Научная статья на тему 'Коррекция посттравматического стрессау детей'

Коррекция посттравматического стрессау детей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2024
245
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
террористический акт / посттравматическое расстройство / заложник / очевидец / психологические механизмы / ЦВЕТ / эмоциональная реакция / terrorist attack / post-traumatic disorder / hostage / eyewitness / psychological mechanisms / Color / emotional reaction

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Цуциева Жанна Черменовна

В статье рассматриваются психологические механизмы, результаты психодиагностики и психологической коррекции посттравматического стресса у детей жертв террористического акта с массовой гибелью в Беслане. Особое внимание уделено исследованию ценностно-смысловой сферы и цветовых предпочтений у детей из группы заложников и очевидцев теракта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Цуциева Жанна Черменовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The articles deals with the psychological mechanisms, results of psycho-diagnostics, and psychological correction of post-traumatic stress disorder of child victims of the mass mortality terrorist attack in Beslan. Principal attention is paid to the analysis of the sphere of value and meaning as well as color preferences of the child hostages and eyewitnesses of the terrorist attack.

Текст научной работы на тему «Коррекция посттравматического стрессау детей»

ным характером субъект-субъектных взаимодействий и защитно-совладающего поведения;

- защитно-совладающее поведение как психологический механизм борьбы со стрессом представляет собой интегративную метасистему, состоящую из большого количества элементов (механизмы психологической защиты, копинг-стратегии, личностные и средовые ресурсы совладания со стрессом), организованных в более крупные системы (психологическая защита, ко-пинг-поведение), связанные между собой отношениями иерархии;

- структура защитно-совладающего поведения специалистов экстремальных профессий зависит от специфики их профессиональной деятельности, частоты и выраженности воздействия различных стрессорных факторов, а также определяется стрессорными факторами их жизнедеятельности в социуме;

- содержательная организация защитно-совладаю-щего поведения представляет собой сложное многоуровневое образование, включающее дискретные компоненты, различающиеся степенью зрелости, адаптивности и активности, которые интегрируются в разноуровневые системы;

- защитно-совладающее поведение человека как личности в социуме и как субъекта экстремальной профессиональной деятельности в значительной степени детерминируется личностными (индивидуально-психологическими) характеристиками, свойствами и качествами.

ЛИТЕРАТУРА

1. Александровский Ю. А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. - М., 1976.

2. Амбрумова А. Г., Ратинов А. Р. Мультидисциплинарное исследование агрессивного и аутоагрессивного типа личности // Комплексные исследования в суицидологии. - М., 1996.

3. Аракелов Г. Г. Стресс и его механизмы // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. - 1995. - № 4.

4. Асмолов А. Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. - М., 2001.

5. Бодров В. А. Информационный стресс. - М., 2000.

6. Борневассер М. Стресс в условиях труда // Иностранная психология. - 1994. - Т. 2. - № 1.

7. Грановская Р. М., Никольская И. М. Защита личности: психологические механизмы. - СПб., 1999.

8. Грановская Р. М. Психологическая защита. - СПб., 2007.

9. Гулина М. А., Козлова А. Л. Защитные механизмы личности // Психология / под ред. А. А. Крылова. - М., 1999.

10. Демина Л. Д., Ральникова И. А. Психическое здоровье и защитные механизмы личности. - Барнаул, 2000.

11. Китаев-СмыкЛ. А. Психология стресса. - М., 1983.

12. Крюкова Т. Л. Психология совладающего поведения в разные периоды жизни: дис. ... д-ра психол. наук. - Кострома, 2005.

13. Корытова Г. С. Защитно-совладающее поведение субъекта в профессиональной деятельности: дис. ... д-ра пси-хол. наук. - Иркутск, 2007.

14. Кубасов В. А., Москвитин Н. П., Зданович А. А., Ко-вылин А. И. Психологические защитные механизмы. - Новокузнецк, 1999.

15. Лебедев И. Б. Психологические основы стресспреодо-левающего поведения сотрудников ОВД. - М., 2001.

16. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / отв. ред. Ю. М. Забродин, Е. В. Шорохо-ва. - М., 1984.

17. Меерсон Ф. 3. Адаптация, стресс и профилактика. -М., 1981.

18. Немчин Т. А. Состояния нервно-психического напряжения. - Л., 1983.

19. Никифоров Г. С. Надежность профессиональной деятельности. - СПб., 1996.

20. Психология здоровья / под ред. Г. С. Никифорова. -СПб., 2003.

21. Рыбников В. Ю. Психологическое прогнозирование надежности деятельности специалистов экстремального профиля: дис. ... д-ра психол. наук. - СПб., 2000.

22. СельеГ. Очерки об адаптационном синдроме. - М., 1960.

23. Сирота Н. А. Копинг-поведение в подростковом возрасте : дис. ... д-ра мед. наук. - Бишкек, 1994.

24. Сирота Н. А., Ялтонский В. М., Хажилина И. И., Ви-дерман Н. С. Профилактика наркомании у подростков: от теории к практике. - М., 2001.

25. СтолинВ. В. Самосознание личности. - М., 1983.

26. Ташлыков В. А. Психологическая защита у больных неврозами и с психосоматическими расстройствами. - СПб., 1997.

27. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы / пер. с англ. - М., 1993.

28. Фрейд3. Введение в психоанализ: лекции / пер. с нем. -М., 2003.

29. Ялтонский В. М. Копинг-поведение здоровых и больных наркоманией: дис. ... д-ра мед. наук. - СПб., 1995.

30. Folkman S., Lazarus R. S. An analysis of coping in a middle-age community sample // J. of Health and Soc. Behav. -1980. - Vol. 21.

31. Lazarus R. S. Psychological Stress and the Coping Process. - N.-Y., 1966.

32. LazarusR. S., Folkman S. Coping andAdaptation // The Hand Book of Behavioral Medicine / еds. W. D. Gentry. - N.-Y, 1984.

33. Moos R. H., Billings A. G. Conceptualizing and Measuring Coping Resources and Processes // Handbook of Stress / еds. L. Goldenberg, S. Breznits. - N.-Y., 1982.

34. Haan N. Coping and Defending: Processes of Selfenvironment Organization. - N.-Y., 1977.

КОРРЕКЦИЯ ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОГО СТРЕССА У ДЕТЕЙ

Ж. Ч. Цуциева

В статье рассматриваются психологические механизмы, результаты психодиагностики и психологической коррекции посттравматического стресса у детей - жертв террористического акта с массовой гибелью в Беслане. Особое внимание уделено исследованию ценностно-смысловой сферы и цветовых предпочтений у детей из группы заложников и очевидцев теракта.

Ключевые слова: террористический акт, посттравма-тическое расстройство, заложник, очевидец, психологические механизмы, цвет, эмоциональная реакция.

В последние годы отмечается повышенный интерес к исследованию феномена посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) у детей (2, 56-62). Это связано с ростом терроризма и частым вовлечением детей в террористические акты (как правило, в качестве заложников). Одним из основных критериев ПТСР согласно DSM-IV является наличие ситуации, кажущейся угрожающей или представляющей реальную физическую опасность для самого человека, окружающих его людей и вызывающей у него острый страх, переживание

беспомощности или ужаса. Таким образом, ПТСР является реакцией личности на стресс.

Как известно, формирование психологических проявлений ПТСР у лиц различных возрастных групп имеет специфику и связано с особенностями восприятия угрожающей ситуации (3, 14-35; 8). Такие психологические особенности у детей и подростков, как несформи-рованность психики, слабый волевой контроль эмоциональных и поведенческих реакций, сильное воздействие подкорковых структур на функциональное состояние ЦНС, обусловливают своеобразие феноменологии ПТРС, психологических и поведенческих реакций у лиц этой возрастной группы (2; 9).

Фобии, страхи, нарушения сна, эмоционально-вегетативные реакции, психическая напряженность приводят к нарушению поведения на социальном, межличностном и внутриличностном уровнях индивидуальности и составляют основу феноменологии посттравматичес-кого стрессового расстройства у детей и подростков (1; 2). Это проявляется в различных формах правонарушений, делинквентном поведении, низком уровне потребности достижений, низкой успеваемости в школе, межличностных конфликтах на всех уровнях (школьники, учителя, родители), нарушениях дисциплины, поведения и психических реакций.

Необычность поведения детей, жертв террористических актов и неприятие их социальным окружением усиливают агрессию подростков и усугубляют социально-психологическую адаптацию. В таких случаях крайне сложна диагностика признаков ПТСР, а ведь именно психологический уровень проявлений признаков ПТРС на поведенческом уровне может помочь в раннем выявлении ПТСР. Для этого должны быть разработаны диагностические критерии и шкалы оценок, и в данном направлении нами проводятся исследования.

Следовательно, феноменология клинико-психологических характеристик ПТРС у детей и подростков имеет специфические признаки. Особенности психологических реакций у детей и подростков с признаками ПТРС определяют необходимость разработки диагностических критериев и шкал оценок психологических проявлений ПТРС в данной возрастной группе. Совместно с врачами-пси-хиатрами мы проводим исследования, основу которых составляет опыт работы с детьми и подростками, пострадавшими в результате террористического акта в Беслане.

Исследование проводилось в октябре-декабре 2004 г. в Беслане и Владикавказе, и в феврале-марте 2005 г. в Санкт-Петербурге. Всего в исследовании участвовали 338 детей, из них 200 были обследованы во Владикавказе и Беслане. Все обследованные разделены на три группы: заложники, очевидцы и информированные.

В ходе исследования использовался психодиагностический комплекс, включавший биографическую анкету, рисуночный тест Р. Сильвера (рисуночный тест) для выявления особенностей когнитивной и эмоциональной сферы, шкалу семейной адаптации и сплоченности (FACES) Д. X. Олсана, Дж. Портнера, И. Лави для выявления семейной сплоченности и семейной адаптации, цветовой тест М. Люшера для выявления эмоциональных состояний и внутриличностных конфликтов, тест цветового отношения для выявления эмоциональных

компонентов отношения к значимым для человека людям и явлениям действительности, невербальный семантический дифференциал Бентера и Ла-Вое для выявления личностного смысла актуальных жизненных явлений, Тест лица для вышвления эмоциональных предпочтений в отношении себя и значимых окружающих, методику «Незаконченные предложения» для вышвления проблемных зон в системе личностных отношений к жизненным явлениям.

С целью создания доверительных отношений и положительной мотивации к участию в исследовании с каждым подростком проводилась предварительная индивидуальная встреча. После установления должного контакта подростку предлагался пакет методик для диагностики его состояния, системы отношений.

Исследование ценностно-смысловой сферы подростков, переживших террористическую ситуацию, показало, что понятия «терроризм» и «смерть» объединяются в сознании всех групп подростков в единую систему и отвергаются ими как несущие угрозу существованию собственного Я. Для всех групп подростков, и непосредственно переживших теракт, и очевидцев, и информированных, наибольшую ценность представляют семья и собственное Я. Это соответствует закономерностям психического развития в подростковом возрасте. Для подростков характерно сочетание реакции эмансипации, стремления к независимости и автономии с сохранением значимости семьи, ее традиций и межличностных отношений.

В структуре психотравмы подростков, независимо от степени включенности в психотравмирующую ситуацию, доминирующую позицию занимает смысл собственного Я. Степень включения в теракт обусловливает содержание смысла Я. Для заложников образ Я диссоциирован: непринятие себя сочетается с принятием целостности. В то же время собственное Я выглядит более позитивным, чем для информированных подростков. Такое отношение к себе свидетельствует о стрессогенном повышении самооценки. Подростки, вышившие в теракте, видевшие смерть и страдания, имеют полное право ощущать собственную уникальность, собственную самоценность.

В группе очевидцев образ Я отражает непринятие себя. Для информированных о теракте характерна высокая самоценность. Для подростков из группы заложников и очевидцев высокую смысловую значимость имела школа как место психотравмирующего события. Для группы заложников школа наполнена отрицательным смыслом и продолжает оставаться жизненной ценностью. Можно предположить, что такое отношение к школе связано с недавно пережитыми событиями. Подростки-заложники сохраняют доверие к людям, используют стремление соответствовать социальным нормам как способ преодоления тревоги.

Опыгг работы с детьми - жертвами террористического акта в Беслане показал, что эффективность психотерапевтического воздействия в посттравматических ситуациях во многом определяется наличием у детей и подростков эмоционального и социального ресурса в виде семьи. Для подростков семья объединяет в одно целое эти ресурсы. Именно поэтому смысл семьи у заложников и очевидцев хотя и менее насыщен, чем у информирован-

ных, но более целостен. Важно, что у заложников семья объединяется в один смысловой узел с жизнью, но противопоставляется будущему. Подобное противоречие может быть объяснено смертью родных и близких.

В контексте социального ресурса преодоления пост-травматических стрессовых расстройств следует отметить еще один результат проведенного исследования. Было установлено, что пережитый кошмар, связанный с террористическим актом, негативно не сказался на представлениях девушек-заложниц и очевидцев собыгтий о будущем, на отношении к себе как будущей матери, на желании иметь супруга и семью. Положительная эмоциональная реакция на контакт с детьми и беременность отражают включение психологических защит в преодолении психотравмирующей ситуации. Такая реакция девушек по отношению к материнству, естественно, обусловливается традициями осетинской культуры, культом ребенка в семьях.

Тонким индикатором психологического благополучия личности являются эмоциональные переживания (4-7). Результаты исследования показали, что у подрост-ков-заложников и очевидцев трагических событий сохранялось высокое эмоциональное напряжение даже спустя 2-4 месяца после произошедших событий. Об этом говорят рисунки подростков-заложников. В обобщенном виде результаты оценки рисунков детей представлены в табл.

Рисунки выполнялись темными красками, черными или коричневыми. Использование черного цвета в рисунках говорит о страхе, тревоге, стремлении протестовать, противостоянии тому, что происходит вокруг. Коричневый цвет ассоциируется с потребностью в здоровье, а также в уютном домашнем очаге. Серый цвет, который дети используют также довольно часто, отражает физическое и эмоциональное истощение, усталость (4).

Светлые краски - красные и желтые - в рисунках де-тей-заложников встречаются редко. Красный и желтый цвета имеют общие свойства - отражать активность человека в разных сферах жизни. Красный цвет связытается также с силой воли. Он символизирует интерес к окружающему миру, активность и независимость. Желтый цвет определяется как самопроизвольность, непосредственность. Он выражает целеустремленность, любознательность.

Рисуя, дети часто прибегали к жестким или беспо-рядочныш штрихам. Кроме того, в рисунках детей часто присутствовали животные, кошки, собаки, что говорит о потребности в помощи, поддержке.

На рисунках детей-заложников большое место отведено изображению людей. Это может свидетельствовать об их потребности в коммуникации и сохранении элементов доверия к людям. Кроме того, их рисунки отличаются изображением большого количества предметов, символизирующих материальные ценности человека, например легко-

вые автомобили, телевизоры и т. п. Такие рисунки могут говорить о потребности компенсации внутреннего эмоционального и физического дискомфорта за счет организации комфортной окружающей среды. В рисунках детей, только информированных о трагедии в Беслане, отмечается преобладание декоративных элементов. По мнению психологов, это может символизировать стремление детей соответствовать требованиям общества (4; 8; 9).

Результаты исследования показывают, что целостность эмоционального реагирования подростков-заложников нарушается, в связи с чем активизируются защитные механизмы. У подростков, ставших непосредственными свидетелями террористического акта, наблюдается снижение эмоционального фона, сочетающееся с противоречивостью эмоциональных реакций и активизацией защитных механизмов на коммуникативном уровне.

В группе информированных подростков активизация защитных механизмов связывается с недостаточной сфор-мированностью образа Я, с выраженной потребностью соответствовать социальным нормам и гиперсоциализацией.

Таким образом, результаты исследования позволяют понять психологические механизмы формирования посттравматического стрессового расстройства у детей -жертв террористического акта с массовой гибелью людей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. - 2-е изд. - М., 2000.

2. Кекелидзе 3. И., Портнова А. А. Посттравматическое стрессовое расстройство у детей и подростков // Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. -2002. - Т. 102. - № 12.

3. Краснянский А. Н. Посттравматическое стрессовое расстройство у участников военных конфликтов // Синапс. -1993. - №> 3.

4. Лосева В. К., Луньков А. И. Рассмотрим проблему...: Диагностика переживаний детей и взрослых по их речи и рисункам. - М., 1995.

5. Меновщиков И. Ю. Введение в психологическое консультирование. - 2-е изд., стереотип. - М., 2000.

6. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. Как давать и обретать душевное здоровье / пер. с англ. М. Будыниной, Г. Пимочкиной. - М., 2001.

7. ПушкаревА. Л., ДоморацкийВ. А., ГордееваЕ. Г. Пост-травматическое стрессовое расстройство: диагностика, психофармакотерапия, психотерапия. - М., 2000.

8. ТарабринаН. В., Лазебная Е. О. Синдром посттравма-тических стрессовых нарушений: современное состояние проблемы // Психологический журнал. - 1992. - Т. 13. - №» 2.

9. Тарабрина Н. В. Практикум по психологии посттравматического стресса. - СПб., 2001.

10. Тодд Дж., Богарт А. К. Основы клинической и консультативной психологии / пер. с англ. - Санкт-Петербург-Москва, 2001.

Таблица

Результаты исследования эмоциональных проявлений у детей, переживших террористический акт

Показатели Среднегрупповые значения и стандартное отклонение, баллы

заложники очевидцы

Эмоциональное содержание рисунков 6,78 ± 2,20 4,89 ± 1,71*

Наличие изображенной ценности 2,94 ± 1,10 2,11 ± 1,10

Наличие декоративных элементов 4,61 ± 1,70 6,00 ± 0,08*

Примечание. * - Р < 0,05.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.