DOI 10.47643/1815-1337_2023_6_405
КОРРУПЦИОННЫЕ РИСКИ CORRUPTION RISKS
ЯКОВЛЕВ Макар Макарович,
заслуженный юрист России, генерал-майор юстиции в отставке,
кандидат юридических наук, почетный доктор права Римского международного университета,
профессор кафедры уголовного права и процесса Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. 677000, Россия, г. Якутск, ул. Белинского, д. 58. E-mail: makar961947@mail.ru;
Yakovlev Makar Makarovich,
Honored Lawyer of Russia, a retired Major General of Justice, Candidate of Sciences in Jurisprudence, Honorary Doctor of Law of the Rome International University,
Professor of the Department of Criminal Law and Procedure of M.K. Ammosov North-Eastern Federal University. 58 Belinsky str., Yakutsk, Russia, 677000. E-mail: makar961947@mail.ru
Краткая аннотация. Для минимизации коррупционных рисков предлагается научно разработанная методика изучения и оценки личности кандидатов, претендующих на государственные и муниципальные должности с целью определения социальной направленности по шкале «эгоцентризм»-«социоцентризм», как один из действенных механизмов по борьбе с коррупцией.
Abstract. To minimize corruption risks, a scientifically developed methodology for studying and evaluating the personality of candidates applying for state and municipal positions is proposed in order to determine the social orientation on the scale of "egocentrism" - "sociocentrism", as one of the most effective mechanisms for combating corruption.
Ключевые слова: коррупция, методы противодействия коррупции, социальная направленность личности, «эгоцентризм», «со-циоцентризм», государственная, муниципальная служба, публичная власть.
Keywords: corruption, methods of combating corruption, social orientation of the individual, "egocentrism", "sociocentrism", state, municipal service, public authority.
Для цитирования: Яковлев М.М. Коррупционные риски // Право и государство: теория и практика. 2023. № 6(222). С. 405-407. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_6_405.
For citation: Yakovlev M.M. Corruption risks//Law and state: theory and practice. 2023. No. 6(222). pp. 405-407. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_6_405.
Статья поступила в редакцию: 20.05.2023
Касаясь коррупционных проявлений в системе публичной власти и отношений власти и бизнеса приходиться признать, что живучесть их предопределяется, в конечном итоге, тем и в той мере, в какой существующее положение вещей удовлетворяет лиц, вовлеченных в коррупцию. Это предопределяется тем, что с одной стороны, отдельные представители бизнеса могут, используя коррупционные связи, гарантированно получить для себя определенные привилегии , конкурентные преимущества и иные преференции, а с другой носители властных полномочий получают за предоставление таковых дополнительные доходы.
Коррупция - это сфера деликатных тщательно скрываемых отношений. «Не посвященных», не вовлеченных в коррупционные схемы никто не информирует о коррупционных сделках, а если их используют в каких-либо коррупционных схемах, то исключительно маскируя те или иные поручения под вполне допустимые и не связанные с коррупцией интересы.
Призывы руководства страны, руководителей органов власти о необходимости усилить борьбу с коррупцией уже давно воспринимаются многими исполнителями как «как дань времени, как необходимость составления очередного антикоррупционного плана, что ни в коей мере реально не повлияет на поведение тех, кого коррупция как явление вполне удовлетворяет. Если в течение многих лет принимаемые в системе государственного и муниципального управления меры не разрешили проблем коррупции ,значит, либо это не те меры, либо неверно определены причины коррупции, либо не применяются адекватные методы противодействия коррупции, либо отсутствуют реальные и действенные правовые механизмы по борьбе с коррупцией. В системе публичной власти должен формироваться культ честности, высокой нравственной и правовой культуры, беззаветного служения государственным интересам.
Следует понимать, что по своей природе люди в определенных условиях могут проявлять слабость, поддаваться искушениям, идти на компромисс с совестью. Решая проблему отбора и подготовки кадров на государственные и муниципальные должности необходимо нормативно закрепить важнейшее значение в характеристике лиц, претендующих на данные должности ,таких нравственных качеств, которые, в конечном итоге, определяют принятие ими решений в ситуации конфликта интересов только в публичном интересе, в пользу общественного блага, а не в частном, не в интересах личной выгоды. Предлагается в характеристике личности претендентов на государственные и муниципальные должности выделить такой показатель, который можно определить как «социальная направленность» личности. Поведение любого человека, выбор того или иного решения в ситуации конфликта интересов всегда определяется его социальной направленностью, которая отражает доминанту его ценностных ориентаций.
Нельзя забывать, что у сформировавшейся личности данные ценностные ориентации и доминанты являются весьма устойчивыми и это позволяет при их знании с достаточно большой точностью прогнозировать поведение индивида в той или иной ситуации, затрагивающей его личные или общественные интересы.
Кроме того следует учитывать, что для должностных лиц роль внутренних регуляторов поведения, предопределяемых их соци-
ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2023. № 6(222)
альной направленностью, вытекающей из их индивидуальной духовно-нравственной системы ценностей, повышается по мере роста их должностного статуса, а роль внешних, правовых регуляторов соответственно снижается. Следовательно, риск коррупционных проявлений среди должностных лиц, высокого ранга при их преимущественно «эгоцентрической доминанте направленности личности» возрастает кратно, поскольку, как показывает практика, воздействие правовых ограничений по мере роста их должностного и социального статуса ослабевает.
Понятно, что с последним никак не хочется согласиться, ведь формально мы все равны перед законом. Но нельзя лукавить перед собой, если мы действительно хотим разобраться в причинах коррупционного поведения лиц, которых общество уполномочило действовать в публичном интересе. Именно эти лица, как правило осуществляют правоприменение, это они определяют эффективность действия тех или иных правовых механизмов в системе управления. Это от их воли во многом зависит содержание материальных норм права.
Безусловно, предписывать нормами права быть кому бы то ни было честным, ответственным, порядочным, самоотверженным просто невозможно. В вопросах предписания нравственности право бессильно.
Наряду с другими свойствами личности (интеллект или фактический уровень образования и опыта, когнитивные качества, волевые качества, состояние физического и психического здоровья) социальная «направленность личности», особенно для лиц, облеченных властными полномочиями, является наиважнейшей, поскольку именно она определяет публично-правовую, социальную ценность личности. Совершенно очевидно, что определяется «социальная направленность личности» тем как он проявляет себя в конкретных ситуациях, в поступках ,в обычной жизни.
Зная и учитывая эгоцентрическую или социоцентрическую доминанту в социальной направленности личности конкретного лица, можно достаточно точно определить и понять мотивы его поведения, на чем было или будет основано принятие им того или иного решения, в чью пользу оно, с большей долей вероятности, будет принято. Именно социальная направленность личности должностного лица в конечном итоге определит, будет ли он «торговать влиянием», злоупотребляя своим служебным положением, или будет проявлять непримиримость к любым коррупционным формам поведения и всегда будет действовать в публичном интересе, в интересах общественного блага.
В личности руководителя, работника кадрового аппарата должна превалировать система ценностей, ориентированная на достижение общественного блага, на поведение исключительно в публичном интересе. Любые проявления нечестности, неблагонадежности, как на службе, так и в быту должны быть предметом тщательного изучения, поскольку речь идет об их профессиональной пригодности или непригодности. В зарубежных странах успешно применяют полиграф, где отсеивают до 60 % из числа кандидатов на должности. В Японии к госслужбе вообще не подпускают бизнесменов. В отдельных странах создают независимые комиссии большими полномочиями из числа молодых специалистов подчиняющимися руководителю страны.
Все работники кадровых аппаратов должны проходить специальную подготовку, в рамках которой они должны получать знания и навыки по применению соответствующих методик изучения и оценки личности кандидатов на службу или претендующих на государственные и муниципальные должности, с целью определения таких их личных качеств, как особенности социальной направленности личности по шкале: «эгоцентризм»-«социоцентризм» (при доминировании социоцентризма), а уже затем их реальный образовательный уровень, опыт, когнитивные свойства, волевые качества, состояние физического и психического здоровья. При этом лица, имеющие преимущественно «эгоцентрическую доминанту направленности» личности, должны признаваться профессионально непригодными к государственной и муниципальной службе, к замещению государственных должностей или выборных должностей в системе муниципальной власти.
В настоящее время в арсенале кадровых подразделений вообще отсутствуют какие либо методики, которые бы ставили своей целью определение социальной направленности личности кандидатов на государственную муниципальную службу.
Не менее важным представляется и правовое положение лиц, определяющих кадровую политику. В настоящее время сложилось такое положение, что кадровая политика полностью определяется высшим должностным лицом органов власти. При этом не учитывается, что он лично может быть заинтересован в формировании аппарата только ему преданными сотрудниками, которые больше ориентированы не на публичный интерес, а на служение именно руководителю. Совершенно понятно, что было бы более правильным создать такой механизм подбора кадров и зачисления их на государственную и муниципальную службу, который бы минимизировал данные риски.
Например, подбор и изучение кандидатов осуществляется кадровым подразделением органа власти, а проверка качества данной работы, в том числе и по антикоррупционным требованиям , осуществляется специальной комиссией по честности и этике на государственной и муниципальной службе, которая лично руководителю органа власти не подчиняется, а замыкается в плане контроля в представительный орган власти и перед ним отчитывается за свою работу.
Создание независимых комиссий по честности и этике на государственной и муниципальной службе позволило бы решать и ряд других задач, направленных на минимизацию коррупционных проявлений.
Библиогра фия:
1. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-Ф3 (ред. От 06.02.2023) «О противодействии коррупции».
2. Национальный план противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы, утвержденный Указом Президента РФ № 478 от 16.03.2021.
3. Распоряжение Главы РС(Я) от 04.10.2021 г. № 483-РГ «О плане противодействия коррупции в Республике Саха (Якутия) на 2021 - 2024 годы (вместе с Планом противодействия коррупции в Республике Саха (Якутия) на 2021 - 2024 годы»).
4. Сводный отчет о реализации мер антикоррупционной политики в Республике Саха (Якутия) в 2021 г.
5. Амирханов, А. Правовые инновации в противодействии коррупции / А. Амирханов // Государственная служба. - 2012. - № 3.
6. Булгакова, И.Г. Некоторые аспекты профилактики коррупции в органах государственной власти / И.Г. Булгакова // Журнал российского права. -
2012. - №8.
7. Короткова, И.И. Коррупция и её проявления в системе государственной службы - как одна из наиболее актуальных проблем российской действительности / И.И. Короткова // Государственная власть и местное самоуправление. - 2012. -№ 3.
8. Костенников, М.В. Предупреждение коррупции в системе государственной службы: учеб. Пособие / М.В. Костенников, А.В. Куракин. - Москва : Щит-М, 2004.
9. Магомедов, К.О. Риски остаются высокими / К.О. Магомедов // Государственная служба. - 2015. - № 2.
10. Нафиков, И. Меры по противодействию коррупции на муниципальном уровне / И. Нафиков // Законность. - 2012.
11. Хабриева, Т.Я. О результатах анализа практики реализации программ противодействия коррупции в субъектах Российской Федерации и предложениях по повышению их эффективности / Т.Я. Хабриева, Л.В. Андриченко, А.М. Цирин // Журнал российского права. - 2010. - №11.
12. Лемешонок О.Б. Коррупция как фактор, противодействующий социализации экономики // Экономическое возрождение России. 2020. № 4.
13. Максимов С.В. Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в России. Монография. Том 2. Под ред. С.С. Сулак-
шина / Сулакшин С.С., Ахмедзянова И.Р., Вилисов М.В., Колодкин Л.М. // М.: Научный эксперт. Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования при ООН РАН, 2009.
References:
1. Federal Law No. 273-FZ of 25.12.2008 (ed. Dated 06.02.2023) "On combating corruption".
2. The National Anti-Corruption Plan for 2021 -2024, approved by Decree of the President of the Russian Federation No. 478 of 16.03.2021.
3. Order of the Head of the RS (I) of 04.10.2021 No. 483-RG "On the anti-corruption plan in the Republic of Sakha (Yakutia) for 2021-2024 (together with the AntiCorruption Plan in the Republic Sakha (Yakutia) for 2021 -2024").
4. Summary report on the implementation of anti-corruption policy measures in the Republic of Sakha (Yakutia) in 2021
5. Amirkhanov, A. Legal innovations in combating corruption / A. Amirkhanov // Public Service. - 2012. - № 3.
6. Bulgakova, I.G. Some aspects of prevention of corruption in public authorities / I.G. Bulgakova // Journal of Russian Law. - 2012. - №8.
7. Korotkova, I.I. Corruption and its manifestations in the public service system - as one of the most urgent problems of Russian activity / I.I. Korotkova // State power and local self-government. - 2012. -№ 3.
8. Kostennikov, M.V. Prevention of corruption in the public service system: studies. Manual / M.V. Kostennikov, A.V. Kurakin. - Moscow : Shield-M, 2004.
9. Magomedov, K.O. Risks remain high / K.O. Magomedov // Public Sernce. - 2015. - № 2.
10. Nafikov, I. Measures to combat corruption at the municipal level / I. Nafikov // Legality. - 2012.
11. Khabrieva, T.Ya. On the results of the analysis of the practice of implementing anti-corruption programs in the subjects of the Russian Federation and proposals to improve their effectiveness / T.Ya. Khabrieva, L.V. Andrichenko, A.M. Tsirin // Journal of Russian Law. - 2010. - No.11.
12. Lemeshonok O.B. Corruption as a factor counteracting the socialization of the economy // The economic revival of Russia. 2020. № 4.
13. Maximov S.V. State policy of combating corruption and the shadow economy in Russia. Monograph. Volume 2. Edited by S.S. Sulakshin / Sulakshin S.S., Akhmedzyanova I.R., Vilisov M.V., Kolodkin L.M. // M.: Scientific expert. Center for Problem Analysis and Public Management Design at the UN RAS, 2009.