Научная статья на тему 'Коррекция нарушений звукопроизношения как основа предупреждения нарушений письма у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией'

Коррекция нарушений звукопроизношения как основа предупреждения нарушений письма у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1004
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Макарова Светлана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Коррекция нарушений звукопроизношения как основа предупреждения нарушений письма у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией»

СТУДЕНЧЕСКОЕ НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО

КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ КАК ОСНОВА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА У ДОШКОЛЬНИКОВ С ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ

Макарова С. В.

На современном этапе развития образования острой становится проблема увеличения количества детей с псевдобульбарной дизартрией и, соответственно, проблема подготовки детей к обучению в школе, к обучению грамоте, в частности. Ведь от того как ребенок подготовлен к школе всем предшествующим периодом развития, будет зависеть успешность его адаптации, взаимоотношения с окружающими, вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи, его психологическое самочувствие.

Дошкольное детство - период, когда происходит общее развитие ребенка и закладываются важнейшие основы, фундамент этого развития. Определенное направление развития получают все стороны психики ребенка.

Проблема состояния звукопроизношения у детей с псевдобульбарной формой дизартрии является актуальной, потому что оно является основой для осуществления звукового анализа, механизмы которого участвуют в освоении процесса письма.

Проблема дизартрии давно интересует учёных и рассматривается ими в различных аспектах. Однако наиболее актуальной остаётся проблема легкой степени псевдобульбарной дизартрии у детей, которая рассматривалась различными авторами с разных позиций (И. Б.Карелина, Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова, Р. И. Мартынова, Л. В. Мелехова и др.).

Многими авторами также подтверждается тот факт, что в силу различных нарушений речевых и неречевых функций, существующих у детей с дизартрией ещё в дошкольном возрасте, при поступлении в школу могут возникнуть различные трудности при обучении грамоте, в частности при освоении процесса письма.

В связи с этим встает важная задача изучения готовности к обучению грамоте детей с псевдобульбарной формой дизартрии, а это в свою очередь, требует разработки и внедрения в практику новых педагогических приемов, которые позволят повысить эффективность подготовки к обучению грамоте данной категории детей.

Екатеринбург

Нами был проведен констатирующий эксперимент по определению уровня развития речевых и неречевых функций у детей с псев-добульбарной дизартрией. Исследования проводились в массовом дошкольном учреждении № 3 г. Тавды Свердловской области.

Во время констатирующего эксперимента было проведено комплексное логопедическое изучение с дополнительным исследованием психолого-педагогических особенностей детей дошкольного возраста подготовительной группы (6-7 лет).

При проведении обследования мы руководствовались методами обследования детей с нарушениями речи, предложенными Г. В. Чир-киной; 3. А. Репиной; тестами, рекомендованными Н. М. Трубниковой; методикой диагностики развития психических процессов, разработанной Р. С. Немовым. Приемы и методы обследования указанных выше авторов были использованы и адаптированы с учетом целей исследования и контингента обследуемых детей. Для анализа данных, полученных при обследовании, была разработана трехбалльная система оценки показателей по каждому из рассмотренных разделов данной работы.

Таким образом, по результатам констатирующего эксперимента можно сделать следующие выводы:

1. Анализ результатов изучения неречевых функций показал недостаточный уровень развития произвольного внимания (2 балла), снижены такие его характеристики, как переключение, распределение, объем, продуктивность, устойчивость. Развитие данной функции влияет на формирование всей речевой системы, на усвоение речевого материала в целом. Наиболее сформированными оказалась функциональные возможности кистей и пальцев рук (2,8 балла), зрительное восприятие (2,6 балла) Также был выявлен недостаточный уровень развития артикуляционной моторики (2,2 балла), пространственного гнозиса (2,3 балла).

2. Обследование состояния речевых функций выявило у 100 % детей нарушение звукопроиз-ношения: антропофонические, фонологические дефекты согласных звуков группы свистящих,

шипящих, соноров. Грубо страдает произношение звуков [р], [р'] (1,2 балла), у 6 детей (60%) - они отсутствуют. Произношение звуков [ж], [щ], [ц] сформировано у детей лучше (2,7 балла). На среднем уровне развития у всех детей находится фонематический слух (2,2 балла). Не справились с заданием на различение слов - паронимов 5 человек (50 %), 7 детей (70 %) допустили ошибки и исправили их с помощью взрослого при определении звука в названиях картинок и при повторении за логопедом слогового ряда. Также были отмечены незначительные трудности при обследовании активного, пассивного словарей, грамматического строя речи (2,8 балла).

3. В ходе анализа полученных результатов мы пришли к выводу о том, что на развитие речевых функций, в частности, фонетическую сторону, фонематический слух, активный и пассивный словари, грамматический строй оказывают большое значение состояние неречевых процессов: общая и мелкая моторика, состояние артикуляционного аппарата, психические

функции. Изучение состояния неречевых и речевых функций показало, что эти два процесса тесно взаимосвязаны в своём развитии. Все дети, которые участвовали в ходе экспериментальной работы (100 %), имеют взаимосвязи в развитии неречевых и речевых функций.

Данный анализ обуславливает выбор и применение приёмов в комплексной логопедической работе. Было определено содержание коррекционной логопедической работы, которое основывалось на структуре ведущего нарушения и вторично связанных с ним отклонений в развитии. В процессе данной работы осуществлялось динамическое изучение и оценка неречевых и речевых процессов. Обучающий эксперимент организовывался следующим образом: вся группа обследованных детей была разделена на две подгруппы по 5 детей - контрольную и экспериментальную; с обеими группами проводилась базовая вариация работы, то есть они обучались по программе данного массового дошкольного образовательного учреждения, но, не смотря на то, что программа обучения была одинаковая, с детьми экспериментальной группы работа все же организовывалась иначе: дополнительно с основной коррекционной работой использовались методы и приемы, подобранные с учетом результатов проведенного констатирующего эксперимента. Для дошкольников экспериментальной группы была спланирована комплексная коррекционная работа, которую мы разделили на два периода: подготовительный и, непосредственно, сама коррекционная лого-

педическая работа (основной этап). На подготовительном этапе в традиционную структуру логопедического занятия были включены дополнительные этапы, в содержание которых входили задания по развитию психических функций, что обусловлено взаимосвязью развития речевых и психических функций. Учитывая то, что произвольное внимание оказалось менее несформированным у детей (2 балла), то работе по его развитию уделялось особое внимание. Таким образом, на каждом из этапов в структуре логопедических занятий были включены упражнения, задания по развитию внимания. На данном этапе экспериментальная группа была разделена на три подгруппы в зависимости от того, произношение каких звуков у них нарушено (по данным констатирующего экперимента). В связи с этим, с помощью разработанных упражнений, приемов и методов проходила коррекция выявленных нарушенных звеньев как речевой, так и неречевой систем, что позволило оценить эффективность использования дополнительной коррекционной программы обучения и проследить динамику развития речевых и неречевых процессов.

С целью выявления эффективности разработанного содержания коррекционной работы было проведено итоговое обследование по методике констатирующего эксперимента, в ходе которого была отмечена положительная динамика у детей экспериментальной группы. Проанализировав полученные данные, можно пронаблюдать следующее: у детей экспериментальной группы прослеживалась положительная динамика в состоянии общей (на 45 %), мелкой (на 10 %), артикуляционной моторик (на 33 %); в состоянии пространственного гнозиса (на 36 %); зрительного восприятия (на 27 %); фонетической стороны речи (на 22 %) фонематической (на 45 %) и лексико-грамматической сторон речи (на 25 %). У детей контрольной группы отмечается положительная динамика только в состоянии звукопро-изношения (на 9 %), грамматического строя речи (на 1 %).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что разработанное и апробированное содержание коррекционной, логопедической работы дает эффективную динамику в развитии речевых и неречевых процессов.

Литература

1. Лурия, А. Р. Письмо и речь : Нейролингвистические исследования : Учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учебных заведений. - М. : Издательский центр «Академия», 2002. - 352 с.

2. Ткаченко, Т. А. В первый класс - без дефектов речи : методич. пособие. - СПб. : Детство - Пресс, 1999. - 112с.

3. Лопатина, Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами : Учебное пособие / под ред. Е. А. Логиновой. - СПб. : Изд-во «Союз», 2004. - 192 с.

4. Немов, Р. С. Психология : Учеб. для студ. Высш. пед. учеб. заведений : в 3 кн. - 4-е изд. - М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. - Кн. 3 : Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами статистики. - 640 с.

© С. В. Макарова, 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.