приговоры // Radio Romania International. -2014. - 11 авг. - Режим доступа: http://rri.ro/ru_ru/Звонкие_приговоры-20914 (Дата обращения: 20.03.2018.)

Шевчук М. Что немцу хорошо: Чем протесты в Румынии интересны для России // Dp.ru. - 2017. - 6 февр. - Режим доступа: https://www.dp.ru/a72017/02/06/ CHto_nemcu_horosho_chem_pro (Дата обращения: 09.10.2017.)

Ce a declarat Codruja Kovesi la prima conferida de presa sus^inuta la sediul DNA // DIGI24. - 2018. - 15 februarie. - Mode of access: https://www.digi24.ro/stiri/ actualitate/justitie/sefa-dna-kovesi-conferinta-de-presa-februarie-2018-878164 (Дата обращения: 01.04.2018.)

Cocolos C., Mitran L. Lista car^ilor scrise in inchisoare de Voiculescu, Niculae, Copos sau Becali // Gandul. - 2016. - 4 ian. - Mode of access: http://www.gandul.info/ stiri/lista-cartilor-scrise-in-inchisoare-de-voiculescu-niculae-copos-sau-becali-14954781 (Дата обращения: 05.11.2017.)

Corup^ia §i politicile de combatere a corup^iei // Monitorizarea procesului de aderare la Uniunea Europeana. - Bucure^ti, 2002. - P. 104-185.

Danile^ C. Corup^ia §i anticorup^ia in sistemul juridic. - Bucure^ti, 2009. - 209 p.

Educate impotrva coruptiei. Material metodologic pentru invatamantul preuniversitar §i superior. - Bucure^ti, 2007. - 332 р. - Mode of access: www.sdcentras.lt/ antikorupcija/en/tp1/Publication_Ro.pdf (Дата обращения: 01.12.2017.)

Klaus Iohannis: Ni§te penali fac o incercare disperata sa atace §i sa discreditezeDNA // DIGI24. - 2018. - 15 febr. - Mode of access: https://www.digi24.ro/stiri/actualitate/ politica/klaus-iohannis-face-declaratii-la-2015-879094 (Дата обращения: 09.11.2017.)

PROTESTE anti MAFIA PSD. - rezumat // youtube.com. - 2018. - 20 ianuarie. -Mode of access: https://www.youtube.com/watch?v=d8QZ6sT3VZo (Дата обращения: 01.02.2018.)

Radu G. Coruptia // Sfera polit. - Bucure^ti, 2001. - N 89. - P. 24-26.

Radu L., Gulya G. Coruptia in Romania, o problema de nerezolvat? // Revista Transilvana de §tiinte Administrative. - Cluj-Napoca, 2010. - N 26. - P. 107-124.

Romania se mentine pe aceea^i pozitie in raportul anual al Transparency International privind indicele de perceptie a coruptiei // Agerpres. - 2018. - 21 februarie. - Mode of access: https://www.agerpres.ro/romania-in-lume/2018/02/21/romania-se-mentine-pe-aceeasi-pozitie-in-raportul-anual-al-transparency-international-privind-indicele-de-perceptie-a-coruptiei--59703 (Дата обращения: 01.03.2018.)

§eful SRI: Coruptia este o amenintare la adresa securitatii nationale // Jurnalul National. - Bucure^ti, 2014. - 31 marjie. - Mode of access: http://jurnalul.ro/stiri/ observator/seful-sri-coruptia-este-o-amenintare-la-adresa-securitatii-nationale-664773.html (Дата обращения: 12.06.2018.)

§erban Nicolae: DNA trebuie refacuta din temelii // Antena3. - 2018. - 12 februarie. -Mode of access: https://www.antena3.ro/actualitate/justitie/serban-nicolae-dna-trebuie-refacuta-din-temelii-454747.html (Дата обращения: 01.03.2018.)

§perlea F. Armata romana in timpul lui Cuza // Historia.ro. - Mode of access: https://www.historia.ro/sectiune/general/articol/armata-romana-in-timpul-lui-cuza (Дата обращения: 04.02.2018.)

Toea D. Ordonanta de urgenta pentru ca detinutii-scriitori sa nu mai fie eliberati mai devreme // Ziare.com. - 2016. - 12 ianuarie. - Mode of access: http://www.ziare. com/raluca-alexandra-pruna/ministrul-justitiei/ordonanta-de-urgenta-pentru-ca-detinutii-scriitori-sa-nu-mai-fie-eliberati-mai-devreme-1403808 (Дата обращения: 01.03.2017.)

Verheugen cere reforma §i combaterea coruptiei // Rom. libera. - Bucure^ti, 2003. -22 febr. - P. 3

Vladimir Tismaneanu: Pentru mine, revocarea Laurei Kovesi inseamna revan^a pegrei nomenclaturiste. Triumful mocirlei // RoEvanghelica. - 2018. - 14 februarie. - Mode of access: https://roevanghelica.wordpress.com/2018/02/14/vladimir-tismaneanu-pentru-mine-revocarea-laurei-kovesi-inseamna-revansa-pegrei-nomenclaturiste-triumful-mocirlei/ (Дата обращения: 01.03.2018.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.