образом, в клинике неманифестной приступообразной шизофрении с аффективными расстройствами по типу монополярной депрессии, биполярной и смешанной аффективной структуры, монолокальные ПТС оказались присущи мужскому полу, напротив, нарастание степени их генерализации (би- и полилокальные ПТС) являются прерогативой женского пола. Достоверных различий в степени генерализации ПТС в зависимости от типа течения неманифестной приступообразной шизофрении, также как от тяжести депрессии среди изученного контингента больных (п=39) выявлено не было.
В заключении отметим свойственную неманифестной шизофрении значительную представленность ПТС на актуальном этапе течения с картиной монополярной
депрессии, биполярного и смешанного аффективного расстройства. При этом монолокальных ПТС с локализацией в одном органе или анатомо-физиологической системе оказалось существенно больше по сравнению с би- и полилокальным их вариантом. В подавляющем числе наблюдений ПТС имели церебральную локализацию, значительно реже — торакальную, область ро-тоносоглотки, спины и позвоночника. У большинства больных близкими по частоте оказались ПТС в виде се-нестоалгий и сенестопатий, значительно реже выявлялись алгии и сенестезии, в единичных наблюдениях — парестезии. Правилом является сочетанное проявление различных типов ПТС в рамках моно-, би- и полокаль-ной степени их генерализации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Басов А.М. Сенестопатическая шизофрения (клиника, терапия, реабилитация): автореф. дис. ... канд. мед. наук. — М., 1981. — 20 с.
2. Буренина Н.И. Патологические телесные сенсации // Журн. неврологии и психиатрии им.С.С.Корсакова. 1997. — №5. — С.12-19.
3. Гутенева Т.С. Клинико-психопатологические особенности сенестопатических расстройств при шизофрении: дисс. канд. мед. наук. — М., 1981. — 177с.
4. Давтян Е.Н., Давтян С.Э. К эволюционной модели сенестопатических расстройств. // Журн. неврологии и психиатрии им. С.С.Корсакова. — М., 2010. — 110. №3. — С.66-76.
5. Жмуров В.А. Психопатология — М.: Медицинская книга, Нижний Новгород: Издательство НГМА, 2002. — 668с.
6. Иванова Л.А. Депрессия с патологическими телесными сенсациями // Журн. неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. — 2006. — №8. — С.26-30.
7. Колюцкая Е.В. Типология обсессивно-фобических расстройств при шизофрении. // Журн. неврологии и психиатрии им С.С. Корсакова. — М., 2002. — №2. — С.27-33.
8. Павличенко А.В. Множественные тревожно-фобические и обсессивно-компульсивные расстройства при шизофрении. //Соц. и клин. психиатрия. — М., 2007. — №2. — С.33-37.
9. Реброва О.Ю. Статистический анализ медицинских данных. Применение пакета прикладных программ STATISTICA. — М.: МедиаСфера, 2002. — 321с.
10. Смулевич А.Б. Депрессии при соматических и психических заболеваниях — М.: Медицинское
информационное агентство, 2003. — 432 с.
11. Смулевич А.Б. К психопатологической характеристике вялотекущей шизофрении. // Журн. неврологии и психиатрии им С.С.Корсакова. М., 2009. — № 11 . — С.4-15.
12. Смулевич А.Б., Волель Б.А. Вялотекущая ипохондрическая шизофрения. // Психиатрия и психофармакотерпия. — М., 2009. — Т.11. №1. — С.4-9.
13. Смулевич А.Б., Дубницкая Э.Б. К построению димен-сиональной ритмологической модели депрессии // Журн. неврологии и психиатрии им.С.С.Корсакова. — 2010. — №1. — С.4-10.
14. Собенников В.С. Шизофрения с ипохондрической симптоматикой в инволюционном периоде: автореф.дис....канд. мед.наук. — М., 1988. — 20 с.
15. Стоименов Й.А., Стоименова М.Й., Коева П.Й. и др. Психиатрический энциклопедический словарь — Киев: МАУП, 2003. — 1200 с.
16. Суворов А.К. Диагностическое и прогностическое значение соматопсихических ощущений (сенестопатий) при различных типах депрессий: автореф.дис....канд.мед.наук. — М., 1983. — 16 с.
17. Тиганов А.С., Снежневский А.В., Орловская Д.Д. и др. Руководство по психиатрии. / Под ред. А.С. Тиганова. — В 2 т. Т.1. — М.: Медицина, 1999. — 712 с.
18. Huber G. Die coenasthetische Schizophrenie // Fortschr. Neurol. Psychiat. — 1957. — V.25. — Р491-520.
19. Jahrreeiss W. Das hypochondrische denken // Arch. Psychiat. Nerv. — 1930. — 92. — Р 45-823.
Информация об авторах: 664079, г.Иркутск, м-р Юбилейный, 100, ИГИУВ, кафедра психиатрии, тел/факс: (3952) 46-45-68, е-шаИ:ЬоЬгоу_1гки1:8к@гашЫег.ги Иванова Людмила Александровна — ассистент кафедры, к.м.н.,
Бобров Александр Сергеевич — заведующий кафедрой, д.м.н., профессор,
Павлова Оксана Николаевна — заочный аспирант.
© РОЖКОВА М.Ю., СТАРОДУБЦЕВ A.B. — 2011 УДК 616.89-008.454:616.895.8
НЕЙРОКОГНИТИВНОЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ПАЦИЕНТОВ, ПЕРЕНЕСШИХ МАНИФЕСТНЫЙ ПРИСТУП ШИЗОАФФЕКТИВНОГО РАССТРОЙСТВА И ПАРАНОИДНОЙ ШИЗОФРЕНИИ
Марина Юрьевна Рожкова, Анатолий Васильевич Стародубцев (Иркутский государственный институт усовершенствования врачей, ректор — д.м.н., проф. В.В. Шпрах, кафедра психиатрии, зав. — д.м.н., проф. А.С.Бобров, кафедра неврологии, зав. — д.м.н., проф. В.В. Шпрах)
Резюме. Проведен сравнительный анализ нейрокогнитивного функционирования среди больных, перенесших манифестный приступ шизоаффективного расстройства и приступ параноидной шизофрении. Использовался комплекс программ психофизиологического тестирования: корректурная проба, таблицы Шульте, тест Бентона, Лурия, Равенна, красно-черные таблицы. Исследование проведено в целях выяснения степени концентрации, устойчивости, переключаемости, распределения и объёма внимания; характеристики работоспособности и её зависимости от силы возбудительного и тормозного процессов; исполнительных функций; вербальной зрительной и слуховой памяти; уровня интеллектуального развития; формально-логических способностей мышления. Выявлено более благоприятное нейрокогнитивное функционирование у пациентов, перенесших манифестный приступ шизоаф-фективного расстройства по сравнению с приступом параноидной шизофрении.
Ключевые слова: шизоаффективное расстройство, шизофрения, нейрокогнитивное функционирование.
NEUROCOGNITIVE FUNCTIONING OF PATIENTS WITH MANIFEST ATTACK OF SCHIZOAFFECTIVE DISORDER AND PARANOID SCHIZOPHRENIA
M. Yu. Rozhkova, A. V. Starodubtsev (Irkutsk State Institute for Postgraduate Medical Education)
Summary. The comparative analysis of neurocognitive function among patients with manifest attack of schizoaffective disorder and paranoid schizophrenia has been conducted. We used the programs of psycho-physiological testing: a proof test, the table Schulte, Benton test, Luria test, Ravenna test, red-black table. The study was conducted to ascertain the degree of concentration, persistence, switchable, distribution and amount of attention, workability characteristics and its dependence on the strength of stimulating and inhibitory processes, executive functions, verbal visual and auditory memory, level of intellectual development, formal logical thinking ability. It was revealed that the more favorable neurocognitive functioning in patients with manifest attack of schizoaffective disorder, compared with paranoid schizophrenia.
Key words: schizoaffective disorder, schizophrenia, neurocognitive functioning.
Когнитивные расстройства при шизофрении и заболеваниях шизофренического спектра включают расстройства краткосрочной и отсроченной памяти, вербальной и невербальной памяти, концентрации и переключаемости внимания, замедление скорости речи и письма, скорости ответа, а также психомоторную заторможенность, нарушения исполнительных функций [15, 11].
Типичный “когнитивный профиль” больных шизофренией, представляющий собой усредненные показатели различных нейрокогнитивных тестов, характеризует: нормальный или близкий к норме результат теста на чтение; нижний предел нормы тестов, оценивающих простые сенсорные, речевые и моторные функции; снижение примерно на 10 баллов от нормы интеллектуального коэффициента по методике Векслера (^); снижение на 1,5-3 стандартных отклонения показателей тестов по оценке памяти и более сложных моторных, пространственных и лингвистических заданий; крайне низкие результаты тестов на внимание и тестов, проверяющих проблемно-решающее поведение [7].
Уровень нейрокогнитивного функционирования не зависит от степени выраженности и качества психопатологической позитивной симптоматики, но коррелирует с выраженностью негативных расстройств [8]. Современные исследования демонстрируют выраженную зависимость между уровнем когнитивного поражения при шизофрении и социальным дефицитом, а также функциональным исходом таких больных [2, 5, 6, 10, 13]. Обсуждается взаимосвязь между личностью, продуктивными/ негативными симптомами и нейро-когнитивными функциями у пациентов с шизофренией и шизоаффективным расстройством [14].
Применение атипичных антипсихотиков уменьшает выраженность не только продуктивных и негативных симптомов, но и дефицит познавательных функций [2, 1].
Пациенты с первым приступом шизофрении/ ши-зоаффективного расстройства демонстрируют дефицит исполнительных функции, снижение скорости обработки и вербальной памяти [12]. Сравнение нейроког-нитивных функций у пациентов с ранним началом шизофрении и шизоаффективного расстройства выявило различие между группами по уровню ^ и основных исполнительных навыков [9]. Исследование нейроког-нитивного статуса (зрительно-пространственной и зрительно-моторной координации) может использоваться для дифференцирования шизоаффективного расстройства от шизофрении [16].
Цель исследования: сравнительный анализ нейро-когнитивного функционирования среди больных, перенесших манифестный приступ шизоаффективного расстройства и приступ параноидной шизофрении.
Материалы и методы
Изучены 41 пациент с манифестным приступом шизоаффективного расстройства (ШАР) по МКБ-10 (Б25). По полу: женщин — 32, мужчин — 9; средний возраст к
моменту настоящего исследования составляет 29,7±1,5 лет. Группу сравнения составили 25 пациентов (женщин — 18, мужчин — 7), перенесшие манифестный приступ параноидной шизофрении (F20.0). Пациенты находились на лечении в Иркутской областной клинической психиатрической больнице №1.
Все больные подписывали форму добровольного информированного соглашения на участие в данном исследовании. При этом соблюдались все требования Хельсинской декларации Всемирной медицинской ассоциации.
Возраст больных варьировал от 18 до 50 лет. Средний возраст манифеста заболевания среди пациентов с ШАР составил 29,7±1,5 лет, что статистически значимо (р<0,01) отличается от пациентов, перенесших манифестный приступ параноидной шизофрении — 24,4±1,4 лет.
Пациенты с ШАР отличались более высоким уровнем образования по сравнению с пациентами шизофренией: достоверно чаще выявлялись лица с высшим образованием (43,9% и 12,0% соответственно, р<0,003), незаконченное высшее образование — 29,3%, среднее специальное — 21,9%, в единичных наблюдениях среднее общее образование — 4,9%.
Пациенты с ШАР в сравнении с параноидной шизофренией на момент обследования достоверно чаще (56,1% и 16,0% соответственно, р<0,001) продолжали трудовую деятельность, реже признавались инвалидами 2 группы (9,7% и 40,0% соответственно, р<0,001). Следует отметить, что среди работающего контингента пациентов, перенесших манифестный приступ ШАР (n=23), устойчивый профессиональный статус с сохранением постоянного места работы более трех лет наблюдался у 69,6%, в 30,4% отмечался непродолжительный опыт работы по специальности (от нескольких месяцев до 3-х лет) с частыми сменами мест работы.
Пациенты с ШАР в сравнении с шизофренией имели более стабильный семейный статус: статистически значимо чаще состояли в браке (43,9% и 4,0% соответственно, р<0,0001) и имели детей (53,7% и 24,0% соответственно, р<0,008); проживали с супругом и детьми (36,6% и 4,0% соответственно, р<0,001), реже с родителями (43,9% и 80,0% соответственно, р<0,001).
Исследование нейрокогнитивного функционирования проводилось после этапа купирующей терапии ан-типсихотиками в адекватных терапевтических дозах через 8-12 недель от начала терапии. Использовался комплекс программ психофизиологического тестирования «Spike-Test 2.5» (В.В. Потапов, А.В. Стародубцев, 2006): корректурная проба, таблицы Шульте, тест Бентона, Лурия, Равенна, красно-черные таблицы. Целью исследования было определение степени концентрации, устойчивости, переключаемости, распределения и объема внимания; характеристики работоспособности и её зависимости от силы возбудительного и тормозного процессов; состояния исполнительных функций; сохранность вербальной зрительной и слуховой памяти; уровня интеллектуального развития; формальнологические способности мышления.
Статистическая обработка осуществлялась при помощи расчета 1-критерия Стьюдента. Критический уровень значимости при проверке гипотез р=0,05.
Результаты и обсуждение
Исследование степени концентрации и устойчивости внимания проводилось с использованием корректурной пробы [3]. Важным показателем корректурной пробы является характеристика качества и темпа выполнения. Применялись специальные бланки с рядами расположенных в случайном порядке цифр. Испытуемый просматривал ряд и вычеркивал определенные указанные в инструкции цифры. Результаты пробы оценивали по количеству пропущенных (незачеркнутых) цифр, времени выполнения заданного количества строк. Характеристика качества и темпа выполнения выражалась числом проработанных строк и количеством допущенных ошибок за каждые 30- или 60-секундные интервалы работы. Методика использовалась для оценки темпа психомоторной деятельности, работоспособности и устойчивости к монотонной работе, требующей постоянного сосредоточения внимания.
Группа пациентов с манифестным приступом ши-зоаффективного расстройства характеризовалась более высокими показателями степени концентрации и устойчивости внимания по сравнению с пациентами, перенесшими манифестный приступ параноидной шизофрении. Выявлены статистически значимые различия среднего значения общего времени при выполнении корректурной пробы (471,5±24,4 и 618±59,1, соответственно р<0,005). Статистически значимые различия отсутствовали в результатах показателей среднего значения индекса утомляемости и ошибок при выполнении корректурной пробы.
Объем внимания, скорость ориентировочнопоисковых движений взора, подвижность основных нервных процессов, переключаемость внимания, работоспособность в условиях активного выбора информации и её зависимость от силы возбудительного и тормозного процессов исследовали с помощью таблиц Шульте. Определялось время выбора испытуемым по порядку цифр от 1 до 25 в пяти квадратах, с вычислением среднего времени поиска цифр в каждом квадрате.
У пациентов с манифестным приступом шизоаф-фективного расстройства по сравнению с пациентами, перенесшими манифестный приступ параноидной шизофрении, отмечено уменьшение среднего значения времени (с) при выполнении второй (82,1±5,8 и 109,1±9,4, соответственно р<0,004) и четвертой таблицы Шульте (81,6±5,7 и 98,1±9,3, соответственно р<0,04). Статистически значимые различия отсутствовали в результатах показателей среднего значения времени при выполнении первой и третьей таблицы Шульте и ошибок во всех таблицах.
Усложненное исследование переключаемости и распределения внимания, исполнительных функций проводилось с помощью модифицированной Ф.Д. Горбовым таблиц Шульте (красно-черные таблицы). Исследование проводилось в три этапа с помощью специальных бланков, на которых изображены 25 красных и 24 черных числа. Испытуемый вначале находил черные числа в порядке возрастания, затем красные числа в порядке убывания. На третьем этапе попеременно находил черные числа в возрастающем и красные — в убывающем порядке. В ходе проведения теста учитывалось время выполнения каждой серии и ошибки (пропуск числа, повторение числа дважды). Время выполнения третьего задания не равно сумме времени, затраченного на выполнение 1-го и 2-го (часть времени уходило на переключение внимания и оперативное удержание в памяти только что названных чисел). Разница между двумя временными показателями является временем переключения внимания с одного ряда чисел на другой. Чем меньше эта разница, тем лучше переключение внимания.
Пациенты с манифестным приступом щизоаффек-тивного расстройства по сравнению с параноидной шизофренией характеризовались более высокими показателями переключаемости, распределения внимания и исполнительных функций. Отмечены статистически значимые различия показателя среднего значения времени (сек) при выполнении первой (112,7±9,2 и 137,1±14,4, соответственно р<0,05) и третьей части данного теста (461,7±35,4 и 590,3±66,3, соответственно р<0,04). Не выявлено статистически значимых различий показателя времени при выполнении второй части теста, а также среднего значения полученных ошибок во всех таблицах.
Тест Бентона использовался для исследования зрительной памяти, непосредственной репродукции, пространственного восприятия рисунков различных форм. Пациенты с шизоаффективным расстройством по сравнению с параноидной шизофренией показали более высокие результаты при выполнении теста с статистически значимыми различиями по среднему показателю набранного количества баллов (5,8±0,3 и 3,8±0,3, соответственно р<0,001) и общему количеству ошибок (5±0,4 и 7,9±0,4, соответственно р<0,001) (табл. 1).
Таблица 1
Сравнительные показатели выполнения Теста Бентона
Показатель среднего значения Шизоаффективное расстройство (п=41) Параноидная шизофрения (п=25) Статистические различия(р<)
Баллы 5,8±0,3 3,8±0,3 0,001
Ошибки 5±0,4 7,9±0,4 0,001
Тест на запоминание 10 слов по А.Р. Лурия направлен на изучение вербальной зрительной и слуховой памяти (табл. 2). Данная методика запоминания 10 слов, не связанных по смыслу, показывала способность к непосредственному краткосрочному или долговременному, произвольному и непроизвольному запоминанию.
Таблица 2
Сравнительные показатели выполнения теста на изучение вербальной зрительной и слуховой памяти
Показатель среднего значения Шизоаф- фективное расстройство (п=41) Параноидная шизофрения (п=25) Статистические различия (р<)
Вербальная зрительная память
Попытки 2,9±0,2 3,7±0,3 0,02
Баллы 8,1 ±0,2 7,6±0,2 0,04
Лишние ответы 0,4±0,1 1 ±0,2 0,003
Дубли 0,6±0,2 0,6±0,2 0,45
Вербальная слуховая память
Попытки 2,9±0,3 3,3±0,2 0,12
Баллы 9,2±0,2 7,8±0,3 0,05
Лишние ответы 0,3±0,1 1 ±0,2 0,004
Дубли 0,3±0,2 0,7±0,1 0,05
При выполнении данного теста пациенты с манифестным приступом шизоаффективного расстройства показали более высокие результаты по сравнению с пациентами, перенесшими манифестный приступ параноидной шизофрении. При исследовании вербальной зрительной памяти отмечена тенденция увеличения среднего показателя наибольшего количества воспроизведенных слов (8,1±0,2 и 7,6±0,2 соответственно, р<0,04), уменьшение попыток (2,9±0,2 и 3,7±0,3 соответственно, р<0,02) и выдачи лишних ответов (0,4±0,1 и 1±0,2 соответственно, р<0,003). Выявлены статистически значимые различия показателя наибольшего количества воспроизведенных слов (9,2±0,2 и 7,8±0,3 соответственно, р<0,05), уменьшение лишних ответов (0,3±0,1 и 1±0,2 соответственно, р<0,004) и дублей (0,3±0,2 и 0,7±0,1 соответственно, р<0,05) при исследовании вербальной
слуховой памяти. Статистически значимые различия отсутствовали в результатах показателей среднего значения попыток при исследовании вербальной слуховой памяти и дублей — вербальной зрительной памяти.
Тест Равена [4] использовался для измерения уровня интеллектуального развития, формально-логических способностей мышления. Данная методика позволяла получить количественные характеристики операционных способностей мышления (внимания, установления логических связей между отдельными элементами). Испытуемому предъявлялись рисунки с фигурами, связанными между собой определенной зависимостью. Испытуемый устанавливал закономерность этой связи и указывал номер искомой фигуры из предлагаемых вариантов. Данный тест состоит из 60 таблиц (5 серий). В каждой серии таблиц содержатся задания нарастающей трудности и усложнение типа заданий от серии к серии.
Пациенты с шизоаффективным расстройством по сравнению с параноидной шизофренией показали более высокие результаты с статистически значимыми различиями по среднему значению правильных ответов (32,2±2,1 и 27,2±3,1 соответственно, р<0,05) и ошибок (27,6±2,1 и 33,6±3,1 соответственно, р<0,03). Не выявлено статистически значимых различий показателя среднего значения времени (с), затраченного пользователем на выполнение теста (табл.3).
Таким образом, в результате проведенного исследования выявлены достоверно значимые различия (уровень значимости варьировал от 0,05 до 0,001) нейроког-
Таблица 3
Сравнительные показатели выполнения теста Равена
Показатель среднего значения Шизоаф- фективное расстройство (п=41) Параноидная шизофрения (п=25) Статистические различия(р<)
Время выполнения теста (сек) 802,3±121,1 707,6±128,1 0,28
Количество правильных ответов 32,2±2,1 27,2±3,1 0,05
Ошибки 27,6±2,1 33,6±3,1 0,03
нитивных функций у пациентов с манифестным приступом шизоаффективного расстройства и манифестным приступом параноидной шизофрении. Пациенты с шизоаффективным расстройством по сравнению с параноидной шизофренией затратили меньше времени при выполнении корректурной пробы, ряда таблиц Шульте и красно-черных таблиц; набрали большое количество баллов при меньшем числе ошибок в ходе выполнения тестов Бентона и Равена; отличались большим количеством воспроизведенных слов и меньшим числом лишних ответов при исследовании вербальной зрительной и слуховой памяти.
Результаты исследования свидетельствуют о более благоприятном нейрокогнитивном функционировании у пациентов, перенесших манифестный приступ шизо-аффективного расстройства, по сравнению с манифестным приступом параноидной шизофрении.
ЛИТЕРАТУРА
1. Говорин Н.В., Панин А.Н. Влияние разных видов антипсихотической терапии на нейрокогнитивный дефицит и клинические проявления у впервые выявленных больных параноидной шизофренией. // Терапия психических расстройств. — 2007. — №1. — С.14-17.
2. Гурович И.Я, Шмуклер А.Б., Магомедова М.В. Соотношение нейрокогнитивного дефицита и социального функционирования у больных шизофренией и шизоаффек-тивным расстройством на различных этапах заболевания. // Социальная и клиническая психиатрия. — 2001. — Т.11, №4. — С.31-35.
3. Вассерман Л.И., Дорофеева С.А., Меерсон Я.А. Методы нейро-психологической диагностики: Практическое руководство. — СПб.: Стройлеспечать, 1997. — 304 с.
4. Равен Дж., К.Равен Дх., Корт Дж. Стандартные прогрессивные матрицы. —М.: Когито-Центр, 2002. — 144 с.
5. Ammari N., Heinrichs R. W., Miles A.A. An investigation of 3 neurocognitive subtypes in schizophrenia. // Schizoph.r Res. —
2010. — №121 (1-3). — Р 32-38.
6. FaberG., SmidH.G., Van Gool A.R., etal. Neurocognition and recovery in first episode psychosis. // Psychiatry Res. — 2011. — №188 (1). — Р1-6.
7. Gold J.M., Harvey P.D. Cognitive deficits in schizophrenia. // Psychiatr. Clin. North. Am. — 1993. — №16 (2). — Р. 295-312.
8. Green M.F. What are the functional consequences of neurocognitive deficits in schizophrenia? // Am. J. Psychiatry. — 1996. — №153 (3). — Р321-330.
9. Hooper S.R., Giuliano A.J., Youngstrom E.A., et al.
Neurocognition in early-onset schizophrenia and schizoaffective disorders. // J. Am. Acad. Child Adolesc. Psychiatry. — 2010. — №49 (1). — P.52-60.
10. Johansen R., Hestad K., Iversen V.C., et al. Cognitive and clinical factors are associated with service engagement in early-phase schizophrenia spectrum disorders. // J. Nerv. Ment. Dis. —
2011. — №199 (3). — P.176-182.
11. Joyce E., Hutton S., Mutsatsa S., et al. Executive dysfunction in first-episode schizophrenia and relationship to duration of untreated psychosis: the West London Study. // Br. J. Psychiatry. — 2002. — №43. — P.38-44.
12. Kravariti E., Morgan K., Fearon P., et al. Neuropsychological functioning in first-episode schizophrenia. // Br. J. Psychiatry. — 2009. — №195 (4). — P.336-345.
13. Kurtz M.M. Neurocognition as a predictor of response to evidence-based psychosocial interventions in schizophrenia: What is the state of the evidence? // Clin. Psychol. Rev. — 2011. — №31 (4). — P.663-672.
14. Lysaker PH., Davis L.W. Social function in schizophrenia and schizoaffective disorder: associations with personality, symptoms and neurocognition. // Health Qual Life Outcomes. — 2004. — №16 (2). — P15.
15. Riley E.M., McGovern D., Mockler D., et al. Neuropsychological functioning in first-episode psychosis--evidence of specific deficits. // Schizophr Res. — 2000. — №43 (1). — P.47-55.
16. Stip E., Sepehry A.A., Prouteau A., et al. Cognitive discernible factors between schizophrenia and schizoaffective disorder. // Brain Cogn. — 2005. — №59 (3). — P.292-295.
Информация об авторах: 664079, Иркутск, м\р Юбилейный, 100, ИГИУВ, кафедра психиатрии; тел. (3952) 46-45-68; е-шаИ: [email protected]; [email protected];
Рожкова Марина Юрьевна — аспирант?
Стародубцев Анатолий Васильевич — заведующий ЦНИЛ, доцент, к.м.н.;