Научная статья на тему 'СТОЛКНОВЕНИЕ ИНТЕРЕСОВ США И ЕС В ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЕ В ПЕРИОД ПРЕЗИДЕНТСТВА Д. ТРАМПА'

СТОЛКНОВЕНИЕ ИНТЕРЕСОВ США И ЕС В ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЕ В ПЕРИОД ПРЕЗИДЕНТСТВА Д. ТРАМПА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
157
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
США / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / ДОНАЛЬД ТРАМП / ТТИП / ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ / "ЭЙРБАС" / «БОИНГ» / ТРАНСАТЛАНТИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гончаренко Валерия Юрьевна

Цель: проанализировать торгово-экономические отношения Вашингтона и Брюсселя в период президентства Д. Трампа, выявить основные проблемы их экономического взаимодействия в период с 2017 по 2020 год. Методы: нарративный метод используется для описания отношений Белого дома и ЕС в сфере экономического взаимодействия; историко-генетический направлен на изучение основ экономического сотрудничества США и ЕС и выявление предпосылок для появления проблемных моментов в сотрудничестве; историко-сравнительный используется для сравнения внешнеэкономического сотрудничества США и ЕС в период президентства Д. Трампа и Б. Обамы. Результаты: проанализирован фундамент внешнеэкономических отношений США и ЕС, на котором эти отношения строились при Д. Трампе, рассмотрены основные торговые конфликты США и ЕС, выявлены основные проблемные моменты, затруднявшие взаимодействие Вашингтона и Брюсселя в экономической сфере при администрации Д. Трампа. Выводы: В сотрудничестве США и Евросоюза в экономической сфере к началу 2020 года накопилось немало проблем, требующих скорейшего решения. Однако США и Европейский Союз тесно связаны общими экономическими и политическими интересами, они разделяют общие культурные ценности, а, значит, несмотря на некоторые конфликты, осложняющие сотрудничество, стороны всегда найдут возможность разрешения противоречий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гончаренко Валерия Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONFLICT OF INTERESTS OF THE US AND THE EU IN THE TRADE AND ECONOMIC SPHERE DURING THE PRESIDENCY OF D. TRUMP

Object: to analyze the trade and economic relations between Washington and Brussels during the presidency of D. Trump, to identify the main problems of their economic interaction in the period from 2017 to 2020. Methods: the narrative method describes the relationship between the White House and the EU in the field of economic interaction; historical and genetic is aimed at studying the foundations of economic cooperation between the US and the EU and identifying the prerequisites for the emergence of problematic moments in cooperation; historical-comparative is used to compare the foreign economic cooperation between the US and the EU during the presidency of D. Trump and B. Obama. Results: the foundation of economic relations between the US and the EU was analyzed, the main trade conflicts between the US and the EU under D. Trump were considered, the main problematic points in interaction between Washington and Brussels in the economic sphere under the administration of D. Trump were identified. Conclusions: till 2020 a lot of problems have appeared in the cooperation between the USA and the EU in the economic sphere that needed to be resolved as soon as possible. However, the US and the EE are closely connected by common economic and political interests, they share common cultural values and despite the conflicts that complicate cooperation, the parties will always find a way to resolve the existing contradictions.

Текст научной работы на тему «СТОЛКНОВЕНИЕ ИНТЕРЕСОВ США И ЕС В ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЕ В ПЕРИОД ПРЕЗИДЕНТСТВА Д. ТРАМПА»

Столыпинский вестник №3/2022

Êt

Столыпинский вестник

Научная статья Original article УДК 94

СТОЛКНОВЕНИЕ ИНТЕРЕСОВ США И ЕС В ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЕ В ПЕРИОД ПРЕЗИДЕНТСТВА Д.

ТРАМПА

THE CONFLICT OF INTERESTS OF THE US AND THE EU IN THE TRADE AND ECONOMIC SPHERE DURING THE PRESIDENCY OF D.

TRUMP

Гончаренко Валерия Юрьевна, магистр, Российский государственный гуманитарный университет, Российская Федерация, Москва

Valeriia Yu. Goncharenko, Russian state university for the humanities, Moscow, Russia

Аннотация

Цель: проанализировать торгово-экономические отношения Вашингтона и Брюсселя в период президентства Д. Трампа, выявить основные проблемы их экономического взаимодействия в период с 2017 по 2020 год.

Методы: нарративный метод используется для описания отношений Белого дома и ЕС в сфере экономического взаимодействия; историко-генетический направлен на изучение основ экономического сотрудничества США и ЕС и выявление предпосылок для появления проблемных моментов в

1547

сотрудничестве; историко-сравнительный используется для сравнения внешнеэкономического сотрудничества США и ЕС в период президентства Д. Трампа и Б. Обамы.

Результаты: проанализирован фундамент внешнеэкономических отношений США и ЕС, на котором эти отношения строились при Д. Трампе, рассмотрены основные торговые конфликты США и ЕС, выявлены основные проблемные моменты, затруднявшие взаимодействие Вашингтона и Брюсселя в экономической сфере при администрации Д. Трампа.

Выводы: В сотрудничестве США и Евросоюза в экономической сфере к началу 2020 года накопилось немало проблем, требующих скорейшего решения. Однако США и Европейский Союз тесно связаны общими экономическими и политическими интересами, они разделяют общие культурные ценности, а, значит, несмотря на некоторые конфликты, осложняющие сотрудничество, стороны всегда найдут возможность разрешения противоречий.

Abstract

Object: to analyze the trade and economic relations between Washington and Brussels during the presidency of D. Trump, to identify the main problems of their economic interaction in the period from 2017 to 2020.

Methods: the narrative method describes the relationship between the White House and the EU in the field of economic interaction; historical and genetic is aimed at studying the foundations of economic cooperation between the US and the EU and identifying the prerequisites for the emergence of problematic moments in cooperation; historical-comparative is used to compare the foreign economic cooperation between the US and the EU during the presidency of D. Trump and B. Obama.

Results: the foundation of economic relations between the US and the EU was analyzed, the main trade conflicts between the US and the EU under D. Trump were considered, the main problematic points in interaction between Washington

1548

and Brussels in the economic sphere under the administration of D. Trump were identified.

Conclusions: till 2020 a lot of problems have appeared in the cooperation between the USA and the EU in the economic sphere that needed to be resolved as soon as possible. However, the US and the EE are closely connected by common economic and political interests, they share common cultural values and despite the conflicts that complicate cooperation, the parties will always find a way to resolve the existing contradictions.

Ключевые слова: США; Европейский Союз; Дональд Трамп; ТТИП, таможенные пошлины, «Эйрбас», «Боинг», трансатлантическое сотрудничество.

Keywords: USA; the European Union; Donald Trump; TTIP; customs duties, Airbus, Boeing, transatlantic relationship.

Введение

В условиях глобализации наиболее важной точкой соприкосновения для стран и их альянсов является сотрудничество в экономической сфере. Экономика - одна из форм внешней политики государств, средство осуществления их внешнеполитических целей. Международные отношения между цивилизованными странами строятся в основном на принципах неолиберализма (с элементами реализма), поэтому неотъемлемой их частью является именно экономическая составляющая. Трудно оспорить тот факт, что США и Европейский Союз являются сегодня наиболее сильными экономиками мира и тесно сотрудничают в экономической сфере, ведут активный многосторонний диалог. В стратегических документах Белого дома Европа упоминается как «наиболее значимый торговый партнёр США». Торговые и инвестиционные потоки только по данным на 2014 год составили около 1 млрд. долларов ежедневно, что представляет собой около 40% международной торговли.

1549

Материалы и методы

Нарративный метод используется для описания отношений Белого дома и ЕС в сфере экономического взаимодействия; историко-генетический направлен на изучение основ экономического сотрудничества США и ЕС и выявление предпосылок для появления проблемных моментов в сотрудничестве; историко-сравнительный используется для сравнения внешнеэкономического сотрудничества США и ЕС в период президентства Д. Трампа и Б. Обамы.

Литературный обзор

Информационной базой являются труды таких специалистов в области международных отношений и авторов, как Искендеров П., Сидоров А.А., Стародубцева Е.Б., Чикальдина В.С., Мальцева В.А., Чупина Д.А., Шабаева В.И. и др. На основе их трудов были проведены исследования и сформулированы выводы, ставшие основой статьи. Были также использованы источники официального происхождения - архивные документы Европейской Комиссии, стратегические документы Белого дома, выступления и речи американских и европейских политиков, новостные сводки по проблематике исследования.

США и ЕС как торговые партнёры

Основой для экономического сотрудничества США и стран-членов ЕС в XXI веке стал ряд документов, обозначивший основу их взаимоотношений. Основной смысл соглашений сводился к укреплению экономических отношений путём консолидации усилий в принятии мер по стимулированию рынков труда; к поддержанию стабильности мировой торговой системы; к углублению взаимоотношений в отдельных отраслях и обеспечению устойчивого роста экономик. Документы предусматривали создание рабочих групп высокого уровня для мониторинга и реализации совместных проектов и проведение саммитов США-ЕС. Все эти соглашения стали основой для диалога о создании Трансатлантического торгового и инвестиционного

1550

партнёрства - соглашения о свободной торговле между США и Европейским Союзом, которое стороны планировали разработать и подписать к 2014 году. Наследие экономического сотрудничества, которое оставил Б. Обама, стало твёрдым фундаментом сотрудничества между США и Европейским Союзом. С приходом к власти в США Д. Трампа, американо-европейские отношения осложнились рядом факторов, оказывающих непосредственное влияние на развитие отношений между «стратегическими партнёрами».

Таким фактором, в частности, стала проблема нетарифных барьеров, установленных ЕС для американских товаров[1]. Доля американских экспортных товаров на рынках стран Евросоюза составляла примерно 22% от общего экспорта США, и, с каждым годом, из-за слишком высоких, по мнению Дональда Трампа, протекционистских барьеров, постепенно снижалась. В конце 2019 года США анонсировали введение дополнительных пошлин на импорт товаров из Европейского Союза в размере 25%[2]. Более чем 150 видов различной продукции, которую производят в основном страны-лидеры Европейского Союза Германия, Франция, Испания и даже Великобритания, должны были облагаться этим налогом. Кроме того, США на 10% увеличили размер пошлин на ввоз немецкой, французской и испанской авиационной техники на 10%. Ограничения были связаны с торговым конфликтом между США и Европейским Союзом по вопросу тарифных споров, связанных с компаниями Boeing и Airbus[3].

«Торговая война» между США и Европейским Союзом, причиной которой стали споры между Boeing и Airbus, началась в 2004 году [4]. Стороны выдвигали взаимные обвинения в использовании запрещенных преференций. ВТО в 2010 году подтвердила, что обе компании получали от правительств многомиллиардные субсидии. The Boeing Company государство предоставляло контракты на миллиарды долларов, Airbus SE европейские страны давали ссуды на производство самолетов, которые подлежали возврату после поставки покупателям.

1551

В 2011 году ВТО признала, что The Boeing Company получала от Белого дома незаконные субсидии в размере 5,3 млрд долларов (1989-2006 г.), включая гранты от NASA на сумму около 2,6 млрд долларов. В итоговом отчёте ВТО было указано, что размеры субсидий, которые Boeing получали от правительства США, были меньше, чем аналогичная поддержка стран ЕС [5]. В пресс-релизе, который последовал сразу после публикации заключения ВТО, было заявлено, что около 80% претензий к Boeing со стороны Airbus по поводу государственных субсидий было отклонено, так как незаконные льготы для европейской компании со стороны правительств стран Европы составили около 20 млрд долларов. The Boeing Company была признана виновной в монополизации рынка и нанесении ущерба Airbus SE[6]. Финансовые потери с обеих сторон в период с 2002 по 2006 год составили практически равнозначные суммы. В Airbus остались довольны вердиктом ВТО. В конце 2014 года ЕС подал жалобу на рассмотрение арбитража ВТО. Еврокомиссия заявила, что США незаконно продлили льготное налогообложение для американской компании на период с 2024 до 2040 гг. ВТО поддержала ЕС в этом вопросе и в ноябре 2016 года вынесла вердикт, согласно которому налоговые льготы, предоставленные Белым домом для Boeing (в размере 8,7 млрд долларов) - нарушение правил международной торговли.

Вашингтон в 2016 году опротестовал решение ВТО, подал иск против Airbus по поводу предоставления субсидий компании со стороны европейских стран в размере 22 млрд. долларов. Весной 2018 года Airbus был признан виновным в получении незаконных преференций от европейских стран и США получили возможность ввести компенсирующие пошлины на товары европейского производства[7]. Ущерб, нанесённый Boeing, составил около 7,5 млрд долларов, по оценкам ВТО [8]. Белому дому было разрешено обложить пошлинами товары из ЕС на аналогичную сумму. В Управлении торгового представителя США отметили, что пошлины будут введены постепенно: в

1552

размере 10% на самолеты европейского происхождения и в размере 25% на другие товары (сталь, алюминий), так как Белый дом готовился к переговорам с Брюсселем. Д. Трамп назвал решение ВТО «замечательной победой» в этом торговом споре [9].

Идея трансатлантического торгового и инвестиционного партнёрства и её провал Идея создания Трансатлантического торгового и инвестиционного партнёрства между странами Европейского Союза и Соединёнными Штатами Америки возникла в 2011 году. На высоком уровне была создана рабочая группа экспертов для выработки рекомендаций по созданию зоны свободной торговли между союзниками. К этому моменту 60% от мирового ВВП, 33% и 42% мировой торговли товарами и услугами приходились на долю США и стран Европы. Уровень взаимозависимости экономик подкреплялся долгосрочными инвестициями. Стратегические документы, публикуемые Белым домом [10] и Европейской Комиссией, указывали на необходимость дальнейшего углубления сотрудничества сторон как наиболее важных стратегических партнёров в области экономики [11].

Старт переговоров по разработке проекта пришёлся на 2013 год, когда правительство США возглавлял Барак Обама. В своём обращении «О положении страны» - ежегодном послании Конгрессу - он объявил о готовности Белого дома начать переговоры и подчеркнул, что «справедливая и свободная торговля через Атлантику обеспечит миллионы хорошо оплачиваемых рабочих мест в Америке и устранит оставшиеся торговые барьеры между партнёрами» [12]. Экономика Европейского Союза испытывала трудности [13], и многие европейские лидеры настаивали на заключении сделки.

К моменту начала переговоров между сторонами существовал ряд торговых конфликтов, которые периодически возобновлялись, но противоречия затрагивали не более 2% от общего объёма торговли.

1553

Нетарифные барьеры были крайне низкими (около 3%), а успешное подписание Трансатлантического торгового и инвестиционного соглашения подразумевало их окончательную отмену. Рост ВВП Европейского Союза, по оценкам аналитиков, должен был составить 0,5% (68-120 млрд. евро в год)[14], в то время как в США ожидался прирост до 0,4% (50-90 млрд. евро в год). Проект соглашения предоставлял возможность создания дополнительных рабочих мест, устранения торговых и инвестиционных барьеров, которые затрудняли развитие торговли между Вашингтоном и Брюсселем. Необходимо было создать дополнительные условия для развития сотрудничества, что могло стать возможным после взаимного открытия рынков. Проект предполагал введение единых торговых стандартов в ЕС и США; отмену 97% торговых ограничений между странами (включая квоты на экспорт и стандартизацию фитосанитарных норм) в обмен на доступ государств Европейского Союза к государственным заказам США[15].

В 2013 году был объявлен старт переговоров по ТТИП[16], но по ряду причин подписание этого соглашения откладывалось сначала на 2015 год, затем на 2016 год, пока, наконец, после прихода к власти в США Д. Трампа в 2017 году, переговоры по нему не заморозили[17]. Стороны не смогли выработать проект соглашения, который бы устроил всех участников Совета Европейского Союза, получил бы одобрение большинства членов Европарламента, а также обеих палат Конгресса США и президента США. Европейская Комиссия и Торговое представительство США, представляющие на переговорах стороны ЕС и США, сформировали разные определения ТТИП, что привело к появлению двух различных трактовок: европейской и американской. ЕК определяла целью ТТИП устранение таможенных пошлин, ограничений на инвестиции и других бюрократических факторов, которые негативно сказывались на обоюдном росте экономик, затрудняли торговлю между США и странами Европейского Союза[18]. Среди ожиданий ЕК были также: создание дополнительных рабочих мест, облегчение импорта и

1554

экспорта товаров фирмами ЕС в США, что способствовало бы развитию малого и среднего бизнеса; согласование стандартов и нормативных актов с целью упрощения осуществления товарооборота между странами, увеличение ассортимента продукции высокого стандарта. Американская сторона определяла ТТИП как «амбициозный, всеобъемлющий проект инвестиционного соглашения между США и странами Европы, отвечающий самым высоким экономическим стандартам». Главной задачей ТТИП было расширение доступа для американского бизнеса на рынки европейских стран и повышение его конкурентоспособности, достижение тесного сплетения экономик партнёров и углубление взаимозависимости.

Первый этап переговоров, продлившийся до начала 2014 года, ознаменовался отсутствием их открытости. Именно закрытый характер переговоров, сопровождавшийся массовыми протестами в ряде стран-членов ЕС и негативным общественным резонансом, стал одной из причин для заморозки подписания документа. В ходе второго и третьего этапов формировался и дополнялся текст соглашения, однако его итоговая версия, в связи с отсутствием транспарентности переговорного процесса не была опубликована. Разногласия возникли на восьмом этапе переговоров в начале 2015 года. Европейский Союз представил свою версию текста в ходе рассмотрения аспекта «регулятивное сотрудничество». Обсуждение технических барьеров также не принесло результатов[19]. На девятом, десятом и одиннадцатом раундах переговоров ЕС предоставлял исправленные текстовые предложения по этим же аспектам, однако стороны дальше не продвинулись. Более того, начали проявляться разногласия и в рассмотрении других аспектов, таких как нетарифные барьеры, пошлины США на ввоз спиртных напитков, сливочного масла, столовых оливок и молочных продуктов [20] [21].

В 2016 в ходе тринадцатого раунда наметился существенный прогресс: по аспекту «доступ на рынок» удалось договориться об отмене 90% тарифных

1555

позиций сразу после вступления в силу ТТИП. Четырнадцатый этап переговоров закрепил успех - стороны выработали и обменялись предложениями по 30 позициям соглашения. Однако заключительный раунд переговоров, состоявшийся в Нью-Йорке в этом же году, оставил нерешённым целый ряд разногласий между партнёрами. В частности, вопросы, связанные с рассмотрением тарифных линий, доступ к рынкам и их ключевым секторам услуг, согласование различий в соблюдении санитарных норм, сокращение обременительных бюрократических процедур и многое другое.

Переговоры по ТТИП, продлившиеся до конца 2016 года, стали весьма плодотворными. Наследие экономического сотрудничества, которое оставил Б. Обама, стало твёрдым фундаментом сотрудничества между США и Европейским Союзом. Однако с приходом к власти в США Д. Трампа сменился вектор внешней политики страны, что не могло не сказаться на состоянии «амбициозного» проекта, который завис в состоянии неопределённости [22].

Белый дом частично отказался от «блокового» подхода в выстраивании межгосударственных отношений и перешёл к заключению двухсторонних договоров, в том числе и с некоторыми странами Евросоюза. Это решение также косвенно повлияло и на приостановку переговоров по Трансатлантическому торговому и инвестиционному сотрудничеству, которые носили весьма противоречивый характер. Обозначилась смена внешнеполитического курса Белого дома и его возврат к традиционной американской политике с возможностью отказа от координации действий в системе, где принятие решения требует согласия всех 28 стран-членов ЕС, чьи правительства не всегда идут на уступки ради общих целей интеграционного объединения. Все эти факторы в совокупности повлекли за собой негодование «объединённой Европы»: там заявили, что Европейский Союз всегда открыт для других, более приоритетных соглашений, за исключением ТТИП [23].

1556

В ЕС и ЕК не исключали также вероятность потери контроля над рядом социально значимых секторов из-за прихода на рынок американских ТНК, которые представляли самую большую лоббистскую группу данного соглашения в Сенате и Конгрессе США. Остро встала проблема унификации технических и производственных стандартов. Евросоюз менее лоялен к продукции ГМО - санитарные требования интеграционного объединения не допускают сбыта мясных генно-модифицированных товаров. Выпуск продукции с учётом соблюдения высоких стандартов требует больших издержек, что неизбежно сказывается на цене товара. Возникли опасения, что в случае появления на рынках более дешёвых американских товаров, снизится спрос на товары, произведённые на территории Европейского Союза [24]. Санитарные нормы, установленные в ЕС, препятствовали этому и выступали способом поддержки европейского производителя. Унификация фитосанитарных норм могла повлечь за собой снижение защиты европейских производителей и потребителей, проникновение на рынок товаров низкого качества, нарушение достигнутого в Европе экономического баланса. Эксперты опасались также серьёзных убытков по объёму ВВП (несмотря на прогнозируемый рост ВВП после подписания соглашения) и потерь в экспорте для ряда европейских стран. Кроме того, критики соглашения подчёркивали: проект негативно скажется на экономике третьих стран, которые не смогут составить конкуренцию странам-участницам ТТИП. Исходя из вышесказанного, нельзя утверждать, что именно позиция главы Белого дома стала фактором, повлиявшим на провал ТТИП.

По состоянию на 2017 год в ходе пятнадцати раундов переговоров наметился ряд существенных противоречий, которые помешали партнёрам заключить соглашение. По итогам последних этапов переговоров стал очевидным тот факт, что ни одна из сторон не собирается уступать в вопросах снятия нетарифных барьеров и отказываться от тех правил регулирования, которых действуют на территориях каждой из сторон. Различия в ожиданиях

1557

США и ЕС от заключения сделки, негативная реакция общественности, сопровождающаяся массовыми протестами, изменение вектора внешнеполитического курса Белого дома, замедление темпов роста мировой экономики[25], а также ряд вышеописанных факторов существенно повлияли на то, что на сегодняшний день дальнейшая судьба Трансатлантического торгового и инвестиционного соглашения остаётся неопределённой. С начала 2017 года переговоры по ТТИП находятся в стадии заморозки. Заключение

В сотрудничестве США и Евросоюза в экономической сфере к началу 2020 года накопилось немало проблем, требующих скорейшего решения. Однако партнёрство этих акторов строится на прочном фундаменте и играет для обеих сторон ключевую роль, поэтому дальнейшие усилия стран будут направлены на поиск новых возможностей и углубление взаимозависимости в этой сфере. Так как США и Европейский Союз тесно связаны общими экономическими и политическими интересами, они разделяют общие культурные ценности, а, значит, несмотря на некоторые конфликты, осложняющие сотрудничество, стороны всегда найдут возможность разрешения противоречий.

Список литературы:

1. Donald J. Trump // Twitter URL: https://twitter.com/realDonaldTrump (дата обращения: 21.02.2020).

2. Превращается ли торговый конфликт США и ЕС в войну? // ТАСС URL: https://tass.ru/opinions/6972120 (дата обращения: 03.03.2020).

3. Торговое противостояние США и Евросоюза // URL: https: //vovworld.vn/ru-

RU/%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82 %D0%B0%D 1 %80%D0%B8%D0%B8/%D 1 %82%D0%BE%D 1 %80%D0% B3%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B5-

%D0%BF%D 1 %80%D0%BE%D 1 %82%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D 1 %

1558

81 %D 1 %82%D0%BE%D 1 %8F%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D 1 %81 %D 1 %88%D0%B0-%D0%B8-

%D0%B5%D0%B2%D 1 %80%D0%BE%D 1 %81 %D0%BE%D 1 %8E%D0% B7%D0%B0-793101.vov (дата обращения: 10.04.2020).

4. Airbus получала миллиардные субсидии от Евросоюза // Ведомости URL: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2016/09/25/658412-airbus-milliardnie-subsidii (дата обращения: 11.04.2020).

5. ВТО: Boeing получал незаконные субсидии от властей США // РБК URL: https: //www.rbc.ru/economics/31/03/2011/5703e58a9a79473c0df1c496 (дата обращения: 11.04.2020).

6. ВТО признала ущемление интересов Boeing в Евросоюзе // РБК URL: https://www.rbc.ru/business/15/05/2018/5afb02a19a794741115606e6 (дата обращения: 11.04.2020).

7. ВТО признала ущемление интересов Boeing в Евросоюзе // РБК URL: https://www.rbc.ru/business/15/05/2018/5afb02a19a794741115606e6 (дата обращения: 11.04.2020).

8. Искендеров П. США и ЕС раскручивают спираль торговой войны // Международная жизнь. - М.: РАН, 2019. - Режим доступа: https: //interaffairs .ru/news/show/24044

9. Donald J. Trump // Twitter URL: https://twitter.com/realDonaldTrump/status/1179697599143653377 (дата обращения: 11.04.2020).

10. National Security Strategy of the United States of America. United States. White House Office. - 2010. - 60 p. - Mode of access: https://www.hsdl.org/?abstract&did=24251

11. Сидоров А.А. Трансатлантическая интеграция и проблемы конкурентоспособности развитых стран. // Вестник МГИМО. - М.: 2016. С. 249-257.

1559

12. A Running Start for a U.S.-Europe Trade Pact // The New York Times URL: https://www.nytimes.com/2013/02/14/business/global/obama-pledges-trade-pact-talks-with-eu.html (дата обращения: 22.03.2020).

13. Стародубцева Е.Б. Современные проблемы Евросоюза // Вопросы экономики. - М.: 2013. - №4 (142) - С. 12-15.

14. Якушкин В.С. Трансатлантическое торгово-инвестиционное партнёрство - цели создания и перспективное влияние на международную торговлю // Вестник МГЛУ. Общественные науки. - М.: 2015. - С. 149-157.

15. EU and US Conclude First Round of TTIP Negotiations in Washington // European Commission URL: http://europa.eu/rapid/press-release_IP-13-691_en.htm (дата обращения: 13.02.2020).

16. Что такое "Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнерство?" // URL: https://ludirosta.ru/post/chto-takoe-transatlanticheskoe-torgovoe-i-investitsionnoe-partnerstvo_1747 (дата обращения: 5.02.2020).

17. About TTIP - Basics, Benefits, Concerns // European Commission URL: http://ec.europa.eu/trade/policy/in-focus/ttip/about-ttip/questions-and-answers/ (дата обращения: 03.03.2020).

18. Report of Eighth Round of Negotiations // European Commission URL: http://trade.ec.europa.eu/doclib/docs/2015/february/tradoc_153175.pdf (дата обращения: 05.03.2020).

19. Report of the Tenth Round of Negotiations for TTIP // European Commission URL: http://trade.ec.europa.eu/doclib/docs/2015/july/tradoc_153667.pdf (дата обращения: 06.03.2020).

20. Report of the Eleventh Round of Negotiations for TTIP // European Commission URL: http://trade.ec.europa.eu/doclib/docs/2015/november/tradoc_153935.pdf (дата обращения: 07.03.2020).

1560

21. The future of EU trade policy // European Comission URL: http: //trade.ec.europa. eu/doclib/docs/2017/j anuary/tradoc_155261.pdf (дата обращения: 12.04.2020).

22. Чикальдина В.С. Проблемы создания зоны свободной торговли между ЕС и США // В Сборнике: Регионы мира: проблемы истории, культуры и политики. Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского. - 2015. - [Б. н.]. - С. 119-120.

23. Мальцева В.А., Чупина Д.А. Протекционизм в торговле сельскохозяйственной продукцией ЕС - США: оценка переговоров трансатлантического торгового и инвестиционного партнёрства. // Торговая политика - М.: 2018. - №2(14). - С.132-140.

24. Шабаева В.И. Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнерство: проблемы и возможности // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 2: Экономика. Реферативный журнал. - 2016. - [Б.н.]. - С. 50.

25. Неуловимо, но неизбежно: почему мировая экономика входит в новый кризис // РБК URL: https://www.rbc.ru/opinions/economics/15/08/2019/5d5535dc9a794799f1ba5 e96 (дата обращения: 27.04.2020).

References:

1. Donald J. Trump // Twitter URL: https://twitter.com/realDonaldTrump (accessed: 02/21/2020).

2. Is the US-EU trade conflict turning into a war? // TASS URL: https://tass.ru/opinions/6972120 (date of application: 03.03.2020).

3. Trade confrontation between the USA and the European Union // URL: https: //vovworld.vn/ru-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

RU/%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82 %D0%B0%D 1 %80%D0%B8%D0%B8/%D 1 %82%D0%BE%D 1 %80%D0% B3%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B5-

1561

%D0%BF%D 1 %80%D0%BE%D 1 %82%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D 1 % 81 %D 1 %82%D0%BE%D 1 %8F%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D 1 %81 %D 1 %88%D0%B0-%D0%B8-

%D0%B5%D0%B2%D 1 %80%D0%BE%D 1 %81 %D0%BE%D 1 %8E%D0% B7%D0%B0-793101 .vov (date of application: 04/10/2020).

4. Airbus received billions in subsidies from the European Union // Vedomosti URL: https://www.vedomosti.rn/business/articles/2016/09/25/658412-airbus-milliardnie-subsidii (accessed: 11.04.2020).

5. WTO: Boeing received illegal subsidies from the US authorities // RBC URL: https://www.rbc.ru/economics/31/03/2011/5703e58a9a79473c0df1c496 (date of appeal: 11.04.2020).

6. The WTO recognized the infringement of Boeing's interests in the European Union // RBC URL: https://www.rbc.ru/business/15/05/2018/5afb02a19a794741115606e6 (date of appeal: 11.04.2020).

7. The WTO recognized the infringement of Boeing's interests in the European Union // RBC URL: https://www.rbc.ru/business/15/05/2018/5afb02a19a794741115606e6 (accessed: 11.04.2020).

8. Iskenderov P. The USA and the EU are unwinding the spiral of a trade war // International life. - Moscow: RAS, 2019. - Access mode: https: //interaffairs .ru/news/show/24044

9. Donald J. Trump // Twitter URL: https: //twitter.com/realDonaldTrump/status/1179697599143653377 (accessed: 11.04.2020).

10. National Security Strategy of the United States of America. United States. White House Office. - 2010. - 60 p. - Mode of access: https://www.hsdl.org/?abstract&did=24251

1562

11. Sidorov A.A. Transatlantic integration and problems of competitiveness of developed countries. // MGIMO Bulletin. - Moscow: 2016. pp. 249-257.

12. A Running Start for a U.S.-Europe Trade Pact // The New York Times URL: https://www.nytimes.com/2013/02/14/business/global/obama-pledges-trade-pact-talks-with-eu.html (date of address: 03/22/2020).

13. Starodubtseva E.B. Modern problems of the European Union // Economic issues. - M.: 2013. - №4 (142) - Pp. 12-15.

14. Yakushkin V.S. Transatlantic trade and investment partnership - goals of creation and prospective impact on international trade // Vestnik MGLU. Social Sciences. - M.: 2015. - pp. 149-157.

15. EU and US Conclude First Round of TTIP Negotiations in Washington // European Commission URL: http://europa.eu/rapid/press-release_IP-13-691_en.htm (accessed: 13.02.2020).

16. What is the "Transatlantic Trade and Investment Partnership?" // URL: https://ludirosta.ru/post/chto-takoe-transatlanticheskoe-torgovoe-i-investitsionnoe-partnerstvo_1747 (accessed: 5.02.2020).

17. About TTIP - Basics, Benefits, Concerns // European Commission URL: http://ec.europa.eu/trade/policy/in-focus/ttip/about-ttip/questions-and-answers / (accessed 03.03.2020).

18. Report of the Eighth Round of Negotiations // European Commission URL: http://trade.ec.europa.eu/doclib/docs/2015/february/tradoc_153175.pdf (accessed: 05.03.2020).

19. Report of the Tenth Round of Negotiations for TTIP // European Commission URL: http://trade.ec.europa.eu/doclib/docs/2015/july/tradoc_153667.pdf (accessed: 06.03.2020).

20. Report of the Eleventh Round of Negotiations for TTIP // European Commission URL: http://trade.ec.europa.eu/doclib/docs/2015/november/tradoc_153935.pdf (accessed: 07.03.2020).

1563

21. The future of EU trade policy // European Commission URL: http://trade.ec.europa.eu/doclib/docs/2017/january/tradoc_155261.pdf (date of application: 12.04.2020).

22. Chikaldina V.S. Problems of creating a free trade zone between the EU and USA // In the Collection: Regions of the world: problems of history, culture and politics. Nizhny Novgorod State University named after N.I. Lobachevsky. - 2015. - [B.N.]. - pp. 119-120.

23. Maltseva V.A., Chupina D.A. Protectionism in EU-US agricultural trade: assessment of transatlantic trade and Investment Partnership negotiations. // Trade Policy - M.: 2018. - №2(14). - Pp.132-140.

24. Shabaeva V.I. Transatlantic trade and investment partnership: problems and opportunities // Social sciences and humanities. Domestic and foreign literature. Series 2: Economics. Abstract journal. - 2016. - [B.N.]. - p. 50.

25. Subtly, but inevitably: why the world economy is entering a new crisis // RBC URL:

https://www.rbc.ru/opinions/economics/15/08/2019/5d5535dc9a794799f1ba5 e96 (accessed: 04/27/2020).

© Гончаренко В.Ю., 2022 Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» №»3/2022.

Для цитирования: Гончаренко В.Ю. СТОЛКНОВЕНИЕ ИНТЕРЕСОВ США И ЕС В ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЕ В ПЕРИОД ПРЕЗИДЕНТСТВА Д. ТРАМПА// Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» №3/2022.

1564

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.