Психология
УДК 378.15
кандидат психологических наук, доцент Карпушкина Наталья Викторовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат психологических наук, доцент Кисова Вероника Вячеславовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Самсонова Наталья Леонидовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)
КОРРЕКЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОСТНОЙ СФЕРЫ МАТЕРЕЙ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ СРЕДСТВАМИ КОГНИТИВНО-ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ
ТЕРАПИИ
Аннотация. В статье рассматриваются психологические особенности личности матерей, воспитывающих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Обнаружены повышенная тревожность, неэффективные копинг-стратегии, стратегии самоактуализации матерей, воспитывающих детей с ТМНР. По результатам экспериментального исследования была разработана программа коррекции эмоционально-личностной сферы матерей, воспитывающих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития, которая была организована в режиме тренинга, консультаций. В ходе коррекционных занятий были использованы методики когнитивно-поведенческой терапии, элементы арт-терапии, доказавшие свою эффективность.
Ключевые слова: когнитивно-поведенческая терапия, дети с тяжелыми и множественными нарушениями развития, тревожность, копинг-стратегии, самоактуализация.
Annotation. The article examines the psychological characteristics of the personality of mothers raising children with severe and multiple developmental disorders. Increased anxiety, ineffective coping strategies and self-actualization strategies of mothers participating in the study were found. Based on the results of the experimental study, a program was developed to correct the emotional and personal sphere of mothers raising children with severe and multiple developmental disabilities, which was organized in the mode of training and consultations. In the course of remedial classes, cognitive behavioral therapy techniques and elements of art therapy were used, which proved their effectiveness.
Key words: cognitive behavioral therapy, children with severe and multiple developmental disorders, anxiety, coping strategies, self-actualization.
Введение. Актуальность исследования продиктована недостаточной сформированностью организации процесса образования и воспитания детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР). Дети с ТМНР являются полиморфной группой, имеющая различные сочетания сенсорных, двигательных и интеллектуальных нарушений, что требует индивидуального подхода (В. Лубовский, Н. Малофеев, И. Левченко, Н. Назарова, А. Царев, Т. Симонова, А. Гусейнова и др.) и органиации домашнего обучения (В. Жигорева, И. Левченко). Основной задачей их обучения является развитие навыков коммуникации [2, 3, 5] и включение ребенка в бытовой процесс с целью осознания их ценности, поэтому так важно включение родителей в процесс образования. Для того чтобы дать ребенку с ТМНР максимальную возможность развития, родителям необходима не только педагогическая грамотность, но и эмоциональный ресурс.
Так как мать является основным источником эмоционального благополучия семьи и наиболее значимой фигурой для любого ребенка [1], многими современными учеными изучались психологические особенности матерей детей имеющих детей с особенностями развития. Исследования показали, что у матерей детей с определенным типом нарушений формируются схожие психологические особенности [1, 4, 6].
Наше исследование посвящено изучению эмоционально-личностной сферы матерей, воспитывающих детей с ТМНР, как наиболее психологически уязвимой группы в плане формирования материнской привязанности и безусловной любви к своему ребенку [1, 3]. Основной задачей нашего исследования стала разработка программы коррекции, направленной на коррекцию эмоционально-личностной сферы матерей, воспитывающих детей с ТМНР.
Данное исследование включало диагностический и формирующий этап. Исследование проводилось на базе «Ресурсного кабинета для семей, воспитывающих слепоглухих детей и детей с ТМНР».
Диагностический этап направлен на выявление особенностей эмоционально-личностной сферы матерей и их родительских установок.
Для оценки эмоционального состояния матерей детей с ТМНР нами использовались методики «Шкала тревоги Спилберга-Ханина» и «Шкала удовлетворенностью жизнью». Для выявления особенностей поведения и детско-родительских отношений: «Копинг-стратегии Лазаруса», «Отношение к болезни ребенка». Для выявления личностных особенностей использовались «Тест определения уровня самоактуализации личности Шострома» и «Тест антиципационной состоятельности (прогностической компетентности) Менделевича».
Выборка: экспериментальную группу составили 15 матерей детей с ТМНР, контрольную группу составили 15 матерей детей, имеющих нормальное развитие.
Изложение основного материала статьи. Анализ результатов диагностического исследования выявил значимые отличия эмоционально-личностной сферы матерей детей с ТМНР и контрольной группы матерей нормотипичных детей.
Таблица 1
Показатели средних значений, имеющих значимые отличия, матерей детей с ТМНР и матерей нормотипичных
детей
Методики Шкалы Матери детей с ТМНР (баллы) Матери нормотипичных детей (баллы)
Удовлетворенность жизнью 12* 24
Шала тревоги Спилберга-Ханина Личностная тревожность 52,3* 26,3
Ситуативная тревожность 48,3* 23
Отношение к болезни ребенка Нозогнозия 2 4
Контроль активности 5,5 2,5
Копинг-стратегии Конфронтация 8,6 4,5
Принятие ответственности 7 4
Бегство-избегание 14** 5,5
Определение уровня самоактуализации Ориентация во времени 46,3 58
Поддержка 40* 56
Ценностная ориентация 43,6* 51
Гибкость поведения 41* 52
Спонтанность 43,3* 57
Самопринятие 49,6 64
Представление о природе человека 52 59
Антиципационная состоятельность Личностно-ситуативная 161,3 192
Пространственная 39 57
Общая 232,3 296,5
Примечание: жирным выделены баллы имеющие значимые показатели: * - критический показатель, имеющий отрицательное (негативное) значение; ** - высокий показатель (предпочитаемая стратегия, самоатуализация).
Так как целью психологической помощи является стабилизация эмоционального состояния матерей детей с ТМНР, мы определили причины тревоги и неудовлетворенности жизнью проанализировав взаимосвязь показателей личностной тревоги, ситуативной тревоги и удовлетворенностью жизнью с остальными показателями диагностических результатов. Корреляционный анализ продемонстрировал влияние ситуативной тревоги на дезадаптивный копинг: бегство-избегание. Личностная тревожность коррелирует с удовлетворённостью жизнью и показателями шкал «теста определения самоактуализации личности» поддержка и спонтанность. Показатели шкал поддержка и спонтанность коррелируют со всеми остальными шкалами, имеющие критически низкие показатели.
Низкие показатели по шкале поддержка (ниже 44 баллов свидетельствует о возможной невротизации) говорят о неспособности быть независимым в своих ценностных ориентациях и поведении (внешний локус контроль). Шкала спонтанности измеряет способность спонтанно и непосредственно выражать свои чувства.
Опираясь на совокупность всех низких показателей диагностики, мы можем предположить, что мать ребенка с ТМНР находится крайне уязвимом положении - зависимости от помощи близких, социальных служб, государства, что заставляет женщину идти на конформизм, ориентироваться на мнение окружающих, стремиться быть одобряемой. Такая ситуация требует по отношению к себе максимального контроля, который формирует тревожную личность.
Корреляционный анализ позволил выявить взаимосвязь определенных черт личности и эмоционального состояния матерей детей с ТМНР:
- удовлетворенность жизнью зависит от восприятия тяжести болезни ребенка и личностно-ситуативной прогностической компетентности матерей;
- выбор дезадаптивной копинг-стратегии продиктован высоким уровнем тревоги;
- высокий уровень тревоги формируется под влиянием убеждений, затрудняющих самостоятельность выбора, недостаточность самопринятия и спонтанности поведения;
- «внешний локус контроль» связан с эмоциональным состоянием, копинг-стратегиями, самопринятием, спонтанностью, контактностью и гибкостью поведения, то есть со всеми критически низкими показателями результатов тестирования.
Основываясь на результатах эксперимента, мы разработали программу коррекции.
Цель: разработка и апробация психокоррекционной программы для матерей, воспитывающих детей с ТМНР, с целью нормализации их эмоционально-личностных характеристик.
Задачи:
1. Определить цель, задачи, предпочитаемые формы, направления и методы корреционной работы с матерями детей с ТМНР.
2. Подобрать техники и упражнения реализующие основные направления психокорреционной работы:
- эмоциональная сфера:
- высокий уровень тревожности;
- личностная сфера:
- низкий уровень гибкости поведения, самопринятия, спонтанности (способность выражать свои чувства), опора на «внешний локус контроль»;
- поведение:
- неэффективные копинг-стратегии.
Основным методом психокоррекционной работы стала когнитивно-поведенческая терапия (КПТ), как наиболее доступный для понимания и эффективной рационализации когнитивных установок, сформированных сложной жизненной ситуацией, с учетом особенностей предпочтений корреционной работы матерей детей с ТМНР, которые определялись с помощью специально составленных опросников.
Работа в КПТ включала:
- освоение навыков КПТ;
- релаксационные техники (релаксация по Джекобсону, абдоминальное дыхание, релаксация с визуализацией);
- Майндфулнесс;
- когнитивно-поведенческая арт-терапия (КПАТ) как дополнительная коррекционная технология, позволяющая актуализировать работу с чувствами.
Релаксация. Освоение данной техники стало составляющей первого этапа коррекционной работы, так как при диагностике был выявлен высокий уровень тревожности матерей детей с ТМНР. Для формирования навыка когнитивной оценки эмоционального состояния необходимо знание и способность вхождения и сохранения в ровное психофизическое состояние. Навык быстрой релаксации позволяет снизить тревогу, что качественно меняет оценку происходящего и дальнейшую стратегию поведения.
Когнитивно-поведенческая арт-терапия. Интеграция арт-терапии в КПТ делает доступным развитие чувствования образа в целом и стимулирует эмоциональное самовыражение, спонтанность, которые определялись как табуированные в предварительной диагностике.
Когнитивно-поведенческая терапия. Данное психотерапевтическое направление позволил оценить иррациональные установки, выработать навык понимания собственных целей и желаний, снизить внешний локус-контроль, сформировать навык эффективных стратегий поведения.
Программа состоит из трех блоков:
- первый блок направлен на снижение уровня тревоги и выявление автоматических мыслей, вызывающих негативные эмоции;
- второй - поиск альтернативных убеждений и самопринятие;
- третий - формулирование желаемых установок и определение способов достижения целей.
Каждый блок включает 10 занятий. В группу входят 15 женщин.
Одно занятие рассчитано на 1-1,5 часа. Частота проведения - 1 раз в неделю.
Каждое занятие начиналось с обсуждения домашнего задания или анализа происходящих изменений.
В первом блоке использовались техники на:
- формирование навыка оценки эмоций и выявления автоматических мыслей (СМЭР, когнитивная концептуализация);
- обучение релаксационным техникам (релаксация по Джекобсону, диафрагмальное дыхание);
- формирование навыка дифференцированной сенсорной включенности (майндфулнесс), понимание собственных чувств через телесные ощущения.
Второй блок совмещал КПТ и арт-терапевтические техники с целью формирования понимания целостности мыслей и эмоций. Второй блок был направлен:
- понимание своих и чужих чувств (оценка чувств, придание эмоциям смысла, работа с чувствами in vivo, «экстернализация»);
- поиск альтернативных убеждений относительно прежним установкам (САМЭР, когнитивная реструктуризация).
В рамках третьего блока применялись арт-терапевтические техники с целью наиболее образного формирования желаемых установок, образа Я, определения целей и формирования навыков преодоления проблемных ситуаций для исключения рецидивов эмоциональных нарушений:
- формирование целостного восприятия представления о мире и природе человека, понимания связанности противоположностей (упражнения «Изменение схемы себя», «Переписывание образов»);
- определение путей преодоления препятствий (упражнение «Ментальные экскурсии», «Адаптация и жизнестойкость», «Экспозиция в воображении», «Решение проблем»):
- формирование навыка предупреждения рецидивов.
Выводы. Таким образом, разработка психокорреционной программы была нацелена не только на снижение тревожности, но и на «смещение» внешнего локуса контроля на внутренний, развитию способности доверять своим чувствам и их свободному выражению. Основным методом психокорреционной программы стала когнитивно-поведенческая терапия (КПТ), доказавшая свою эффективность подхода и краткосрочность реализации в коррекции эмоционально-личностных проблем.
Программа представляет собой пошаговый алгоритм (КПТ протокол с упражнениями и практическими заданиями), позволяющий провести симптоматическую психокоррекцию и формирование навыка предупреждения рецидива, что гарантирует долгосрочный эффект.
Литература:
1. Азина, Е.Г. Использование ритмизации в психокоррекционном развитии младших школьников с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования / Е.Г. Азина, С.Н. Сорокоумова, Т.В. Туманова // Вестник Мининского университета. - 2019. - Том 7, № 11.
2. Ибрагимова, А.Н. Особенности психоэмоционального состояния родителей в ситуации болезни ребенка / А.Н. Ибрагимова, С.А. Киреева // Бюллетень медицинских Интернет-конференций. - 2015. - Т. 5, № 12. - С. 1703.
3. Карпушкина, Н.В. Особенности восприятия родителей подростками с задержкой психического развития / Н.В. Карпушкина, И.А. Конева // Вестник Мининского университета. - 2017. - №2. - С. 1-14.
4. Савина, Е.А. Особенности материнских установок по отношению к детям с нарушениями в развитии / Е.А. Савина, О.Б. Чарова // Вопросы психологии. - 2002. - № 6. - С. 15-23.
5. Семенова, Л.Э. Особенности я-концепции подростков, воспитывающихся в условиях отцовской депривации / Л.Э. Семенова, Т.А. Серебрякова, Н.И. Белаш // Вестник Мининского университета. 2019. - Том 7, № 2.
6. Ткачева, В.В. Семья ребенка с отклонениями в развитии: Диагностика и консультирование / В.В. Ткачева. - М.: Издательство «Книголюб», 2007. - 144 с.
7. Черненко, С.А. Психологическая характеристика родителей, воспитывающих детей с нарушениями развития / С.А. Черненко // Мотивация и рефлексия личности: теория и практика: сборник науч. трудов. - 2016. - С. 80-87