ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД В РАЗВИТИИ РЕЧИ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК
Н.А. Антипанова1, д-р мед. наук, профессор А.М. Сатаева2, преподаватель Г.Т. Жумабаева1, магистрант
1Южно-Уральский государственный педагогический университет 2Костанайский государственный педагогический институт 1(Россия, г. Челябинск) 2(Казахстан, г. Костанай)
Аннотация. В данной работе освещены существующие проблемы и роль речевого развития детей в формировании их личности. Авторами рассматривается роль гендерного подхода в повышении эффективности данного процесса.
Ключевые слова: речь, гендерный подход, развитие.
Гендерный подход (англ. gender - род, пол] - исследование психологических характеристик половой дифференциации, выяснение роли социального пола в отличие от биологического понимания пола как совокупности морфологических и физиологических особенностей.
Речевое развитие - широко используемое комплексное обозначение процессов, этапов и методик, связанных с овладением средствами как устной, так и письменной речи, характеризующими в свою очередь развитие его навыков коммуникации, вербального мышления и литературного творчества.
Нейропсихология - междисциплинарное научное направление, лежащее на стыке психологии и нейронауки, нацелена на понимание связи структуры и функционирования головного мозга с психическими процессами и поведением живых существ.
Ранее развитие - это обычные программы обучения, которые предлагают детям более раннего возраста.
Разница в речевом развитии мальчиков и девочек, несомненно, есть: она статистически подтверждена и установлена исследователями разных стран. Авторы это подчеркивают, чтобы избежать обвинений в сексизме со стороны тех, кто считает, что половые различия в интеллектуальной сфере являются дискриминационными по отношению к одной из сторон. Во многих методических пособиях, в том числе и в литературе, предназначенной для логопедов, мы встречаем строгие рамки, в которые при своём развитии должны укладываться дети независимо от пола. Нейропсихологами и психологами давно доказано, что у здоровых мальчиков и де-
вочек разный мозг, разные пути развития. Значит, им необходимы разные программы обучения. Вот некоторые факты.
Как известно, своевременное и полноценное овладение речью является важным условием развития личности ребенка. Дети значительно различаются по возрасту, в котором их речь становится понятна окружающим, по темпу усвоения навыков речевого общения, по динамике накопления словарного запаса и грамматического оформления первых детских высказываний. При этом наблюдаются существенные гендерные (половые) различия при усвоении родного языка, как в норме, так и при задержанном развитии речи, а именно: у мальчиков чаще отмечаются как темповые задержки речевого развития, так и специфические расстройства развития речи и языка. Часто «поздноговорящие дети» (как правило, это мальчики) в дальнейшем продолжают развиваться абсолютно нормально, некоторое отставание во времени приобретения ими речевых навыков в дальнейшем не имеет клинического значения [1].
Для девочек характерно более раннее начало речи. У них быстро растет словарь слов, обозначающих предметы. Девочки сравнительно поздно осваивают фразовую речь, зато стараются говорить правильно, «как взрослые». Одна и та же ситуация «оречевля-ется» мальчиками и девочками по-разному. Например, ребенок хочет мячик. Скорей всего, мальчик будет громко кричать: «Дай!», а девочка тихо скажет: «Мячик». Для родителей разница небольшая, а для специалиста значимая [2].
В последнее время наблюдается увеличение случаев нарушений речи у мальчиков. В
доказательство этому являются, наши наблюдения на примере работы детского развивающего центра «ИП Сатаев» (город Кос-танай), который имеет логопедическую направленность работы. Именно поэтому в наш центр обращаются родители тех детей, кото-
рые имеют те или иные проблемы речевого развития (ЗРР, ОНР, ФФНР, заикание), включая детей раннего возраста от одного года. На основании наших наблюдений мы можем отметить следующие данные, которые представлены в диаграмме (рис. 1)
Рис. 1. Гендерная структура случаев нарушений речи детей обратившихся в детский
развивающий центр «ИП Сатаев»
Таким образом, мы отмечаем, что количество детей, которые обращаются в наш центр - это мальчики (68 человек) и девочки, которых значительно меньше (30 человек). Так же мы можем отметить, что и в специальных организациях образования для детей с осо-
быми образовательными потребностями, количество мальчиков преобладает. Ниже представлены данные на примере Костанай-ской коррекционной школы (начальное звено) (рис. 2).
Рис. 2. Гендерная структура численности детей с особыми образовательными потребностями в Костанайской коррекционной школе
Также стоит отметить, что большое значение в развитии речи мальчиков и девочек имеет формирование полушарий головного мозга. Индивидуальные особенности функциональной межполушарной асимметрии базируются на генетических, врожденных, биологических факторах, заложенных еще до рождения ребенка. По данным нейрофизио-
логов и нейропсихологов мозг мальчиков и мозг девочек устроены и работают по-разному. Это положение лежит в основе различия познавательных стратегий и путей формирования познавательных функций, темпов, способов переработки и усвоения информации, организации внимания; формах активации эмоций. Левая сторона мозга у де-
вочек развивается быстрее, чем у мальчиков, в результате и речь развивается быстрее, девочки раньше начинают говорить, читать и овладевают иностранным языком [3]. У мальчиков быстрее развивается правая сторона мозга, что обеспечивает им пространственное и логическое мышление, математические способности, они уже в дошкольном возрасте лучше справляются с заданиями, требующими понимания пространственных соотношений. Т.В. Виноградова и В.В. Семенов (1993), (исследователи в области гендерной психологии) пришли к выводу, что девочки в своем интеллектуальном развитии (примерно до 7 лет) опережают мальчиков. В дальнейшем эти различия сглаживаются. В 5 лет уровень развития зрительно-пространственной и слухоречевой памяти у мальчиков и девочек одинаковый. В 6 лет
девочки опережают мальчиков по показателям слухоречевой памяти. В возрасте 4-5 лет по показателям развития речи девочки опережают мальчиков. Прежде всего, различия заключаются в темпах созревания ЦНС [4]. Девочки рождаются более зрелыми детьми (на 3-4 недели), чем мальчики. К периоду половой зрелости эта разница достигает примерно двух лет. Развитие речи, четкость зву-копроизношения зависит от многих факторов, среди них:
- анатомическое строение артикуляционного аппарата, его подвижности и переклю-чаемости;
- зрелость речевых зон головного мозга;
- состояние слухового внимания и фонематического слуха;
- речевой среды (рис. 3) [5].
Рис. 3. Факторы, воздействующие на развитие речи и четкость звукопроизношения
Таким образом, делаем вывод о том, что мальчикам в период сензитивного развития речи стоит больше уделять внимание: на развитие функций левого полушария. В своей практической деятельности мы предлагаем мамам мальчиков освоить различные методики для развития речи. Например, пропева-ние логоритмических напевок, разучивание пальчиковых и коммуникативных игр, элементарный самомассаж артикуляционного аппарата, артикуляционную гимнастику, ис-
пользование элементов занятий по методикам Монтессори и Железновой в домашних условиях. Мальчикам в раннем возрасте стоит уделять больше внимание на развитие всех психических процессов, которые лежат в основе овладения высшей психической функцией - это речь. В совокупности все эти методы развития помогут предупредить различные проблемы развития речи у мальчиков, а так же будут способствовать своевременному овладению речью.
Библиографический список
1. Громова О.Е. «Путь к первым словам и фразам» (статья), 2015 // https://www.babyblog.ru/community/post/education/3057581
2. http://nsportal.ru/detskiy-sad/razVitie-rechi/2014/12/04/gendernye-osohennosti-razVitiya-rechi-u-doshkolnikov
3. Педагогическая библиотека: Громова О.Е. «Задержка речевого развития» // Журнал «Логопед». - 2007. - №3. - С. 26-32.
4. Грибова О.Е. «Что делать, если ваш ребенок не говорит» (выдержки из статьи) //Айрис-пресс, 2004. - 48с.
5. Хризман Т.П. Развитие ребенка. Психологические особенности мальчиков и девочек. -Санкт-Петербург, 2001.
A GENDER-SENSITIVE APPROACH IN THE DEVELOPMENT OF SPEECH
BOYS AND GIRLS
N.A. Antipanova1, doctor of medical sciences, professor
A.M. Satayeva2, lecturer
G.T. Zhumabaeva1, graduate student
1South Ural state pedagogical university
2Kostanay state pedagogical institute
1(Russia, Chelyabinsk) 2
(Kazakhstan, Kostanay)
Abstract. This article deals with the existing problems and the role of the speech development of children in shaping their personality. The authors consider the role of gender in increasing the effectiveness of this process.
Keywords: speech, gender mainstreaming, development.