УДК 159.99
коррекция деструктивных детско-родительских отношений
В статье описывается организация и проведение эксперимента по коррекции деструктивных детско-родитель-ских отношений, в который были включены родители, дети и прародители из семей с деструктивными отношениями. С каждой из групп проводились занятия в соответствии с целями и задачами коррекционной программы с использованием полимодальной арт-терапии, включающей изотера-пию, сказкотерапию и игротерапию. Реализация коррекционной программы позволила значительно снизить проявления деструктивности в отношениях в семье.
Ключевые слова: воспитание, детско-родительские отношения, изотерапия, игротерапия, конструктивные отношения, деструктивные отношения, психологические средства коррекции, полимодальная арт-терапия, семья, сказкотерапия.
Социально-психологическая ситуация, сложившаяся в российском обществе, характеризуется кризисом семьи: растет число разводов и число неполных, неблагополучных семей, отмечается неустойчивость семьи, малодетность, утрата теплых, доверительных отношений родителей и детей, проявление деструктивных детско-родительских отношений, негативно влияющих на личностное и социальное развитие ребенка.
Необходимым является выяснение причин деструктивности и поиск эффективных средств ее коррекции. Результативность данной работы невозможна без понимания сущности деструктивных детско-родительских отношений как системы взаимоотношений (дети - родители - прародители), характеризующейся непоследовательностью и противоречивостью; включающей устойчивые отрицательные чувства родителей по отношению к детям, детей по отношению к родителям, родителей по отношению к прародителям; неадекватное восприятие и непонимание членами семьи друг друга, что порождает совокупность взаимных конфликтных поведенческих откликов [1, с. 40].
В настоящее время существует множество средств коррекции деструктивных детско-родительских отношений, среди которых наиболее часто встречающимся является арт-терапия, возможности которой недостаточно раскрыты. В частности, нет разработанных программ коррекции деструктивных детско-родительских отношений с применением полимодальной арт-терапии.
Полимодальную арт-терапию мы рассматриваем как психологическое средство коррекции, основанное на сочетании визуальной (изотерапия), аудиальной (сказкотерапия) и тактильной (игротерапия) модальностей в контексте психотерапевтических отношений и обратной связи клиента и специалиста. Остановимся на рассмотрении каждой из них.
Основополагающей модальностью арт-терапевтичес-кой деятельности является визуальная модальность, т. е.
n. H. Антиflоговa, E. M. MdaKaeBa L. N. Antilogova, E. I. Zhdakaeva
correction of destructive parent-child relations
The article describes the organization and conduct of an experiment to correct destructive parent-child relationships, which included parents, children, and grandparents from families with destructive relationships. With each group, classes were conducted in accordance with the goals and objectives of the correctional program using multi-modal art therapy, including fine art therapy, fairy tale therapy and play therapy. The implementation of the correctional program has significantly reduced the manifestations of destructiveness in relationships in the family.
Keywords: education, parent-child relationships, fine art therapy, play therapy, constructive relationships, destructive relationships, psychological means of correction, multi-modal art therapy, family, fairy-tale therapy.
терапия изобразительным творчеством, служащая инструментом для изучения чувств, идей, событий, для развития межличностных навыков и отношений, укрепления самооценки и уверенности в себе. Использование визуальной модальности в работе с семьей дает возможность получить важную диагностическую информацию о связях между членами семьи, их статусе, ролях, способах коммуникации. Другой составляющей полимодальной арт-терапии является аудиальная модальность - сказкотерапия, способствующая интеграции членов семьи, развитию их творческих способностей, расширению сознания, совершенствованию взаимодействия с окружающим миром [2].
Еще одной модальностью арт-терапии выступает тактильная модальность, позволяющая «оживить» сферу тактильных ощущений. Лучше всего это можно сделать в иг-ротерапии как средстве воздействия на психику членов семьи путем организации, исследования, интерпретации и структурирования игровой деятельности участников, что позволяет создать безопасную дистанцию, побуждающую членов семьи стать более открытыми по отношению друг к другу [3]. Выделенные модальности, выступая в комплексе в арт-терапевтическом процессе, усиливают друг друга и достигают большего эффекта в коррекции деструктивных детско-родительских отношений. Следует заметить, что последние отличаются «сильной эмоциональной значимостью как для ребенка, так и для родителя» [4, с. 76]. Исследователи указывают также на внутреннюю конфликтность детско-родительских отношений, называя это «существенным кризисом»: взрослеющий ребенок стремится к отделению от родителей, а те пытаются его удержать возле себя, желая при этом его развития и взросления [5].
Детско-родительские отношения включают родительское отношение к ребенку и детское отношение ребенка к родителям. Рассматривая первые в контексте родительства, можно определить их как «...интегральное психологическое
образование личности (отца и/или матери), включающее совокупность ценностных ориентаций родителя, установок и ожиданий, родительских чувств, отношений и позиций, родительской ответственности и стиля семейного воспитания» [6, с. 67]. Что касается детского отношения, то его связывают с эмоционально-позитивным переживанием ребенка и удовлетворением близким взрослым потребности ребенка в новых впечатлениях; механизмом его формирования является опережающая инициатива взрослого, создающего зону ближайшего развития ребенка [7]. Под детским отношением мы понимаем отношение детей к родителям (прародителям), которое характеризуется высокой значимостью и проявляется на эмоциональном, когнитивном, ценностно-смысловом и поведенческом уровнях. Известно, что в воспитании ребенка принимают участие не только родители, но и бабушки, дедушки. Складывающиеся отношения прародителей и внуков играют огромную роль в социализации и тех, и других. По данным Д. В. Ушакова, дети, в воспитании которых большую роль играли бабушки, существенно превосходили детей, воспитанием которых занимались только родители, в развитии творческих способностей [8]. Отсюда детско-родительские отношения можно определить как взаимоотношения в системе прародители - родители - дети, которые характеризуются разнообразными чувствами, особенностью восприятия, понимания и оценок друг друга, а также совокупностью поведенческих откликов. Эти отношения могут быть как конструктивными, характеризующимися непротиворечивостью, положительным эмоциональным фоном, адекватным восприятием и пониманием друг друга, так и деструктивными, отличающимися непоследовательностью и противоречивостью, устойчивыми отрицательными чувствами членов семьи по отношению друг к другу, неадекватным восприятием и непониманием членами семьи друг друга.
С целью коррекции деструктивных детско-родитель-ских отношений было проведено экспериментальное исследование на базе детского образовательного учреждения № 305 г. Омска, в котором приняло участие 452 человека, в том числе на констатирующем этапе - 352 человека, из них 97 дошкольников в возрасте 5-7 лет, 192 родителя, 14 братьев и сестер, 49 прародителей.
На констатирующем этапе эксперимента на основе проведенной диагностики были выявлены семьи с деструктивными детско-родительскими отношениями. На формирующем этапе была реализована программа коррекции деструктивных детско-родительских отношений. На контрольном этапе осуществлялась повторная диагностика детско-родительских отношений.
На констатирующем этапе эксперимента из 96 семей в 56 (58 %) были выявлены конструктивные детско-роди-тельские отношения, а в 40 семьях (42 %) - деструктивные. Последние составили экспериментальную и контрольную группы, включающие родителей, детей и прародителей.
Констатирующий этап эксперимента показал, что между показателями деструктивности детско-родительских отношений, выявленных в экспериментальной и контрольной группах, особых различий нет. Это позволило нам предположить, что изменение детско-родительских отношений в экспериментальной группе возможно в результате кор-
рекционного воздействия в ходе формирующего этапа эксперимента, на котором была реализована коррекционная программа, включающая четыре блока.
Первый блок программы был направлен на коррекцию деструктивного детского отношения: развитие у детей способности осознавать свои эмоции и распознавать эмоциональные реакции других людей; коррекцию нежелательных черт характера детей и их поведенческих реакций; развитие у детей эмпатии к членам своей семьи.
Второй блок программы был направлен на коррекцию деструктивного родительского отношения, основной задачей которого являлось создание условий для формирования мотивации самоисследования и самоизменения; осознания родителями особенностей своего эмоционального отношения к ребенку; переосмысления собственной родительской роли.
Третий блок программы был направлен на коррекцию деструктивного прародительского отношения: создание условий для осознания прародителями особенностей своего эмоционального отношения к своему взрослому ребенку, а также к его супруге (супругу); переосмысление жизненного опыта, осознание его ценности; стабилизацию психоэмоциональной сферы (ослабление тревожных, депрессивных проявлений); преодоление чувства одиночества.
Четвертый блок включал совместные занятия, в которых принимали участие дети, родители и прародители, и был направлен на эмоциональное сближение взрослых и детей в экспериментально созданных условиях с последующим перенесением их в семью. Благодаря применению полимодальной арт-терапии родители находились на территории интересов ребенка, что дало возможность ребенку почувствовать свою значимость, а родителю - побыть в роли ребенка. Такое поведение облегчало ребенку принятие собственного «Я» и усиливало его веру в установившиеся отношения. Родители учились по-новому сотрудничать с ребенком, выражать свои чувства, свою любовь и нежность.
По завершении программы была проведена повторная диагностика участников эксперимента, которая показала, что в экспериментальной группе произошли существенные изменения когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов детско-родительских отношений (см. табл.).
Родители стали воспринимать и оценивать своего ребенка, исходя из его индивидуально-личностных особенностей, выделяя положительные и отрицательные эмоционально-личностные качества ребенка, психологически грамотно объясняя, почему ребенок иногда бывает капризный, упрямый, плаксивый; перестали сравнивать своего ребенка с другими детьми, а больше обращать внимание на его личностные достижения. Изменение образа ребенка у родителей сопровождалось отказом от воспитания по типу повышенной моральной ответственности, произошло осознание родителями своих личных амбиций и желаний, не имеющих отношения к ребенку. Изменились также отношения в диаде «родители - прародители» (рис. 1), которые вышли на новый уровень, основанный на взаимном принятии, уважении и любви. Как отмечали родители в своих дневниках, коррекционные занятия пробудили у них как теплые, так и тревожные чувства.
Таблица
показатели выраженности поведенческого компонента родительского отношения у участников экспериментальной (ЭГ) и контрольной (кг) групп на контрольном этапе эксперимента
Деструктивные характеристики поведенческого компонента ЭГ ср. зн КГ ср. зн Критерий U-Манна-Уит- ни, имп
Гиперпротекция (Г+) 4,90 6,38 518,0; р < 0,005***
Гипопротекция (Г-) 5,18 5,18 779,5; р > 0,05
Потворствование (У+) 5,30 7,68 434,0; р < 0,005***
Игнорирование потребностей ребенка (У-) 3,05 1,45 623,0; р < 0,05*
Чрезмерное предъявление требований (Т+) 2,25 2,38 765,0; р > 0,05
Недостаточное предъявление требований (Т-) 3,10 2,45 613,0; р <0,05*
Чрезмерность запретов (З+) 3,13 2,20 612,5; р <0,05*
Недостаточное количество запретов (З-) 2,28 2,15 726,5; р > 0,05
Чрезмерная строгость санкций (С+) 2,40 2,88 520,0; р < 0,005***
Недостаточность санкций (С-) 2,95 2,20 544,5; р < 0,05*
Примечание: *р < 0,05 - статистически достоверные различия; **р < 0,01 - значимые статистически достоверные различия; *** р <0, 005 - различия на высоком уровне статистической значимости.
Рис. 1. Динамика показателей взаимоотношений в диаде «родители-прародители» в экспериментальной и контрольной
группах до и после формирующего эксперимента
Используемые техники позволили родителям побыть в роли прародителя и осознать, что значит присутствие надежного, заботливого, любящего сына (дочери) рядом. Кроме того, коррекционные занятия способствовали осознанию ценности своих пожилых родителей и пониманию важности взаимоотношений с ними. Большинство участников отмечали улучшение взаимопонимания между членами семьи, уменьшение количества конфликтов, что подтвердил анализ семейных социограмм. Существенные изменения произошли также в отношениях детей к родителям, бабушкам, дедушкам, сестрам, братьям, а также членов семьи к ребенку (рис. 2, 3).
Как видно из рис. 2, после формирующего этапа эксперимента у детей в отношениях с членами семьи наблюдается положительная динамика.
На рис. 3 видно, что существенно уменьшилось количество отрицательных реакций ребенка к членам своей семьи, в частности, к отцу (с 53 до 12 %), братьям и сестрам (с 23 до 6 %), что доказывает эффективность психологических средств коррекции.
Наблюдение за родителями позволило выявить, насколько изменились детско-родительские отношения после реализации коррекционной программы. Во-первых, встречи и расставания родителей с детьми в детском саду стали иметь положительную эмоциональную окраску. Во-вторых, содержание общения стало более насыщенным: здесь и рассказ ребенка о своих делах, и вопросы взрослого, и разговор на общие для них темы. В-третьих, произошло устранение негативных случаев контактов родителей и ребенка.
ПЕДАГОГИКА
зо 80 70 60 50 40 30 20 10
S
в f—1
\
\
% £
□ положительные реакции, исходящие от ребенка, до ФЭ
□ положительные реакции, исходящие к ребенка, до ФЭ положительные реакции, исходящие от ребенка, после ФЭ положительные реакции, исходящие к ребенка, после ФЭ
«г
Рис. 2. Положительные реакции, исходящие от ребенка и приходящие к нему, до и после формирующего эксперимента
100
z3
отрицательные реакции, исходящие от ребенка, до ФЭ отрицательные реакции, исходящие к ребенка, до ФЭ отрицательные реакции, исходящие от ребенка, после ФЭ отрицательные реакции, исходящие к ребенка, после ФЭ
¿г
«г
Рис. 3. Отрицательные реакции, исходящие от ребенка и приходящие к нему, до и после формирующего эксперимента
Таким образом, результаты контрольного этапа эксперимента показали положительную динамику в отношениях между родителями и детьми, в супружеских отношениях и во взаимоотношениях родителей и прародителей.
1. Ждакаева Е. И. Психологические средства коррекции деструктивных детско-родительских отношений : дис. ... канд. психол. наук. Кемерово, 2012. 218 с.
2. Киселева М. А. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе. СПб. : Речь, 2007. 336 с.
3. Добряков И. В. Психотерапия и перинатальная психология // Перинатальная психология и нервно-психическое развитие детей : сб. материалов межрегиональной конф. СПб : АМСУ, 2000. С. 11-15.
4. Смирнова Е. О. Проблема общения ребенка и взрослого в работах Л. С. Выготского и М. И. Лисиной // Вопросы психологии. 1996. № 6. С. 76-87.
5. Спиваковская А. С. Психотерапия: игра, детство, семья. М. : ЭКСМО-Пресс, 2000. Т. 2. 464 с.
6. Овчарова Р. В. Психологическое сопровожде -ние родительства. М: Изд-во Ин-та Психотерапии, 2003. 421 с.
7. Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. М. : Гардарики, 2008. 304 с.
8. Ушаков Д. В. Интеллект. Структурно-динамическая теория. М. : Владос, 2007. 170 с.
© Антилогова Л. Н., Ждакаева Е. И., 2018