DOI 10.52068/2304-9839_2021_50_1_91 Панин В.А.
КОРРУПЦИОННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА, СОВЕРШАЕМЫЕ РАБОТНИКАМИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ, МУНИЦИПАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ
Цель: Исследовать следственные действия, применяемые для раскрытия коррупционных преступлений в сфере жилищно-коммунального комплекса, совершаемых работниками государственных, муниципальных учреждений и организаций, разработать положение частной криминалистической методики для расследования данных преступлений.
Методология: В процессе исследования проблемы коррупции использовались методы логического, статистического анализа и формально-юридический метод.
Результаты: В статье приведена и рассмотрена статистика коррупционных преступлений в сфере жилищно-коммунального комплекса среди лиц, получающих взятку. Изучена методика применения на практике следственных действий для раскрытия коррупционных преступлений в сфере ЖКХ. Разработана частная методика по взаимодействию следователя со специалистами в сфере ЖКХ, экспертами, с контрольно-ревизионными органами, необходимая для эффективного выявления и пресечения коррупционных преступлений в сфере жилищно-коммунального комплекса, совершаемых работниками государственных, муниципальных учреждений. Предложен комплекс мероприятий для искоренения коррупции среди региональных операторов «Фонда капитального ремонта».
Новизна/оригинальность/ценность: Статья отличается научной новизной и имеет практическую ценность.
Ключевые слова: коррупция, жилищно-коммунальный комплекс, преступление, государственные и муниципальные служащие, следственные действия, взяточничество, тактика.
Panin V.A.
CORRUPTION CRIMES IN THE SPHERE OF HOUSING AND COMMUNAL SERVICES, COMMITTED BY EMPLOYEES OF STATE AND MUNICIPAL INSTITUTIONS AND ORGANIZATIONS
Purpose: To investigate the investigative actions used in the disclosure of corruption crimes in the housing and communal complex committed by employees of state and municipal institutions and organizations, to develop a regulation on the private forensic methodology for investigating these crimes.
Methodology: In the process of studying the problem of corruption, the method of logical, statistical analysis and the formal legal method were used.
Results: The article presents and examines the statistics of corruption crimes in the sphere of housing and communal services, among persons receiving a bribe. The methodology of applying investigative actions in practice to solve corruption crimes in the housing and utilities sector is studied. A special methodology has been developed for the interaction of the investigator with specialists in the field of housing and communal services, experts, and control and audit bodies, which is necessary for the effective detection and suppression of corruption crimes in the field of housing and communal services committed by employees of state and municipal institutions. A set of measures to eliminate corruption among regional operators for major repairs is proposed.
Novelty/originality/value: ^e article is characterized by scientific novelty and has practical value.
Keywords: corruption, housing and communal complex, crime, state and municipal employees, investigative actions, bribery, tactics.
Формирование уголовной ответственности за коррупционные преступления прошло весьма своеобразный этап развития от преступного деяния, за которое не было ответственности, до возведения в особо тяжкие преступления. Данная проблема была значима на всех этапах развития гражданского общества, порабощая все сферы общественной жизни. Проявления коррупции в такой сфере, как жилищно-коммунальный комплекс, отмечались еще на этапе формирования системы ЖКХ и не теряют своей актуальности и в наши дни, более того, приобретают более со-
временные формы коррупционных проявлений, совершаемых работниками государственных, муниципальных учреждений.
По мнению выдающегося историка и отечественного ученого А.И. Кирпичникова, «коррупция - коррозия власти, разъедающая государственный аппарат и разлагающая нравственные устои общества». Это утверждение непосредственно находит свое практическое подтверждение в реальной жизни, так как коррупция, совершаемая органами государственной власти, - это в некоторой степени «болезнь», при этом в боль-
шинстве случаев она связана не с прямым нарушением законодательных актов, а со знанием и умением воспользоваться несовершенствами федеральных законов и подзаконных актов [3, с. 65].
Сфера жилищно-коммунального комплекса является одной из наиболее коррумпированных сфер общественной жизни, что негативно влияет на нормальное развитие и функционирование экономики, инфраструктуры государства в целом. К наиболее современным коррупционным преступлениям, совершаемыми работниками государственных и муниципальных органов в сфере жилищно-коммунального комплекса, можно отнести присвоение или растрату государственных денежных средств [1, с. 4], выделяемых малоимущим гражданам в виде жилищных субсидий, хищение бюджетных денежных средств, выделяемых гражданам в качестве жилищных сертификатов за утраченное жилье и имущество, посредством подделки необходимых документов, что подпадает под совокупность совершаемых преступлений (ст. 159, 327 УК РФ); взяточничество за подписание актов выполненных работ по ремонту общего имущества, за содействие в получении лицензии УК, ТСЖ для осуществления предпринимательской деятельности по управлению МКД, содействие в проведении открытого конкурса по управлению МКД.
Изученные статистические данные и правоприменительная практика преступлений коррупционной направленности, совершенных государственными служащими в сфере жилищно-коммунального комплекса, поражают своей масштабностью.
Согласно статистике преступлений за 2020 г., среди лиц, получающих взятку или коммерческий подкуп в жилищно-коммунальной сфере, 57 % составляют руководители управляющих компаний, дирекций единого заказчика, председатели товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов и пр.; 21 % - директора и иные сотрудники муниципальных учреждений; 11 % - участники конкурсов на право заключения государственных и муниципальных контрактов на оказание услуг в сфере ЖКХ; 9 % - должностные лица органов местного самоуправления [5].
При этом реальный уровень коррумпированности государственных и муниципальных служащих в сфере жилищно-коммунального комплекса определить невозможно, ибо коррупция в данной области обладает высоким уровнем латентности.
В процессе раскрытия коррупционных преступлений в сфере жилищно-коммунального комплекса, совершаемых работниками государ-
ственных, муниципальных учреждений, имеется значительное количество недостатков и ошибок, связанных с применением узкого круга криминалистических методик по их расследованию.
Применение одних превентивных мер не приведёт к должному результату, тем более в сфере жилищно-коммунального комплекса, где с каждым днем появляются новые возможности для коррумпированности государственных и муниципальных служащих. Необходим комплекс мер для пресечения данного рода преступлений.
Успешность процесса расследования преступлений коррупционной направленности в сфере жилищно-коммунального комплекса зависит от взаимодействия оперативных сотрудников со следователями. Руководитель следственного управления СКП РФ г. Москва А.М. Багмет утверждал, что такое взаимодействие объединяет возможности структурных подразделений и способствует быстрому и полному раскрытию рассматриваемых преступлений [2, с. 105].
Связывают это с тем, что большинство уголовных дел о взяточничестве возбуждается по материалам оперативно-розыскной деятельности.
Данное взаимодействие актуально с момента поступления заявления в правоохранительные органы о совершении коррупционного преступления в сфере ЖКХ, так как данная категория преступлений требует безотлагательного их раскрытия.
Для сведения преступности к минимуму и пресечения новых преступлений разработана комплексная методика применения на практике следственных действий:
- определить статус должностного лица, круг его обязанностей и полномочий, соотнести данные полномочия с преступными действиями;
- изучить круг ближайшего окружения данного лица, взяв у них показания;
- установить обстоятельства случившегося, характер действия лица, тяжесть наступивших последствий, причинно-следственную связь.
При этом успех расследования коррупционных преступлений в сфере ЖКХ зависит не только от правильного производства следственных действий, но и от комплексного проведения тактических мероприятий:
- осмотр предмета взятки (наличие следов, указание номера купюры), места происшествия в сочетании с выемкой;
- проведение обыска в сочетании с освидетельствованием подозреваемого [4, с. 12].
Данные следственные действия и тактические мероприятия являются хоть и необходимыми, но
ЕиКЛБТЛЫ ЛОУОСЛСУ 1 (50) 2021
более общими, так как проводятся при раскрытии коррупционных преступлений в различных сферах. При этом сфера жилищно-коммунального комплекса имеет ряд особенностей, в связи с чем при расследовании преступлений в данной сфере требуется применение частных методик.
Ввиду того, что данная сфера ЖКХ занимается произведением начисления платы за жилое помещение и коммунальные услуги по утверждённым формулам и тарифам, производит расчеты с ресурсоснабжающими организациями, необходимо привлечение узких специалистов при расследовании коррупции в сфере ЖКХ. Т. е. на первоначальном этапе расследования преступлений предлагается взаимодействие со специалистами (бухгалтерами, экономистами, сотрудниками жилищных инспекций) для получения профессиональных консультаций, также эффективно взаимодействие следователя с контрольно-ревизионными органами Министерства финансов России, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства России и ряда других ведомств.
Кроме того, имеет место применение такой частной методики, как привлечение в ходе расследования коррупционных преступлений специалистов для проведения экспертиз по делу (почерковедческой, фоноскопической, финансово-экономической, строительно-технической и т. д.), так как жилищно-коммунальный комплекс занимается ремонтом общедомового имущества, капитальным ремонтом инженерных систем в МКД. В связи с этим требуются специальные познания для определения фактического и отраженного документально объема работ, для выявления коррупционных преступлений между подрядными организациями.
Можно рассмотреть конкретную методику на примере регионального оператора по проведению капитального ремонта «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов». Так, в 2012 г. Жилищный кодекс РФ был дополнен разделом IX «Организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах», предусматривающим обязательное перечисление средств собственниками помещений в многоквартирных домах в фонд капитального ремонта. При этом на счету данных фондов аккумулируются миллиарды рублей, собираемые простыми жителями на ремонтные работы.
Данные денежные средства перечисляются жителями на специальный счет данной организации, при этом проведение капитального ремонта на МКД в ближайшие сроки никто не гарантиру-
ет, также отсутствуют гарантии, что сумма, заложенная в смету, соответствует фактическим затратам. Данная структура является хорошей почвой для появления и разрастания коррупции среди должностных лиц представленной организации (получение взяток за смещение сроков проведения работ, увеличение расценок на проведение работ в смете по сравнению с фактическими и т. д.), в этой связи необходимо проведение следующих мероприятий:
- открытого конкурса по выбору подрядной организации для заключения договорных отношений с региональным оператором по проведению капитального ремонта;
- ежегодное экономическое обоснование тарифа по капитальному ремонту с привлечением специалистов в данной области;
- ежеквартальное предоставление информации обо всех расчетных счетах организации (в том числе закрытых) и выписки о движении денежных средств по ним;
- привлечение независимого строительно-технического эксперта в целях определения физического износа зданий, оборудования на МКД, для достоверного выбора объекта, нуждающегося в первую очередь в ремонтных работах;
- привлечение независимого финансово-экономического эксперта в целях определения сметной стоимости работ и материалов и их сопоставления с фактическими затратами.
Данный комплекс, хотя и не является исчерпывающим, но необходим для искоренения коррупции среди региональных операторов «Фонда капитального ремонта».
Таким образом, разработка и внедрение частной криминалистической методики проведения следственных действий и тактических мероприятий способствует эффективному выявлению и пресечению коррупционных преступлений в сфере жилищно-коммунального комплекса, совершаемых работниками государственных, муниципальных учреждений, что позволит в перспективе значительно снизить количество преступлений в данной сфере.
Пристатейный библиографический список
1. Алиева Г.А. Схемы совершения взяточничества и коммерческого подкупа в сфере ЖКХ // Российский следователь. 2016. №. С. 3-6.
2. Багмет А.М. Процессуальное взаимодействие следователя с органами дознания: учеб. пособ. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018.
3. Балабаев А.Д. Коррупционные преступления в сфере жилищно-коммунального хозяйства: основные
схемы и причины совершения // Молодой ученый.
2019. № 51. С. 65-66.
4. Потапкин С.Н. К вопросу о квалификации отдельных экономических преступлений в сфере ЖКХ // Вестник Алтайской академии экономики и права.
2020. № 4. Ч. 1. С. 154.
5. Официальный сайт Министерства внутренних дел РФ [Электронный ресурс]. URL: https://xn—b1aew. xn--p1ai/reports/item/22678184/.
References (transliterated)
1. Alieva G.A. Sxemy" soversheniya vzyatochnichest-va i kommercheskogo podkupa v sfere ZhKX // Rossijskij sledovateF. 2016. №. S. 3-6.
2. Bagmet A.M. ProcessuaFnoe vzaimodejstvie sledo-vatelya s organami doznaniya: ucheb. posob. M.: YuNITI-DANA, 2018.
3. Balabaev A.D. Korrupcionny"e prestupleniya v sfere zhilishhno-kommunaFnogo xozyajstva: osnovny"e sxemy" i prichiny" soversheniya // Molodoj ucheny"j. 2019. № 51. S. 65-66.
4. Potapkin S.N. K voprosu o kvalifikacii otdel"ny"x e"konomicheskix prestuplenij v sfere ZhKX // Vestnik Alta-jskoj akademii e"konomiki i prava. 2020. № 4. Ch. 1. S. 154.
5. OficiaFny"j sajt Ministerstva vnutrennix del RF [E"lektronny"j resurs]. URL: https://xn-b1aew.xn--p1ai/reports/item/22678184/.
4 июня 2022 года в Сингапуре
III Международный юридический саммит «Инвестиции и право в Азии и России»
Место проведения: Marina Bay Sands, Сингапур
Саммит — уникальная площадка для обсуждения арбитражных дел, инвестиций в стартапы по искусственному интеллекту в юриспруденции, изменением банковской системы мира и создания банковских экосистем(WeChat, сБеР), пути решения различных юридических проблем в Китае, Малайзии, странах Юго-Восточной Азии, ОАЭ, Африке, стран Латинской Америки, Гонконге, Индии и Королевстве Саудовской Аравии — и поиска практических ответов на свои вопросы у практикующих в этих странах адвокатов
Тематика B-to-B дискуссий:
1) LegalTech и изменение профессии - как скоро искусственный интеллект заменит юристов? Обсуждение новых систем искусственного интеллекта, адвокатский Uber — BrandPol и ИТ для работы юриста и адвоката Детальное обсуждение работы Системы BrandPol с первыми лицами глобальной ИТ корпорации(Ирландия)
2) обсуждение ведения юридического бизнеса в Азии в Европе в пост-пандемический кризис, проблемы экспорта и сертификации российской продукции в Азии, Африке и на Ближнем Востоке, лоббирование экспорта российской продукции и услуг, антидемпинговые и таможенные барьеры при ввозе продукции азиатских и европейских производителей в Российскую Федерацию - успешные кейсы русского бизнеса в Азии, Африке и странах Залива;
3) обсуждение использования арбитражных судов Юго-Восточной Азии и Китая в интересах российских экспортеров, Нужно ли судиться в странах Юго-Восточной Азии, КНР и Африке ли продолжать судиться в Европе и Америке - успешные судебные кейсы.
4) инвестиции в крупные инфраструктурные проекты в России, Африке, Азии и на Ближнем Востоке (газовая промышленность, дорожное строительство, судостроение, электроэнергетика, нефтепереработка, строительство).
Язык Форума — английский 1 русский
телефон: +74952114188 почта: [email protected], [email protected] https://russko-aziatskaya-assotsLtimepad.ru/event/708469/