зуальные средства и т.д. Данные средства используются педагогами при создании школьных музеев совместно с учащимися в процессе учебно-исследовательской, поисково-собирательной работы школьников. Посещение музеев, проведение музейных уроков и уроков с элементами музейной педагогики вызывают у младших школьников большой эмоциональный отклик, воспитывают любовь к Родине, уважение к историческому прошлому своего народа, бережное отношение к народной памяти, пробуждают интерес к исследовательской деятельности, развивают воображение и творческую фантазию.
Список литературы:
1. Махмудова Р.Н. Нравственное воспитание детей младшего школьного возраста как психолого-педагогическая проблема [Текст] // Аспирант и соискатель. - 2010. - № 3. - С. 51-52.
2. Провоторова В.П. Педагогическое взаимодействие школы и семьи в патриотическом воспитании [Текст] // Начальная школа. - 2013. - № 4. -С. 19-21.
3. Соколова М.В. Музейная педагогика как фактор формирования социального опыта учащихся [Электронный ресурс]: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Ярославль, 2010. - 28 с. - Режим доступа: http://www.dslib.net.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс] // Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации: Ьйр://минобрнауки.рф/документы/922.Йт1.
ОРФОГРАФИЧЕСКОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ФОРМИРОВАНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
© Новикова Л.С.1
МБОУ «СОШ п. Ягодное», Магаданская область, Ягоднинский район, пгт. Ягодное
Данная статья посвящена проблеме формирования орфографической зоркости младших школьников, формулируются основные условия для ее успешного формирования. Приводятся примеры таблиц алгоритмов работы с правилами, применяемые в работе.
Ключевые слова: орфографическая грамотность, правописание, орфографическая зоркость, алгоритм.
1 Учитель начальных классов.
Одной из важнейшей задачи обучения младших школьников русскому языку является формирование орфографических умений и навыков.
Орфографическая грамотность - составная часть общей языковой культуры человека, по которой обычно сразу определяют уровень его образованности [1, с. 147].
Русская начальная школа накопила богатый опыт обучения правописания у младших школьников, рассматриваемый в трудах таких великих педагогов как, К.Д. Ушинского, Н.А. Корфа, Д.И. Тихомирова, В.А. Флерова, а также в исследованиях методистов и психологов послереволюционного периода М.В. Ушакова, Н.С. Рождественского, Д.Н. Богоявленского, Т.Г. Рам-заевой и др. [3, с. 18].
В современной методике обучения правописанию утвердилось направление, опирающееся на принципы русской орфографии, учитывающие языковую природу орфографических единиц. В обучении грамотному письму важное место отведено орфографическим правилам.
Во всех программах начальной школы и учебниках по русскому языку, используемых в различных дидактических системах, представлены четыре группы правил правописания:
1) о написании слов и их значимых частей;
2) о слитных, полуслитных и раздельных написаниях;
3) написание заглавной буквы;
4) перенос слов [9, с. 72].
Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографического материала, что является необходимым условием формирования у младшего школьника способности быстро обнаружить в тексте орфограммы и определить их типы.
Как показывает школьная практика, наибольшее количество ошибок допускается младшими школьниками в морфологических написаниях, то есть в написаниях, которые регулируются морфологическим принципом. Причина ошибок заключается в том, что у школьников недостаточно развита орфографическая зоркость.
В целях развития орфографической зоркости использую различные виды упражнений: списывание с обоснованием, комментированное письмо, диктант «Проверю себя», диктант с обоснованием, письмо по памяти, работа с орфографическим словарем, а также орфографическое программированием.
Вопросы методики орфографического программирования в начальной школе разработаны доктором педагогических наук, профессором - М.Р. Львовым
Под орфографическим программированием следует понимать развернутое предписание, указывающее, что и в какой последовательности необходимо
выполнить, чтобы применить правило к практике письма. Не каждый ученик, выучив правило, может самостоятельно установить, как этим правилом воспользоваться. Это достигается благодаря алгоритму, т.е. четкому разложению сложного действия на части и описанию «шагов» в применении правила.
Алгоритм - такое предписание, которое определяет содержание и последовательность операций, превращающих исходные данные в искомый результат [10, с. 209].
Обучение алгоритмам можно производить по-разному. Можно, например, давать учащимся алгоритмы в готовом виде, чтобы они могли их просто заучивать, а затем закреплять во время упражнений. Но можно и так организовать учебный процесс, чтобы алгоритмы «открывались» самими учащимися. Этот способ, наиболее ценный в дидактическом отношении, требует затрат времени.
Огромное место в обучении занимает выработка различных автоматизированных действий - навыков. Эти навыки - необходимый компонент творческого процесса, без них он просто невозможен.
Обучение алгоритмам не сводится к заучиванию их. Оно предполагает и самостоятельное открытие, построение и формирование алгоритмов, а это есть творческий процесс. Таким образом, алгоритмизация может быть прекрасным средством обучения творческому мышлению.
В своей практике обучение использованию алгоритмов провожу в 3 этапа.
1. Подготовительный этап - подготовка базы для работы с новым материалом, актуализация навыков, на которых основано применение алгоритма, формирование нового навыка. Учащиеся должны быть подготовлены к выполнению всех элементарных операций алгоритма.
Время, отведенное на эту работу, зависит от уровня подготовленности учащихся. Без этого этапа упражнения по алгоритму могут привести к ошибкам.
2. Основной этап:
Начинается с момента объяснения правила. Класс должен активно участвовать в составлении и записи алгоритма. Учитель проводит беседу, в результате которой на доске появляется запись алгоритма. Она облегчает понимание и усвоение его.
Тренировочный материал на этом этапе: упражнения учебника, специально подобранные слова и тексты, запись под диктовку и самостоятельно из учебника (словосочетания, предложения или выборочные слова).
3. Этап сокращения операций.
На этом этапе происходит процесс автоматизации навыка: некоторые операции совершаются параллельно, некоторые - интуитивным путем, без напряжения памяти. Процесс свертывания происходит неодновременно и у разных учащихся разными путями.
Своевременному свертыванию алгоритма способствуют сокращенные комментарии и образцы. Комментарии эффективны тогда, когда закрывают собою логическую систему, когда они связаны между собой общими признаками и имеют определенную последовательность.
Все эти виды упражнений известны каждому учителю, но зачастую выполняются по традиции, без целевой установки, связанной с определением места нахождения орфограммы. Опыт показывает, что только проведение целенаправленной и систематической работы по формированию орфографической зоркости у учащихся может дать положительные результаты: при систематической тренировке умение видеть орфограмму автоматизируется и становится частью орфографического навыка.
Алгоритмы в начальных классах создаю чаще всего в виде плана, где указывается последовательность операций при определении искомой орфограммы.
В практике использую алгоритмы:
1. О написании слов и их значимых частей;
2. О слитных и раздельных написаниях;
3. Написание заглавной буквы;
4. Переноса слов.
Применение алгоритмов способствует умственному развитию и формированию логического мышления младших школьников. Ниже приводятся примеры таблиц алгоритмов работы с правилами, применяемые в работе.
Орфографическое программирование требует от учеников постоянных действий.
Ребята учатся с увлечением, у учащихся появляется тяга к знаниям - а это основное условие успеха.
Это развивает наблюдательность, приучает их производить анализ и синтез. В результате знания детей становятся более осознанными и прочными.
Алгоритм правописания проверяемых ударением безударных гласных в корнях слов.
1-й шаг: Произнести проверяемое слово. Есть ли гласные в проверяемых слогах.
Если есть - какие они? а, о, е, и, я у
У у
нужно проверять проверять не надо
2-й шаг: Подбери проверочное слово, измени слово так, чтобы проверяемый звук оказался под ударением. Произнеси слово вместе, выдели ударный слог.
3-й шаг: Пиши главную букву в соответствии со звуком, который слышится под ударением. Проверь написанное._
Алгоритм правописания безударных падежных окончаний имен существительных
1-й шаг: Слышится ли в окончании существительного «-е/-и»?
Да Нет
2-й шаг: Ударяемое или безударное окончание?
У у
Безударное Ударное
3-й шаг: Определите падеж и склонение. Предложный 1 и 2-го склонений, 3-е склонение Дательный 1-го склонения Родительный 1-го склонения
4-й шаг: Пиши «-е» Пиши «-и» Проверь написанное
Алгоритм правописания: «Не» с глаголами.
1-й шаг: Найди в предложении отрицание «не»
ЕСТЬ. НЕТ: проверять нечего
2-й шаг: К какому слову, к какой части речи относится «не»?
^ ч
К глаголу. К существительному,
Прилагательному -ты проверить еще не умеешь спроси у учителя.
3-й шаг: «Не с глаголами пиши раздельно» Проверь написанное
Алгоритм употребления разделительного Ь
1-й шаг: Слышится ли в слове после согласного звук (1)
Да, слышится. Нет, не слышится: пиши без Ь
2-й шаг: Какие следующие буквы? Есть ли е, и, ю, я.
Да, есть одна из них. Нет этих букв: пиши без Ь
3-й шаг: Пиши после согласного Ь, после него - одну из указанных букв. Проверь написанное
Список литературы:
1. Алгазина Н.Н. Формирование орфографических навыков. - М.: Просвещение, 1987. - 160 с.
2. Буркова Т.В. Грамматико-орфографические упражнения на уроках русского языка в начальной школе. - Магадан: Издательство СВГУ 2008. -139 с.
3. Варганова Л.Д. Орфографическое программирование как способ подготовки к формированию орфографической зоркости // Начальная школа. -2005. - № 6. - С. 16-22.
4. Иванова М.В. Развитие орфографической зоркости и младших школьников // Начальная школа. - 2004. - № 3. - С. 61-63.
5. Кустарева В.А., Рождественский Н.С. Методика русского языка. - М.: Просвещение, 1982. - 306 с.
6. Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.М. Методика начального обучения русскому языку. - М.: Просвещение, 1987. - 415 с.
7. Методика грамматики и орфографии в начальных классах / Под ред. Н.С. Рождественского. - М.: Просвещение, 1979. - 239 с.
8. Одегова В.Д. Развитие орфографической зоркости // Начальная школа. - 1989. - № 6. - С. 71-73.
9. Селезнева М.С. Работа по развитию орфографической зоркости // Начальная школа. - 1997. - № 1. - С. 81-83.
10. Соловейчик М.С. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения. - М.: Просвещение, 1993. - 383 с.
ОБРАЗ СЕМЬИ РЕБЕНКА-СИРОТЫ КАК КРИТЕРИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К УСТРОЙСТВУ В ПРИНИМАЮЩУЮ СЕМЬЮ
© Плащинская Н.С.
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский федеральный университет», г. Красноярск
В статье представлен литературный обзор в исследовании образа семьи у детей и подростков. Образ семьи у детей-сирот является критерием их психологической готовности к семейному жизнеустройству. Рассматривается методический аспект проблемы формирования позитивного адекватного образа семьи у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Ключевые слова: дети-сироты, принимающая семья, образ семьи, психологическая готовность, семейное жизнеустройство.