УДК 159.942
Анна Владимировна Попкова Светлана Владимировна Истомина
г. Шадринск
Коррекция агрессии у детей младшего школьного возраста
В статье представлены результаты опытно-экспериментальной работы по выявлению исходного и итогового уровней агрессии у детей младшего школьного возраста, подобраны диагностические методики для изучения агрессии обучающихся. Изучены особенности агрессии у детей младшего школьного возраста. В ходе проведения экспериментальной работы были использованы методики К. К. Лютовой, Г. Б. Мониной, М. А. Панфиловой, М. З. Дукаревич. В статье также акцентируется внимание на описании разработанной коррекционной программы снижения агрессии у детей младшего школьного возраста «Будь добрей - люби людей!», приведены данные, подтверждающие ее эффективность. Особое внимание уделено содержанию отобранных методик для выявления агрессии у младших школьников.
Ключевые слова: дети младшего школьного возраста; агрессия, причины агрессии; проявления агрессии; коррекция; формы и методы коррекции агрессии.
Anna Vladimirovna Popkova Svetlana Vladimirovna Istomina Shadrinsk
Treatment of aggression in primary schoolchildren
The article presents the results of experimental work to identify the initial and final levels of aggression in primary schoolchildren, chosen diagnostic techniques for studying the students' aggression. The authors have studied the features of aggression in primary schoolchildren. The following methods for experimental work were chosen: by K. K. Lyutova, G. B. Monina, M. A. Panfilova, M. Z. Dukarevich. A lot of attention is paid to the developed correctional program for reducing primary schoolchildren aggression "Be kind - love people!". The authors provide data confirming its effectiveness. The authors also give the content of the chosen methods for detecting primary schoolchildren aggression.
Keywords: primary schoolchildren, aggression, causes of aggression, expression of aggression, correction, forms and methods of correcting aggression.
В последнее время все чаще наблюдаются проявления деструктивного поведения и агрессии у детей младшего школьного возраста. Обычно такие проявления присущи подросткам, но, очевидно, что в связи с часто встречающимися нарушениями эмоциональной сферы, с повышением общего уровня тревожности, и влиянием стрессогенных факторов на младших школьников, проявления агрессии значительно «помолодели», и встречаются достаточно часто, начиная уже с дошкольного возраста. Исследователями отмечено, что младшие школьники, плохо коммуницируют между собой, часто спорят, вступают в межличностные конфликты, в которых проявляют друг к другу достаточно высокий уровень агрессии.
Кроме того, участились случаи проявления немотивированной агрессии у детей, имеющей все признаки начал девиантного поведения. Причины такого поведения могут иметь в основе чрезмерное, и неконтролируемое со стороны взрослых, увлечение ребенка
компьютерными играми, имеющими в сюжете проявления жестокости и насилия, либо крыться во внутрисемейных отношениях, которые дети отражают и переносят в детский коллектив.
Проявления агрессии ведут ребенка к нарушению его взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, а впоследствии, и к нарушению социальных связей.
Агресия у детей младшего школьного возраста подается коррекции, поэтому одной из важнейших задач психолога является раннее выявление и профилактика агрессивного поведения детей младшего школьного возраста. Вопросы коррекции агрессии у младших школьников изучались М.А. Голенищевой [2], В.В. Изосимова [3], Т.Н. Мосиной [5], Н.М. Платоновой [1], Т.П. Смирновой [6] и др.
Анализ мнений ученых по поводу определения понятия агрессии позволил сделать вывод о том, что под данной категорией понимается поведенческая реакция индивида, выражающаяся в деструктивных внешних действиях подавляющего и насильственного характера, приносящих вред, боль и страдания, нарушающих нормы и правила существования в социуме и имеющих целью причинение вреда (морального или физического) тому или иному лицу для реализации своих целей.
Агрессия, не возникает у детей сама по себе, существует ряд причин, ее вызывающих:
- выраженные эмоциональные нарушения, возникшие вследствие проблем развития во внутриутробном и в перинатальном периодах;
- влияние стрессовых факторов, перемен, изменений (например, адаптации к школе);
- семейное неблагополучие (конфликты в семье, копируемые и отображаемые в поведении ребенка);
- авторитарное воспитание, постоянные запреты, жесткие ограничения во всем, исключение личной свободы;
- гиперопека, потакание любым прихотям [4].
Существует ряд психологических особенностей, влияющих на развитие агрессии у младших школьников :
- недостаточное развитие интеллекта;
- заниженная или напротив, чрезмерно завышенная самооценка;
- низкий уровень самоконтроля;
- неразвитость коммуникативных навыков;
- повышенная возбудимость нервной системы вследствие различных причин (травмы, болезни и пр.) х6ъ.
Рассматривая проявления агрессии у младших школьников, можно выделить (условно) цели ее проявления:
1) агрессия как средство достижения какой-либо значимой для ребенка цели;
2) агрессия как способ психологической разрядки.
3) агрессия как способ удовлетворения потребностей в самореализации и самоутверждении [1].
Среди проявлений агрессии у младших школьников следует выделить:
- деструктивное поведение, проявление упрямства;
- вспыльчивость и гнев даже по незначительному поводу, драчливость;
- постоянная или длительная подавленность, фрустрированность, раздраженность;
- жестокое обращение с животными;
- стремление оскорбить, унизить (сверстника, младшего, слабого и т.д.);
- эгоизм, эгоцентризм. властность, стремление во свеем настоять на своем;
- отсутствие эмпатии и гуманности во взаимоотношениях неспособность понять других [1].
С целью выявления наличия агрессии у детей младшего школьного возраста была
140
проведена экспериментальная работа, которая осуществлялась в МКОУ «Каменская средняя школа», с. Позариха. В исследовании участвовало 50 младших школьников, в возрасте 8-9 лет.
Для проведения экспериментальной работы были отобраны следующие методики: экспресс-анкета для учителей «Признаки агрессивности» К. К. Лютовой, Г. Б. Мониной; методика «Кактус» М. А. Панфиловой; методика «Несуществующее животное» (М. З. Дукаревич).
Результаты опроса педагогов по экспресс-анкете «Признаки агрессивности» К. К. Лютовой, Г. Б. Мониной показали, что в каждой группе присутствуют младшие школьники, проявляющие высокий уровень агрессии: в ЗА 12% и в 3Б - 16%. Показатели среднего уровня агрессии также остаточно высоки, и составляют в ЗА - 44%, в ЗБ - 36%.
В ходе анкетировании педагоги отметили, что чаще всего дети проявляют немотивированную агрессию: ссорятся без причины, настроение у них меняется неожиданно и в ребенка как будто «вселяется «злой дух», в этом состоянии он может ругаться без видимой причины, оскорблять сверстников, вышучивать, зло высмеивать. Причем, когда дело касается ответных шуток, то это вызывает бурную агрессию, вплоть до вступления в открытую конфронтацию (как правило, драка).
Среди детей, проявляющих агрессию, есть такие, кто может сломать или испортить вещи, предметы интерьера, причем остановить в такие периоды ребенка не представляется возможным - он не реагирует на обращенные к нему успокаивающие реплики, уговоры, игнорирует прямые запреты. Часто детям, проявляющим агрессию, присущи «уходы в себя», мрачная раздражительность, а затем - резкий перепад настроения, и ссора без веской причины со сверстниками, родителями.
Многие из детей, проявляющих агрессию, в обыденной школьной жизни (на уроках, переменах) любят командовать другими, желая чтобы все и немедленно было сделано так, как хотят именно они. Педагогами отмечено, что практически все дети, проявляющие агрессию, воспринимают себя как лучшего, первого, главного, самостоятельного, решительного. Но, при этом, в случае если их постигает неудача, то вызванное этим раздражение, также легко перетекает в агрессию, направленную на кого-либо из окружающих - они либо ищут «виноватого», либо просто того, на ком можно сорвать зло.
Далее было проведено исследование по графической методике «Кактус» М. А. Панфиловой. Результаты выявления агрессии и комплекса качеств, сопутствующих ей, в ЗА и ЗБ приведены на слайде. Анализ рисунков показал, что практически все дети изобразили кактус с наличием на нем игл. Разница заключалась только в длине этих игл и их количестве. Некоторые дети нарисовали кактусы с иглами редкими, но очень острыми, длинными и крупными (по соотношению к самому кактусу), при этом изображение цветка (достаточно приближенное к действительности), было расположено в центре, но без соблюдения «правила поля», т.е. изображение предмета заняло фактически весь лист (эгоцентризм). Поскольку дети нарисовали по 1 кактусу, то у них просматривается интровертированность.
У других детей был отмечен сильный нажим, отрывистые линии (импульсивность), выбор черного цвета, хотя были предложены цветные карандаши, заштриховка прерывистыми небрежными линиями, характеризующими внутренне напряжение и тревожность.
После обработки данных по методике «Кактус» М. А. Панфиловой получены следующие результаты: высокий уровень агрессии: в ЗА 12% и в ЗБ - 16%. Показатели среднего уровня агрессии у младших школьников составляют в ЗА - 44%, в ЗБ - 36%, показатели низкого уровня - в ЗА - 44%, в ЗБ - 48%.
Данные свидетельствуют о том, что детей, действительно, проявляющих агрессию в соотношении к детям не проявляющим ее, не так уж много. Однако с детьми, проявляющими высокий уровень агрессии и с детьми склонными к таким проявлениям, требуется проведение коррекционной работы.
Далее для выявления агрессии у детей младшего школьного возраста была применена методика «Несуществующее животное» М. З. Дукаревич. При проведении теста дети, имеющие признаки агрессии, изобразили животных-монстров, с гипертрофированными крупными головами, зубами, клыками, иглами, когтями, большими рогами, острыми выступами и выростами, глазами «залитыми кровью», панцирями-щитами. Наличие острых зубов и клыков (практически во всех рисунках детей, склонных к агрессии), свидетельствует о том, что они готовы проявить ее вербально.
Позы изображенных животных выражали угрозу и готовность к нападению: в рисунках достаточно хорошо передано ощущение угрозы, как внутренней, исходящей от этого животного, так и внешней «ожидающей» угрозы от внешнего мира с явным намерением оказать яростное сопротивление в ответ. Часто в рисунках детей придуманные ими животные помещены в неблагоприятную среду обитания (темная пещера, темный океан, болото, голая скала, каменный грот). Рисунки, преимущественно, выполнены четкими линиями и заштрихованы плотной темной штриховкой. Характерным было также то, что для изображения несуществующего животного дети выбирали преимущественно черный и красный цвета.
Крупное изображение в середине листа, сильный нажим, уверенная линия рисунка, наличие орудий нападения являются признаками эгоцентричности, враждебности, повышенной тревожности, способствующими спонтанному возникновению агрессии, эмоционально неустойчивому состоянию.
У детей из 3Б были выявлены признаки невротической агрессии, направленной не непосредственно на источник потенциальной угрозы, а на все окружение. Признаком невротической агрессии в методике «Рисунок несуществующего животного» служит сочетание невротических и агрессивных проявлений. Невротическая тематика и наличие скрытых невротических страхов проявились в процессе беседы с вопросами об изображенном животном, его потенциальных врагах, а также в изображении детьми неблагоприятного места обитания этого животного.
Сравнение данных констатирующего эксперимента, направленного на определение уровней агрессии в ЗА и 3Б по трем методикам, приведено на рисунке 1.
50% 40% 30% 20% 10% 0%
44% 44%
20% 1 АО/
ЗА ЗБ
Выскоий
Средний
Низкий
Рисунок 1 - Сравнение уровней агрессии в ЗА и 3Б по трем методикам
Как показала проведенная диагностика, в ЗБ процент детей с высоким уровнем агрессии выше, чем в 3 А (на 4%), показатели среднего уровня выше в ЗА (На 4%), показатели низкого уровня одинаковы и составляют по 44% в каждой группе.
Проведенный констатирующий эксперимент позволил определить группу для проведения коррекционной работы - ЗБ, т.к. в ней процент детей с агрессией выше.
На формирующем этапе экспериментального исследования была разработана программа снижения агрессии у детей младшего школьного возраста «Будь добрей - люби людей!». Ее цель: коррекция агрессии у детей младшего школьного возраста.
Задачи:
1. Формирование положительных качеств личности, нравственных начал и ценностных установок.
2. Обучение приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях.
3. Отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях у агрессивных
детей.
4. Снятие барьеров в общении друг с другом, обучение правилам осуществления коммуникаций в группе сверстников.
Программа «Будь добрей - люби людей!» включала 25 занятий с периодичностью 2 раза в неделю, продолжительность одного занятия З0-З5 минут.
Программа состояла из диагностического, основного и заключительного блоков:
- диагностический блок (сентябрь-октябрь) - подбор диагностического инструментария и определение критериев для выявления агрессии у младших школьников, выявление уровней агрессии и особенностей ее проявления (2 занятия); составление коррекционно-развивающей программы (на основе полученных данных);
- основной блок (ноябрь-март) - организация проведения занятий по плану коррекционно-развивающей программы «Будь добрей - люби людей!», направленных на достижение поставленной цели и решение задач (20 занятий);
- заключительный блок (апрель-май): проведение завершающего (итогового) коррекционно-развивающего занятия, направленного на снижение агрессии; организация контрольного эксперимента по выбранным методикам (З занятия); выполнение сравнительного анализа результатов констатирующего и контрольного экспериментов.
Занятия имели следующую структуру:
- вводная часть (З-5 мин.), имеющая целью создание комфортной атмосферы и эмоционально положительного настроения у участников (приветствие, упражнения, ориентированные на принятие сверстника);
- основная часть (15-20 мин.), направленная на непосредственную работу по коррекции агрессии у детей младшего школьного возраста (включает в себя беседы, игры и упражнения и задания, направленные на снижение проявлений агрессии);
- заключительная часть (З-5 мин.), включающая упражнения на релаксацию (упражнения на снятие психоэмоционального напряжения, закрепление положительного эффекта от занятия) и рефлексию с оцениванием и обсуждением результатов занятий, подведением итогов и ритуалом прощания.
Коррекционно-развивающая работа по программе предусматривала следующие формы работы: беседы, психологические игры, анализ ситуаций, псхогимнастические упражнения (тренинги).
Программа была основана на применении следующих методов коррекционно-развивающей работы: методы организации деятельности детей и формирования опыта поведения; игровой; метод коррекции поведения; метод упражнения; самооценку и рефлексию.
После проведения работы по снижению агрессии у детей младшего школьного возраста и реализации соответствующей программы, было проведено повторное исследование по методикам, отобранным на этапе констатирующего эксперимента.
Результаты повторного эксперимента представлены на рисунке 2.
60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
48% 52/0
40% 36%
12% 12%
1
Выскоий
Средний
Низкий
ЗА ЗБ
Рисунок 2 - Сравнение уровней агрессии по трем методикам
Как видно, показатели высокого уровня в ЗБ и ЗА стали одинаковыми и составили по 12% в каждой, в ЗБ на 4 % выше показатели среднего уровня.
При заданных критических значениях р<0,05, = 2,01; при р<0,01, 2,68, в результате обработки данных по ЗА получено среднее значение 9,.6, по ЗБ - 9,24. Как видно, уровень агрессии в ЗБ стал значительно ниже, чем в ЗА, однако полученное эмпирическое значение между выборками также находится в зоне незначимости: ^эмп= 0,2 (р>0,05).
Для оценки эффективности разработанной и реализованной программы снижения агрессии у детей младшего школьного возраста мы выполнили сравнение данных констатирующего и повторного эксперимента в ЗБ.
60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
Констатирующий Повторный
Выскоий
Средний
Низкий
Рисунок 3 - Сравнение данных контрольного и повторного экспериментов в 3Б
Приведенные данные показывают, что высокий уровень агрессии в ЗБ снизился после проведенной работы на 8%, средний - увеличился на 16%. Как видно, реализация коррекционно-развивающей программы «Будь добрей - люби людей!», способствовала снижению агрессии у младших школьников экспериментальной группы; нормализацию эмоционального состояния; повышение уверенности в себе, развитие эмпатии.
В результате реализации программы:
- уменьшились вспышки гнева и агрессии у тех детей, которые были к этому склонны;
- дети приобрели навыки саморегуляции, умение владеть собой в различных ситуациях
- дети приобрели навыки разрешения конфликтных ситуаций без проявления агрессии.
Следовательно, разработанная и внедренная коррекционно-развивающая программа
оказалась эффективной.
Результаты исследования могут использоваться в практической деятельности педагогов и психологов по снижению агрессии и предупреждению ее проявлений у детей младшего школьного возраста, а также для разработки материалов для родительских собраний, выступлений на семинарах, педагогических советах.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Агрессия у детей и подростков : учеб. пособие / под ред. Н.М. Платоновой. - Санкт-Петербург : Речь, 2006. - 336 с. - Текст : непосредственный.
2. Агрессия. - Текст: непосредственный // Большой психологический словарь / под ред. Б. Мещерякова, В. Зинченко. - Москва : Олма-пресс, 2004.
3. Голенищева, М.А. Коррекция агрессивного поведения младших школьников методами арт-терапии / М.А. Голенищева. - Текст : непосредственный // Вестник Саратовского областного института развития образования. - 2015. - № 1. - С. 57-61.
4. Изосимова, В.В. Психологические аспекты проблемы агрессивного поведения младших школьников / В.В. Изосимова. - Текст : непосредственный // Конференциум АСОУ : сб. науч. тр. и материалов науч.-практ. конф. - 2015. - № 1. - С. 1766-1770.
5. Мосина, Т.Н. Агрессивное поведение детей младшего школьного возраста / Т.Н. Мосина. - Текст : непосредственный // Санкт-Петербургский образовательный вестник. -2018. - № 6 (22). - С. 30-34.
6. Смирнова, Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей / Т.П. Смирнова. - Ростов на-Дону : Феникс, 2010. - 160 с. - Текст : непосредственный.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
А.В. Попкова, студентка 5-го курса, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», Шадринск, Россия, e-mail: [email protected].
С.В. Истомина, кандидат психологических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», Шадринск, Россия, e-mail: [email protected].
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:
A.V. Popkova, 5th year student, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: [email protected].
S.V. Istomina, Ph. D. in Psychological Sciences, Associate Professor, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: [email protected].