ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
DOI: https://doi. org/10.22263/2312-4156.2023.2.90
Корреляция эмпатических способностей и стрессоустойчивости студентов-меди ков
И.В. Городецкая, Н.Ю. Коневалова, Е.В. Ковалёва
Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет, г. Витебск, Республика Беларусь
Вестник ВГМУ. - 2023. - Том 22, №2. - С. 90-100.
Correlation of empathic abilities and stress resistance of medical students I.V. Gorodetskaya, N.Yu. Konevalova, E.V. Kovaleva
Vitebsk State Order of Peoples' Friendship Medical University, Vitebsk, Republic of Belarus Vestnik VGMU. 2023;22(2):90-100.
Резюме.
В результате определения эмпатических способностей (по методике В.В. Бойко) и стрессоустойчивости (по методике Ю.В. Щербатых) у 94 студентов лечебного факультета ВГМУ установлено, что указанные параметры коррелируют между собой и имеют гендерные различия: респонденты обоих полов обладают хорошо развитым рациональным каналом эмпатии, навыками, способствующими эмпатии, и проникающей способностью в эмпатии, однако девушки в дополнение к этому имеют более высокие характеристики эмоционального и интуитивного каналов эмпатии и идентификации в эмпатии. Вместе с тем, они проявляют большую стрессочувствительность. За период обучения в университете уровень эмпатии у девушек практически не изменяется, тогда как у юношей увеличивается. Чувствительность к стрессу несколько возрастает, особенно у юношей. Корреляция указанного показателя с эмпатическими способностями также более значительна у юношей, у которых обнаружена прямая корреляционная связь средней силы с установками, способствующими эмпатии, и сильная - с интуитивным каналом эмпатии. У девушек установлена корреляция только с проникающей способностью в эмпатии (прямая, средней силы). Вследствие этого корреляция суммарных показателей эмпатии и стрессочувствительности зарегистрирована только у юношей, при этом выражена она в сильной степени.
В свою очередь, суммарный показатель эмпатии у юношей сильно коррелирует с таким параметром стрессочув-ствительности, как повышенная реакция на обстоятельства, на которые нельзя повлиять. Со склонностью всё излишне усложнять и деструктивными способами преодоления стресса связь выявлена как у юношей, так и у девушек. В отличие от юношей у девушек проявляется очень сильная корреляция с показателем конструктивных способов борьбы со стрессом.
Полученные данные о связи эмпатических способностей и чувствительности к стрессу могут быть использованы в образовательном процессе в качестве обоснования необходимости повышения стрессоустойчивости будущих медиков и открытия её нового направления - формирования их способности к эмпатии.
Ключевые слова: эмпатия, устойчивость к стрессу, студенты-медики.
Abstract.
As a result of determining empathic abilities (according to the method of V.V Boyko) and stress resistance (according to the method of Yu.V Shcherbatykh), it was found in 94 students of the medical faculty of VSMU that these parameters correlate with each other and have gender differences: respondents of both sexes have a well-developed rational channel of empathy, empathy-enhancing skills, and empathy penetrating ability, however, girls in addition to this have higher characteristics of emotional and intuitive channels of empathy and empathy identification. At the same time, they demonstrate greater stress sensitivity. During the period of study at the university, the level of empathy in girls practically does not change, while in boys it increases. Sensitivity to stress somewhat increases, especially in young men. The correlation of this indicator with the empathic abilities of students is also more significant in young men, who have a direct correlation connection of medium strength with attitudes that promote empathy, and a strong one with the intuitive
channel of empathy. In girls, a correlation was established only with penetrating ability in empathy (direct, medium strength). As a result, the correlation of the total indicators of empathy and stress sensitivity was registered only in young men, and it was expressed to a great extent at that.
In its turn, the total indicator of empathy in young men strongly correlates with such parameter of stress sensitivity as an increased reaction to circumstances that cannot be influenced upon. With a tendency to unnecessarily complicate everything and destructive ways of overcoming stress, a connection was found in both boys and girls. Unlike boys, girls show a very strong correlation with the indicator of constructive ways to cope with stress.
The obtained data on the relationship between empathic abilities and sensitivity to stress can be used in the educational process as a justification for the need to increase the stress resistance of future doctors and to open its new direction - the formation of their ability to empathize.
Keywords: empathy, stress tolerance, medical students.
Введение
Эмпатические способности и резистентность к стрессу являются важными составляющими профессиональных компетенций будущего врача.
От специалиста требуется не только высокий профессионализм, но и определенные индивидуально-психологические качества, одним из которых является способность к эмпатии (сопереживанию) как к специфическому способу и форме социальной перцепции. В медицине эмпатией часто называют то, что в психологии называется «эмпатическим слушанием» - понимание эмоционального состояния другого человека и демонстрацию этого понимания. Эмпатия коррелирует с такими свойствами личности, как «склонность к общительности», «интеллект», «душевная мягкость», «эмоциональность», являясь по отношению к ним своеобразным интегральным показателем, позволяющим прогнозировать успешность взаимодействия в системе «врач - пациент» [1].
Деятельность медицинских работников связана с воздействием широкого спектра стресс-факторов. Профессиональный стресс - это особое функциональное состояние организма человека, вызванное выраженными нервно-эмоциональными нагрузками и характеризующееся нарушением функционирования регуляторных физиологических систем [2].
Имеются данные об особенностях стрессо-чувствительности и эмпатических способностей медицинских работников: общий уровень профессионального стресса у врачей - выраженный или высокий, что определяется напряженностью трудовых нагрузок, широким спектром задач разного уровня сложности и необходимостью тщательного контроля за их осуществлением [1].
Эмпатические способности медиков высо-
кие и зависят от специальности врача: терапевты более эмпатичны, чем хирурги [3].
Однако связь между эмпатическим потенциалом и уровнем стрессоустойчивости студентов-медиков не исследована.
В связи с этим цель нашего исследования -изучить эмпатические способности и чувствительность к стрессу студентов медицинского университета и оценить корреляцию между указанными параметрами.
Материал и методы
Было проанкетировано 94 студента лечебного факультета учреждения образования «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет» (по 18 человек с 1 и 6 курсов, по 13 человек со 2 и 5 курсов, 15 человек с 3 курса, 17 человек с 4 курса).
Эмпатические способности оценивали по методике В.В. Бойко [4]. Определяли величину параметров, характеризующих следующие каналы эмпатии: рациональный, эмоциональный, интуитивный, а также установок, способствующих эмпа-тии, проникающей способности в эмпатии, идентификации в эмпатии.
Оценки по каждой шкале могут варьировать от 0 до 6 баллов и отражают значимость конкретного параметра в структуре эмпатии.
Рассчитывали суммарный показатель эмпа-тии, который оценивали следующим образом: 30 баллов и выше - высокий уровень эмпатии, 29-22
- средний, 21-15 - заниженный, менее 14 баллов
- очень низкий.
Стрессочувствительность определяли по методике Ю.В. Щербатых [5]. Оценку проводили отдельно по 5 шкалам.
Первая шкала характеризует повышенную реакцию на обстоятельства, на которые нельзя по-
влиять (средние показатели - от 15 до 30 баллов).
Вторая шкала показывает склонность все излишне усложнять, что может приводить к стрессу (средние показатели - от 14 до 25 баллов).
Третья шкала отражает предрасположенность к психосоматическим заболеваниям (средние показатели - от 12 до 28 баллов).
Четвертая шкала характеризует деструктивные способы преодоления стресса (средние показатели - от 10 до 22 баллов).
Пятая шкала показывает конструктивные способы преодоления стресса (средние показатели - от 23 до 35 баллов).
Суммарное значение стрессочувствитель-ности оценивали следующим образом: менее 35 баллов - низкая чувствительность к стрессу, от 35 до 85 баллов - средняя, более 86 баллов - повышенная.
Статистическую обработку результатов проводили с помощью программы «STATISTICA 10.0» (StatSoft inc., STA999K347156-W). После первоначального определения характера распределения (Shapiro-Wilk's test) было установлено, что оно отличалось от нормального, поэтому корреляцию параметров, характеризующих эмпатию и стрессоустойчивость, определяли с использованием коэффициента корреляции Спирмена [6].
Оценку силы связи корреляции (г) проводили по шкале Эванса, предназначенной для психосоциальных исследований: до 0,19 - очень слабая, 0,20-0,39 - слабая, 0,40-0,59 - средняя, 0,60-0,79 - сильная, 0,80-1,0 - очень сильная [7].
Критическим уровнем значимости при проверке нулевой гипотезы был принят р<0,05.
Результаты
Уровень эмпатических способностей и стрессоустойчивости
Средний возраст принявших участие в анкетировании юношей составил 19,97 года, девушек - 19,94 года.
Суммарное значение уровня эмпатических способностей и величина каналов эмпатии представлены в таблице 1. Рациональный канал эмпа-тии характеризует направленность внимания, восприятия и мышления эмпатирующего на другого человека, на его состояние, проблемы, поведение. Среднее значение указанного канала эмпатии у юношей было равно 4,17 балла, у девушек - 4,73.
Как следует из данных, представленных на рисунке 1, у юношей не отмечено однонаправленного изменения указанного показателя за годы обучения, тогда как у девушек выявлен его рост ко 2 курсу (5,50 балла) с последующим его снижением к 6 курсу (4,04).
Для респондентов обоего пола на всех курсах отмеченные значения рационального канала эмпатии превышали среднюю возможную величину, характеризующую его.
Эмоциональный канал эмпатических способностей отражает возможность эмпатирую-щего входить в одну эмоциональную «волну» с окружающими - сопереживать, соучаствовать. Среднее значение данной шкалы у юношей было равно 3,32 балла, у девушек - 5,08.
У девушек всех курсов значения параметров указанного канала были выше среднего показателя шкалы, тогда как у юношей - только на некоторых
Таблица 1 - Показатели каналов эмпатических способностей и её суммарное значение
Курс Рациональный канал эмпатии Эмоциональный канал эмпатии Интуитивный канал эмпатии Установки, способствующие эмпатии Проникающая способность в эмпатии Идентификация в эмпатии Суммарный показатель эмпатии
муж. жен. муж. жен. муж. жен. муж. жен. муж. жен. муж. жен. муж. жен.
1 3,53 4,27 1,87 4,97 1,74 4,17 4,55 5,47 5,10 4,87 3,65 4,87 20,44 27,90
2 4,65 5,50 4,50 5,50 2,78 4,33 3,47 5,83 5,54 5,33 4,26 5,50 25,20 33,00
3 4,14 5,22 2,12 4,78 1,25 4,89 3,33 5,78 4,48 5,34 5,05 5,67 20,37 31,44
4 4,10 4,83 2,54 5,16 3,62 3,94 5,54 5,83 4,35 5,39 3,72 4,83 23,87 30,00
5 5,05 4,54 5,08 4,97 2,23 3,83 3,55 5,69 3,20 5,12 1,12 4,40 20,23 28,57
6 3,54 4,04 3,80 5,12 2,64 4,42 4,57 5,42 4,55 4,73 2,95 3,58 22,05 27,31
Средн. знач. 4,17 4,73 3,32 5,08 2,38 4,26 4,17 5,67 4,54 5,30 3,46 4,81 22,03 29,70
Рациональный канал эмпатии 5,5
Интуитивный канал эмпатии
Проникающая способность в эмпатии
5,54
5,1 4,87
5,34 5,39
7 6 5
о 4 ср
^ 3 2 1 0
35
30
25
20
р
у
15
10
5
0
Суммарный показатель эмпатии 33 31,44 30
28,57
Эмоциональный канал эмпатии 5,5
5,16
5,08 5,12 3,8
-мужч.
-женщ.
Установки, способствующие эмпатии 5,83 5,78 5,83 5,69
Идентификация в эмпатии
5,5 5,67
27,31 22,05
Рисунок 1 - Динамика показателей каналов эмпатических способностей и суммарного показателя эмпатии
курсах (2, 5, 6). У юношей отмечена тенденция к росту его значения в общей структуре эмпатии, особенно к концу обучения (1 курс - 1,87 балла, 6 курс - 3,80), тогда как у девушек такая закономерность не выявлена. Вместе с тем, у них показатели эмо-
ционального канала эмпатических способностей были выше, чем у юношей (исключение - 5 курс).
Интуитивный канал эмпатии свидетельствует о способности человека предвидеть поведение других людей, действовать в условиях нехватки
3,54
3,53
0
2
3
4
5
6
7
0
2
3
4
5
6
7
0
2
3
4
5
6
7
0
2
3
4
5
6
7
4
3
0
2
3
4
5
6
7
0
2
3
4
5
6
7
0
2
3
4
5
6
7
объективной информации о них, опираясь на собственный опыт. Среднее значение интуитивного канала эмпатических способностей у юношей было равно 2,38 балла, у девушек - 4,26.
У студенток всех курсов значения показателей данной шкалы превышали среднее значение. У юношей же указанный параметр был выше только на 4 курсе. То есть у девушек интуитивный канал эмпатии развит лучше, чем у юношей. Вместе с тем, у юношей выявлена тенденция к росту данного параметра за время обучения в университете (1 курс - 1,74 балла, 6 курс - 2,64).
Установки, способствующие эмпатии, облегчают действие всех эмпатических каналов. Эффективность эмпатии зависит от личных контактов, проявления заинтересованности к другой личности, способности переживать проблемы окружающих. Среднее значение указанного показателя у юношей составило 4,17 балла, у девушек - 5,67.
Отметим, что у респондентов обоего пола величина параметров указанного канала была выше среднего значения. При этом у девушек она отличалась от него на приблизительно одинаковую величину, тогда как у юношей эта разница зависела от года обучения.
Следовательно, для опрошенных нами студентов обоего пола характерен высокий показатель шкалы установок, способствующих эмпа-тии, однако он все же выше у студенток. Ни у юношей, ни у девушек не выявлено существенного изменения функционирования данного канала на протяжении обучения.
Проникающая способность в эмпатии является важным коммуникативным свойством человека, позволяющим создать атмосферу открытости, доверительности. Среднее значение показателя у юношей составило 4,54 балла, у девушек - 5,30.
У студентов обоего пола показатель указанной шкалы был выше среднего значения, у девушек - в равной степени на разных курсах, у юношей - в различной.
У последних отмечается тенденция к постепенной убыли данного показателя к 6 курсу. У студенток его изменения в период обучения не обнаружено.
Таким образом, и юноши, и особенно девушки имеют значения проникающей способности в эмпатии выше среднего.
Идентификация - это умение понять другого человека на основе сопереживания, поставить себя на его место. В основе лежат подвижность
и гибкость эмоций. Средняя величина указанной шкалы у юношей была равна 3,46 балла, у девушек - 4,81.
У девушек всех курсов значения шкалы идентификации в эмпатии были выше среднего показателя, тогда как у юношей на старших курсах (5 и 6) они были незначительно ниже.
У студентов обоего пола отмечена тенденция к росту данного параметра к 3 курсу (юноши -5,05 балла, девушки - 5,67) с его последующим убыванием.
Средняя величина суммарного показателя эмпатических способностей у юношей составила 22,03 балла, у девушек - 29,70. У юношей 1, 3 и
5 курсов обнаружен низкий уровень эмпатии, на других курсах - средний, тогда как у девушек-ре-спонденток 2-4 курсов указанный параметр был высокий, а у перво- и старшекурсниц - средний.
Таким образом, эмпатические способности юношей-студентов ниже, чем девушек-студенток, которые проявили только высокий и средний уровни суммарной эмпатии в соотношении 1:1.
Значение суммарного показателя чувствительности к стрессу и параметров, вносящих вклад в его формирование, представлены в таблице 2.
Среднее значение шкалы повышенной реакции на обстоятельства, на которые нельзя повлиять, у юношей было равно 26,22 балла, у девушек - 27,53 балла.
Выше средних значений (15-30 баллов) данный показатель оказался у студентов 4 курса обоего пола.
Следовательно, интенсивность реакции на воздействие внешних стимулов у подавляющего большинства опрошенных нами студентов находится в нормальном диапазоне. У девушек имеется тенденция к росту указанного параметра за период обучения в университете (1 курс - 24,60 балла, 6 курс - 28,86), тогда как у юношей таковая отсутствует (рис. 2).
Средняя величина показателя склонности все излишне усложнять у юношей была равна 25,32 балла, у девушек - 26,01.
Выше средних значений (14-25 баллов) указанный параметр оказался у студентов 4 и 6 курсов обоего пола.
Следовательно, девушки-студентки имеют большую склонность все излишне усложнять. В процессе обучения существует тенденция к росту данного показателя (юноши: 1 курс - 21,15 балла,
6 курс - 27,90; девушки: 1 курс - 26,30 балла, 6
Таблица 2 - Суммарный показатель стрессочувствительности и характеристика шкал, формирую-
щих его
Курс Повышенная реакция на обстоятельства, на которые мы не можем повлиять Склонность всё излишне усложнять Предрасположенность к психосоматическим заболеваниям Деструктивные способы преодоления стресса Конструктивные способы преодоления стресса Стрессо-чувствительность
муж. жен. муж. жен. муж. жен. муж. жен. муж. жен. муж. жен.
1 29,01 24,60 21,15 26,30 17,65 22,10 15,20 17,70 29,74 32,50 47,50 75,20
2 25,68 26,33 25,40 22,00 19,85 20,83 19,45 19,83 29,25 35,33 87,25 70,33
3 23,89 25,67 22,94 25,01 19,27 21,44 12,30 19,67 32,92 35,89 67,73 87,00
4 32,53 31,33 35,27 29,44 14,80 26,00 17,13 15,44 30,24 35,33 105,24 89,11
5 17,85 28,42 19,26 25,29 17,74 19,43 13,20 18,00 28,14 34,29 30,26 76,86
6 28,37 28,85 27,90 28,00 20,13 21,31 19,80 17,54 29,85 32,46 88,35 84,77
Средн. знач. 26,22 27,53 25,32 26,01 18,24 21,85 16,18 18,03 30,02 34,30 71,06 80,55
курс - 28,00) с максимальным его значением на 4 курсе (юноши - 35,27 балла, девушки - 29,44).
Средняя величина показателя предрасположенности к психосоматическим заболеваниям у юношей составила 18,24 балла, у девушек - 21,85.
За пределы средних значений (12-28 баллов) данный показатель не вышел ни у одного из опрошенных нами студентов. Однако у девушек на всех курсах он был выше, чем у юношей.
Следовательно, опрошенные нами студентки более склонны к возникновению соматических заболеваний на фоне стресса, чем студенты. Тенденция к росту указанного параметра во время учебы отмечается только у юношей (1 курс -17,65 балла, 6 курс - 20,13) с минимальным значением на 4 курсе (14,80). У девушек такая закономерность отсутствует, а на 4 курсе, напротив, зарегистрировано максимальное значение риска появления соматической патологии стрессорного генеза - 26,00 баллов.
Средняя величина шкалы предрасположенности к деструктивным способам преодоления стресса у юношей была равна 16,18 балла, у девушек - 18,03.
При анализе гендерных различий величины указанного показателя оказалось, что он выше у девушек (1-3 и 5 курсы).
Следует подчеркнуть, что ни у одного из респондентов не зафиксировано частое прибегание к деструктивным путям борьбы со стрессом.
Следовательно, студенты, принявшие участие в анкетировании, не прибегают к разруши-
тельным способам преодоления стресса, однако девушки-студентки все-таки чаще обращаются к различным вариантам снятия стресса, даже к деструктивным. У юношей имеется тенденция к росту показателей указанной шкалы (1 курс -15,20 балла, 6 курс - 19,80). У девушек такой закономерности не отмечено.
Среднее значение индекса наклонности к использованию конструктивных способов преодоления стресса у юношей составило 30,02 балла, у девушек - 34,30.
Отметим, что данный показатель находился в границах средних значений (23-35 баллов) у всех юношей-респондентов, а у девушек - превышал их на 2-4 курсах. Кроме того, у опрошенных девушек-студенток на всех курсах указанный параметр выше, чем у юношей.
Таким образом, девушки, по полученным нами результатам, чаще используют конструктивные способы преодоления стрессов. Как у юношей, так и у девушек существует тенденция к росту указанного показателя к 3 курсу (32,92 и 35,89 балла, соответственно) с последующим его снижением к 6 курсу (29,85 и 32,46 балла).
Средний показатель стрессочувствительности у юношей составил 71,06 балла, у девушек - 80,55.
Более низкая резистентность к стрессу отмечена у юношей 2, 4 и 6 курсов. При этом, если на 2 и 6 курсах величина указанного показателя ненамного превышает норму (на 2,25 и 3,35 балла), то на 4 курсе - существенно (на 20,24 балла). Наиболее устойчивыми к стрессу оказались юноши 5 курса.
Повышенная реакция на обстоятельства, на которые мы не можем повлиять 32,53
24,6 ОС пп Л 28 42 28,85
Предрасположенность к психосоматическим заболеваниям
25 22 ,1 20 83 21,
20 1=1 1=--
Курс 15 « -17 >- 65 19, 85 19,
27 14 ,8
Склонность всё излишне усложнять 35,27
26,3 25,4 25,01 21,15 22 22,94
28 27,9
мужч. женщ.
Деструктивные способы преодоления стресса
19,8
мужч. женщ.
40
35 32,5
30
25 29 74
20
15
10
5
0
Конструктивные способы преодоления стресса
35,33 35,89 35,33
120 100 80 ? 60 40 20 0
Стрессочувствительность 105,24
Рисунок 2 - Динамика показателей шкал, формирующих стрессочувствительность, и её суммарный показатель
0
2
3
4
5
6
7
0
2
3
4
5
6
7
0
2
3
4
5
6
7
0
2
3
4
5
6
7
0
2
3
4
5
6
7
0
2
3
4
5
6
7
У девушек незначительное повышение данного параметра зафиксировано только на 3 и 4 курсах (на 2,00 и 4,11 балла). Более резистентны к стрессу оказались студентки 2 курса (70,33 балла).
Следовательно, большинство опрошенных нами студентов обладают нормальным уровнем устойчивости к стрессу. В то же время как у девушек, так и, особенно, у юношей выявлена тенденция к росту суммарного показателя стрес-сочувствительности за время обучения (юноши: 1 курс - 47,50 балла, 6 курс - 88,35; девушки: 1 курс - 75,20 балла, 6 курс - 84,77).
Корреляционная связь эмпатии и стрессо-устойчивости
При сопоставлении параметров, характеризующих уровень эмпатических способностей опрошенных нами студентов, с одной стороны, и
стрессочувствительность - с другой, были получены следующие результаты.
Как следует из таблицы 3, наибольшее количество достоверных корреляционных связей между чувствительностью к стрессу и различными каналами эмпатии было выявлено у юношей: с интуитивным каналом эмпатии (сильная, г=0,71, р<0,05), с установками, способствующими эмпатии (средняя, г=0,54, р<0,05). У девушек же корреляционная связь чувствительности к стрессу была обнаружена только с проникающей способностью в эмпатии (средняя, г=0,49, р<0,05). Прямой характер корреляции указывает на то, что чем более выражены эти каналы, тем выше чувствительность к стрессу, т.е. ниже стрессоре-зистентность.
Ни у юношей, ни у девушек не выявлена корреляция между стрессочувствительностью и та-
кими шкалами эмпатии, как рациональный и эмоциональный каналы, идентификация в эмпатии.
Как следует из данных, представленных в таблице 4, количество достоверных корреляционных связей между суммарным показателем эмпатии и различными шкалами, определяющими стрессочувствительность, было равным у девушек и юношей. У девушек отмечены прямые корреляции и с конструктивными способами борьбы со стрессом (очень сильная, г=0,90, р<0,05), и с деструктивными (сильная, г=0,66, р<0,05), и обратная связь со склонностью всё излишне усложнять (сильная, г=-0,66, р<0,05). У юношей выявлены прямые и сильные корреляции с повышенной реакцией на обстоятельства, на которые мы не можем повлиять (г=0,60, р<0,05), со склонностью всё излишне усложнять (г=0,77, р<0,05) и с деструктивными способами борьбы со стрессом (г=0,77, р<0,05). Это свидетельствует о том, что чем больше суммарный показатель эмпатических способностей у юношей, тем выраженнее они реагируют на обстоятельства, на которые не могут повлиять,
чрезмерно усложняют бытовые ситуации и чаще используют деструктивные методы борьбы со стрессом. Прямая корреляция с конструктивными и деструктивными методами преодоления стресса у девушек демонстрирует, что чем выше суммарный показатель эмпатии, тем более выражено представительство названных каналов; обратная корреляционая связь со склонностью всё излишне усложнять указывает на то, что чем больше эм-патия, тем меньше выраженность данной шкалы стрессочувствительности.
Следует отметить, что ни у юношей, ни у девушек не выявлена корреляция между суммарным показателем эмпатии и предрасположенностью к психосоматическим заболеваниям. Кроме этого, у девушек не отмечено взаимосвязи с повышенной реакцией на обстоятельства, на которые нельзя повлиять, а у юношей с конструктивными способами борьбы со стрессом.
В результате отмеченных тенденций корреляция между суммарными показателями эмпатии и стрессочувствительности существовала только
Таблица 3 - Показатели корреляционной связи стрессочувствительности и шкал эмпатии у респондентов
Рациональный канал Эмоциональный канал Интуитивный канал Установки, способствующие эмпатии Проникающая способность в эмпатии Идентификация в эмпатии
муж. жен. муж. жен. муж. жен. муж. жен. муж. жен. муж. жен.
Стрессочувстви-тельность -0,31 -0,09 -0,09 -0,23 0,71 0,09 0,54 0,12 0,14 0,49 0,31 -0,14
Повышенная реакция на обстоятельства, на которые мы не можем повлиять Склонность всё излишне усложнять Предрасположенность к психосоматическим заболеваниям Деструктивные способы борьбы со стрессом Конструктивные способы борьбы со стрессом Суммарный показатель эмпатии
муж. жен. муж. жен. муж. жен. муж. жен. муж. жен. муж. жен.
Суммарный показатель эмпатии 0,60 -0,14 0,77 -0,66 0,14 -0,09 0,77 0,66 0,09 0,90 0,77 -0,09
Таблица 4 - Величина коэффициента корреляции между суммарным показателем эмпатии и параметрами, формирующими стрессочувствительность
у юношей, при этом она была прямой и сильно выраженной (г=0,77, р<0,05).
Несмотря на отсутствие такой связи у девушек, у них обнаружена связь большей части шкал (3 из 5), определяющих стрессочувстви-тельность, с суммарным показателем эмпатии, а именно отражающих разные способы преодоления стресса (конструктивные и деструктивные), и предрасположенность излишне серьезно относиться к различным ситуациям.
Следовательно, чем эмпатичнее студенты, тем ниже у них устойчивость к стрессу.
Обсуждение
Итак, нами выявлены качественные различия эмпатии и стрессочувствительности по составляющим их компонентам как у юношей, так и девушек, т.е. доказано, что способность сопротивляться стрессу и психосоциальное поведение студентов медицинского университета имеют гендерные различия.
В целом, полученные нами данные свидетельствуют о том, что выраженность реакции на воздействие стресс-факторов у подавляющего большинства студентов нашего университета находится в нормальном диапазоне. Однако имеются работы, показывающие её изменение в зависимости от профиля учреждения образования: у студентов, обучающихся на спортивных факультетах различных университетов (опрошено 100 респондентов, применена шкала Ю.В. Щербатых). Повышенную реакцию на обстоятельства, на которые невозможно повлиять, авторы исследования связывают с тем, что будущие спортсмены регулярно испытывают сильные физические и психологические нагрузки [8].
В нашем исследовании отмечено увеличение стрессочувствительности по мере обучения в университете у девушек-студенток, тогда как у юношей она не изменяется.
Девушки чаще, чем юноши, излишне серьезно относятся к различным ситуациям. Это соответствует результатам исследования, проведенного с использованием шкалы, примененной и в нашей работе, среди 25 мужчин и 25 женщин в возрасте от 23 до 35 лет, являющихся сотрудниками рекрутинговой компании, показывающим, что женщины имеют большую склонность усложнять различные проблемные ситуации [9]. В нашем исследовании установлено, что значение указанного параметра растет на протяжении обучения.
Полученные результаты также свидетельствуют о том, что студентки имеют больший риск возникновения психосоматических заболеваний, что, возможно, связано с тем фактом, что женщины примерно в 2 раза чаще страдают тревожными расстройствами, в стрессовых ситуациях более склонны к интрапунитивному поведению (форма реакции, характеризующаяся аутоагрессией: обвинением в неудачах самого себя, появлением чувства вины), что приводит к срыву адаптационных механизмов, лежащему в основе появления соматической патологии [10]. Следует отметить, что у опрошенных студенток величина данного параметра на всех курсах сохраняла приблизительно одинаковое значение, тогда как у юношей регистрировался рост его величины.
Опрошенные нами студенты практически не применяют деструктивные методы преодоления стресса. Девушки чаще, чем юноши, обращаются к различным способам снятия стресса, даже к негативным. Однако имеются исследования, выполненные с участием людей более старшего возраста, показывающие, что оба метода чаще используют мужчины [9]. Это означает, что помимо гендерных различий, способ разрешения стрессовых ситуаций имеет и возрастные особенности.
Отметим, что тенденция к росту шкал, характеризующих деструктивные и конструктивные методы преодоления стресса, в зависимости от года обучения регистрируется только у юношей, тогда как девушки по мере продолжения обучения применяют только конструктивные способы борьбы со стрессом.
Большая часть опрошенных нами студентов имеет удовлетворительный уровень стрессоре-зистентности, однако девушки обладают более высокой чувствительностью к стрессу, чем юноши. По данным опроса 140 студентов всех курсов и ординаторов Медицинской академии им. С.И. Георгиевского (использовалась авторская методика И.А. Усатова «Тест на определение уровня стрессоустойчивости личности»), также было установлено, что для них в большинстве случаев характерен средний уровень стрессоустойчи-вости, при этом более резистентными к стрессу оказались юноши, у которых чаще встречался уровень устойчивости к стрессу выше среднего и в отличие от девушек наблюдался высокий уровень [11].
Также отметим, что у юношей вариация указанного показателя весьма существенна, тогда как у девушек он изменятся менее значительно.
По нашему мнению, это говорит о том, что юноши более чувствительны к изменениям учебной среды.
Чаще всего наиболее высокие показатели шкал, формирующих стрессочувствительность,
- повышенная реакция на обстоятельства, на которые мы не можем повлиять, склонность всё излишне усложнять - регистрировались у студентов 4 курса обоего пола, шкалы предрасположенности к психосоматическим заболеваниям
- только у девушек. В соответствии с этим и суммарный показатель чувствительности к стрессу оказался наибольшим у студентов 4 курса (юноши - 105,24 балла, девушки - 89,11). По нашему мнению, такие результаты могут быть связаны с тем, что студенты данного курса полностью переходят на обучение на клинических базах, система занятий становится цикловой, студенты чаще контактируют с пациентами.
При сопоставлении динамики параметров каналов, характеризующих стрессочувствитель-ность, и суммарного показателя резистентности к стрессу оказалось, что у студентов 1 курса были наиболее выражены такие параметры, как повышенная реакция на обстоятельства, на которые нельзя повлиять, применение конструктивных способов борьбы со стрессом. Аналогичная ситуация прослеживается среди студентов 6 курса. Вызывает тревогу тот факт, что у юношей увеличивается склонность к разрешению стрессовых ситуаций деструктивными методами (рост показателя с 15,20 балла до 19,80).
Для респондентов обоего пола отмечается хорошее развитие рационального канала эмпа-тии, навыков, способствующих эмпатии, и проникающей способности в эмпатии. Опрошенные нами студентки по всем каналам эмпатических способностей имеют более высокие значения, чем юноши, при этом наибольшая разница отмечается по эмоциональному и интуитивному каналам эмпатии, а также идентификации в эм-патии. Наши результаты соответствуют данным исследования, проведенного в ГОУ ВПО «Донецкий педагогический институт» среди 44 респондентов (22 мужского пола и 22 женского) с использованием методики В.В. Бойко, свидетельствующим о том, что женщины имеют большую выраженность всех шкал эмпатии [12].
Следует отметить, что у девушек величины различных каналов эмпатии, как и её суммарный уровень, подвержены незначительным колебаниям. У юношей же регистрируется рост эмоцио-
нального и интуитивного каналов эмпатии и суммарного показателя эмпатических способностей, тогда как показатели проникающей способности в эмпатии и установок, способствующих эмпатии, ухудшаются.
Выявлена прямая сильная корреляционная связь между суммарным показателем эмпатиче-ских способностей и стрессочувствительностью у студентов-юношей, что говорит о том, что чем эмпатичнее юноши, тем ниже у них сопротивляемость стрессу.
У студенток выявлена корреляция не всех, но большей части шкал, определяющих восприимчивость к стрессу, с суммарным показателем эм-патии, а именно характеризующих применение разных методов борьбы со стрессом (конструктивные и деструктивные), склонность излишне серьезно относиться к различным ситуациям.
Заключение
Таким образом, нами собран фактический материал, позволяющий сделать заключение о том, что стрессоустойчивость студентов медицинского университета несколько снижается за годы обучения. Эмпатические способности коррелируют с чувствительностью к стрессу и отдельными показателями, формирующими её. Параметры, отражающие эмпатию и резистентность к стрессу, имеют гендерные различия.
Литература
1. Стойка, Г. Л. Эмпатия в профессиональной врачебной деятельности / Г. Л. Стойка // Высшее образование и социальная компетенция студентов : материалы конф., 25 янв. 2012 г. Минск : БГМУ, 2012. С. 56-59.
2. Шадрина, А. Ю. Стресс и стрессоустойчивость медицинских работников / А. Ю. Шадрина, Н. Г. Иванова // CHRONOS. 2019. № 7. С. 25-28.
3. Богачева, О. Ю. Эмпирическое исследование проблемы влияния эмпатии на деятельность врачей (на примере врачей-терапевтов и врачей-хирургов) / О. Ю. Богачева // Психология и психотехника. 2013. № 2. С. 196-202.
4. Бойко, В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других / В. В. Бойко. Москва : Информ.-изд. дом «Фи-линъ», 1996. 470 с.
5. Щербатых, Ю. В. Психология стресса : популяр. энцикл. / Ю. В. Щербатых. Москва : Эксмо, 2006. 301 с.
6. Реброва, О. Ю. Статистический анализ медицинских данных. Применение пакета прикладных программ STAT1ST1CA / О. Ю. Реброва. Москва : Медиа Сфера, 2002. 312 с.
7. Сила связи. Сообщение 2. Градации величины корреляции / А. Н. Котеров [и др] // Мед. радиология и радиац. безопасность. 2019. Т. 64, № 6. С. 12-24.
10.
Плеханова, Н. П. Стрессоустойчивость студентов спортивных специальностей университета / Н. П. Плеханова, В. Д. Повзун // Состояние здоровья: медицинские, социальные и психолого-педагогические аспекты : материалы VIII Междунар. науч.-практ. интернет-конф., Чита, 13-17 февр. 2017 г Чита : ЗабГУ, 2017. С. 448-456. Михальчи, Е. В. Применение трансактного анализа для профилактики и диагностики профессиональных стрессов у персонала организаций / Е. В. Михальчи // Балк. науч. обозрение. 2019. Т. 3, № 3. С. 50-53. Мартынихин, И. А. Эпидемиология, особенности и специфические факторы риска расстройств депрессивного и тревожного спектра у женщин / И. А. Мартынихин // Женское психическое здоровье. От истерии к гендерно-сенси-
тивному подходу / под общ. ред. Н. Г. Незнанова, авт.-сост. А. В. Васильева, Т. А. Караваева. Санкт-Петербург : Алеф-Пресс, 2018. С. 208-222.
11. Полторак, М. С. Оценка уровня стрессоустойчивости у студентов медицинского вуза / М. С. Полторак, В. Л. Гром, Е. В. Сарчук // Juvenis Stimtia. 2019. № 4. С. 4-7.
12. Данилевич, И. Н. Особенности проявления эмпатии в зависимости от половой принадлежности : курсовая работа [Электронный ресурс] / И. Н. Данилевич. Режим доступа: https://infourok.ru/kursovaya-rabota-na-temu-osobennosti-proyavlemya-empatii-v-zavisimosti-ot-polovoy-prinadlezhnosti-3524243.html?ysclid=lg2hsmv1 6q865084578. Дата доступа: 06.04.2023.
Поступила 01.03.2023 г.
Принята в печать 17.04.2023 г.
References
Stoyka GL. Empathy in professional medical practice. V: Vysshee obrazovanie i sotsial'naya kompetentsiya studentov: materialy konf, 25 yanv 2012 g. Minsk, RB: BGMU; 2012. P. 56-9. (In Russ.)
Shadrina AYu, Ivanova NG. Stress and stress tolerance of medical workers. CHRONOS. 2019;(7):25-8. (In Russ.) Bogacheva OYu. Empirical study of the influence of empathy on the work of physicians (on the example of general practitioners and surgeons). Psikhologiya Psikhotekhnika. 2013;(2):196-202. (In Russ.)
Boyko VV The Energy of Emotions in Communication: A Look at Myself and Others. Moscow, RF: Inform-izd dom Filin; 1996. 470 p. (In Russ.)
Shcherbatykh YuV. The psychology of stress: populyar entsikl.
Moscow, RF: Eksmo, 2006. 301 p. (In Russ.)
Rebrova OYu. Statistical analysis of medical data. Application
of the STATISTICA application software package. Moscow,
RF: Media Sfera; 2002. 312 p. (In Russ.)
Koterov AN, Ushenkova LN, Zubenkova ES, Kalinina
MV, Biryukov AP, Lastochkina EM, i dr. The power of
communication. Message 2. Gradations of the correlation
value. Med Radiologiya Radiats Bezopasnost'. 2019;64(6):12-
24. (In Russ.)
8. Plekhanova NP, Povzun VD. Stress tolerance of university sports students. V: Sostoyanie zdorov'ya: meditsinskie, sotsial'nye i psikhologo-pedagogicheskie aspekty: materialy VIII Mezhdunar nauch-prakt internet-konf, Chita, 13-17 fevr 2017 g. Chita, RF: ZabGU, 2017. P. 448-56. (In Russ.)
9. Mikhalchi EV Application of transactional analysis for prevention and diagnostics of professional stress in personnel of organizations. Balk Nauch Obozrenie. 2019;3(3):50-3. (In Russ.)
10. Martynikhin IA. Epidemiology, features, and specific risk factors for depressive and anxiety spectrum disorders in women. V: Neznanov NG, red; Vasil'eva AV, Karavaeva TA, avt-sost. Zhenskoe psikhicheskoe zdorov'e. Ot isterii k genderno-sensitivnomu podkhodu. St. Petersburg, RF: Alef-Press; 2018. P. 208-22. (In Russ.)
11. Poltorak MS, Grom VL, Sarchuk EV. Assessment of stress tolerance among medical students. Juvenis Scientia. 2019;(4):4-7. (In Russ.)
12. Danilevich IN. Peculiarities of manifestation of empathy depending on gender: kursovaya rabota. Rezhim dostupa: https://infourok.ru/kursovaya-rabota-na-temu-osobennosti-proyavleniya-empatii-v-zavisimosti-ot-polovoy-prinadlezhnosti-3524243.html?ysclid=lg2hsmv1 6q865084578. Data dostupa: 06.04.2023. (In Russ.)
Submitted 01.03.2023 Accepted 17.04.2023
Сведения об авторах:
И.В. Городецкая - д.м.н., профессор кафедры нормальной физиологии, Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет, https://orcid.org/0000-0002-7388-4244, e-mail: [email protected] - Городецкая Ирина Владимировна;
Н.Ю. Коневалова -д.б.н., профессор кафедры общей и клинической биохимии с курсом ФПК и ПК, проректор по учебной работе, Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет; Е.В. Ковалёва - студент 5 курса лечебного факультета, Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет.
Information about authors:
I.V. Gorodetskaya - Doctor of Medical Sciences, professor of the Chair of Normal Physiology, Vitebsk State Order of Peoples' Friendship Medical University, https://orcid.org/0000-0002-7388-4244, e-mail: [email protected] - Iryna V Gorodetskaya;
N.Yu. Konevalova - Doctor of Biological Sciences, professor, Vice-Rector for Academic Affairs, Vitebsk State Order of Peoples' Friendship Medical University;
E.V. Kovaleva - the fifth-year medical student, Vitebsk State Order of Peoples' Friendship Medical University.
8
9
1
2
3
4
5
6
7