Научная статья на тему 'Коррекционная методика совершенствования координационных способностей у детей 9 - 10 лет с нарушением зрения'

Коррекционная методика совершенствования координационных способностей у детей 9 - 10 лет с нарушением зрения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
320
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛАБОВИДЯЩИЕ ДЕТИ / КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ / ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ / VISUALLY IMPAIRED CHILDREN / COORDINATION ABILITIES / OUTDOOR GAMES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Воробьева Тамара Георгиевна

В статье изложены материалы по применению средств подвижных игр для коррекции координационных способностей у детей 10 лет с нарушением зрения. Анализ результатов показал, что наиболее выраженные изменения в подвижных играх, что говорит об эффективности применения средств подвижных игр для коррекции координационных способностей у 9-10 лет с нарушением зрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Воробьева Тамара Георгиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents materials on the use of an apprentice of mobile games for retinal correction of parents' coordination abilities in reducing children 9-10 years old, with impaired vision. Analysis of the results showed that the most pronounced changes in mobile games, which indicates the effectiveness of the use of mobile games for the correction of coordination abilities in 9-10 years with visual impairment.

Текст научной работы на тему «Коррекционная методика совершенствования координационных способностей у детей 9 - 10 лет с нарушением зрения»

В процессе набухания семян хлопчатника в алейроновых зёрнах зародышевого корешка около 30% фитина переходит в водорастворимую форму фитина, тогда как в семядолях этот показатель равен 10%.

У наклюнувшихся семян (2-х дневных) в зародышевых корешках на долю водорастворимого фитина приходится около 60%-70%, а семядолях она равна 40%-45%. Интенсивный рост осевых органов сопровождается усиленной мобилизацией запасных веществ, а также оттоком последних из семядолей в осевые органы, в данном случае фитина. В алейроновой фракции 3-х дневных зародышевых корешков более 90% фитина представлено водорастворимой форме, тогда в семядолях показатель равен 65%-70%. На ряду с этим отмечено, что фитин в алейроновых зёрнах зародышевого корешка на третье сутки прорастания израсходуется на 90%-95%, а в семядолях этот период мобилизуется только 60%-65% фитина фракции семядолей у 4-х дневных проростков содержание фитина снизилось почти на 90% по сравнению с покоящимся семенами, который на 80%-85% представлен в водорастворимой форме в виде фитин - белковых комплексов.

При хромотографическом исследовании фитина в алейроновых зернах различных частей прорастающих семян не обнаружено заметных количеств не полностью замещённых инозитфосфатов. В них найден только инозитгексофосфат. Неизвестно, происходит ли дефосфорилирование всей молекулы фитина in vivo одноактно, или этот процесс идет многоступенчато, но идет он очень быстро без накопления заметных количеств проме-

жуточных продуктов. Многоступенчатость процесса дефосфорилирования является более вероятной, в опытах in vitro удалось показать многоступенчатость этого процесса. Среди продуктов реакции, кроме фитина, обнаруживаются инозиттетра-, инозиттри и инозитдифосфаты, а также ортофос-фаты.

Выводы.

На основании полученных результатов можно предположить, что в процессе прорастания семян хлопчатника мобилизация запасного фосфорного соединения фитина в первую очередь начинается в осевых органах, тогда как семядоли хлопчатника, как вместилище всех запасных соединений, плавно мобилизуют последние.

Литература

1. Азаркович М.И., Димитриева М.И., Соболев А.М. Мобилизация белка и фитина в алейроновых зернах семян клещевины припрорастании // Физиология растений. Москва. № 3(46). 1999. - 410 -418 с.

2. Белоусов М.А. Физиологические основы корневого питания хлопчатника // Узбекистан, 1975. - 238 с.

3. Иванов В.Б. Практикум по физиологии растений. Москва. 2001. - 46 с.

4. Плешков Б.П. Практикум по биохимии растений. Москва 1978. С.182 с.

5. Соболев А.М. О состоянии фитина в алейроновых зёрнах зрелых и прорастающих семян. //Физиология растений. Т.13, № 2. 1966. - 193 с.

6. Туракулов Я.Х., Валиханов М.Н., Асамов Д.К. Биосинтез фитина в изолированных алейроновых зернах созревающих семян хлопчатника. Докл. АН.РУз. 1970. №4. - 105 с.

УДК 159.91.612.821_

КОРРЕКЦИОННАЯ МЕТОДИКА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ 9 - 10 ЛЕТ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ_

Воробьева Тамара Георгиевна,

доктор биологических наук, профессор кафедры адаптивной физической культуры,г. Омск Омский государственный университет им. Ф.М.Достоевского

(ФБГОУВО ОмГУ),Россия, г.Омск,

АННОТАЦИЯ.

В статье изложены материалы по применению средств подвижных игр для коррекции координационных способностей у детей 10 лет с нарушением зрения. Анализ результатов показал, что наиболее выраженные изменения в подвижных играх, что говорит об эффективности применения средств подвижных игр для коррекции координационных способностей у 9-10 лет с нарушением зрения.

ABSTRACT.

The article presents materials on the use of an apprentice of mobile games for retinal correction of parents' coordination abilities in reducing children 9-10 years old, with impaired vision. Analysis of the results showed that the most pronounced changes in mobile games, which indicates the effectiveness of the use of mobile games for the correction of coordination abilities in 9-10 years with visual impairment.

Ключевые слова: слабовидящие дети, координационные способности, подвижные игры.

Keywords: visually impaired children, coordination abilities, outdoor games

Одним из наиболее тяжелых видов нарушения здоровья, приводящих к социальному дефекту социальной недостаточности, является полная или ча-

стичная утрата зрения: слепота и слабовидение. Систематические занятия физической культурой и спортом для инвалидов по зрению имеют большое значение в реабилитации слепых и слабовидящих

[1,с.127,3,с.212]. Подвижные игры являются сильнейшим средством всестороннего развития и воспитания слабовидящих детей. Среди многообразных средств физического воспитания школьников, игра имеет безгранично разнообразные комбинации движений и позволяет всесторонне воздействовать на организм детей [5,с. 124, 7,с. 114].

В системе физического воспитания слабовидящих школьников недостаточно акцентировано внимание на повышение уровня развития двигательных способностей учащихся 9-10 лет. В связи с этим, актуальной проблемой является поиск и разработка эффективных путей, методов и средств физического воспитания для школьников младших классов.

Цель исследования: обоснование эффективности применения средств подвижных игр для коррекции координационных способностей у детей 910 лет с нарушением зрения.

Методика исследования

Исследование уровня координационных способностей детей с нарушением зрения проводилось с использованием элементов подвижных игр; методов контрольного тестирования; педагогического наблюдения. Эксперимент проводился на базе КОУ «Специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат №14, IV вида» г. Омска. В эксперименте приняли участие учащиеся 9-10 лет 14 человек с нарушением зрения, из них 7 мальчиков и 7 девочек, которые были выбраны методом случайной выборки. Полученные в ходе эксперимента данные были подвергнуты математической обработке. Вычисления производились на компьютере. В качестве программного обеспечения применялись программы Microsoft Officе Excel.

Результаты исследования

Для разработки методики занятий на развитие координационных способностей за основу были взяты подвижные игры на координацию.

В контрольной группе занимались по рабочей программе физической культуры на базе «КОУ Специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат №14, IV вида» г. Омска на занятиях, главным образом, решаются задачи общеобразовательного, воспитательного и коррекцион-ного характера:

Занятия на уроках физической культуры по рабочей программе проводятся три раза в неделю продолжительностью 30 минут. Структура занятий состоит из трех частей: подготовительная часть (510 мин.), основная (15-20 мин.) и заключительная (3-5 мин.).

В подготовительной части предлагаются упражнения в ходьбе, беге, построении, перестроении, несложные игровые задания, упражнения для воспитания и закрепления навыка правильной осанки и дыхательные упражнения.

Основная часть занятия физической культуры включает упражнения на мышцы спины, брюшного пресса и грудной: координирующие упражнения в сочетании с общеразвивающими и дыхательными.

Заключительная часть решает задачу постепенного снижения нагрузки на кардио - респираторную систему и нервно-мышечный аппарат. Используется ходьба, простые упражнения в координации, дыхательные упражнения, игра на внимание с одновременным сохранением правильной осанки.

У детей экспериментальной и контрольной группы было проведено тестирование для определения уровня развития координационных способностей у детей 9-10 лет с нарушением зрения.

Таблица 1

Тесты Контрольная группа Экспериментальная группа

На точность попадания в цель, баллы 1,86±0,99 1,86 ±1,07

Сбей кеглю, баллы 1,86±0,64 1,71±0,70

Броски по воротам, баллы 2±0,54 2,14±0,64

Набивание мяча от пола, баллы 8± 1,19 9,14±1,24

По данным таблицы 1 видно, что существенных различий между контрольной и экспериментальной группы в развитии координационных способностей у детей 9-10 лет с нарушением зрения практически не отмечено После проведения эксперимента проводилось повторное тестирование,

чтобы определить эффективность применения методики коррекции координационных способностей у детей с нарушением зрения экспериментальной группы и контрольной группы.

Таблица 2

Результаты тестов, после проведения эксперимента

Тесты Контрольная группа Экспериментальная группа Темпы прироста, %

На точность попадания в цель, баллы 2,14 ±0,83 4 ±0,58* 60,5

Сбей кеглю, баллы 2,57±0,90 4 ±0,4 43,5

Броски по воротам, баллы 2,42±0,49 4,28±0,70* 55,5

Набивание мяча от пола, баллы 8,42±1,29 11,14±2,03* 27,8

По результатам, отмечены различия между «На точность попадания в цель» и «Броски по воро-экспериментальной и контрольной группами. там», что говорит об эффективности применения Наиболее выражены изменения в подвижных играх

средств подвижных игр для коррекции координационных способностей у 9-10 лет с нарушением зрения. Использование методов специальных упражнений на занятиях физической культуры способствует повышению уровня физической подготовленности слабовидящих школьников [4,с.224,3,6,с.228], что подтверждено более высокими темпами прироста исследуемых показателей в экспериментальной группе.

Таким образом, после проведения эксперимента сравнение показателей в экспериментальной и контрольной группе, позволило выявить достоверные различия в экспериментальной группе. Наиболее выражены изменения в подвижных играх «На точность попадания в цель» и «Броски по воротам», что говорит об эффективности применения средств подвижных игр для коррекции координационных способностей у детей 9-10 лет с нарушением зрения.

Литература

1. Андрющенко Е. В. Развитие осязания и мелкой моторики рук у детей с нарушениями зрения // Е. В. Андрющенко, Н. Я. Ратанова, Л. Б. Оси-пова. / Челябинск : Цицеро, 2010. 127 с.

2. Координационные подвижные игры и

упражнения для детей с нарушениями в развитии / под общей ред. проф. Л. В. Шапковой. М.: Советский спорт, 2002 - 212 с.

3. Пустовойтов Ю.Л. Причины нарушений зрения и их профилактика //

Гуманитарные научные исследования. 2017.URL: http: //human.snauka.ru/2017/03/22677.

4. Ростомашвили Л. Н. Адаптивное физическое воспитание детей со сложными нарушениями развития. / Л.Н. Ростомашвили. - М.: Советский спорт, 2009.224 с..

5. Ростомашвили Л.Н. Коррекция двигательных нарушений детей с депривацией зрения средствами адаптивного физического воспитания / Л.Н. Ростомашвили. - СПб.: Высшая школа, 1999. 124 с.

6. Сапего А. В. , Тарасова О. Л. , Полковников И. А. Частные методики адаптивной физической культуры// Кемеровский государственный университет 2914.- 228с.

7. Сековец Л. С. Коррекционно-педагогиче-ская работа по физическому воспитанию детей с нарушением зрения. Комплексы упражнений. Подвижные игры. Гимнастика. — М.: Школьная пресса, 2008.- 114 с.

МИКРОБНАЯ АССОЦИАЦИЯ РАСТЕНИЙ ОГУРЦА ОБЫКНОВЕННОГО (CUCUMIS SATIVUS L., 1753) И ЕЁ РОЛЬ В ПОДДЕРЖАНИИ КОЛОНИЗАЦИОННОЙ РЕЗИСТЕНТНОСТИ К ФИТОПАТОГЕННЫМ ГРИБАМ

Кузина Марина Сергеевна

магистр, СГУ, г. Саратов Альфараг Карим Мохаммед Кадхим магистр, СГУ, г. Саратов Петерсон Александра Михайловна

канд. биол. наук, доцент СГУ, г. Саратов

АННОТАЦИЯ.

Исследована микробная ассоциация растений огурца обыкновенного (Cucumis sativus L., 1753), культивируемых в открытом грунте на территории Саратовской области. Выделено 23 вида бактерий и 10 таксонов грибов. Наиболее типичными представителями бактериальной составляющей микробной ассоциации побегов огурца оказались представители родов Agromonas, Agrobacterium, Azomonas, Bacillus. Среди грибов наиболее высокую встречаемость имели представители родов Alternaria и Fusarium. Установлена слабая антагонистическая активностью доминирующих видов бактерий по отношению к фитопатогенным грибам, вызывающим заболевания огурцов.

ABSTRACT.

Microbial Association of common cucumber plants (Cucumis sativus L., 1753) cultivated in the open ground in the Saratov region was investigated. 23 species of bacteria and 10 taxa of fungi were isolated. The most typical representatives of the bacterial component of the microbial Association of cucumber shoots were representatives of the genera Agromonas, Agrobacterium, Azomonas, Bacillus. Representatives of the genera Alternaria and Fusarium had the highest occurrence among fungi. The weak antagonistic activity of the dominant bacteria species in relation to phytopathogenic fungi causing cucumber diseases was established.

Ключевые слова: огурец обыкновенный, микробная ассоциация, антагонистическая активность, фи-топатогенные грибы.

Keywords: cucumber, microbial Association, antagonistic activity, phytopathogenic fungi.

Огурец обыкновенный (Cucumis sativus L., 1753) является одной из самых распространенных овощных культур на территории Российской Федерации. Свою популярность данная культура получила благодаря высоким вкусовым качествам, а также богатому содержанию минеральных веществ. Однако его агротехника имеет ряд нюансов,

несоблюдение которых может привести к снижению сопротивляемости растения к фитопатоген-ным микроорганизмам. Растения огурца подвержены различным вирусным, бактериальным, грибковым заболеваниям, которые ежегодно приводят к существенным потерям урожая [2, с. 334]. В настоящее время большую распространенность имеют

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.