Научная статья на тему 'КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ) НА ОСНОВЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ПОДХОДА'

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ) НА ОСНОВЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ПОДХОДА Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
1
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Функциональная система / мозговая организация психических функций / нейропсихологический подход / метод замещения онтогенеза / нейропсихологическая коррекция / Functional system / the cerebral organization of mental functions / neuropsychological approach / the method of replacement of ontogenesis / neuropsychological correction

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Сербина Л.Ф.

Статья посвящена обоснованию и использованию междисциплинарного подхода в коррекционной работе с детьми с ОВЗ. Обоснование включает нейропсихологический анализ формирования высших психических функций в онтогенезе, метод замещающего онтогенеза. также представлены опытно-экспериментальные данные.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Сербина Л.Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORRECTIONAL-DEVELOPING WORK WITH CHILDREN WITH DISABILITIES VOZMOZHNOSTYAMI HEALTH (HIA) ON THE BASIS OF AN INTERDISCIPLINARY APPROACH

The article is devoted to the substantiation and use of an interdisciplinary approach in correctional work with children with disabilities. The study includes neuropsychological analysis of the formation of higher mental functions in ontogenesis, the method of replacement ontogenesis. experimental data are also presented.

Текст научной работы на тему «КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ) НА ОСНОВЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ПОДХОДА»

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ) НА ОСНОВЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ПОДХОДА

Сербина Л. Ф.

Ленинградский государственный университет

им. А.С. Пушкина профессор, доктор педагогических наук

CORRECTIONAL-DEVELOPING WORK WITH CHILDREN WITH DISABILITIES VOZMOZHNOSTYAMI HEALTH (HIA) ON THE BASIS OF AN INTERDISCIPLINARY APPROACH

Serbina, L.F.

Leningrad state University named after him. A. S. Pushkin Professor, doctor of pedagogical Sciences

Аннотация

Статья посвящена обоснованию и использованию междисциплинарного подхода в коррекционной работе с детьми с ОВЗ. Обоснование включает нейропсихологический анализ формирования высших психических функций в онтогенезе, метод замещающего онтогенеза. также представлены опытно-экспериментальные данные.

Abstract

The article is devoted to the substantiation and use of an interdisciplinary approach in correctional work with children with disabilities. The study includes neuropsychological analysis of the formation of higher mental functions in ontogenesis, the method of replacement ontogenesis. experimental data are also presented.

Ключевые слова. Функциональная система, мозговая организация психических функций, нейропси-хологический подход, метод замещения онтогенеза, нейропсихологическая коррекция.

Keyword. Functional system, the cerebral organization of mental functions, neuropsychological approach, the method of replacement of ontogenesis, neuropsychological correction

Использование междисциплинарного подхода приобретает особую актуальность в связи, потребностями повышения эффективности и продуктивности коррекционной работы с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного образования. Проектирование междисциплинарных коррекционно-развивающих программ следует основывать, прежде всего, на принципах интеграции достижений науки в различных предметных областях, изучающих ту или иную функцию (и ее патологию) с различных ракурсов. Так-как патология может возникнуть в любой из систем и сфер ребенка (сенсорной, двигательной, эмоциональной, личностной, поведенческой и др.) необходимо рассмотрение возникшей патологии с позиций мозговой организации той или иной функции и формирования ее в онтогенезе.

Отдельная функциональная система в определенный возрастной период — это устойчивое сочетание созревающих и созревших компонентов системы и связей между ними. Созревшие компоненты выполняют ведущую роль в иерархии их взаимодействия. В дальнейшем происходит включение других созревающих функциональных систем и установление связей между ними. Взаимодействие разных функциональных систем осуществляется при ведущей роли той из них, которая соответствует наиболее активно формирующейся в данный период психической функции.

Мозговая организация психических функций и их онтогенеза представлена в нейропсихологии, разработаны методы нейропсихологической диагностики и коррекции, но лишь в последние годы они стали использоваться в практической деятельности дефектологов, в большей степени логопедов.

Вместе с тем, нейропсихологический подход в диагностике и коррекции основан на методе замещающего онтогенеза, т. е. если у ребенка возникли и проявляются патологические симптомы в двигательной сфере, речи, в общем психическом развитии, следовательно на определенном этапе его развития воздействовали патогенные факторы, приведшие нарушению формирования функциональной системы или установлению взаимодействия функциональных систем. Нейропсихо-логическая диагностика позволяет не только определить локализацию поражения, но и этап до которого созрели эти структуры, что позволяет вести ребенка по типу замещающего онтогенеза, т. е. пройти с помощью коррекционных упражнений тот путь, который здоровый ребенок проходит естественным путем.

Так как функции осуществляются деятельностью мозга, причем не только корой, но и подкорковыми структурами, а в свою очередь эти структуры развиваются гетерохронно и асинхронно, необходимо обратить внимание на этапы развития и созревания мозга при нормальном развитии. Ю.В Микадзе выделил следующие стадии развития мозга: 1 стадия - анатомогенез (формирование нервной клетки; 2 стадия - морфогенез (клетка приобретает структуру для выполнения определенной функции; 3 стадия - функциогенез (под воздействием сигналов из вне клетка начинает выполнять свою функцию) и 4 последняя стадия - системоге-нез, когда между всеми структурами, блоками и зонами мозга устанавливаются нервные связи. Таким образом структурно-функциональное созревание

мозга определяется как процесс возрастных изменений в морфологии и функциях как отдельных структур, так и всего мозга в целом.

Воздействие патогенного фактора может произойти на любой из этих стадий, как в период внутриутробного развития, так и в процессе родов, и в период раннего развития. Кроме того, необходимо учитывать тот факт, мозговые системы созревают и развиваются неодновременно, в первую очередь формируется двигательная система, которая дает возможность и толчок к развитию других мозговых систем - речеслуховой, пространственному восприятию. Таким образом на основе нейропсихоло-гической диагностики можно определить, на каком этапе онтогенетического развития находится та или иная функция.

Нейропсихологический подход позволяет раннее определение механизмов дизонтогенеза и формирования нарушений функций ЦНС, лежащих в его основе, что в свою очередь дает возможность своевременно и адекватно подобрать коррекцион-ную программу для преодоления нарушений двигательного, перцептивного, интеллектуального и речевого развития.

Метод замещающего онтогенеза, основанный на учении А.Р. Лурия о функциональных блоках мозга и их иерархичном строении позволяет соотнести статус актуального развития ребенка с основными этапами развития психических процессов с выделением тех структур его онтогенеза, которые не были сформированы по тем или иным причинам. Поскольку двигательная сфера созревает на более ранних стадиях. Стимуляция моторного и сенсорного уровней приводит к активизации всех высших психических функций. Именно двигательное развитие выстраивает взаимодействие между другими уровнями и структурами психической деятельности. Формирование и закрепление телесных навыков, которыми овладевает ребенок стимулирует такие психические функции, как эмоции, произвольное внимание, память.

По мнению Ф.В. Семенович нейропсихологи-ческая коррекция состоит из трех уровней, каждый из которых имеет свое специфическое воздействие на все три блока мозга. С помощью метода замещающего онтогенеза можно скорректировать многие особенности развития, пройдя с ним все этапы онтогенеза, причем чем раньше начинать занятия, тем более эффективны результаты, иногда даже самостоятельно появляются функции, над которыми в данный момент не велась коррекционная работа. В нашей экспериментальной работе мы использовали нейропсихологические упражнения, разработанные Е. Колгановой и Е.В. Пивоваровой для детей от 3 до 5 лет. В эксперименте принимали участие дети с задержкой психического развития и задержкой речевого развития всего 16 человек (возраст 5-6 лет). Коррекционная работа велась в течение 1 года.

До начала экспериментальной работы речь детей соотносилась с речью полутора-двухлетних детей и характеризовалась скудным лексическим запасом, причем наблюдалось звуковое оформление,

нарушение слоговой структуры грубые аграмма-тизмы, фразовой речи не наблюдалось. У детей отмечалась двигательная неловкость, дети не умели приседать, совершенно неразвиты пространственные представления, отмечалась неточность в выполнении движений как руками, так и ногами, особые трудности возникали в мелкой моторике рук. Кроме того, отмечалась недостаточная сформиро-ванность мотивационно-целевой основы деятельности, сферы образов-представлений, трудности в становлении знаково-символической деятельности. Они значительно отставали по уровню сформиро-ванности регуляции и саморегуляции поведения, отмечалось недоразвитие эмоционально-волевой сферы, которое проявляется в примитивности эмоций и их неустойчивости. С этими детьми мы начали проводить последовательную систематическую работу по программе нейропсихологического сопровождения развития детей, разработанной В.С. Калгановой и Е.В. Пивоваровой, которая включала в себя: дыхательные упражнения; глазодвигательные упражнения, упражнения двигательного репертуара: растяжки, скручивание, перекатывание; сочетание дыхательных и двигательных упражнений, сочетание двигательных упражнений и развитие пространственных представлений, кроме того мы включали упражнения на развитие чувства ритма, игровой массаж и другие нейропсихологические упражнения рекомендованные в пособии. Крайне важным условием такой методики является последовательность упражнений, причем особое внимание уделялось правильности и точности выполнения. Мы не переходили к следующему упражнению, не добившись освоения его ребенком. Кроме того, всем упражнениям, которые мы выполняли с детьми, обучали родителей с тем, чтобы они дома выполняли с ребенком, ориентируясь на критерии правильности (критерии выдавались в напечатанном виде). Занятия с детьми проводились индивидуально, для каждого ребенка разрабатывалась коррекционная программа в зависимости от его физических и психических возможностей, учитывалась его степень утомляемости и работоспособности, на занятиях стремились создать для ребенка чувство его безопасности терпеливо обучали ребенка делать перенос сложившегося способа действия, полученных знаний на другие ситуации. Кроме того, мы обязательно сочетали совместное выполнение упражнения с ребенком, показ, словесную инструкцию, следили за тем, что ребенок способен воспринять (воспринял). Постепенно, но систематически включали ребенка в самостоятельную оценку своей работы, формируя у ребенка адекватное отношение к самому себе и своим поступкам. Оценивая динамику продвижения ребенка, мы сравнивали его не с другими детьми, а с тем уровнем, на котором он находился на предыдущем этапе. У некоторых детей без специальных занятий с логопедом появились слова, обозначающие воспринятое в правильном их употреблении, у одного ребенка появилась фразовая речь и даже желание знакомиться с буквами и попытки читать. В целом проведенная в течение полугода работа позволила сформировать у

детей представления о телесном и внешнем пространстве, освоить пространственные схемы и диктанты, научить конструировать и копировать фигуры, овладеть пространственными речевыми конструкциями (пространственными предлогами и понятиями); сформировать у детей оптимальный для них уровень произвольной саморегуляции; сформировать чувство ритма; расширить поля зрительного восприятия, развить зрительно-моторной координации; у детей значительно улучшилось произвольное внимание, память, образное мышление, речевая деятельность; оптимизировался общего тонуса тела и двигательная активность а также общая, мелкая и артикуляционная моторика.

Список литературы

1. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. - М., 2002.

2. Колганова В.С. Нейропсихологические занятия с детьми: в 2 ч. - М.: АЙРИС-пресс, 2015.

3. Микадзе Ю. В. Нейропсихология детского возраста: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2008. — 288 е.: ил. — (Серия «Учебное пособие»).

4. Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. - М.: Академия, 2002.

5. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. - М.: Генезис, 2011

РАЗРАБОТКА УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА И ЭЛЕКТРОННОГО КУРСА ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТЕНДЕРЫ, ГОСЗАКУПКИ И КОНТРАКТЫ, ПОДГОТОВКА И ВЕДЕНИЕ ДОКУМЕНТАЦИИ»

Смык Е.В.

студент, Томский Государственный Университет Систем Управления и Радиоэлектроники,

Российская Федерация Козлова К.А.

студент, Томский Государственный Университет Систем Управления и Радиоэлектроники,

Российская Федерация

DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL-THEMATIC PLAN AND ELECTRONIC COURSE OF

ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION «TENDERS; PUBLIC PROCUREMENT AND CONTRACTS, PREPERATION AND MAINTENANCE OF DOCUMENTATION»

Smyk E.V.,

student, Tomsk State University of Control Systems and Radioelectronics, Russian Federation

Kozlova K.A.

Tomsk State University of Control Systems and Radioelectronics, Russian Federation

Аннотация

В данной статье рассмотрена разработка учебно-тематического плана и учебного пособия, в котором рассмотрены основные аспекты при оформлении и подготовки документации, необходимой для участия в тендерах. На базе данного пособия был разработан электронный курс программы повышения квалификации в системе Moodle.

Abstract

This article is devoted to the development of the curriculum and training manual which examined the main aspects of preparing documentation required for participation in tenders. On the basis of this manual, an electronic course of advanced training program in the Moodle system was developed.

Ключевые слова: тендеры, закупки, документация, moolde, обучение

Keywords: tenders, purchases, documentation, moolde, education

Развитие информационных технологий предоставило новую, уникальную возможность проведения занятий - внедрение дистанционной формы обучения. Она, во-первых, позволяет самому обучаемому выбрать и время, и место для обучения, во-вторых, дает возможность получить образование лицам, лишенным получить традиционное образование в силу тех или иных причин, в-третьих, использовать в обучении новые информационные технологии, в-четвертых, в определенной степени сокращает расходы на обучение. С другой стороны, дистанционное образование усиливает возможности индивидуализации обучения.

Многочисленные фирмы, благополучно проработавшие на рынке определенное время, начинают ощущать потребность в расширении. Путей расширения современная экономика предоставляет целое множество. Один из них - участие в тендерах. Тендер - это конкурс, который позволяет покупателю заключать контракт на поставку чего-либо на самых выгодных условиях [1].

На сегодняшний день тендеры являются одними из самых обширных и востребованных сфер в области информационных технологий. Специалистам этой сферы время от времени необходимо повышать квалификацию путем прохождения специальных курсов, тем самым расширяя спектр своей профессиональной востребованности. Для этого им

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.