Научная статья на тему 'КОРРЕКТУРНАЯ ПРОБА, ЕЕ МЕТОДИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ И ИНФОРМАТИВНОСТЬ'

КОРРЕКТУРНАЯ ПРОБА, ЕЕ МЕТОДИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ И ИНФОРМАТИВНОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
611
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КОРРЕКТУРНАЯ ПРОБА, ЕЕ МЕТОДИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ И ИНФОРМАТИВНОСТЬ»

I

напряже'ниЩРйногда формируется не только за счет несоответствующего объема математических заданий, но и ввиду непомерной интенсивности умственной работы. Так, если учащиеся решают примеры 1-го типа трудности (с 1 действием) в темпе 1 пример за 50—60 с, то у них уже через 10 мин занятий регистрируется большое напряжение центрально-нервных и вегетативных функций (латентный период реакции на свет сокращается на 10,5 мс, пульс учащается на 18,1 удара, температура кожи щеки повышается на 1,5—2,1 °С, диастолическое артериальное давление возрастает на 8,2 мм рт. ст.), хотя за это время они справляются только с 10—11 примерами (нормативный объем 14). Такое экстремальное развитие функций организма в динамике работы в дальнейшем приводит к раннему и выраженному утомлению. Подобные ситуации часто создаются в ходе школьного учебного процесса.

Если же аналогичная умственная работа проводится в умеренном ритме (1 пример за 90—120 с), то признаки повышенного нервного напряжения или утомления устанавливаются только через 25— 30 мин непрерывных занятий.

Приведенные данные указывают на то, что при регламентации математической нагрузки следует предусматривать не только число заданий (примеров и задач), но и темп, с которым они могут выполняться, не вызывая преждевременного нарушения функций организма у детей. Иначе говоря, объем математических заданий должен быть соразмерен с временем работы. Для этого необходимо, чтобы общее количество математических заданий

устанавливалось на основе удельного времени задания (УВЗ). Под УВЗ понимается доля времени, требуемая для выполнения единицы (примера или задачи) задания в оптимальном рабочем ритме (без высокого психофункционального напряжения). УВЗ состоит из затрат времени на краткую или полную запись примеров и задач, поиск пути решения, проведение вычислительных операций и их запись, проверку полученного результата. Количество израсходованного на все эти виды действий времени зависит от типа трудности примеров и задач, характера оформления задания (без записи, с краткой или полной записью условия) и особенностей выполнения умственных операций (полный или частичный устный счет, письменное вычисление). УВЗ колеблется от 2 до 11 мин. Через удельное время можно определить гигиенически рациональный объем математического задания на запланированный отрезок учебного времени.

Умственная нагрузка, установленная на основе УВЗ, не вызывает у учащихся чрезмерного напряжения функций организма и преждевременного утомления. Это обусловлено, вероятно, тем, что в данном случае учебная деятельность школьников ведется в режиме саморегулирующегося (свободного) ритма умственных операций, что и нормализует их нейропсихические процессы.

Таким образом, для оптимизации умственной деятельности второклассников при освоении математики учебная работа должна основываться на гигиенически допустимых объемах математической нагрузки, соразмеренной во времени.

Поступила 1/У1 1979 г.

УДК 616-072.8

Л. И. Переслени

КОРРЕКТУРНАЯ ПРОБА, ЕЕ МЕТОДИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ И ИНФОРМАТИВНОСТЬ

Научно-исследовательский институт дефектологии АПН СССР, Москва

Задачи гигиены умственного труда и психодиагностики предъявляют высокие требования к методическим приемам, используемым для характеристики функционального состояния организма и изменений, возникающих под влиянием внешних условий. Наиболее часто для этих целей применяется корректурная проба.

В начале века в России и за рубежом было разработано большое число таблиц, состоящих из последовательности русских или латинских букв, значков, фигур и др. В это время были сформулированы определенные требования к построению таблиц, их форме, размерам, числу элементов и др.

^Наибольшее распространение получила буквенная таблица, созданная В. Я. Анфимовым в 1911 г. для характеристики активного внимания и его устойчивости у психически больных. В психодиаг-

ностике эта методика и в настоящее время используется для выявления степени сохранности избирательного внимания и целенаправленности (С. Я. Рубинштейн; Б. В. Зейгарник). В то же время она применяется для оценки возрастных уровней и динамики умственной работоспособности в процессе трудовой и учебной деятельности.

В связи с периодическим появлением критических замечаний по поводу соответствия буквенной таблицы определенным статистическим требованиям, а также по поводу информативности методики корректурной пробы для оценки функционального состояния центральной нервной системы целесообразно проанализировать как таблицу, так и методику в целом, тем более что этот вопрос освещен в печати недостаточно полно.

Рассматриваемая таблица содержит 8 букв русского алфавита и состоит из 40 строк по 40 букв в каждой — всего из 1600 знаков (таблица приведена М. В. Антроповой в руководстве, изданном в 1978 г.).

Исходная таблица Анфимова неидентична представленной в руководстве. Она включала строчные буквы — 5 согласных (в, к, х, с, н) и 3 гласные (а, е, о). Автор предлагал составить таблицу из 4 гласных и 4 согласных, но отказался от этого в связи с тем, что строчная гласная и, как и другие гласные, резко отличалась по контуру от а и е. Анфимов придавал определенное значение тому, что выбранные им буквы имеют начертания, одинаковые для русского и латинского алфавитов. Согласные взяты из различных по произношению классов (губных, гортанных, свистящих и носовых), гласные — из разрядов твердых и мягких. Каждая буква повторяется 5 раз в вертикальном ряду и неодинаковое число раз — в строчках. Число букв и принцип их чередования в таблице выбраны автором по аналогии со значковыми таблицами Ва-шиде.

Таблица, наиболее часто применяемая в настоящее время, состоит не из строчных, а заглавных букв, причем О заменено на И.

А. А. Генкин и соавт. провели критический анализ рассматриваемого варианта буквенной таблицы. Они подсчитали частоту встречаемости каждой из 8 букв в строке. Величины, приведенные авторами в таблице, значительно варьируют (от р=0,64 для Е до р=0,188 — для В). На основании значительного расхождения этих показателей авторы сделали вывод о том, что данная таблица не соответствует важному требованию: сигналы, входящие в статистическую последовательность, которую предъявляют испытуемым, не имеют одинаковой априорной вероятности. Однако приведенные А. А. Генкиным и соавт. величины отражают частоту встречаемости каждой буквы в одной из первых строк таблицы. В связи со справедливостью требований к одинаковой априорной вероятности сигналов в последовательностях, предъявляемых испытуемым, мы сочли целесообразным проверить частоту распределения букв во всех 40 строках таблицы. Оказалось, что встречаемость букв от строки к строке меняется. Так, А встречается от 1 до 8 раз в строке. Распределение других букв аналогично приведенному. Кроме того, мы подсчитали среднюю вероятность появления каждой буквы в первых 10—20 строках. Отдельный анализ блоков из 10 или 20 строк выбран в связи с тем, что такое число букв (400—800) обычно просматривают большинство испытуемых за принятый интервал времени (4 мин). В блоках из 10 и 20 строк вероятность встречаемости отдельных букв колеблется от р=0,43 до р=0,53, однако поскольку эти различия малы, ими можно пренебречь.

Таким образом, вариант буквенной таблицы Анфимова вполне отвечает существенном/ статистическому требованию — необходимости одинаковой

априорной вероятности (или равновероятного представительства) различных знаков, составляющих последовательность.

Таблица удовлетворяет еще одному важному требованию — случайности распределения знаков.

Рассматривается обычно и такой недостаток таблицы, который связан с тем, что вероятности встречаемости букв не соответствуют априорной вероятности их встречаемости в русском языке. Действительно, данная таблица составлена из букв, частота встречаемости которых в русском языке неодинакова. Однако этот недостаток нивилируется тем, что при работе испытуемого с последовательностью букв в предложенной ему таблице происходит перенастройка от априорных вероятностей букв в русском языке к тем вероятностям, которые присущи конкретной последовательности. Следует отметить, что восприятие различных событий или сигналов человеком зависит от процессов преднастройки, связанных в ».-вою очередь с тем, как часто то или иное событие встречается в индивидуальном опыте. Формирование адекватной преднастройки к восприятию различных явлений обеспечивает адаптивное поведение индивидуума и определенную степень его реактивности на изменения, происходящие во внешней среде. Литературные и наши данные (Л. И. Переслени) по исследованию преднастройки к восприятию равно и (или) разновероятных сигналов показывают, что скорость и правильность восприятия того или иного сигнала формируются в процессе эксперимента в разные для отдельных испытуемых сроки в соответствии с частотой данного сигнала в текущей последовательности.

Другой недостаток таблицы, который беспокоил и В. Я. Анфимова,— неодинаковость начертания букв и разная степень их сходства, что может приводить к неодинаковому восприятию. Однако тот факт, что буквы и их начертания хорошо знакомы детям, обучающимся в школе, несколько снижает значимость этого недостатка. В соответствии с имеющимися литературными данными хорошо успевающие ученики даже младшего школьного возраста выполняют дозированные задания с крайне небольшим числом ошибок. Важное значение имеет то, что все обследуемые поставлены в одинаковые условия, распознают одни и те же буквы, поэтому выявляемые различия определяются уровнем созревания нейрофизиологических функций, индивидуальными особенностями данного испытуемого, функциональным состоянием центральной нервной системы.

Из сказанного следует, что наиболее часто используемый вариант буквенной таблицы вполне соответствует большинству требований, предъявляемых к вероятностной организации экспериментального материала и обеспечивает возможность статистической обработки результатов. Можно ду-|| мать, что именно это и обусловило «живучесть» рассматриваемой методики. Неугасающии интерес к корректурной пробе поддерживается и тем, что результаты обследования по этой методике хорошо

коррелируют со многими психолого-педагогическими характеристиками учащихся. Сниженные показатели корректурной пробы отмечаются у детей, слабо усваивающих программу обучения. Ухудшение результатов выполнения дозированных заданий под влиянием интенсивной учебной нагрузки более выражено у детей, астенизированных соматическими заболеваниями, у них отмечается и сниженная ^скорость сенсомоторных реакций, и др. (М. В. Антропова, 1968, и др.).

Обследование детей-олигофренов показало, что наиболее низкие показатели выполнения корректурной пробы встречаются в тех случаях, когда отклонения в развитии выражены более резко. У этих же детей наиболее замедленное восприятие и слабая успеваемость.

Широкое использование в гигиенических исследованиях корректурной пробы для выявления влияния на работоспособность школьников учебных нагрузок неизменно подтверждает более высокую пригодность варианта таблицы Анфимова по сравнению со значковыми таблицами.

Можно предположить, что ухудшение показателей корректурной пробы, отмечаемое после интенсивной учебной нагрузки, определяется тем, что данная методика, выявляя состояние такой психофизиологической функции, как преднастройка к восприятию, тем самым осуществляет контроль за мерой активности ребенка на школьных занятиях. Успешность овладения программой обучения связана с постоянно меняющейся настройкой на разнообразную информацию, поступающую от учителя. Усвоение новых знаний основывается на отборе более знакомых (более часто встречавшихся в предшествующих ситуациях, более вероятных) для ( ребенка сведений. Методика, контролирующая функцию преднастройки, оказалась информативной для оценки умственной работоспособности именно потому, что она обращена на ту сторону умственной деятельности, без которой не могут усваиваться школьные знания. Из всех способов работы с буквенной таблицей интерес, на наш взгляд, представляет тот, который предложен А. Н. Кабановым в 1952 г. Инструкция, которая дается испытуемому, формирует преднастройку к отбору определенной информации из случайной последовательности: испытуемый в течение 2 мин должен вычеркнуть 2 буквы, после чего в течение ецз 2 мин должен подчеркивать сочетания тех же букв с другими 2 буквами. Безошибочное распознавание в течение заданного вэемени букв, случайно распределенных в последовательности наряду с другими, возможно лишь прн устойчиво! преднастройке, сформированной | инструкцией. Измгнение инструкции требует изменения прэднастоолки. Ошибки во второй части задания дают важную характеристику возможности перенастройки или (в других терминах) способности [к переключению.

| Все изложенное позволяет заключить следующее. |Корректурная пооба, рассчитанная на 4 мин, характеризуя такую существенную функцию мозго-

Результаты выполнения корректурной пробы учащипся общеобразовательной школы (середина недели и учебного дня)

Класс Возраст, годы Общее число просмотренных букв (А) Общее число ошибок (В) Доверительный интервал Число ошибок во второй части задания (С) Доверительный интервал

Подгото-

витель-

ный 6-7 185 10,4 7,5—13,3 3,2 2.2-4.2

1-й 7-8 262 10,1 8,5-11,7 2,8 1.5-4.1,

2-й 8-9 330 9,3 8,5—10,1 2,2 1.7—2,7

3-й 9—10 424 7,2 6,7—7,7 1.8 1,3—2.3

4-й 10—11 407 7,9 7,1-8,7 2,1 1,8—3,4

5-й 11—12 479 5,8 5,0—6,6 1.3 1,0-1,7

6-й 12—13 583 5,5 5,0—6,0 1.1 0,8-1,4

7-й 13—14 553 5,1 4,3—5,9 1,4 1.1—1.7

8-й 14—15 538 5,1 4,6-5,6 1.2 0,9—1,5

9-й 15-16 575 4.5 4,2-4,8 1.4 1,1—1.7

10-й 16-17 610 3.4 3.1—3,7 1.0 0,7—1,3

вых структур, как преднастройка к восприятию зрительной информации в заданных условиях деятельности, при многократном предъявлении на протяжении учебного дня позволяет выявить сдвиги, которые происходят под влиянием умственной нагрузки.

Эта методика, подробно описанная в руководстве М. В. Антроповой (1978), применена у учащихся 1—10-х классов общеобразовательных школ Москвы, Московской и Владимирской областей. Обследовано 2500 учащихся (по 160—380 человек из каждой возрастной группы). Валидность результатов, полученных при обследовании учащихся 3, 5, 7 и 9-х классов, подтверждена Е. М. Вайнруб на учащихся школ Киева. П. Л. Краснянская получила подобные результаты при обследовании учащихся школ г. Куйбышева. Опираясь на данные М. В. Антроповой (1968), М. В. Антроповой и соавт., стало возможно рассчитать среднеарифметические значения трех показателей, принятых при анализе результатов выполнения дозированного во времени задания, которые можно считать нормативными (см. таблицу).

Показатели В и С, как видно из таблицы, имеют очень малые значения, поэтому для нормы наиболее информативным часто оказывается показетель А, косвенно характеризующий (при малом числе ошибок) скорость переработки сенсорной информации при данном виде деятельности. Следует отметить, что для диагностических целей наиболее информативны показатели В и С. При обследовании детей-олигофренов (Л. И. Переслени и С. А. Согдулла-ев; В. М. Медведева) наибольшие отклонения от нормы выявлены у детей этой группы по показателю С. Увеличенное число ошибок во второй части задания указывает на то, что новая инструкция, требующая перенастройки, олигофренами не усваивается. Эти данные хорошо коррелируют с проявлениями ригидности, плохой переключаемости, отмеченными М. С. Певзнер, В. И. Лубовским.

В связи с важностью показателей В и С для дифференциальной диагностики в таблице приведены доверительные границы для этих показателей. Мы полагаем, что при анализе результатов, получаемых при обследовании детей с патологией интеллектуального развития, целесообразно высчитывать ту долю, которую составляет С от показателя В С

(назовем отношение в коэффициентом И). Этот

коэффициент может дать дополнительную нужную характеристику высших корковых функций как при контроле за динамикой умственной работоспособности, так и при одноразовом диагностическом обследовании лиц с интеллектуальной недостаточностью различного генеза.

Выводы

1. Широко используемая буквенная таблица удовлетворяет большинство требований к статистическому материалу.

2. Результаты выполнения двухэтапного 4-минутного задания характеризуют существенную функцию мозговых структур — преднастройку, обеспечивающую нормальное протекание психической деятельности. Наличие нормативных данных позво-Ч^ ляет шире использовать эту методику для выявления индивидуальных особенностей и оценки степени интеллектуальной недостаточности при диагностических обследованиях.

ЛИТЕРАТУРА

Антропова М. В. Работоспособность учащихся и ее динамика в процессе учебной и трудовой деятельности. М.. 1968.

Антропова М. В. Примерная программа изучения режима дня, работоспособности и состояния здоровья школьников. М., 1978.

Анфимов В. Я-— Вестн. психол., криминал., антропол. и гипнотизма, 1911, т. 8, вып. 1, с. 70—76.

Генкин А. А., Медведев В. И., Шек М. //.— Вопр. психол., 1963, № 1, с. 104—111.

Зейгарник Б. В. Основы патопсихологии. М., 1973.

Лубовский В. И.— В кн.: Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка. М., 1956, т. 1, с. 390—436.

Медведева В. М. Гигиеническое обоснование дифференцированного обучения в начальных классах вспомогательной школы. Автореф. дис. канд. М., 1978.

Певзнер М. С. Дети-олигофрены. М., 1959.

Режим дня, работоспособность и состояние здоровья школьников. Антропова М. В., Ефимова С. П., Лосева О. А. и др. М., 1974.

Переслени JI. И.— Вопр. психол., 1976, №2, с. 115— 123.

Переслени JI. И., Сагдуллаев С. А,— Дефектология, 1975, № 3, с. 29—35.

Рубинштейн С. Я— В кн.: Проблемы психоневрологии детского возраста, 1964, с. 288.

Поступила 20/VI1I 1979 г.

Обзоры

УДК 613:616-056.43-02:54(048.8)

Доктор мед. наук Н. Ф. Борисенко, И. Е. Райко

СОВРЕМЕННЫЕ ГИГИЕНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ: ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АЛЛЕРГИИ ХИМИЧЕСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ

Киевский медицинский институт им. А. А. Богомольца

/

Среди множества патологических состояний, вызываемых химическими веществами, в последние годы одно из первых мест занимают аллергические заболевания. Характерной особенностью их является то, что они поражают в основном трудоспособное население преимущественно в индустриально развитых странах.

Предпринимаются попытки объяснить столь широкое распространение аллергических заболеваний современными темпами индустриализации и химизации народного хозяйства. В связи с этим представляют интерес сообщения, в которых показана зависимость между развитием химического произ-

водства, с одной стороны, и уровнем аллергической патологии — с другой.

Арсенал химических веществ, обладающих аллергенными свойствами, непрерывно расширяется. Только в последние годы советскими и зарубежными исследователями выявлено наличие аллергенно-сти у многих химических веществ.

Так, бисфуралиденагексаметилендиамин (БФГМД), применяющийся в качестве вулканизатора в резиновой промышленности, согласно да» ным А. Д. Черноусова (1972), способен вызывать' аллергию замедленного типа и образование анти-гаптеновых антител независимо от пути поступле

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.