Научная статья на тему 'Коррекционно-развивающая работа с тревожными детьми дошкольного возраста'

Коррекционно-развивающая работа с тревожными детьми дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1268
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕВОЖНОСТЬ / СТРАХ / ДЕТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Авдеенко А.С.

Данная статья посвящена проблеме тревожности у детей. В статье рассматриваются черты, которые характеризуют тревожного ребенка, приведены результаты исследования уровня тревожности у детей, описаны коррекционные мероприятия по снижению уровня тревожности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Коррекционно-развивающая работа с тревожными детьми дошкольного возраста»

зультат первого этапа оценки степени тяжести общего состояния остается без изменения.

Удовлетворительному состоянию присваивается код 0 (ноль), средней степени тяжести — 1 (единица), тяжелому — 2 (два), крайне тяжелому — 3 (три).

Заключение. Объективная оценка тяжести состояния больного является необходимым инструментом для принятия решения о тактике ведения больного, его транспортировке, об оптимальном месте терапии больного (специализированное отделение, отделение интенсивной терапии), для сравнения

исходов в зависимости от методов терапии, качества оказания помощи.

Литература

1. Лебедев Н. В. Системы объективной оценки тяжести состояния больных и пострадавших. — Москва : Бином, 2015. — 150 с.

2. Недашковский Э. В. Оперативное управление анестезиолого-реанимационной службой многопрофильной больницы : монография. — Архангельск : Изд-во Северного государственного медицинского университета, 2009. — 200 с.

УДК 376.3(075.32)

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА С ТРЕВОЖНЫМИ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

А. С. Авдеенко

ГБОУ ВПО ЮУГМУ Минздрава России, г. Челябинск, Россия Ключевые слова: тревожность, страх, дети

Аннотация. Данная статья посвящена проблеме тревожности у детей. В статье рассматриваются черты, которые характеризуют тревожного ребенка, приведены результаты исследования уровня тревожности у детей, описаны коррекционные мероприятия по снижению уровня тревожности.

CORRECTIONAL-DEVELOPING WORK WITH CHILDREN OF PRESCHOOL AGE ALARMING

A. S. Avdeenko

SUSMU, Chelyabinsk, Russia Keywords: anxiety, fear, child

Abstract. This article deals with the problem of anxiety in children. This article discusses the features that characterize the child's anxiety, results of the study the level of anxiety in children. We describe the corrective measures to reduce the level of anxiety.

Актуальность. Тревожность как проблема эмоционального неблагополучия у детей исследуется довольно давно, но стала наиболее актуальной в настоящее время [4]. Высокий уровень тревожности говорит о недостаточной эмоциональной адаптиро-ванности ребенка. Усиление тревожности и появление страхов могут развивать у ребенка невротические черты. Когда ребенок не уверен в себе, это является самоуничтожающей установкой на себя, на свои силы и возможности. Исследования возрастной динамики тревожности показывают, что шестилетний ребенок, в отличие от детей младшего возраста, может уже не показывать свои чувства, страх, слезы. Ребенок старается научиться управлять выражением своих эмоций, пользоваться ими [7].

Состояние подавленности, плохое настроение, растерянность, выражение лица грустное, плечи опу-

щены — это черты, которые отмечают психологи, ха-растеризующие тревожного ребенка. По результатам исследования О. А. Качановой (2015), данные случаи показывают возникновение проблем в общении и установлении контактов тревожного ребенка, нередко — конфликтного поведения и социальной дезадаптации, он часто плачет, обижается, иногда без видимой причины. Такой ребенок проводит большое количество времени один, ничем не интересуясь. Эти дети эмоционально подавлены, практически не проявляют инициативы, с трудом идут на контакт [5].

Тревожные дети обладают неустойчивой самооценкой и не уверены в себе, постоянно испытывают чувство страха перед неизвестностью, очень редко проявляют инициативу. Они предпочитают быть незаметными и не обращать внимание окружающих на себя, стараются вести себя примерно, выполнять

Педиатрический вестник Южного Урала № 1, 2016

все требования, не нарушать дисциплину. Тревожные дети хотят произвести хорошее впечатление на окружающих, стараются вести себя так, чтобы не было проблем и замечаний. Такие дети отличаются скромностью и застенчивостью. Аккуратность, примерность, дисциплинированность носят защитный характер, потому что ребенок хочет избежать неудачи [1].

Дети с высоким уровнем тревожности испытывают повышенную ответственность за происходящее и склонны винить себя во всех неудачах и неприятностях. Если дети внешне не показывают этого, оно может проявиться в беседе. Согласно исследованиям Е. В. Соболевой и О. А. Шумаковой (2014), для таких детей характерен низкий уровень жизнестойкости как качества личности и заниженные показатели личностных ресурсов. Данные показатели личности способны повысить стрессоустойчивость, снизить уровень тревожности, позволяющий воспринимать жизненные ситуации не как угрожающие, а адекватно и с большей ответственностью [8, 9].

Довольно часто можно встретить тревожных детей с завышенной самооценкой. Они хотят всеобщего признания, похвалы, часто выдают желаемое за действительное — это является защитной реакцией.

Реакция психологической защиты может проявляться в виде агрессии, которая направлена на других. Один из самых известных способов, который часто выбирают тревожные дети, заключается в следующем: «чтобы ничего не боятся, нужно сделать так, чтобы боялись меня». Маска агрессии скрывает тревогу как от окружающих, так и от самого себя. В глубине души у детей остаются тревожность, неуверенность, растерянность, отсутствие опоры. Реакция психологической защиты выражается в отказе от общения и избегании тех, от кого исходит угроза. Такой ребенок одинок, малоактивен, замкнут [3].

Целью исследования была реализация программы по коррекции тревожности у детей.

Материалы и методы. Дизайн исследования состоял из первичного диагностического этапа, позволяющего выявить изначальный уровень тревожности у детей; второго этапа — собственно проведения программы по коррекции тревожности; третьего этапа — проведения повторного диагностирования уровня тревожности у детей после реализации программных мероприятий, что должно было выявить степень эффективности последних.

Результаты и обсуждение. Уровень тревожности и интенсивность переживания тревоги у мальчиков и девочек различны. В дошкольном и младшем школьном возрасте мальчики более тревожны, чем девочки, это связано с тем, с какими ситуациями они связывают тревогу и как ее объясняют, чего опасаются. Чем старше дети, тем заметнее разница. Девочки в основном связывают свою тревогу с дру-

гими людьми. Это могут быть как родные, друзья, воспитатели, так и хулиганы, незнакомые люди и т. д. Мальчики боятся в основном травм, наказаний, которых они ожидают от семьи.

Последствия тревожности, не влияя в целом на интеллектуальное развитие, могут отрицательно повлиять на формирование творческого мышления [6]. Наблюдая за тревожными детьми, можно заметить, что они чувствуют себя беспомощными, боятся играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности, уровень самооценки таких детей низкий. Дети с таким уровнем тревожности подвержены страхам и имеют проблемы в общении и взаимодействии с окружающими.

Тревожность у таких детей могут усиливать завышенные требования со стороны окружающих по отношению к ребенку, которые в свою очередь вызывают ситуацию неуспешности. Тревожный ребенок склонен к сомнениям, колебаниям, не уверен в себе, несамостоятелен, нерешителен и внушаем, ему сложно переключаться на другую деятельность, он быстро утомляется, устает.

Для выявления уровня тревожности у детей была проведена диагностика, по результатам которой выявлена группа тревожных детей. Данные проведенного исследования по выявлению тревожности у детей дошкольного возраста и полученные результаты показали, что при высоком уровне тревожности дети подвержены стрессам.

На этапе констатирующего эксперимента была проведена первичная диагностика тревожности. Для выявления тревожности были использованы три проективных методики. Были проанализированы результаты диагностики и выявлены уровни тревожности, присущие детям.

Для снижения уровня тревожности у детей была разработана и реализована программа ее коррекции. Программа предполагает три направления и базируется на принципах: признание ценности дошкольного возраста как одного из важнейших периодов развития личности ребенка, обеспечение эмоционального и психологического благополучия, создание условий комфорта, защищенности, использование различных средств, форм, методов, усилий, которые позволят ребенку выполнить то, что ему по силе, и проявить свое творчество в соответствии с его интересами и склонностями.

Целью коррекционной программы является снижение уровня тревожности. Объем коррекционной программы рассчитан на 10 коррекционно-развиваю-щих занятий при количестве встреч один раз в неделю и продолжительностью 30 минут. Данная программа предполагает три направления: повышение уверенности в себе, снятие страхов, зажимов, развитие коммуникативных навыков.

Устранение внутреннего конфликта ребенка, расширение эмоционального опыта, повышение самооценки, развитие навыков взаимодействия друг с другом являются задачами первого направления коррекционно-развивающих занятий. Задачами второго направления программы являются: снятие эмоционального и мышечного напряжения, устранение или обесценивание страхов, формирование умений преодолевать опасности, проявлять активность, стимулирование своих возможностей для преодоления стрессовых ситуаций. Задачами третьего направления являются: уменьшение суетливости, нервозных движений, ненужных движений и мимики, снижение скованности и боязливости в движениях и речи, развитие умений сотрудничества с окружающими, развитие умений слушать, выражать свое мнение.

В структуру занятия вошли упражнения на релаксацию и дыхание, игры и игровые ситуации с целью снижения тревожности, игры на расслабление.

На этапе формирующего эксперимента была реализована программа по коррекции тревожности и ее вторичная диагностика для выявления успешности проводимых мероприятий.

По методике «Выбери нужное лицо» были получены следующие результаты: высокий уровень тревожности наблюдается у 3 детей (15 %); средний уровень тревожности — у 15 детей (75 %); низкий уровень тревожности — у 2 детей (10 %). По результатам методики «Кактус» высокий уровень тревожности наблюдается у 4 детей (20 %); средний уровень — у 7 детей (35 %); низкий уровень — у 9 детей (45 %). По методике «Страхи в домиках» высокий уровень тревожности наблюдается у 4 детей (20 %); средний уровень тревожности — у 11 детей (55 %); низкий уровень тревожности — у 5 детей (25 %).

После проведения коррекционных мероприятий повторная диагностика показала, что высокий уровень тревожности снизился на 20 %. У детей наблюдается меньше физиологических признаков высокого уровня тревожности. Дети стали более спокойными и послушными.

Заключение. Таким образом, у детей тревожность не является устойчивой чертой характера и относительно обратима при проведении соответствующих психолого-педагогических мероприятий; также

можно существенно снизить тревожность ребенка, если родители и воспитатели будут соблюдать необходимые рекомендации психолога.

Данное эмпирическое исследование показало: чтобы снизить тревожность у ребенка, родителям и педагогам необходимо создать реальный успех ребенка в какой-либо деятельности. Важно попытаться не сравнивать ребенка с другими, а только с ним самим и его собственными результатами.

Данные, полученные в результате исследования, являются основой для дальнейшего изучения данной проблемы. Установление определенных причин повышенного уровня тревожности и применение кор-рекционно-развивающих мероприятий оказывают влияние на снижение тревожности у детей.

Литература

1. Выготский Л. С. Педагогическая психология. — Москва : Педагогика, 1991. — 480 с.

2. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как?

— Москва : ЧЕ РО, 2000. — 240 с.

3. Драчук Т. Э., Драчук Л. А., Пешикова М. В. Профилактика тревожных расстройств у детей в условиях психотерапевтического кабинета детской поликлиники // Педиатрический вестник Южного Урала. — 2015. — № 2. — С. 24-28.

4. Качанова О. А. Конфликтное поведение подростков как фактор социальной дезадаптации // Вестник совета молодых ученых и специалистов Челябинской области. — 2015. — Выпуск 1 (8). — С. 13-15.

5. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников / под ред. Я. Л. Коломенского, И. А. Ванько. — Минск : Университет, 1997. — 273 с.

6. Прихожан А. М. Тревожность у детей. — Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : Изд-во НПО «МОДЭК», 2001. — 253 с.

7. Соболева Е. В. Анализ личностного ресурса студентов-первокурсников психологических специальностей [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. — 2014. — № 4. — URL: http://www.science-education.ru/118-14405.

8. Соболева Е. В., Шумакова О. А. Феномен жизнестойкости в зарубежных и отечественных исследованиях [Электронный ресурс] // Современные научные исследования и инновации. — 2014.

— Т. 2. — № 5 (37). — URL: http://web.snauka.ru/ issues/2014/05/34519.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.