ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (105) 2012
регулятивный компонент рассматривается как обеспечивающий самоактуализационную активность и включающий позитивное самоотношение, рефлексию, ответственность и творческую активность. Базовым в структуре является ценностно-смысловой компонент. Во-первых, студенческий возраст — это возраст определения основных жизненных приоритетов и смыслов. Во-вторых, стремящийся к самоактуализации человек должен с все возрастающей тщательностью планировать свои действия и осмысливать получаемые результаты. Теоретический анализ и рефлексивные акты, осуществляемые им в контексте процесса самосознания, приводят к корректировке представлений о себе, о мире и к изменениям в жизненном плане.
Библиографический список
1. Рукавишникова, Н. Г. Профессиональное самосознание студентов педагогического вуза [Текст] / Н. Г. Рукавишникова // Системогенез учебной и профессиональной деятельности : матер. II Всерос. науч.-пр. конф., 18—19 октября 2005 г., г. Ярославль / Под ред. Ю. П. Поваренкова. — Ярославль : Канцлер, 2005. - С. 235-237. - ВВК 5-87555-432-0.
2. Мухрыгина, О. И. Специфика самоактуализации личности студентов во время обучения на психологических и непсихологических факультетах вузов [Текст] / О. И. Мухрыгина // Психол. образования: проблемы и перспективы. — 2002. — С. 332-334.
3. Шилакина, А. В. Развитие профессиональной самоактуализации у студентов-психологов в вузе : автореф. дис. ... канд. психол. наук [Текст] / А. В. Шилакина. — М., 2004. — 23 с.
4. Выханду, Л. К. Об исследовании многопризнаковых биологических систем [Текст] / Л. К. Выханду // Применение математических методов в биологии. — 1964. — Т. 3. — С. 19 — 22.
5. Карпов, А. В. Метасистемная организация уровневых структур психики [Текст] / А. В. Карпов. — М. : Институт психологии РАН, 2004. — 504 с. — ВВК 5-9270-0066-5.
САМАЛЬ Елена Викторовна, кандидат психологических наук, доцент (Россия), доцент кафедры психологии и конфликтологии филиала Российского государственного социального университета в г. Минске. Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 11.10.2011 г.
© Е. В. Самаль
УДК 370.153 : 372.213 Е. ». ЖДАКАЕВА
Омский государственный педагогический университет
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ СЕМЬЯМ СРЕДСТВАМИ АРТ-ТЕРАПИИ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ____________________________
В статье рассматриваются модели оказания психологической помощи семье в условиях дошкольного учреждения. Выявлены преимущества арт-терапии в работе с семьями, испытывающими кризис внутрисемейных отношений. Приводятся эмпирические данные эффективности полимодальной арт-терапии и ее влияние на все семейные подсистемы (дети — родители, дети — прародители, родители — прародители).
Ключевые слова: арт-терапия, психологическая помощь, деструктивные детско-родительские отношения.
Актуальность психологической помощи семьям обусловлена тем, что современная семья, воспитывающая ребенка дошкольного возраста, не обеспечивает благоприятные условия для его оптимального развития и воспитания. К сожалению, во многих семьях не только не созданы адекватные условия для развития детей, но и, напротив, семейная ситуация оказывает деструктивное воздействие на ребенка, травмируя его формирующуюся личность. Осуществление психологической помощи семьям позволяет оптимизировать внутрисемейную атмосферу, гармонизировать супружеские, детско-родительские, меж-поколенные взаимоотношения.
В психологической литературе определены несколько моделей помощи психолога семье:
Педагогическая модель базируется на гипотезе недостатка педагогической компетентности родите-
лей, дефиците у них знаний и умений по воспитанию детей. Она направлена на повышение психологопедагогической культуры родителей, расширение и восстановление воспитательного потенциала семьи, активное включение родителей в процесс социального воспитания детей. Данная модель носит профилактический характер.
Социальная модель используется в тех случаях, когда семейные трудности являются результатом неблагоприятных внешних обстоятельств. В этих случаях помимо анализа жизненной ситуации и рекомендаций требуется вмешательство внешних сил.
Психологическая модель используется, когда причины трудностей ребенка лежат в области общения, личностных особенностей членов семьи. Она предполагает анализ семейной ситуации, психодиагностику личности, диагностику семьи. Практическая
помощь заключается в преодолении барьеров общения.
Медицинская модель предполагает, что в основе семейных трудностей лежат болезни. Задача — лечение больных и адаптация здоровых членов семьи к больным [1].
При оказании психологической помощи семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста эффективна, на наш взгляд, психологическая модель, где психолог — ключевая фигура. Психолог является диагностом, консультантом, психокорректором, который воздействует на три функциональные подсистемы: дети, родители, прародители.
Одним из эффективных средств в работе с семьей ученые выделяют арт-терапию, которая в нашей стране стала использоваться сравнительно недавно. Находясь в периоде становления, арт-терапия пока не имеет четких границ, об этом свидетельствует расхождение в ее трактовке. В настоящее время не существует единого названия данного средства коррекции. Наряду с термином «арт-терапия», можно встретить и другие: «креативная терапия» (Campbell J., Johnson D., Jung C.), «экспрессивная терапия» (Levin St., Winnicot D., Milner M.), «терапия творческим самовыражением» (Бурно М.Е.), «интермодальная арттерапия» (Levine E., Kellog J. и др.). В каждом из существующих названий изучаемого нами средства коррекции подчеркивается какая-то специфическая сторона, являющаяся для исследователей наиболее существенной [2].
Многие зарубежные и отечественные специалисты (Г. Абрамова, Д. Аррингтон, X. Вейдсон, М. Джунге, X. Квятковска, А. Копытин, X. Ландгартен, И. Никольская, Л. Пролкс, Ш. Рили, Д. Рубин, Е. Свистов-ская, Э. Эйдемиллер и др.) обнаружили неоспоримые достоинства арт-терапии в работе с семьями.
Использование арт-терапии в работе с семьей дало возможность специалисту получить важную диагностическую информацию о связях между членами семьи, их статусе, ролях, способах коммуникации. Это предоставило условия для определения целей и мишеней психологического воздействия, оценки динамики семьи. Индивидуальное и совместное рисование позволяет родственникам без страха проявлять свои чувства, что оказывает положительный эффект и укрепляет семейные отношения.
Ценность использования арт-терапии в работе с семьями в том, что образы, которые создаются клиентами, передают больше, чем слова, в особенности, когда речь идет о сложных переживаниях. С помощью данного средства становится возможным исследование тех аспектов функционирования семьи, которые с трудом поддаются оценке с помощью иных средств (например, опроса) из-за действия механизмов психологической защиты. Так, X. Ландгартен, основываясь на представлениях системной психотерапии и обращая внимание на особенности семейных рисунков, описала следующие варианты дисфункционального семейного взаимодействия, что важно, в контексте нашего исследования:
1) Псевдовзаимность, которая проявляется во внешне доброжелательных отношениях между членами семьи. Сотрудничество носит компенсаторный характер. Члены семьи подходят к работе сознательно, ведут себя сдержанно, контролируют свои действия. Внешний фасад единодушия и пристойности скрывает серьезные проблемы. Для таких семей с таким вариантом взаимодействия характерно создание шаблонных, внешне гармоничных рисунков (например, пейзажей с солнцем и цветами). При этом рису-
нок имеет малосодержательный характер; творческая активность членов семьи низкая, их вовлеченность в работу невысока.
2) Парентификация характеризуется парадоксальным обменом ролями между детьми и родителями. Так, например, ребенок пытается взять инициативу в свои руки, а родители ему подчиняются. Как правило, рисунок ребенка занимает центральное место, он также может корректировать рисунки взрослых.
3) Семейное расщепление — взаимная враждебность и конфронтация в семье; ее члены не считаются с интересами друг друга, отмечается тенденция к порче рисунков других.
4) Семейное искажение — наблюдаются внешне гармоничные отношения. Совместный рисунок членов семьи отражает комплиментарность позиций — инициативу одних и подчинение других, проявляющееся в стремлении последних дополнять рисунки первых, в результате конечный продукт всех удовлетворяет.
5) Триангуляция — два члена семьи создают альянс против третьего, когда во время рисования рисунки третьего игнорируются или даже портятся теми, кто создал альянс.
6) Формирование недифференцированной эгомассы — размытость индивидуальных границ и проникновение в образы других, поэтому определить, кто где рисовал, очень трудно.
7) Отчуждение — каждый член семьи работает на своей территории, нередко между рисунками членов семьи имеются пустые пространства [3].
Исследование функционирование семьи в момент рисования в дальнейшем помогает выстроить коррекционный процесс, учитывая все нюансы деструктивности детско-родительских отношений.
Среди психологов, работающих в русле арт-терапии, есть специалисты, придерживающиеся какой-то одной теоретической концепции, и те (М. В. Киселева, А. И. Копытин, Н. О. Сучкова, Ю. Е. Шабышева и др.), кто сочетает разные теоретические модели и формы арт-терапевтической деятельности в зависимости от условий и задач работы, а также от особенностей человека, отдаёт предпочтение то одной, то другой модели или форме арттерапии.
Именно в таком направлении работает ведущий специалист в области арт-терапии А.И. Копытин. По его мнению, преимущества одной теоретической модели или формы работы над другими относительны. Они обнаруживают себя лишь в соотнесении с контекстом работы и внутренними качествами самого человека. Одна модель или форма работы может быть эффективна применительно к одним людям, в частности, к дошкольникам, или к одним условиям и неэффективна в иных случаях.
А. И. Копытин убеждён, что сегодня, когда происходит расширение социальной, институциональной и культурной базы использования различных видов, методов и форм арт-терапии, психолог должен владеть значительным репертуаром её разных теоретических моделей и форм и уметь их гибко использовать в зависимости от конкретных обстоятельств [4]. Особенно это актуально в работе с семьей.
В последние годы психологи и психотерапевты стали предпринимать более настойчивые попытки интеграции в свою деятельность теоретико-методологических разработок, связанных с такими новыми направлениями семейной психотерапии, как социально-конструкционистский, нарративный, феминистский и иные постмодернистические подходы. Для нашего исследования интерес представляет полимодальная
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (105) 2012 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (105) 2012
арт-терапия, для которого характерно сочетание иг-ротерапии, сказкотерапии и изотерапии.
Одним из главных достоинств игротерапии является психокоррекция взаимоотношений. Именно через игровое общение осуществляется интенсивная эмоциональная регуляция психологического самочувствия, снятие многих психологических проблем: неврозов, замкнутости, конфликтности. Кроме того, когда в семье деструктивные детско-родительские отношения, как для детей, так и для родителей, за желанием поиграть стоит потребность в сильных и целостных эмоциональных переживаниях. Психологические игры предоставляют им возможность эмоционально отреагировать различные волнения и трудности, преодолеть негативные эмоциональные переживания и построить на уровне чувств отношения с окружающими, научиться контролировать и регулировать свой внутренний мир.
Ценность использования изотерапии в работе с семьями в том, что образы, которые создаются клиентами, передают больше, чем слова, в особенности, когда речь идет о сложных переживаниях. С помощью данного средства становится возможным исследование тех аспектов функционирования семьи, которые с трудом поддаются оценке с помощью иных средств (например, опроса) из-за действия механизмов психологической защиты.
Учитывая то, что мы проводим коррекцию деструктивных семейных отношений, работа с изобразительными материалами часто сопровождается ка-тарсическим эффектом, вызывает эмоциональную разрядку, тем самым смягчает напряжение в семейных отношениях, а также дает возможность использовать иные, основанные на творческих проявлениях членов семьи, способы решения конфликтных ситуаций.
Психологическая коррекция деструктивного родительского отношения предполагает кардинальное изменение ценностных структур сознания родителей. Главный акцент мы делаем на осознавании и взращивании ответственности у родителя за ребенка в силу своего родительского статуса. На наш взгляд, сказка обладает очевидными преимуществами.
Во-первых, сказочный сюжет может подсказать взрослым членам семьи необходимость принятия ответственности за собственную жизнь и взаимоотношения с другими на себя, что означает отказаться от обид, критики и обвинений в адрес других. Во-вторых, в сказке отсутствуют прямо выраженные нравоучения или рекомендации. Усвоение необходимых моделей детско-родительских отношений, новых знаний о себе и о ребенке происходит незаметно, исподволь. В-третьих, содержание сказки становится зеркалом деструктивных детско-родительских отношений, облегчая тем самым идентификацию с ним. В-четвертых, сказки предлагают возможные способы решения конфликтных ситуаций в семье. В-пятых, метафорические ресурсы сказки позволяют всем членам семьи стать самими собой и построить особые доверительные отношения.
Для нашего исследования интерес представляет комплексный подход, для которого характерно сочетание визуальной экспрессии, связанной с использованием изобразительных средств, сказки и игры. В одних случаях члены семьи сочиняют повествования и затем иллюстрируют их рисунками, в других — используются уже готовые сказки и на их основе про-исходит создание рисунков.
Как мы уже отмечали, сказка помогает человеку осознать свои проблемы, но трудность возникает
для тех участников психокоррекции, которые недостаточно хорошо владеют речью, затрудняются в словесном описании своих переживаний, которые возникли в процессе сказкотерапии. Когда же после сказкотерапии применяется изотерапия, таких трудностей не возникает, потому что символическая речь рисунка к сказке позволяет не только ребенку, но и родителю, и прародителю более точно выразить свои переживания, по-новому взглянуть на ситуацию и семейные проблемы. Благодаря игротерапии, дети и взрослые члены семьи приобретают навыки более искреннего, глубокого, свободного общения; закрепляют новые формы поведения.
Таким образом, при комплексном использовании игротерапии, сказкотерапии и изотерапии эффективность данных методов возрастает. При этом важно, чтобы игра, сказка и рисунок на каждом занятии были связаны единым сюжетом, плавно перетекая друг в друга, тем самым усиливая друг друга, что способствует позитивному изменению в основных сферах личности всех участников психокоррекции.
Учитывая вышеизложенное, нами была разработана и апробирована программа психологической помощи семье в условиях дошкольного учреждения «Тропинка к счастливой семье».
Экспериментальное исследование осуществлялось на базе Муниципального образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № 305» г. Омска в течение 2008 — 2011годов. Всего в исследовании приняло участие 403 человека, из них 120 дошкольников в возрасте 5 — 7 лет, 216 родителей, 14 братьев и сестер, 49 прародителей.
В основу программ заложены основополагающие принципы:
1. Принцип сотрудничества на добровольных началах всех участников в реализации экспериментальных программ.
2. Принцип использования только положительного подкрепления. Данный принцип мобилизует потенциалы участников эксперимента, поддерживает и стимулирует их поисковую активность.
3. Принцип ориентации на будущее заключается в том, что будущее является областью реализации сформированных позитивных детско-родительских отношений.
4. Принцип системности предполагает рассмотрение отношений между прародителями, родителями и детьми с точки зрения единой целостной взаимосвязанной системы; ориентирует психолога на раскрытие целостности семейных отношений, на выявление многообразных связей в этих отношениях.
5. Принцип комплексности подразумевает, во-первых, то, что коррекция осуществляется одновременно в детской группе, родительской и прародительской, а также путем проведения совместной семейной терапии (ребенок — родители, ребенок — родители — прародители); во-вторых, подбор комплекса психологических средств коррекции (игротерапии, сказкотерапии, изотерапии) позволяет одновременно воздействовать на все структурные компоненты детскородительских отношений: когнитивный, эмоциональный, ценностно-смысловой и поведенческий.
После реализации коррекционной программы, с использованием полимодальной арт-терапии, у родителей экспериментальной группы произошли качественно-количественные изменения на высоком уровне значимости: «безусловное принятие ребенка» (р<0,001); «стремление к телесному контакту» (р< <0,001); «способность воспринимать эмоциональное состояние ребенка» (р<0,001); «способность к эмпатии»
(р<0,001). Одновременно с этим в экспериментальной группе испытуемых повысилась осмысленность жизни в целом, произошла «синхронизация» временных локусов контроля родителей, что привело к осознанию и принятию социальной роли родителя и ценностному отношению к своему ребенку («моя семья и ребенок — самая большая ценность в моей жизни» повышение на 35 %). В сфере семейного воспитания наиболее подверженными коррекции оказались такие нарушения, как «гиперпротекция», «гипопроте-кия», «контрастное воспитание», «жестокое обращение».
Взаимоотношения в системе «родители — прародители» вышли на новый уровень, основанный на взаимном принятии, уважении и любви.
У ребенка изменилось отрицательное отношение к членам своей семьи, в частности, к отцу (от 53 % до 12 %), братьям и сестрам (от 23 % до 6 %).
На основании вышеизложенного можно заключить, что разработанная программа с применением полимодальной арт-терапии позволила семьям выйти из состояния кризиса и построить конструктивные детско-родительские отношения.
Библиографический список
1. Битянова, М. Р. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / М. Р. Битянова. — СПб. : Питер, 2002. - 304 с.
2. Осипова, А. А. Общая психокоррекция / А. А. Осипова. — М. : Сфера, 2007. — 509 с.
3. Рудестам, К. Групповая психотерапия / К. Рудестам. — СПб. : Питер, 2000. — 384 с.
4. Копытин, А И. Теория и практика арт-терапии / А И. Ко-пытин. — СПб. : Питер, 2002. — 368 с.
5. Карабанова, О. А. Игра в коррекции психического развития ребенка / О. А Карабанова. — М. : Смысл, 1997. — 263 с.
6. Эйдемиллер, Э. Г. Семейный диагноз и семейная психотерапия / Э. Г. Эйдемиллер, И. В. Добряков, И. М. Никольская. — СПб. : Речь, 2007. — 352 с.
ЖДАКАЕВА Елена Ивановна, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии детства. Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 14.11.2011 г.
© Е. И. Ждакаева
уДК 159 9 Ю. А. МОХОВА
Омский государственный педагогический университет
К ВОПРОСУ О СТРУКТУРЕ САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ
Автор анализирует существующие в отечественной психологии структуры самосознания, выделяя уровневые и компонентные. В качестве универсальной рассматривается трёхкомпонентная структура самосознания, предложенная И. И. Чесноковой. При этом автор обосновывает необходимость выделения мотивационного компонента в качестве ядерного, тем самым предлагая четырёхкомпонентную структуру самосознания.
Ключевые слова: структура самосознания; мотивационный, когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты.
Исследование самосознания является одной из актуальных проблем современной психологии. Это обусловлено общественными изменениями в нашей стране, а также повышенным интересом к экзистенциальным основам человека, поиском внутренних ресурсов развития личности и сохранения психического здоровья.
Самосознание по праву называется ядерным компонентом личности, и, чтобы постичь его психологическую суть, необходимо обратиться к его свойствам, функциям и структурным компонентам.
В данной статье мы попытаемся рассмотреть имеющиеся в науке структуры самосознания, останавливаясь лишь на наиболее влиятельных и интересных, на наш взгляд, позволяющих увидеть многоаспект-ность исследуемого феномена.
Для того чтобы представить структуру самосознания, нам необходимо обратиться к определению понятия «структура». Под структурой в науке понимается «взаимосвязь или отношение между элементами материальной или концептуальной системы» [1, с. 543]. Следовательно, структуру самосознания
можно определить как совокупность элементов, находящихся в устойчивой связи между собой, обеспечивающих сохранение основных свойств данного феномена при различных внешних и внутренних изменениях и представляющих собой единое целое.
Необходимо отметить, что в современной науке нет единого мнения относительно структуры самосознания. Во-первых, в имеющихся по этому вопросу работах, как правило, исследуются лишь отдельные его элементы; во-вторых, отсутствует научная строгость в отнесении этих элементов к той или иной процессуальной стороне самосознания; в-третьих, нередко происходит отождествление элементов; в-четвертых, определяя компоненты самосознания, исследователи исходят из своего понимания данного феномена и общего замысла своего исследования.
Проведенный анализ психолого-педагогической литературы позволил заключить, что существует два способа построения структуры самосознания: компонентное и уровненное.
В компонентных структурах предлагается перечень элементов, представленных, как правило, процессами
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (105) 2012 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ