Научная статья на тему 'Функциональное состояние студентов с вегето-сосудистой дистонией, занимающихся физической культурой'

Функциональное состояние студентов с вегето-сосудистой дистонией, занимающихся физической культурой Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1177
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ВЕГЕТО-СОСУДИСТАЯ ДИСТОНИЯ / ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / АЭРОБНЫЕ НАГРУЗКИ / PHYSICAL EDUCATION / VEGETATIVE-VASCULAR DYSTONIA / PHYSICAL EXERCISES / AEROBIC LOAD

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Матвеева Татьяна Валерьевна

Рассматривается проблема подбора оздоровительной методики в сфере физического воспитания для студентов с вегето-сосудистой дистонией. Предлагается методика занятий с преимущественно аэробной направленностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Матвеева Татьяна Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FUNCTIONAL STATUS OF STUDENTS WITH VEGETO-VASCULAR DYSTONIA, ARE ENGAGED IN PHYSICAL CULTURE

Addresses the problem of the selection of the health improvement techniques in the sphere of physical education for students with vegeto-vascular dystonia. A method is proposed to occupation, with a mainly aerobic orientation.

Текст научной работы на тему «Функциональное состояние студентов с вегето-сосудистой дистонией, занимающихся физической культурой»

SIMULATOR FOR THE DEVELOPMENT OF THE SPECIAL ENDURANCE IN THE SPORT AND HEALTH-IMPROVING TOURISM AND MOUNTAINEERING

V.M. Makarov

Developed by the simulator of «Recovery» allows you to effectively carry out all-season training of the main determining the physical quality - special endurance in the sport and health-improving tourism.

Key words: defining the physical qualities, mountain tourism, special endurance, applied kinds of sports, technical means of training.

Makarov Valery Mikhailovich, candidate of pedagogical sciences, associate professor, Russia, Tula, Tula branch of the Russian International Academy of tourism

Получено 14.02.2013 г.

УДК 796.011.3

ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ СТУДЕНТОВ С ВЕГЕТО-СОСУДИСТОЙ ДИСТОНИЕЙ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ

Т.В. Матвеева

Рассматривается проблема подбора оздоровительной методики в сфере физического воспитания для студентов с вегето-сосудистой дистонией. Предлагается методика занятий с преимущественно аэробной направленностью.

Ключевые слова: физическое воспитание, вегето-сосудистая дистония, физические упражнения, аэробные нагрузки.

Заболевания сердечно-сосудистой системы относятся к числу наиболее распространенных и чаще других приводят людей к преждевременной инвалидности и смерти. Многим из этой группы болезней свойственно хроническое течение с прогрессирующим ухудшением состояния больного. Одной из причин роста заболеваний сердечно-сосудистой системы является снижение двигательной активности современного человека [1]. Поэтому для предупреждения этих заболеваний необходимо регулярно заниматься физической культурой, включая в режим дня разнообразную мышечную деятельность.

С помощью физических упражнений можно оказывать целенаправленное воздействие на многие функции сердечно -сосудистой системы. При заболеваниях сердца и сосудов физические упражнения совершенствуют адаптационные процессы в сердечно -сосудистой системе, заключающиеся в усилении работы энергетических

и регенеративных механизмов, восстанавливающих нарушенные функции и структуры [7].

Вегето-сосудистая дистония - заболевание, наиболее часто встречающееся среди студенческой молодежи. Понятие «вегето-сосудистая дистония» объединяет различные вегетативные нарушения при многих заболеваниях [3].

Задачами физических упражнений являются улучшение и нормализация нарушенной регуляции сосудистого тонуса, функций сердечно-сосудистой системы и координации двигательных актов, психоэмоцинальной сферы, поведения, восстановление нормальной адаптации к физическим нагрузкам. Физические упражнения должны быть подобраны в соответствии с возрастом, физическим развитием, учетом малой или средней подвижности [8]. Термин «аэробный» означает «живущий в воздухе» или «использующий кислород». Аэробные упражнения относятся к таким видам физической нагрузки, когда необходимо наличие кислорода в течение продолжительного времени [6]. Они предъявляют к организму требования, заставляющие его увеличивать потребление кислорода. В результате происходят благоприятные изменения в легких, сердце и сосудистой системе. Можно сказать, что регулярные упражнения подобного типа повышают способность организма пропускать воздух через легкие, увеличивать общий кровоток, причем кровь лучше обеспечивает транспорт кислорода [5]. Аэробные нагрузки обычно представляют собой упражнения на выносливость в невысоком темпе [2].

Таким образом, ежегодное увеличение студентов с различными отклонениями в здоровье, пагубное влияние на подростков гиподинамического фактора в связи с урбанизацией требует поиска новых форм и подходов к эффективному решению задач, стоящих перед лечебной физической культурой.

Целью работы являлся подбор комплекса физических упражнений с преимущественно аэробной направленностью для оказания коррекции функционального состояния студентов с вегето-сосудистой дистонией.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

1. Изучить особенности состояния сердечно-сосудистой системы.

2. Провести обследование студентов с использованием различных функциональных тестов.

3. Изучить реакцию сердечно-сосудистой системы на нагрузку.

В процессе проведения исследования были использованы следующие методы:

1. Анализ научно-методической литературы.

2. Педагогическое тестирование.

3. Педагогический эксперимент.

4. Педагогическое наблюдение.

Исследования проводились на базе кафедры физического воспитания и спорта Тульского государственного университета. В исследовании приняли участие 40 студентов второго курса. Были сформированы контрольная и экспериментальная группы, в каждой из которой было по 20 человек. Со студентами контрольной группы проводились занятия, включающие разминку, комплекс физических упражнений при вегето-сосудистой дистонии, подвижные или спортивные игры. Студентам экспериментальной группы подвижные и спортивные игры были заменены на упражнения в аэробном режиме энергообеспечения. В данном случае подразумевается последовательное выполнение упражнений для различных мышечных групп под музыкальное сопровождение. Для фиксации и сравнения результатов контрольной и экспериментальной групп нами был проведен тест PWC17o.

Определение физической работоспособности по тесту PWC170 методом степ-эргометрии (восхождение на ступеньки) - довольно простой и доступный метод. Для его проведения необходимо иметь гимнастическую скамейку высотой 30 см, два метронома, секундомер, весы и таблицу для расчета показателей PWC170.

Перед проведением теста в состоянии покоя определяются частота сердечных сокращений и артериальное давление. Эти показатели позволяют заранее определить тип реакции на физическую нагрузку и получить дополнительную информацию о функциональном состоянии организма [4].

Также измеряли ряд фоновых показателей, таких, как артериальное давление, частота сердечных сокращений, масса тела. Наряду с этими данными фиксировали возраст испытуемого, характеризуя тем самым возрастную градацию всех людей, принимавших участие в эксперименте.

Исходя из фоновых показателей, можно отметить, что они находятся примерно на одном уровне. Гипертонический тип реакции на нагрузку в контрольной и экспериментальной группах наблюдается в 34 % и 35 % соответственно. Гипотонический - в 27 % и 25 % соответственно. Скорость восстановления после физической нагрузки составила в контрольной группе 51 %, в экспериментальной - 57 %.

Показатели по тесту PWC170 у девушек контрольной и экспериментальной групп в начале эксперимента примерно одинаковы. В среднем показатели PWC170 у контрольной группы составили 503,62 кГм/мин, а у экспериментальной - 515,91 кГм/мин. То есть следует отметить практически одинаковые исходные данные.

После 6-месячных занятий был проведен тот же тест PWC170 методом степ-эргометрии и зафиксированы те же дополнительные показатели, характеризующие скорость восстановления после предлагаемой нагрузки и тип реакции артериального давления на нее.

Надо отметить, что ряд функциональных показателей значительно изменились. По результатам теста PWC170 средняя величина у студентов, занимающихся аэробной нагрузкой, составила 704,89 кГм/мин (11,98 кГм/мин/кг), а у студентов контрольной группы - 603,112 кГм/мин (10,54 кГм/мин/кг).

Произошли изменения и в других показателях. Средняя скорость восстановления заметно увеличилась у занимающихся аэробными занятиями и составила 72 %, у студентов другой группы - 57 %.

Явные различия наблюдаются в типе реакции на предлагаемую нагрузку. У студентов, занимающихся по классической схеме, гипертонический тип реакции отмечался в 28 % случаев, а в экспериментальной группе лишь в 20 %. Гипотонический тип в контрольной группе фиксировался у 20 % студентов, в экспериментальной - 15 % .

Таким образом, наиболее значительное улучшение функциональных показателей наблюдается у студентов с вегето-сосудистой дистонией, на занятиях с которыми использовались преимущественно аэробные упражнения.

Поэтому оздоровительный эффект занятий по физическому воспитанию со студентами с вегето-сосудистой дистонией связан прежде всего с повышением аэробных возможностей организма, уровня физической работоспособности.

Список литературы

1. Амосов Н.М., Муравов И.В. Сердце и физические упражнения. М.: Физкультура и спорт, 1982. 115 с.

2. Аэробные упражнения: теория и методика проведения занятий / под ред. Е.Б. Мякинченко, М.П. Шестакова. М.: СпортАкадемПресс, 2002. 304 с.

3. Инструментальные методы исследования сердечно-сосудистой системы: справочник / под ред. Т.С. Виноградовой. М.: Медицина, 1986. 176 с.

4. Карпман В.Л., Белоцерковский З.Б., Гудков И.А. Тестирование в спортивной медицине. М.: Физкультура и спорт, 1988. 203 с.

5. Крючек Е.С. Аэробика: содержание и методика оздоровительных занятий. М.: Тера-Спорт, Олимпия Пресс, 2001. 64 с.

6. Лисицкая Т.С., Сиднева Л.В. Аэробика: теория и методика. М.: Федерация аэробики России, 2002. 232 с.

7. Разводовский В.С. Пути повышения спортивной работоспособности: технические и военно-прикладные виды. М.: ДОСААФ, 1982. 260 с.

8. Селуянов В.Н. Технология оздоровительной физической культуры. М.: СпортАкадемПресс, 2001. 172 с.

Матвеева Татьяна Валерьевна, канд. пед. наук, доцент, soirt409@mail.ru, Россия, г. Тула, Тульский государственный университет

THE FUNCTIONAL STATUS OF STUDENTS WITH VEGETO-VASCULAR DYSTONIA, ARE ENGAGED IN PHYSICAL CULTURE

T. V. Matveeva

Addresses the problem of the selection of the health improvement techniques in the sphere of physical education for students with vegeto-vascular dystonia. A method is proposed to occupation, with a mainly aerobic orientation.

Key words: physical education, vegetative-vascular dystonia, physical exercises, aerobic load.

Matveeva Tatyana Valerievna, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, Russia, Tula, Tula state university

Получено 08.02.2013 г.

УДК 796.012.65

ФИТНЕС-ТЕХНОЛОГИИ: КЛАССИФИКАЦИОННЫЙ ПОДХОД

О.П. Панфилов, В.В. Борисова, Т.А. Шестакова, Л.В. Руднева

В статье с позиций системного подхода рассматривается проблема оздоровления, физического и психомоторного развития дошкольников и младших школьников. Систематизированы многовариантные физкультурно-спортивные средства и на основании комплексного физиолого-педагогического анализа, с учетом возрастных морфофункциональных особенностей контингента, представлена классификация интегрированных инновационных средств - фитнес-технологий.

Ключевые слова: фитнес-технологии, стретчинг-гимнастика, спортивно-танцевальный рок-н-ролл, креативная гимнастика, ритмическая гимнастика, режимы фитнес-нагрузок, двигательная подготовленность, функциональная система, зоны относительной трудности, энергообеспечение.

Основными факторами, негативно влияющими на состояние здоровья детей, являются нервно-психические перегрузки, связанные с учебной деятельностью, использованием компьютерных технологий и низкий уровень психологических знаний межличностного общения детей, учащихся и учителей. Примером этому служит учебный процесс образовательных учреждений с углубленным изучением предметов, где интенсификация занятий, педагогические инновации, режим учебной деятельности осуществляются без достаточного физиолого-гигиенического обоснования.

В «Рефлексах головного мозга» великий Сеченов отразил мысль о материализации психических процессов, единстве психофизического,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.