Научная статья на тему 'КОРРЕКТИРОВКА АДМИНИСТРАЦИЕЙ Д. ТРАМПА ПОДХОДОВ К РАЗВИТИЮ ОТНОШЕНИЙ С ЕВРОПЕЙСКИМ СОЮЗОМ ПОСЛЕ ПРЕЗИДЕНТСТВА Б. ОБАМЫ'

КОРРЕКТИРОВКА АДМИНИСТРАЦИЕЙ Д. ТРАМПА ПОДХОДОВ К РАЗВИТИЮ ОТНОШЕНИЙ С ЕВРОПЕЙСКИМ СОЮЗОМ ПОСЛЕ ПРЕЗИДЕНТСТВА Б. ОБАМЫ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
109
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
США / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / ДОНАЛЬД ТРАМП / БАРАК ОБАМА / ТРАНСАТЛАНТИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Гончаренко Валерия Юрьевна

Цель: рассмотреть изменение подходов администрации 45-го президента США к выстраиванию отношений со странами Европейского Союза с 2017 по 2020 год. Для более детального понимания таких изменений анализируется также уровень американо-европейских отношений, достигнутый к концу президентства Б. Обамы. Внешнеполитическое наследие бывшего президента представляет собой основу для формирования нового внешнеполитического курса США по отношению к Европейским союзникам. Оно объясняет возникновение предпосылок к расширению спектра противоречий в отношениях США и ЕС в период президентства Д. Трампа. Методы: методология исследования предполагает использование историко-генетического и историко-сравнительного методов для формирования общей характеристики уровня отношений США и ЕС, достигнутого в годы президентства Б. Обамы, и их дальнейшего развития при Д. Трампе. Результаты: выявлены различия в подходах администраций обоих президентов к выстраиванию отношений со странами Европейского Союза и основные противоречия в евро-атлантических отношениях, сформировавшиеся при Б. Обаме и обострившиеся при Д. Трампе. Выводы: при президентстве Д. Трампа произошла самая значительная за всю историю развития транс-атлантических отношений деградация взаимоотношений США и ЕС в таких сферах, как экономика, энергетика и военно-политическое сотрудничество. Уровень внешнеполитического наследия, достигнутый к концу президентского срока Б. Обамы серьёзно пострадал при корректировке Вашингтоном подходов к выстраиванию взаимоотношений с Европейскими союзниками. Однако фундамент сотрудничества США и ЕС разрушен не был. Основы трансатлантического партнёрства на сегодняшний день являются достаточно прочными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

D. TRUMP ADMINISTRATION’S ADJUSTMENT OF APPROACHES TO THE DEVELOPMENT OF RELATIONS WITH THE EUROPEAN UNION AFTER THE PRESIDENCY OF B. OBAMA

Object: to consider the change in the approaches of the administration of the 45th President of the United States to relations with the countries of the European Union from 2017 to 2020. The level of US-European relations reached by the end of B. Obama's presidency is also analyzed for a more complete understanding of such changes. The foreign policy legacy of the former president is the basis for the formation of a new US foreign policy towards its European allies. It explains the emergence of prerequisites for expanding the range of contradictions in relations between the US and the EU during the presidency of D. Trump. Methods: the research methodology involves the use of historical-genetic and historical-comparative methods to form a general description of the level of relations between the US and the EU, achieved during the years of B. Obama's presidency, and their further development under D. Trump. Results: differences in the approaches of both presidents’ administrations to relations with the countries of the European Union and the main contradictions in Euro-Atlantic relations that were formed under B. Obama and aggravated under D. Trump were revealed. Conclusions: under the presidency of D. Trump, the most significant degradation of US-EU relations in the entire history of the development of trans-Atlantic relations took place in such areas as the economy, energy and military-political cooperation. The level of foreign policy legacy achieved by the end of B. Obama's presidential term was seriously affected when Washington adjusted its approaches to building relationships with European allies. However, the foundation of US-EU cooperation was not destroyed.

Текст научной работы на тему «КОРРЕКТИРОВКА АДМИНИСТРАЦИЕЙ Д. ТРАМПА ПОДХОДОВ К РАЗВИТИЮ ОТНОШЕНИЙ С ЕВРОПЕЙСКИМ СОЮЗОМ ПОСЛЕ ПРЕЗИДЕНТСТВА Б. ОБАМЫ»

Столыпинский вестник №3/2022

Êt

Столыпинский вестник

Научная статья Original article УДК 94

КОРРЕКТИРОВКА АДМИНИСТРАЦИЕЙ Д. ТРАМПА ПОДХОДОВ К РАЗВИТИЮ ОТНОШЕНИЙ С ЕВРОПЕЙСКИМ СОЮЗОМ ПОСЛЕ ПРЕЗИДЕНТСТВА Б. ОБАМЫ

D. TRUMP ADMINISTRATION'S ADJUSTMENT OF APPROACHES TO THE DEVELOPMENT OF RELATIONS WITH THE EUROPEAN UNION AFTER THE PRESIDENCY OF B. OBAMA

Гончаренко Валерия Юрьевна, магистр, Российский государственный гуманитарный университет, Российская Федерация, Москва

Valeriia Yu. Goncharenko, Russian state university for the humanities, Moscow, Russia

Аннотация

Цель: рассмотреть изменение подходов администрации 45-го президента США к выстраиванию отношений со странами Европейского Союза с 2017 по 2020 год. Для более детального понимания таких изменений анализируется также уровень американо-европейских отношений, достигнутый к концу президентства Б. Обамы. Внешнеполитическое наследие бывшего президента представляет собой основу для формирования нового внешнеполитического курса США по отношению к Европейским союзникам.

Оно объясняет возникновение предпосылок к расширению спектра противоречий в отношениях США и ЕС в период президентства Д. Трампа.

Методы: методология исследования предполагает использование историко-генетического и историко-сравнительного методов для формирования общей характеристики уровня отношений США и ЕС, достигнутого в годы президентства Б. Обамы, и их дальнейшего развития при Д. Трампе.

Результаты: выявлены различия в подходах администраций обоих президентов к выстраиванию отношений со странами Европейского Союза и основные противоречия в евро-атлантических отношениях, сформировавшиеся при Б. Обаме и обострившиеся при Д. Трампе.

Выводы: при президентстве Д. Трампа произошла самая значительная за всю историю развития транс-атлантических отношений деградация взаимоотношений США и ЕС в таких сферах, как экономика, энергетика и военно-политическое сотрудничество. Уровень внешнеполитического наследия, достигнутый к концу президентского срока Б. Обамы серьёзно пострадал при корректировке Вашингтоном подходов к выстраиванию взаимоотношений с Европейскими союзниками. Однако фундамент сотрудничества США и ЕС разрушен не был. Основы трансатлантического партнёрства на сегодняшний день являются достаточно прочными.

Abstract

Object: to consider the change in the approaches of the administration of the 45th President of the United States to relations with the countries of the European Union from 2017 to 2020. The level of US-European relations reached by the end of B. Obama's presidency is also analyzed for a more complete understanding of such changes. The foreign policy legacy of the former president is the basis for the formation of a new US foreign policy towards its European allies. It explains the emergence of prerequisites for expanding the range of contradictions in relations between the US and the EU during the presidency of D. Trump.

Methods: the research methodology involves the use of historical-genetic and historical-comparative methods to form a general description of the level of relations between the US and the EU, achieved during the years of B. Obama's presidency, and their further development under D. Trump.

Results: differences in the approaches of both presidents' administrations to relations with the countries of the European Union and the main contradictions in Euro-Atlantic relations that were formed under B. Obama and aggravated under D. Trump were revealed.

Conclusions: under the presidency of D. Trump, the most significant degradation of US-EU relations in the entire history of the development of transAtlantic relations took place in such areas as the economy, energy and military-political cooperation. The level of foreign policy legacy achieved by the end of B. Obama's presidential term was seriously affected when Washington adjusted its approaches to building relationships with European allies. However, the foundation of US-EU cooperation was not destroyed.

Ключевые слова: США; Европейский Союз; Дональд Трамп; Барак Обама; трансатлантическое сотрудничество.

Keywords: USA; the European Union; Donald Trump; Barak Obama; transatlantic relationship.

Введение

Взаимодействие ключевых акторов международных отношений оказывает наибольшее влияние на мировую политику. На сегодняшний день такими акторами являются США и страны Европейского Союза. От их сотрудничества по решению ряда региональных и глобальных вопросов зависит, прежде всего, стабильность сложившейся системы международных отношений.

Выборы президента в США оказывают значительное влияние не только на американский внешнеполитический курс, но и на формирование

глобальной повестки в международных отношениях. Смена власти в США -фактор, который определяет дальнейшее развитие международного сотрудничества. Вашингтон по-прежнему удерживает за собой позицию гегемона в мире. Д. Трамп победил на выборах в 2016 году и в 2017 году стал главой американского государства. На новоизбранного президента возлагались большие надежды по корректировке внешнеполитического курса, с учётом внутри- и внешнеполитического наследия. Подходы администраций Д. Трампа и Б. Обамы к решению ряда международных проблем зачастую были принципиально разными. Различия в определении президентами места Вашингтона в мире должны были привести к полной смене американской риторики на мировой арене.

Материалы и методы

Методологическая основа включает в себя анализ, изучение и сравнение новых, слабоизученных материалов; анализ влияния отношений между США и Европейским Союзом на процессы мировой политики. Были использованы следующие методы исследования: историко-генетический, и историко-сравнительный. Историко-генетический метод используется для воссоздания полной картины уровня взаимоотношений США и Европейского Союза, достигнутого к моменту вступления Д. Трампа в должность президента США. Историко-сравнительный метод помогает изучить общие и различные черты в подходах Б. Обамы и Д. Трампа к выстраиванию отношений с Европейским Союзом и проанализировать корректировку Д. Трампом внешнеполитического курса по отношению к ЕС.

Литературный обзор

Информационной базой являются труды таких выдающихся специалистов в области международных отношений, как Э.А. Позднякова, А.В. Торкунова, Л. Леонтьева, Дж. Розенау и др., которые в системном порядке излагают основные теоретические сведения по данной проблематике.

На основе работ этих авторов были проведены исследования и сделаны существенные выводы, ставшие основой статьи.

Базу источников данного исследования составили такие источники официального происхождения, как: архивные документы Европейской Комиссии, стратегические документы Белого дома - Стратегия национальной безопасности США 2010 и 2017 года, тексты Антлантической и Трансатлантической декларации, Новой Трансатлантической Повестки Дня, Плана Совместных действий США и ЕС, выступления и речи американских и европейских политиков, новостные сводки по проблематике исследования.

Уровень американо-европейских отношений, достигнутый к концу

президентства Б. Обамы Трансатлантические отношения представляют собой комплекс взаимоотношений Соединённых Штатов Америки и Европейского Союза (в особенности сотрудничество США и стран Западной Европы, которые олицетворяют опору экономического партнёрства Вашингтона и Брюсселя)[1] в политической, экономической, военной и культурно-идеологической сфере.

В развитии трансатлантических отношений, основанных на взаимовыгодном партнёрстве США и стран Европейского Союза, значительную роль, начиная с 1945 года, играли Соединённые Штаты Америки. Белый дом, отказавшись от политики изоляционизма, после Второй мировой войны стал активно вмешиваться в дела ослабленной после опустошительной войны Европы. «Великая республика по ту сторону океана... протянула руку помощи и покровительства»[2] европейским странам, что положило начало сотрудничеству Вашингтона и стран Европы. Помимо усиления экономической взаимозависимости, которая стала углубляться с созданием и постепенным расширением Европейского Союза, с 1949 года активно расширялось военное сотрудничество со странами Европы[3]. Вашингтон исторически выступал гарантом безопасности для стран ЕС, что накладывало на них определённые обязательства не только в

рамках Североатлантического альянса, но и в формировании общей политики Брюсселя. Таким образом, интеграция США и стран Европы в экономической и военной сфере ещё в середине ХХ века стала первым шагом к усилению зависимости Европейского Союза в политической сфере. С 1945 года США внесли и продолжают вносить значимый вклад в объединение Европы и обеспечение её безопасности, поэтому большинство государств-членов международной организации находятся в их сфере влияния[4].

В середине 70-х гг. прошлого века значительные успехи в развитии экономики позволили странам Европы устранить отставание от США во многих сферах, что, в свою очередь, предоставило ЕС возможность выстраивать более независимую внешнюю политику [5]. Подписание Трансатлантической декларации в 1990 году показало, что, несмотря на желание США удержать ЕС в орбите своего влияния, Белый дом стал близок к тому, чтобы воспринимать Брюссель как равного по силе, важного стратегического союзника[6]. Декларация закрепила курс на дальнейшую интеграцию трансатлантических отношений в области торговли; кроме того, документ подчёркивал значимость общего исторического наследия сторон, составившего общую ценностную основу отношений США и ЕС, и необходимость более тесного всеобъемлющего сотрудничества по вопросам науки, культуры, образования, экологии [7].

Процесс создания Европейского Союза как целостного интеграционного объединения завершился подписанием Маастрихтского договора в 1992 году. После того, как документ вступил в силу, наметилась тенденция превращения наднациональной международной организации в отдельный глобальный центр силы [8]. Это повлекло за собой необходимость корректировки курса Белого дома в отношениях с ЕС, так как Белый дом начал опасаться возникновения конкуренции НАТО и Европейского Союза. Говорить о создании отдельного европейского военного блока было рано, однако Вашингтон не исключал такой возможности [9].

Администрация Билла Клинтона поспешила взять на себя роль «программирующего лидера» в отношениях со странами ЕС, которой Вашингтон придерживался и впоследствии. Она обозначила вектор развития евро-атлантических отношений. В 1 995 году была подписана Новая трансатлантическая повестка дня, провозгласившая принцип «неделимости трансатлантической безопасности». Документ подчёркивал важность сотрудничества в рамках Североатлантического альянса как центра трансатлантической безопасности. Отдельно были выделены процессы расширения НАТО и Европейского Союза[10]. Согласно НТП, расширения Организации Североатлантического договора и ЕС были названы независимыми друг от друга, однако позднее стали рассматриваться как взаимодополняющие. Вступление в НАТО стало подразумевать собой обязательное условие для вступления в Европейский Союз. Среди наиболее значимых достижений в развитии партнёрства Европейского Союза и США, оказавшего заметное влияние на трансатлантические связи, стало подписание соглашения об «открытом небе», вступившего в силу в 2008 году[11]. Документ открыл новые возможности развития коммерческой деятельности в области трансатлантических перелётов [12].

Однако срок президентства Дж. Буша-младшего негативно сказался на развитии американо-европейских взаимоотношений: отношение к странам Европы как к младшему партнёру, пренебрежение нормами международного права в решении региональных конфликтов и вовлечение в них стран Европы, силовой политический курс - всё это привело к тому, что с конца 2003 года и вплоть до финала предвыборной гонки 2008 года отношения США и ЕС оставались прохладными, а лидеры европейских стран были настроены враждебно по отношению к политике, проводимой Белым домом.

Говоря о «жёсткой силе» в американо-европейских отношениях, справедливо будет упомянуть, что США исторически воздействовали на страны Европейского Союза, опираясь не только на рычаги военно-

политической мощи. Отдельным, не менее эффективным подвидом международно-политических связей ЕС и США являются культурные. Они могут быть представлены в различных формах. Одной из таких форм является сотрудничество в области науки, создание различных совместных аналитических центров, а также использование мягкой силы, которая была признана экспертами международных отношений как более эффективный инструмент влияния на партнёров.

Несмотря на различные рычаги влияния, используемые Вашингтоном во взаимоотношениях с Европейским Союзом, до прихода к власти в США Барака Обамы отношения между партнёрами оставались напряжёнными.

На 21 саммите НАТО в 2009 году Б. Обама отметил, что готов развивать взаимоотношения с Европейским Союзом в «правильном направлении», так как до этого США «не были приемлемым партнёром для стран Европейского Союза», он подчеркнул, что «только совместные усилия Вашингтона и Брюсселя помогут партнёрам преодолеть вызовы XXI века» [13]. Эти тезисы позднее были отражены в Стратегиях национальной безопасности США.

С приходом к власти в США в 2009 году Б. Обамы, занимавшем президентское кресло на протяжении восьми лет, была принята Стратегия национальной безопасности 2010 года[14]. Впервые отдельное внимание уделялось вопросам поддержания сложившегося миропорядка с помощью союзников США в Европе, закреплялся статус Европы (т.е. стран Европейского Союза) как наиболее важного стратегического партнёра Соединённых Штатов Америки. Схожая концепция отражена и в СНБ 2017 года, где многостороннему диалогу с Европой по вопросам экономики и безопасности уделяется особое внимание [15]. Таким образом, именно при администрации Б. Обамы сотрудничество с Европейским Союзом приобрело приоритетное значение.

Возникает идея амбициозного проекта по созданию Трансатлантического торгового и инвестиционного партнёрства, призванного

углубить экономические связи между партнёрами и минимизировать, а затем устранить нетарифные барьеры, затрудняющие экономическое сотрудничество. Нельзя не упомянуть и пакет антироссийских санкций, направленных на сдерживание политики России в Восточной Европе. События на Украине стали одним из факторов, который позволил США напомнить странам Европы об исключительной важности роли НАТО как механизма коллективной защиты и сплотить страны Европейского Союза и Вашингтон против нового «другого». Этот фактор в некоторой степени объединил Европу и США, заставив на некоторое время забыть о разногласиях и действовать как единый слаженный механизм.

Уровень достигнутых отношений между США и Европейским Союзом с приходом к власти в США Б. Обамы и вплоть до завершения его второго президентского срока положительно сказался на развитии американо-европейских отношений. У бывшего президента США была хорошая база соглашений, подписанных предыдущими администрациями, ставшая фундаментом для долгосрочных крепких партнёрских отношений. Наработанные в ходе исторического взаимодействия связи со странами Европейского Союза позволили избежать значительных разногласий, несмотря на некоторые проблемные моменты в отношениях Брюсселя и Вашингтона. Президентство Б. Обамы ознаменовалось улучшением отношений с Европой, однако курс, выбранный Д. Трампом, в значительной мере перечеркнул успехи, достигнутые администрацией экс-президента США.

Корректировка Вашингтоном подходов к развитию отношений с Европейским Союзом после избрания президентом США Д. Трампа

Дональд Трамп вступил в должность президента США в начале 2017 года. Однако, с победой Дональда Трампа на выборах, возможность анализировать развитие дипломатического вектора США стала весьма проблематичной ввиду непредсказуемости человека, которому конституцией дано право определять внешнеполитический курс мировой сверхдержавы. В

новой Стратегии национальной безопасности, опубликованной Белым домом в 2017 году, были обозначены новые приоритеты внешней политики. Дональд Трамп определил «распространение американского влияния в мире» одним из ключевых векторов американской внешней политики [16]. Администрация, пришедшая на смену Б. Обаме и демократам, провозгласила новый внешнеполитический вектор развития отношений как с партнёрами и союзниками, так и со странами, которые, по мнению Вашингтона, угрожают национальной безопасности США. Согласно данной стратегии, сотрудничество с европейскими партнёрами было определено стратегически важным, а развитию трансатлантических отношений уделялся особый приоритет. Однако сразу же после вступления Д. Трампа на пост президента США и принятия президентом первых решений, в американо-европейских отношениях наметились проблемы. В этой связи необходимо подчеркнуть, что реалистские взгляды Д. Трампа на выстраивание отношений с партнёрами шли вразрез с либеральными взглядами Б. Обамы.

Во-первых, один из немногих подходов к выстраиванию трансатлантических отношений, который не изменился со времён холодной войны, и который разделяли все без исключения президенты США, базируется на твёрдой убеждённости американских политических элит в том, что экономический и военно-политический потенциал стран Европейского Союза значительно ниже американского. Таким образом, Д. Трамп, как и его предшественники, не видел оснований для слишком критического отношения Европы к политике, проводимой Вашингтоном [17].

Во-вторых, действия Д. Трампа на мировой арене осложнялись тем, что президент считал партнёрские связи, в том числе и традиционные, которые не приносят его стране достаточной прибыли или политической выгоды, бесполезными. Этот президент США измерял международные связи в денежном эквиваленте [18].

В-третьих, Д. Трамп придерживался реалистских взглядов на отношения с партнёрами, не пренебрегал силовыми методами и средствами «жёсткой силы». Так, например, президент США был уверен, что с помощью жёстких методов партнёров легче вынудить пойти на соглашения, которые Вашингтон считает выгодными. Те экономические меры, которые он использовал для того, чтобы сделать Америку «вновь великой», являлись, в основном, признаками протекционизма, что вредило отношениям с европейскими партнёрами.

Специфика внешнеполитического курса Д. Трампа расширила спектр противоречий между США и ЕС. Так, объектом критики сразу после вступления в должность 45-го президента США стала Организация Североатлантического альянса. Немного позднее Д. Трамп опроверг свои слова о том, что военно-политический блок устарел, однако столь резкое заявление заставило европейских политиков задуматься о целесообразности трат на оборону в рамках альянса и финансировании военных операций, которые в полной мере не отвечают интересам Евросоюза[19]. Ситуация с НАТО яркий пример влияния текущего курса взаимодействия США с союзниками (как в рамках военно-политического альянса, так и в других значимых аспектах отношений) на пересмотр и корректировку странами Европы подходов к трансатлантическому партнёрству. Так, например, лидеры стран Европейского Союза высказали мнение о том, что европейские страны должны больше полагаться на собственные силы в вопросах обороны, что, в свою очередь, привело к возрождению идеи создания на базе Европы отдельного военного блока.

Европейские союзники Вашингтона крайне болезненно отнеслись к намерению Д. Трампа ввести торговые ограничения на ввоз товаров из ЕС. В то время как предыдущая американская администрация продвигала идею либерализации трансатлантической торговли, пришедший к власти в начале 2017 года Д. Трамп начал чуть ли не торговую войну со своим наиболее

значимым союзником. В силу наднациональности Европейского Союза выстраивание грамотной торговой политики стран ЕС, в условиях торговой войны, требует консолидации усилий всех стран, входящих в состав интеграционного объединения и выработки общей политики, которая бы позволила не нести убытки, а активно противостоять протекционистским взглядам Д. Трампа. Необходимо отметить, что своими резкими действиями Д. Трамп подталкивал страны Евросоюза к созданию в европейском регионе самостоятельного полюса силы, который сможет бросить вызов американской гегемонии в мире.

Основные противоречия в отношениях США и ЕС, проявившиеся в период президентства Д. Трампа

Выступая на 73 Генеральной Ассамблее ООН Президент США Дональд Трамп своим знаменитым высказыванием «America First» [20] подчеркнул, что Соединённые Штаты Америки будут заниматься в основном своими внутренними проблемами. Однако турбулентность международной среды заставила Белый дом продолжать отстаивать свои интересы в европейском регионе, что привело к обострению старых и появлению новых противоречий между ведущими акторами международных отношений.

К проблемам экономических взаимоотношений, усилившимся при Д. Трампе, можно отнести заморозку ТТИП и проблему повышения тарифных и нетарифных ограничений на импорт товаров как со стороны ЕС, так и со стороны США[21]. Переговоры по Трансатлантическому торговому и инвестиционному партнёрству были сорваны, так как США продавливали свои интересы в положениях документа, с чем категорически не были согласны европейцы, которые «не захотели подчиняться американским требованиям» [22]. С приходом Д. Трампа к власти в США усилились протекционистские настроения Белого дома в экономике, что сделало перспективы возобновления переговоров по ТТИП крайне сомнительными[23].

Экономический протекционизм в политике Д. Трампа вёл, по мнению европейских политиков, к возобновлению торговой войны [24]. Несмотря на регулярные заявления Белого дома о «поддержании принципов взаимовыгодной и свободной торговли», США ввели дополнительные пошлины более чем на 150 видов товаров из Европы, включая алюминий и сталь. Кроме того, в качестве показательного примера использования в качестве рычага политического и экономического давления на страны ЕС можно привести угрозы со стороны администрации США ввести 25-35% пошлины на импорт европейских автомобильных запчастей. Таким образом, успехи, которые были достигнуты предыдущей администрацией США, сводились на нет решениями новой администрации, которые снижали уровень сотрудничества Брюсселя и Вашингтона[25].

К блоку энергетических проблем относилась, в первую очередь, проблема противодействия США реализации проекта «Северный Поток-2» в Европе. Страны-лидеры ЕС были заинтересованы в поставках российского газа, так как относительно дешёвые (по сравнению с американскими) углеводороды, импортируемые из России, являлись основой обеспечения энергетической безопасности стран Европейского Союза. Против проекта «СП-2» выступали все предыдущие администрации США (Дж. Буш-младший, Б. Обама), ещё на той стадии, когда идея создания этого проекта ещё только обсуждалась. Дональд Трамп не является исключением. Он придерживался заданного внешнеполитического вектора по этому вопросу. Однако практически все решения и действия 45-го президента США носили резкий характер, в то время как, например, администрация Б. Обамы не оказывала политического давления на ЕС по поводу строительства «СП-2», а всего лишь агитировала страны Европы диверсифицировать поставки природного газа в европейские страны. В целом, Д. Трамп поддерживал заданный предыдущей администрацией курс по продвижению американских углеводородов на европейские рынки. Отличались только методы достижения цели: немецкие

компании, которые принимали участие в строительстве газопровода, неоднократно подвергались давлению с американской стороны с требованием немедленно прекратить участие в проекте «Северный Поток-2». В противном случае они могли попасть под американские санкции [26].

Проблемы военно-политического характера касались в основном требований США к европейским союзникам повысить расходы на оборону НАТО и нарастанием среди европейских союзников по Североатлантическому альянсу недовольства данным военно-политическим блоком. Перспектива создания объединённых вооружённых сил Европы хоть и относится к фактору, осложняющему взаимоотношения США и ЕС, но на сегодняшний день она довольно размыта и вряд ли возможна в обозримой перспективе.

Подводя итог, с учётом всех накопившихся проблем в отношениях между Соединёнными Штатами Америки и Европейским Союзом, стоит отметить, что, невзирая на дальнейшее ухудшение качества трансатлантических отношений, деградация которых будет продолжаться как минимум до конца президентского срока Д. Трампа, фундамент сотрудничества США и ЕС разрушен не будет. Основы трансатлантического партнёрства на сегодняшний день являются достаточно прочными.

Список литературы:

1. Transatlantic relations - How to achieve more // URL: https://vm.ee/sites/default/files/content-editors/Jaap_Ora_0.pdf (дата обращения: 16.04.2020).

2. Речь Уинстона Черчилля в Цюрихском университете // URL: https://diïetant.media/artides/37281719/ (дата обращения: 13.04.2020).

3. Арбатова Н. К. Европеизм и атлантизм в политике стран Европейского союза. - М.:, ИМЭМО РАН, 2009. - С. 1-3.

4. Петровская О.В. США и Китай как факторы европейского интеграционного процесса // ЕС в фокусе интересов США и Китая:

Сферы взаимодействия и векторы конкуренции. - М.: РИСИ, 2019. - С. 116.

5. Барановский В. Г. Европейское сообщество в системе международных отношений : специальность 07.00.05 «История международных отношений и внешней политики» : диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук / Барановский В.Г. ; МГИМО. -М.:1985. - 537 c.

6. Transatlantic Declaration on EC-US Relations, 1990 // URL: https://www.europarl.europa.eu/cmsdata/124320/trans_declaration_90_en.pdf (дата обращения: 19.04.2020).

7. Арбатова Н.К. Указ. соч. С. 6.

8. Гаджиев К.С. Введение в геополитику. - М.: Логос, 1998. - 214 с.

9. Арбатова Н.К. Указ. соч. С. 7.

10. The New Transatlantic Agenda // European External Action Service URL: http: //eeas. europa.eu/us/docs/new_transatlantic_agenda_en.pdf (дата обращения: 30.03.2020).

11. EU-US Air Transport Agreement // European Comission URL: https://ec.europa.eu/transport/sites/transport/files/2017-eu-us-air-transport-agreement-factsheet.pdf (дата обращения: 22.04.2020).

12. EU-US Aviation Relationships // European Comission URL: https://ec.europa.eu/transport/modes/international-aviation-united-states_en (дата обращения: 22.04.2020).

13. Леонтьев Л., Поздняков Э.А. Системный подход и международные отношения. - М.: «Наука», 1976. - 169 с.

14. Кукеева Ф.Т. Трансатлантическая парадигма президента Обамы / Ф.Т. Кукеева // Вестник КазНУ им.Аль-Фараби сер.междунар.отнош.и междунар.право. - 2010. - т.(№5-6). - С.33-40.

15. Конышев В. Н., Сергунин А. А. Стратегия национальной безопасности Б.Обамы: состоялось ли радикальное обновление? // Обозреватель. -2010. - № 12. - С. 87-95.

16. National Security Strategy of the United States of America. United States. White House Office. - 2017. - Р. 47. - Mode of access: https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2017/12/NSS-Final-12-18-2017-0905.pdf

17. National Security Strategy of the United States of America. Op. cit. Р. 47.

18. Алимов А.А. Глобальная политика Д. Трампа, 45-го президента США: попытка политического анализа // Общество. Среда. Развитие. - 2018, № 2. - С. 34-39.

19. Уткин С.В. Фактор Трампа в трансатлантических отношениях: реакция Европейского Союза // Проблемы европейской безопасности. - 2018. - № 1. - С. 25-45.

20. Уткин С.В. Указ. соч. С. 30-31

21. Read Trump's speech to the UN General Assembly // Vox URL: https://www.vox.com/2018/9/25/17901082/trump-un-2018-speech-full-text (дата обращения: 8.01.2020).

22. Куимов П.Г., Синицын И.М. Экономический терроризм США в отношении Европы, России и других стран // Власть. - М.: 2018. - С. 2-3.

23. Белинский А.В., Никуличев Ю.В. Американские горки: Эволюция отношений между США и ФРГ в 1989-2019 гг. С. 145-148.

24. Портанский А. США - Европа: союзнические отношения под угрозой // Современная Европа. - М.: 2019. - №6. - С. 32-34.

25. Золотарёв В.А., Трунов Ф.О. Вопросы обеспечения атлантической солидарности европейских партнеров США на современном этапе // Актуальные проблемы Европы. - М.: 2019. - С. 39

26. Amerikas Botschafter droht deutschen Firmen mit Sanktionen // Frankfurter Allgemeine Zeitung URL: https://www.faz.net/aktuell/wirtschaft/amerikas-

botschafter-droht-deu tschen-firmen-mit-sanktionen-15986058.html (дата обращения: 22.04.2020).

References:

1. Transatlantic relations - How to achieve more // URL: https://vm.ee/sites/default/files/content-editors/Jaap_Ora_0.pdf (accessed: 04/16/2020).

2. Winston Churchill's speech at the University of Zurich // URL: https://diletant.media/articles/37281719 / (accessed: 04/13/2020).

3. Arbatova N. K. Europeanism and Atlanticism in the politics of the European Union. - M.:, IMEMO RAS, 2009. - pp. 1-3.

4. Petrovskaya O.V. The USA and China as factors of the European integration process // The EU in the focus of the interests of the USA and China: Spheres of interaction and vectors of competition. - M.: RISI, 2019. - p. 116.

5. Baranovsky V. G. The European Community in the system of international relations : specialty 07.00.05 "History of international relations and foreign politicians" : dissertation for the degree of Doctor of Historical Sciences / Baranovsky V.G. ; MGIMO. - Moscow: 1985. - 537 p.

6. Transatlantic Declaration on EC-US Relations, 1990 // URL: https://www.europarl.europa.eu/cmsdata/124320/trans_declaration_90_en.pdf (date of reference: 04/19/2020).

7. Arbatova N.K. Decree. op. s. 6.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Gadzhiev K.S. Introduction to Geopolitics. - Moscow: Logos, 1998. - 214 p

9. Arbatova N.K. Decree. op. P. 7.

10. The New Transatlantic Agenda // European External Action Service URL: http://eeas.europa.eu/us/docs/new_transatlantic_agenda_en.pdf (accessed: 30.03.2020).

11. EU-US Air Transport Agreement // European Commission URL: https://ec.europa.eu/transport/sites/transport/files/2017-eu-us-air-transport-agreement-factsheet.pdf (accessed: 04/22/2020).

12. EU-US Aviation Relations // European Commission URL: https://ec.europa.eu/transport/modes/international-aviation-united-states_en (date of address: 22.04.2020).

13. Leontiev L., Pozdnyakov E.A. System approach and international relations. -M.: "Science", 1976. - 169 p.

14. Kukeeva F.T. Transatlantic paradigm of President Obama / F.T. Kukeeva // Bulletin of KazNU named after Al-Farabi ser.mezhdunar.relationship.and international.pravo. - 2010. - T.(No.5-6). - pp.33-40.

15. Konyshev V. N., Sergunin A. A. The national Security Strategy of Barack Obama: has a radical renewal taken place? // Browser. - 2010. - No. 12. - pp. 87-95.

16. National Security Strategy of the United States of America. United States. White House Office. - 2017. - p. 47. - Mode of access: https://www.whitehouse .gov/wp-content/uploads/2017/12/NSS-Final-12-18-2017-0905.pdf

17. National Security Strategy of the United States of America. Op. cit. p. 47.

18. Alimov A.A. The global policy of D. Trump, the 45th President of the United States: an attempt at political analysis // Society. Wednesday. Development. -2018, No. 2. - pp. 34-39.

19. Utkin S.V. The Trump factor in transatlantic relations: the reaction of the European Union // Problems of European security. - 2018. - No. 1. - pp. 2545.

20. Utkin S.V. Decree. op. pp. 30-31

21. Read Trump's speech to the UN General Assembly // Vox URL: https://www.vox.com/2018/9/25/17901082/trump-un-2018-speech-full-text (accessed: 8.01.2020).

22. Kuimov P.G., Sinitsyn I.M. Economic terrorism of the USA against Europe, Russia and other countries // Power. - M.: 2018. - pp. 2-3.

23. Belinsky A.V., Nikulichev Yu.V. Roller coaster: The evolution of relations between the USA and Germany in 1989-2019. pp. 145-148.

24. Portansky A. USA - Europe: allied relations under threat // Modern Europe. -Moscow: 2019. - No. 6. - pp. 32-34.

25. Zolotarev V.A., Trunov F.O. Issues of ensuring Atlantic solidarity of European partners of the USA at the present stage // Actual problems of Europe. - M.: 2019. - p. 39

26. Amerikas Botschafter droht deutschen Firmen mit Sanktionen // Frankfurter Allgemeine Zeitung URL: https://www.faz.net/aktuell/wirtschaft/amerikas-botschafter-droht-deu tschen-firmen-mit-sanktionen-15986058.html (accessed: 04/22/2020).

© Гончаренко В.Ю., 2022 Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» №3/2022.

Для цитирования: Гончаренко В.Ю., КОРРЕКТИРОВКА АДМИНИСТРАЦИЕЙ Д. ТРАМПА ПОДХОДОВ К РАЗВИТИЮ ОТНОШЕНИЙ С ЕВРОПЕЙСКИМ СОЮЗОМ ПОСЛЕ ПРЕЗИДЕНТСТВА Б. ОБАМЫ// Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» №3/2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.