К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ: ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ
М.Ю. Бужигеева (Иркутск)
Аннотация. Автор рассматривает проблему развития речи детей дошкольного возраста с учетом гендерных различий. Речь мальчиков и девочек различается как по количественным, так и по качественным характеристикам. В основе этих различий лежат, наряду с физиологическими особенностями, социальные факторы, формирующие гендернотипизированные стратегии речевого поведения. Ключевые слова: гендер, гендерная идентичность, детская речь, различия в развитии речи.
Гендерные исследования являются одним из наиболее активно разрабатываемых направлений в современной психологической науке. Принципиальным в данном случае является рассмотрение различных характеристик личности, выходящее за рамки половой принадлежности как биологического показателя. Понятие «гендер» можно рассматривать как социальный пол личности, который формируется под влиянием различных социокультурных факторов (гендерные стереотипы общества, гендернотипизированные стратегии поведения и др.). При изучении гендерных различий рассматриваются такие вопросы, как природа различий, их оценка и динамика, а также их влияние на индивидуальный жизненный путь мужчин и женщин, возможности их самореализации.
Изучение гендерных характеристик личности невозможно без всестороннего исследования сферы, обеспечивающей ориентацию в социуме и являющейся одним из главных механизмов формирования самого гендера -речевой сферы. Именно посредством языка и речи ребенок получает основную информацию о социально одобряемом и неодобряемом поведении человека как представителя определенного пола. И именно благодаря речи мы получаем возможность наблюдать процесс формирования гендерной идентичности детей разного пола. Закономерным в данном случае будет утверждение, что и решение различных проблем, связанных с гендерными характеристиками личности, в большинстве случаев невозможно без учета гендерных особенностей речи. Большое значение в связи с этим приобретает изучение детской речи в свете исследований гендерной психологии и гендерной лингвистики.
При изучении данной проблемы мы учитывали специфические особенности и закономерности детской речи, возрастные особенности детей разного пола, а также отсутствие или наличие серьезных речевых нарушений. Как верно отмечает А.М. Вайнштейн [2], описание детской речи должно принципиально отличаться от традиционных лингвистических описаний сформировавшегося языка; это своеобразие вытекает из специфики исследуемого предмета. Одной из наиболее типических и самобытных черт детской речи является высокая степень конкретно-ситуативной обусловленности детского высказывания, что определяет необходимость исследования речевого поведения в различных ситуациях и с использованием различных методов.
Теоретическое изучение данной проблемы основывается на представлении о закономерностях речевого
развития дошкольников, сформулированных в трудах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, A.A. Леонтьева, Ф.А. Сохина, A.M. Шахнаровича, О.С. Ушаковой [6]. В общем виде их взгляды на природу языковых способностей и развитие речевой деятельности можно представить следующим образом:
- речь ребенка развивается в результате генерализации языковых явлений, восприятия речи взрослых и собственной речевой активности;
- язык и речь рассматриваются как ядро, находящееся в центре различных линий психического развития -мышления, воображения, памяти, эмоций;
- ведущее направление в обучении родному языку -формирование языковых обобщений, элементарного осознания явлений языка и речи;
- ориентировка ребенка в языковых явлениях создает условия для самостоятельного наблюдения за языком, для саморазвития речи.
Данные психологических и психофизиологических исследований указывают на то, что кроме возрастных и индивидуальных различий в процессе овладения речью большую роль играют и гендерные особенности детей [1, 3, 4 и др.]. Женское превосходство в вербальных функциях отмечается с младенчества до зрелого возраста. Девочки начинают говорить примерно на 2-4 месяца раньше мальчиков. Выявлено, что девочки опережают мальчиков в словарном запасе, речевой активности и ясности речи. Девочки используют предложения раньше мальчиков и проявляют тенденцию к более длинным и зрелым по своей структуре предложениям. Они быстрее продвигаются в обучении чтению. Артикуляционные способности девочек в 1-м классе сравнимы с такими же способностями мальчиков 2-го класса. Девочки лучше выполняют такие задания, как завершение предложений и рассказов, они обладают большей скоростью чтения. В речи мальчиков преобладают слова, передающие действия, тогда как девочки, как и женщины в целом, более склонны к использованию предметно-оценочных слов. Та сторона речи, которая связана с поиском (нахождение словесных ассоциаций, решение кроссвордов), лучше представлена у мальчиков и мужчин. Нарушения речи чаще наблюдаются у мальчиков. Л. Вормэк [3], проанализировав факторные структуры способностей, обнаружил, что у мужчин основные факторы способностей более дифференцированы и автономны, чем у женщин. У мужчин выделились три фактора: вербальный, зрительно-пространственный и математи-
ческий, в то время как у женщин все эти три фактора вошли в один. Второй фактор у женщин интерпретирован автором как «вербально-зависимый от пола».
Среди причин подобных различий в вербальных способностях выделяют две группы факторов: биологические и социальные. К биологическим причинам различий в речевом развитии можно отнести нейрофизиологические особенности (в первую очередь, функциональная асимметрия мозга) мальчиков и девочек, скорость созревания организма, некоторые гормональные факторы. Показано также, что у мальчиков и девочек речевой контроль реализуется на одинаковом уровне, однако обеспечивается интеграцией различных функциональных систем [3, 7].
К социальным факторам можно отнести различия в игровом поведении и типичных играх детей разного пола; различия в вербальном поведении родителей и других окружающих взрослых по отношению к девочкам и мальчикам в большей фрустрации и замешательстве мальчиков в разговорных; ситуациях вследствие чаще проявляемого структурного несоответствия стандартам.
Целью нашего исследования явилось определение гендерных особенностей речи детей дошкольного возраста (4-7 лет). Выборка составила 140 человек: 68 мальчиков и 72 девочки. Были использованы результаты диагностики речевого развития детей дошкольного возраста Ф.Г. Даскаловой (адаптированная ЕЮ. Панчук) [5]. Методика включает в себя задания для определения активного словаря, навыков использования грамматических правил образования и изменения слов, составления предложения. Кроме того, данный диагностический комплекс позволяет определить понимание сложной словесной инструкции, уровень развития объяснительной речи, практическое осознание языковых элементов, чувство языка и навыки анализа устной речи.
По результатам выполнения методики определялся возраст речевого развития ребенка, являющийся общим показателем уровня речевого развития (таблица).
Как видно из таблицы, показатели уровня речевого развития девочек превышают показатели мальчиков, хотя эта разница не очень значительна. Наименьшая разница в показателях возраста речевого развития мальчиков и девочек - в средней группе (4-5 лет), а наибольшая - в подготовительной (6-7 лет). При этом важно обратить внимание, что в целом возраст речевого развития детей разного пола не различается более чем на полгода. Во всех группах соответствие возрастной норме в большей степени свойственно девочкам. Это подтверждает данные о
более раннем развитии основных речевых навыков девочек в сравнении со сверстниками.
Таким образом, мы можем отметить, что большинство детей, как мальчиков, так и девочек, демонстрируют уровень речевого развития, в целом не соответствующий возрастной норме и отличающийся большими или меньшими ошибками в речи. Примерно каждый шестой мальчик и каждая пятая девочка в своем речевом развитии демонстрируют недостаточный уровень сфор-мированности основных речевых навыков. И каждый двенадцатый ребенок испытывает серьезные затруднения при выполнении большинства заданий вербального характера. В обследованной нами группе самый высокий показатель возраста речевого развития составил 112,5%, а самый низкий - 40% в сравнении с календарным возрастом ребенка.
Нами был проведен качественный анализ ошибок, допущенных детьми разного пола в ходе обследования. Одной из наиболее часто встречающихся ошибок у детей того и другого пола стало неверное употребление глаголов. В большинстве случаев это, на наш взгляд, связано с ограничениями социального опыта самого ребенка либо с отсутствием опыта высказываний по данной теме. Интересной особенностью данных ошибок является то, что девочки в большинстве случаев неверно подбирают глаголы в описаниях действий, традиционно считающихся мужскими, тогда как мальчики ошибаются при описании действий, которыми чаще занимаются женщины. Примеры ошибок девочек: «рубит доски пилой», «пилит топором», «режет доски пилой», «папа накачивает машину». Ошибки мальчиков: «мама моет белье, одежду», «мама варит котлету». Неверное употребление глагола у детей обоего пола, на наш взгляд, может происходить и вследствие незнания самого действия, его названия, и подбора примерно подходящих по смыслу слов. Отсутствие в активном словаре девочек и мальчиков словосочетания «курица несется, несет яйца» привело к широкому распространению
следующих ошибок: «курица пасется», «курица отсиживает, высаживает, отлаживает, откладывает, греет, бережит яйца», «курица цыплят вырождает».
Достаточно часто встречались ошибки в составлении предложения по трем заданным словам. Наиболее распространенным здесь стал вариант использования только одного-двух слов из заданных трех при замене недостающих однокоренными (или подходящими по смыслу) глаголами. Эта ошибка в равной мере была характерна для детей разного пола. Примеры: вместо слов
Соотношение возраста речевого развития и календарного возраста у детей разного пола в различных возрастных группах, %
Группы детей Девочки Мальчики
Средняя (4-5 лет) 81,8 77
Старшая (5-6 лет) 73,7 69,4
Подготовительная к школе (6-7 лет) 83,6 77,3
«пила, доски» используется «пилит», вместо слов «тазик, белье» используется «стирает». Таким образом, инструкция не выполняется, поскольку предложение не содержит всех заданных слов, но общий смысл высказывания соответствует заявленной теме.
В высказываниях мальчиков встречаются ошибки в составлении предложения по одному заданному слову, при которых мальчик как бы продолжает фразу, опуская заданное слово. Пример: предложение со словом «машина» звучит «Мчится по дороге». При исправлении взрослым этой ошибки в первом высказывании мальчик продолжает копировать ее при дальнейшем выполнении задания. Иными словами, он не составляет предложение, а достраивает фразу к заданному слову. В высказываниях девочек подобная ошибка не встречалась, ответы были более полными. Вероятно, точное выполнение речевой инструкции в данном случае более характерно для девочек, чем для их сверстников-мальчиков.
Ошибки в словообразовании в большей степени характеризуют ответы мальчиков. Мальчики склонны к использованию уменьшительных суффиксов с окончаниями мужского рода: «маленький стол - столик, маленькая корова - коровик, маленькое одеяло - одеялик». Ошибки девочек чаще основаны на замене уменьшительно-ласкательного суффикса: например, «маленькое одеяло - одеяльчико», «маленький стул - стуличек», «маленький стол - столенок».
Ошибки в словоизменении встречаются также чаще у мальчиков, но присутствуют и в речи девочек, не испытывающих проблем в словообразовании. Примеры ошибок мальчиков: «один теленок - много теленков, телятов», «много коровят». При этом стоит отметить, что, испытывая затруднения в словообразовании, мальчик редко может, на основе уже исправленной взрослым ошибки, правильно изменить слово по падежу и числу. Примеры: «маленькое одеялице - [одеяльце] - много одеялов, много кроваток», «маленькая коровка - много коровят», «много стуликов». Примеры ошибок девочек: «один теленок -много теленят», «много одеяльев».
Ошибки при анализе устного высказывания были нами условно разделены на три группы. В первом случае дети не выделяют основные языковые элементы (звук, слог, слово, предложение) и, соответственно, не могут их сосчитать в предлагаемых вариантах. В ответ на вопрос взрослого они отвечали «не знаю», «а что такое предложение?» и др. Среди девочек таких было выявлено 27,2%, а среди мальчиков - 30,8% испытуемых. Вторую группу ошибок составили ответы детей, где понятия «звук», «слог», «слово», «предложение» были в целом усвоены, но подсчет был неверным вследствие либо недостаточных навыков счета, либо отсутствия четкого выделения всех необходимых элементов. Этот вариант ошибок был отмечен у 36,4% девочек и у более половины мальчиков (53,8%). Третью группу ошибок составили ответы, в которых дети правильно определяли количество языковых элементов, но затруднялись в их определении. В группе
мальчиков такие ответы демонстрировали 7,7% детей, среди девочек подобных ошибок не зафиксировано. Отсутствием ошибок и в определении, и в анализе основных языковых элементов отмечены ответы 36,4% девочек и только 7,7% мальчиков.
Безусловно, данные ошибки не могут быть приняты как гендернотипизированные, поскольку могут встречаться у детей и того и другого пола. Но, поскольку любые показатели в исследованиях речи не характеризуются абсолютной принадлежностью к какому-либо типу говорящих, особенно в детском возрасте, мы можем рассматривать полученные результаты как определенные особенности, которые носят вероятностный характер и могут перекрываться индивидуальными различиями. Кроме того, речевое общение мальчиков и девочек между собой способствует не только взаимообо-гащению речи детей разного пола, но и копированию ошибок друг друга. Поэтому регистрация ошибок, в большей степени характерных, например, для мальчиков, в речи их сверстниц-девочек еще не свидетельствует об отсутствии определенных гендерных различий.
При анализе правильных ответов детей разного пола также были выделены определенные различия, обсуждение которых необходимо для всестороннего изучения речи девочек и мальчиков. Выявленные различия были нами сгруппированы в соответствии с заданиями используемой методики.
При подборе ассоциаций к заданному слову девочки образуют словосочетания или предложения, хотя в инструкции это не оговаривалось. Мы не расценивали это как ошибку, поскольку цель задания состояла в изучении активного словаря ребенка и полученный ответ этому соответствовал. В данном случае нас больше интересует тот факт, что собственный ответ девочки в большей мере стремятся оформить в полноценную грамматическую форму. Это в определенной мере подтверждает данные о склонности девочек к формулированию собственных речевых высказываний в соответствии с правилами, более качественному усвоению грамматических норм, полным ответам на вопросы взрослого. Также только в ответах девочек встречались ассоциации в виде сложных словосочетаний, включающих распространенные определения. Пример: ассоциация к слову «девочка» - «платье очень красивое», к слову «Маша» - «сделала зеленый цвет из желтого». Частое использование определений «красивый» и «хороший» также характерно для высказываний девочек и редко встречалось у мальчиков.
Девочки обнаружили большую склонность к использованию в ассоциациях и составляемых предложениях имен собственных: «кукла - Барби», «маленькая корова - Зорька» и др. Также девочки чаще пытались при подборе ассоциаций установить связь с реальными субъектами действий. Например, к слову «Маша» подбирались фамилии девочек, носящих это имя (включая собственную), к слову «рисую» звучала ассоциация «я».
На наш взгляд, данные результаты свидетельствуют о стремлении девочек персонифицировать речевое общение. Эта особенность слабо выражена у мальчиков.
При дополнении предложения у мальчиков встречались варианты перечисления нескольких действий: «Девочка читает...» дополнялось «...и пишет». Среди высказываний девочек подобных вариантов отмечено не было, в подавляющем большинстве случаев предложение достраивалось с помощью дополнения «.книгу».
Подбирая прилагательные к заданному слову, мальчики чаще называют существенные признаки предметов: «огурец какой?» - «съедобный», «кошка какая?» - «живая». Для девочек характерно использование внешних признаков в данном задании: «весна какая?» - «прекрасная», «зеленая», «кошка какая?» - «пушистая», «мягкая» и др. Девочки чаще используют достаточно вычурную лексику - «цвет волшебный», «весна радужная».
При анализе результатов задания, связанного с подбором глагольной лексики, нами были отмечены следующие особенности. Девочки часто заменяют непосредственное описание действия определением места этого действия. Очень распространенным вариантом ответа на вопрос «Что делает папа?» стало высказывание «Папа на работе». Вероятно, не имея возможности сформулировать конкретные действия, включенные в понятие «работает» в данном случае, девочка ограничивается определением того места, где это происходит. Уточнение, где именно папа работает, следовало крайне редко. В данном случае большую роль играет, безусловно, социальный опыт самой девочки, поскольку аналогичные затруднения при определении действий мамы не возникали. Дети обоего пола имеют гораздо больше возможностей для наблюдения за деятельностью мамы, причем чаще в домашнем быту, и редко наблюдают за тем, что делает папа. Но при этом мальчики все же используют выражение «папа работает», а девочки - «папа на работе».
Наиболее сложным, даже для детей старшего дошкольного возраста, стало задание, связанное с использованием чувства языка. Детям предлагалось перевести с непонятного, «тарабарского» языка и объяснить, о чем идет речь, в нескольких фразах: «Сяпала калуша с калу-шатами по напушке», «Глокая куздра булданула веден-ка» и др. Многие дети отвечали «не знаю; не понимаю, о чем говорят», не принимая тем самым инструкцию и отказываясь что-либо себе представлять по этому поводу. Наибольшее количество вопросов и затруднений отмечалось у девочек, они чаще демонстрировали неуверенность в своем ответе и отказывались отвечать. В целом для выборки характерен невысокий уровень творчества при выполнении данного задания. Мальчики чаще давали ответы, но характер представляемых образов и возможных действий оказался достаточно ограниченным. Тем не менее мальчиков, выполнивших это задание, было более чем в два раза больше, чем девочек.
Статистический анализ результатов данной методики включал в себя выявление корреляционной зависи-
мости между отдельными показателями в группе девочек и в группе мальчиков. Согласно условиям методики, полученные ответы детей оценивались по двоичной системе: при правильном ответе - 1 балл, при неправильном ответе - 0 баллов. Эта ситуация не позволила выявить все возможные статистически достоверные различия, но тем не менее определенные особенности были отмечены.
Среди результатов мальчиков были обнаружены следующие показатели. Достоверная взаимозависимость характерна для таких навыков, как подбор существительных и подбор глаголов (р < 0,05; г = 0,48), а также анализ устного высказывания и развитие языкового чувства (р < 0,05; г = 0,39). Подбор ассоциаций к определенному слову обнаружил достоверную корреляционную связь с умением составлять предложения с заданным словом (р<0,05; г = 0,37) и исправлением грамматических ошибок (р < 0,05; г = 0,42). Кроме того, исправление грамматических ошибок обнаружило взаимозависимость с пониманием сложной словесной инструкции (р < 0,05; г = 0,36), которая, в свою очередь, обнаруживает достоверную зависимость с умением подбирать прилагательные (р < 0,05; г = 0,36). Составление предложений по трем заданным словам положительно коррелирует с осознанием основных языковых элементов (р < 0,05; г = 0,38) и проявлением чувства языка (р < 0,05; г = 0,50). Осознание языковых элементов достоверно взаимозависимо с дополнением сложноподчиненного предложения (р < 0,05; г = 0,39).
В группе девочек отмечаются следующие взаимозависимости. Подбор ассоциаций к определенному слову положительно коррелирует с подбором глаголов (р < 0,05; г = 0,35) и пониманием сложной речевой инструкции (р < 0,05; г = 0,63). Кроме того, подбор глаголов и понимание сложной инструкции между собой также коррелируют (р < 0,05; г = 0,35). Понимание сложной речевой инструкции также достоверно взаимозависимо с умением правильно образовывать и изменять слова (р < 0,05; г = 0,36) и составлять предложения по заданному слову (р < 0,05; г = 0,39). Дополнение сложноподчиненного предложения обнаруживает достоверную зависимость с такими показателями, как составление предложений по трем заданным словам (р < 0,05; г = 0,65), исправление грамматических ошибок (р < 0,05; г = 0,40) и анализ устного высказывания (р < 0,05; г = 0,36). Составление предложений по заданному слову обнаруживает прямую взаимозависимость с навыками словообразования и словоизменения (р < 0,05; г = 0,38), а также исправлением грамматических ошибок (р < 0,05; г = 0,79). Анализ устного высказывания коррелирует с составлением предложения по трем заданным словам (р < 0,05; г = 0,46) и осознанием основных языковых элементов (р < 0,05; г = 0,38). Кроме того, подбор имен существительных взаимозависим с исправлением грамматических ошибок (р < 0,05; г = 0,43), а подбор имен прилагательных -
с умением образовывать и изменять слова в соответствии с правилами (р < 0,05; г = 0,36). Отмеченные зависимости свидетельствуют об определенном своеобразии речевого поведения детей разного пола. Одинаковый уровень развития речи мальчиков и девочек достигается, вероятно, активизацией различных речевых навыков и опосредуется социальным опытом.
Таким образом, развитие речи детей дошкольного возраста характеризуется рядом гендерных различий. Девочки в большей степени склонны персонифицировать речевое высказывание, придавать ему некий личностный смысл. Мальчики, напротив, стремятся передать в своей речи только необходимую информацию, исключив ненужные детали. Девочки чаще выделяют в своих рассказах внешние признаки окружающих предметов, людей, явлений, подчеркивая при этом социальную значимость или привлекательность данного объекта. Эта особенность проявляется, например, в частом употреблении прилагательных «красивый», «хороший». Мальчики в большей мере акцентируют внимание на существенных признаках предметов, часто опуская остальные детали при построении высказывания. Достаточно часто мальчики и девочки неверно употребляют слова, не связанные с гендернотипизированным социальным опытом, в то время как остальные высказывания соответствуют правилам языка. В целом речь девочек более грамотна, выразительна, чем речь их свер-
стников-мальчиков, которые часто проявляют небрежность в высказываниях.
На наш взгляд, в основе данных различий лежат гендерные особенности детей, сформировавшиеся под влиянием ряда социокультурных факторов. В первую очередь к ним можно отнести типичные игры девочек и мальчиков - многими исследователями подчеркивается значение вербального компонента в играх девочек для развития их речи. Также важную роль играет вербальное поведение родителей и других окружающих взрослых. Тот факт, что в большинстве семей матери больше уделяют времени детям обоего пола, чем отцы, часто проявляется в высказываниях и девочек, и мальчиков. Описание действий, относящихся к традиционным женским сферам (кулинария, домашний быт, забота о детях), - более точное и грамотное, чем аналогичные описания типично мужских сфер деятельности. Особенно ярко это различие проявляется в отношении девочек. В процессе речи девочки акцентируют внимание на речевом общении, тогда как мальчики - на речевом взаимодействии, что также во многом обусловлено гендернотипичными стратегиями поведения взрослых людей. Определение гендерных различий речи детей дошкольного возраста позволит оптимизировать не только собственно речевую сферу девочек и мальчиков, но и многие социальные навыки, снизить негативное влияние гендерных стереотипов общества.
Литература
1. Бужигеева М.Ю. Гендерные особенности детей на начальном этапе обучения // Педагогика. 2002. № 8. С. 29-35.
2. Вайнштейн А.М. Принципы и методика лингвистического описания детской речи. Детская речь и пути ее совершенствования. Свердло вск,
1989. С. 41-48.
3. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. СПб.: Питер, 2002. С. 131-137.
4. Кирилина А.В. Гендер: лингвистические аспекты. М., 1999. 189 с.
5. Панчук Е.Ю. Формирование речевой репрезентативной структуры у дошкольников в процессе семиотического обучения: Автореф. дис. ...
канд. психол. наук. Иркутск, 1999.
6. Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. М.: ТЦ «Сфера», 2002. 56 с.
7. Хризман Т.П., Еремеева В.Д., Лоскутова Т.Д. Эмоции, речь и активность мозга ребенка. М.: Педагогика, 1991. 232 с.
PRESHOOL AGE CHILDREN’S SPEECH DEVELOPMENT: GENDER ASPECT M.Y. Buzhigeyeva (Irkutsk)
Summary. The author examines the preschool age children’s speech development problem taking into consideration gender diversities. Boys and girl’s speech differs from each other in accordance with both quantitative and qualitative indexes. There are social factors as well as physiological features that lay in the basis of these diversities forming gender-typical speech behavior.
Key words: gender, gender identity, children’s speech, the age of speech development.