Научная статья на тему 'Коррекция когнитивных нарушений у детей на фоне приема витаминно-минеральных комплексов'

Коррекция когнитивных нарушений у детей на фоне приема витаминно-минеральных комплексов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
229
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОГНИТИВНЫЕ ФУНКЦИИ / ДОШКОЛЬНИКИ / ВИТАМИННО-МИНЕРАЛЬНЫЕ КОМПЛЕКСЫ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Артемова С. Ю., Хаустова И. Ю., Таранушенко Т. Е., Панфилова В. Н.

Изучено состояние когнитивных функций у детей с задержкой речевого развития и здоровых детей дошкольного возраста. Проведен сравнительный анализ интеллектуального развития, показано статистически значимое улучшение показателей психомоторной деятельности, зрительной и слуховой памяти, распределения и переключения внимания, мышления на фоне приема витаминно-минеральных комплексов «Мульти-табс Юниор» и «Джунгли».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Артемова С. Ю., Хаустова И. Ю., Таранушенко Т. Е., Панфилова В. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Correction of cognitive DISORDERS IN CHILDREN AGAINST A BACKGROUND OF VITAMIN AND MINERAL COMPLEX USE

The state of cognitive functions in children with speech delay and healhty children of preschool age was researched. The comparative analysis of mental development was done. The improvement of psychomotor activity, visual and aural memory, distribution and change-over of attention against a background use of vitamin and mineral complexes Multitabs junior and Junglewas revealed.

Текст научной работы на тему «Коррекция когнитивных нарушений у детей на фоне приема витаминно-минеральных комплексов»

© АРТЕМОВА С.Ю., ХАУСТОВА И.Ю., ТАРАНУШЕНКО Т.Е., ПАНФИЛОВА В.Н.

КОРРЕКЦИЯ КОГНИТИВНЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ НА ФОНЕ ПРИЕМА ВИТАМИННО-МИНЕРАЛЬНЫХ

КОМПЛЕКСОВ

С.Ю. Артемова, И.Ю. Хаустова, Т.Е. Таранушенко, В.Н. Панфилова Красноярская государственная медицинская академия, ректор - д.м.н., проф.

И.П. Артюхов;

кафедра детских болезней №1, зав. - д.м.н., проф. Т.Е. Таранушенко

Резюме. Изучено состояние когнитивных функций у детей с задержкой речевого развития и здоровых детей дошкольного возраста. Проведен сравнительный анализ интеллектуального развития, показано статистически значимое улучшение показателей психомоторной деятельности, зрительной и слуховой памяти, распределения и переключения внимания, мышления на фоне приема витаминно-минеральных комплексов «Мульти-табс Юниор» и «Джунгли».

Ключевые слова: когнитивные функции, дошкольники, витаминно-

минеральные комплексы.

Основными показателями, определяющими состояние когнитивных функций являются восприятие, память, внимание, сенсомоторная деятельность, аналитико-синтетические процессы [7, 8].

К числу управляемых факторов, формирующих высокий риск когнитивных дисфункций относится недостаточное питание. Это касается в первую очередь употребления микронутриентов (витаминов и эссенциальных микроэлементов), которые крайне необходимы для созревания морфофункциональных структур мозга и их работы. Согласно доступным литературным данным, обеспеченность детей витаминами и минералами значительно ниже физиологических потребностей, что отрицательно

сказывается на росте, нервно-психическом и когнитивном развитии [4]. В группу риска развития микронутриентной недостаточности относят детей в критические периоды роста, в том числе дошкольники 5-7 лет [2, 7]. Приоритетная роль отводится в первую очередь дефициту йода, железа, цинка, магния [3]. Витамины группы А, В, Е, С, Вс (фолиевая кислота) участвуют в осуществлении регуляции антиоксидантного баланса в центральной нервной системе. Витамин В1 активно участвует в проведении нервного импульса, а витамин В6 непосредственно участвует в биосинтезе важнейших нейромедиаторов (дофамина, адреналина, норадреналина, гистамина и др.). Дисбаланс нейромедиаторов считается одной из наиболее вероятных патофизиологических основ для развития неврологических нарушений у детей, в том числе синдрома дефицита внимания и гиперактивности, снижения у детей способности к обучению [4].

Несмотря на то, что риск гиповитаминозов вполне реален и серьезно угрожает здоровью детей, биологическое значение микронутриентов не всегда учитывается в педиатрической практике. В то же время изобилие витаминных, минеральных и витаминно-минеральных комплексов в аптеках не облегчает врачу выбор препарата, не отвечает на вопрос: « Когда, почему и что из имеющегося ассортимента лекарственных средств необходимо назначать?»

Целью настоящего исследования была оценка динамики когнитивных функций у здоровых детей, посещающих типовой детский сад, на фоне применения витаминно-минерального комплекса «Мульти-табс Юниор», а так же исследование влияния витаминно-минерального комплекса «Джунгли» на состояние ведущих составляющих когнитивных функций у детей дошкольного возраста с задержкой речевого развития.

Материалы и методы

Обследовано 84 ребенка. Из них 60 (71,4%) - из типовых детских садов городов Красноярска и Зеленогорска (средний возраст 5,1±0,6 лет), а так же

24 (28,6%) ребенка с задержкой речевого развития (средний возраст 5,0±0,6 лет) с различными моторными и речевыми нарушениями, которые посещали специализированный логопедический детский сад г. Красноярска (дети не имели грубых отклонений в интеллектуальном статусе).

Методом слепой рандомизации были сформированы 4 группы: I (целевая) состояла из 30 (35,7%) здоровых детей, которым назначался витаминно-минеральный комплекс «Мульти-табс Юниор» ежедневно по 1 жевательной таблетке в течение 60 дней; II (контрольная) - 30 (35,7%) здоровых детей, не получавшие витамины и микроэлементы; III включала 12 (14,3%) детей с задержкой речевого развития, которые принимали другой витаминно-минеральный комплекс «Джунгли» по 1 таблетке один раз в день после еды, курсом два месяца; IV (сравнительная) - 12 (14,3%) детей с задержкой речевого развития, но не получавших данной терапии.

Обследование включало нейропсихологическое тестирование с оценкой следующих когнитивных функций: объем памяти, распределение и переключение внимания, зрительно-моторная координация и способность к мышлению. Использовалась общепринятая методика описанная А.Р. Лурия и Л.В. Занковым. Эффективность проведенных реабилитационных мероприятий оценивалась в динамике до начала исследования и через 2 месяца, сразу после завершения витаминопрофилактики. Когнитивные функции оценивались индивидуально для каждого ребенка по 10 бальной шкале в первую половину дня.

Сравнительный статистический анализ выполнен с использованием пакета лицензионной программы Вюв1а1;1в11св у.4.03. Проанализирована статистическая значимость межгрупповых различий у здоровых детей, получавших «Мультитабс Юниор», а также у детей с задержкой речевого развития, принимавших витаминно-минеральный комплекс «Джунгли».

Достоверность различий в группах оценивали по критерию 1 Стьюдента. Нижней границей достоверности принят уровень р=0,05 (*< 0,05; **< 0,01; ***< 0,001). Учитывалась динамика среднего балла при тестировании

каждого из вышеперечисленных когнитивных показателей, а также количественное распределение детей с положительными результатами тестирования.

Результаты и обсуждение

Проведение 2-месячной терапии «Мульти-табс Юниор»

сопровождалось улучшением в целом показателей психомоторной деятельности, зрительной и слуховой памяти, распределения и

переключения внимания, мышления. Показаны статистически значимые различия (р=0,002) при оценке психомоторного развития (тест «копирование рисунка») в динамике среднего балла, который в целевой группе составил до проведения исследования 7,8±0,2 баллов, а после - 9,0±0,2, соответственно во II (контрольной) - 7,8±0,2 и 8,2±0,1 балла (табл. 1).

Распределение детей с положительными результатами тестирования между I и II группами отметило следующие различия. Так, в 73,3% случаев у 22 детей целевой (I) группы статистически значимо улучшились показатели психомоторной деятельности по результатам теста «копирование рисунка» (р=0,004). При этом в контрольной (II) группе только одна треть - 10 (33,3%) детей показали положительную динамику (табл.1). Улучшение внимания по результатам теста «корректурная проба» отмечалось у 22 (73,3%) детей I группы, при этом во II, среди не получавших витамины, только в 66,6% случаев наблюдалась положительная динамика (табл. 2). По результатам теста «10 слов» отмечено улучшение объема и темпов краткосрочной слухоречевой памяти в целевой группе у 27 из 30 (90,0%) детей, тогда как в контрольной - всего у 24 из 30 (80,0%) (табл. 3). Распределение детей с положительными результатами тестирования на фоне приема витаминноминерального комплекса «Мульти-табс Юниор» при оценке мышления, слуховой и отсроченной памяти не установили различий между этими группами (р>0,05).

Таблица 1

Распределение показателей психомоторного развития и внимания детей на фоне _________________________приема «Мульти-табс Юниор»_______________________________

Группы Число детей Структура признаков у детей с положительными результатами тестирования

Копирование рисунка Рисунок человека Корректурная проба 10 картинок

п % п % п % п %

I 30 22 73,3±1,8 16 53,3±1,7 22 73,3±1,8 18 60,0±1,6

II 30 10 33,3±1,6 * * 9 30±1,5 20 66,6±1,6 19 63,3±1,6

Примечание: достоверность различий представлена в сравнении с контрольной группой

Таблица 2

Характеристика показателей психомоторного развития и внимания детей на фоне __________________________приема «Мульти-табс Юниор»______________________________

Группы Число детей Показатели среднего балла при тестировании в динамике (М±т) до и после лечения

Копирование рисунка Рисунок человека Корректурная проба 10 картинок

до после до после до после до после

I 30 7,8±0,2 9,0 ±0,2* * 6,7±0,3 7,7±0,3 1,9±0,2 3,0±0,2 6,7±0,3 8,0±0,3* *

II 30 7,8±0,2 8,2±0,1 6,6±0,2 7,0±0,3 2,3±0,3 3,5±0,2 8,0±0,3 8,1±0,3

Примечание: достоверность различий представлена в сравнении с данными до лечения.

Таблица 3

Группы Число детей Структура признаков у детей с положительными результатами тестирования

Зрительная Механическая Слуховая Немедленная Отсроченная

п % п % п % п % п %

I 30 19 63,3±1,6 11 36,6±1,6 14 46,6±1,7 27 90,0±1,0 20 66,6±1,6

II 30 21 70,0±1,5 10 33,3±1,6 14 46,6±1,7 24 80,0±1,3 20 66,6±1,6

Примечание: достоверность различий представлена в сравнении с контрольной группой

При анализе состояния когнитивных функций у детей с задержкой речевого развития на фоне приема препарата «Джунгли» отмечено статистически значимое улучшение психомоторного развития и внимания. Положительная динамика наблюдалась по результатам теста «рисунок человека» в Ш группе в 66,6% случаев, в IV (сравнительной) - лишь в 8,3% случаев (р=0,001); по тесту «корректурная проба» - в 66,6% в целевой по отношению к 8,3% в группе сравнения, не получавшей витамины (р=0,01) (табл. 4). При оценке внимания по результатам теста «корректурная проба» выявлены статистически значимые различия также в динамике среднего балла. У детей целевой группы средний балл до витаминотерапии составил 1,9±0,2, а после лечения - 2,8±0,3 балла (р=0,01), тогда как в IV - повысился лишь с 2,0±0,2 до 2,3±0,2 (табл. 5). На фоне витаминотерапии «Джунгли» статистически значимо улучшилась слуховая память в 66,6% у детей Ш

группы, против 16,6% - в IV (р=0,03) (табл. 6). Средний балл в целевой группе составил до лечения 8,0±0,5, после 9,5±0,2 (р=0,002), а в IV - имел не значимое повышение с 8,5±0,2 до 8,8± 0,3 (табл. 7). Обнаружены существенные различия в динамике среднего балла также при оценке немедленной памяти и мышления. По результатам теста «10 слов» средний бал в Ш группе повысился с 34,6 ±1,9 до 46,5±2,8 (р=0,04), в IV -соответственно с 28,2±3,7 до 34,7±3,7 (р>0,05) (табл. 7). По тесту «собери рисунок» у детей целевой группы этот показатель значимо увеличился с 7,4 ±0,7 до 9,2±0,3 баллов (р=0,006), среди не получавших «Джунгли» - лишь с 4,2±0,1 до 4,4±0,2 (р>0,05). Тест «невербальная классификация» показал существенную динамику среднего бала на фоне витаминотерапии от 7,8±0,4 до 9,4±0,3 (р=0,02), а в IV (сравнительной) имел только тенденцию к повышению - с 5,5±0,6 до 6,0±0,7 (табл. 8).

Таблица 4

Распределение показателей психомоторного развития и внимания детей на фоне _______________________________приема «Джунгли»___________________________________

Группы Число детей Структура признаков у детей с положительными результатами тестирования

Копирование рисунка Рисунок человека Корректурная проба 10 картинок

.п % п % п. % п %

Ш 12 10 83,3±1,7 8 66,6±3,9 8 66,6±3,9* 9 75,0±3,6

IV 12 6 50,0±4,1 1 8,3±2,4* * 1 8,3±2,4 6 50,0±4,1

Примечание: достоверность различий представлена в сравнении с контрольной группой

Таблица 5

Характеристика показателей психомоторного развития и внимания детей на фоне ________________________________приема «Джунгли»__________________________________

Группы Число детей Показатели среднего балла при тестировании в динамике (М±т) до и после лечения

Копирование рисунка Рисунок человека Корректурная проба 10 картинок

до после до после до после до после

Ш 12 7,8±0,2 9,0±0,2 6,5±0,5 7,4±0,2 1,9±0,2 2,8 ±0,3 * 6,2±0,3 6,3±0,3

IV 12 7,0±0,5 8,1±0,4 5,9±0,7 6,9±0,6 2,0±0,2 2,3±0,1 6,9±0,4 7,3±0,3

Примечание: достоверность различий представлена в сравнении с данными до лечения.

Таблица 6

Распределение показателей памяти детей на фоне приема «Джунгли»__________________

Группы Число детей Структура признаков у детей с положительными результатами тестирования

Зрительная Механическая Слуховая Немедленная Отсроченная

п % п % п % п % п %

Ш 12 9 75,0±3,6 5 41,6±4,0 8 66,6±3,9 * 11 91,6±2,4 10 83,3±1,7

IV 12 8 66,6±3,9 3 25,0±3,6 2 16,6±3,0 11 91,6±2,4 10 83,3±1,7

Таблица 7

Характеристика показателей памяти детей на фоне приема «Джунгли»

Группы Число детей ) Показатели среднего балла при тестировании в динамике (М±т) до и после лечения

Зрительная Механическая Слуховая Немедленная

до после до после до после до после

Ш 12 6.0±0,5 7,3±0,5 3,6±0,2 4,0±0,2 8,0±0,5 9,5 ±0,2** 34,6±1,9 46,5±2,8**

IV 12 5,0±0,5 6,0±0,4 3,5±0,3 3,8±0,3 8,5±0,4 8,8±0,3 28,2±3,7 34,7±3,7

Примечание: достоверность различий представлена в сравнении с данными до лечения.

Таблица 8

Характеристика показателей мышления детей на фоне приема «Джунгли»

Группы Число Показатели среднего балла при тестировании в динамике (М±т) до и после лечения

детей 4-й лишний Собери Невербальная Невербальная

рисунок аналогия классификация

до после до после до после до после

Ш 12 6,9±1,0 8,4±0,8* 7,4±0,7 9,2±0,3* 7,6±0,6 9,4±0,4 7,8±0,4 9,4±0,3**

IV 12 7,5±0,7 8,2±0,4 4,2±0,1 4,4±0,2 5,8±0,6 8,0±0,8 5,5±0,6 6,0±0,7

Примечание: достоверность различий представлена в сравнении с данными до лечения.

Таким образом, назначение детям дошкольного возраста витаминноминерального комплекса «Мульти-табс Юниор» позволило статистически значимо улучшить показатели когнитивных функций (p<0,05).

У детей с задержкой речевого развития, проведение 2-месячной терапии «Джунгли» сопровождалось статистически значимым улучшением состояния когнитивных функций, включая психомоторное развитие, зрительную и слухоречевую память, устойчивость и переключаемость внимания (p<0,05). Выявленная динамика основных показателей когнитивных функций у дошкольников на фоне приема витаминноминеральных комплексов «Джунгли» и «Мульти-табс Юниор» позволяет рекомендовать препарат в организованных коллективах для сохранения, улучшения и коррекции психического и соматического здоровья детей.

CORRECTION OF COGNITIVE DISORDERS IN CHILDREN AGAINST A BACKGROUND OF VITAMIN AND MINERAL COMPLEX USE

S.YU. Artemova, I.YU. Haustova I.E. Taranushenko, V.N. Panfilova Krasnoyarskaya state medical academy The state of cognitive functions in children with speech delay and healhty children of preschool age was researched. The comparative analysis of mental

development was done. The improvement of psychomotor activity, visual and aural memory, distribution and change-over of attention against a background use of vitamin and mineral complexes “Multitabs junior” and “Jungle”was revealed.

Литература

1. Щеплягина Л. А., Маслова О.И. Микронутриенты и показательные способности детей - возможности коррекции // Рос. педиатр. журнал. -2004. - № 1. - С. 52-54.

2. Захарова И.Н., Скоробогатова Е.В. Дефицит витаминов у детей: современные возможности коррекции // Педиатрия (приложение к журналу «Consilium medicum»). - 2004. - Т. 06. - № 3. - htm.

3. Ребров В.Г., Громова О.А. Витамины и микроэлементы. - М.: «АЛЕВ-В», 2003. - С. 9-13.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Баранов А. А. Щеплягина Л. А. Состояние здоровья детей как фактор национальной безопасности // Рос. педиатр. журнал. - 2005. - № 2. - С. 4-8.

5. Лурия А.Р., Занков Л.В. Методическое пособие по психодиагностике детей дошкольного возраста. - М. - 1996. - 210 с.

6. Циркин С.Ю. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. - СПб.: Питер, 1999. - 102 с.

7. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. - М. - 1973. - 376 с.

8. Холодная М.А. Психология интеллекта. - СПб.: Питер, 2002. - 68 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.