Научная статья на тему 'Корректировка таможенной стоимости товаров. Ее сущность, назначение и результаты проведения'

Корректировка таможенной стоимости товаров. Ее сущность, назначение и результаты проведения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
510
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Петренко Л.Е.

Рассмотрено законодательство относительно таможенной стоимости товаров в условиях Таможенного союза по сравнению с таможенным законодательством РФ, проведен анализ судебной практики корректировки таможенной стоимости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UPDATING OF CUSTOMS COST OF THE GOODS. ITS ESSENCE, APPOINTMENT AND RESULTS OF CARRYING OUT

The legislation regulation of customs cost of the goods in conditions of the customs union in comparison with the customs legislation of the Russian Federation, the analysis of judiciary practice of updating of customs cost is considered.

Текст научной работы на тему «Корректировка таможенной стоимости товаров. Ее сущность, назначение и результаты проведения»

(Решетневскце чтения

УДК 339.545

Л. Е. Петренко

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Россия, Красноярск

КОРРЕКТИРОВКА ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ ТОВАРОВ. ЕЕ СУЩНОСТЬ, НАЗНАЧЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОВЕДЕНИЯ

Рассмотрено законодательство относительно таможенной стоимости товаров в условиях Таможенного союза по сравнению с таможенным законодательством РФ, проведен анализ судебной практики корректировки таможенной стоимости.

В условиях Таможенного союза (ТС) порядок определения и контроля таможенной стоимости товаров подвергся изменениям. Так как таможенные платежи составляют значительную часть федерального бюджета, то для таможенных органов, выполняющих фискальную функцию, особо важным является правильное определение таможенной стоимости товаров. Определение ее размера представляет определенные трудности и для представителей бизнеса и таможенных органов. В целом основы определения и контроля таможенной стоимости товаров не претерпели глобальных изменений. Новые нормы в рамках регулирования ТС корреспондируют с основами соглашения о применении ст. 7 Генерального соглашения по тарифам и торговле.

Нормы Закона Российской Федерации от 21. 05. 1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе» [1] в части определения таможенной стоимости товаров с 1 июля 2010 г. не применяются, эти вопросы регулируются Соглашением об определении таможенной стоимости товаров.

Существенные изменения коснулись контроля таможенной стоимости товаров таможенными органами. Контроль таможенной стоимости товаров осуществляется с целью проверки соблюдения декларантом (таможенным представителем) требований, установленных таможенным законодательством ТС и законодательством государств - членов ТС в части правильности выбора и применения метода определения таможенной стоимости товаров, ее структуры и величины, а также документального подтверждения заявленной таможенной стоимости товаров. Этот вопрос является одним из самых спорных, корректировка таможенной стоимости часто является предметом судебных разбирательств между участниками внешнеторговой деятельности (ВЭД) и таможенными органами.

В соответствии со ст. 68 Таможенного кодекса (ТК) ТС [2], решение о корректировке таможенной стоимости товаров принимается таможенным органом, если обнаружено, что заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости и (или) определена таможенная стоимость товаров. Принятое решение о корректировке должно содержать обоснование и срок его исполнения. Ранее же в соответствии со ст. 323 Таможенного кодекса Российской Федерации (ТК РФ) при обнаружении признаков недостоверности или недостаточности предоставленных декларантом документов та-

моженный орган был вправе принять решение о несогласии с использованием избранного метода определения таможенной стоимости товаров и предложить декларанту определить таможенную стоимость товаров с применением другого метода.

Значительным отличием ТК ТС является то, что в случае обнаружения таможенным органом при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган проводит дополнительную проверку в соответствии со ст. 69 ТК ТС. Но проверка осуществляется согласно действующему законодательству РФ (ст. 323 ТК РФ и приказ Государственного таможенного комитета России от 05.12.2003 г. № 1399), поскольку отсутствует решение комиссии Таможенного союза, регламентирующее порядок и срок такой проверки.

В частности, в п. 4 ст. 112 Закона «О Таможенном регулировании в РФ» установлены исключительные случаи корректировки таможенной стоимости до выпуска товаров [3]: 1) выявление несоответствий заявленных данных фактическим данным (в случае, если такое несоответствие повлияло на величину стоимости); 2) выявление фактических ошибок (опечаток, арифметических ошибок, неправильного курса валют и т. п.).

Одним из основных вопросов таможенного оформления товаров, перемещаемых через таможенную границу ТС, является контроль за правильностью определения таможенной стоимости товаров. Корректировки таможенной стоимости в основном осуществлялись по товарам, перемещаемым через таможенную границу и попадающим под таможенную процедуру «экспорт» и «выпуск для внутреннего потребления».

Жалобы, которые направляются в вышестоящую таможню или суд, разделяются на две группы: первая - обжалование по процедуре корректировки таможенной стоимости и вторая - обжалование непосредственно величины откорректированной таможенной стоимости товаров.

При оспаривании решения таможенного органа о корректировке таможенной стоимости товаров следует обращать внимание на следующее:

- имели ли место основания для неприменения избранного декларантом метода определения таможенной стоимости товаров;

Логистика в аэрокосмической отрасли

- соблюдены ли требования, предъявляемые к процедуре проведения корректировки таможенной стоимости товаров;

- соблюдена ли последовательность применения методов определения таможенной стоимости товаров;

- соблюдены ли требования, предъявляемые к методу, примененному таможенным органом при корректировке таможенной стоимости товаров.

Самым лучшим методом определения таможенной стоимости для участника ВЭД, несомненно, является метод по цене сделки с ввозимыми товарами, так как он позволяет при минимальном комплекте документов заплатить платежи с суммы, обозначенной во внешнеторговом договоре и товаросопроводительных документах.

Рассмотрев несколько дел судебной практики по корректировке таможенной стоимости товаров, в которых декларанты обращались с заявлениями в суд о признании незаконными решения о корректировке таможенной стоимости, можно сделать вывод, что нередко должностные лица таможенных органов признавали применение декларантами первого метода неправомерным. Суды делали вывод о том, что представленные декларантами документы подтверждали правомерность применения первого метода определения таможенной стоимости товара. Таможенный орган в соответствии со ст. 200 Арбитражно-процес-суального кодекса Российской Федерации обязан доказать наличие признаков недостоверности сведений о стоимости сделки либо о ее зависимости от условий, влияние которых не может быть учтено при определении таможенной стоимости товаров. И, в основном, доводы таможенного органа о том, что корректировка таможенной стоимости товаров произведена по причине непредставления дополнительно требуемых документов, обоснованно не приняты во внимание судебными инстанциями, поскольку таможенный орган не обосновал причины, по которым непредоставление дополнительных документов лишило возможности применения первого метода определения таможенной стоимости товаров. Кроме того, непредставление дополнительно запрошенных документов не может свидетельствовать о недостоверности и неопределенности данных, использованных при определении таможенной стоимости товаров по стоимости сделки (по первому методу определения таможенной стоимости товаров).

Анализ судебной практики позволил сделать вывод о причинах принятия судами решений не в пользу таможенных органов:

- необоснованный отказ таможенного органа в применении декларантом первого метода определения таможенной стоимости - метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами;

- таможней не доказано, что представленные декларантом данные по таможенной стоимости товаров являются недостоверными;

- таможней не учитывается, что при направлении требования о предоставлении дополнительных документов с точки зрения судов возможно требовать предоставления только тех документов, которые могут или должны быть у декларанта;

- нарушение процедуры проведения корректировки таможенной стоимости товаров;

- общие формулировки статей законов, отсутствие четкого определения или официального разъяснения некоторых положений, например отсутствие определения критерия достаточности дают судам основание трактовать их в пользу лица, обратившегося в суд за защитой нарушенного права, не принимая доводов таможенных органов.

Процедура определения и контроля таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу ТС, не должна выступать в качестве административного барьера, сдерживающего продвижение товаров. Создание ТС привело к унификации законодательных норм трех государств - Белоруссии, Казахстана и России, а также к изменению и организации системы контроля таможенной стоимости товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу. На современной стадии развития экономики РФ основной задачей системы контроля таможенной стоимости товаров стала необходимость принятия принципиального решения по формированию четкой концепции реализации и совершенствования таможенного законодательства в этой области [4].

Библиографические ссылки

1. О таможенном тарифе : федер. закон от 21 мая 1993 г. № 5003-I [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru.

2. Таможенный кодекс Таможенного союза [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru.

3. О таможенном регулировании в Российской Федерации : федер. закон от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru.

4. Федеральная таможенная служба : офиц. сайт [Электронный ресурс]. URL: http://www.customs.ru.

L. E. Petrenko

Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev, Russia, Krasnoyarsk

UPDATING OF CUSTOMS COST OF THE GOODS. ITS ESSENCE, APPOINTMENT AND RESULTS OF CARRYING OUT

The legislation regulation of customs cost of the goods in conditions of the customs union in comparison with the customs legislation of the Russian Federation, the analysis of judiciary practice of updating of customs cost is considered.

© Петренко Л. Е., 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.