УДК 373
Беляева О.В. старший воспитатель ГБОУг. Москвы «Специальная (коррекционная) школа № 1708» КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДОШКОЛЬНИКОВ С
РАС В ДОО
Аннотация. Игры на развитие мелкой моторики важны для всех детей, в том числе для детей с РАС. Такие игры гарантированно обеспечивают развитие зрительно-моторных функций и координации мелкомоторных движений. Также они помогают выработке полезных умений и навыков, способствуют овладению мыслительными операциями и активизируют речевое развитие. Что касается аутичных детей, то обширный выбор материалов, применяемый в подобных играх, позволяет выбрать наиболее привлекательные для ребенка с тем, чтобы опереться на его излюбленные сенсорные впечатления, и посредством реализации принципов эмоционально-смыслового подхода перевести игру с автономного манипулирования предметами на качественно новый сюжетный уровень.
Ключевые слова: мелкая моторика, расстройства аутистического спектра, развитие тонкой моторики у детей с аутизмом, коррекционная работа с дошкольниками с РАС.
Belyaeva O. V. senior educator
Moscow City State Educational Institution "Special (correctional) school
No. 1708»
CORRECTION AND DEVELOPING WORK FOR FORMING THE SMALL MOTHERHICS OF PRESCHOOLS WITH RAS IN DOO
Annotation. Games for the development offine motor skills are important for all children, including for autistic children. Such games are guaranteed to ensure the development of visual-motor functions and coordination of small-engine movements. They also help to develop useful skills and skills, help to master mental operations and activate speech development. As for autistic children, the extensive selection of materials used in such games allows choosing the most attractive for the child in order to rely on his favorite sensory impressions and by implementing the principles of the emotional and semantic approach to translate his game from autonomous manipulation of subjects to a qualitatively new subject level.
Key words: fine motor skills, autism spectrum disorders, development of fine motor skills in children with autism, corrective work with autistic children.
Развитие мелкой моторики является очень важной составляющей общего развития ребёнка. Оно начинается с новорожденного возраста, когда ребенок пробует рассматривать собственные руки и пытается управлять ими.
Позже его учат хватать погремушки, а потом пользоваться ложкой и ручкой.
Чем больше развита моторика, тем более развит артикуляционный аппарат, который можно считать органом речи. Именно поэтому тонкие движения пальцев существенно влияют на развитие и формирование речи у детей. Чтобы ребёнок скорее научился говорить, необходимо развивать тонкие целенаправленные ручные движения, которые и называется мелкой моторикой.
Развитие мелкой моторики тесно связано с развитием внимания, мышления, воображения, координации, зрительной и двигательной памяти. Развивать ручную моторику важно и потому, что она будет необходима ребёнку на протяжении всей его жизни. Скоординированные и точные движения пальцев и рук необходимы в повседневной жизни для того, чтобы писать и рисовать, выполнять самые необходимые бытовые действия, например, одеваться, убирать. Развитие мелкой моторики у детей нужно начинать как можно раньше.
Вопрос развития мелкой моторики всегда актуален, а в последние годы ему уделяется особое внимание. Это спровоцировано тем, что у многих детей, особенно тех, которые живут в городах, часто наблюдается отставание в развитии. Специалисты уже успели разработать множество полезных упражнений, которые можно найти в специальных пособиях. Многие из них используют в детских садах. Различные игры помогают ребёнку овладеть новыми навыками - захватывать предметы разных размеров и формы и удерживать их, совмещать два предмета, повторять движения рук за взрослыми, научиться более активным и уверенным движениям пальцев и кистей рук. Кроме того, занятия по развитию мелкой моторики оказывают благотворное воздействие на общее развитие ребенка, помогают ему стать более уверенным и самостоятельным.
Данными обстоятельствами и задается актуальность темы, которой посвящено наше исследование. В отечественной педагогической и психологической науке существует множество работ, посвященных исследованию ручной моторики обычных детей и детей, имеющих нарушения развития. Данная тема разрабатывалась такими учеными, как Н.А. Бернштейн, В.А. Сухомлинский, М.М. Кольцова, А.Н. Леонтьев, А.В. Антонова, М.И. Аксенова, О.С. Бот и др. Комплексы упражнений для развития ручной умелости предлагают в своих работах И.К. Шилкова, А.С. Большее, Ю.Р. Силкин, Л.В. Филиппова, О.Ю. Узорова, С.Е. Гаврина и др. Исследования, проведенные Т.А. Власовой, Л.В. Занковым, А.Р. Лурия, М.С. Певзнер и другими, позволили установить, что нарушения в развитии мелкой моторики служат одним из типичных симптомов нарушения интеллекта при умственной отсталости.
Мелкая моторика - комплекс скоординированных действий, направленных на точное выполнение мелких движений пальцами и кистями рук . В этом принимают участие костная, нервно- мышечная и зрительная системы. К тонкой моторике относятся разнообразные движения: от всем
привычных жестов до самых мелких манипуляций
С точки зрения анатомии, 1/3 двигательной проекции на коре головного мозга составляет именно проекция кисти, расположенная рядом с речевой зоной. Поэтому так важно развитие мелкой моторики у детей 3-4-5 лет: от неё во многом будет зависеть сформированность речевых навыков, успехи в школьном обучении, благополучная социализация ребёнка.
Развитие мелкой моторики очень важно для общего развития ребёнка. На кончиках пальцев любого человека находится тончайшие нервные окончания, которые отвечают за развитие речи и интеллектуальной сферы в целом. Развитие мелкой моторики обеспечивает не только развитие речи, но и развитие координации движений, мышления, интеллекта.
Хорошо развитая мелкая моторика готовит руку ребёнка к письму и рисованию, обеспечивает навыки самообслуживания, ведь зашнуровать шнурки или застегнуть пуговицы или молнию без мелкой моторики невозможно. Стоит обратить внимание и на то, что у ребёнка с плохой речью часто страдает и самообслуживание. Это ещё раз подчёркивает прямую взаимосвязь развития мелкой моторики и психических процессов.
Актуальность проблемы раннего начала диагностики и коррекции нарушений в развитии ребенка обуславливается увеличением числа детей, имеющих серьёзные отклонения в здоровье.
Общеупотребительным в последние годы стал термин «расстройства аутистического спектра» (РАС), к которым помимо детского аутизма относят атипичный аутизм и синдром Аспергера. Для таких детей характерно нарушение социальной адаптации, отсутствие простейших навыков общения. Они стремятся уйти от общения, неспособны играть с другими детьми, у них отсутствует интерес к окружающему миру, в поведении наблюдаются стереотипность, страхи, агрессия, самоагрессия.
Основой нарушения формирования социальных навыков у детей с РАС является невозможность установить полноценный эмоциональный контакт, различать эмоциональные состояния других людей и ориентироваться на них. Игровая деятельность детей с аутизмом также имеет специфику: они предпочитают играть одни, часто стереотипно механически манипулирует собственно не игровыми, а бытовыми предметами (крышки, кастрюли и пр.), особый интерес вызывают блестящие, издающие звуки предметы, а также вода, песок, мелкие камешки, которые они могут перебирать в течение долгого времени [7, ].
У ребенка может быть одновременно опережающее речевое развитие, сочетающееся с крайним низким уровнем развития как мелкой, так и крупной моторики. Таким детям свойственна двигательная неловкость, нарушения походки, моторные стереотипы (различные вращения и хлопки, взмахи обеими руками или локтями при максимальном сгибе, раскачивание тела из стороны в сторону, потряхивание головой). В интеллектуальной сфере наблюдается также асинхрония: показатели развития вербального мышления диспропорционально больше, чем невербального интеллекта.
Дети с аутизмом часто испытывают трудности с развитием моторных навыков, у них нарушено развитие как общей, так и тонкой моторики. Поэтому в равной степени им сложны и бег, и бросание мяча, и письмо. Уровень развития моторных навыков у 83% аутичных детей находится ниже среднего уровня. Исследования показывают, что чем ниже показатель уровня развития моторики у аутичного ребенка, тем выше степень его социальных нарушений и тяжести заболевания [8,
Дети, которые испытывают трудности с моторикой, могут иметь проблемы с простыми, в нашем представлении, вещами, такими как чистка зубов, застегивание пуговиц, застегивание застежек и молний, - вещами, которые так важны для независимости, и которые могут вызывать дополнительные проблемы в школе.
Одной из задач детского сада является развитие мелкой моторики рук детей с недостатками развития. У детей с РАС имеются отклонения в развитии мелкой моторики рук, недостаточно сформированы навыки зрительно-двигательной координации. Это отрицательно сказывается на становлении навыков письма и других видах ручной деятельности детей. Дошкольники с РАС испытывают большие трудности в таких видах деятельности, где необходимы точные координированные движения рук, такие как рисование, лепка, одевание и др. Поэтому так необходимо развивать у дошкольников с РАС точность и координацию движений руки и глаз, гибкость рук, ритмичность.
В своей работе педагоги ДОО используют различные игры и пособия для развития мелкой моторики рук. Используются, например, игры с крупами. Дети с РАС с удовольствием включаются в игру: перебирают пальчиками крупы, сортируют их по цвету, форме, отыскивают в крупе различные игрушки. Игры с крупой полезно включить в программу развития мелкой моторики аутичных детей. Малыши проявляют необычайный интерес к сыпучим продуктам, поэтому игры такого рода очень им нравятся. Крупу можно пересыпать, трогать руками, насыпать в предметы. Манку можно рассыпать на поднос и рисовать пальчиком узоры; кроме того, можно выкладывать на рассыпанной манке орнаменты из фасоли и гороха. В дальнейшем с детьми можно делать целые картины или поделки из крупы и семян [10, ].
Примеры игр с крупами:
1. В крупе «закапываем» мелкие игрушки из киндер - сюрприза. Ребёнок вытаскивает их руками или ложкой.
2. Насыпаем в миску красную и белую фасоль. Ребёнок должен разложить фасоль в разные мисочки, сортируя её по цвету.
3. Манку насыпаем на поднос или в широкую миску и разравниваем её. Ребёнок рисует на ней различные узоры, фигуры или рисунки.
4. Смешиваем манку и макароны в одной миске. На другую миску ставим ситечко. При пересыпании макароны остаются в сите. Их пересыпаем в другую миску.
5. Выкладывание дорожек или узоров по образцу или самостоятельно.
6. Смешиваем в миске различные крупы, макароны, красную и белую фасоль. Ребёнок сортирует крупы в разные мисочки.
7. Тренируем щипковый захват. Берём фасолину большим и указательным пальцами и опускаем её в маленький пузырёк.
Хорошим средством развития мелкой моторики является игра с песком. В дошкольном возрасте дети любят играть с песком, трогают его, пересыпают, что очень полезно для их моторного и сенсорного развития. Привлекает детей с РАС также и игра с мозаикой или пазлами.
Ещё одна увлекательная игра для развития моторики - картинки на липучках. Их можно смастерить самостоятельно. Можно сделать с ребенком целую мозаику из лоскутков разной фактуры. На фон пришиваются липучие ленты, после чего мы сшиваем разные фигурки из ткани, к которым пришиваем другую половину липучки, и создаём картинку. Детям с РАС нравится не только сам процесс приклеивания фигурок к фону, но и «удивительный звук», которым это сопровождается.
Также для развития мелкой моторики детей с РАС можно применять пальчиковую гимнастику и пальчиковые игры. Они бывают разной сложности, поэтому подойдут как для малышей 2-х лет, так и для старших дошкольников. Нетрадиционные методы рисования - отличное занятие для развития детских рук. Можно рисовать пальчиками, а можно и целой ладонью. Начиная с 2-3 летнего возраста эффективно использование на занятиях музыкальных инструментов: детского пианино, металлофона, дудочек.
Интереснейшим средством развития мелкой моторики, эмоциональной и когнитивной сферы таких детей может стать «пальчиковый театр». Пальчиковые куклы мы изготавливаем вместе с детьми , привлекая и их родителей. Кукол можно сшить, можно связать, сделать из бумаги или из папье-маше.
После трёх лет ставится задача: развитие координации, быстроты и совершенствование точности движений. Для этого подойдут такие занятия, как конструирование, одевание кукол, причём в одежде кукол должны присутствовать все варианты застёжек. Хорошим средством развития мелкой моторики детей с РАС в ДОО являются дидактические игры. Например, разные варианты игры «Золушка», где нужно фасоль отделить от гороха или отделить белую фасоль от красной и т.д. [3].
Поскольку ведущим видом деятельности дошкольников является игра, то и для развития моторики пальцев дошкольников с РАС в ДОО педагоги используют игры. Детей обычно увлекает прокалывание дырочек и нанизывание. Можно нанизывать прищепки на веревочку, ягоды рябины, изюм, курагу на ниточку. В таких играх ребенок учится согласовывать движения пальцев, и, одновременно, получает представление о цвете, форме предметов, их свойствах.
Педагоги в детском саду могут использовать игру в «утюжок». Она
заключается в сжимании листка бумаги и последующем его разглаживании прямой ладонью (массаж ладошек). Если со временем проводить игру в форме соревнования, то дети быстрее будут стараться выполнять движения кистями и пальцами.
Отлично развивает мелкую моторику детей с РАС процесс одевания, а именно -завязывание шнурков и застегивание пуговиц. Эти действия постепенно совершенствуют моторику пальцев рук и приучают ребенка к самостоятельности, самообслуживанию. Для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с РАС можно воспользоваться, например, такими вариантами пальчиковой гимнастики [5]:
Приветствие. Взрослый проговаривает слова:
Вот проснулись пальчики (разжимает кулачки, ладони направлены к ребенку),
Маленькие мальчики (слегка сгибает верхние фаланги пальцев),
Здравствуй, миленький дружок! (кончики пальцев касаются друг друга)
Съешь на завтрак пирожок.
Прогулка мышек.
Раз, два, три, четыре, пять (взрослый сгибает верхние фаланги пальцев одной руки),
Пошли мышки погулять!
Испугались они кошки (рука сжимается в кулак, а вторая накладывается сверху),
Вот и спрятались немножко.
Когда кошка пошла спать, вышли снова погулять (вторая рука освобождает кулачок, кончики пальцев снова сгибаются).
Нравится детям игра «Бусы». Это нанизывание на ниточку макарон с большими отверстиями. Бусы могут служить украшением для куклы или мамы; можно сделать и браслет на руку девочке. В 5-6 лет такое украшение можно разрисовать красками.
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Усложнение должно происходить постепенно. Главным принципом достижения эффективности в работе педагогов в ДОО является индивидуальный подход к каждому ребенку с расстройством аутистического спектра. Объединяя детей в группы, надо дифференцировать не сами приемы, а, скорее, требования к выполнению задания каждым ребенком.
Необходимым условием работы является доброжелательная, эмоционально-насыщенная атмосфера совместного творчества детей и взрослых. Желание каждого ребенка подражать взрослому и активно участвовать в процессе занятия.
Наглядность изучаемого материала обеспечивается использованием детских игрушек, иллюстраций, картинок из детских книг. Пальчиковые игры и упражнения не только совершенствуют ловкость и точность движений, но и
улучшают внимание, память, помогают научиться терпению, вырабатывают усидчивость. Это прекрасный стимул для развития творческих способностей дошкольников с РАС , пробуждающий воображение и фантазию [2].
Актуальность применения комплекса мер в ДОО по развитию мелкой моторики рук дошкольников с РАС с целью совершенствования их речевых навыков определяется социальным заказом на формирование гармонично развитой личности ребенка, педагогической необходимостью, а также доступностью используемых средств. Специальная организация начального этапа проведения индивидуальных занятий специалистов с аутичными детьми способствует более успешному освоению ими содержания занятия, переносу знаний в новую ситуацию и включению детей с РАС во взаимодействие со сверстниками. Важность этой составляющей образовательного процесса для социализации аутичного ребенка не вызывает сомнений.
Использованные источники:
1. Гилберт К., Питерс Т. Аутизм: Медицинское и педагогическое воздействие. - М.: ВЛАДОС. - 2013. - 144 с. - С. 2.
2. Караневская О.В. Начальный этап коррекционно-развивающей работы с аутичными детьми // Материалы Международной научно-практической конференции «Коррекционно-развивающая работа с детьми в условиях полифункциональной интерактивной среды». - М.: 2008. - С. 23-27.
3. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. - СПб.: Речь, 2006. - 400 с. - С. 283.
4. Моурлот, Л.И. Развитие ручной и пальцевой моторики у детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / Л.И. Моурлот, Л.А. Ремезова. Самара: СГПУ, 2007 - 122 с. - С. 3.
5. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. - М.: Теревинф, 2017. - 342 с.
6. Никольская,О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутизм: возрастные особенности и психологическая помощь. - М.: Полиграф сервис, 2003.-232 с.
7. Османова Г. А Новые игры с пальчиками дня развития мелкой моторики.
- СПб.: КОРОНА-ВЕК, 2008. - С. 77.
8. Плутаева Е., Лосев П. Развитие мелкой моторики у детей 5-7 лет. Е. Плутаева, П.Лосев // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 3. - С. 28-35.
9. Ткачёва В.В. Психолого-педагогическое изучение аутичных детей // Коррекционная педагогика. - 2005, № 1. - С. 19.
10.Шоплер Э., Ланзинд М., Ватерс Л. Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей. - Мн. Изд-во БелАПДИ - «Открытые двери». - 2015. - 245 с.
11.Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия. - М.: Теревинф, 2004. - 136 с.
- С. 98.