Научная статья на тему 'КОРРЕКТУРНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ'

КОРРЕКТУРНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
487
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ЗОРКОСТЬ / УЧАЩИЕСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / КОРРЕКТУРНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ / SPELLING VIGILANCE / PRIMARY SCHOOL STUDENTS / TEACHING METHODS / PROOFREADING EXERCISES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хоменко Елена Викторовна, Дунаева Мария Андреевна

В статье обосновывается важность развития у школьников орфографической зоркости, уточняется сущность терминологического сочетания «орфографическая зоркость», раскрывается роль корректурных упражнений в системе орфографической работы в основной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хоменко Елена Викторовна, Дунаева Мария Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROOFREADING EXERCISES AS A MEANS OF DEVELOPING SPELLING VIGILANCE IN PRIMARY SCHOOL STUDENTS

The article substantiates the importance of the development of spelling vigilance in schoolchildren, clarifies the essence of the terminological combination “spelling vigilance”, reveals the role of proofreading exercises in the system of spelling work in the primary school.

Текст научной работы на тему «КОРРЕКТУРНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ»

372.881.161.1

Хоменко Елена Викторовна

Кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры

«Русский язык и русская литература», Гуманитарно-педагогический институт, ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет»; Российская Федерация, Севастополь, e-mail: nikita1390@ya.ru

Дунаева Мария Андреевна

Студентка направления подготовки «Филология», Гуманитарно-педагогический институт, ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет»; Российская Федерация, Севастополь, e-mail: mariya17_00@mail.ru

КОРРЕКТУРНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОЙ

ШКОЛЫ

В статье обосновывается важность развития у школьников орфографической зоркости, уточняется сущность терминологического сочетания «орфографическая зоркость», раскрывается роль корректурных упражнений в системе орфографической работы в основной школе.

Ключевые слова: орфографическая зоркость, учащиеся основной школы, методы обучения, корректурные упражнения.

Elena V. Khomenko

PhD is Philology science, Associated Professor of Department of Russian language and Russian literature, Humanitarian and Pedagogical Institute, Sevastopol State University; Russian Federation, Sevastopol

Maria А. Dunaeva

Student,

Humanitarian and Pedagogical Institute, Sevastopol State University; Russian Federation, Sevastopol

PROOFREADING EXERCISES AS A MEANS OF DEVELOPING SPELLING VIGILANCE IN PRIMARY SCHOOL STUDENTS

Abstract. The article substantiates the importance of the development of spelling vigilance in schoolchildren, clarifies the essence of the terminological combination "spelling vigilance", reveals the role of proofreading exercises in the system of spelling work in the primary school.

Key words: spelling vigilance, primary school students, teaching methods, proofreading exercises.

Для цитирования:

Хоменко Е.В, Дунаева М. А. Корректурные упражнения как средство развития орфографической зоркости у обучающихся основной школы // Гуманитарная парадигма. 2020. № 1 (12). С. 100-107.

Развитие у школьников орфографической зоркости - одна из главных задач обучения русскому языку в основной школе, поскольку умение обнаруживать орфограммы выступает базовым орфографическим умением, первейшим этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма, которое позволяет школьникам точно и ясно выражать свои мысли в письменной форме, обеспечивает взаимопонимание людей в письменном общении.

Терминологическое сочетание «орфографическая зоркость» в методической литературе трактуется неоднозначно. Мы под указанной дефиницией понимаем способность мгновенно находить в письменном тексте те места в словах, где при едином произношении возможен выбор написания, а также умение находить и исправлять орфографические ошибки. Изучению дидактических основ развития орфографической зоркости школьников посвящены исследования Н. Н. Алгазиной, О. С. Арямовой, В. Я. Булохова, Н. С. Вашуленко, А. И. Власенкова, И. Ф. Гудзик, В. И. Ковалева, А. П. Коваль, Е. В. Малыхиной, М. М. Разумовской, Н. С. Рождественского, М. С. Соловейчик, Л. А. Фроловой, О. О. Харченко и др. Однако, несмотря на многочисленные исследования, проблема развития прочных орфографических навыков учащихся остаётся одной из актуальных в современной лингводидактике. Об этом свидетельствует общее состояние грамотности выпускников основной школы. В связи с этим возникает необходимость поиска наиболее эффективных средств,

101

с помощью которых можно было бы обеспечить достаточную орфографическую грамотность учащихся и создать надёжные предпосылки для упрочения приобретённых орфографических навыков в школе. Одним из таких средств, с нашей точки зрения, являются корректурные упражнения - упражнения, основанные на поиске и исправлении намеренно сделанных ошибок. Раскрытию роли корректурных упражнений в системе работы по развитию орфографической зоркости у учащихся основной школы и посвящена данная статья.

Отметим, что не все методисты считают допустимым использовать названные упражнения в учебном процессе. Свою позицию они обосновывают тем, что ошибочный облик слова может запомниться школьникам. Мы разделяем точку зрения тех учёных (Д. Н. Богоявленского [1], А. Г. Вишнепольской [2], Л. Г. Вишняковой [3], Г. М. Дьяченко [4], Т. В. Корешковой [5], С. И. Миропольского [6], М. В. Ушакова [7]), которые считают, что корректурные упражнения обладают широким обучающим и развивающим потенциалом в работе по развитию у школьников орфографической зоркости. Однако для реализации этого потенциала, на наш взгляд, важно соблюдать два основных условия:

1) прочное и осознанное усвоение учащимися сущности того или иного орфографического правила;

2) закрепление на практике навыка грамотного написания той или иной орфограммы.

Иными словами, до тех пор, пока школьники не научатся быстро и безошибочно писать слова на изученную орфограмму, им нельзя предлагать корректурные упражнения. Покажем, как может быть организована работа по развитию орфографической зоркости у учащихся 5 класса посредством корректурных упражнений по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных».

На первом этапе учащиеся с помощью алгоритмов усваивают сущность орфографического правила и отрабатывают правописные навыки.

Алгоритм «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных».

1. Поставь имя существительное в начальную форму (И. п., ед. ч.).

102

2. Посмотри, относится ли оно к именам существительным на -мя, -ия, -ий, -ие или к 3-му склонению:

а) да ^ и;

б) нет ^ тогда

3. Посмотри, не является ли оно именем существительным 2-го склонения:

а) да ^ е;

б) нет ^ значит, это имя существительное 1-го склонения; тогда

4. Посмотри, не стоит ли оно в Р. п.:

а) да ^ и;

б) нет ^ е.

Образец применения алгоритма: поговорить о погод... .

1. Ставим имя существительное (о) погоде в начальную форму: (что?) погода.

2. Смотрим, является ли оно именем существительным на -мя -нет; на -ия, -ий, -ие - нет; 3-го склонения - нет.

3. Тогда смотрим, является ли оно именем существительным 2-го склонения - нет.

4. Значит, это имя существительное 1-го склонения. Тогда проверим, стоит ли оно в Р. п. (поговорим (о чём?) о погод.) - нет. Поэтому пишем -е: поговорим о погоде.

После знакомства с алгоритмом учащимся даётся время, чтобы выучить его и рассказать соседу по парте. Затем школьники доказывают при помощи алгоритма правильность написания окончаний в следующих именах существительных:

В пламени, на плети, в сторожке, о колесе, в чаще, о здании, на демонстрации, в здании, на полосе.

Далее учащимся предлагается списать словосочетания, вставляя пропущенные буквы в окончаниях. При объяснении они должны рассуждать по алгоритму вслух:

Стоять у знамен..., ошибка в адрес..., в дружеской бесед..., рассказать о геро..., лежать в кроват..., салат из морков..., прочесть о растени..., напишу в сочинени..., не было экскурси..., ездить в трамва..., работают на телевидени..., проживать в столиц., нога в стремен., дикого племен., подарю дочер..

В следующем упражнении школьники списывают данные словосочетания, вставляя пропущенные буквы и рассуждая по алгоритму (уже молча). Письменно указывают падежи имён существительных с пропущенными буквами:

Парк имен... Т. Г. Шевченко, обсуждение проекта Конституции, расспросить о директор., устану с дорог., найти в каталог., в нашей област..., работать в академи..., подходит к станци..., боль в темен., взойдёт на восток..

Усвоив алгоритм и образец рассуждений по нему, можно переходить к следующему этапу - тренировочному. На этом этапе мы и применяем корректурные упражнения. Сначала они выполняются коллективно под непосредственным руководством учителя. Приведём пример упражнения для коллективного выполнения после изучения орфограммы «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных».

Упражнение 1. Найди и исправь ошибки.

Жить в деревне, приехать к дедушки, ехать по дороге, жить на Украини, кататься на карусели, написать в тетраде, нарисовать в тетрадке, спать в колыбеле.

Учитель совместно с учениками определяет, что (какую орфограмму) они будут проверять. Затем учитель на примере первого слова показывает алгоритм устного рассуждения, т. е. актуализирует у школьников весь набор необходимых операций (шагов).

Ставим существительное (в) деревн. в начальную форму: (что?) деревня. Смотрим, является ли оно существительным на -мя - нет; на -ия, -ий, -ие - нет; 3-го склонения - нет. Тогда смотрим, является ли оно существительным 2-го склонения - нет. Значит, это существительное 1-го склонения. Определяем, стоит ли оно в Р. п. (жить (в чём?) в деревн.) - нет. Поэтому пишем в окончании -е: жить в деревне. В этом слове ошибки нет.

Затем один учащийся рассуждает вслух по образцу, а остальные следят за ответом. Учитель при необходимости корректирует ответ школьников.

Ставим существительное (к) дедушк. в начальную форму: (кто?) дедушка. Смотрим, является ли оно существительным на -мя - нет; на -ия, -ий, -ие - нет; 3-го склонения - нет. Тогда смотрим, является ли оно существительным 2-го склонения - да. Значит, в окончании пишем -е:

104

приехать к дедушке. В этом слове допущена ошибка. Ученики записывают в тетрадь правильный вариант.

Подобным образом разбирается каждое слово. После того, как учащиеся усвоят общий способ действия по обнаружению ошибки, можно переходить к самостоятельному выполнению корректурных упражнений. Приведём примеры подобных упражнений.

Упражнение 2. Найди и исправь ошибки.

Была у подруги, скучать по подруги, строили в деревни, у деревни интересное название, созрели на рябине, кататься на лодке, у дедушке большой сад, панцирь на черепахе, ехать на лошади, скакать на лошадки.

Упражнение 3. Найди и исправь ошибки.

У леса на опушке,

Посреди лужайке,

Три старые лягушки

Бренчат на балалайки.

Упражнение 4. Найди и исправь ошибки.

1. На лесной поляне ясным днём в июни плакса возле няни распускает нюни. 2. Стучит, бренчит по улице: Фома едет на курице, а Тимошка - на кошке по кривой дорожки. В старом замки под горой был однажды пир горой.

На третьем этапе школьники, используя карточки с правильно выполненным заданием, проверяют правильность выполненных упражнений. Приведём примеры карточек самоконтроля.

Карточка-ответ к упражнению № 1.

Жить в деревне, приехать к дедушке, ехать по дороге, жить на Украине, кататься на карусели, написать в тетради, нарисовать в тетрадке, спать в колыбели.

Карточка-ответ к упражнению № 2.

Была у подруги, скучать по подруге, строили в деревне, у деревни интересное название, созрели на рябине, кататься на лодке, у дедушки большой сад, панцирь на черепахе, ехать на лошади, скакать на лошадке.

Карточка-ответ к упражнению № 3.

У леса на опушке, Посреди лужайки, Три старые лягушки Бренчат на балалайке.

Карточка-ответ к упражнению № 4.

1. На лесной поляне ясным днём в июне плакса возле няни распускает нюни. 2. Стучит, бренчит по улице: Фома едет на курице, а Тимошка - на кошке по кривой дорожке. В старом замке под горой был однажды пир горой.

Таким образом, практика показывает, что корректурные упражнения обладают широкими обучающими и развивающими возможностями в работе по развитию у школьников орфографической зоркости. Исправляя «чужие» ошибки при выполнении этих упражнений, школьники не только накапливают опыт правильного выполнения различных операций, необходимых для грамотного письма, но и обретают веру в собственные силы, уверенность в своём будущем успехе.

Литература

1. Богоявленский, Д. Н. Развивающее обучение и приёмы умственной деятельности школьников // Русский язык в школе. 1978. № 5. С. 59-61.

2. Вишнепольская, А. Г. Корректура как приём обучения орфографии // Вопросы психологии. 1960. № 5. С. 93-102.

3. Вишнякова, Л. Г. О применении корректурного метода при обучении орфографии // Вопросы психологии. 1973. № 5. С. 97-103.

4. Дьяченко, Г. М. Методика обучения правописанию. Опыт теоретико-практического руководства к ведению письменных и устных орфографических упражнений по русскому языку // Хрестоматия по методике русского языка: Преподавание орфографии и пунктуации в общеобразоват. учеб. заведениях : пособие для учителя; авт.-сост. В. Ф. Иванова, Б. И. Осипов. М. : Просвещение, 1995. С. 61-63.

5. Корешкова, Т. В. Корректурные упражнения как средство обучения младших школьников грамотному письму : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Корешкова Татьяна Вениаминовна. М., 2003. 182 с.

6. Миропольский, С. И. Методика обучения письму в народной школе. Методическое руководство для учительских семинарий, учителей и руководителей пед. курсами // Хрестоматия по методике русского языка: Преподавание орфографии и пунктуации в общеобразоват. учеб. заведениях : пособие для учителя; авт.-сост. В. Ф. Иванова, Б. И. Осипов. М. : Просвещение, 1995. С. 134-137.

7. Ушаков, М. В. Работа над ошибками как средство поднятия грамотности учащихся : методическое письмо. М. : Учпедгиз, 1953. 30 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.