С. А. Завражин
Коррекция эмоционального поведения подростков
с нарушением интеллекта с помощью мандала-терапии
Сегодня мандала-терапия становится привычным методом работы с дезадаптированными подростками. С её помощью успешно коррегируются у них различные нарушения эмоциональной сферы: страхи, тревожность, проявления гнева, обиды и др. Однако в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях она пока используется редко.
Проектируя исследовательскую работу, мы исходили из предположения, что при систематическом и целенаправленном проведений занятий по мандала-терапии у подростков с нарушением интеллекта возможно снизится степень проявления отрицательных эмоций, повысится уровень саморегуляции.
Впервые познакомил мир с идеей мандалы Карл Густав Юнг. В своей автобиографии «Воспоминания, сны, размышления» он рассказывает о том, как в 1916 г. нарисовал в своем блокноте первую мандалу, а уже спустя два года ежедневно фиксировал в своем блокноте новые мандалы. Он обнаружил, что каждый рисунок отражает его внутреннюю жизнь на данный момент, и стал использовать эти рисунки, чтобы фиксировать свою «психическую трансформацию». В конце концов Юнг пришел к выводу, что метод мандалы -это путь к нашему центру, к открытию нашей уникальной индивидуальности. Он считал мандалу чрезвычайно мощным символом, который является зримой проекцией психического мира и выражающей Самость человека (Юнг К.-Г., Франц фон М.-Л., Хендерсон Дж. Л., Яффе А. Человек и его символы. М.: Серебряные нити, 1998. С. 12).
На санскрите мандала означает «круг» или «центр». Традиционно ее обозначают кругом - символом космоса и его бесконечности и квадратом - символом земли или мира, созданного человеком. Считается, что творческая работа с мандалами помогает человеку устанавливать конструктивную связь между сознанием и бессознательным.
Известный психотерапевт Е. Мейс-Кристеллер подчеркивает: «Кто рисует время от времени карандашом или красками, или кто помнит, как делал это в детстве, знает, какое удовлетворение приносит творчество. Это происходит в силу того, что во время рисования человек устанавливает контакт со своим внутренним «Я», с интуицией и чувствами - будь то позитивные или негативные чувства, - которые могут нахлынуть во время творческого процесса. Таким образом, исчезает напряжение, личность успокаивается, улучшается состояние внутреннего мира» (Мейс-Кристеллер Е., 2002. С. 6).
390
Психотерапевты полагают, что когда человек рисует Мандалу, он рисует свой внутренний мир в настоящий момент, свое состояние, самого себя настоящего, себя вне социума, свою духовную сущность. Он отвечает на вопросы: кто я? Где я? Откуда я? Куда я?. Когда получен ответ на первые два вопроса, происходит переоценка ситуации. Это и дает сильнейший психотерапевтический эффект.
Цвета, которые выбираются для рисования мандалы, дают много информации о личности её автора, который интуитивно склоняется к выбору любимого или актуального для настроения цвета. Именно по выбранному цвету, его количеству, расположению и можно судить о наличии тех или иных эмотивных проблем личности.
Известно, что подростки с нарушением интеллекта обычно неэмоциональны, инертны, им более чем нормально развивающимся сверстникам свойственны дисфорические переживания. Поэтому необходимы такие методические приемы, которые могли бы повысить их эмоциональный тонус, усилить их позитивную энергетику. Такой цели и служит мандала-терапия.
В процессе рисования мандалы специалисты советуют подбирать подростку цвета по противоположному принципу. Так, если он активно использует тёмные или серые тона, говорящие о пассивности, инертности, надо приучать его к работе с яркими цветами, в том числе с красным, которые свидетельствуют об активной позиции личности. Постепенно меняется расположение цвета, его количество. Благодаря этой деятельности можно достичь того, что у подростка на уровне подсознания будут формироваться позитивные эмоции.
Руководствуясь данными концептуальными положениями, мы проектировали содержание опытно-экспериментальной работы.
Она проводилась на базе специальной (коррекционной) школы-интерната № 1 г. Владимира. Исследование проходило в 6«а» и 6«в» классах. 6«а» был взят в качестве экспериментальной группы, 6«в» - контрольной. Количество учащихся 6«а» класса - 13 чел., 6«б» - 11 чел. Возраст испытуемых 12-13 лет.
На первом этапе выявлялся актуальный уровень эмоционального развития подростков. Использовались педагогическое наблюдение и тестирование. Результаты наблюдения и тестирования подкреплялись методом мандала-терапии, а именно самостоятельным раскрашиванием предложенной подросткам мандалы.
В тестировании применялись методики разных типов. Использовался рисуночный тест «Несуществующее животное», методика «Оценка эмоционального состояния по типу сдвига цветовой чувствительности», методика «Страхи в домиках» (Стюарт В., 1998.
С. 77-120).
391
В результате тестирования школьников экспериментальной и контрольной групп было выявлено следующее: большинство учащихся имеет низкий уровень эмоционального развития. Для некоторых ребят свойственны нетипичные для детей их возраста страхи, в том числе страхи вымышленных персонажей. Подростки проявляют физическую и вербальную агрессию по отношению друг к другу на уроках и переменах, а также негативизм по отношению к педагогу. В обоих классах часто происходят драки. Зачастую агрессивная реакция выражается в ответ на просьбу сделать что-либо, выполнить задание. Повышенный уровень тревожности проявляется в боязни получить наказание даже за те поступки, за которые наказание не последует. В обоих классах есть ученики, которые боятся своих одноклассников. Агрессивные учащиеся считаются в классах лидерами, они запугивают, унижают «слабых» (буллинг). На занятиях превалирует негативный эмоциональный фон. Учащиеся не умеют управлять своими эмоциями, вербально выразить свои чувства, не понимают переживаний сверстников. Их эмоции часто неадекватны ситуации. Им присущи резкие спады и подъёмы настроения, застре-ваемость на аффликтивных эмоциях. Об эмоциональном неблагополучии испытуемых свидетельствовали и результаты самостоятельного раскрашивания мандалы: учащиеся в основном использовали темные цвета.
Целью формирующего этапа эксперимента являлось уменьшение у подростков отрицательных эмоциональных проявлений средствами мандала-терапии.
В экспериментальной группе был проведен цикл занятий с использованием мандала-терапии. Всего было проведено семь занятий, из которых одно было посвящено знакомству с понятием «мандала», два - её построению, четыре - раскрашиванию мандалы заданными цветами.
После завершения работы было осуществлено повторное тестирование с применением тех же диагностик, что и на первом этапе.
У учащихся контрольной группы заметных изменений в эмоциональной сфере не обнаружено. Подростки экспериментальной группы стали менее тревожны, более спокойно реагировали на обращения к ним, которые раньше могли вызвать неадекватную агрессию. У школьников из ЭГ сократилось количество страхов. Они стали лучше управлять своими эмоциями, научились их вербально выражать. Им стало легче понимать переживания другого человека.
Все это говорит о том, что работа по коррекции эмоционального интеллекта у умственно отсталых подростков средствами мандала-терапии в целом прошла успешно.
392