8. Taymazov, V.A., Bakulev, S.E. and Chistyakov, V.A. (2017), "Program of innovative development of remote educational technologies at Lesgaft University", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 143, No. 1, pp. 207-212.
9. Minyaylenko, N.N. and Chistyakov, V.A. (2016), "Electronic educational technologies in system of training of graduates in the military academy of military higher education institutions", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 134, No. 4, pp. 175-178.
10. Minyaylenko, N.N. and Chistyakov, V.A. (2016), "Retrospective analysis of the legislative base in the context of distance educational technologies", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 138, No. 8, pp.142-150.
11. Nikitina, E.A., Filippov, S.S., Pushchenko, E.E. and Chistyakov, V.A. (2007), Forming of educational and methodical complexes of subject matters in system of distance training of Lesgaft University: educational and methodical benefit, publishing house Polytechnical University, St. Petersburg.
12. Chistyakov, V.A. (2004), Interaction of subjects of educational process in system of distance learning: on the example of higher education institution of physical culture, dissertation, St. Petersburg.
13. Kovaleva, T. M., Kobyshcha, E.I. Hopova, (Smolik) S. Yu., Terov, A.I. and Cheredilina, M.Yu. (2012), Profession "tutor", "SFK-office", Moscow-Tver.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 17.09.2019
УДК 376.24
ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ПОДРОСТКОВ ПРИ НЕЙРОЦИРКУЛЯТОРНОЙ ДИСТОНИИ
Алексей Витальевич Гусев, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой, Виктор Иванович Шарагин, кандидат военных наук, доцент, Юрий Борисович Кашенков, старший преподаватель, Московский государственный психолого-педагогический университет; Наталья Григорьевна Пучкова, доцент, заведующая кафедрой, Московский архитектурный институт
Аннотация
Нейроциркуляторная дистония - синдром нарушений сердечно-сосудистой системы и её функций. В исходном состоянии при нейроциркуляторной дистонии характерны признаки общей астении, гипотонии и брадикардии, что резко ослабляет адаптационные возможности организма. В результате проведенного курса традиционной физической реабилитации у девушек с нейроциркуля-торной дистонией удалось достичь небольшого увеличения резервных возможностей сердечной и дыхательной систем при некотором ослаблении проявлений гипотонии и брадикардии. Эффективность авторского варианта физической реабилитации показало возможность развития более выраженных позитивных изменений в организме за счет мощной активации на их фоне резервных возможностей основных систем жизнеобеспечения. Применение авторского варианта реабилитации доказало его преимущества и высокий оздоровительный потенциал.
Ключевые слова: реабилитация, гипотония, нейроциркуляторная дистония, йога, физическая активность.
PHYSICAL REHABILITATION OF ADOLESCENTS WITH NEUROCIRCULATORY
DYSTONIA
Alexey Vitalievich Gusev, the candidate of pedagogical science, senior lecturer, department chairman, Viktor Ivanovich Sharagin, the candidate of military science, senior lecturer, Yury Borisovich Kashenkov, the senior teacher, Moscow State University of Psychology and Education; Natalia Grigoryevna Puchkova, senior lecturer, department chairman, Moscow Architectural Institute
Annotation
Neurocirculatory dystonia is a syndrome of disorders of the cardiovascular system and its functions. In the initial state, neurocirculatory dystonia is characterized by signs of general asthenia, hypotension and
bradycardia, which dramatically weaken the adaptive capabilities of the body. As a result of the course of the traditional physical rehabilitation among the girls with neurocirculatory dystonia, a small increase in the reserve capabilities of the cardiac and respiratory systems was achieved with some weakening of the manifestations of hypotension and bradycardia. The effectiveness of the author's version of physical rehabilitation showed the possibility of developing more pronounced positive changes in the body due to the powerful activation of the reserve capabilities of the basic life support systems against their background.
Keywords: rehabilitation, hypotension, neurocirculatory dystonia, yoga, physical activity.
ВВЕДЕНИЕ
Нейроциркуляторная дистония - синдром нарушений сердечно-сосудистой системы и её функций. Чаще всего встречаются симптомы сердечно-сосудистых расстройств, обусловленные стрессами. Течение, как правило, имеет доброкачественный характер и положительный прогноз. По статистике у населения данная патология встречается в 12-35%, в основном данное заболевание развивается у лиц подросткового возраста, так как в старшем возрасте оно часто перерастает в различные формы сердечно-сосудистых патологий [1]. В связи с этим при нейроциркуляторной дистонии целесообразно раннее выявление и раннее адекватное лечение.
К этой группе отнесены сердечно-сосудистые неврозы, синдром респираторных расстройств (синдром Да Коста), гастроневроз, нарушения ритма сердца психогенного происхождения, связанные с вегетативной дисфункцией потливость, покраснение кожи и тремор кистей рук, психогенно обусловленные аэрофагия, навязчивый кашель, дизурии, метеоризм, икота, глубокое частое дыхание, то есть гипервентиляция, учащенное мочеиспускание, состояние повышенной усталости и утомляемости, изменчивые и быстро проходящие боли во всех участках тела, а также чувство необоснованного страха и беспокойства за свое здоровье [1].
Замечено, что возраст развития нейроциркуляторной дистонии все больше молодеет. Причиной этого является прогрессивное нарушение экологической ситуации, в городах увеличивающаяся умственная и эмоциональная нагрузка на население, распространение малоподвижного образа жизни. В этой связи особо остро встает вопрос о ранней физической реабилитации данного контингента больных, в первую очередь подросткового возраста [5, 6].
Цель исследования - разработка эффективного метода физической реабилитации подростков с нейроциркуляторной дистонией по гипотоническому типу.
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
В исследовании приняли участие 45 девушек подросткового возраста (13-14 лет), которые были разделены на 3 группы по 15 человек. Девушки первой группы были клинически здоровыми и вошли в контрольную группу. Девушки 2 (основной) и 3 (экспериментальной) группы страдали нейроциркуляторной дистонией по гипотоническому типу не менее 2 лет. В основной группе проведена традиционная реабилитация, включавшая: занятия аэробикой 3 раза в неделю, продолжительностью 30-40 мин.; ежедневная оздоровительная ходьба не менее 2 км со скоростью 1 км за 10-15 мин; утренняя, вечерняя гигиеническая гимнастика - ежедневно 15-20 мин. [3, 6].
В 3-й (экспериментальной) группе занятия физической реабилитации проводились по методике предложенной авторами: ежедневная оздоровительная ходьба - не менее 3 км со скоростью 1 км за 10-15 мин; выполнение асан йоги (собака мордой вниз, поза вытянутого треугольника, поза вытянутого угла, поза воина, поза перевернутого треугольника, наклон вперед с широко расставленными ногами, поза плуга по 1 минуте на каждую, не менее 4 раз в неделю; утренняя и вечерняя гимнастика с использованием указанных выше асан и дыхательной гимнастики по 25-30 мин ежедневно [7]. Занятия проводились в обоих группах на протяжении трех месяцев.
В целях выявления динамики функционального состояния организма у девушек 2 и 3 групп проводились следующие пробы: проба Штанге, проба Генчи, ортостатическая проба, измерение артериального систолического и диастолического давления, частота сердечных сокращений [4]. Девушки первой группы обследованы однократно теми же методами.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
До начала исследования в основной и экспериментальной группах были выявлены характерные для нейроциркуляторной дистонии по гипотоническому типу изменения с достоверными отличиями регистрируемых показателей по сравнению с контрольной группой. В обоих группах наблюдения уровень артериального давления систолического был снижен до 41,7%, а уровень артериального давления диастолического был ниже контрольной примерно на 30,0%. При этом уровень ЧСС в обоих группах наблюдения был ниже контрольной примерно на 32,0%. Результаты проведения пробы Штанге в обоих группах подростков с нейроциркуляторной дистонией оказались снижены почти на 40,0%. Значение результатов пробы Генчи уступали уровню контроля почти на 48,0%. Ввиду наличия у подростков с нейроциркуляторной дистонией выраженных нарушений учитываемых показателей им была проведена физическая реабилитация.
В основной группе реабилитационные воздействия были проведены по традиционной методике. В результате удалось достичь некоторых положительных изменений учитываемых показателей, не позволивших, однако, приблизиться им к значениям контрольной группы. После проведенных реабилитационных мероприятий в основной группе удалось повысить уровень артериального давления систолического на 12,3%, диастолического на 14,8%. При этом у этих подростков величина частоты сердечных сокращений возросла на 9,0%. Показатель пробы Штанге увеличился всего на 15,1%, а пробы Генчи на 15,6%. Более предпочтительные значения учитываемых показателей были достигнуты в экспериментальной группе после проведенной физической реабилитации по авторской схеме.
Таблица1 - Функциональные ха] рактеристики обследованных подростков
Показания Основная группа, M±m Экспериментальная группа, M±m Группа контроля, M±m, n=15
В начале наблюдения, п=15 в конце наблюдения, п=15 В начале наблюдения, п=15 В конце наблюдения, n=15
Результат проведения пробы Штанге, с 37,0±0,32 р<0,01 42,6±0,41 р<0,05 36,4±0,28 р<0,01 52,0±0,32 54,8±0,23
Результат проведения пробы Генчи, с 32,0±0,40 р<0,01 37,0±0,46 р<0,05 31,9±0,22 р<0,01 42,8±0,37 44,6±0,32
Частота сердечных сокращений, уд/мин 55,4±0,35 р<0,01 60,4±0,32 р<0,05 55,0±0,40 р<0,01 62,9±0,37 73,2±0,44
Артериальное давление систолическое, мм рт.ст. 84,3±0,47 р<0,01 94,7±0,52 р<0,05 84,1±0,46 р<0,01 113,6±0,40 119,6±0,39
Артериальное давление диастоличе-ское, мм рт.ст. 57,8±0,62 р<0,01 66,4±0,50 р<0,05 58,2±0,43 р<0,01 73,8±0,37 75,6±0,42
По всем показателям у подростков третьей группы удалось вывести значения учитываемых показателей на уровень, не отличающийся от значений в контрольной группе. Это произошло вследствие увеличения у них уровня артериального давления систолического на 35,1%, артериального давления диастолического на 25,8%, уровень частоты сердечных сокращений возрос на 25,3%. Показатель пробы Штанге увеличился на 42,8%, а пробы Генчи на 34,2%. Полученные показатели превосходили результаты в основной группе и достигли уровня контроля.
Положительный эффект от применения авторского варианта физической реабилитации при нейроциркуляторной дистонии по гипотоническому типу оказался более эффективным, так как обеспечивает более выраженное оздоровительное влияние на системы и
органы. Физические упражнения и асаны при их регулярном выполнении развивают силу, выносливость, скорость и координацию движений, а также способствуют стабилизации психического фона. На это направлена в первую очередь выполнение асан йоги, обладающих мощным психофизическим оздоровительным действием на весь организм [2, 7].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Эффективность авторского варианта физической реабилитации у девушек с нейро-циркуляторной дистонией показало возможность развития более выраженных позитивных изменений в организме за счет мощной активации на их фоне резервных возможностей основных систем жизнеобеспечения. Нивелирование в этой группе проявлений гипотонии и брадикардии при выходе учитываемых показателей на уровень группы контроля в ходе применения авторского варианта реабилитации доказало его преимущества и высокий оздоровительный потенциал.
ЛИТЕРАТУРА
1. Береславская, Е.Б. Вегетососудистая дистония. Современный взгляд на лечение и профилактику / Е.Б. Береславская. - Санкт-Петербург : Весь, 2014. - 156 с.
2. Изменение психоэмоционального состояния студенток в процессе занятий спортом / А.С. Болдов, А.В. Гусев, В.Ю. Карпов, Н.Г. Пучкова, Ю.Б. Кашенков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 9 (163). - С. 321-325.
3. Карпов, В.Ю. Проектирование содержания и методики учебных занятий по физическому воспитанию коррекционной направленности со студентами специальных медицинских групп / В.Ю. Карпов, Ю.И. Сапожникова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 8 (42). -С. 41-44.
4. Карпов, В.Ю. Характеристика некоторых параметров функционального состояния организма студентов, занимающихся по методике оздоровительной физической тренировки (ОФТ) / В.Ю. Карпов, Ю.И. Сапожникова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 7 (41). -С. 38-42.
5. Ланцберг, Л.Д. Физические тренировки как средство укрепления здоровья и профилактики сердечно-сосудистой патологии : обзор. информ. Вып. 1 / Л.Д. Ланцберг. - М. : [б.и.], 1988. - 52 с.
6. Содержание понятия «Здоровьесберегающие технологии в контексте современного школьного образования / А.П. Матвеев, А.С. Махов, В.Ю. Карпов, А.В. Корнев // Теория и практика физической культуры. - 2016. - № 9. - С. 59-61.
7. Фомин, А. Йога-анатомия. Как работают асаны для здоровья и стройности тела / А. Фомин, Т. Громаковская. - M. : Эксмо, 2012. - 264 с.
REFERENCES
1. Bereslavskaya, E.B. (2014), Neurocirculatory dystonia. Modern view of treatment and prevention, Ves, St. Petersburg.
2. Boldov, A.S., Gusev,A.V., Karpov, V.Yu., Puchkova, N.G. and Kashenkov, Yu.B. (2018), "The change of emotional state of students in sports", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 163, No. 9, pp. 321-325.
3. Karpov, V.Yu. and Sapozhnikova, Yu.I. (2008), "Designing the content and methods of training classes in physical education of a corrective orientation with students of special medical groups", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 42, No. 8, pp. 41-44.
4. Karpov, V.Yu. and Sapozhnikova, Yu.I. (2008), "Characteristic of some parameters of a functional condition of an organism of the students who are engaged by a technique of improving physical training of OFT", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 41, No. 7, pp. 38-42.
5. Lantsberg, L.D. (1988), Physical training as a means ofpromoting health and preventing cardiovascular disease: information overview, Vol.1, VNIIMI, Moscow.
6. Matveev, A.P., Makhov, A.S., Karpov, V.Yu. and Kornev, A.V. (2016), "Content of the concept "Health Saving Technologies" of a context of modern school education", Theory and practice of physical culture, No. 9, pp. 59-61.
7. Fomin, A.A. and Gromakovskaya, T.A. (2012), Yoga anatomy. How do asanas workfor health and body slimness, EKSMO, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 18.09.2019
УДК 796.011
ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ФИТНЕС ТЕХНОЛОГИЯ ПРИ СИНДРОМЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ СОТРУДНИКОВ СФЕРЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Алена Викторовна Дубовик, аспирант, Инесса Юрьевна Горская, доктор педагогических наук, профессор, Дарья Александровна Савчак, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, Омск
Аннотация
Представлены результаты педагогического эксперимента, проведенного для оценки эффективности применения оздоровительной фитнес технологии при синдроме эмоционального выгорания сотрудников сферы информационных технологий. Реализация технологии осуществлялась путем встраивания в распорядок дня сотрудников регулярных занятий в течение 6 месяцев. Технология включает физические упражнения для усиления парасимпатического отдела, дыхательные упражнения, использовалась аутогенная техника глубоко расслабления. В результате апробирования разработанной методики выявлена положительная динамика по всем исследуемым показателям психомоторных способностей, вариабельности сердечного ритма, а также по уровню выраженности синдрома эмоционального выгорания сотрудников. Эффективность разработанного подхода подтверждается достоверно значимыми приростами психомоторных реакций на различные раздражители, снизились показатели активности симпатической вегетативной нервной системы в основной группе у работников должности «инженер-программист» в ходе проведенного педагогического эксперимента. Использование разработанной методики позволит повысить уровень работоспособности и снизить влияние стресса на эмоциональное состояние сотрудников.
Ключевые слова: синдром эмоционального выгорания, эмоциональное истощение, стресс, ИТ-сфера, оздоровительная фитнес технология, психофизиологические реакции, вариабельность сердечного ритма.
WELLNESS FITNESS TECHNOLOGY UNDER THE SYNDROME OF EMOTIONAL BURNING OUT AMONG EMPLOYEES OF THE SPHERE OF INFORMATION
TECHNOLOGIES
Alena Viktorovna Dubovik, the post-graduate student, Inessa Yuryevna Gorskaya, the doctor of pedagogical sciences, professor, Daria Aleksandrovna Savchak, the candidate of pedagogical sciences, senior teacher, Siberian State University of Physical Culture and Sports, Omsk
Annotation
The results of the pedagogical experiment conducted to assess the effectiveness of the use of health-improving fitness technology in the event of burnout syndrome among the information technology employees are presented. The implementation of the technology was carried out by introducing it into the regular classes within the daily routine of the employees for the period up to 6 months. The technology includes the physical exercises to strengthen the parasympathetic department, breathing exercises, the autogenous technique of deep relaxation was used. As a result of testing the developed methodology, the positive dynamic was revealed for all the studied indicators of the psychomotor abilities, heart rate variability, as well as for the severity level of employees' burnout syndrome. The effectiveness of the developed approach is confirmed with the significantly notional increase in psychomotor reactions to the various stimuli, the activity indicators of the sympathetic autonomic nervous system in the main group of workers of profession "engineer-programmer" decreased during the pedagogical experiment. Application of the developed methodology will increase the level of performance and reduce the impact of stress on the emotional state of employees.