Научная статья на тему 'КОРРУПЦИЯ КАК ИНДИКАТОР ДЕГРАДАЦИИ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА'

КОРРУПЦИЯ КАК ИНДИКАТОР ДЕГРАДАЦИИ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
127
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
антикоррупционное управление / коррупционные риски / эгоцентрическая направленность личности / причины коррупции / антикоррупционная кадровая политика / anti-corruption management / corruption risks / egocentric orientation of the individual / causes of corruption / anti-corruption personnel policy

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Б. Н. Нескородов

актуальность статьи обусловлена важностью осмысления причин и условий коррупционных проявлений в системе публичной власти в Российской Федерации и необходимостью установления взаимосвязи коррупции с общей деградацией правовой культуры в государстве. Цель статьи – дать анализ и логически обосновать взаимосвязь особенностей правовой культуры личности коррупционера с его коррупционным поведением; выделить поддающиеся измерению качества личности коррупционера для оценки коррупционных рисков кандидата и его профессиональной пригодности. Реализация поставленных задач осуществлялась на основе общенаучных методов (диалектического, анализа и синтеза, системного и исторического подхода к предмету исследования), а также частно-научных методов (формально-юридического, сравнительно-правового, структурно-функционального, наблюдения и др.). Автор приходит к выводу, что сформировавшиеся свойства личности индивида являются очень устойчивыми и их знание с высокой степенью вероятности позволяет прогнозировать поведение его в различных ситуациях потенциального конфликта интересов. В частности, выраженный эгоцентрический тип личности должен быть юридическим основанием для признания претендента профессионально непригодным для исполнения обязанностей на государственных должностях с высокими коррупционными рисками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Corruption as an indicator of the degradation of the legal culture of the state apparatus

the relevance of the article is due to the importance of understanding the causes and conditions of manifestations of corruption in the system of public power in the Russian Federation and the need to establish the relationship between corruption and the general degradation of legal culture in the state. The purpose of the article is to analyze and logically substantiate the relationship between the peculiarities of the legal culture of a corrupt person’s personality and his corrupt behavior. Identification of measurable personality traits of a corrupt official to assess the candidate’s corruption risks and his professional suitability. The implementation of the tasks was carried out on the basis of general scientific methods (dialectical, analysis and synthesis, systemic and historical approach to the subject of research), as well as specific scientific methods (formal legal, comparative legal, structural and functional, observation, etc.). The author comes to the conclusion that the formed personality traits of an individual are very stable and their knowledge with a high degree of probability makes it possible to predict his behavior in various situations of potential conflict of interest. In particular, a pronounced egocentric personality type should be a legal basis for recognizing an applicant as professionally unfit for the performance of duties in public positions with high corruption risks.

Текст научной работы на тему «КОРРУПЦИЯ КАК ИНДИКАТОР ДЕГРАДАЦИИ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА»

Б.Н.Нескородов, B.N.Neskorodov,

кандидат юридических наук, Candidate of Legal Sciences, доцент кафедры административного Associate Professor of the Department права Владимирского филиала of Administrative Law of Vladimir РАНХиГС Branch of the RANEPA Neskorodov@mail.ru

DOI:

КОРРУПЦИЯ КАК ИНДИКАТОР ДЕГРАДАЦИИ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА

Аннотация: актуальность статьи обусловлена важностью осмысления причин и условий коррупционных проявлений в системе публичной власти в Российской Федерации и необходимостью установления взаимосвязи коррупции с общей деградацией правовой культуры в государстве. Цель статьи - дать анализ и логически обосно-.q вать взаимосвязь особенностей правовой культуры личности коррупционера с его jE коррупционным поведением; выделить поддающиеся измерению качества личности S коррупционера для оценки коррупционных рисков кандидата и его профессиональной ^ пригодности.

Реализация поставленных задач осуществлялась на основе общенаучных методов 0Q (диалектического, анализа и синтеза, системного и исторического подхода к пред-§ мету исследования), а также частно-научных методов (формально-юридического, 5 сравнительно-правового, структурно-функционального, наблюдения и др.). С Автор приходит к выводу, что сформировавшиеся свойства личности индивида

S являются очень устойчивыми и их знание с высокой степенью вероятности позволяет ^ прогнозировать поведение его в различных ситуациях потенциального конфликта ^ интересов. В частности, выраженный эгоцентрический тип личности должен ^ быть юридическим основанием для признания претендента профессионально непри-^ годным для исполнения обязанностей на государственных должностях с высокими ^ коррупционными рисками.

Ключевые слова: антикоррупционное управление, коррупционные риски, эго-0Q центрическая направленность личности, причины коррупции, антикоррупционная § кадровая политика.

сЕ с

Corruption as an indicator of the degradation 236 of the legal culture of the state apparatus

Abstract: the relevance of the article is due to the importance of understanding the q causes and conditions of manifestations of corruption in the system ofpublic power in the Cy Russian Federation and the need to establish the relationship between corruption and the general degradation of legal culture in the state. The purpose of the article is to analyze and logically substantiate the relationship between the peculiarities of the legal culture of a corrupt person's personality and his corrupt behavior. Identification of measurable personality traits of a corrupt official to assess the candidate's corruption risks and his professional suitability.

О

The implementation of the tasks was carried out on the basis of general .scientific methods (dialectical, analysis and synthesis, systemic and historical approach to the subject of research), as well as specific scientific methods (formal legal, comparative legal, structural and functional, observation, etc.).

The author comes to the conclusion that the formed personality traits of an individual are very stable and their knowledge with a high degree of probability makes it possible to predict his behavior in various situations of potential conflict of interest. In particular, a pronounced egocentric personality type should be a legal basis for recognizing an applicant as professionally unfit for the performance of duties in public positions with high corruption risks. ?

Keywords: anti-corruption management, corruption risks, egocentric orientation of ^

j=

the individual, causes of corruption, anti-corruption personnel policy.

j=

s s a

а

Политические реалии современного мира таковы, что периодически в тех или иных странах или группах стран возника- д ют периоды экономической и политической турбулентности. Это не- ь минуемо приводит к различным кризисным явлениям в экономике, -3 в социальной сфере или во внутриполитической жизни стран, а так- ш же в международных отношениях. Безусловно, это с необходимостью влечет за собой ослабление эффективности работы институтов государственной власти, к снижению правопорядка и криминализации общественных отношений, к разрушению традиционных ценностей национальных государств.

Данные явления в полной мере касаются и Российской Федерации. Так, в Стратегии национальной безопасности в п. 45 в разделе «Государственная и общественная безопасность» подчеркивается, что «рост потребности общества в усилении борьбы с коррупцией и нецелевым использованием бюджетных средств» [1] предопределяет я> рассматривать необходимость удовлетворения данной потребности д в качестве стратегической задачи. Следовательно, усиление борьбы 3 с коррупцией и нецелевым использованием бюджетных средств - одна 3 из стратегических задач государства. 3

Известно, что все деяния коррупционной направленности по субъективной стороне юридического состава преступления мо- 237 гут совершаться только умышленно. То есть лица, совершающие т коррупционные деяния, осознают противоправный и общественно I опасный характер своих действий, желают их реализации и получения преступного результата. Таким образом, особо актуальным .о в контексте антикоррупционной политики представляется изучение ё вопроса об особенностях духовно-нравственных ценностей и право- " вой культуры личности применительно к данной категории лиц и соответствующих организованных преступных групп.

5а «

Под правовой культурой личности большинство ученых понимают «субъективно выработанный индивидом уровень овладения правом в своей деятельности, который выражается в трех аспектах: в правовых культурных ориентациях; в его творческой деятельности по их реализации; и в полученных результатах такой деятельности» [2].

Таким образом, правовая культура личности - это прежде всего знание и правильное понимание права, а также поведение в соответствии с ним, что тесно связано с правосознанием, с правовой психологией и правовой практикой.

Правовые и социокультурные изменения в системе общественных отношений в российском обществе совсем не обязательно автоматически предопределяют в целом улучшение правовой культуры. Например, французский философ и социолог Огюст Конт (1798-1857) утверждал: «нельзя рассчитывать, что идеи порядка и гармонии .о победят автоматически, сами по себе. Без стремления коренным со образом оздоровить нравы не только людей избранных, но и широких масс, можно добиться лишь временного успеха и внешнего » благополучия» [3].

оа Поскольку в настоящее время в России реализованы идеи «ры-оа ночной экономики», то нельзя игнорировать тот факт, что система 2 рыночных отношений предопределяет и соответствующее «рыночное ^ сознание» у значительной части общества, при котором «товаром ^ реально могут становиться не только материальные, но и духовные ценности», что, в свою очередь, «приводит к различным деформаци-X ям в духовно-нравственной сфере практически во всех социальных § группах любого общества, в том числе и в публично-правовой системе ^ отношений». «Рыночное сознание» постепенно меняет приоритеты, «5 вместо всесторонне развитой и нравственно зрелой социально ори-о ентированной личности востребованной становится личность «ры-2 ночного» типа, в сознании которой «все продается и все покупается, С в том числе и человек» [4].

В 40-х гг. 20 в. Эрих Фромм в своих работах определял человека 238 с «рыночным типом характера» как наиболее типичный «продукт современного общества», который «наиболее характерен для жителей (V США и западноевропейских стран». «Рыночный тип», по его утверж-® дению, «характеризуется направленностью на товарно-денежные от-^ ношения», где «личность также служит товаром», а уже исходя из этого формируется цель: «продать себя как личность и подороже» [4].

На сегодняшний социокультурный фон в России воздействуют и во все большем масштабе достаточно низкопробные «ценности» рыночной культуры. Примеров этому много, достаточно проана-

лизировать репертуары многих скандально известных российских театральных режиссеров и их постановок, а также интерьеры и убранство роскошных жилых помещений арестованных коррупционеров, занимающих различные государственные должности.

Деградация нравственных ценностей деструктивно влияет на всю систему общественных отношений в обществе, в том числе на характер и качество функционирования органов государственной власти, в том числе на уровень служебной дисциплины. Особенную опасность в данном плане приобретают деформации личности конкретных носи- | телей публичной власти, которые по своим ценностным ориентациям | не соответствуют реализуемым ими государственным функциям. 8 Лица с деформированным «рыночным сознанием» и не обладаю- | щие высокими нравственными качествами легко склоняются к «тор- | говле своим влиянием», находясь во власти, действуют не в публичном д интересе, а в интересе тех, «кто им больше платит». Таким образом ь они предают публичные интересы в пользу частных лиц и компаний, -3 их поведение определяется корыстными целями и стремлением удов- ш летворить личные материальные потребности. I

Отсюда следует, что для эффективного противодействия кор- 8 рупции весьма актуальным представляется глубокое теоретическое § осмысление обстоятельств, связанных с проблемами формирования высокой нравственной культуры в деятельности российского государ- ¡= ства и жизнедеятельности российского общества. О

Исследования показывают, что существует тесная связь между д качественным соблюдением принципов и норм служебного поведения в системе публично-правовых отношений с необходимыми моральными качествами соответствующих субъектов отношений. ь И в этом плане, как бы это банально не звучало, основополагающими д этическими и правовыми принципами при реализации полномочий 3 на должностях государственной и муниципальной службы безусловно 3 должны быть признаны: законность, гуманизм, справедливость, неподкупность и личная ответственность носителей властных полномочий, что в целом отражает сущность требований к нравственному содер- 239 жанию деятельности государственных и муниципальных служащих. т Безусловно, провозгласить эти принципы несложно, но это не будет I автоматически гарантировать их реализацию на практике. Для прак- ? тической их реализации, кроме высоких профессиональных знаний .о и умений, необходимы соответствующие личные морально-нравствен- ё ные качества у государственных служащих и иных государственных должностных лиц, таких как: высокое чувство ответственности за результаты своей деятельности, личная неподкупность, наличие граж-

данской совести, чести и достоинства, умение «держать свое слово», независимость в принятии государственных решений, направленных на удовлетворение публичных интересов, выдержка и сдержанность, вежливость, тактичность, терпимость к чужому мнению, готовность действовать бескорыстно в интересах государства и общего социального блага и др.

Данные качества, согласно разработанной и принятой в последние годы в Российской Федерации нормативной базы по вопросам реализации антикоррупционной политики, в целом вошли в перечень так называемых «антикоррупционных» стандартов государственного управления.

Тем не менее, проблемы совершенствования системы антикоррупционных стандартов применительно к системе государственной службы в Российской Федерации остаются весьма актуальными, .о поскольку следует признать, что за пределами нормативного регу-со лирования все еще остается деятельность кадровых подразделений, осуществляющих отбор, назначение и продвижение по службе только » тех кандидатов, свойства личности которых соответствуют вышеназ-оа ванным морально-нравственным качествам. Все эти свойства лич-оо ности в обычной жизни недостаточно очевидны, их, при желании, 2 можно искусственно демонстрировать перед лицами, принимающими ^ кадровые решения и этим вводить их в заблуждение. ^ Следует заметить, что современные научные разработки о теории личности обозначают таких индивидов «с рыночным типом харак-55 тера» как имеющих «эгоцентрическую» направленность личности § в противовес лицам, система ценностей которых ориентирована С

00

го

на общественное благо и публичный интерес, то есть имеющих «со-циоцентрическую» направленность личности.

о Однако до настоящего времени правовых механизмов, дающих 2 право кадровым органам признавать профессионально непригодны-С ми лиц с выраженной эгоцентрической направленностью личности, просто не существует.

240 Методики, определяющие необходимые квалификационные требования к должностям государственной и муниципальной службы, (V в настоящее время существуют. Однако в них нет четко выраженных ® критериев оценки именно таких свойств личности кандидата, которые бы исключали или минимизировали возможность его коррупционного поведения в будущем.

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в целях создания на государственной гражданской службе более эффективной системы отбора кадров и разработки эффективных квали-

фикационных требований 31 января 2018 г. утвердило «Методический инструментарий по установлению квалификационных требований для замещения должностей государственной гражданской службы (Версия 3.2). В нем предполагается, что «использование разработанных квалификационных требований повысит качество отбора кадров, их оценку профессионального развития и ротацию» [5].

Предлагаемый Методический инструментарий включает в себя

требования к уровню и направлению подготовки, к специализации до

профессионального образования, к стажу гражданской службы или |

стажу работы по специальности, к знаниям и навыкам, профессио- |

нальным качествам, необходимым для замещения должностей госу- 5

дарственной гражданской службы. |

В документе, в частности, различаются понятия «профессио- |

нальное качество» и «личностное качество» кандидата. Под первым д

понимается «проявляемые в поведении гражданского служащего ... ь

стремления, способности, знания, навыки и иные личностные каче- -3

ства, необходимые для эффективного и результативного исполнения ш

им должностных обязанностей» [5]. Под вторым понятием, которое, I

как следует из определения первой формулировки, полностью в него о3

включается, следует, что это «индивидуальные особенности личности, § включающие в себя жизненные ценности и установки индивида, его

тип темперамента, мотивация и личные цели, динамические свойства ¡=

его нервной системы, психический тип личности». Отсюда напраши- О

и О"

вается вывод, что, если у кандидата в процессе изучения свойств его д личности, в частности, его «жизненные ценности и установки», а также «мотивация и личные цели», не соответствуют публичным интересам

и, соответственно, несут в себе определенные коррупционные риски, ь

то такое лицо должно признаваться профессионально непригодным. д

Однако, каким образом, с помощью каких инструментов должно 3

осуществляться выявление указанных личных качеств кандидата, 3

в процессе его изучения, для кадровых подразделений органов го- 3 сударственного управления юридически не определено, это отдано

как бы «на откуп» самим работникам, осуществляющим кадровую 241

политику. По мнению автора, никто из работников кадровых подраз- т

делений не возьмет на себя такую ответственность, чтобы без четкого I

юридического предписания осуществлять оценку «личных качеств» ?

претендентов на государственные должности, особенно примени- |

тельно к их морально-нравственным характеристикам. Ведь, в случае 5 возникновения конфликта при отрицательном кадровом решении, работник кадрового подразделения не сможет юридически обосновать правильность принятого решения.

Сложившийся системный характер коррупционных связей, их масштаб и высокая латентность во многом определяются осознанным принятием данных отношений их участниками, их мировоззрением, их субъективной системой ценностей. Следовательно, коррупционеры всегда будут заинтересованы в сохранении своих преступных возможностей, поскольку это соответствует их интересам. Допускать мысль, что можно создать такие особые правовые механизмы, которые бы сделали для данной категории лиц невозможным их коррупционное поведение, значит проявлять наивность и впадать в «правовой идеализм».

Так, академик Российской академии наук Т. Я. Хабриева отмечает, что, «последовательно осуществляя меры по противодействию коррупции, не следует переоценивать возможности права. Правовая регламентация, правоприменительная деятельность государственных органов еще не гарантируют окончательного решения задачи -о противодействия коррупции. Сегодня противодействие коррупции -со это проблема идеологическая, даже мировоззренческая. Необходима систематическая деятельность по формированию антикоррупционного » правосознания и правовой культуры личности и общества. В решении

оа подобного рода задач важная роль отводится образованию, правово-о

оо му воспитанию и просвещению, а также антикоррупционной про-2 паганде» [6].

^ Известно, что коррупционное поведение - это всегда осознанные ^ действия того или иного лица, которые базируются на присущей ему 52 специфической системе ценностей, определяемых его моральным 55 сознанием. Он считает для себя допустимым совершение коррупцией онных действий в силу его деформированных «жизненных ценностей ^ и установок», «мотиваций и личных целей». То есть основной пред-«5 посылкой для коррупции является деформированное морально-нрав-о ственное сознание личности коррупционера, внутреннее отрицание 2 им таких понятий, как «порядочность», «долг», «ответственность», С «честность», «совесть», «честь и достоинство», а не «внешние факторы», такие как «несовершенная правовая база», «отсутствие анти-242 коррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов», «низкое денежное содержание», «недостаточный общественный (V контроль», «отсутствие демократии» и пр.

® В «Методическом инструментарии» [5] одним из первых общих ^ профессиональных качеств указывается: «служение обществу, защита законных интересов граждан, социальная ответственность, укрепление авторитета государственных гражданских служащих», а к личностным качества кандидата: «гражданственность (общественное служение), патриотическое самосознание, социальная активность,

толерантность, законопослушность, честность, открытость, нравственность, порядочность, добросовестность, ответственность, беспристрастность». То есть те качества, которые как раз и отсутствуют у лиц с деформированным моральным сознанием.

Сказанное позволяет сделать следующий вывод: реальным фактором, способным минимизировать коррупцию во власти, может служить только последовательная антикоррупционная кадровая политика

в органах власти, в результате которой на ответственных должностях О

государственной и муниципальной службы будут доминировать |

исключительно лица, внутренне нетерпимые к коррупционному по- |

ведению, способные не поддаваться искушениям получения личной 2

выгоды за счет предательства государственных интересов и злоу- §

потребления властью, а именно: обладающих высоким моральным 1

3

сознанием. д

По мнению автора, из всех определяющих структуру личности ь

свойств (социальная направленность, образование, опыт, когнитив- -3

ные свойства, воля, физическое и психическое здоровье), именно ш

социальная направленность, определяющая всю систему морально- I

нравственных ценностей личности, отличает коррупционера от всех о3

иных лиц, считающих коррупцию неприемлемой для себя. §

Игнорирование данного показателя свойств личности, а именно

социальной направленности, создает парадоксальную ситуацию, при р

которой эгоцентрист, обладающий хорошим образованием, большим О

О"

опытом, выраженными когнитивными и волевыми качествами, с хо- д рошим физическим и психическим здоровьем, занимая государственную должность с широкими коррупционными возможностями, будет "I представлять для государства гораздо большую опасность, чем те, §ь кто менее образован, менее опытен, менее способен к самообучению д и прочее, но обладают высокими личными морально-нравственными 3 качествами. |3 Это предопределяется тем, что лица с выраженной эгоцентриче- 3 ской направленностью личности, имеющие деформированное морально-нравственные сознание, весь свой опыт, хорошее образование 243 и сильную волю могут гораздо эффективнее использовать в интересах т личного обогащения, предавая публичные интересы. I Данное обстоятельство показывает, насколько сложной задачей | является организация действительно системной борьбы с коррупци- | ей и как важно совершенствовать не только «внешнюю», а именно, 5 правовую организацию реализации государственных функций, направленных на минимизацию условий для коррупционного поведения, но также и «внутреннюю» функцию, в частности, кадровую поли-

тику, задача которой - не допустить на должности государственной и муниципальной службы профессионально непригодных лиц из-за их доминирующей эгоцентрической направленности личности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Представляется, что для более результативной антикоррупционной кадровой политики следует нормативно и более четко закрепить в качестве основного из квалификационных требований к должностям государственной и муниципальной службы требование «антикоррупционной благонадежности кандидата», что предопределяется наличием у него высоких нравственно-этических качеств, определяющих его социальную направленность личности. Все остальные квалификационные требования должны применяться уже только к тем, кто прошел первичный отбор по требованию «антикоррупционной благонадежности».

Список литературы:

1. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400. - URL: http://publication.pravo.gov. ru/Document/View/0001202107030001

2. Ахметов, А.С. Проблемы формирования правовой культуры современного общества / А. С. Ахметов // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. - 2017. - № 3. - М., 2017.

3. О. Конт Учение о государстве и праве. - URL: https://studfile.net/ preview/3799791/page:20/

4. Иванова, Т.А. Типология Э. Фромма / Т.А. Иванова. - URL: http:// psykonsultacii.ru/moi_stati_i_publikacii/psikhologicheskie_stati/fromm_tipy

5. Методический инструментарий по установлению квалификационных требований для замещения должностей государственной гражданской службы. Версия 3.2 (утв. Министерством труда и социальной защиты РФ) от 31 января 2018 г. - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71755218/

6. Хабриева, Т.Я. Коррупция и правопорядок в фокусе современной юридической доктрины / Т.Я. Хабриева // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. - 2016. - № 4. - C. 5-12.

244

«V о «V

со

со i

1 о

0Q

S

С

Ü §

с

1 0Q

О 0Q

S

С

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.