Научная статья на тему 'НЕГАТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ КОРРУПЦИИ В СФЕРЕ ПУБЛИЧНЫХ ЗАКУПОК'

НЕГАТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ КОРРУПЦИИ В СФЕРЕ ПУБЛИЧНЫХ ЗАКУПОК Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
147
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / ПУБЛИЧНЫЕ ЗАКУПКИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ (МУНИЦИПАЛЬНЫЕ) ЗАКУПКИ / НЕГАТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ / ВРЕД / БЕЗОПАСНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / АНТИКОРРУПЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ КОРРУПЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Волкова М. А.

Предметом исследования являются нормы национального законодательства о противодействии коррупции и о публичных закупках, а также научные работы о негативных последствиях коррупции в сфере публичных закупок. Цель исследования заключается в изучении и систематизации знаний о негативных последствиях коррупции в сфере публичных закупок. Задачами исследования выступают: изучение положений национального законодательства о противодействии коррупции в сфере публичных закупок; междисциплинарное исследование подходов к рассмотрению последствий коррупции и отдельных ее проявлений в сфере публичных закупок; систематизация негативных последствий коррупции в сфере публичных закупок с применением методов группировки и типологизации. В ходе исследования автором определены нормативные предпосылки актуальности изучения поставленного вопроса. Анализ результатов научных исследований последствий коррупции и отдельных ее проявлений в сфере публичных закупок позволил выделить две группы таких последствий: внутренние и внешние. С помощью метода типологизации выделены экономические, правовые, социальные, политические и нравственно-психологические негативные последствия. При применении междисциплинарного подхода к изучению негативных последствий рассматриваемого явления автору удалось выявить общеотраслевой характер таких последствий, заключающийся в их вредном воздействии не только на саму систему публичных закупок, но и на другие сферы общественной жизни, а впоследствии и на все основные государственные и общественные механизмы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEGATIVE CONSEQUENCES OF CORRUPTION IN PUBLIC PROCUREMENT

The subject matter of the study deals with the norms of national legislation on combating corruption and public procurement, as well as research works on the negative consequences of corruption in public procurement. The purpose of the study is to examine and systematize knowledge about the negative consequences of corruption in public procurement. The objectives of the study are: to examine provisions of national legislation on combating corruption in public procurement; interdisciplinary research of approaches to considering the consequences of corruption and its individual manifestations in public procurement; systematization of the negative consequences of corruption in public procurement using methods of grouping and typologization. In the course of the study, the author identified the normative prerequisites for the relevance of studying the issue posed. The analysis of the results of the research on the consequences of corruption and its individual manifestations in the field of public procurement allowed us to identify two groups of such consequences: internal and external. Economic, legal, social, political, moral and psychological negative consequences are identified using the method of typologization. When applying an interdisciplinary approach to the study of the negative consequences of the phenomenon under consideration, the author identified the industry-wide nature of such consequences, consisting in their harmful effects not only on the public procurement system itself, but also on other spheres of public life and, subsequently, on all major state and public mechanisms.

Текст научной работы на тему «НЕГАТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ КОРРУПЦИИ В СФЕРЕ ПУБЛИЧНЫХ ЗАКУПОК»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС

001: 10.17803/1994-1471.2023.151.6.018-028

М. А. Волкова*

Негативные последствия коррупции в сфере публичных закупок

Аннотация. Предметом исследования являются нормы национального законодательства о противодействии коррупции и о публичных закупках, а также научные работы о негативных последствиях коррупции в сфере публичных закупок. Цель исследования заключается в изучении и систематизации знаний о негативных последствиях коррупции в сфере публичных закупок. Задачами исследования выступают: изучение положений национального законодательства о противодействии коррупции в сфере публичных закупок; междисциплинарное исследование подходов к рассмотрению последствий коррупции и отдельных ее проявлений в сфере публичных закупок; систематизация негативных последствий коррупции в сфере публичных закупок с применением методов группировки и типологизации. В ходе исследования автором определены нормативные предпосылки актуальности изучения поставленного вопроса. Анализ результатов научных исследований последствий коррупции и отдельных ее проявлений в сфере публичных закупок позволил выделить две группы таких последствий: внутренние и внешние. С помощью метода типологизации выделены экономические, правовые, социальные, политические и нравственно-психологические негативные последствия. При применении междисциплинарного подхода к изучению негативных последствий рассматриваемого явления автору удалось выявить общеотраслевой характер таких последствий, заключающийся в их вредном воздействии не только на саму систему публичных закупок, но и на другие сферы общественной жизни, а впоследствии и на все основные государственные и общественные механизмы. Ключевые слова: коррупция; публичные закупки; государственные (муниципальные) закупки; негативные последствия; вред; безопасность; национальная безопасность; антикоррупционная безопасность; противодействие коррупции; предупреждение коррупции.

Для цитирования: Волкова М. А. Негативные последствия коррупции в сфере публичных закупок // Актуальные проблемы российского права. — 2023. — Т. 18. — № 6. — С. 18-28. — DOI: 10.17803/19941471.2023.151.6.018-028.

© Волкова М. А., 2023

* Волкова Маргарита Андреевна, старший преподаватель кафедры деликтологии и криминологии, младший научный сотрудник Центра противодействия коррупции и правовых экспертиз департамента по профилактике коррупционных правонарушений Сибирского федерального университета Свободный пр., д. 82а, г. Красноярск, Россия, 660041 marvolkova@sfu-kras.ru

Negative Consequences of Corruption in Public Procurement

Margarita A. Volkova, Senior Lecturer, Department of Delectology and Criminology; Junior Researcher, Center for Combating Corruption and Legal Expertise, Department for the Prevention of Corruption Offenses, Siberian Federal University pr. Svobodny, d. 82a, Krasnoyarsk, Russia, 660041 marvolkova@sfu-kras.ru

Abstract. The subject matter of the study deals with the norms of national legislation on combating corruption and public procurement, as well as research works on the negative consequences of corruption in public procurement. The purpose of the study is to examine and systematize knowledge about the negative consequences of corruption in public procurement. The objectives of the study are: to examine provisions of national legislation on combating corruption in public procurement; interdisciplinary research of approaches to considering the consequences of corruption and its individual manifestations in public procurement; systematization of the negative consequences of corruption in public procurement using methods of grouping and typologization. In the course of the study, the author identified the normative prerequisites for the relevance of studying the issue posed. The analysis of the results of the research on the consequences of corruption and its individual manifestations in the field of public procurement allowed us to identify two groups of such consequences: internal and external. Economic, legal, social, political, moral and psychological negative consequences are identified using the method of typologization. When applying an interdisciplinary approach to the study of the negative consequences of the phenomenon under consideration, the author identified the industry-wide nature of such consequences, consisting in their harmful effects not only on the public procurement system itself, but also on other spheres of public life and, subsequently, on all major state and public mechanisms.

Keywords: corruption; public procurement; state (municipal) procurement; negative consequences; harm; security; national security; anti-corruption security; anti-corruption; prevention of corruption.

Cite as: Volkova MA. Negativnye posledstviya korruptsii v sfere publichnykh zakupok [Negative Consequences of Corruption in Public Procurement]. Aktual'nyeproblemy rossijskogo prava. 2023;18(6):18-28. DOI: 10.17803/19941471.2023.151.6.018-028. (In Russ., abstract in Eng.).

Коррупция в сфере публичных закупок представляет собой негативное социально-правовое явление. Проблемы противодействия коррупции в сфере публичных закупок регулярно обсуждаются на различных научно-практических мероприятиях, а исследованию вопросов характеристики и предупреждения

рассматриваемого явления посвящено большое количество научных работ. Значительный вклад в изучение коррупции в сфере публичных закупок и противодействия ей внесли следующие авторы: А. И. Землин и О. М. Землина1, В. М. Корякин2, Ю. В. Скосырская3, А. А. Храм-кин4, Ш. М. Шурпаев5 и др.

Землин А. И., Землина О. М., Корякин В. М. Противодействие коррупции в системе закупок для государственных и муниципальных нужд : учебное пособие. М. : Университет Правительства Москвы, 2014. 88 с. Корякин В. М. Противодействие коррупции в сфере государственных закупок для нужд обороны и военной безопасности. М. : Юрлитинформ, 2014. 456 с.

Скосырская Ю. В. Криминологические и уголовно-правовые меры борьбы с преступлениями коррупционной направленности, совершаемыми в сфере государственных закупок : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011. 211 с. Храмкин А. А. Управление процессом противодействия коррупции в системе государственных и муниципальных закупок : дис. ... канд. экон. наук. М., 2009. 170 с.

Шурпаев Ш. М. Уголовно-правовая и криминологическая характеристика преступлений коррупционной направленности в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2021. 297 с.

2

3

4

5

Несмотря на большое внимание к исследованию данного явления и его общепризнанный негативный характер, вопрос о комплексном изучении негативных последствий коррупции в сфере публичных закупок остается актуальным. В своих работах авторы рассматривают лишь некоторые аспекты таких последствий. При этом для обоснования необходимости противодействовать коррупции в сфере публичных закупок и определения направлений ее предупреждения сохраняется потребность в исследовании системности ее негативных последствий.

В национальном законодательстве проблеме противодействия коррупции в сфере публичных закупок уделяется немало внимания. Законодателем коррупция и ее проявления в отдельных сферах рассматриваются в качестве угрозы национальной безопасности. В литературе верно отмечается, что «безопасность выступает антагонистической категорией относительно коррупции, но при этом они взаимосвязаны и взаимообусловлены»6. С. П. Юхачев справедливо отметил: «Политические, социальные и экономические потери от коррупции настолько велики, что осуществление системной антикоррупционной политики выступает необходимым условием обеспечения национальной безопасности страны»7.

«Эффективное противодействие распространению коррупции — одна из основных задач российского государства по обеспечению антикоррупционной безопасности современного

российского общества», — обоснованно подчеркнул П. А. Кабанов8.

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации9 искоренение коррупции отнесено к национальным интересам и целям обеспечения государственной и общественной безопасности. Согласно п. 45 Стратегии, «на фоне сохраняющихся в Российской Федерации социально-экономических проблем растет потребность общества в повышении эффективности государственного управления, обеспечении социальной справедливости, усилении борьбы с коррупцией и нецелевым использованием бюджетных средств и государственного имущества, в проведении не подверженной влиянию групповых и родственных интересов кадровой политики в органах публичной власти и организациях с государственным участием». Исходя из анализа данного положения, коррупция рассматривается как одна из основных причин социально-экономических проблем государства.

Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»10 в качестве цели регулирования данной деятельности установил предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок. Для реализации антикоррупционной политики в 2021 г. был принят очередной Национальный план противодействия коррупции на 2021-2024 годы11, который в разд. X закрепил в качестве одного из основ-

6 Дамм И. А. Антикоррупционная криминологическая безопасность как новое направление научных исследований // Всероссийский криминологический журнал. 2021. Т. 15. № 6. С. 736.

7 Юхачев С. П. Коррупция как экономические отношения социума : дис. ... д-ра экон. наук. Тамбов, 2010. С. 74.

8 Кабанов П. А. Правовое регулирование дополнительных ограничений для лиц, привлеченных к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных проступков и проходящих службу (занимающих должности) в органах публичной власти // Антикоррупционная безопасность: выявление угроз и стратегия обеспечения : сборник научных статей по итогам V Сибирского антикоррупционного форума. Красноярск : Сибирский федеральный университет, 2020. С. 100-101.

9 Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // СЗ РФ. 2021. № 27. Ст. 5351.

10 Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // СПС «КонсультантПлюс».

11 Указ Президента РФ от 16.08.2021 № 478 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2021-2024 годы» // СЗ РФ. 2021. № 34. Ст. 6170.

ных направлений противодействия коррупции совершенствование мер по противодействию коррупции при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок, осуществляемых отдельными видами юридических лиц, а также при распоряжении государственным и муниципальным имуществом.

Таким образом, государство признает опасность коррупции в сфере публичных закупок и стремится создать систему антикоррупционной безопасности в указанной сфере. Анализ работ о коррупции в сфере публичных закупок позволяет сделать вывод, что, несмотря на отнесение указанной сферы к экономической деятельности, ее негативные последствия могут носить экономический, правовой, социальный, нравственно-психологический и политический характер.

Отметим, что коррупция оказывает вредное воздействие на систему публичных закупок еще до начала ее функционирования. Например, коррупционные проявления в бюджетной, финансовой и налоговой сферах сокращают доходную часть бюджета12, в связи с чем формируется дефицит средств в расходной части, в том числе в сфере публичных закупок.

Анализ негативных последствий коррупции в сфере публичных закупок позволяет выделить внутренние и внешние негативные последствия. Внутренние негативные последствия деформируют и снижают эффективность самой системы публичных закупок. Внешние негативные последствия проявляются в других сферах, связанных с публичными закупками. При этом причинно-следственная связь между коррупцией в публичных закупках и наступившим негативным последствием не всегда очевидна.

Внутренние негативные последствия коррупционных проявлений в сфере публичных закупок приводят к деформации самой закупочной деятельности заказчиков, которая заключается в нарушении ее основных принципов и недостижении поставленных целей и задач. Важное место в структуре таких последствий занимают экономические последствия.

В числе основных экономических последствий можно назвать нарушение принципа обеспечения конкуренции и монополизацию рынка публичных закупок. Исследователи указывают, что с помощью коррупционных сделок участники закупок часто получают нерыночные конкурентные преимущества13. Это приводит к несправедливому отбору поставщиков (подрядчиков и исполнителей), поскольку «победителем оказывается не тот, кто конкурентоспособен, а тот, кому удалось получить преимущества за взятки»14. Кроме того, с целью преодоления конкурентных барьеров участники закупок вступают в сговор друг с другом для раздела сфер влияния на рынке, заключают антиконкурентные соглашения. Как справедливо подчеркнула Н. А. Игонина, «сговоры и картели — "язвы на теле" конкуренции, так как они образуют своего рода монополию производителя и всегда сопряжены с навязыванием условий поставки товаров по ценам, не выгодным государству, но выгодным участникам сговоров»15.

Деформация конкурентных основ закупочной деятельности порождает еще одно негативное последствие — создание барьеров для входа на рынок16. «Коррупция является одним из основных барьеров входа на рынок. Рост бюрократизации экономики создает барьеры для развития конкуренции», — верно отметили

12 Влияние коррупции на экономический рост // Официальный сайт экономического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова. URL: https://www.econ.msu.ru.

13 Ботнев В. С. Причины и последствия деловой коррупции в Российской Федерации // Государственная служба. 2014. № 5 (91). С. 49.

14 Шашкова А. В. Коррупция как проблема политической теории и практики // Вестник МГИМО. 2015. № 6 (45). С. 69.

15 Игонина Н. А. Противодействие сговорам на рынке закупок товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд // Законность. 2011. № 8 (922). С. 3.

16 Ботнев В. С. Указ. соч.

С. В. Голованова, А. И. Мелешкина17. В условиях раздела сфер влияния на рынке публичных закупок между узким кругом поставщиков (подрядчиков, исполнителей) создаются препятствия для входа на рынок новых участников. Данное обстоятельство мешает развитию рынка, обновлению участников и поставляемой ими продукции и внедрению новых технологий.

Кроме того, деформация конкурентных основ закупочной деятельности под воздействием коррупционных проявлений может привести к уходу с рынка добросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). В условиях неравной борьбы участники закупок, которые не могут или не хотят нести дополнительные коррупционные затраты, нередко отказываются от участия в таких закупках, а их место занимают нечестные организации.

Коррупционные проявления в публичных закупках отрицательно сказываются на качественных и количественных показателях эффективности закупочной деятельности и приводят к неэффективному расходованию средств18. Так, для получения коррупционных выгод заказчики заключают контракты по завышенным ценам и с невыгодными для себя условиями, а также осуществляют приемку некачественных или непо-ставленных товаров, работ или услуг, что приводит к дефициту средств и дополнительным затратам публичных заказчиков. Например, при заключении контрактов по завышенным ценам для получения коррупционных выгод может сформироваться недостаток средств на закупку других товаров, работ и услуг. Кроме того, закупка товаров, работ или услуг ненадлежащего качества или приемка некачественной и фиктивная приемка непоставленной продукции влечет возникновение дополнительных рас-

ходов, связанных с ремонтом и обслуживанием ранее закупленных товаров, работ и услуг, а также с необходимостью их повторной закупки.

Среди внутренних негативных последствий коррупции в сфере публичных закупок важное место занимают правовые последствия. К таким последствиям можно отнести формирование теневого права в сфере публичных закупок. Под теневым правом понимают систему неформальных регуляторов общественных отношений, используемых должностными лицами для реализации противоправного поведения (в том числе коррупционного)19. Исследователями верно отмечается, что «у коррупционеров существует свой кодекс поведения, в котором понятие совести, буквально по Ф. Ницше, элиминировано»20. В сфере публичных закупок сформировалась система коррупционных традиций, противоречащих нормам права, но приемлемых с точки зрения внутригрупповых неформальных норм. Такие коррупционные традиции и создают систему теневого права. В указанную систему входят такие формы коррупционного поведения, как откаты, протекционизм в отношении «своих» участников закупок, коррупционное дробление закупок, антиконкурентные соглашения и пр.

Еще одним негативным последствием правового характера можно назвать сложность и нестабильность правового регулирования публичных закупок. В связи с большим количеством коррупционных рисков и появлением новых форм коррупционного поведения в сфере публичных закупок законодатель постоянно вынужден вносить изменения в действующее законодательство. Попытки нормотворческих органов предупредить как можно больше коррупционных проявлений привели к формирова-

17 Голованова С. В., Мелешкина А. И. Оценка взаимного влияния коррупции и конкуренции // Экономическая политика. 2016. № 6. С. 104.

18 Купрещенко Н. П. Коррупция и ее негативные последствия в системе современных экономических отношений России // Вестник экономической безопасности. 2008. № 3. С. 13.

19 Номоконов В. А. Коррупционная система против безопасности России // Антикоррупционная безопасность: выявление угроз и стратегия обеспечения : сборник научных статей по итогам V Сибирского антикоррупционного форума. Красноярск : Сибирский федеральный университет, 2020. С. 168-169.

20 Клеймёнов М. П., Верченко Н. И., Сейбол Е. М. Нравственность и коррупция // Вестник Омского университета. Серия «Право». 2017. № 4 (53). С. 144.

нию сложной системы правового регулирования закупочной деятельности публичных заказчиков. Такая система создает множество неудобств для всех субъектов публичных закупок и часто критикуется как научным сообществом, так и практиками.

К последствиям коррупции в сфере публичных закупок следует отнести также карательную направленность правового регулирования. Система правового регулирования публичных закупок содержит достаточно большой объем мер ответственности. Особенно часто в сфере публичных закупок применяются меры административной ответственности в отношении заказчиков и их должностных лиц. На сегодняшний день КоАП РФ содержит более 15 составов, устанавливающих ответственность за нарушение порядка закупочной деятельности публичными заказчиками. Указанные меры применяются достаточно часто, а должностные лица привлекаются к ответственности не только за умышленное нарушение законодательства, но и за любые технические ошибки, допущенные в ходе реализации сложной и нестабильной системы публичных закупок. А. С. Чулков также указывает на проблему соразмерности и обоснованности норм, устанавливающих ответственность за нарушения законодательства о контрактной системе, к которой, по его мнению, относится «существенная административная ответственность исполнителей при высокой вероятности возникновения технических ошибок в процессе составления документов»21.

Среди внутренних последствий коррупции в сфере публичных закупок возможно выделить и социальные последствия. Первым таким последствием является сформировавшийся в обществе стереотип коррумпированности публичных закупок. Распространение коррупционных проявлений в рассматриваемой сфе-

ре стало причиной формирования негативного общественного восприятия публичных закупок как источника незаконного обогащения, а субъектов таких отношений — как потенциальных коррупционеров22.

В качестве социального последствия коррумпированности системы публичных закупок может быть рассмотрен и кадровый дефицит, сложившийся в условиях излишне сложного правового регулирования таких правоотношений и его карательной направленности. Так, представители практикующего сообщества отмечают проблему дефицита квалифицированных кадров, способных и желающих на постоянной основе осуществлять деятельность в рамках действующей сложной и нестабильной системы публичных закупок. «"Закупщиков" остро не хватает как в государственных и муниципальных организациях-заказчиках, так и у компаний-поставщиков и подрядчиков», — отметил в интервью заместитель гендиректора ЭТП «РТС-тендер» по Сибири и Дальнему Востоку23.

В связи с тем, что публичные закупки направлены на обеспечение и защиту публичных интересов, их внутренняя деформация влечет ряд последствий, проявляющихся в других сферах жизни общества, которые названы нами внешними последствиями. Такие последствия различны по своему масштабу и могут причинять ущерб отдельным общественным отношениям или деформировать основные государственные и общественные механизмы. Начнем рассмотрение внешних последствий с последствий экономического характера.

К таким последствиям можно отнести коррупционные издержки участников закупок и рост цен. Для реализации своих товаров, работ и услуг на рынке публичных закупок участники вынуждены преодолевать коррупционные барьеры и нести дополнительные коррупционные

21 Чулков А. С. Проблемы и пути повышения эффективности осуществления государственных и муниципальных закупок в субъектах Российской Федерации // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2017. № 14.

22 Шурпаев Ш. М., Питулько К. В. Особенности совершения преступлений коррупционной направленности в сфере закупок для обеспечения государственных нужд // Юридические исследования. 2016. № 10. С. 79.

23 Эксперты отмечают перегрев рынка кадров в сфере госзакупок при дефиците специалистов // Сайт Аналитического центра «Интерфакс-ргозакупки». URL: https://prozakupki.interfax.ru.

расходы, которые негативно сказываются на их материальном состоянии. «Взятки превращаются в своего рода дополнительное налогообложение», — отмечает А. В. Шашкова24. В связи с этим организации вынуждены включать коррупционные издержки в стоимость своих товаров, работ и услуг, что влечет рост цен, а сами издержки, таким образом, приходится оплачивать потребителям.

Коррупционные проявления в публичных закупках также наносят ущерб экономическому развитию государства. С. К. Илий верно отметил, что коррупция «является препятствием устойчивому развитию Российской Федерации и реализации стратегических национальных приоритетов»25. Для экономического развития государства необходимо привлечение инвестиций. Коррупция является одним из основных препятствий на пути привлечения инвестиций в российскую экономику26. Коррумпированность внутреннего рынка отталкивает инвесторов, поскольку, как отмечают исследователи, «теряется доверие агентов рынка к способности власти устанавливать и соблюдать честные правила рыночной игры»27. Проблема обостряется еще больше, когда речь идет о коррумпированности публичных закупок, поскольку неспособность государства защитить от коррупционных издержек собственную экономическую деятельность и деятельность подконтрольных организаций способствует формированию у потенциальных инвесторов обоснованных сомнений в финансовой безопасности рынка.

Поражение коррупцией части национального рынка — рынка публичных закупок — приводит к неэффективности национальной экономики. Исследователи отмечают: «Как показывает анализ, государство, заказывая продукцию, работы и услуги, фактически структурирует ресурсные потоки. <...> Именно эффективность государственного предпринимательства и использования административного ресурса лежит в основе возникающих "узлов напряженности" национальной экономики»28. Деформация системы публичных закупок оказывает влияние на всю экономику страны, поскольку объем таких закупок составляет достаточно большую долю ВВП России. Так, в соответствии с отчетом Счетной палаты Российской Федерации за 2020 г., «с 2014 по 2019 г. удельный вес государственных и корпоративных закупок в среднем составлял 31 % ВВП России»29. Специалисты Высшей школы экономики в ходе проведения исследования уровня коррупции в государственных закупках пришли к выводу, что «на выплату "откатов" ушло почти 6,6 трлн руб., что составляет более 6 % ВВП России и превышает размеры государственных расходов на образование и здравоохранение»30.

Среди внешних вредных последствий коррупции в сфере публичных закупок есть и социальные последствия.

Например, распространение коррупции в закупках медицинских и образовательных организаций приводит к низкому качеству медицинских и образовательных услуг. При закупке

24 Шашкова А. В. Указ. соч.

25 Илий С. К. Криминологическая характеристика личности коррупционера // Антикоррупционная безопасность избирательного процесса: состояние и перспективы : сборник научных статей по материалам III Сибирского антикоррупционного форума. Красноярск : Сибирский федеральный университет, 2018. С. 98.

26 Юхачев С. П. Указ. соч. С. 207.

27 Купрещенко Н. П. Указ. соч.

28 Каменецкий М. И., Яськова Н. Ю. Административный ресурс как фактор повышения эффективности системы государственного управления // Проблемы прогнозирования. 2015. № 2. С. 36.

29 Отчет о работе по направлению аудита в сфере закупок, энергетического комплекса и СМИ в 2020 году // Официальный сайт Счетной палаты Российской Федерации. URL: https://ach.gov.ru.

30 Эксперты НИУ ВШЭ оценили потери государства от коррупции в закупках // Официальный сайт Высшей школы экономики. URL: https://anticor.hse.ru.

медицинских препаратов или оборудования ненадлежащего качества оказать медицинскую услугу на должном уровне невозможно. Качественный уровень образовательных услуг при отсутствии современных оборудованных помещений, учебной литературы и иных ресурсов также будет низким.

Коррупция в сфере публичных закупок влечет и некоторые нравственно-психологические последствия.

В частности, рассматриваемое явление неизбежно влечет усиление социальной напряженности. «Основанием социальной напряженности может стать низкий уровень качества жизни, нехватка материальных средств, недостаток или низкое качество медицинских услуг, коррупция в органах власти и т.д.», — справедливо указывают В. В. Плотников и А. Р. Каспаров31. Коррупционные проявления в публичных закупках приводят к множеству вредных последствий, которые имеют значение не только в масштабе всего общества, но и для каждого гражданина, снижая уровень жизни и доступность социальных благ. «Всё это нарушает принципы социальной справедливости, повышает напряженность и порождает депрессивные настроения в обществе», — пишет М. В. Шедий32.

При рассмотрении системных негативных последствий коррупции в сфере публичных закупок можно назвать и ряд политических последствий.

Так, рассматриваемое явление нарушает демократический принцип равенства. Коррупция в сфере публичных закупок влечет неэффективность использования публичных ресурсов, в результате чего эти ресурсы оказываются в руках коррупционеров и расходуются ими в личных целях. Справедливо отмечается, что «такая дискриминация и есть грубое нарушение прин-

ципа равенства всех перед законом, которое способствует недоверию как к самому государству, так и к его носителям — государственным служащим»33.

Следующим политическим последствием коррупции в сфере публичных закупок является снижение уровня доверия граждан к органам власти и ее решениям. «То, насколько велико доверие народа к власти, определяет, насколько готов народ этой власти подчиняться. Иначе говоря, легитимна та власть, которая качественно выполняет свои обязанности, заботясь о благосостоянии народа и процветании страны», — верно указывает М. В. Шедий34. Неспособность государства обеспечить эффективное расходование бюджетных средств и удовлетворение публичных нужд, превалирование частных интересов представителей заказчиков над публичными при осуществлении закупочной деятельности непременно порождают в обществе сомнения в легитимности действующей власти, а также в ее способности и желании действовать в публичных интересах.

Подводя итог, отметим, что в работе освещены основные негативные последствия коррупции в сфере публичных закупок, на практике их гораздо больше. Произведенная группировка негативных последствий позволяет проследить воздействие коррупции в сфере публичных закупок от подрыва основ самой закупочной системы и дезорганизации связанных с ней сфер до повреждения общих основ государственной и общественной жизни. Изучение и обобщение таких последствий может помочь оптимизировать систему противодействия коррупции в сфере публичных закупок. Особенно важно, с учетом разрушительного воздействия рассматриваемого явления, создать эффективную систему не только пред-

31 Плотников В. В., Каспаров А. Р. Социальная напряженность: факторы возникновения и актуализации // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1, Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2020. № 1 (254). С. 123.

32 Шедий М. В. Коррупция как социальное явление: социологический анализ : дис. ... д-ра социол. наук. М., 2014. С. 231.

33 Рудковская Е. В., Войченко Н. В. Проблемы коррупции в Российской Федерации // Вестник КамчатГТУ. 2015. № 33.

34 Шедий М. В. Указ. соч. С. 166.

упреждения и борьбы с коррупцией в сфере публичных закупок, но и минимизации и ликвидации ее последствий.

Применение междисциплинарного подхода к изучению последствий коррупции в сфере публичных закупок позволило сформировать общенаучное представление об опасности данного явления. Несмотря на узко определенную сферу существования рассматриваемого вида коррупции, ее вред очевидно пронизывает практически все государственные и обществен-

ные механизмы и носит общеотраслевой характер. В связи с этим можно констатировать, что большое распространение коррупции в сфере публичных закупок способно не только деформировать саму закупочную систему, но и подорвать основы государства в целом. Результаты проведенного исследования обосновывают особую роль обеспечения антикоррупционной безопасности публичных закупок для нормального функционирования и развития всего общества и государства.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Ботнев В. С. Причины и последствия деловой коррупции в Российской Федерации // Государственная служба. - 2014. - № 5 (91). - С. 47-50.

2. Голованова С. В., Мелешкина А. И. Оценка взаимного влияния коррупции и конкуренции // Экономическая политика. — 2016. — № 6. — С. 100-121.

3. Дамм И. А. Антикоррупционная криминологическая безопасность как новое направление научных исследований // Всероссийский криминологический журнал. — 2021. — Т. 15. — № 6. — С. 734-743.

4. Землин А. И., Землина О. М., Корякин В. М. Противодействие коррупции в системе закупок для государственных и муниципальных нужд : учебное пособие. — М. : Университет Правительства Москвы, 2014. — 88 с.

5. Игонина Н. А. Противодействие сговорам на рынке закупок товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд // Законность. — 2011. — № 8 (922). — С. 3-7.

6. Илий С. К. Криминологическая характеристика личности коррупционера // Антикоррупционная безопасность избирательного процесса: состояние и перспективы : сборник научных статей по материалам III Сибирского антикоррупционного форума. — Красноярск : Сибирский федеральный университет, 2018. — С. 97-105.

7. Кабанов П. А. Правовое регулирование дополнительных ограничений для лиц, привлеченных к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных проступков и проходящих службу (занимающих должности) в органах публичной власти // Антикоррупционная безопасность: выявление угроз и стратегия обеспечения : сборник научных статей по итогам V Сибирского антикоррупционного форума. — Красноярск : Сибирский федеральный университет, 2020. — С. 100-114.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Каменецкий М. И., Яськова Н. Ю. Административный ресурс как фактор повышения эффективности системы государственного управления // Проблемы прогнозирования. — 2015. — № 2. — С. 33-42.

9. Клеймёнов М. П., Верченко Н. И., Сейбол Е. М. Нравственность и коррупция // Вестник Омского университета. Серия «Право». — 2017. — № 4 (53). — С. 144-150.

10. Корякин В. М. Противодействие коррупции в сфере государственных закупок для нужд обороны и военной безопасности. — М. : Юрлитинформ, 2014. — 456 с.

11. Купрещенко Н. П. Коррупция и ее негативные последствия в системе современных экономических отношений России // Вестник экономической безопасности. — 2008. — № 3. — С. 12-17.

12. Номоконов В. А. Коррупционная система против безопасности России // Антикоррупционная безопасность: выявление угроз и стратегия обеспечения : сборник научных статей по итогам V Сибирского антикоррупционного форума. — Красноярск : Сибирский федеральный университет, 2020. — С. 164-172.

13. Плотников В. В., Каспаров А. Р. Социальная напряженность: факторы возникновения и актуализации // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1, Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. — 2020. — № 1 (254). — С. 118-125.

14. Рудковская Е. В., Войченко Н. В. Проблемы коррупции в Российской Федерации // Вестник КамчатГТУ. — 2015. — № 33.

15. Скосырская Ю. В. Криминологические и уголовно-правовые меры борьбы с преступлениями коррупционной направленности, совершаемыми в сфере государственных закупок : дис. ... канд. юрид. наук. — М., 2011. — 211 с.

16. Храмкин А. А. Управление процессом противодействия коррупции в системе государственных и муниципальных закупок : дис. ... канд. экон. наук. — М., 2009. — 170 с.

17. Чулков А. С. Проблемы и пути повышения эффективности осуществления государственных и муниципальных закупок в субъектах Российской Федерации // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. — 2017. — № 14. — Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

18. Шашкова А. В. Коррупция как проблема политической теории и практики // Вестник МГИМО. —

2015. — № 6 (45). — С. 64-73.

19. Шедий М. В. Коррупция как социальное явление: социологический анализ : дис. ... д-ра социол. наук. — М., 2014. — 393 с.

20. Шурпаев Ш. М. Уголовно-правовая и криминологическая характеристика преступлений коррупционной направленности в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд : дис. ... канд. юрид. наук. — М., 2021. — 297 с.

21. Шурпаев Ш. М., Питулько К. В. Особенности совершения преступлений коррупционной направленности в сфере закупок для обеспечения государственных нужд // Юридические исследования. —

2016. — № 10. — С. 78-83.

22. Юхачев С. П. Коррупция как экономические отношения социума : дис. ... д-ра экон. наук. — Тамбов, 2010. — 291 с.

Материал поступил в редакцию 9 ноября 2022 г.

REFERENCES (TRANSLITERATION)

1. Botnev V. S. Prichiny i posledstviya delovoy korruptsii v Rossiyskoy Federatsii // Gosudarstvennaya sluzhba. — 2014. — № 5 (91). — S. 47-50.

2. Golovanova S. V., Meleshkina A. I. Otsenka vzaimnogo vliyaniya korruptsii i konkurentsii // Ekonomicheskaya politika. — 2016. — № 6. — S. 100-121.

3. Damm I. A. Antikorruptsionnaya kriminologicheskaya bezopasnost kak novoe napravlenie nauchnykh issledovaniy // Vserossiyskiy kriminologicheskiy zhurnal. — 2021. — T. 15. — № 6. — S. 734-743.

4. Zemlin A. I., Zemlina O. M., Koryakin V. M. Protivodeystvie korruptsii v sisteme zakupok dlya gosudarstvennykh i munitsipalnykh nuzhd: uchebnoe posobie. — M.: Universitet Pravitelstva Moskvy, 2014. — 88 s.

5. Igonina N. A. Protivodeystvie sgovoram na rynke zakupok tovarov (rabot, uslug) dlya gosudarstvennykh i munitsipalnykh nuzhd // Zakonnost. — 2011. — № 8 (922). — S. 3-7.

6. Iliy S. K. Kriminologicheskaya kharakteristika lichnosti korruptsionera // Antikorruptsionnaya bezopasnost izbiratelnogo protsessa: sostoyanie i perspektivy: sbornik nauchnykh statey po materialam III Sibirskogo antikorruptsionnogo foruma. — Krasnoyarsk: Sibirskiy federalnyy universitet, 2018. — S. 97-105.

7. Kabanov P. A. Pravovoe regulirovanie dopolnitelnykh ogranicheniy dlya lits, privlechennykh k distsiplinarnoy otvetstvennosti za sovershenie korruptsionnykh prostupkov i prokhodyashchikh sluzhbu (zanimayushchikh dolzhnosti) v organakh publichnoy vlasti // Antikorruptsionnaya bezopasnost: vyyavlenie ugroz i strategiya

obespecheniya: sbornik nauchnykh statey po itogam V Sibirskogo antikorruptsionnogo foruma. — Krasnoyarsk: Sibirskiy federalnyy universitet, 2020. — S. 100-114.

8. Kamenetskiy M. I., Yaskova N. Yu. Administrativnyy resurs kak faktor povysheniya effektivnosti sistemy gosudarstvennogo upravleniya // Problemy prognozirovaniya. — 2015. — № 2. — S. 33-42.

9. Kleymenov M. P., Verchenko N. I., Seybol E. M. Nravstvennost i korruptsiya // Vestnik Omskogo universiteta. Seriya «Pravo». — 2017. — № 4 (53). — S. 144-150.

10. Koryakin V. M. Protivodeystvie korruptsii v sfere gosudarstvennykh zakupok dlya nuzhd oborony i voennoy bezopasnosti. — M.: Yurlitinform, 2014. — 456 s.

11. Kupreshchenko N. P. Korruptsiya i ee negativnye posledstviya v sisteme sovremennykh ekonomicheskikh otnosheniy Rossii // Vestnik ekonomicheskoy bezopasnosti. — 2008. — № 3. — S. 12-17.

12. Nomokonov V. A. Korruptsionnaya sistema protiv bezopasnosti Rossii // Antikorruptsionnaya bezopasnost: vyyavlenie ugroz i strategiya obespecheniya: sbornik nauchnykh statey po itogam V Sibirskogo antikorruptsionnogo foruma. — Krasnoyarsk: Sibirskiy federalnyy universitet, 2020. — S. 164-172.

13. Plotnikov V. V., Kasparov A. R. Sotsialnaya napryazhennost: faktory vozniknoveniya i aktualizatsii // Vestnik Adygeyskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 1, Regionovedenie: filosofiya, istoriya, sotsiologiya, yurisprudentsiya, politologiya, kulturologiya. — 2020. — № 1 (254). — S. 118-125.

14. Rudkovskaya E. V., Voychenko N. V. Problemy korruptsii v Rossiyskoy Federatsii // Vestnik KamchatGTU. — 2015. — № 33.

15. Skosyrskaya Yu. V. Kriminologicheskie i ugolovno-pravovye mery borby s prestupleniyami korruptsionnoy napravlennosti, sovershaemymi v sfere gosudarstvennykh zakupok: dis. ... kand. yurid. nauk. — M., 2011. — 211 s.

16. Khramkin A. A. Upravlenie protsessom protivodeystviya korruptsii v sisteme gosudarstvennykh i munitsipalnykh zakupok: dis. ... kand. ekon. nauk. — M., 2009. — 170 s.

17. Chulkov A. S. Problemy i puti povysheniya effektivnosti osushchestvleniya gosudarstvennykh i munitsipalnykh zakupok v subektakh Rossiyskoy Federatsii // Bukhgalterskiy uchet v byudzhetnykh i nekommercheskikh organizatsiyakh. — 2017. — № 14. — Dostup iz SPS «KonsultantPlyus».

18. Shashkova A. V. Korruptsiya kak problema politicheskoy teorii i praktiki // Vestnik MGIMO. — 2015. — № 6 (45). — S. 64-73.

19. Shediy M. V. Korruptsiya kak sotsialnoe yavlenie: sotsiologicheskiy analiz: dis. ... d-ra sotsiol. nauk. — M., 2014. — 393 s.

20. Shurpaev Sh. M. Ugolovno-pravovaya i kriminologicheskaya kharakteristika prestupleniy korruptsionnoy napravlennosti v sfere zakupok dlya obespecheniya gosudarstvennykh i munitsipalnykh nuzhd: dis. ... kand. yurid. nauk. — M., 2021. — 297 s.

21. Shurpaev Sh. M., Pitulko K. V. Osobennosti soversheniya prestupleniy korruptsionnoy napravlennosti v sfere zakupok dlya obespecheniya gosudarstvennykh nuzhd // Yuridicheskie issledovaniya. — 2016. — № 10. — S. 78-83.

22. Yukhachev S. P. Korruptsiya kak ekonomicheskie otnosheniya sotsiuma: dis. ... d-ra ekon. nauk. — Tambov, 2010. — 291 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.