КОРРЕКЦИЯ И РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Абрамов Д.В.1, Годылева И.А.2
1 Абрамов Денис Витальевич - студент, магистрант, кафедра профессионального обучения, Ярославский государственный технический университет;
2 Годылева Ирина Александровна - учитель начальных классов, Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя школа № 71, г. Ярославль
Аннотация: в статье рассматриваются особенности психологических особенностей детей с ЗПР и коррекции их психических процессов. С целью изучения вышеназванных особенностей было проведено исследование, включающее в себя 2 этапа: констатирующий и формирующий. Результаты исследования показали существенные особенности развития внимания у младших школьников с ЗПР, к которым можно отнести: снижение объема внимания у детей с ЗПР, не позволяющее им воспринимать ситуацию в целом; высокий уровень неустойчивости внимания детей с ЗПР и его низкую продуктивность; снижение распределения внимания и большие трудности в его переключении. В статье также представлен материал по разработанной и апробированной нами программе коррекции произвольного внимания детей с ЗПР. Данная программа направлена на решение основной задачи, которая заключается в том, что коррекционно-развивающая работа с детьми с ЗПР состоит в том, чтобы помочь детям в развитии их наблюдательности, обеспечить возможное развитие основных свойств произвольного внимания.
Ключевые слова: произвольное внимание, дети с ЗПР, коррекционная программа.
CORRECTION AND DEVELOPMENT OF VOLUNTARY ATTENTION OF ELEMENTARY SCHOOLCHILDREN WITH MENTAL RETARDATION
Abramov D.V.1, Godyleva I.A.2
1Abramov Denis Vitalievich - graduate Student, DEPARTMENT OF PROFESSIONAL EDUCATION, YAROSLAVL STATE TECHNICAL UNIVERSITY;
2Godyleva Irina Aleksandrovna - primary school Teacher, MUNICIPAL EDUCATIONAL INSTITUTION SECONDARY SCHOOL № 71, YAROSLAVL
Abstract: the article discusses the features of the psychological characteristics of children with ASD and the correction of their mental processes. In order to study the above-mentioned features, a study was conducted that includes 2 stages: ascertaining and forming. The results of the study showed significant features of the development of attention in younger schoolchildren with ZPR, which include: a decrease in the amount of attention in children with ZPR, which does not allow them to perceive the situation as a whole; a high level of instability of attention of children with ZPR and its low productivity; reduced distribution of attention and great difficulties in switching it. The article also presents material on the program developed and tested by us for the correction of arbitrary attention of children with ZPR. This program is aimed at solving the main task, which is that correctional and developmental work with children with ASD is to help children develop their powers of observation, to ensure the possible development of the basic properties of voluntary attention. Keywords: voluntary attention, children with ASD, correctional program.
УДК 37
Социально-экономические преобразования, произошедшие в нашем обществе, затронули и социальную сферу. Безусловно, многие изменения в социальной сфере носят позитивный характер, но в целом социальные преобразования сопровождаются и рядом негативных тенденций, одной из которых является увеличение числа детей, имеющих задержку психического развития в качестве диагноза.
Этому можно дать несколько объяснений: во-первых, объективно растет число факторов, способных стать причиной нарушения развития; во-вторых, усложняющиеся школьные программы оказываются посильными для все меньшего количества учеников; и, в-третьих, совершенствующиеся методы диагностики позволяют точнее определять уровень развития ребенка, отделяя не только «норму» от «не нормы», но и выявляя разные формы и степени нарушения [1].
В настоящее время самый широкий круг людей сталкивается с необходимостью знания и понимания психологических особенностей детей с ЗПР и коррекции их психических процессов [1]. В связи с актуальностью выше обозначенной проблематики в своем исследовании мы обращаемся к изучению проблемы: каковы особенности развития произвольного внимания детей младшего школьного возраста с ЗПР и особенности организации коррекции и развития имеющихся недостатков данного психического процесса.
Произвольное внимание характеризуется: объемом, продуктивностью и устойчивостью, переключением, распределением [3].
Каждая из вышеназванных характеристик внимания имеет свои особенности для различных категорий детства.
Наше исследование включало в себя 2 этапа: констатирующий этап, в ходе которого мы исследовали особенности нарушения произвольного внимания у младших школьников с ЗПР; этап реализации коррекционной программы или этап формирующий.
Изучая в своей работе особенности развития произвольного внимания младших школьников с ЗПР и детей в норме, мы использовали следующие методики: методика «Запомни и расставь точки», с помощью данной методики оценивается объем внимания ребенка, методика позволяет оценить объем внимания и особенности объема внимания различных категорий детей; методика определения продуктивности и устойчивости внимания; методика распределения внимания; методика переключения внимания. Комплекс выше обозначенных методик позволил оценить специфику развития произвольного внимания младших школьников, в ходе нашего исследования.
В исследовании на первом его этапе принимали участие две группы детей. В экспериментальную группу вошли: 8 детей с ЗПР, в возрасте 7 лет, которые обучаются в общеобразовательной школе, в первом коррекционном классе. Все дети экспериментальной группы имеют справку ПМПК, в которых обозначен диагноз: ЗПР ^ 83), что явилось основанием определения данных детей в класс коррекции.
В контрольную группу вошли ученики первого класса общеобразовательной школы.
Исследование заключалось в проведении вышеописанных методик с каждым испытуемым в отдельности.
Результаты исследования показали существенные особенности развития внимания у младших школьников с ЗПР, к которым можно отнести: снижение объема внимания у детей с ЗПР, не позволяющее им воспринимать ситуацию в целом; высокий уровень неустойчивости внимания детей с ЗПР и его низкую продуктивность; снижение распределения внимания и большие трудности в его переключении. Полученные нами результаты свидетельствует о серьезных нарушениях развития внимания, обусловленных ЗПР и отсутствием коррекции развития данного психического процесса у группы детей, принимавших участие в исследовании, чего не наблюдается у детей в норме. Младшие школьники с ЗПР имеют специфические особенности развития внимания, в сравнении с их сверстниками в норме, которые выражаются в его неустойчивости, снижении концентрации и объема, повышенной отвлекаемости - на первом этапе нашего исследования подтвердилось, причем данные нарушения наблюдаются на фоне специфических особенностей развития эмоциональной сферы детей с ЗПР младшего школьного возраста, что и показали результаты нашего исследования.
В нашем исследовании мы определили ведущие клинико-психологические синдромы и структуру их распространенности в исследуемой выборке: астеническое состояние - 2 ребенка; психический инфантилизм - 4 ребенка; ЗПР, характеризующаяся первичным нарушением познавательной деятельности - 2 ребенка;
Наблюдения за детьми с астеническими состояниями показали, что их внимание отличается слабой устойчивостью и истощаемостью. Все свойства внимания у данных детей, как показало наше исследование, проведенное на первом этапе, развиты недостаточно. Обеих детей учителя относили к слабоуспевающим. Учебные задания дети выполняли с низкой скоростью, допуская большое количество ошибок «по невнимательности». Даже при постоянном контроле со стороны учителя качество выполнения заданий, например, списывание текста, улучшалось незначительно. С нарастанием утомления появлялось двигательное беспокойство и повышенная отвлекаемость, раздражительность Данные анамнеза показывают, что данные дети часто болеют и имеют хронические заболевания.
Внимание детей с психическим инфантилизмом характеризуется быстрой пресыщаемостью учебной деятельностью, повышенной отвлекаемостью и истощаемостью. По наблюдениям учителей, эти дети крайне неусидчивы, при возникновении трудностей часто отказываются от выполнения заданий, занимаются посторонними делами на уроке, трое из детей отличаются двигательной расторможенностью и болтливостью [2].
Характеризуя внимание данных детей, нужно отметить, что неустойчивость и быстрая пресыщаемость внимания обусловлена отсутствием интереса к обучению, слабой способностью к волевому усилию, быстрой утомляемостью, связанной с психофизической незрелостью детей. Наблюдение за детьми, у которых ЗПР характеризуется первичным нарушение познавательной
деятельности показали, что они практически не слушают объяснений учителя на уроке, занимаются своими делами. Все дети этой группы являются неуспевающими практически по всем предметам. У детей четко прослеживаются эмоциональные отклонения. У одного ребенка невнимательность сочеталась с двигательной расторможенностью, болтливостью и эйфорическим настроением. Они всегда очень трудно концентрировались на задании, несколько раз просили повторить задачи или показать образец. У них отмечается высокая истощаемость внимания, что выражается в увеличении количества повторных действий.
Следующим элементом нашего исследования на втором его этапе была разработка программы коррекции и развития произвольного внимания младших школьников с ЗПР и ее апробация.
Разработанная нами программа направлена на решение основной задачи, которая заключается в том, что коррекционно-развивающей работы с детьми с ЗПР состоит в том, чтобы помочь детям в развитии их наблюдательности, обеспечить возможное развитие основных свойств произвольного внимания. Работа по предлагаемой программе - это процесс комплексной, систематизированной помощи ребенку, который носит индивидуальный характер. Неравномерность проявлений познавательной активности стимулирует подбор и разработку таких видов заданий, которые максимально возбуждают у ребенка потребность в познавательной деятельности.
Реализация программы рассчитана на три месяца. Каждый ребенок занимается индивидуально с педагогом два раза в неделю. Реализация предлагаемой программы предполагает развитие таких свойств внимания как его объем, устойчивость, концентрация, распределение, переключаемость. Коррекционная программа включает в себя 24 занятия.
В конце работы по предлагаемой программе мы провели исследование основных свойств внимания детей, учувствовавших в коррекционном процессе с использование методик, которые мы использовали для изучения особенностей внимания младших школьников с ЗПР на первом этапе нашего исследования.
Анализ полученных результатов позволил нам сделать следующий вывод: наблюдается положительная динамика в развитии основных свойств внимания. Данные наблюдения за детьми показывают формирование интереса к учебной деятельности и желания проявлять волевые усилия в ходе освоения учебного материала. Надо отметить, что у детей с ЗПР по форме астенических состояний -результаты значительно выше, чем у детей с ЗПР по форме психического инфантилизма. Наиболее низкие результаты показали дети с ЗПР, характеризующейся первичным нарушением познавательной деятельности.
Список литературы /References
1. Ковальчук М.А., Якушин П.Н. Условия эффективности инклюзивного образования // Социальные и гуманитарные науки (сетевое издание). Ростов на Дону. Россия, 2019. № 1. С. 304-311.
2. КовальчукМ.А. Проблемы инклюзивного образования в аграрном вузе // Вестник АПК Верхневолжья, Ярославль. Россия, 2018. № 1. С. 3-7.
3. Щеголь В.И. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в гимназии [Текст] В.И. Щеголь // Фундаментальные исследования, 2008. № 9. С. 89-91.