Научная статья на тему 'КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ СЕМЬИ'

КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ СЕМЬИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

418
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дети раннего возраста / психические процессы / задержка речевого развития (ЗРР) / нарушение речи / развитие словаря / готовность родителей работать с детьми с нарушением речи / воспитание детей / систематическое взаимодействие с семьей. / young children / mental processes / delayed speech development / speech impairment / vocabulary development / parents’ willingness to work with speech impaired children / parenting / systematic interaction with the family.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Абрамова Наталья Андреевна, Карамзина Сардана Павловна

В статье рассматриваются теоретические предпосылки возникновения и причин нарушения речевого развития, взаимодействие логопеда и семьи, как необходимое условие для эффективной коррекционнологопедической работы с детьми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORRECTIVE-SPEECH THERAPY WORK ON THE DEVELOPMENT OF VOCABULARY IN YUNG CHILDREN WITH DELAYED SPEECH DEVELOPMENT IN A FAMILY

The article discusses the theoretical background of the occurrence and causes of speech development disorders, the interaction of a speech therapist and family, as a necessary condition for effective corrective and speech therapy work with children.

Текст научной работы на тему «КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ СЕМЬИ»

Научные междисциплинарные исследования

УДК 37.013

Абрамова Наталья Андреевна Abramova Natalya Andreevna

кандидат педагогических наук, Candidate of Pedagogical Sciences, доцент, кафедра специального (дефектологического) образования, Associate Professor, Department of Special (Defectological) Education,

Карамзина Сардана Павловна Karamzina Sardana Pavlovna

магистрант 2 курса, кафедра специального (дефектологического) образования, 2nd year undergraduate, department of special (defectological) education,

Педагогический институт,

ФГАОУ ВО "Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова ",

Pedagogical Institute North-Eastern Federal University (NEFU), г. Якутск, Республика Саха (Якутия) Yakutsk, Republic of Sakha (Yakutia)

КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ СЕМЬИ

CORRECTIVE-SPEECH THERAPY WORK ON THE DEVELOPMENT OF VOCABULARY IN YUNG CHILDREN WITH DELAYED SPEECH

DEVELOPMENT IN A FAMILY

Аннотация: В статье рассматриваются теоретические предпосылки возникновения и причин нарушения речевого развития, взаимодействие логопеда и семьи, как необходимое условие для эффективной коррекционно- логопедической работы с детьми.

Annotation: The article discusses the theoretical background of the occurrence and causes of speech development disorders, the interaction of a speech therapist and family, as a necessary condition for effective corrective and speech therapy work with children.

Ключевые слова: дети раннего возраста, психические процессы, задержка речевого развития (ЗРР), нарушение речи, развитие словаря, готовность родителей работать с детьми с нарушением речи, воспитание детей, систематическое взаимодействие с семьей.

Keywords: young children, mental processes, delayed speech development, speech impairment, vocabulary development, parents' willingness to work with speech impaired children, parenting, systematic interaction with the family.

II Международная научно-практическая конференция

Речевое развитие всегда находится в положении, где нужно искать все

больше новых методов и способов их преодоления. Речь является неотъемлемой частью психики, которая обеспечивает человеку полноценное развитие и успешную социализацию.

В настоящее время почти у каждого второго ребенка наблюдается отставание в развитии речи. С каждым годом число детей с нарушением речевого развития становится больше. Результаты исследований в области детской психиатрии, неврологии, специальной психологии, коррекционной педагогики констатируют, что среди различных отклонений в раннем онтогенезе психического развития сегодня наиболее широко представлены речевые расстройства. Учителя, логопеды, дефектологи и психологи испытываю трудности в работе с таким отклонением. Нужны новые коррекционно-развивающие модели и технологии, основанные на принципах системного подхода и учитывающие механизмы речевого нарушения.

Проблема развития речи детей раннего возраста затронута в научных исследованиях разных сфер коррекционной педагогики. Многие авторы, Н. Д. Шматко, Л. И. Солнцева, И. Ю. Левченко, О. Г. Приходько, Е. Р. Баенская, О. С. Никольская, М. М. Либлинг, Е. А. Стребелева, Ю. А. Разенкова, Т. С. Гусева Н. Д. связывали речь с различными отклонениями развития(слепота, тугоухость, нарушение опорно-двигательного аппарата, поражение центральной нервной системы, аутизм, результат материнской депривации) [1] .

В работах Н. С. Жукова, Т. Б. Филичева, Е. М. Мастюкова речевые расстройства детей раннего возраста обозначаются термином «задержка речевого развития» (ЗРР). Основными симптомами отмеченных речевых расстройств являются значительная фрагментарность и дефицитарность активного словаря и позднее формирование фразовой речи, которые и обусловливают ведущие направления коррекционнологопедического воздействия [2]. В связи с актуальностью проблемы, в котором необходима ранняя диагностика, коррекция и профилактика речевых нарушений

Научные междисциплинарные исследования уточняется основная цель работы логопеда. Ранняя логопедическая помощь

может решать и решает риск осложнения ЗРР. Такая работа с детьми раннего

возраста, имеющими задержку речи, представляет собой реабилитационное и

абилитационное воздействие на ребенка, а также непрерывное сотрудничество

с родителями, активно включенными в коррекционно-педагогический

процесс.

В рамках проблематики нашей статьи выбор систематического взаимодействия с родителями детей с нарушением речи, как метода по коррекции и развитии речи обуславливается тем, что именно в семье ребенок усваивает больше всего информации и идет непрерывное развитие в процессе онтогенеза. Взаимодействия родителей и логопедов даст более эффективный результат для развития речи ребенка, чем работа только логопеда и воспитателя.

Исследование проводилось в ГБОУ РС(Я) «Республиканский центр психолого-медико-социального сопровождения» и в частном детском саду «Узнавайка» в Республике Саха (Якутия) г. Якутск. В исследовании приняли участие 20 детей с задержкой в речевом развитии в возрасте от 1,7 до 2,4 лет. В экспериментальной группе приняло участие 10 детей, в контрольной группе участвовало 10 детей.

Мы разработали перспективный план (табл.1) систематической работы специалистов, где активно включены родители детей с задержкой речевого развития.

Данная система позволит эффективно способствовать развитию речи детей. В феврале 2020 года в младшей группе начали внедрять эту систему. В апреле мы уже получили результаты, где у 60 % детей улучшился словарь. Также наблюдается улучшение произношение звуков и сократились аграмматизмы в речи. С помощью родителей мы закрепили, те материалы, которые были на занятиях. Все родители активно включаются в совместную деятельность, где у них есть полный интерес к этому взаимодействию.

Таблица 1

Перспективный план

Возраст Речевые Содержание работы Метод работы Исполнители

детей нарушения

Группа Все Диагностическая работа Анкетирование, Воспитатели,

раннего воспитанники Диагностика стиля беседа, опрос психолог,

возраста д^ семейного воспитания Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) В.В.Юстицкиса и Э.Г.Эйдемиллера Определение готовности родителей к взаимодействию с ребенком проблемами речи Выявление потребности родителей в педагогической помощи(опрос чего хотят родители) Определение микроклимата семьи(социологическое исследование) логопед

Все дети Совместное обсуждение Собрание для Родители,

основных видов родителей воспитатели,

деятельности ,в котором психолог,

будет направляться логопед

системная работа

детского сада и семьи.

Ознакомление

участников с

результатами

диагностических

процедур.

Все дети Как правильно воспитывать ребенка? «Родители- главные воспитатели своих детей» Круглый стол Воспитатели, психолог, логопед

Все дети Особенности развития Консультация для Воспитатели,

речи в раннем возрасте родителей логопед

Все дети Учимся общаться Родительское собрание, тренинг, дискуссии, разбор ситуаций Воспитатели, логопед

ЗРР, ОНР Книжки - для малышей Библиотечное направление работы Библиотекарь, логопед

Научные междисциплинарные исследования

Продолжение таблицы 1

ЗРР, ОНР Что делать, если ребенок не говорит? Семинар практикум Логопед

Все дети Речь и движение Семинар практикум Логопед, воспитатель

Все дети Умеет ли Ваш ребенок слышать и различать звуки? Викторина - игра Воспитатели, логопед

Старшая группа Все дети Особенности развития речи данного возраста Консультации на родительских собраниях Воспитатели, логопед

ЗРР, ОНР, ФФНР, дислалия Закрепляем звуки дома Как выполнять домашние задания логопеда Семинар практикум Логопед

ЗРР, ОНР Формируем лексико грамматические представления по заданию логопеда Деловая игра «Что? Где? Когда?» (для родителей и сотрудников) Логопед

ЗРР, ОНР, ФФНР Умеет ли Ваш ребенок слышать и различать звуки? Викторина - игра Логопед

ЗРР, ОНР Все о качестве связной речи Тренинг для родителей Логопед

ЗРР, ОНР Умные книжки Библиотечная работа Библиотекарь, логопед

ЗРР, ОНР Волшебный мир выразительности и красноречия Семейный театрализованный конкурс Воспитатели, родители, логопед

Результаты диагностики родителей показали, что большинство готовы работать с логопедом и воспитателем. Дальнейшее взаимодействие психолога и логопеда с родителями будет направлена на успешность результатов. Если родители будут активно посещать родительские собрания, лекции, семинары и тренинги, то они приобретут большой опыт и процесс педагогизации. Первостепенной задачей в реализации этой системы воспитателей и логопеда является донесение родителям, тот факт, что без помощи семьи не получится решить проблему нарушения речи.

Библиографический список:

1. Степанова О.А. Организация логопедической работы в ДОУ. М.: ТЦ «Сфера», 2003. 112 с.

2. Прокопьева М.М. Работа с родителями в ДОУ Якутск, 2002. 95 с.

3. Волкова Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников: Книга для логопеда. М.: Просвещение, 1983. 144 с.

4. Гаркуша Ю.Ф. Пути оптимизации коррекционно-воспитательной работы в детском саду для детей с нарушением речи: Автореф. Дис. ...канд. пед. наук. Л., 1987 16 с.

5. Гуров В.Н. Социальная работа дошкольных образовательных учреждений с семьей. М.: Педагогическое общество России, 2003. 160 с.

6. Давидович Л.Р., Резниченко Т.С. Ребенок плохо говорит? Почему? Что делать? М.: Издательство ГНОМ и Д. 2001. 109 с.

УДК 37

Машевская Полина Витальевна Жукова Камила Жановна Mashevskaya Polina Zhukova Kamila

Cтуденты Students

Новосибирский государственный педагогический университет

Novosibirsk State Pedagogical University

ЗАРУБЕЖНЫЕ ОПЛАЧИВАЕМЫЕ СТАЖИРОВКИ КАК СПОСОБ ПРАКТИЧЕСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА БАКАЛАВРАМИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

FOREIGN PAID INTERNSHIPS AS A METHOD OF PRACTICAL APPLICATION OF ENGLISH BY BACHELOR OF PEDAGOGICAL

EDUCATION

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.