Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2022. Т. 9, № 1 (33). С. 182-191. УДК 327(4+7)
Б01 10.24147/2312-1300.2022.9(1).182-191
О. Г. Лекаренко
ИЗМЕНЕНИЯ В ОТНОШЕНИЯХ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА С США ПОСЛЕ ПРИХОДА АДМИНИСТРАЦИИ ДЖ. БАЙДЕНА
Политика Д. Трампа, который поставил национальные интересы Америки выше глобального управления, вызвала серьёзный кризис в отношениях Европейского Союза (ЕС) с США. После победы Дж. Байдена на президентских выборах в США единая Европа получила исторический шанс произвести «перезагрузку» трансатлантических отношений. В статье на основе официальных документов ЕС и США анализируются усилия обеих сторон по восстановлению американо-европейского партнёрства от избрания Дж. Байдена президентом США (ноябрь 2020 г.) до проведения саммита ЕС-США в Брюсселе (июнь 2021 г.). В принятом по итогам брюссельского саммита заявлении были сформулированы основные направления взаимодействия ЕС и США. Делается вывод о том, что после смены правительства в Вашингтоне в отношениях ЕС-США наступило заметное потепление, которое может быть основой для развития дальнейшего сотрудничества между трансатлантическими партнёрами.
Ключевые слова: Дж. Байден; внешняя политика США; Европейский Союз; Д. Трамп; трансатлантические отношения.
Со времени подписания «Трансатлантической декларации» (1990) и «Новой трансатлантической повестки дня» (1995), заложивших институциональную основу отношений между Европейским Союзом (далее также - ЕС, Союз) и США, прошло более четверти века. В течение этого времени сотрудничество США с единой Европой развивалось волнообразно, пережив несколько подъёмов и спадов. На развитие отношений ЕС-США влияла незавершённость процесса европейской интеграции, внутриполитические изменения в США, а также многочисленные внешние вызовы трансатлантическому единству. Последний спад в американо-европейских отношениях был вызван политикой американского президента-республиканца Д. Трампа, который поставил национальные интересы США выше глобального управления. Интуитивно полагая, что глобальная политика - это игра с нулевой суммой, Д. Трамп утверждал, что США не смогли использовать свою превосходящую силу, чтобы добиться лучших условий от международных партнёров. Он язвительно отзывался о международных союзах и торговых режимах, которые являлись неотъемлемой
частью созданного под руководством США послевоенного либерального порядка. Приоритетом для Д. Трампа было не сохранение международного порядка, а победа в жёсткой конкурентной борьбе на глобальной арене. Сомнения Д. Трампа в неприкосновенности международных долгосрочных обязательств Америки, в частности в американских гарантиях стабильности в Европе, внесли весомый вклад в ухудшение трансатлантических отношений [1, р. 80].
Внешнеполитические цели правительства Д. Трампа остались такими же, как у демократической администрации Б. Обамы (включая противодействие терроризму и распространению оружия массового поражения, разворот в сторону Азиатско-Тихоокеанского региона), но политику президента-республиканца отличали сравнительное отсутствие интернационализма и открытая критика союзников [2, р. 548-549]. Д. Трамп неоднократно обрушивался с резкой критикой на ЕС и Организацию Североатлантического договора (далее также - НАТО), а также на отдельных лидеров европейских стран [3, р. 513]. Он в позитивных тонах комментировал выход Великобритании из ЕС, таким об-
разом по сути открыто выступая за дезинтеграцию, если не крах всего европейского проекта [4, с. 55-56]. Д. Трамп требовал от Германии и других членов НАТО увеличить расходы на оборону, угрожая в противном случае отказом США от обязательств коллективной защиты (по ст. 5 Североатлантического договора). В годы президентства Д. Трампа обострились торговые противоречия между США и ЕС. Правительство Д. Трампа повысило тарифы на ряд европейских товаров, заморозило переговоры о заключении Трансатлантического торгового и инвестиционного партнёрства (далее -ТТИП), активно сопротивлялось попыткам Европы заставить таких гигантов, как Google и Facebook, платить налоги там, где они получают прибыль, а не на родине - в Америке. Д. Трамп вывел США из ядерной сделки с Ираном и Парижского соглашения о борьбе с изменением климата, поддерживаемых ЕС. Он парализовал работу Всемирной торговой организации (далее - ВТО) и прекратил финансирование Всемирной организации здравоохранения в самый разгар пандемии коро-навируса. Своей политикой односторонних действий Д. Трамп нанёс серьёзный удар по отношениям с ЕС и поставил под сомнение американское лидерство в Североатлантическом альянсе.
Несмотря на жёсткую риторику Д. Трампа, Соединённые Штаты вряд ли могли полностью отказаться от Европы. Министерство обороны, являющееся одним из ключевых игроков в бюрократической машине США, указывало на ценность союза с Европой как средство «сдерживания» России и проецирования военной мощи США на Африку, Средиземноморье и Большой Ближний Восток через передовые базы и центры планирования. Однако лоббирование со стороны Пентагона не могло поколебать уверенность Д. Трампа в том, что европейцы безоговорочно полагаются на американские гарантии безопасности и не хотят вносить достаточный вклад в НАТО. Он рассматривал союзы не как стратегическое партнёрство, основанное на общих интересах и ценностях, а как транзакционные сделки, в которых более слабые партнёры должны платить за оборонные гарантии США. Таким образом, давняя проблема неравномерного распределения
бремени в НАТО (на США приходится около 70 % оборонных расходов альянса) из «раздражающей превратилась почти в экзистенциальную» [1, р. 80].
Д. Трамп не видел особого смысла в поддержании евроатлантических структур, особенно ЕС. По его мнению, интересам США отвечала более слабая Европа. Стратегия Д. Трампа была направлена на ослабление политического влияния ЕС посредством сокращения торгового дефицита и ослабления многостороннего экономического и торгового управления. Набрасываясь на «экономических врагов» США, таких как Китай или ЕС, Д. Трамп вначале был несколько сдержаннее в отношении Европы, но вскоре дал понять, что рассматривает европейцев не столько как союзников и партнёров, сколько как соперников и конкурентов [5, р. 106]. В марте 2018 г. по соображениям национальной безопасности (ст. 232 Закона о расширении торговли 1962 г.) он ввёл пошлины на импорт всей стали и алюминия, которые поступали в США. Хотя первоначально Европейскому Союзу было предоставлено исключение, оно истекло в мае 2018 г., после чего пошлины распространились на производителей из ЕС. Европейский Союз отреагировал на политику Д. Трампа введением собственных тарифов на импорт товаров из США в размере 3,2 млрд долларов и пригрозил ввести дополнительные тарифы в случае эскалации торгового конфликта.
Повысив тарифы на сталь и алюминий, Д. Трамп вызвал раскол в ЕС между странами-экспортёрами, такими как Германия, и странами Центральной и Восточной Европы, которые слишком дорожили американскими гарантиями безопасности, чтобы ввязываться в торговую войну с США. Хотя повышение тарифов принесло ущерб европейской торговле, эффективность и жизнеспособность данного инструмента торговой политики США были весьма сомнительными. Существовала большая вероятность того, что тарифы будут отменены после смены власти в Белом доме. Большую опасность для ЕС представляла глубоко укоренившаяся враждебность Д. Трампа к юридически обязательным торговым правилам вне зависимости от того, были ли они установлены на многостороннем (ВТО) или на региональном уровне
(ТТИП). Учитывая, что Европейский Союз работает как мощный магнит, привлекая импорт со всего мира и побуждая другие страны соблюдать нормативные стандарты ЕС, отказ США от поддержки многосторонних торговых режимов может привести к тому, что Европе будет труднее оказывать влияние на процесс установления стандартов. Она также может стать более уязвимой для экономического проникновения Китая, который отреагировал на торговую войну Трампа, начав так называемое «наступление очарования» в отношении ЕС и наиболее важных в экономическом и технологическом отношении стран Европы. При Д. Трампе обострился старый спор о государственных субсидиях авиастроительным компаниям. В октябре 2019 г. США обложили пошлинами в миллиарды долларов товары из ЕС за то, что он субсидировал компанию Airbus. Год спустя Брюссель тем же ответил на субсидии, которые Вашингтон предоставлял компании Boeing.
Положительное сальдо торгового баланса Европы с США, внушительное представительство ЕС в международных финансовых учреждениях и непоколебимая поддержка соглашений о свободной торговле серьёзно ограничивали способность администрации Д. Трампа ослабить ЕС [1, p. 81-83]. Европейский Союз является той платформой, с помощью которой европейцы могут взаимодействовать с США на равной основе, особенно по вопросам, связанным с торговлей и нормативными стандартами, и выступать единым фронтом в таких органах, как ВТО. В июне 2018 г. министр иностранных дел Германии Х. Маас заявил: «Общим ответом европейцев на "Америка прежде всего" должна быть "единая Европа"» .
В годы президентства Д. Трампа ослабление приверженности США многосторонним режимам вышло далеко за рамки торговли. По сравнению с торговой войной, гораздо более пагубные последствия для ЕС мог иметь отказ США от многосторонних усилий по обеспечению безопасности. Европа не располагает достаточными ресурсами, необходимыми для управления кризисами. ЕС может процветать только в условиях международного порядка, основанного на правилах. Европейцы традиционно полагались на «жёсткую силу» США, необходимую для
того, чтобы этот порядок функционировал и процветал. Д. Трамп же оспаривал само понятие глобального управления и совместного управления кризисами. В годы президентства Д. Трампа Америка вышла из ряда международных соглашений. Выход США из Парижского соглашения об изменении климата чрезвычайно усложнил европейские планы по борьбе с глобальным потеплением. Отказ США, занимающих второе место в мире по выбросам парниковых газов, играть по общим правилам может побудить других игроков уклониться от соблюдения принятых международных норм.
История ядерной сделки с Ираном наглядно продемонстрировала как отсутствие трансатлантической связи может подорвать европейские внешнеполитические усилия. Европейская дипломатия сыграла ключевую роль в предотвращении перерастания спора о ядерных амбициях Ирана в военное противостояние. Однако только после того, как администрация Б. Обамы присоединилась к созданной Европой структуре, в которую также входили Китай и Россия, стало возможным привлечь Иран к переговорам, итогом которых стало заключённое в 2015 г. соглашение, одобренное Организацией Объединённых Наций. Соглашение стало триумфом совместного многостороннего кризисного регулирования и наиболее значительным успехом во внешней политике ЕС, которое служило интересам Европы в области безопасности на Ближнем Востоке, нераспространения ядерного оружия и укрепления многосторонних институтов, таких как Международное агентство по атомной энергии. Выйдя из ядерной сделки с Ираном, правительство Д. Трампа не только технически нарушило условия соглашения, которые Иран соблюдал, но нанесло существенный ущерб позиции Европы. Более того, оно было полно решимости заставить европейские страны подчиниться политике США, угрожая наказать банки и компании ЕС, ведущие дела с Ираном, вторичными санкциями [1, р. 83-84]. Императив Трампа «Америка прежде всего» сделал стремление ЕС к достижению стратегической автономии более неотложной и фундаментальной задачей. В Брюсселе пытались выстраивать «взаимодействие с США на двух параллельных треках: путём
усиления собственного военного потенциала в координации с НАТО и через стремление наращивать "точки согласия" во взаимоотношениях с Вашингтоном, чтобы они в сумме преобладали над расхождениями» [4, с. 62].
Ещё в ходе предвыборной кампании кандидат от Демократической партии Дж. Байден дал ясно понять, что намерен пересмотреть внешнеполитические установки Д. Трампа и улучшить отношения с европейскими партнёрами. Победа Дж. Байдена на президентских выборах в США вызвала воодушевление в Европе. Европейские лидеры поспешили поздравить президента-демократа с победой. Глава Европейской комиссии У. фон дер Ляйен заявила о важности «обновлённого партнёрства» между США и единой Европой в меняющемся мире, а министр иностранных дел Германии Х. Маас предложил «перезагрузку трансатлантических отношений». В одном из своих интервью Маас отметил: «Байден дал понять, что он видит США на мировой арене как игрока командного, а не одиночного. Мы хотим, чтобы Запад снова выступал единым фронтом. Только сообща мы обладаем достаточным влиянием для утверждения наших ценностей во всём мире. Мы, европейцы, готовы к более активному участию в этом партнёрстве». Надежды ЕС на улучшение отношений с США подкреплялись послужным списком Дж. Байдена, который имел внешнеполитический опыт, занимал должности главы комитета внешних связей сената и вице-президента США при президенте Б. Обаме, а также провёл почти полвека на государственной службе. С приходом Дж. Байдена в Белый дом европейцы рассчитывали на развитие более предсказуемых и конструктивных отношений с США.
После победы Дж. Байдена на президентских выборах в ЕС заговорили о том, что смена администрации в США, наличие более уверенной в себе Европы и необходимость построения пост-коронавирусного мира предоставили уникальную возможность разработать новую трансатлантическую повестку дня для глобального сотрудничества2. Обновление повестки дня в отношениях США-ЕС рассматривалось европейцами как возможность усилить политический вес единой
Европы в мире. В документах ЕС отмечалось, что при работе над новой трансатлантической повесткой дня европейцы «не должны попасть в ловушку ложных дебатов, которые стремятся противопоставить более сильную Европу более сильному трансатлантическому партнёрству». В Европе считали, что «единый, дееспособный и самодостаточный Европейский Союз подходит как для Европы, так и для трансатлантического партнёрства и многосторонней системы -они взаимно усиливают, а не исключают друг друга». Именно в этом духе ЕС выдвинул предложение о «новой перспективной трансатлантической повестке дня для глобального сотрудничества, сосредоточенной на областях, где интересы совпадают, где коллективные рычаги воздействия могут быть наилучшим образом использованы и где требуется глобальное лидерство»3.
В качестве руководящих принципов новой трансатлантической повестки дня были обозначены следующие: обеспечить прочную основу для более сильных многосторонних действий и институтов; преследовать общие интересы и использовать коллективную силу; уважать общие ценности справедливости, открытости и конкуренции.
Европейский Союз предложил следующие направления сотрудничества:
- борьба с пандемией коронавируса (в краткосрочной перспективе ЕС призвал США присоединиться к глобальным ответным мерам в рамках инициативы Соуах, а в долгосрочной перспективе - коллективно извлечь уроки из данной пандемии и более тесно сотрудничать в области предотвращения пандемий, обеспечения готовности к ним и принятия ответных мер);
- борьба с изменением климата;
- преодоление вызванного пандемией экономического кризиса;
- сотрудничество в сфере технологий, торговли и стандартизации, включая реформу ВТО и её Апелляционного органа (последнее - вместе с Японией);
- укрепление демократии во всем мире;
- сотрудничество по вопросам обеспечения безопасности.
В сфере торгового сотрудничества было выдвинуто предложение создать Совет по торговле и технологиям с целью облегчения
и расширения двусторонней торговли и инвестиций, разработки совместимых стандартов и продвижения инноваций, укрепления технологического и промышленного лидерства западных стран. В плане обеспечения совместной безопасности подчёркивалось, что ЕС готов выполнять свои обязанности, укреплять свою стратегическую автономию и обеспечивать лучшее распределение бремени с США через сотрудничество по линии ЕС-НАТО, а также структурированный диалог между ЕС и США по вопросам безопасности и обороны, основанный на комплексном подходе к безопасности и на общем стратегическом видении4. Комиссия и Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности предложили Европейскому Совету одобрить данный план и предложенные первые шаги в качестве дорожной карты для новой трансатлантической повестки дня для глобального сотрудничества. Старт обновлённому сотрудничеству должен был дать запланированный на первую половину 2021 г. саммит ЕС-США.
Вопрос о способах активизации партнёрства с США обсуждался на заседании Совета ЕС 7 декабря 2020 г. По итогам обсуждения Совет принял соответствующее заключение. Документ подтвердил значение стратегического долгосрочного партнёрства ЕС с США для обеспечения общей безопасности, стабильности и процветания, которое является фундаментом основанного на правилах международного порядка. В решениях Совета говорилось о том, что обновлённая трансатлантическая повестка дня необходима для поиска совместных ответов на глобальные вызовы. Совет приветствовал приверженность новой администрации США многосторонней дипломатии и международным союзам. В заключении Совета отмечалось, что, следуя своему стратегическому курсу действий и увеличивая свою способность действовать автономно, более сильный Европейский Союз будет активно способствовать укреплению трансатлантического партнёрства. Совет ЕС подчеркнул заинтересованность в участии в регулярном, всеобъемлющем и стратегическом политическом диалоге с Соединёнными Штатами, в том числе на самом высоком уровне, в целях полного раскрытия потенциала трансатлан-
тического партнёрства5. 10-11 декабря 2020 г. на заседании Европейского Совета лидеры европейских стран выразили готовность обсудить общие приоритеты с новым
6
американским президентом .
Администрация Дж. Байдена поставила задачу восстановить американское лидерство, пошатнувшееся в результате политики Д. Трампа, и укрепить отношения со своими ближайшими союзниками и партнёрами. 19 февраля 2021 г., выступая по видеосвязи на Мюнхенской конференции по безопасности, президент Дж. Байден заявил: «Америка возвращается. Трансатлантический альянс возвращается. Соединённые Штаты твёрдо намерены снова сотрудничать с Европой, консультироваться с вами и вернуть себе статус лидера, которому доверяют»7. В тот же день Соединённые Штаты официально вернулись в Парижское соглашение по защите климата, из которого вышли при Д. Трампе. Одновременно правительство Дж. Байде-на стремилось расширить новую трансатлантическую повестку дня, включив в неё вопросы, имеющие приоритетное значение для США. 22 февраля 2021 г. также в режиме видеоконференции произошёл обмен мнениями между Советом ЕС по иностранным делам и государственным секретарём США Э. Блинкеном - первое взаимодействие на высоком уровне между ЕС и новой администрацией США. В ходе обсуждения были затронуты такие вопросы, как отношения с Китаем и Россией, отношения с Ираном, безопасность и оборона. Дискуссия продемонстрировала намерение сторон не только углубить партнёрство между ЕС и США, но и сформировать совместное глобальное лидерство в борьбе с пандемией и в восстановлении экономики, смягчении последствий изменения климата и обеспечении продвижения демократических ценностей в мире .
В марте 2021 г. Э. Блинкен побывал с официальным визитом в Брюсселе, во время которого принял участие во встрече министров иностранных дел стран - членов НАТО и встретился с Верховным представителем ЕС по иностранным делам и политике безопасности Ж. Боррелем. В своей речи в штаб-квартире НАТО 24 марта 2021 г., озаглавленной «Подтверждая и переосмысливая американские союзы», Э. Блинкен призвал
к тому, чтобы трансатлантические союзники подтвердили свою приверженность альянсам и общим ценностям, продолжили модернизацию НАТО и стремились к созданию более широких коалиций союзников и партнёров, включая углубление сотрудничества между НАТО и ЕС. Он заверил европейские страны в том, что администрация Дж. Байдена будет консультироваться с союзниками по важным вопросам заранее и как можно чаще, а также будет придерживаться более комплексного подхода к проблеме оборонных расходов9.
По приглашению председателя Европейского Совета Ш. Мишеля президент Дж. Байден принял участие в саммите ЕС, который проходил 25-26 марта 2021 г. Участие президента США в саммите ЕС являлось необычным событием в истории американо-европейских отношений. Президент Б. Обама однажды встречался с лидерами стран ЕС (это был специальный саммит США-ЕС в Праге в 2009 г., но в расширенном формате), однако ни один президент США никогда не участвовал в официальном регулярном саммите Европейского Союза. Дж. Байден присоединился к диалогу в режиме видеоконференции поздно вечером 25 марта. В своём выступлении американский президент подтвердил приверженность курсу на восстановление отношений США с ЕС. Он отметил, что США заинтересованы в сильном Европейском Союзе, учитывая общие демократические ценности и крупнейшее в мире торговое и инвестиционное партнёрство. Дж. Байден призвал к тесному сотрудничеству в решении общих проблем, включая борьбу с пандемией и угрозой изменения климата, к углублению экономических связей и укреплению демократии. Он выразил желание работать сообща над решением общих внешнеполитических задач, включая политику в отношении Китая и России. Американский президент отметил необходимость продолжения взаимодействия США и ЕС по Турции, Южному Кавказу, Восточной Европе и Западным Балканам10.
Следует отметить, что долгое время европейцы уклонялись от настойчивого стремления США включить Китай в список угроз евроатлантической безопасности. В НАТО тема Китая была впервые обозначена в Лондонской декларации 2019 г., в которой гово-
рилось: НАТО признаёт, что растущее влияние и международная политика Китая сопряжены как с возможностями, так и с вызовами . В ЕС придерживаются следующего подхода: Китай является партнёром на переговорах по сотрудничеству, экономическим конкурентом и системным соперником, который занимается продвижением альтернативных форм управления. В решениях институтов ЕС от 2 декабря 2020 г., однако, отмечалось, что ЕС и США согласны со стратегическим вызовом, который представляет растущая международная напористость Китая, даже если стороны не всегда договариваются о наилучшем способе решения данной проблемы12. Брюссель и Вашингтон обвиняют Пекин в нечестной торговой практике (нарушение рыночных законов, хищение интеллектуальной собственности) и нарушении прав человека.
В Европейском Союзе приветствовали отход администрации Дж. Байдена от политики односторонности и возвращение США в ряд международных соглашений, включая Парижское соглашение по защите климата. В плане подготовки к предстоящему саммиту ЕС-США были продолжены консультации между высокопоставленными европейскими и американскими чиновниками. 10 мая Совет ЕС по иностранным делам обменялся мнениями со специальным посланником президента США по вопросам климата Дж. Керри . 20 мая Совет по иностранным делам и торговый представитель США К. Тай провели неформальный обмен мнениями и обсудили торговые отношения между ЕС и США14.
Стороны приняли ряд мер для смягчения торговых противоречий между США и ЕС, обострившихся в годы президентства Д. Трампа. В начале марта 2021 г. США и ЕС заключили соглашение о четырёхмесячном замораживании наложенных друг на друга пошлин из-за субсидий для компаний Boeing и Airbus. В то же время введённые администрацией Д. Трампа тарифы на сталь и алюминий всё ещё оставались в силе, а европейские тарифы, введённые в ответ, должны были удвоиться с 1 июня. Неурегулированным оставался спор между Брюсселем и Вашингтоном о планах налогообложения крупных цифровых компаний15. В ЕС приветствовали
приверженность администрации Дж. Байдена принципам многосторонности и считали, что настало время для того, чтобы работать над возобновлением трансатлантического диалога и смягчением старых споров, избегая открытой конфронтации даже в тех случаях, когда существуют объективные различия в интересах и мнениях сторон по вопросам торговли. В документах ЕС отмечалось, что Союз должен оставаться приверженным открытой, честной и основанной на правилах торговле, одновременно защищая свои интересы и обеспечивая равные условия для игры16.
В июне 2021 г. в рамках недельного европейского турне Дж. Байден почти без передышки общался с европейскими лидерами на трёх саммитах, включая саммит «Большой семёрки» и НАТО. Завершающим аккордом стал саммит ЕС-США в Брюсселе 15 июня, в котором приняли участие председатель Европейского Совета Ш. Мишель, председатель Комиссии У. фон дер Ляйен и президент США Дж. Байден. Последний раз саммит США-ЕС проходил в 2014 г., а последний визит президента США в институты ЕС состоялся в 2017 г. Саммит 2021 г. ознаменовал начало обновлённого трансатлантического партнёрства и наметил совместную повестку дня для сотрудничества ЕС и США в постпандемическую эпоху. Лидеры США и ЕС обязались вести регулярный диалог для оценки достигнутого прогресса. Они подчеркнули свою приверженность поддержанию основанного на правилах международного порядка, в основе которого лежит Организация Объединённых Наций, стремление активизировать и реформировать многосторонние институты там, где это необходимо, и сотрудничать со всеми, кто разделяет данные цели. В итоговом заявлении саммита «На пути к обновлённому трансатлантическому партнёрству» были поставлены следующие задачи:
- положить конец пандемии коронави-руса, подготовиться к будущим глобальным вызовам в области здравоохранения и обеспечить устойчивое восстановление мировой экономики;
- защитить планету от экологической катастрофы;
- способствовать укреплению торгового, инвестиционного и технологического сотрудничества;
- построить более демократичный, мирный и безопасный мир17.
Как и ожидалось, борьба с пандемией коронавируса заняла центральное место в повестке дня саммита. Стороны обязались продолжать поддерживать механизм Covax (механизм сотрудничества, призванный ускорить разработку, производство и справедливое распределение средств диагностики и лечения Covid-19, а также вакцин против этой болезни) и поощрять большее количество доноров сделать 2 млрд доз вакцины доступными по всему миру к концу 2021 г. Данные меры направлены на то, чтобы обеспечить вакцинацию двух третей населения мира к концу 2022 г. Во время саммита «Большой семёрки» в графстве Корнуолл (Великобритания) 1213 июня 2021 г. ведущие индустриальные страны мира обязались предоставить 1 млрд доз вакцины, из них 500 млн доз обещали США. Вакцина предназначена для жителей 92 стран мира с низким и средним уровнем дохода, а также Африканского союза.
Саммит дал возможность урегулировать застарелые и сравнительно недавние торговые конфликты между ЕС и США. Стороны договорились приостановить начавшийся 17 лет назад торговый спор из-за субсидий компаниям Boeing и Airbus и в течение 5 лет решить, до какой степени те и другие готовы мириться с господдержкой производителей авиалайнеров, чтобы не навредить как конкуренции между собой, так и совместному противостоянию Китаю. Похожее соглашение о приостановке спора правительство США подписало с Великобританией, которая вышла из ЕС, но продолжает производить детали для европейских лайнеров Airbus. США и ЕС также рассчитывают до конца года провести обсуждение для разрешения разногласий по введённым правительством Д. Трампа мерам в отношении стали и алюминия. Пошлины портят отношения между двумя крупнейшими экономиками мира и мешают им конкурировать с Китаем, который быстро развивается и стремится перехватить у Запада мировое лидерство в технологиях, торговле и дипломатии18.
Министр торговли США Дж. Раймонда считает, что настоящую проблему для США создаёт не ЕС как таковой, а Китай, который перебрасывает на европейский рынок избыт-
ки дешёвых и грязных стали и алюминия, которые затем попадают в Америку и угрожают американской металлургической промышленности и занятости, поэтому какие-то барьеры всё же нужны. Так как Китай быстро развивается и уже составляет серьёзную конкуренцию в сферах высоких технологий и торговли, Дж. Раймонда полагает, что США вместе с Европой должны составить общие правила, касающиеся новых технологий. По её мнению, наилучшая стратегия борьбы с Китаем - это чтобы Америка и ЕС были
19
сильными .
В числе основных итогов саммита следует отметить учреждение Совета ЕС-США по торговле и технологиям, в цели которого входит:
- обеспечить рост двусторонних торговых и инвестиционных отношений;
- избегать новых ненужных технических барьеров в торговле;
- укрепить глобальное сотрудничество в области технологий;
- развивать сотрудничество в разработке совместимых и международных стандартов;
- содействовать регуляторной политике;
- продвигать инновации и лидерство американских и европейских фирм.
Одновременно с созданием Совета Европейский Союз и США намерены развивать совместный диалог по политике конкуренции в сфере технологий, в котором основное внимание будет уделено подходам к политике конкуренции и давления, а также расширению сотрудничества в технологическом секторе. В ходе саммита лидеры затронули широкий круг актуальных геополитических вопросов, вопросов внешней политики и безопасности, представляющих взаимный интерес. Они отметили, что ЕС и США едины в своём принципиальном подходе к России. Стороны подчеркнули, что ЕС и США намерены тесно консультироваться и сотрудничать по всему спектру вопросов, касающихся Китая, включая элементы сотрудничества, конкуренции и системного сопер-20
ничества .
Таким образом, в течение полугода после смены правительства в Вашингтоне в отношениях ЕС-США наступило заметное потепление. Правительство Дж. Байдена пересмотрело часть решений, принятых админи-
страцией Д. Трампа, и вернулось в международные соглашения, значимые для ЕС. США и единой Европе удалось если не полностью урегулировать, то хотя бы ослабить существующие торговые противоречия. В ходе брюссельского саммита ЕС-США были обозначены основные направления американо-европейского партнёрства, которые включают совместные меры по борьбе с пандемией коронавируса, решению экологических проблем и выходу из экономического кризиса, укрепление торгового, инвестиционного и технологического сотрудничества, совместное обеспечение безопасности и укрепление демократических режимов. Наступившее потепление в отношениях ЕС-США может быть хорошей основой для развития дальнейшего сотрудничества между трансатлантическими партнёрами.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Speech by Foreign Minister Heiko Maas: "Courage to Stand Up for Europe - #EuropeUnited", 13 June 2018. - URL: https://www.auswaertiges-amt.de/en/newsroom/news/maas-europeunited /2106528 (дата обращения: 07.09.2021).
2 Joint Communication to the European Parliament, the European Council and the Council. A new EU-US agenda for global change. Brussels, 2 December 2020. - URL: https://ec.europa.eu/info/files /joint-communication-new-eu-us-agenda-global-change_en (дата обращения: 15.06.2021).
3 Ibid.
4 Ibid.
5 Council conclusions on European Union -United States relations. 7 December 2020. - URL: https://www.consilium.europa.eu/en/press/press-releases/2020/12/07/council-conclusions-on-european-union-united-states-relations/ (дата обращения: 15.06.2021).
6 European Council conclusions, 10-11 December 2020. - URL: https://www.consilium.europa.eu /media/47296/1011-12-20-euco-conclusions-en.pdf (дата обращения: 15.06.2021)
7 "A New Transatlantic Agenda (Part I)" with Joe Biden, Angela Merkel, and Emmanuel Macron. -URL: https://securityconference.org/en/medialibrary /collection/msc-special-edition-2021/ (дата обращения: 24.04.2021).
8 Foreign Affairs Council, 22 February 2021. -URL: https://www.consilium.europa.eu/en/meetings /fac/2021/02/22/( дата обращения: 16.06.2021).
9 Reaffirming and Reimagining America's Alliances. Speech by Antony J. Blinken, Secretary of State, NATO Headquarters Agora Brussels, March 24, 2021. - URL: https://ru.usembassy.gov /reaffirming-and-reimagining-americas-alliances-
speech-by-secretary-blinken-at-nato-headquarters (дата обращения:12.04.2021).
10 President Biden Participates in European Council Summit. March 25, 2021. - URL: https://www.whitehouse.gov/briefing-room /statements-releases/2021/03/25/president-biden-participates-in-european-council-summit/ (дата обращения: 08.04.2021).
11 Лондонская Декларация, опубликованная руководителями НАТО на встрече в Лондоне, 34 декабря 2019 г. - URL: https://wwwnato.int/cps /en/natohq/official_texts_171584 htm?selectedLocale =ru (дата обращения: 16.04.2021).
12 Joint Communication to the European Parliament, the European Council and the Council. A new EU-US agenda for global change. Brussels, 2 December 2020. - URL: https://ec.europa.eu/info/files /joint-communication-new-eu-us-agenda-global-change_en (дата обращения: 15.06.2021).
13 Foreign Affairs Council, 10 May 2021. -URL: https://www.consilium.europa.eu/en/meetings /fac/2021/05/10/( дата обращения: 16.06.2021).
14 Foreign Affairs Council (Trade), 20 May 2021. - URL: https://www.consilium.europa.eu/en /meetings/fac/2021/05/20/ (дата обращения: 16.06.2021).
15 Гробе С. Американский президент на Европейском саммите // Euronews. - March 26, 2021. -
URL: https://ru.euronews.com/2021/03/26/sotu-merkel-biden-danger-suez (дата обращения: 09.04.2021).
16 Joint Communication to the European Parliament, the European Council and the Council. A new EU-US agenda for global change. Brussels, 2 December 2020. - URL: https://ec.europa.eu/info/files /joint-communication-new-eu-us-agenda-global-change_en (дата обращения: 15.06.2021).
17 EU-US summit statement "Towards a renewed transatlantic partnership". - URL: https://www.con-silium.europa.eu/media/50443/eu-us-summit-joint-statement-15-june-final-final.pdf (дата обращения: 16.06.2021).
18 Brattberg E. Transatlantic Relations after Bi-den's 100 days // Carnegie Endowment for Internation Peace. - May 6, 2021. - URL: https:// carnegieendowment.org/2021/05/06/transatlantic-relations-after-biden-s-first-100-days-pub-84472 (дата обращения: 06.05.2021).
19 Гробе С. Куда пойдут вместе ЕС и США? // Euronews. - June 15, 2021. - URL: https:// ru.euronews.com/2021/06/15/eu-us-summit-future (дата обращения: 09.09.2021).
20 EU-US Summit, Brussels, 15 June 2021. -URL: https://www.consilium.europa.eu/en/meetings /international-summit/2021/06/15/ (дата обращения: 22.06.2021).
ЛИТЕРАТУРА
1. Alcaro R. Europe's Struggle in the Fraying Transatlantic Order // Survival. - 2019. - Vol. 61, № 6. - P. 77-88.
2. McKay J. How Transatlantic is the Trump Administration? // Journal of Transatlantic Studies. - 2019. -Vol. 17. - P. 532-553.
3. Sperling J., Webber M. Trump's Foreign Policy and NATO: Exit and Voice // Review of International Studies. - 2019. - Vol. 45, № 3. - P. 511-526.
4. Шумилин А. И. Евросоюз - США: на пути к «новой нормальности» // Современная Европа. - 2020. -№ 5. - С. 54-64.
5. Larres K. Trump's Trade Wars: America, China, Europe, and Global Disorder // Journal of Transatlantic Studies. - 2020. - Vol. 18. - P. 103-129.
Сведения об авторе
Лекаренко Оксана Геннадьевна - доктор исторических наук, доцент, профессор кафедры новой, новейшей истории и международных отношений Томского государственного университета (Томск, Россия)
Адрес для корреспонденции: 634050, Россия, Томск, пр. Ленина, 36
E-mail: [email protected]
РИНЦ AuthorlD: 366845
ORCID: 0000-0003-2421-5869
WoS ResearcherlD: N-8252-2014
Информация о статье
Дата поступления 6 октября 2021 г.
Дата принятия в печать 28 января 2022 г.
Для цитирования
Лекаренко О. Г. Изменения в отношениях Европейского Союза с США после прихода администрации Дж. Байдена // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2022. Т. 9, № 1 (33). С. 182-191. й01: 10.24147/2312-1300.2022.9(1).182-191.
O.G. Lekarenko
CHANGES IN THE EUROPEAN UNION - UNITED STATES RELATIONS AFTER BIDEN ADMINISTRATION TOOK OFFICE
Donald Trump's policy, which considered American national interests more significant than global governance, caused a deep crisis in relations between the European Union (EU) and the United States. After Joe Biden's victory in the US presidential elections, a united Europe received a good chance to "reset" transatlantic relations. Based on the official documents of the EU and the US, the article analyzes the efforts of both sides to restore the American-European partnership from the election of Joe Biden as the US President (November 2020) to the EU-US summit in Brussels (June 2021). The author briefly outlines the problems that have arisen in the EU-US relations during the presidency of Donald Trump. Then the proposals of the EU to renew the EU-US agenda for global change are analyzed. At the same time, the Biden government has set a goal to revise Trump's foreign policy legacy, restore American leadership in transatlantic relations, and strengthen relations with the closest allies and partners. The United States has returned to some international agreements that are meaningful for the EU. The United States and the European Union took a number of measures to mitigate trade conflicts between them. In June 2021, the EU-US summit adopted a joint statement "Towards a Renewed Transatlantic Partnership", the EU-US Council on Trade and Technology was established. The EU and the US agreed to cooperate in order to end the coronavirus pandemic and ensure a sustainable global economic recovery; to protect the planet from environmental disaster; to contribute to the strengthening of trade, investment and technological cooperation; to build a more democratic and secure world. In the conclusion, the author highlights that warming in the EU-US relations could facilitate further interaction between transatlantic partners.
Keywords: Joe Biden; US foreign policy; European Union; Donald Trump; transatlantic relations.
REFERENCES
1. Alcaro R. Europe's Struggle in the Fraying Transatlantic Order. Survival, 2019, vol. 61, no. 6, pp. 77-88.
2. McKay J. How Transatlantic is the Trump Administration? Journal of Transatlantic Studies, 2019, vol. 17, pp. 532-553.
3. Sperling J., Webber M. Trump's Foreign Policy and NATO: Exit and Voice. Review of International Studies, 2019, vol. 45, no. 3, pp. 511-526.
4. Shumilin A.I. Evrosouz - SShA: na puti k "novoi normal'nosti" [European Union - USA: On the Way to a "New Normality"]. Sovremennaya Evropa [Contemporary Europe], 2020, no. 5, pp. 54-64. (in Russian).
5. Larres K. Trump's Trade Wars: America, China, Europe, and Global Disorder. Journal of Transatlantic Studies, 2020, vol. 18, pp. 103-129.
About the author
Oksana G. Lekarenko - Doctor of Historical
Sciences, Associate Professor, Professor of the
Department of Modern, Contemporary History
and International Relations of the Tomsk State
University (Tomsk, Russia)
Postal address: 36, Lenina pr., Tomsk, 634050,
Russia
E-mail: [email protected] RSCI AuthorlD: 366845 ORCID: 0000-0003-2421-5869 WoS ResearcherlD: N-8252-2014
Article info
Received October 6, 2021
Accepted January 28, 2022
For citations
Lekarenko O.G. Changes in the European Union -United States Relations after Biden Administration Took Office. Herald of Omsk University. Series "Historical Studies", 2022, Vol. 9, no. 1 (33), pp. 182-191. DOI: 10.24147/2312-1300.2022. 9(1).182-191 (in Russian).