УДК 376.1-053.2-056.26
И. К. Шац
Коррекционная работа по гармонизации стилей воспитания
в семьях детей с ограниченными возможностями здоровья
В статье исследуются возникающие трудности в семьях воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. Рассматривается педагогическая коррекция стиля воспитания, включающая в себя элементы и приемы семейного психологического консультирования. Отдельно делается акцент на просветительской психотерапии.
The article examines the difficulties in families raising children with disabilities. Considered pedagogical correction style of education, including the elements and techniques of family psychological counseling. Separately there is an emphasis on educational psychotherapy.
Ключевые слова: ограниченные возможности здоровья, воспитание, психотерапия, ребенок, родители.
Key words: the limited possibilities of health, education, psychotherapy, child, parent.
Воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) я-я серьезная педагогическая и психологическая проблема. Фиксация болезни ребёнка часто сопровождается воспитательской растерянностью. Родители часто переходят к необычной для них прежде манере воспитания и поведения с ребёнком. Многие родители не считают себя вправе проявлять твердость и стремятся всегда выполнить требования и желания ребенка. Другие, наоборот, находятся во власти иллюзии, что «твердая рука» может вернуть их ребенку здоровье. Отсутствие коррекции поведения ребёнка через некоторое время приводит к ситуациям, которые почти не контролируются, что вызывает новые затруднения. Возрастная незрелость личности ребенка и подростка и её отдельных компонентов и свойств, неустойчивость структуры определяют относительную легкость возникновения различных преходящих или более стойких отклонений и нарушений процесса формирования личности под действием разнообразных неблагоприятных биологических, социальных и психологических факторов [2]. Коррекционно-педагогическая работа с родителями по изменению воспитательских стратегий помогает им в выработке реалистического и более эффективного подхода к взаимодействию с ребенком с ОВЗ.
Наша работа с семьями, имеющими детей с ОВЗ, показала, что в таких семьях наблюдаются все стили негармоничного воспитания, но
© Шац И.К., 2013
чаще всего встречаются потворствующая гиперпротекция и так называемое «оранжерейное» воспитание [4].
Воспитательская растерянность родителей в связи с серьезными заболеваниями и патологическими состояниями ребенка обусловлена психической травмой самих родителей, которой для них является болезнь ребенка. Травма приводит к различным эмоциональным изменениям у родителей. Одним из таких частых эмоциональных нарушений, которое фиксируется на долгие годы, а иногда на всю жизнь является страх потери ребенка. Результатами такого страха становятся повышенная неуверенность, боязнь ошибиться, преувеличенные представления о «хрупкости» ребенка, его болезненности и т. д. Страх «подпитывается» реальной или мнимой возможностью рецидива болезни или новым заболеванием. Эти переживания заставляют родителей тревожно прислушиваться к любым пожеланиям ребенка и спешить удовлетворить их (потворствующая гиперпротекция), в других случаях - мелочно опекать его (доминирующая гиперпротекция) [5].
В ситуации потворствующей гиперпротекции ребенок находится в центре внимания семьи, которая стремится к максимальному удовлетворению его потребностей. Ребенок имеет минимальное количество обязанностей в семье, ему все разрешается. Даже если и существуют какие-либо запреты, ребенок или подросток легко их нарушает, зная, что с него никто не спросит. Родители при этом не хотят или не могут установить какие-либо рамки в его поведении [5]. Ребенок воспитывается в обстановке общего обожания, избалованности, удовлетворении любых его требований и прихотей, которые часто сочетаются со стремлением родителей демонстрировать реальные и мнимые достоинства ребенка. Подобные условия воспитания способствуют закреплению у таких детей эгоистической установки, неумения и нежелания считаться с интересами и нуждами окружающих, культивируют «жажду признания» и демонстративное поведение. Дополнительную роль в формировании демонстративного поведения может играть также имитация таких форм поведения родителей, как стремление к показным эффектам, театральности. К формированию истероидпых черт характера в условиях неправильного воспитания описанного типа более предрасположены дети, обнаруживающие признаки психической незрелости, черты психофизического инфантилизма [2]. Такое воспитание приводит к развитию демонстративных черт личности у детей и подростков.
Похожим на потворствующую гиперпротекцию, но не идентичным, является воспитание детей старшего возраста и подростков по типу «оранжерейного воспитания» [3]. При этом типе воспитания ребенка с начала заболевания ограждают от самостоятельного преодоления малейших трудностей, не прививают ему настойчивости в достижении цели, умения подавлять сиюминутные желания. Близкие выполняют за ребенка все его обязанности и осуществляют его бытовое обслуживание, выполняют за него школьные задания, оберегают от домашней работы и
других видов трудовой деятельности даже в подростковом возрасте. Это воспитание приводит к развитию неустойчивых черт характера.
Болезнь и обстоятельства, с ней связанные, являются «благодатной» почвой для патологического формирования развития личности. В. В. Ковалевым для обозначения ситуационных патологических развитий у детей и подростков был предложен термин «психогенные патологические формирования личности». Предложенный термин подчеркивает возрастные особенности данной группы пограничных состояний и исключает возможность их отождествления с патологическими развитиями зрелой личности и указывает на их динамический характер, тесно связанный с возрастным развитием и созреванием психики ребенка и подростка [2].
При хронических заболеваниях, по нашим наблюдениям, чаще встречаются две группы психогенных патологических формирований личности: патохарактерологическое развитие личности и дефицитарный тип патологического формирования. Каждый из названных типов патологических её формирований личности подразделяется на ряд вариантов в зависимости от преобладания тех или иных характерологических нарушений.
Патохарактерологическим развитием детей и подростков называют психогенное патологическое формирование личности, связанное с хронической психотравмирующей ситуацией в микросреде и неправильным воспитанием. Основными механизмами патохарактерологического развития являются закрепление личностных реакций (протеста, отказа, гиперкомпенсации и т. д.), возникших в ответ на психотравмирующие воздействия, и прямое стимулирование неправильным воспитанием тех или иных нежелательных черт характера (возбудимость, демонстративность и др.). Основными вариантами патохарактерологического развития личности являются аффективно-возбудимый, тормозимый, истероидный, неустойчивый и смешанный [2].
При работе с детьми, страдающими хроническими соматическими заболеваниями, мы наблюдали преимущественно истероидный и неустойчивый варианты патохарактерологического развития.
Истероидные черты характера чаще формируются в тех случаях, когда единственный ребенок воспитывается в системе потворствующей гиперпротекции по типу «кумира семьи» в обстановке общего обожания, избалованности, удовлетворении любых требований и прихотей ребенка даже после выздоровления. Дети требуют к себе постоянного внимания, во всем проявляют эгоизм, не считаются с потребностями других членов семьи. На незначительные трудности и неудачи дают бурные аффективные реакции. Иллюстрацией формирования такой личности является следующий случай из практики.
Ирина С., 17 лет. Наследственность психическими заболеваниями не отягощена. Мать тревожная, мнительная, заботливая. Отец тихий, робкий, в семейных делах во всем следовал указаниям жены. Девочка в 9-летнем возрасте заболела
острым лейкозом, лечилась в течение двух лет, выздоровела. Во время болезни мать постоянно находилась рядом, ухаживала за больной дочерью, выполняла все прихоти девочки, поощряла её капризное и демонстративное поведения, отца заставляла беспрекословно слушаться дочь.
После выздоровления мать не позволяла девочке заниматься домашней работой. По любому незначительному поводу освобождала от посещения школы. В семье установился культ Ирины. В 14 лет подросток стала требовать дорогие наряды, косметику. «Будите перечить, опять заболею». Стала плохо учиться, пропускать занятия уже по собственному решению. В 16 лет требовала разменять квартиру, чтобы она могла жить одна, затем требовала покупку отдельной квартиры. Отец был категорически против, девочка стала требовать развода родителей, демонстративно игнорировала отца. Постоянно попрекала родителей тем, что они не могут создать ей «достойные условия жизни», ведь она «перенесла ужасную болезнь, так страдала».
Во время беседы. Девушка на встречу опоздала на 40 мин., не извинилась, попросила психотерапевта подождать и стала прямо в кабинете заниматься макияжем, «было много дел, не успела». На замечание о своем поведении, отреагировала словами «я много болела, страдала, вы врач, должны понимать». Во время беседы все темы обсуждения сводила к «недостойным родителям», которые «эгоисты, не могут ребенку даже квартиру купить, но я их разведу, а потом посмотрим». От психотерапевтической работы отказалась.
Во время болезни часто родители переходят к стилю воспитания, который называют «оранжерейным» [3]. Ребенка ограждают от самостоятельного преодоления малейших трудностей, освобождают от всех домашних обязанностей, осуществляют полное обслуживание (одевают, кормят и т. п.) даже в возрасте 12-13 лет. Оберегают от различных жизненных ситуаций, которые, по мнению родителей, могут повредить здоровью, доходя до абсурдных действий. Таким образом, может сформироваться неустойчивый вариант патохарактерологического развития.
При неустойчивом типе патохарактерологического развития формируется зависимость поведения от минутных желаний и влечений, повышенная подчиняемость постороннему влиянию, неумение и нежелание преодолевать малейшие трудности, отсутствие навыка и интереса к труду, отсутствие регулирующих поведение волевых механизмов. Постепенно, уже в старшем возрасте, такие подростки проявляют повышенную склонность к имитации отрицательных форм поведения (сквернословие, мелкое воровство, употребление спиртных напитков и т. д.).
Вадим М., 14 лет. Отец с семьей никогда не жил. Мать растила ребенка одна. «Для меня он единственный свет в окошке». Ребенок с раннего возраста был окружен заботой и вниманием. В 6 лет у мальчика диагностировали злокачественную опухоль кишечника, прогноз заболевания был пессимистическим, шансов на выздоровление после операции врачи давали мало, но мальчик полностью выздоровел. Период восстановления после операции был трудным, мать самоотверженно ухаживала за ребенком. Тщательно следила за питанием, дефекацией у сына. После того как ребенок пошел в школу, помогала выполнять школьные занятия, порой делала их сама. Продолжала кормить, следила за дефекацией, выполняя все гигиенические процедуры за ребенка. Мальчик был полностью освобожден от любой домашней работы. Постепенно ребенок стал такое взаимодействие воспринимать как должное, требовал у матери, чтобы она продолжала его обслуживать. При школьных конфликтах и недоразумениях мать яростно защищала сына. Контролировала, с кем он дружит, активно вмешиваясь в его общение с окружающими. Постоянно напоминала
ему, что надо беречь здоровье, кутала, освобождала от всех школьных мероприятий (вечеров, экскурсий и т. п.). Мальчик рос внушаемым, подчиняясь воле матери и постепенно сверстников. Интересы мальчика с возрастом стали примитивными, поверхностными. Подросток стал тяготиться такой плотной опекой матери, постепенно после 13 лет стал уходить из дому, проводя время в уличной компании, что повергло мать в ужас, она пыталась еще больше усилить опеку и влияние, но мальчик много времени проводил на улице, стал подражать старшим подросткам: пробовал курить, употреблять спиртные напитки. Стал с вызовом одеваться - носить перстни с черепами, цепи, рваную одежду, не ночевал дома.
Во время беседы: контактен, застенчив, но, когда стал говорить о матери, говорил с возмущением, «достала, своими правилами», объяснил, что на улице просто и ясно, а дома постоянные требования и правила, от которых «тошнит». По рекомендации психотерапевта был отпущен матерью в лагерь, где вел себя, как все, подчинялся правилам, очень гордился трудовыми успехами, но говорил, что тяжело, «не привык к труду, но это лучше, чем дома с мамой».
Патологические формирования личности дефицитарного типа формируются у детей с физическими дефектами анализаторов (слепые, слабовидящие, глухие, тугоухие), дефектами опорно-двигательного аппарата (детский церебральный паралич, последствия полиомиелита, костно-суставный туберкулез, врожденные аномалии конечностей, мио-патии). Патологические формирования личности дефицитарного типа могут сформироваться также у детей с хроническими инвалидизирую-щими заболеваниями (пороки сердца, хронические пневмонии, тяжелые формы бронхиальной астмы, онкологические заболевания и др.) [1]. В механизме формирования данного личностного расстройства принимает участие целый комплекс факторов, в котором родительское отношение и воспитание играют важную, а порой основную роль. Составляющими этого сложного механизма являются реакция личности на осознание дефекта, социальная депривация, также неправильное воспитание по типу «оранжерейного» и своеобразное отношение окружающих к больному ребенку. Такое воспитание, своеобразная щадящая атмосфера вокруг больного, ограничение, а затем, после осознания своей неполноценности, и самоограничение социальных контактов, фиксация на внутренних переживаниях формируют у таких детей личностный инфантилизм, демонстративные, аутистические и астенические черты характера.
Психологическими особенностями детей с дефицитарным типом патологического формирования личности являются различная степень осознания своей неполноценности, что зависит от возраста и интеллектуального развития, у интеллектуально сохранных детей осознание своей неполноценности приходит к 10-11 годам. Дети ограничивают контакты со сверстниками, стесняясь своего дефекта и/или медицинских ограничений в деятельности, погружаются в свой внутренний мир, где преобладают негативные переживания и фантазии («псевдоаутизация личности»). «Оранжерейное» воспитание или воспитание по типу потворствующей гиперпротекции, психологически щадящая атмосфера культивируют инфантильность, формируют у него неуверенность в себе, робость, обидчивость, наивность суждений, слабую ориентированность в
бытовых и практических вопросах. Псевдоаутизация личности приводит к формированию псевдоаутистического или псевдошизоидного варианта патологического формирования личности дефицитарного типа [2]. Этот вариант формирования личности нередко выявлялся нами при работе с семьями детей с ОВЗ.
Для этого варианта характерны отгороженность от сверстников, выраженное стремление к ограничению контактов с ними в связи с боязнью привлечения внимания к физическому недостатку, повышенная сенси-тивность, обидчивость, ранимость, склонность к компенсаторному фантазированию. В фантазиях дети представляют себя сильными, мужественными, красивыми, наделенными героическими качествами, видят себя в роли воинов, космонавтов, путешественников и т. п. Фантазии могут сопровождаться яркими образными представлениями, приобретающими характер галлюцинации воображения.
Саша Ю., 14 лет. Наследственность не отягощена. Родители - научные сотрудники, очень заботливы Психомоторное развитие неравномерное: поздно начал сидеть, ходить, говорить, рано начал читать. В школе с 7 лет, учился неплохо, в 9 лет заболел туберкулезом позвоночника, долго лечился в стационаре, перенес ряд операций. Много лежал неподвижно. Родители окружали ребенка заботой, выполняли все желания. Учитывая заболевание, учится на дому, с детьми контактирует мало. В настоящее время практически здоров, но ходит в корсете. Твердо отказывается посещать школу, «мне дома хорошо». Сторонится сверстников. Охотно посещает с родителями компании взрослых. Неохотно говорит о перенесенном заболевании.
При беседе: контакт ближе к формальному. Держится напряженно, недоверчив, замкнут. Речь правильная. Интеллектуально развит по возрасту. Оживляется при обсуждении своих фантазий. Рассказал, что есть мир сказочных героев - персонажей мультфильмов. Много рисует на тему любимых мультфильмов, «этот мир добрый, и в нем все добрые». Живет жизнью мультфильмов, считает, что там жизнь интереснее и богаче, чем его, и «готов её поменять на их жизнь». Считает сверстников неинтересными, враждебными. К реальным событиям в окружающем мире равнодушен, внешний мир ему малоинтересен. Привязан к близким.
Коррекционная работа семьями детей с ОВЗ проводилась с целью повысить воспитательскую компетентность родителей. Исходя из поставленной цели, решались практические задачи по оптимизации детско-родительских взаимоотношений, проводилась коррекция неадекватных поведенческих и эмоциональных реакций родителей.
Коррекционная работа с родителями по преодолению негармоничного стиля воспитания детей с ОВЗ помогает им в выработке реалистического и более эффективного подхода к взаимодействию с ребенком. Педагогическая коррекция стиля воспитания включает в себя элементы и приемы семейного психологического консультирования и просветительской психотерапии. Это направление работы является как профилактикой личностных нарушений, так и частью терапевтических мероприятий по коррекции таких нарушений. В системе профилактических и коррекционно-педагогических мероприятий велика роль целенаправленного организованного физического и интеллектуального труда, который должен использоваться по-разному в зависимости от преобладания
тех или иных черт характера и установок личности.
Очень важным звеном в профилактике и коррекции стилей воспитания у детей и подростков является оздоровление микросреды, в которой живет и воспитывается ребенок, работа с родителями и педагогами по исправлению недостатков воспитания, рекомендации родителям в отношении путей и форм коррекционно-педагогичсской работы с ребенком.
Начальная часть работы носила информационный (просветительский) характер. На этих встречах с родителями обсуждались последствия негармоничных стилей воспитания, приводящих с высокой вероятностью к различным преходящим или более стойким отклонениям и нарушениям процесса формирования личности ребенка или подростка. Родителям разъяснялось, что эти формирования личности не возникают сразу, изменение воспитательских подходов возможно на любом этапе болезни, даже спустя длительное время, что дальнейшая динамика патохарактерологического развития может протекать в двух направлениях. При одном из них приобретенные патологические свойства личности окончательно закрепляются и создают психопатическую структуру личности. При другом варианте динамики патологические черты характера обнаруживают тенденцию к постепенному сглаживанию, склонность к патохарактерологическим реакциям уменьшается, и со временем происходит более или менее полная гармонизация личности.
При потворствующей гиперпротекции в систему воспитательных мер должны включаться сбалансированная схема требований и поощрений. Ребенку необходимо делегировать самостоятельную деятельность и ответственность. Все члены семьи должны придерживаться единой стратегии поведения с ребенком, чтобы не создавать почву для манипулятивного и шантажного поведения с его стороны.
При «оранжерейном» воспитании необходимо формирование волевых качеств через выполнение четких обязанностей и создание чувства ответственности за их выполнение, а также через привитие трудовых навыков. Семья должна создавать условия для преодоления трудностей, выработки адекватных поведенческих стереотипов у ребенка в различных бытовых и учебных ситуациях. Трудовые навыки и обязанности являются действенным инструментом по преодолению последствий оранжерейного» воспитания.
При патологическом формировании личности дефицитарного типа родителям необходимо создать психологическую атмосферу в семье для преодоления переживания неполноценности, страхов, недовольства собой. Необходимо укреплять уверенность ребенка в своих силах и возможностях, поощрять и создавать ситуации, в которых он имел бы возможность преодолевать робость и боязливость. В этих случаях целесообразно сочетание педагогических воздействий с интенсивной индивидуальной и семейной психотерапией.
В итоге такой работы должна быть достигнута главная цель - фик-
сация внимания родителей на проблеме воспитания, на будущем, возложение на них ответственности за дальнейшее направление развития личности ребенка. В противном случае фиксация на болезни ребёнка и сохранение негармоничного стиля воспитания приводит к ситуациям, которые почти не контролируются, а затем могут приводить к формированию у ребенка вышеописанных стойких личностных изменений. Может сложиться трагичная ситуация, когда к проблемам здоровья присоединяются серьезные личностные проблемы тогда, жизнь семьи и ребенка превращается в кошмар. Некоторые родители говорят «пусть подрастет, окрепнет, потом посмотрим». Необходимо информировать родителей, что потом может быть поздно. У этих детей формируются серьезные личностные изменения, их поведение носит такой неадекватный характер, что, перестав быть пациентом различных врачей (неврологов, онкологов, гематологов, кардиологов), ребенок и вся семья становятся пациентами психиатра. В связи с этим при работе с семьями, имеющими тяжело и/или хронически больных детей, специалисты (педагоги и психологи) должны уделять серьезное внимание поведению родителей с больным ребенком.
Список литературы
1. Ковалев В.В. Соматические и психосоматические аспекты депрессий у больных общесоматической практики // Депрессии в амбулаторной и общесоматической практике. - М., 1984. - С.5-11.
2. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. Руководство для врачей: 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Медицина, 1995. - 560 с.
3. Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. - Т.2. -М., 1959. - 406 с.
4. Шац И. К. Психологическая поддержка тяжелобольного ребенка. - М.; СПб.: Речь, 2010. - 192 с.
5. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В. Клинико-психологические методы семейной диагностики и семейная терапия. - СПб., 2001, 44 с.