Научная статья на тему 'КОРРУПЦИОННЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В РОССИИ'

КОРРУПЦИОННЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
689
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / CORRUPTION / ANTI-CORRUPTION POLICY / ANTI-CORRUPTION / PUBLIC SERVICE / PUBLIC ADMINISTRATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пархомчук Марина Анатольевна, Емельянова Ольга Владимировна, Атамурадов Одилбек

В данной статье раскрываются результаты анализа статистики коррупционных отношений в России, выделены характерные тенденции развития показателей, проводится оценка их структуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORRUPTION OFFENSES IN RUSSIA

This article reveals the results of the analysis of statistics on corruption in Russia, highlights the characteristic trends in the development of indicators, and evaluates their structure.

Текст научной работы на тему «КОРРУПЦИОННЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В РОССИИ»

УДК 351.9

КОРРУПЦИОННЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В РОССИИ

Пархомчук Марина Анатольевна, д.э.н., доцент

(e-mail: marinaanatollevna@yandex.ru) Емельянова Ольга Владимировна, к.э.н., доцент (e-mail: gladnews@yandex.ru) Атамурадов Одилбек, студент Юго-Западный государственный университет, г.Курск, Россия (e-mail:atamuradov.a@list.ru)

В данной статье раскрываются результаты анализа статистики коррупционных отношений в России, выделены характерные тенденции развития показателей, проводится оценка их структуры.

Ключевые слова: коррупция, антикоррупционная политика, противодействие коррупции, государственная служба, государственное управление.

Специфика отношений в сфере управления коммерческими и иными организациями такова, что обусловливает высокую латентность преступности в этой области. Потерпевшие не сообщают о преступлениях в полицию, опасаясь вмешательства полиции в деятельность организации и желая сохранить деловую репутацию. Кроме того, выявить коррупционное преступление довольно сложно, грань между разумным коммерческим риском, бесхозяйственностью и коррупцией часто проходит сугубо по субъективным признакам, уяснение которых в рамках правовых процедур затруднительно. Эти обстоятельства не позволяют даже приблизительно оценить ущерб, причиняемый коррупцией российской экономике [1, с.125-126].

Согласно данным ФКУ «ГИАЦ МВД России» в 2019 г. зафиксирован рост преступлений коррупционной направленности (+1,6%) (таблица 1).

Таблица 1 - Динамика преступлений коррупционной направленности _в период с 2014 по 2019гг._

Год 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г.

Всего преступлений коррупционной направленности 32 204 32 455 32 924 29634 30495 30991

Прирост (снижение), % -24,2 +0,8 + 1,4 -11 +2,9 +1,6

При анализе коррупционной статистики России за 2019 год выявлены 104,9 тыс. экономических преступлений, включая 31 тыс. преступлений коррупционной направленности. Число преступлений коррупционной направленности за январь-декабрь 2019 г. выросло на 1,6% по сравнению с предыдущим годом. Из числа зарегистрированных преступлений коррупционной направленности в 2019 г. 28,2 тыс. преступлений были предвари-

тельно расследованы, 0,9 тыс. преступлений не раскрыто. Выявлены 15,8 тыс. лиц, совершивших преступления, что на 0,8 меньше, чем в 2018 г.

Подробную статистику по коррупционным преступлениям в разрезе регионов можно найти на сайте «Портал правовой статистики», его курирует Генпрокуратура РФ [3]. На рисунке 1 представлено число преступлений в разрезе регионов РФ зарегистрированных по ст.285 - злоупотребление должностными полномочиями, в 2019 г. прирост показателя составил 1,8% по сравнению с предыдущим годом.

2014 2015 2016 2017 2018 2019 мар-20

год

Рисунок 1 - Зарегистрировано преступлений по ст. 285 - злоупотребление должностными полномочиями в Российской Федерации

Представляется недостаточной работа по расследованию коррупционных преступлений и привлечению виновных лиц к уголовной ответственности. Так, в 2019 г. из 30991 преступлений было расследовано 28175, т.е. из числа преступлений, дела и материалы о которых находились в производстве в отчетном периоде расследовано 90,9% (таблица 2). В 2018г. из 30495 преступлений было расследовано 27997 (91,8%).

Следует отметить колебание правонарушений коррупционной направленности, которые не имеют четко выраженного тренда. В целом при возрастании числа преступлений экономической направленности доля коррупционных в них сокращается, при этом возрастает число правонарушений, проявляющихся в коммерческой деятельности. Зачастую сокращение числа преступлений свидетельствует о декриминализации отдельных видов преступлений.

В Российской Федерации в 2019 г. число преступлений связанных с связанные со взяточничеством составило 13867 преступлений или 44,7% преступлений коррупционной направленности, прирост числа преступлений за год составило 10,7%. Из них раскрыто 96,5% преступлений (11946), не раскрыто 3,5% (435). Прирост числа разрытых преступлений связанные со

взяточничеством в 2019 г. составил 4%. Выявлено лиц совершивших преступление 8527 человек.

Таблица 2 - Результаты расследования уголовных дел о преступлениях _коррупционной направленности в 2017 г. [2]_

Выявлено лиц со-

Зарегистрировано Раскрыто Не раскрыто вершивших пре-

Год ступление

Всего +/-в % Всего +/-в % Всего +/-в % Всего +/-в %

2015 32455 0,8 29645 -5,6 918 -25,2 16926 6,5

2016 32924 1,4 30256 2,1 868 -5,4 16680 -1,5

2017 29634 -10,0 26932 11,0 741 -14,6 15940 -4,4

2018 30495 2,9 27997 4,0 1109 49,7 15908 -0,2

2019 30991 1,6 29175 0,6 874 -21,2 15773 -0,8

Половина установленных преступлений (17,4%) коррупционной направленности приходится на мелкое взяточничество. Это понятие было введено в редакции Уголовного кодекса от 2016 года. Согласно законодательству, в этот пункт включаются взятки меньше 10 тыс. руб. Максимальный срок наказания за мелкое взяточничество составляет два года лишения свободы. Однако если лицо, попавшее под ответственность по этому пункту УК, уже имело судимость по статьям коррупционной направленности, наказание может быть увеличено до четырех лет.

В Российской Федерации в 2019 г. число преступлений связанных с коммерческим подкупом составило 1294 преступлений или 4,2% преступлений коррупционной направленности, прирост числа преступлений за год составило 33,7%. Из них раскрыто 1016 преступлений (97,1%), не раскрыто 30 преступлений (2,9%). Прирост числа разрытых преступлений связанные со взяточничеством в 2019 г. составил 26,7%. Выявлено лиц совершивших преступление 563 человека.

В Российской Федерации в 2019 г. число преступлений связанных с коммерческим подкупом составило 1294 преступлений, из них 990 коммерческий подкуп и 304 мелкий коммерческий подкуп (рисунок 2).

Коммерческий подкуп подразумевает незаконную передачу денежных средств, материальных ценностей или/и имущественных услуг должностному лицу коммерческой или иной организации взамен на деяния или бездействие в интересах подкупающего в рамках должностных полномочий или в связи с оказываемым должностным влиянием. Также в понятие входит принятие обозначенных ценностей должностным лицом указанных организаций взамен на предоставление указанных услуг.

мелкий

Рисунок 2 - Структура зарегистрированных преступлений связанных с коммерческим подкупом в 2019 г в Российской Федерации

Структура преступлений связанных со взяточничеством в 2019 г. представлена на рисунке 3. В которой наибольшее число 5408 преступлений составляют мелкое взяточничество или 39%; 3988 - получение взятки или 29%; 3174 - дача взятки или 23%; 1297 - посредничество во взяточничестве или 9% от числа зарегистрированных преступлений.

мелкое получение

Рисунок 3 - Структура преступлений связанные со взяточничеством в 2019

г. в Российской Федерации

Сведенья о преступлениях, выявленных субъектами учета отражают, что 888 выявлено преступлений сотрудниками Следственного комитета Российской Федерации; 23684 - сотрудниками органов внутренних дел; 5-сотрудниками войск национальной гвардии; 76 - сотрудниками таможенных органов; 405 - сотрудниками органов исполнения наказаний; 3380 -сотрудниками органов Федеральной безопасности; 55 - сотрудниками ор-

ганов Федеральной службы судебных приставов; 1 - сотрудниками органов Государственного пожарного надзора; 2497 - сотрудниками органов прокуратуры (рисунок 4).

органов прокуратуры

органов Государственного пожарного надзора

органов Федеральной службы судебных приставов

органов Федеральной безопасности

сотрудниками органов исполнения наказаний

таможенных органов войск национальной гвардии

органов внутренних дел

Следственного комитета Российской Федерации

2497

1

55

405

76

5

888

3380

684

5000 10000 15000 20000 25000

0

Рисунок 4 - Сведенья о преступлениях, выявленных субъектами в 2019 г.

Российской Федерации [2]

Уровень раскрываемости зарегистрированных коррупционных правонарушений, например в 2019 г., составил 97,0% - показатель вполне удовлетворительный. Количество выявленных такого рода преступлений выросло - за год на 1,6%, а раскрытых - на 0,6%.

Можно предположить, что выявленные преступления представляют собой довольно незначительную часть всех преступлений, совершенных на территории нашего государства. Это подтверждается результатами независимого социологического исследования, опубликованного Всероссийской антикоррупционной общественной приемной «Чистые руки». В частности, по результатам борьбы с коррупцией за 2015-2016 гг. отмечается усиление влияния на правоохранительные и судебные органы представителей организованных преступных групп, в том числе сформированных по национальным и этническим признакам, а также представителей крупного бизнеса, государственных монополий. Целью руководства последних является обеспечение возможностей для беспрепятственного незаконного хищения капиталов из государственных монополий.

Стоит отметить, что по индексу восприятия коррупции, публикуемом международной антикоррупционной организацией Transparency International (TI), России в 2019 году заняла 137-ое место, набрав 28 баллов

из 100 возможных, за год поднялась на одну позицию выше. Вместе с Россией на этом же уровне оказались Доминиканская Республика, Кения, Либерия, Ливан, Мавритания, Папуа-Новая Гвинея, Парагвай и Уганда [5].

Таким образом, необходимо ужесточить ответственность за те коррупционные преступления, где данное усиление юридической ответственности позволит достичь цели уголовно-правовой политики. Применение уголовного наказания за коррупционное правонарушение должно обеспечить восстановление социальной справедливости, предупреждение совершения новых коррупционных преступлений и естественно, исправление осужденного. Пропаганда антикоррупционного поведения должна эффективно воздействовать на менталитет населения, сформировать абсолютно независимую судебную систему.

Список литературы

1 Зимин В.В. Проблемы борьбы с коррупционными преступлениями// Вестник Российского нового университета. Серия: Человек и общество. 2019. № 4. С. 123-129.

2 Состояние преступности в России: за январь-декабрь 2019 г.: стат. сборник. - М.: МВД РФ, ФКУ «Главный информационно-аналитический центр». - 66 с.

3 Зарегистрировано преступлений по ст. 285 - злоупотребление должностными полномочиями [Электронный ресурс] / Портал правовой статистики. - Режим доступа: http://gosvopros.ru/job/qualification/korruptsiya/ (дата обращения 01.06.2020).

4 Счетная палата выявила рост нарушений в госзакупках в 5 раз за 2 года [Электронный ресурс] // РБК. - Режим доступа: https://www.rbc.ru/econ omics/12/04/2019/5cb072fc9a79475d2c90d07b (дата обращения 01.06.2020).

5 Россия в Индексе восприятия коррупции-2019: 28 баллов и 137 место [Электронный ресурс] // Сайт автономной некоммерческая организация «Центр антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл - Р» («ТИ-Р»). - Режим доступа: https://transparency.org.ru/research/v-rossii/rossiya-v-indekse-vospriyatiya-korruptsii-2019-28-ballov-i-137-mesto.html (дата обращения 01.06.2020).

6 Емельянова О.В., Попова В.А. Анализ статистики коррупционных отношений в Российской Федерации// В сборнике: Актуальные проблемы развития хозяйствующих субъектов, территорий и систем регионального и муниципального управления Материалы ХШ международной научно-практической конференции. Под редакцией Ю.В. Вертаковой. 2018. С. 104-109.

Parkhomchuk Marina Anatolevna, associate professor Southwest state university, Kursk, Russia (e-mail: marinaanatollevna@yandex.ru) Emelyanova Olga Vladimirovna, associate professor Southwest state university, Kursk, Russia (e-mail: gladnews@yandex.ru) Atamuradov Odilbek, student Southwest state university, Kursk, Russia (e-mail:atamuradov.a@list.ru) CORRUPTION OFFENSES IN RUSSIA

Abstract. This article reveals the results of the analysis of statistics on corruption in Russia, highlights the characteristic trends in the development of indicators, and evaluates their structure.

Keywords: corruption, anti-corruption policy, anti-corruption, public service, public administration.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.