Научная статья на тему 'Коррекционно-воспитательная работа с детьми агрессивного поведения в дошкольном образовательном учреждении'

Коррекционно-воспитательная работа с детьми агрессивного поведения в дошкольном образовательном учреждении Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
695
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРЕССИВНОСТЬ / ОЗЛОБЛЕННОСТЬ / РАСКОВАННОСТЬ / ВСЕДОЗВОЛЕННОСТЬ / СЕБЯЛЮБИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Иванова Светлана Валерьевна

В статье анализируются причины возникновения агрессивности. Разработана специализированная система поведения и коррекционной работы, предназначенной для работы с детьми агрессивного поведения в социальной адаптации. Предложены рекомендации в работе с детьми дошкольного поведения в дошкольном образовательном учреждении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Коррекционно-воспитательная работа с детьми агрессивного поведения в дошкольном образовательном учреждении»

Коррекционно-воспитательная работа с детьми агрессивного поведения в дошкольном образовательном учреждении

Иванова С. В.

Иванова Светлана Валерьевна / Ivanova Svetlana Valerevna - старший воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 97, г. Самара

Аннотация: в статье анализируются причины возникновения агрессивности. Разработана специализированная система поведения и коррекционной работы, предназначенной для работы с детьми агрессивного поведения в социальной адаптации. Предложены рекомендации в работе с детьми дошкольного поведения в дошкольном образовательном учреждении.

Ключевые слова: агрессивность, озлобленность, раскованность, вседозволенность, себялюбие.

Агрессивность - это отчаяние ребёнка, который ищет признания и любви.

Г. Эберлейн [10]

Одна из главных социальных проблем молодого поколения 21 века заключается в том, что наблюдается эмоционально-нравственная деградация общества, вытесняются общечеловеческие ценности, люди утратили ценностные качества во взаимоотношении с самыми близкими людьми. За последние годы отношения между людьми и в обществе накалились: вследствие возникли такие отрицательные качества, как озлобленность к окружающим, раскованность в выборе общения и поведения, вседозволенность, невежество, себялюбие, отрицание интересов окружающих, утеряно уважение к другим, в частности к старшему поколению. Страшным симптомом, как следствие вышеперечисленного, является рост числа детей агрессивного поведения в учреждениях дошкольного образования. Поэтому просто необходима разработка специализированной системы поведения и коррекционной работы, предназначенной для работы с детьми агрессивного поведения в социальной адаптации.

Агрессия (от лат. аgressio - угроза, нападение) - такое определение является общим для всех разрушающих действий, деструктивных, направленных на причинение вреда.

Проявлению агрессивности ребёнка могут служить несколько причин. В одном случае она может являться способом самозащиты, в другом - как средство защиты собственных прав, в третьем - достижения цели и удовлетворения собственных желаний. Проявляемая прямая агрессия играет главенствующую роль в познании чего-то нового, способности адаптироваться к сложившейся среде, завоевании успеха.

В первом случае агрессивность ребёнка является следствием чрезмерной опеки родителей. Систематически добиваясь положительного результата агрессивным поведением, ребенок вырабатывает стратегию агрессивного поведения. При малейшем отказе в выполнении нужного требования, он начинает топать ногами, кричать и проявлять другие формы экспрессивной, вербальной и часто встречающейся физической агрессии.

Причиной такого поведения является наличие врожденной физиологической базы (холерический темперамент, родовые травмы, плохие гены) или социальные показатели (агрессивные близкие). Такое поведение, как правило, первично формируется среди домочадцев, затем оно переносится в общественную, социальную среду - как правило, детский сад, двор и пр.

Второй случай проявления агрессивности: у родителей по какой-либо причине проявляется эмоциональное отвержение ребенка, они относятся к нему негативно или пренебрежительно (особенно влияет отсутствие материнского внимания на

мальчиков). Эти причины порождают тревожное состояние, влекущее за собой агрессию. Частые болезненные примеры показывают, что большинство детей, проявляющих агрессию в самом раннем возрасте, были надолго изолированы от матерей по разным причинам.

Дети раннего возраста повторяют поведение родителей - подражая поведению близкого окружения, ребёнок добивается поощрения, пусть и не всегда хорошего поведения. А лишь «исправив своё поведение», выслушав родительское осуждение, дети получают снова желанное одобрение родителей. Родители больше всего не любят в детях то поведение, которое отражает их самих. В таких случаях страдают же, как правило, беззащитные дети, которые тщательно дублируют поведение родителей, вызывают у родителей и близких строгие наказания, замечания, негодование, а иногда и применение физического насилия.

Для того чтобы оказать профессиональную помощь агрессивному ребенку, необходимо:

1. Проанализировать и изучить окружение ребенка и провести работу социально -психологической направленности с близким социальным окружением, окружающими людьми (родители, воспитатели, друзья).

2. Исправить черты характера, поведение, мешающее адекватной самореализации ребенка.

3. Создать правильную модель способов поведения и отношений дошкольника.

Эффективность работы с детьми агрессивного поведения зависит от соблюдения

нескольких, очень важных правил.

Первым из этих правил является позитивный настрой. Важно настроить себя на работу с агрессивным ребенком. Необходимо сразу же выявить в нем положительные черты и достоинства.

Следующим правилом являются доверительные взаимоотношения. При таких отношениях ребенок ведет себя более естественно. Он чувствует себя защищенным и уверенным.

Войти в доверие к ребенку - вот главная задача.

В ходе работы мы обязательно столкнемся с семьей воспитанника. Должно происходить взаимодействие воспитателя и законных представителей ребенка. Вместе с ними надо выяснить причины агрессивности, ведь такое поведение - это всегда следствие чего-то.

Если же ни одна из этих целей не достигла результата, значит, надо применить другую. В этом и заключается следующая задача, а именно - гибкость. Вообще к любому ребенку необходимо найти индивидуальный подход, а тем более к агрессивному.

И последней задачей является системность. При работе с агрессивными детьми важно создать позитивную среду воспитания. Постараться по возможности выяснить, какова социальная атмосфера дошкольника в семье, в детском саду и изменить такое положение.

Существуют разнообразные формы работы с детьми агрессивного поведения. Среди них имеют место:

- индивидуальные беседы;

- консультации психолога;

- индивидуальная психотерапия.

Основные рекомендации для воспитателей, работающих с детьми с агрессивным поведением Главная работа воспитателей должна состоять в создании благоприятных и психологических условий, для детей в преодолении взаимодействия родителя с собственными детьми при помощи коммуникативных навыков и практической тренировки. Обязательно с ребенком и с его семьей нужно провести диагностирование, узнать, какие у них семейные взаимоотношения и дисгармония между собой, только потом можно будет проводить коррекционную работу с

агрессивным ребенком, используя как индивидуальную, так и групповую форму работы. Безусловно, самым лучшим профилактическим средством являются хорошие отношения родителей с детьми, понимание родителями внутреннего мира своего ребенка, его проблем и переживаний, умение поставить себя на место своих детей. Если мы будем помнить, что за любыми вспышками ярости или гнева у детей скрывается боль, обида или разочарование, то нам будет легче справиться со своей агрессивностью, удержать свои негативные эмоции для того, чтобы понять своего ребенка и помочь ему.

В заключение следовало бы процитировать американского профессора клинической педиатрии и психологии Р. Кэмпбелла: «Ребёнка можно сравнить с зеркалом. Он отражает, а не излучает любовь. Если ему дать любовь, он возвращает ее. Если ничего не дать, ничего в ответ и не получишь» [8]. И, действительно, агрессия присуща практически всем детям как оборонительная реакция. Поэтому не следует жестко пресекать нормальные агрессивные реакции ребенка, важно лишь научить проявлять их в адекватной и социально приемлемой форме.

Литература

1. Алексеева Л. С. Психологическая служба семьи в системе социальной работы. // Семья в России. - 1994.

2. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. // А. Адлер. - М., 1995.

3. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды. // Б. Г. Ананьев. - М.: 1996.

4. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. // К. Бютнер. - М., 1991.

5. Берон Р. Агрессия. //Р. Берон, Д. Ричардсон. - СПб., 2008.

6. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. М., 1991.

7. Ватова Л. Как снизить агрессивность детей. // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 6.

8. Копчёнова Е. Е. Что стоит за агрессивностью дошкольников. // Психолог в детском саду, 1999, № 1, с. 64-66.

9. Кэмбелл Р. Как справляться с гневом ребёнка, Санкт-Петербург, Издательство Мирт, 1996.с. 34-35.

10. Петрусь Н. Я. Агрессивный ребенок: особенности педагогического взаимодействия. // Педагогика, 2007, № 3, с. 117-120.

11. Эйберленг Г. Страхи здоровых детей. 1981.

12. Иванова С. В. Гиперактивный ребёнок. // Проблемы педагогики. № 6. 2015 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.