CHUPINA Viktoriia Borisovna and others CORRECTION OF INTRA-GROUP CONFLICTS ..
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.
2021. T. 10. № 2(35)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474
VTTk" ISO Q-7 IC2021 Контет доступен по лпцензнпСС В Y-NC 4.0
.У Д1Ч Ijy.y.j l-t. / |(cc) TMs is an open access article under the CC BY-NC 4.0 license
DOI: 10.26140/anip-2021-1002-0097 I^^THTH(https://creafaecommons.org/licenses/by-nc/4.0/)
КОРРЕКЦИЯ ВНУТРИГРУППОВЫХ КОНФЛИКТОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ © Автор(ы) 2021 SPIN: 2215-4081 AuthorlD: 475571 ORCID: 0000-0002-9846-2216
ЧУПИНА Виктория Борисовна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры клинической психологии и психотерапии с курсом ПО
SPIN: 1092-0742
AuthorlD: 800953
ORCID ID: 0000-0001-7493-4947
ГАВРИЛЕНКО Лариса Станиславовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры клинической психологии и психотерапии с курсом ПО Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого (660022, Россия, Красноярск, улица Партизана Железняка, 1, e-mail: [email protected]) Аннотация. В статье представлены результаты исследования внутригрупповых конфликтов и межличностных отношений в педагогическом коллективе. Актуальность исследования обусловлена тем, что среди специалистов, занимающихся изучением конфликта в педагогическом коллективе, нет единой точки зрения по вопросу о том, что он собой представляет, поскольку он обусловлен личностными, половозрастными особенностями педагогических работников; спецификой профессиональной деятельности, которая накладывает отпечаток на личностные и поведенческие характеристики педагога, а также неоднозначным пониманием того, чем вызвано возникновение конфликтов в педагогическом коллективе. В контексте нашего исследования проблема конфликта и защиты от него явилась одной из самых актуальных, т.к. в только созданном образовательном учреждении с новым педагогическим составом, постоянно возникали различные виды конфликтов. В связи с вышесказанным, целью исследования явилась организация исследования внутригрупповых конфликтов и межличностных отношений в педагогическом коллективе средней общеобразовательной школы г. Красноярска и реализация программы коррекции внутригрупповых конфликтов. Выборка исследования представлена педагогами образовательного учреждения. На основе полученных данных разработана и реализована программа коррекции, которая поспособствовала формированию у педагогов способов конструктивного разрешения конфликтов в профессиональном коллективе.
Ключевые слова: конфликт, внутригрупповой конфликт, межличностные отношения, стратегии поведения в конфликтной ситуации, педагог, профессиональный коллектив.
CORRECTION OF INTRA-GROUP CONFLICTS IN THE TEACHING STAFF
© The Author(s) 2021
CHUPINA Viktoriia Borisovna, candidate of psychological sciences, associate professor
GAVRILENKO Larisa Stanislavovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of clinical psychology and psychotherapy with a postgraduate course Krasnoyarsk State Medical University of Professor Voino-Yasenrtsky (660022, Russia, Krasnoyarsk, street Partizna Zheleznyak., 1, e-mail: [email protected]) Abstract. The article presents the results of research on intra-group conflicts and interpersonal relationships in the teaching staff. The relevance of the study is due to the fact that there is no single point of view among specialists engaged in the study of conflict in the teaching staff on the question of what it is, since it is determined by the personal, gender and age characteristics of teachers; the specifics of professional activity that affects the personal and behavioral characteristics of the teacher, as well as an ambiguous understanding of what causes conflicts in the teaching staff. In the context of our research, the problem of conflict and protection from it was one of the most urgent, because in the newly created educational institution with a new teaching staff, various types of conflicts constantly arose. In connection with the above, the purpose of the study was to organize a study of intra-group conflicts and interpersonal relationships in the teaching staff of a secondary school in Krasnoyarsk and implement a program for correcting intra-group conflicts. The study sample is presented by teachers of the educational institution. Based on the obtained data, a correction program was developed and implemented, which contributed to the formation of ways for teachers to constructively resolve conflicts in a professional team.
Keywords: conflict, intra-group conflict, interpersonal relationships, strategies of behavior in a conflict situation, teacher, professional team.
ВВЕДЕНИЕ
Профессиональная деятельность человека является ключевой характеристикой личности. Именно профессиональная деятельность (в нашей статье педагогическая) способствует как формированию личности, так и накладывает свой (порой не позитивный) отпечаток на многие ее особенности. Исследования, проводимые нами в образовательных учреждениях, показывают, что конфликт является одной из важнейших проблем педагогических коллективов. Среди специалистов, занимающихся изучением конфликта в педагогическом коллективе, нет единой точки зрения по вопросу о том, что он собой представляет [1, 2]. Это обусловлено рядом причин: половозрастными особенностями педагогических работников; спецификой профессиональной деятельности, которая накладывает отпечаток на личностные и поведенческие характеристики педагога, а также неоднозначным пониманием того, чем вызвано возникновение конфликтов в педагогическом коллективе [3-5].
Известно, что у всех конфликтов имеется психологическая составляющая, основанная на специфике внутренней жизни человека, а также его межличностных отношениях в педагогическом коллективе [6-9].
В контексте нашего исследования проблема конфликта и защиты от него явилась одной из самых актуальных, т.к. в только созданном образовательном учреждении с новым педагогическим составом, постоянно возникали различные виды конфликтов.
В этой ситуации невозможно переоценить роль практического психолога образования. Ведь именно от него во много зависит, насколько педагогический коллектив овладеет навыками конструктивного поведения в конфликтных ситуациях.
МЕТОДОЛОГИЯ
В связи с вышесказанным, целью исследования явилась организация исследования внутригрупповых конфликтов и межличностных отношений в педагогическом коллективе средней общеобразовательной шко-
Азимут научных исследований: педагогика и психология.
2021. Т. 10. № 2(35)p-ISSN: 2309-1754; в-Ш8Ы: 2712-8474
ЧУПИНА Виктория Борисовна и другие КОРРЕКЦИЯ ВНУТРИГРУППОВЫХ КОНФЛИКТОВ ...
лы г. Красноярска и реализация программы коррекции внутригрупповых конфликтов. Выборка исследования представлена 28 педагогами образовательного учреждения.
Для проведения исследования были использованы следующие методики: Опросник для определения стиля поведения в конфликтной ситуации (К. Томас); Методика диагностики межличностных отношений (Т. Лири, Г. Лефорж, Р. Сазек).
РЕЗУЛЬТАТЫ
Рассмотрим результаты первичного исследования. Анализ полученных результатов по тесту Томаса показал, что преобладающим стилем поведения педагогов средней общеобразовательной школы г. Красноярска является соревнование или соперничество. Этот стиль поведения выявлен у 28,6% испытуемых (8 человек). Для этих педагогов характерно стремление к одностороннему выигрышу, к победе, удовлетворению в первую очередь собственных интересов. Его может использовать человек, обладающий сильной волей, достаточным авторитетом, властью.
Для 21,4% (6 человек) характерно избегание конфликта. Этот стиль реализуется, когда конфликт не затрагивает напрямую интересов человека. Эта группа испытуемых стремится уйти от конфликта, не вступать в открытое противостояние.
У 17,9% педагогов (5 человек) преобладающим является такой стиль поведения в конфликте как сотрудничество. Представители этой группы стремятся найти наиболее приемлемое для обеих сторон решение и делают из оппонентов партнеров.
У 17,9% испытуемых выявлено стремление к приспособлению. Эти педагоги действуют совместно с другой стороной, но при этом не пытаются отстаивать собственные интересы в целях сглаживания атмосферы и восстановления нормальной рабочей обстановки.
Для 14,2% педагогов преобладающим стилем поведения в конфликте является стремление к компромиссу. Представители этой группы для разрешения конфликта способны пойти на взаимные уступки, отказаться от собственной позиции.
В ходе анализа среднеарифметических показателей по методике межличностных отношений Т. Лири, мы выяснили, что по шкале «авторитарный тип» педагоги характеризуются как уверенные в себе люди, упорные и настойчивые. По шкале «эгоистичный тип» у испытуемых выявлены некоторые черты, присущие эгоистичной личности, склонность к соперничеству. По шкале «агрессивный тип» у педагогов выявлены такие черты как упорство, настойчивость и энергичность. По шкале «подозрительный тип» у испытуемых выявлены такие черты как эмоциональность, способность подчиняться, выполнять свои обязанности. По шкале «зависимый тип» испытуемые характеризуются как комформные, доверчивее, вежливые люди. По шкале «дружелюбный тип» педагоги характеризуются как склонные к сотрудничеству, кооперации. По шкале «альтруистический тип» у педагогов выявлены такие черты, как ответственность по отношению к людям, деликатность, доброта.
Таким образом, в результате констатирующего эксперимента для большинства педагогов (28,6%), преобладающим является такой стиль поведения в конфликтной ситуации как соперничество. А это не может способствовать конструктивному разрешению конфликтов. Кроме того, мы выяснили, что типы отношений к окружающим, присущие некоторым педагогам (авторитарный, независимо-доминирующий), не способствуют благополучному разрешению возникающих конфликтов. Для данной группы педагогов была разработана и реализована программа коррекции внутригрупповых конфликтов.
При разработке программы, значимым явилось не только обучение педагогов конструктивному разрешению конфликтов, но и проведение целенаправленной работы по предупреждению, профилактике конфликтных
ситуаций в педагогическом коллективе [10-17].
Одна из распространенных форм коррекции конфликтного поведения - тренинг. Тренинг представлен девятью занятиями по четырем основным темам: формирование позиции взаимодействия на занятиях (2 занятия); межличностное взаимодействие (2 занятия); рефлексия (1 занятия); конфликт и его диагностика (4 занятия).
Ценность данной программы состоит в:
- овладении участниками коррекционной программы технологией и техникой решения и предотвращения отрицательных последствий конфликтов;
- снятии личностных комплексов в общении, раскрепощении поведенческих действий;
- коррекции конструктивного общения в сложных конфликтных ситуациях.
После реализации коррекционных мероприятий, нами было проведено повторное исследование.
По результатам повторного диагностического обследования работников по тесту Томаса можно констатировать, что для одного (3,5%) педагога из исследуемых свойственна такая стратегия поведения в конфликте как соперничество, то есть в конфликте, к сожалению, он стремится добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому человеку.
Девятерым (32,2%) респондентам, из всех участников формирующего эксперимента, свойственна стратегия сотрудничества. При разрешении конфликта педагоги приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.
Стратегию компромисса используют также девять педагогов, что составляет 32,2 % от всех респондентов. Эти педагоги при возникновении конфликта могут найти компромиссное решение возникшей проблемы, достигнуть соглашения путем взаимных уступок.
Для семерых (25%) исследуемых свойственна стратегия избегания. У этих педагогов отсутствует как стремление к кооперации, так и тенденция к достижению собственных целей.
Двое (7,1%) респондентов выбирают стратегию приспособления. Данные педагоги в случае необходимости могут принести в жертву свои собственные интересы ради интересов другого человека.
Исходя из среднеарифметических показателей по каждой шкале - стратегии можно заключить, что в целом обследуемым педагогам свойственна стратегия сотрудничества (среднеарифметический показатель - 6,3). В меньшей степени используются стратегии избегание и приспособление (среднеарифметический показатели -5,8 и 5,9). И совсем редко исследуемые педагоги стали использовать стратегию соперничества (среднеарифметический показатель - 4,6).
По методике Т. Лири выявлены различные варианты межличностного взаимодействия. Опираясь на индивидуальные, наибольшие по значению, количественные показатели по каждому из вариантов межличностного взаимодействия, мы можем констатировать следующее.
Четверо (14,3%) респондентов предпочитают авторитарный тип межличностных отношений. Данные педагоги склонны к конфликтным проявлениям.
Для 14,3% респондентов, участвующих в повторном исследовании характерен независимый - доминирующий тип межличностного взаимодействия, что выражается в преобладании некомформных тенденций.
Педагогов с преобладанием агрессивного типа межличностного взаимодействия в ходе данного исследования не выявлено. 14,3% исследуемых предпочитают недоверчиво-скептический тип межличностного взаимодействия. Они отличаются подозрительностью, скептическим отношением к окружающим, испытывает трудности при установлении контактов.
Не имеют собственного мнения 7,1% педагогов, склонны подчиняться более сильному без учета ситуации. Данные характеристики соответствуют покорно-за-
ГРНТИ: 150000. Психология; ВАК: 190001, 190005
393
CHUPINA Viktoriia Borisovna and others CORRECTION OF INTRA-GROUP CONFLICTS ...
стенчивому типу межличностных отношений.
Для девяти педагогов (32,2%) характерен сотрудничающий тип межличностного взаимодействия. Эти респонденты проявляют гибкость при решении проблем, стремятся быть в согласии с мнением окружающих, проявляют дружелюбие и теплоту в отношениях.
Альтруистический тип межличностного взаимодействия свойственен трем педагогам (10,7%). Они ответственны по отношению к людям, проявляет сострадание, симпатию, заботу, умеет подбодрить и успокоить окружающих.
На основании среднеарифметических показателей группы обследуемых можно отметить, что в целом, по данным, полученным в результате повторного исследования у педагогов, наблюдаются изменения в отношениях - при разрешении конфликтных ситуаций педагоги предпочитают сотрудничающий тип межличностных отношений.
ВЫВОДЫ
Таким образом, можем заключить, что апробированная программа коррекции способствует формированию у педагогов способов конструктивного разрешения конфликтов.
Настоящее исследование может послужить отправной точкой для педагогических коллективов на пути формирования у педагогов способов конструктивного разрешения конфликтов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Голев В.К., Петрова Н.П. Конфликт в межличностных отношениях //Интеграция наук. 2018. № 4 (19). С. 396-397.
2. Терентьева В.И., Айснер Л.Ю., Бершадская С.В., Вишнякова Д.М. Психология профессионального конфликта //Вестник Восточно-Сибирской Открытой Академии. 2014. № 14. С. 12.
3. Гогицаева О.У., Кочисов В.К., Гуриева С.Д. Конфликты в педагогическом коллективе: теоретический аспект //Вестник СевероОсетинского государственного университета имени К.Л. Хетагурова. 2018. №4. С. 35-39.
4. Карпова Л.Г. Конфликты в педагогическом коллективе // Психология и педагогика на современном этапе. 2015. №6. С. 22-27.
5. Кидинов А.В. Социально-психологическая характеристика внутригруппового конфликта //Перспективы науки. 2019. № 10 (121). С. 227-229.
6. Кашуба А.О., Осокина Н.Н., Федоров О.Г. Анализ конфликта: конфликт в педагогическом коллективе // Социальные отношения. 2016. № 2 (17). С. 171-177.
7. Яковенко А.Д. Межличностные конфликты в педагогическом коллективе образовательного учреждения // Устойчивое развитие науки и образования. 2019. № 4. С. 382-385.
8. Юрьева Л.А., Юрьева В.В. Социально-психологический климат и межличностные конфликты в педагогическом коллективе // Педагогика и современность. 2016. № 2 (22). С. 84-87.
9. Беляева В.С. Влияние конфликтов в педагогическом коллективе на образовательный процесс //Бюллетень науки и практики. 2020. Т. 6. № 5. С. 479-482.
10. Токарева А.А. Конфликты в педагогическом коллективе: проблемы и пути решения //Бюллетень науки и практики. 2020. Т. 6. № 7. С. 368-379.
11. Бычковская Т.Г. Конфликт интересов в педагогическом коллективе и способы его разрешения // Педагогическая наука и практика. 2019. № 4 (26). С. 26-32.
12. Керимов Т.Т. Конфликты в педагогическом коллективе, причины их возникновения и способы их разрешения // Международный журнал экспериментального образования. 2020. № 2. С. 35-39.
13. Красильников Ю.Ю., Домащенко О.И., Слезкова Т.И., Щукина Е.И. Роль методов исследования личности педагога в управлении коллективом // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 3-6. С. 66-69.
14. Истамкулов Ж. Основные методы управления педагогическими конфликтами //Известия ВУЗов (Кыргызстан). 2014. № 1. С. 186188.
15. Кожевников М.В., Толмачева А.И. Особенности межличностных отношений в педагогическом коллективе и специфика управления конфликтами //Южно-Уральский педагогический журнал. 2015. № 3. С. 112-118.
16. Сизова В.В., Шабанова А.Е. Причины конфликтов и методы управления конфликтами в педагогических коллективах // Вестник Тверского государственного технического университета. Серия: Науки об обществе и гуманитарные науки. 2018. № 3. С. 91-95.
17. Мамедова В.Э. Виды конфликтов в педагогическом коллективе и способы их предупреждения //Молодежный научный вестник. 2019. № 1 (38). С. 39-43.
18. Сиволобов В.С. Психологическая профилактика и решение вну-тригрупповых производственных конфликтов // Вестник науки и образования. 2020. № 15-1 (93). С. 112-115.
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.
2021. T. 10. № 2(35)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474
Статья поступила в редакцию 05.10.2020 Статья принята к публикации 27.05.2021