Коррупционные преступления в сфере здравоохранения как объект криминалистического исследования
Corruption crimes in the field of health care as an object of forensic research
Попова Е.В.
магистрант 2 курса, ФГКОУВО «Московская академия Следственного комитета Российской Федерации»,
г.Москва.
e-mail: [email protected]
Popova E. V.
2year master's degree student, Moscow Academy of the investigative Committee of the Russian Federation,
Moscow.
e-mail: [email protected]
Научный руководитель: Алехин Д.В.
к.ю.н., доцент ФГКОУ ВО «Московская академия Следственного комитета Российской Федерации»
Scientific supervisor: Alekhin D. V.
candidate of law, associate Professor Moscow Academy of the investigative Committee of the Russian Federation
Аннотация.
Коррупция на протяжении длительного времени была и остается одной из глобальных проблем мирового сообщества. Особую актуальность приобрела проблема коррупции в здравоохранении. В статье автор анализирует данные статистической отчетности, научную разработанность темы и проблемы, возникающие при расследовании коррупционных преступлений, совершаемых в сфере здравоохранения, сформулированы признаки, которые отличают указанные преступления их от иных коррупционных, совершаемых в других сферах.
Annotation.
Corruption has been and remains one of the global problems of the world community for a long time. The problem of corruption in health care has become particularly urgent. In the article the author analyzes the data of statistical reporting, scientific development of the topic and the problems arising in the investigation of corruption crimes committed in the health sector, formulated signs that distinguish these crimes from other corruption crimes committed in other areas.
Ключевые слова: взятка, должностное лицо, здравоохранение, коррупция, коррупционные преступления.
Key words: bribe, official, health care, corruption, corruption crimes.
На сегодняшний день одной из главных проблем современного мира является проблема коррупции, которая поразила практически все сферы общественной жизни, организационно-управленческие и хозяйственно-распорядительные структуры общества. Коррупция имеет высокую приспособляемость, а также свойство постоянно видоизменяться и совершенствоваться, применяя при этом пробелы в законодательстве и недостатки в области контроля и юридической ответственности.
Статья 4 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" называет следующие принципы охраны здоровья: соблюдение прав граждан в сфере
охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи . Именно с нарушением этих принципов в большинстве случаев связаны коррупционные преступления, совершаемые в сфере здравоохранения.
По данным ГИАЦ МВД России за 2013 год в сфере здравоохранения и предоставления социальных услуг было зарегистрировано 4571 преступление, в 2014 году - 2894 преступления, при этом в суд было направлено 4295 и 2192 соответственно.
Данные статистической отчетности по России за 2015-2016 годы показывают, что в сфере здравоохранения прироста коррупционных преступлений не произошло. Так, в 2015 году число лиц, совершивших преступления в органах Министерства здравоохранения России составило 598 человек, в 2016 году - 445 человек; количество предварительно расследованных преступлений в органах Министерства здравоохранения России в 2015 году составило 2021 преступление, в 2016 году - 1964 преступления. В 2015 году число лиц, совершивших преступления в здравоохранении и социальном обеспечении составило 1092 человек, в 2016 году - 947 человек; количество предварительно расследованных преступлений в здравоохранении и социальном обеспечении составило 2891 преступление, в 2016 году - 2791 преступление.
В 2017 году число обвиняемых по направленным в суд уголовным делам, совершивших преступления в органах Минздрава составило 287 человек, а количество преступлений, дела о которых направлены в суд составило 1035 преступлений. В 2017 году число обвиняемых по направленным в суд уголовным делам, совершивших преступления в здравоохранении и социальном обеспечении составило 466 человек, а количество преступлений, дела о которых направлены в суд составило 1304 преступления.
Приведенные статистические данные, дают возможность говорить о том, что показатели коррупционных преступлений, совершаемых в сфере здравоохранения очень высоки, однако в период с 2013 по 2014 годы заметен резкий спад показателя зарегистрированных коррупционных преступлений в данной сфере, что, несомненно, является положительной тенденцией и говорит об активных мерах противодействия коррупции в изучаемой нами сфере. Также следует учитывать, что рассматриваемые нами преступления обладают достаточно высокой степенью латентности, что затрудняет процесс расследования.
Одной из причин указанных проблем является недостаточная разработанность криминалистического обеспечения деятельности следственных органов при расследовании коррупционных преступлений в сфере здравоохранения. Такие учёные, как Т.А. Балебанова, Н.А. Лопашенко , А.П. Соловьев , С.В. Плохов , Е.В. Червонных , занимались изучением криминологических и уголовно-правовых аспектов противодействия коррупции в сфере здравоохранения. В свою очередь, с точки зрения криминалистики, данная тема не была исследована и научные работы, посвященные проблемам расследования коррупционных преступлений в сфере здравоохранения, к настоящему моменту не представлены.
Судебно-следственная практика позволяет заметить, что среди коррупционных преступлений в сфере здравоохранения чаще совершаются деяния, предусмотренные следующими статьями: ч. 3, 4 ст.159, ч. 3, 4 ст. 160, 285, 285.1, 286, 290, 291, 291.1, 291.2, 292 УК РФ. Подготовка, совершение, сокрытие данных преступлений и в последующем их расследование характеризуются рядом признаков, которые отличают их от коррупционных преступлений, совершаемых в других сферах.
Во-первых, для коррупционных преступлений, совершенных в сфере здравоохранения, характерна латентность и противодействие расследованию указанной категории преступлений со стороны граждан, которые вступили в коррупционные отношения с должностными лицами сферы здравоохранения. Следует отметить, что это связано с тем, что коррупционные преступления в данной сфере зачастую совершаются с целью сокрыть какие-либо проступки, правонарушения или преступления, либо же с целью их подготовки. Например, получение фиктивного листка временной нетрудоспособности с целью сокрытия прогула, получение фиктивного листка нетрудоспособности с целью получения страховой выплаты. Из этого следует, что для лица, дающего взятку разоблачение коррупционной деятельности должностного лица сферы здравоохранения грозит не только привлечением к уголовной ответственности по ст. 291 УК РФ, но и увольнением, а также привлечением к административной и уголовной ответственности по другим составам преступлений. Так, к своей знакомой, работавшей заведующей отделением в ГБУЗ «Поликлиника №5», обратился Аникин В.В. с просьбой получения листка нетрудоспособности за период с 10.07.2016 по 21.07.2016 с целью скрыть прогулы на работе. В ходе следствия выяснилось, что в указанный период Аникин В.В. не имел каких-либо заболеваний и в указанный период провел на отдыхе со своей семьей.
Во-вторых, обстановка совершения коррупционных преступлений в сфере здравоохранения является системообразующим элементом криминалистической характеристики преступлений указанной категории и отличается особым установленным нормативно-правовыми актами и сложившимся в действительности порядком выполнения медицинскими работниками своих должностных полномочий. Следователь, принимая к производству дело данной категории, должен провести обширный мониторинг федеральных и ведомственных нормативно-правовых актов, регулирующих конкретную сферу деятельности учреждений системы здравоохранения, в которой медицинским работником было совершено коррупционное преступление. В свою очередь, каждая из этих сфер имеет свою специфику и регламентируется объемным перечнем специальных нормативно-правовых актов (сфера медицинской помощи, медицинской реабилитации, медицинских экспертиз, фармацевтической деятельности, по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере здравоохранения).
В-третьих, личность должностных лиц сферы здравоохранения, совершающих преступления коррупционной направленности, имеет некоторые особенности. По данным нашего исследования большинство коррупционных преступлений в сфере здравоохранения (43%) были совершены лицами в возрасте от 31 до 40 лет, 41% - после 40 лет, 13,5% от 26 до 30 лет, и только 2,5% - в возрасте до 25 лет-
В свою очередь, результаты опроса следователей СК России показали, каковы, на их взгляд причины коррумпированности должностных лиц сферы здравоохранения:
а) нравственная деградация должностных лиц сферы здравоохранения - 70%;
б) отсутствие должного контроля территориальных подразделений со стороны Министерства здравоохранения России - 31%;
в) желание обогатиться преступным путем - 64%.
Также должностные лица сферы здравоохранения обладают специальными знаниями в области своей профессиональной деятельности, что зачастую делает совершенные ими преступления труднодоказуемыми. Например, выдача фиктивного листка временной нетрудоспособности с указанием диагноза, который устанавливается на основании субъективных жалоб больного, диагностика которого проблематична (остеохондроз позвоночника, деформирующие остеоартрозы, анемия хроническая неуточненная) или же симптомы которого являются скоротечными и по истечении некоторого времени не могут быть проверены
123
способом клинического исследования (ОРВИ). В связи с этим при проведении отдельных следственных действий в отношении должностных лиц, рассматриваемой нами сферы, зачастую возникает необходимость в привлечении специалистов, которые обладают специальными познаниями в области медицины.
В-четвертых, рассматриваемые преступления коррупционной направленности имеют отличный от иных преступлений механизм следообразования. При расследовании коррупционных преступлений, совершаемых должностными лицами сферы здравоохранения, внимание следственных органов должно быть направлено на поиск, фиксацию и исследование следующих следов:
- материальные (следы пальцев рук, документы финансово-экономического и медицинская документация). Так, при расследовании коррупционного преступления, совершенного главным врачом медицинского учреждения, путем фиктивного трудоустройства, в ходе выемки были изъяты: должностные инструкции, личные дела работников медицинского учреждения, табели учета и использования рабочего времени и расчета заработной платы за соответствующий период, реестры зачисленных денежных средств на банковские счета физических лиц, расчетные листки, справки о заработной плате и иных доходах, банковские карты;
- идеальные (показания коррумпированных должностных лиц - главные врачи и их заместители, сотрудники отдела кадров и бухгалтерии, начальники договорных отделов и т.д.; показания посредников, взяткодателей, иных свидетелей);
- электронно-цифровые (базы данных медицинских учреждений, например, Типовая автоматизированная система управления - ТАСУ, а также видеозаписи, изъятые из медицинских учреждений и аудиозаписи). Так, в ходе осмотра места происшествия в ГБУЗ «Городская поликлиника №8 Департамента здравоохранения г. Москвы» были изъяты видеозаписи с камер видеонаблюдения, находившихся напротив входа в кабинет главной медсестры, где была передана взятка;
- изменения в организме человека (например, наличие импортного кардиостимулятора и следы оперативного вмешательства и др.). Так, врач хирургического отделения ГУЗ «Поликлиника №2», выдал фиктивный листок временной нетрудоспособности одному из пациентов за денежное вознаграждение, и с целью скрыть данное преступление, произвел скальпелем пациенту разрез в области предплечья, после чего ушил его хирургическими швами, таким образом создал основания для выдачи пациенту листка нетрудоспособности-
Резюмируя вышесказанное, можно отметить, что латентный характер вышеперечисленных преступлений и наличие общих закономерностей в способе совершения рассматриваемых нами коррупционных преступлений, а также деятельности следственных органов по их расследованию обусловливает проведение дополнительного изучения особенностей их расследования, в том числе, данных о личности преступника, об обстановке и способах совершения преступлений, механизме следообразования, а также типичных следственных ситуациях и алгоритме действий следователя.
Список используемой литературы:
1. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"(ред. От 29.07.2017) // "Собрание законодательства РФ", 28.11.2011, N 48, ст. 6724.
2. Балебанова Т.А. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук "Современное состояние коррупции в здравоохранении России и меры ее предупреждения", 2013.
3. Лопашенко Н.А. Монография: «Противодействие коррупционной преступности в социальной сфере: криминологический анализ коррупции в областях здравоохранения и образования», 2015.
4. Соловьев А.П. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук: «Предупреждение преступлений в сфере здравоохранения», 2007.
5. Плохов С.В. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук: «Противодействие коррупционной преступности в социальной сфере», 2013.
6. Червонных Е.В. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук: «Преступления, совершаемые в сфере здравоохранения, и их предупреждение», 2009.
7. Постановление Правительства РФ от 19.06.2012 N 608 "Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации" (ред. от 25.09.2017) // "Собрание законодательства РФ", 25.06.2012, N 26, ст. 3526.
8. Обвинительное заключение по обвинению Шелеповой О.Г. в совершении преступлений, предусмотренных ч. 3, 4 ст. 160, ч. 1 ст. 292 УК РФ // Архив следственного отдела по г. Пушкино ГСУ СК России по Московской области.
9. Приговор Борисоглебского городского суда Воронежской области от 7 марта 2012 г. по уголовному делу № 1-33/2012.