УДК - 378
Грибенщиков К.В.
студент
2 курс, направление «Социальная работа» Социально психологический институт ФГБОУ «Кемеровский государственный университет»
Россия Кемерово
КОРРЕКТНАЯ АДОПТАЦИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ СТУДЕНТОВ ПЕРВОКУРСНИКОВ, КАК ЗАЛОГ СТАБИЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ
Аннотация. В данной статье будет рассказано об одном из важнейших этапов жизни студентов - привыканию их к обучению в ритме высшего образования. Возможных заблуждениях и стереотипах, преследующих часть индивидов, решивших поступить в ВУЗ. Все сделанные выводы основываются на научных исследованиях, в форме: социологического опроса, привлечения и анализа теоретических источников.
Ключевые слова: высшее образование, развитие, становление, адаптация.
Gribenshikov K. student
FEDERAL state budget institution "Kemerovo state University"
2 course in the direction of "Social work" Socio-psychological Institute Kemerovo. Russia CORRECT ADOPTION AND SOCIALIZATION OF FRESHMEN STUDENTS, AS THE KEY TO SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF
STUDENTS
Abstract. In this article you will learn about one of the most important stages in the lives of students - their addiction to training in the rhythm of higher education. Possible misconceptions and stereotypes plaguing the part of individuals who have decided to go to College. All findings are based on scientific research, in the form of a sociological survey, acquisition, and analysis of the theoretical sources.
Key words: higher education, development, formation, and adaptation.
Огромную роль в жизни каждого человека играет адаптация к тем или иным условиям. В зависимости от возраста, темперамента, внешних обстоятельств и многих других факторов, она протекает по-разному, у части людей достаточно быстро, у других медленно. Не менее важную роль играет социализация - если адаптация отражает приспособление организма человека к неким условиям, то социализация - процесс усвоения человеком необходимых знаний, социальных норм, ценностей и прочих правил, позволяющих ему стать полноценным членом общества. Оба этих процесса серьезно взаимосвязаны, можно сказать, неотделимы друг от друга. Поэтому, говоря об одном, мы рано или поздно соприкасаемся с другим [1].
Как известно, влияние того или иного явления возрастает в зависимости от внешних и внутренних обстоятельств. Именно поэтому к названным понятиям индивиды приходят ближе к подростковому, юношескому возрасту (15-19). Об этом свидетельствуют результаты социологического опроса. В нём учувствовало 50 респондентов, проводился с использованием социальной сети «Вконтакте». В итоге, 45 % участников опроса узнали об обсуждаемых терминах ближе к названым возрастным рамкам, 20 % ознакомились с ними ближе к 23ем годам, 30 % опрошенных впервые услышали их до 13 лет, а оставшиеся 5 % познакомились с ними во время опроса. Таим образом, большинство людей узнают о понятиях социализация и адаптация в период, когда им приходится максимально самоорганизовываться и прилагать наибольшие усилия для реализации собственных целей (сдача экзаменов, поступление в ВУЗ и многое другое). Конечно, можно сделать вывод, что знакомство с названными понятиями происходит непроизвольно, в процессе обучения, но под призмой поставленной проблемы необходимо иначе взглянуть на данный факт. Нас интересует не само понимание терминов социализация и адаптация, а непосредственное применение их в процессе жизнедеятельности. Именно на этом этапе часто возникают проблемы, а с нарастанием собственной ответственности, вызванной уже назваными событиями, проблема чувствуется ещё сильнее. Поэтому, человеку нужна помощь на отдельных этапах реализации собственного потенциала, особенно в момент поступления в ВУЗ. Необходимостью правильной помощи в момент поиска своего места в новой учебной среде и вызвана актуальность этой статьи [1, 2].
В высшем учебном заведении, в отличие от школы, есть ряд аспектов, делающих обучение в нём непривычным, резко отличающимся от среднего. Для раскрытия проблемы необходимо их выделить. Это - повышение общей интеллектуальной нагрузки на человека, количество усеваемого материала резко возрастает, поэтому индивиду приходится, перестраивается на новый ритм жизни. В ВУЗе человек чувствует на себе большую ответственность, ведь в отличие от школы, он поступает в него добровольно. Меняется и общая атмосфера развития, теперь студента никто не пытается «тянуть за уши», всё зависит только от него. Так же, сильно на личность влияет новая система проверки знаний - сессия, не всем новоиспечённым студентам поучается быстро привыкнуть к таким изменениям [2].
Какие меры могут поспособствовать лучшему приспособлению к названым изменениям и многим другим, о которых упомянуто не было? В первую очередь, корректная помощь тех, кто уже привык к изменённому ритму жизни - старшекурсников. Конечно, не всех может заинтересовать возможность поспособствовать адаптации первокурсников, именно поэтому в каждом ВУЗе следует создать систему студенческого кураторства, призванного дать студентам всю нужную информацию, для стабильного развития внутри университета. Включение первокурсников во все сферы
жизни нового места обучения, безусловно, серьезно повлияет на их отношение к развитию, во всех отношениях. По сути, в большинстве высших образовательных учреждений имеются все походящие инструменты для корректной адаптации и социализации студентов, но далеко не всегда они задействуются в полной мере [3].
Что же может случиться, если в ВУЗе будет недостаточно сильно развита система помощи первокурсникам? Последствия могут быть достаточно печальны. Во-первых, студент способен потерять желание учиться. Давление внешних факторов может перейти рамки и привести к потере тяге, получить высшее образование. Во-вторых, сделать неправильные выводы и посчитать усеваемые знания бессмысленными и у него уменьшится желание познавать часть дисциплин. В-третьих, он может не войти в коллектив, что влечёт за собой потерю навыков коммуникации и уменьшение потенциала развития [1, 3].
Итак, приспосабливаться к тому или иному коллективу, внешней среде, умеет каждый человек, но в зависимости от времени, затрачиваемого на этот процесс, меняется качество реализуемых в этих условий задач. Поэтому необходимо поддерживать индивидов на всех этапах жизнедеятельности, особенно на тех, что вызывают наибольшее трудности. Использованные источники:
1.Леонтьев, А. А. Психология общения / А. А. Леонтьев. - М., 1991. - 196 с.
2.Самыгин, С. И. Психология и педагогика: Учебное пособие / С. И. Самыгин, Л. Д. Столяренко. - М.: КноРус, 2012. - 480 с.
3.Сластёнин, В. А. Психология и педагогика: Учебный курс / В. А. Сластёнин. - М.: Юрайт, 2013. - 543 с.
УДК - 159.9
Грибенщиков К.В.
студент
2 курс, направление «Социальная работа» Социально психологический институт ФГБОУ «Кемеровский государственный университет»
Россия Кемерово
НЕГАТИВНАЯ ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ О ТОМ ИЛИ ИНОМ МЕСТЕ КАК СДЕРЖИВАЮЩИЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ Аннотация. В данной статье будет рассказано ещё об одном явлении, негативно влияющем на становление и развитие человека. Процессах, приводящих к появлению такого эффекта и способах, способствующих минимизации отрицательных последствий от него. Методы исследования, использованные для получения достоверных результатов: привлечение и анализ теоретических источников, социологический опрос.
Ключевые слова: эмоции, развитие, становление, процесс, память