Структурная схема устройства, приведена на рисунке 2
На задней панели размещены: разъемы наушников и кнопка «Стоп», а так же вывод сетевого шнура.
Для облегчения доступа к любому узлу крышка прибора сделана съемной.
Для получения корректных данных проводилась калибровка прибора «Спорт-тестер». При этом с помощью шумомера -типа ВШВ-1 регистрировался уровень шума, в диапазоне частот 500 - 1500 Гц. А на расстоянии 20мм от наушника регистрировались сравнительные данные поверяемого и эталонного прибора.
По функциональным показателям в состоянии покоя инвалиды имеют следующие отличия: частота сердечных сокращений (ЧСС) в покое у инвалидов выше на 25%, чем у здоровых людей, а жизненная емкость легких (ЖЕЛ) ниже на 37,5%. Психическая работоспособность инвалидов, оцениваемая по параметрам квазистационарного показателя коры головного мозга (КСП), ниже на 20,2%, а сила-чувствительность нервных процессов, оцениваемая по методике В.Д. Небылицына, выше на 21,7%. Очевидно, это связано с тем, что у инвалидов более слабая высокочувствительная нервная система. У них сила-чувствительность нервных процессов находится в пределах 0,941 дБ ± 0,6. У здоровых людей данный показатель находится в пределах 1,20 дБ ± 1,9 при (z < 0,876).Следует также отметить, что инвалиды быстрее реагируют на происходящее.
Таким образом, в ходе проведенного эксперимента выявлено значительное отставание в уровне физического развития инвалидов от здоровых людей: по суммированному силовому показателю; по показателям подвижности тазобедренного сустава, верхнего плечевого пояса, по показателям ЧСС, ЖЕЛ, КСП, силы-чувствительности нервных процессов.
Измерения показателей реакции испытуемых осуществлялась электронным секундомером СТС-2. Метрологическая оценка была проведена в Пензенском центре стандартизации, метрологии и сертификации (ПЦСМС)
Литература
1. Петрунина С.В., Хабарова С.М., Логинов А.А. Биомеханические методы повышения и восстановления двигательных возможностей с использованием средств легкой атлетики// Монография. - Пенза: ПГПУ им. В.Г. Белинского, 2012 - 96 с.
2. Петрунина С.В., Хабарова С.М., Кирюхина И.А. Особенности коррекции двигательных действий у людей с различной патологией в функциях опорно-двигательного аппарата// Международный Научно-исследовательский журнал ISSN 2303-9868, №5 (12) 2013. Часть 3. - С37-39
3. Петрунина С.В., Хабарова С.М., Кирюхина И.А., Рогов А.А., Позднышева Е.А. Методика определения психической работоспособности у инвалидов ДЦП // Теория, методология и концепция модернизации в экономике, управлении про-ектами, политологии, педагогике, психологии, праве, природопользовании, ме-дицине, философии, филологии, социологии, математике, технике, физике: Сборник научных статей по итогам Международной научно-практической кон-ференции, 26-27 сентября 2013 года, г. Санкт-Петербург. □ СПб.: Изд-во «КультИнформПресс», 2013. □- С. 302-305
Петрунина С.В. \ Хабарова С.М. 2, Кирюхина И.А.3,4 Пашин А.А.
12" 4 Кандидат педагогических наук, доцент, 3 доцент Пензенский государственный университет, Россия КОРРЕКЦИЯ И ВОССТАНОВЛЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ВОДНОЙ СРЕДЕ С СИСТЕМОЙ
«РЕГУЛИРУЕМАЯ СТРАХОВКА»
Аннотация
В работе представлены основные аспекты использования системы "регулируемая страховка" в двигательной реабилитации инвалидов. Выявлена положительная динамика исследования
Ключевые слова: ДЦП, двигательная реабилитация, плавание, тренажерные средства
Tetrunina S.V., 2Khabarova S.M.,3Kiryuhina I. A.,4 Pashm A. A.
1,2,4 PhD assistant professor, 3 assistant of professor Penza State University, Russia CORRECTION AND RESTORATION OF MOTOR ACTION IN THE AQUATIC ENVIRONMENT USING A SYSTEM
OF ADJUSTABLE INSURANCE
Abstract
In work the main aspects of the use of "adjustable insurance" in the motor rehabilitation of disabled persons presents. Positive dynamics study. Positive dynamics study is found.
Keywords: cerebral palsy, motor rehabilitation, swimming, methodological techniques
Для решения задач по разработке методических приемов двигательной реабилитации инвалидов в водной среде нами было проведено исследование. На первом этапе эксперимента изучались возможности использования тренажерной системы «регулируемая страховка», в качестве методического приема, реализуемой в условиях силовой и циклической тренировки в водной среде. Для решения поставленных задач на первом этапе эксперимента решались вопросы, связанные с повышением функционального уровня занимающихся и подготовкой их опорно-двигательного аппарата.
Для этого в течение двух месяцев с экспериментальной группой инвалидов были организованы по 2 раза в неделю специальные занятия в водной среде - в бассейне, с использованием средств силовой и циклической подготовки и системы «регулируемая страховка».
Восстановление двигательных функций инвалидов в водной среде осуществлялась с использованием «регулируемой страховки» (РС). [3,4]
Данная тренажерная установка разрабатывалась на кафедре легкой атлетики с 1984 г. и была предназначена для обучения технике спортивных способов плавания. [1, 2]. Нами РС использовалась при обучении плавательным действиям людей с 30
30
ограниченными двигательными возможностями. РС обеспечивала надежную страховку занимающихся на глубокой части бассейна. В условиях РС возможно освоение плавательных движений как с опорой стоя на месте, так и в движении.
РС представляет собой тросовую или проволочную систему, натянутую над водой на высоте от одного до трех метров между двумя опорами. Опорами могут служить различные стойки, способные выдержать натяжение троса или провода до 3000 Н.
Натяжение троса осуществляется специальным устройством. На трос, надеваются длинные металлические крючки. Нижний конец крючка не должен доходить до поверхности воды 30 - 50 см.
На нижнюю часть крючка надевается веревочный фал с петлями, к нему крепится пояс пловца. Пояс может быть выполнен из любого прочного материала длинной от 80 до 120 см. Верхняя часть крючка свободно скользит по проводу, при этом регулируется глубина погружения пловца в воду. На рисунке 2.6 представлена схема регулируемой страховки, которой мы пользовались нами на занятиях с инвалидами в водной среде.
Рис. 1 Схема «регулируемой страховки»
1 - «штурвал» 3 - талреп 5- веревочный фал
2 - трос 4 - крючок 6 - пояс
Программа занятий включала в себя общеразвивающие упражнения и шагательные движения в воде, выдохи в воду, открывание глаз в воде, различные погружения в воду. По мере того как инвалиды осваивали простейшие упражнения в водной среде, им предлагались плавательные упражнения, сочетающие скольжение на груди и спине, с предварительным отталкиванием от дна бассейна и с последующими шагательными движениями.
На следующем этапе нами использовалась система «регулируемой страховки». Обучение устойчивому горизонтальному положению тела в воде проводилось по традиционной схеме. Занимающиеся надевали спасательные пояса, соединенные с фалом тренажера, и, акцентируя внимание на сохранении равновесия в воде, учились принимать такое положение тела, чтобы центр тяжести тела и центр давления воды на тело совпадали. Для этого использовался методический прием давления на воду верхним плечевым поясом (Т-давления). Одновременно с этим занимающиеся привыкали опускать голову в воду, выполняя при этом 1015 таких заданий.
После того как занимающиеся научились принимать правильное горизонтальное положение тела в воде, им было предложено освоение движений плавания по элементам: сначала, стоя на дне бассейна, они выполняли движения руками в согласовании с дыханием, затем отрабатывались движения ног в условиях системы регулирующей страховки на месте (кроль на груди, спине).
Следующий этап включал поочередное освоение движений правой и левой рукой, затем выполнялись упражнения в условиях регулируемой страховки - в той же последовательности, что и при обучении с опорой на дно бассейна. После отработки каждого движения в отдельности началось обучение согласованным движениям ног с дыханием, рук с дыханием, а также ног и рук с дыханием вместе.
По мере совершенствования согласованности элементов движений изучались плавательные движения в полной координации. Эти задачи решались на первых занятиях в условиях регулируемой страховки.
К концу пятого занятия занимающиеся чувствовали себя в воде уже более уверенно. В условиях тренировки с использованием «регулируемой страховки», время, отводимое на плавательные задания без тренажера, постоянно увеличивалось. Если с первого по пятое занятие обучение велось только с использованием регулируемой страховки то с шестого, время, отводимое на занятия в воде без тренажера, возрастало. С шестого по десятое занятие оно увеличилось до 20 минут, с десятого по восемнадцатое - до 60 минут. [3,4]
Следует отметить, что на последних трех занятиях «регулируемая страховка» использовалась для принятия горизонтального положения тела в воде и с целью самоконтроля выполняемых движений при плавании. Результаты проведенного исследования указывают на возможность перспективного использования тренажерного устройства «регулируемая страховка» для обучения плавательным движениям инвалидов (ДЦП). [3,4]
За период модельного эксперимента, состоящего из 16 - 18 занятий, испытуемые освоили простейшие плавательные движения и способны были преодолевать без посторонней помощи до 10 - 15 метров дистанции в водной среде. Обучение в условиях регулируемой страховки показало достаточную эффективность использования этого тренировочного средства в системе занятий с инвалидами (ДЦП).
За период эксперимента у испытуемых отмечается снижение величины пульса, оцениваемое по показателям ЧСС в покое на 6,4%, снижение в среднем - с 85,0 уд/мин до 79,5 уд/мин. При этом ЖЕЛ увеличилось на 20%, прирост составил 0,4 литра (z < 0,7), показатель психической работоспособности увеличился на 7,1%, т.е. улучшение с 17,0 мВ до 18,2 мВ (z < 0,83). Показатель силы-чувствительности нервных процессов повысился на 8,5%, прирост составил 0,08 дБ (z < 0,53) [3, 4] Все это указывает на то, что использование условий водной среды и тренажерного устройства «регулируемая страховка» в режимах повышения двигательной активности инвалидов показывает достаточную эффективность выбранных нами методических приемов, способствующих улучшению параметров деятельности кардио-респираторной системы, показателей физической и психической работоспособности, силы-чувствительности нервных процессов, подвижности и эластичности суставов. [3,4] 31
31
Литература
1. Крупнов В.А. Методические приемы управления освоением эффективной техники плавания в процессе начального обучения: Автореф. дис... канд.пед.наук. М., 1986. 21 с.
2. Логинов А.А. Методические приемы оптимизации ритмо-скоростных характеристик структуры движения квалифицированных бегунов на средние и длинные дистанции: Автореф. дис. ..канд.пед.наук. М., 1982. 24 с.
3. Петрунина С.В., Хабарова С.М., Логинов А.А. Биомеханические методы повышения и восстановления двигательных возможностей с использованием средств легкой атлетики// Монография. - Пенза: ПГПУ им. В.Г. Белинского, 2012 - 96 с.
4. Петрунина С.В., Хабарова С.М., Кирюхина И.А. Особенности коррекции двигательных действий у людей с различной патологией в функциях опорно-двигательного аппарата// Международный Научно-исследовательский журнал ISSN 2303-9868, №5 (12) 2013. Часть 3. - С37-39
Прыткова Е.Г.1, Сурнина С.В.2, Гребенников А.М3
1Доцент, кандидат педагогических наук, Волгоградского государственного технического университета; 2старший преподаватель Волгоградского государственного технического университета; 3кандидат педагогических наук, Волгоградской
государственной академии физической культуры
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕДУЩИХ МОТИВОВ К ЗАНЯТИЯМ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ СТУДЕНТОВ
СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ
Аннотация
Рассмотрены и определены наиболее значимые мотивы повышения двигательной активности. В ходе анкетирования принимали участие студенты 17-22 лет ВолгГТУ. Результаты анкетирования дают возможность наметить пути коррекции двигательного режима студентов высших учебных заведений и формировать стойкий интерес к занятиям физическим воспитаниям.
Ключевые слова: здоровье, мотивация, двигательная активность, физическое воспитание.
Pritkova EG1, Surnina SV2, Grebennikov AM3
[Dotsent, Ph.D., Volgograd State Technical University; 2starshy teacher Volgograd State Technical University; 3PhD, Volgograd State
Academy of Physical Culture
DETERMINATION OF LEAD TO MOTIVES PHYSICAL TRAINING OF STUDENTS OF SPECIAL MEDICAL GROUPS
Abstract
The article analyses and outlines the most meaningful stimuli for increasing motion activity. During questioning by students of 17-22 years VolgGTU. The results of the survey conducted outline the possible ways to build up continuous interest of students in physical education.
Keywords: health, motivation, physical education, physical activity
Высшая школа, отвечая задачам текущего момента, должна быть, ориентирована на подготовку компетентных выпускников, востребованных работодателями. Это во многом определяет повышение требований, увеличение объема дополнительной учебной нагрузки, которую продуцируют как вузы, стремящиеся увеличить конкурентоспособность выпускников, так и сами студенты, искренние в своем стремлении обеспечить финансовую независимость в будущем, а зачастую и в период обучения в вузе. Напряженная учеба, нередко совмещаемая с работой, приводит к перегрузкам и потере здоровья в молодом возрасте, в начале построения профессиональной карьеры [2,3].
Необходимо отметить, что забота и практическая деятельность по поддержанию здоровья студентов во время их обучения в высшем учебном заведении является одной из основных обязанностей профессорско-преподавательского состава любого образовательного учреждения высшей школы [1].
В тоже время анализ распределения студентов по основным медицинским группам в ВолгГТУ, показал, что в настоящее время сложилась стойка тенденция увеличения количества молодежи отнесенных к специальной медицинской группе и временно освобожденных врачом от практических занятий по физическому воспитанию (рис.1).
Примечание: ЛФК - освобожденные от занятий физической культуры; СМГ - специальная медицинская группа здоровья;
ПМГ - подготовительная группа здоровья и ОМГ - основная медицинская группа здоровья
Иными словами, практически половина современного студенчества в рамках образовательного процесса объективно лишена возможности организованно - на занятиях по физическому воспитанию - компенсировать дефицит двигательной (моторной) активности, возникающий вследствие выполнения интенсивных учебных (интеллектуальных) нагрузок и связанного с ними малоподвижного образа жизни и учебной деятельности.
Результатом этого становится рост числа соматических заболеваний у студентов, главной причиной которого является недостаток физической деятельности и связанный с ним пониженный тонус мускулатуры и некоторых внутренних органов, активность и функциональность которых во многом зависит от интенсивности иннервации, вызванной мускульной деятельностью. Таким образом, малоподвижный характер учебной деятельности отчасти провоцирует у студентов обострение имеющихся, и даже возникновение новых соматических заболеваний [3].
Необходимо отметить, что одним из факторов, определяющих здоровье студенческой молодежи, ключевое значение имеет отношение конкретного человека к своему здоровью. От сформированности понимания значения и потребности в физической культуре и спорте уже с первого года обучения в вузе будет зависеть успех процесса формирования личности будущего специалиста, его физической подготовленности и физического развитии [2].
32