Научная статья на тему 'КОРРЕКЦИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОК С ВЕГЕТО-СОСУДИСТОЙ ДИСТОНИЕЙ СРЕДСТВАМИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ'

КОРРЕКЦИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОК С ВЕГЕТО-СОСУДИСТОЙ ДИСТОНИЕЙ СРЕДСТВАМИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
71
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
студентки / оздоровительная гимнастика / вегето-сосудистая дистония / функциональное состояние / female students / health-improving gymnastics / vegetative-vascular dystonia / functional state

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Мищенко Ирина Александровна, Томилин Владимир Юрьевич

Разработана и экспериментально обоснована методика оздоровительной гимнастики с включением занятий на беговой дорожке в сочетании с акцентно-динамическими техниками йоги. Представлена динамика показателей функционального состояния студенток 17–19 лет с вегето-сосудистой дистонией по гипотоническому типу за период исследования, подтверждающая эффективность методики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Мищенко Ирина Александровна, Томилин Владимир Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORRECTION OF THE FUNCTIONAL STATE OF STUDENTS WITH VEGETO-VASCULAR DYSTONIA BY MEANS OF HEALTH GYMNASTICS

A method of health-improving gymnastics was developed and experimentally substantiated, including classes on a treadmill in combination with accent-dynamic yoga techniques in order to improve the functional state of female students aged 17-19 with hypotonic vegetative-vascular dystonia. The dynamics of indicators of the functional state of female students for the period of the study, confirming the effectiveness of the methodology, is presented.

Текст научной работы на тему «КОРРЕКЦИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОК С ВЕГЕТО-СОСУДИСТОЙ ДИСТОНИЕЙ СРЕДСТВАМИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ»

УДК 796.011.3 DOI: 10.24412/2305-8404-2022-11-18-25

КОРРЕКЦИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОК С ВЕГЕТО-СОСУДИСТОЙ ДИСТОНИЕЙ СРЕДСТВАМИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ

И.А. Мищенко, В.Ю. Томилин

Разработана и экспериментально обоснована методика оздоровительной гимнастики с включением занятий на беговой дорожке в сочетании с акцентно-дина-мическими техниками йоги. Представлена динамика показателей функционального состояния студенток 17-19 лет с вегето-сосудистой дистонией по гипотоническому типу за период исследования, подтверждающая эффективность методики.

Ключевые слова: студентки, оздоровительная гимнастика, вегето-сосудистая дистония, функциональное состояние.

Мищенко Ирина Александровна, канд. биол. наук, доц., зав. кафедрой, mia-751@yandex.ru, Россия, Липецк, Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского,

Томилин Владимир Юрьевич, магистрант, vladimir.tomilin.98@mail.ru, Россия, Липецк, Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского

В настоящее время здоровье обучающихся вузов является социально значимым показателем, поскольку частая заболеваемость студентов приводит к уменьшению эффективности учебной деятельности, а затем и профессиональной [1].

Обострение основного хронического заболевания у студенческой молодежи связывают с повышенными умственными, физическими и психическими нагрузками в процессе обучения, что в конечном итоге может приводить к снижению уровню успеваемости и работоспособности [2, 3]. Среди наиболее распространенных хронических заболеваний, пред -ставляющих серьезную медицинскую и социально -экономическую проблему, являются вегетативные нарушения, в том числе и среди лиц студенческого возраста [4-6].

В связи с большой распространенностью вегето-сосудистой дисто-нии (ВСД) среди обучающихся вузов, актуальной является проблема

CORRECTION OF THE FUNCTIONAL STATE OF STUDENTS WITH VEGETOVASCULAR DYSTONIA BY MEANS OF HEALTH GYMNASTICS

Mishchenko I.A., candidate of biological sciences, associate professor, head of chair, mia 751@yandex.ru, Russia, Lipetsk, Lipetsk State Pedagogical P. Semenov-Tyan-Shansky University,

Tomilin V.Yu., graduate student, vladimir. tomilin. 98@mail.ru, Russia, Lipetsk, Lipetsk State Pedagogical P. Semenov-Tyan-Shansky University

A method of health-improving gymnastics was developed and experimentally substantiated, including classes on a treadmill in combination with accent-dynamic yoga techniques in order to improve the functional state of female students aged 17-19 with hypotonic vegetative-vascular dystonia. The dynamics of indicators of the functional state of female students for the period of the study, confirming the effectiveness of the methodology, is presented.

Key words: female students, health-improving gymnastics, vegetative-vascular dystonia, functional state.

совершенствования средств, форм и методов оздоровительной и лечебной физической культуры [6-8].

Целью исследования является экспериментальное обоснование методики оздоровительной гимнастики для улучшения функционального состояния студенток 17-19 лет с вегето-сосудистой дистонией.

Задачи исследования:

1) определить уровень функционального состояния студенток 17-19 лет с ВСД;

2) разработать и апробировать методику оздоровительной гимнастики для нормализации функционального состояния обучающихся с ВСД по гипотоническому типу;

3) оценить эффективность влияния предложенной методики на уровень функционального состояния студенток с ВСД.

Методы и организация исследования. Исследование функционального состояния девушек проходило с использованием следующих методов: пульсометрии (частота сердечных сокращений - ЧСС), измерения систолического и диастолического артериального давления (САД, ДАД), кардиоинтервалографии с анализом стресс-индекса (81), индекса вагосим-патического равновесия (ЬЕ/ИБ), определения коэффициента Хильдеб-ранта и функциональной пробы Мартине. Студентки на основе показате -лей исходного тестирования, методом попарного отбора, примерно с равными показателями тестирования были распределены в контрольную и экспериментальную группы по 10 человек.

Исследование проводилось в течение 6 месяцев на базе ФГБОУ ВО «Липецкий государственный университет имени П.П. Семенова-Тян-Шан-ского», в котором приняли участие 20 девушек-студенток 17-19 лет с ВСД по гипотоническому типу.

Занятия проходили два раза в неделю по 90 мин в рамках дисциплины «Элективные курсы по физической культуре и спорту». В контрольной группе занятия проводились по программе адаптивной физической культуры с использованием общеразвивающих упражнений.

Экспериментальная группа занималась оздоровительной гимнастикой по предложенной методике. Подготовительная часть занятия начиналась с упражнений йоги (пранаямы), на координацию и равновесие. Отличительной особенностью оздоровительной гимнастики в экспериментальной группе являлось то, что в основной части занятия вместо общеразви-вающих упражнений использовались нагрузки различной интенсивности на беговой дорожке в сочетании с акцентно -динамическими техниками йоги.

Основная часть занятия начиналась с акцентно -динамических техник йоги. Выбор асан основывался на способности некоторых из них стимули -ровать деятельность симпатического отдела вегетативной нервной системы. При ВСД по гипотоническому типу показаны к выполнению позы

стоя, способствующие к включению в работу большие группы мышц туловища, и особенно мышцы брюшного пресса, различные прогибы и балансы туловища. Обязательно включалось в занятие полное «дыхание йогов», которое укрепляло дыхательную мускулатуру и активизировало симпатическую нервную систему.

После выполнения асан использовались ходьба и бег на беговой дорожке «Bronze GYM T801 LC TFT» для активизации деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной и нейроэндокринной систем организма, нормализации артериального давления и повышения уровня адаптации к физическим нагрузкам.

В заключительной части выполнялись упражнения на растягивание в сочетании с дыхательными пранаямами и упражнения на координацию и равновесие.

Результаты исследования и их обсуждение. Результаты исходного и итогового обследований студенток с ВСД контрольной и экспериментальной групп представлены в таблице.

Динамика показателей функционального состояния студенток 17-19 лет с ВСД за период исследования, Х±т

Показатели Январь 2022 г. Июнь 2022 г.

ЭГ КГ ЭГ КГ

ЧСС, уд/мин 73,80±1,74 72,14±2,35 75,60±2,67 72,24±2,61

САД, мм рт.ст. 94,00±1,25 95,00±1,37 108,00±1,37* 96,00±2,09**

ДАД, мм рт.ст. 59,00±1,00 58,50±1,30 60,50±0,90 59,00±1,25

Коэффициент Хильдебрата, усл. ед. 4,93±0,25 5,12±0,24 4,51±0,09* 4,84±0,10**

Б! усл. ед. 229,21±28,31 217,89±27,13 147,57±12,86* 199,12±28,31**

LF/HF, усл. ед. 0,83±0,09 0,82±0,14 1,10±0,07* 0,89±0,09**

Проба Мартине, % учащения ЧСС на 1 мин 87,25±2,14 88,56±2,35 75,51±2,13* 86,46±2,26**

Примечание: ЭГ - экспериментальная группа, КГ - контрольная группа; * - различия

достоверны по сравнению с аналогичной группой в конце исследования (при P<0,05); ** - различия достоверны по сравнению с экспериментальной группой в конце исследования (при P<0,05).

Исходное функциональное состояние студенток характеризовалось пониженным систолическим и диастолическим артериальным давлением относительно должных величин, что вполне объяснимо заболеванием исследуемых (диагноз ВСД по гипотоническому типу). На начало исследования выявлено рассогласование в деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем и снижение их функционального состояния по пока -зателю коэффициента Хильдебранта. При анализе средних значений стресс-индекса ^Г), отражающего напряжение регуляторных систем, уста -

новлено, что у всех девушек данный показатель выше нормативных значе -ний.

Важным показателем хорошего функционального состояния исследуемых с ВСД является баланс между симпатическим и парасимпатиче -ским звеном регуляции функций. Баланс нейровегетативных влияний на сердце по соотношению амплитуд высокочастотной (ОТ) и низкочастотной (LF) составляющих спектра ритма сердца принято оценивать по индексу вагосимпатического взаимодействия. Показатель LF/HF отражает влияние симпатического и парасимпатического отделов ВНС на сердечный ритм, где повышение влияния одного из отделов ВНС на сердечный ритм выражается в росте или снижении этого показателя. Установлено, что у девушек в обеих группах наблюдалась умеренная парасимпатикотония по индексу вагосимпатического равновесия.

Исходные результаты пробы Мартине свидетельствовали о неудовлетворительной реакции сердечно-сосудистой системы студенток на физическую нагрузку.

На основе результатов исходного тестирования была разработана экспериментальная методика оздоровительной гимнастики, которая в течение шести месяцев апробировалась в экспериментальной группе. По окончании исследования у студенток экспериментальной группы отмечались более выраженные адаптационные изменения, проявляющиеся в улучшении показателей, характеризующих деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и вегетативной нервной систем (таблица).

По итогам проведенных исследований выявлено увеличение ЧСС у обследуемых экспериментальной группы на 2,44 %. В контрольной группе данный показатель повысился на 0,14 %.

В конце исследования зарегистрировано повышение показателя систолического артериального давления у девушек с ВСД экспериментальной группы с 94,00±1,25 до 108,00±1,37 мм рт.ст. (прирост составил 14,89 %). В контрольной группе прирост анализируемого показателя менее выражен (1,05 %), значение систолического артериального давления повысилось с 95,00±1,37 до 96,00±2,09 мм рт.ст.

Уровень диастолического артериального давления как в экспериментальной, так и контрольной группах изменился незначительно. Так, в экспериментальной группе показатель ДАД повысился с 59,00±1,00 до 60,50±0,90 мм рт.ст. (прирост составил 2,54 %), в контрольной - с 58,50±1,30 до 59,00±1,25 мм рт.ст. (0,85 %). Динамика показателей систолического и диастолического артериального давления студенток обеих групп в процессе исследования представлена на рисунке.

На наш взгляд, произошедшие изменения показателей артериального давления у студенток связаны со снижением парасимпатического влияния на функции их организма (индекса вагосимпатического равновесия LF/HF).

120,0 100,0 80,0 60,0 40,0 20,0 0.0

108,0 94,0 | ■ Янв арь 2022 ■ 11юнь 2022 95.0 9б=°

Г

59,0 60,5 58,5 59,0

САД ДАД

Экспериментальная группа

САД ДАД

Контрольная группа

Динамика показателей систолического и диастолического

артериального давления у студенток экспериментальной и контрольной групп за период исследования, ммрт.ст.

Так, у всех студенток экспериментальной группы наблюдалось динамическое равновесие между симпатическим и парасимпатическим отделами вегетативной нервной системы (LF/HF = 1,10±0,07 усл. ед.). В контрольной группе динамическое равновесие между симпатическим и пара -симпатическим отделами вегетативной нервной системы выявлено только у трех девушек, а у остальных, по-прежнему, наблюдалась парасимпатото-ния ^/ОТ = 0,89±0,09 усл. ед.).

Значимым результатом итогового обследования стало снижение показателя SI у подавляющего большинства обследуемых девушек. Выявлено, что под влиянием экспериментальной методики данный показатель, отражающий степень напряжения регуляторных систем, у девушек экспериментальной группы снижается существенно (на 35,6 %) и достигает нормативных значений. В контрольной группе, при использовании традиционного подхода к организации занятий по адаптивной физической культуре, у студенток показатель SI снизился на 8,6 %, не достигнув значений нормы.

Анализ итоговых результатов показал, что коэффициент Хильде-бранта, характеризующий межсистемные связи сердечно-сосудистой и дыхательной систем, в экспериментальной группе имел тенденцию к снижению (с 4,93±0,25 до 4,51±0,09 усл. ед.) и стал соответствовать норме. Данный факт указывает на снижение напряженности адаптивных процессов и повышение функционального состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем. В контрольной группе этого не наблюдалось: до начала экспе -

римента коэффициент Хильдебранта составил 5,12±0,24 усл. ед., а после его окончания - 4,84±0,10 усл. ед., что по-прежнему указывало на рассогласование в деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем у студенток.

Наряду с нормализацией параметров функционального состояния у студенток экспериментальной группы выявлено позитивное изменение показателя пробы Мартине, характеризующего адаптацию сердечно-сосудистой системы к физической нагрузке (от неудовлетворительного уровня к удовлетворительному). В контрольной группе показатель данной пробы изменился незначительно и находился в диапазоне неудовлетворительной адаптации. Так, прирост ЧСС у девушек в экспериментальной группе на первой минуте после выполнения пробы Мартине снизился на 13,46 %, контрольной - всего на 2,37 %.

Выводы. Результаты исследования подтверждают высокую эффективность разработанной экспериментальной методики для улучшения функционального состояния девушек с вегето-сосудистой дистонией по гипотоническому типу в сравнении традиционной методикой занятий в контрольной группе.

Оздоровительная гимнастика с включением в занятия беговых упражнений в сочетании с акцентно-динамическими техниками йоги у студенток 17-19 лет с вегето-сосудистой дистонией по гипотоническому типу позволило добиться значимого прироста по всем исследуемым показателям относительно исходного уровня.

Список литературы

1. Бикмухаметов Р.К., Бикмуллина А.Р., Азизова И.Н. Уровень здоровья обучающихся как основа проектирования профессиональных компе -тенций кадров для отрасли «Физическая культура и спорт» // Наука и спорт: современные тенденции. 2018. № 4 (21). С. 122-129.

2. Суркова Л.В. Современные тенденции совершенствования учеб -ного процесса физического воспитания студентов специальных медицинских групп // Физическая культура и спорт. Олимпийское образование: сб. науч. трудов Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. А.И. Погребной, Е.М. Бердичевская, Г.Б. Горская, Е.А. Еремина, Т.А. Самсоненко. Краснодар: Изд-во КГУФКСТ, 2020. Ч. 1. С. 62-65.

3. Белых С.И. Аксиологические основания построения личностно -ориентированного процесса физического воспитания студентов // Теория и практика физической культуры. 2017. № 11. С. 42-44.

4. Профилактика синдрома вегето-сосудистой дистонии у студенческой молодежи / Балашова М.Е. [и др.] // Современные исследования -2018: сб. науч. трудов Междунар. (заочной) науч.-практ. конф. / под ред. А.И. Вострецова. Нефтекамск, 2018. С. 304-308.

5. Сбитнева О.А. Физическая культура как средство повышения работоспособности студентов с вегето-сосудистой дистонией // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. № 8 (47). С. 69-71.

6. Рациональное построение занятий по физическому воспитанию в вузе как фактор стимуляции процессов восстановления и повышения работоспособности обучающихся / Л.М. Букова [и др.] // Теория и практика физической культуры. 2019. № 9. С. 18-20.

7. Пространство физической культуры и спорта вуза / С.И. Филимонова [и др.] // Прикладная электродинамика, фотоника и живые системы: сб. науч. трудов Междунар. науч.-техн. конф. молодых ученых, аспирантов и студентов / под ред. А.А. Иванова. Казань, 2018. С. 276-279.

8. Модель физического воспитания студентов с особыми образовательными потребностями / О.В. Мамонова [и др.] // Теория и практика физической культуры. 2018. № 9. С. 51-53.

References

1. Bikmuhametov R.K., Bikmullina A.R., Azizova I.N. Uroven' zdorov'ya obucha-yushchihsya kak osnova proektirovaniya professional'nyh kompetencij kadrov dlya otrasli «Fizicheskaya kul'tura i sport» [The level of health of students as the basis for designing professional competencies of personnel for the industry "Physical culture and sport"] // Nauka i sport: sovremennye tendencii [Science and sport: modern trends]. 2018. No. 4 (21). P. 122129.

2. Surkova L.V. Sovremennye tendencii sovershenstvovaniya uchebnogo processa fizicheskogo vospitaniya studentov special'nyh medicinskih grupp [Modern trends in improving the educational process of physical education of students of special medical groups] // Physical culture and sport. Olympic education: sat. scientific Proceedings of the Intern. scientific-practical. conf. / ed. A.I. Pogrebnoy, E.M. Berdichevskaya, G.B. Gorskaya, E.A. Eremina, T.A. Samsonenko. Krasnodar: Publishing House of KGUFKST, 2020. Ch. 1. P. 62-65.

3. Belyh S.I. Aksiologicheskie osnovaniya postroeniya lichnostno-orientirovannogo processa fizicheskogo vospitaniya studentov [Axiological foundations for building a personality-oriented process of students' physical education] // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of physical culture]. 2017. No. 11. P. 42-44.

4. Profilaktika sindroma vegetososudistoj distonii u studencheskoj molodezhi [Prevention of the syndrome of vegetovascular dystonia in students] / M.E. Balashova [et al.] // Modern research - 2018: sat. scientific Proceedings of the Intern. (correspondence) scientific-practical. conf. / ed. A.I. Vostretsova. Neftekamsk, 2018. P. 304-308.

5. Sbitneva O.A. Fizicheskaya kul'tura kak sredstvo povysheniya rabotosposobnosti studentov s vegeto-sosudistoj distoniej [Physical culture as a means of improving the performance of students with vegetative-vascular dystonia] // Mezhdunarodnyj zhurnal gumani-tarnyh i estestvennyh nauk [International journal of the humanities and natural sciences]. 2020. No. 8 (47). P. 69-71.

6. Racional'noe postroenie zanyatij po fizicheskomu vospitaniyu v vuze kak faktor stimulyacii processov vosstanovleniya i povysheniya rabotosposobnosti obuchayushchihsya [Rational construction of physical education classes at the university as a factor in stimulating

the processes of recovery and increasing the efficiency of students] / L.M. Bukova [et al.] // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of physical culture]. 2019. No. 9. P. 18-20.

7. Prostranstvo fizicheskoj kul'tury i sporta vuza [The space of physical culture and sports of the university] / S.I. Filimonova [et al.] // Applied electrodynamics, photonics and living systems: sat. scientific proceedings of the Intern. sci.-tech. conf. young scientists, graduate students and students / ed. A.A. Ivanova. Kazan, 2018. P. 276-279.

8. Model' fizicheskogo vospitaniya studentov s osobymi obrazovatel'nymi potreb-nostyami [Model of physical education of students with special educational needs] / O.V. Mamonova [et al.] // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of physical culture]. 2018. No. 9. P. 51-53.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.