Научная статья на тему 'Возможности обучения и подготовки к соревновательной деятельности детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата посредством адаптивного плавания в Пензенской области'

Возможности обучения и подготовки к соревновательной деятельности детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата посредством адаптивного плавания в Пензенской области Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
71
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ / ВОДНАЯ СРЕДА / ДВИГАТЕЛЬНАЯ КОРРЕКЦИЯ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ / МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ / CEREBRAL PALSY / AQUATIC ENVIRONMENT / MOTION CORRECTION / INDIVIDUAL EXERCISES / TEACHING METHODS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кирюхина И. А., Петрунина С. В., Хабарова С. М.

В статье представлен начальный этап комплексного обучения детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата посредством адаптивного плавания

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кирюхина И. А., Петрунина С. В., Хабарова С. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPPORTUNITIES FOR TRAINING AND PREPARATION FOR THE COMPETITIVE ACTIVITY OF CHILDREN WITH IMPAIRED LOCOMOTOR SYSTEM BY ADAPTIVE NAVIGATION IN THE PENZA REGION

The article presents the starting of theintegrated education of children with disabilities of locomotor system

Текст научной работы на тему «Возможности обучения и подготовки к соревновательной деятельности детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата посредством адаптивного плавания в Пензенской области»

преподавания иностранного языка в неязыковом вузе, ориентированного на чтение литературы по специальности, изучение профессиональной лексики и терминологии, а также на общение в сфере профессиональной деятельности. Сущность профессионально-ориентированного обучения иностранному языку заключается в его интеграции со специальными дисциплинами с целью получения дополнительных профессиональных знаний и формирования профессионально значимых качеств личности.

Современное профессионально-ориентированное обучение предполагает формирование у студентов способности иноязычного общения в конкретных профессиональных, научных сферах и ситуациях с учетом особенностей профессионального мышления, при организации мотивационно-побудительной и ориентировочно-исследовательской деятельности. При этом иностранный язык является средством формирования профессионально-ориентированной компетенции студентов как будущих специалистов. Таким образом, основной целью обучения выступает профессионально-ориентированная коммуникативная компетенция, то есть способность и готовность осуществлять непосредственное речевое общения в рамках той или иной ситуации. Однако, следует отметить, что данная компетенция включает в себя ряд следующих компетенций: лингвистическая, социолингвистическая, дискурсивная, социокультурная, научно-исследовательская и профессиональная компетенция.

Лингвистическая компетенция предполагает владение знаниями о системе языка и правилах оперирования языковыми знаниями в рецептивных и продуктивных видах речевой деятельности.

Социолингвистическая компетенция подразумевает умение выбрать нужную лингвистическую форму и способ выражения в зависимости от условий речевого акта: ситуации, коммуникативных намерений говорящего.

Социокультурная компетенция обеспечивает возможность ориентироваться в аутентичной языковой среде, прогнозировать возможные социокультурные помехи в условиях межкультурного общения и способы их устранения.

Научно-исследовательская компетенция основывается на умении осуществлять научные исследования в профессиональной сфере.

Профессиональная компетенция предполагает способность обучающегося организовать свою иноязычную речевую деятельность адекватно ситуациям профессионально-ориентированного обучения.

Исходя из вышеизложенного, следует отметить, что в условиях профессионально-ориентированного обучения иностранным языкам наиболее эффективным является метод проектов (проектная технология). Метод проектов основан на моделировании социального взаимодействия в учебной группе в ходе занятий, направлен на решение поставленных целей и задач не только средствами языка, но и с помощью особых предметных знаний в области профилирующей дисциплины. Ценность данного метода заключается еще и в том, что он может применяться на всех стадиях обучения, данный метод создает условия, при которых студенты самостоятельно добывают знания и применяют их на практике.

Е. С. Полат выделяет основные требования к использованию метода проектов:

> наличие значимой проблемы или задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.

> практическая и теоретическая значимость предполагаемых результатов.

> самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность студентов во время занятий.

> структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов и распределение ролей.

> использование исследовательских методов: определение проблемы, выдвижение гипотезы решения проблемы, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, выводы.

Использование проектной технологии в контексте профессионально-ориентированного обучения иностранным языкам в системе высшего образования является наиболее эффективным, поскольку данная технология может использоваться в рамках учебной программы по любой тематике с учетом профессиональной направленности студентов, обеспечивает более широкий доступ к научной информации и позволяет подготовить высококвалифицированных специалистов со знанием иностранного языка.

Литература

1. Коновалова Р.А. Формирование транскультурных коммуникативных умений у студентов высших учебных заведений: Автореф. дис.канд.пед.наук. - Челябинск, 1998. - 20 с.

2. Кучерявая Т.Л. Проблемы профессионально-ориентированного обучения иностранному языку студентов неязыковых специальностей // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар.науч.конф. - СПб.: Реноме, 2012. - С. 336-337.

3. Низаева Л.Ф. Формирование коммуникативной компетенции в рамках профессионально-ориентированного обучения иностранным языкам // международный научно-исследовательский журнал: Сборник по результатам XXVI заочной научной конференции Resaerch Journal of International studies. Екатеринбург. : МНИЖ - 2014. № 4 (23) Часть 3. - С. 105-196.

4. Образцова П. И., Иванова О. Ю. Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку на неязыковых факультетах вузов. Орел: ОГУ, 2005. - 114с.

5. Фаенова М.О. обучение культуре общения на английском языке. М.: Высшая школа, 2004. - 144 с.

6. Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам: теория и практика. М.: Филоматис, 2007. - 480 с.

Кирюхина И.А.1, Петрунина С.В. 2, Хабарова С.М 'Доцент, 2,3 Кандидат педагогических наук, доцент, Пензенский государственный университет, Россия ВОЗМОЖНОСТИ ОБУЧЕНИЯ И ПОДГОТОВКИ К СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ФУНКЦИЙ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА ПОСРЕДСТВОМ АДАПТИВНОГО

ПЛАВАНИЯ В ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Аннотация

В статье представлен начальный этап комплексного обучения детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата посредством адаптивного плавания

Ключевые слова: церебральный паралич, водная среда, двигательная коррекция, индивидуальные упражнения, методические приемы

Kiryuhina I A.1, Petrunina S.V^ Khabarova S.M.3

Assistant of professor 2,3PhD assistant professor ,Penza State University, Russia OPPORTUNITIES FOR TRAINING AND PREPARATION FOR THE COMPETITIVE ACTIVITY OF CHILDREN WITH IMPAIRED LOCOMOTOR SYSTEM BY ADAPTIVE NAVIGATION IN THE PENZA REGION

Abstract

The article presents the starting of theintegrated education of children with disabilities of locomotor system

Keywords: cerebral palsy, the aquatic environment, motion correction, individual exercises, teaching methods

В последнее время все большее внимание уделяется адаптивному спорту в России. Наши спортсмены-паралимпийцы успешно выступили на Зимних Паралимпийских играх 2014 года в г. Сочи. Все это способствовало открытию и развитию адаптивных школ и отделений в различных регионах нашей страны.

Различные исследования авторов в области адаптивной физической культуры (В. С. Дмитриев, А. В. Сахно, С. П. Евсеев, 1998; Ю. А. Назаренко, 1999; Л. В. Шапкова, 1999, Орешкина Ю.А., 2000, Петрунина С.В. 2003, Талицкая О.В, 2007 и др.)

61

указывают на положительное влияние как коррекционных, так и спортивно-оздоровительных занятий в водной среде, на физическое развитие, и социальную адаптацию инвалидов.

Отмечается, что плавание среди лиц с ограниченными возможностями в состоянии здоровья является эффективным и доступным видом как двигательной реабилитации, так и спортивным совершенствованием. Нами проводятся исследования с сентября 2013 года во Дворце водного спорта «Сура» в группе адаптивного плавания. Цель работы отделения - улучшение физического состояния занимающихся, а также подготовка их для участия в соревнованиях.

Прежде чем проводить исследования и начинать начальное обучение простейшим плавательным упражнениям, было проведено тестирование функциональных показателей детей. Измерялся пульс, давление, динамометрия (кистевая и становая), проводились тесты на выносливость и на моторику.

В исследовании принимают участие дети от 7-12 лет с нарушением функций опорно-двигательного аппарата (ДЦП) в количестве 20 человек. Все дети до начала занятий не могли держаться на воде и не умели плавать. После цикла занятий, которые проходили три раза в неделю по 60 минут, в течение трех месяцев, все занимающиеся научились держаться на воде, правильно выполнять выдохи в воду и проплывать короткие отрезки без остановки. Занятия проводились организовано и каждому ребенку индивидуально давались упражнения и задания по мере дефекта и по степени заболевания.

В конце третьего месяца, проводились первые соревнования на приз Деда Мороза, где дети проплывали дистанцию 25 метров вольным стилем. Все занимающиеся справились с поставленной задачей, доплыв дистанцию.

Нами была определена контрольная и экспериментальная группа, каждая из состоит 10 человек. После следующего цикла занятий, уже в марте 2014 года, занимающиеся проплыли на соревнованиях 25 метров и готовились к преодолению новой дистанции 50 метров. Протоколы соревнований свидетельствуют о том, что все дети улучшили результаты на дистанции 25 метров. А также преодолели дистанцию 50 метров.

Педагогические наблюдения, свидетельствуют о том, что у детей улучшилось состояние здоровья, родители отмечают повышенный интерес у детей к занятиям. А после соревнований, было видно у детей, сколько было радости в глазах от завоеванных медалей.

Хочется отметить, что правильно выбранные методические приемы, индивидуальный подход, способствует эффективному обучению, развитию двигательной активности и успешному выступлению на соревнованиях детей с нарушением функций опорнодвигательного аппарата (ДЦП) Дальнейшие исследования и результаты будут отражены в диссертационной работе.

Литература

1. Петрунина С.В., Хабарова С.М., Кирюхина И.А. Особенности коррекции двигательных действий у людей с различной патологией в функциях опорно-двигательного аппарата// Международный Научно-исследовательский журнал = Reseach Journal of International Studies. 2013. № 5-3 ,(12). С.37-39

2. Петрунина С.В., Хабарова С.М. , Позднышева Е.А., БоковГ.В. Особенности двигательной коррекции средствами водной среды// Международный Научно-исследовательский журнал = Reseach Journal of International Studies. 2014. № 6 (25), Ч. 2, С. 52-53

3. Петрунина С. В., Кирюхина И. А., Хабарова С. М., Рогов А. А., Дворянинова Е. В. Анализ показателей физического развития и физической подготовленности инвалидов и здоровых людей // УНИВЕРСИТЕТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (МКУО-2014) : сб.ст. XVIII Междунар. науч.-метод. конф., посвящ. 200-летию со днярождения М. Ю. Лермонтова (г. Пенза, 10-11 апреля 2014 г.) / подред. А. Д. Гулякова, Р. М. Печерской. - Пенза : Изд-во ПГУ, 2014. - С.352-354

Петрунина С.В. \ Пашин А.А.2, Дворянинова Е.В.3

1 2,3 Кандидат педагогических наук, доцент, 4доцент, Пензенский государственный университет, Россия

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИИ В ВОДНОЙ СРЕДЕ С

ЛЮДЬМИ ПОСЛЕ АМПУТАЦИИ

Аннотация

В статье представлены индивидуальные методические приемы для людей с патологией функций опорно-двигательного аппарата и ампутации в водной среде

Ключевые слова: церебральный паралич, водная среда, двигательная коррекция, индивидуальные упражнения, методические приемы

Petrunina S/V1.,Pashin A.A.2, Dvoryaninova E.V.3

1,2,3 PhD assistant professor, Penza State University, Russia

MAIN DIRECTIONS OF MOTOR REHABILITATION IN THE AQUATIC ENVIRONMENT WITH PEOPLE

AFTER AMPUTATION

Abstract

The article presents individual instructional techniques for people with disorders of the musculoskeletal apparatus in the aquatic environment

Keywords: cerebral palsy, the aquatic environment, motion correction, individual exercises, teaching methods

Motor exercises in the aquatic environment for people in this category are used as a form of educational and health impacts. Of contraindications to practice in the pool should be allocated for open wounds, skin and acute inflammatory diseases, acute viral infections and others. Before classes in the pool, you need to undergo a medical examination physician, dermatologist, doctor of physical therapy.

Classes are held in the pool 2-3 times a week in the daytime - tion time duration of 30-45 minutes in groups of 4-6 man - age and individually. The first lesson of persons after - s reputation as both lower limbs, usually solved the problem of development in the water, the movement is carried out along the side of the pool with the support of handrails, elementary motion of the hands and feet , diving, breathing exercises exhale into the water slide etc. as the development in water swim minor cuts proposed in a free way. The first lesson for the duration does not exceed - is 20-25 minutes due to rapid fatigue and ends exercises relaxation.

Structure rehabilitation classes in the pool is based on the classical scheme . Content of the preparatory part - special exercises with physiotherapy in the water that are performed in support and using special auxiliary flotation devices . Complexes of therapeutic exercises are graded according to the level of amputation for people with disabilities defect after amputation of one and both lower extremities. Only preparatory segment performed 8-10 exercises lying on the chest, stomach, for those following amputation of both legs , as well as standing after the amputation of one limb at the level of the thigh or leg . All exercises are performed at a slow pace , which reduces the likelihood of muscle surge , with an emphasis on the exhale at the moment to overcome external resistance . For each engaged in offering a comfortable range of motion.

In the main part of the lesson applies dosed swimming in different ways. Almost all people with disabilities have basic swimming skills . It is for this reason, a technique of employment does not include training on land. Training time is necessary to achieve optimum coordination of movements and breathing. Simulation exercises and inlet for this purpose are performed directly with the support of the pool and handrails using special swimming facilities . Error correction is performed during the execution of motor tasks and beyond.

Load control dosed voyage made using uniform methods and reuse . At the beginning of the course is not determined by the distance and speed of swimming. In the future, with the improvement of physical capacity load is increased by increasing the volume of work.

62

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.