Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2020, №6
УДК 327
DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran620201421 Александр ШУМИЛИН
ЕВРОАТЛАНТИЧЕСКАЯ СОЛИДАРНОСТЬ ПОСЛЕ ТРАМПА
Аннотация. Само словосочетание «евроатлантическая солидарность» в первую очередь предполагает апелляцию к внешнеполитической деятельности государств Северной Америки (США и Канада) и Евросоюза. Априори она нацелена на координацию национальных и глобальных стратегий, призванных определять отношения стран этого сообщества с внешним миром. Большинство аналитиков согласны с тем, что именно эта солидарность стала первой и, пожалуй, самой большой и чувствительной жертвой политики администрации Дональда Трампа. Автор статьи считает, что после ухода 45-го президента из Белого дома трансатлантическая солидарность получит ощутимый импульс для своего обновления. Базовые её основы - либерально-демократические ценности - сохранятся, но отношения между двумя берегами Атлантики, скорее всего, будут выстраиваться в несколько иной, чем раньше парадигме. За период президентства Трампа и в США, и в Западной Европе практически сформировались два видения правильности основ трансатлантической солидарности. В одних аспектах они совпадают, а в других могут расходиться.
Ключевые слова: евроатлантическая солидарность, трансатлантическое партнерство, США, Евросоюз, Северный поток-2, НАТО, либеральные ценности, Китай, Россия.
Вполне ожидавшийся результат голосования коллегии выборщиков в США 14 декабря 2020 г. поставил окончательную точку в периоде поствыборных потрясений, вызванных попытками команды Д. Трампа оспорить своё поражение. Всё это продемонстрировало весьма глубокий раскол в американском обществе, уходящий корнями главным образом в проблемы расовых и этно-религиозных отношений. Иными словами, Трамп проиграл в основном по внутриполитическим причинам. Проводившаяся же им внешняя политика вызывала достаточно острую критику разве что в стане его политических оппонентов из Демократической партии. Но при этом в американском политикуме и социуме она воспринималась в спектре мнений от нейтрального до положительного: по-видимому, главный лозунг избирательной кампании и президентства Трампа - «Америка прежде всего» - находил понимание у немалой части американцев. Беспрецедентно острая критика внешней политики Трампа раздавалась по большей части со стороны ближайших союзников и партнёров США - представителей истеблишмента стран - членов Евросоюза. В предыдущих номерах Вестника опубликовано немало материалов с анализом преобладавшего в Брюсселе и ЕС в целом восприятия политики уходящей администрации как «подрывающей трансатлантическое партнёрство» 1. В данной ста-
© Шумилин Александр Иванович - доктор политических наук, главный научный сотрудник, руководитель центра «Европа - Ближний Восток» Отдела европейской безопасности, главный редактор Научно-аналитического вестника ИЕ РАН. Адрес: 125009,. Статья поступила в редакцию: 25.12.2020.
1 Шумилин А.И. Евросоюз и Турция: конфликтное партнёрство // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН. 2020. №5. С. 7-15; Шумилин А.И. Европейская политика соседства: время испытаний // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН. 2020. №4. С. 86-93; Шумилин А.И. Трансатлантический излом на фоне пандемии // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН. 2020. № 3. С. 13-20; Шумилин А.И. Фактор пандемии во внешней политике Евро-
тье будут рассмотрены основные параметры неизбежного сближения двух берегов Атлантики при администрации Джозефа Байдена, прежде всего, в сфере внешнеполитической деятельности.
Внешнеполитическое наследие Трампа: взгляд из Вашингтона
Повышенное раздражение европейских союзников США в первую очередь вызывала ставка команды Трампа на односторонность, выражавшуюся в выходе страны - лидера Западного мира из большинства заключённых трансатлантистами международных соглашений. Так, чувствительным для американских союзников стало прекращение участия США в Рамочной конвенции ООН об изменении климата (Парижское соглашение) и Совместном Всеобъемлющем Плане Действий (СВПД) по урегулированию ядерной проблемы Ирана. Оба этих документа администрация Барака Обамы подписала в 2015 г. и показательно относила к своему внешнеполитическому успеху. Не удивительно, что сторонники демократов реагировали на шаги Трампа весьма остро. В то же время, заметим, отказ Трампа от продления ряда действовавших до сих пор договоров с Россией в области стратегической стабильности не вызывал столь же негативной реакции в политическом истеблишменте ЕС.
В отличие от Европы в самих Соединённых Штатах выход администрации Трампа из договорённостей по климату и Ирану спровоцировал неоднозначную и противоречивую реакцию, поскольку эти сюжеты стали предметом межпартийной борьбы республиканцев и демократов. Но они в шкале приоритетов большинства американцев располагались далеко от верхних позиций, к которым в ходе опросов люди относили проблемы экономики, здравоохранения, пандемии и т.д. При этом климатическая повестка считается первостепенной среди порядка двух третей демократов и только у одной трети сторонников республиканцев1. Отсюда обещания Байдена вернуть США в Парижское соглашение по климату.
Иные реакции вызывает выход администрации Трампа из СВПД. Хотя Байден и заявлял
0 намерении вернуть страну в этот формат международных договорённостей, он будет вынужден считаться с устойчиво негативным отношением к Ирану в США как среди сторонников республиканцев (82-85%), так и сторонников демократов (70-73%) в период с 2009 по 2020 гг.2
Особо беспокоило европейцев критическое отношение Трампа к НАТО как главной организации, призванной обеспечивать оборону и безопасность стран Евро-Атлантики. Некоторые политики в ЕС всерьёз опасались косвенных угроз 45-го президента вывести США из Североатлантического альянса . Между тем эти угрозы Трампа в немалой степени коррелирова-лись с преобладавшими особенно в 2015-2016 гг. пессимистическими настроениями в американском обществе касательно НАТО (немалая часть опрошенных американцев считали, что НАТО более полезно другим странам-членам, а не США)4. Напомним, что ещё до Трампа вопрос об увеличении финансовых взносов стран-членов до 2% ВВП поставил Б. Обама, который, подчеркнём, был далёк от мысли покинуть альянс. Как бы то ни было, но критическое
союза // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН. 2020. №2. С. 14-21.
1 Funk C., Kennedy B. How Americans see climate change and the environment in 7 charts. Pew Research Center. 21.04.2020. URL: https://www.pewresearch.org/fact-tank/2020/04/21/how-americans-see-climate-change-and-the-environment-in-7-charts/ (дата обращения 10.12.2020).
2 Mordecai M. Iran widely criticized in 14 advanced economies. Pew Research Center. 02.12.2020. URL: https://www. pewresearch.org/fact-tank/2020/12/02/iran-widely-criticized-in-14-advanced-economies/ (дата обращения 12.12.2020).
Crowley M. Allies and Former U.S. Officials Fear Trump Could Seek NATO Exit in a Second Term. The New York Times. 03.09.2020. URL: https://www.nytimes.com/2020/09/03/us/politics/trump-nato-withdraw.html (дата обращения 20.12.2020).
4 NATO, U.S. allies, the EU and UN. Pew Research Center. 05.05.2016. URL: https://www.pewresearch.org/politics/ 2016/05/05/6-nato-u-s-allies-the-eu-and-un/ (дата обращения 20.12.2020).
Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2020, №6
отношение к нынешнему состоянию дел в НАТО демонстрируют представители руководства обеих партий в США. Вместе с тем последние замеры общественного мнения там показывают преобладание положительных оценок НАТО1.
Подход к взаимодействию с Китаем оставался «яблоком раздора» между США и ЕС на протяжении первых трёх лет президентства Трампа. Тот факт, что американский президент бросил вызов глобальным (но прежде всего - экономическим) амбициям Китая, в Европе воспринимался скорее негативно. В ЕС преобладала традиционная точка зрения о том, что лучший способ ведения дел с Пекином - тесное сотрудничество западного сообщества с ним в сфере экономики. На этом фоне отношение американцев к Китаю ухудшалось достаточно быстрыми темпами: если в 2018 г. 47% опрошенных граждан США негативно относились к Поднебесной, то в 2020 г. - уже 73%2. В этом значительную роль сыграла критика американскими СМИ поведения Пекина в условиях пандемии. Среди сторонников республиканцев росло негативное отношение к Китаю (83% в 2020г.), подобная же динамика наблюдалась и среди демократов (68% в 2020 г.)3.
Не удивительно, что Дж. Байден так же, как и Трамп, придерживается весьма критической позиции в отношении Пекина, но в отличие от 45-го президента прежде всего акцентирует правозащитную проблематику. По мнению компетентных аналитиков, китайское руководство даже больше озабочено грядущим президентством Байдена, чем это было при Трампе. Дело в том, что в отличие от Трампа, придерживавшегося тактики двусторонних контактов на высшем уровне в «бизнес-стиле», Байден, судя по всему, намерен задействовать весь арсенал скоординированного - многостороннего - давления стран Евро-Атлантики на Китай4.
Касательно отношения к «Северному потоку-2» (СП-2): хотя он в последние месяцы не находился в центре внимания американских СМИ, политическая среда Вашингтона сохраняет к нему повышенное внимание. В этом вопросе следует констатировать совпадение позиций республиканцев и демократов. Д. Байден неоднократно подтверждал своё негативное отношение к данному проекту, выдвигая альтернативные варианты, которые, в отличие от предложений Трампа, не завязаны полностью на поставки СПГ из США5.
В целом, суммируя оценки внешнеполитического наследства Д. Трампа, важно отметить два следующих полярных параметра: однозначно негативная характеристика - предельное падение престижа и рейтинга США в мире за последние четыре года (особенно среди американских союзников и партнёров)6; однозначно положительная характеристика - содействие заключению мирных соглашений между Израилем и арабскими монархиями Персидского залива (ОАЭ, Бахрейн). Не удивительно, что ряд серьёзных аналитиков и определённая группа политиков в ЕС придерживаются мнения, что сколь бы ни были вызывающими и разруши-
1 Fagan M. NATO seen in a positive light by many across 10 member states. Pew Research Center. 30.11.2020. URL: https://www.pewresearch.org/fact-tank/2020/11/30/nato-seen-in-a-positive-light-by-many-across-10-member-states/ (дата обращения 10.12.2020).
Silver L., Devlin K., Huang Ch. Americans Fault China for Its Role in the Spread of COVID-19. Pew Research Center. 30.07.2020. URL: https://www.pewresearch.org/global/2020/07/30/americans-fault-china-for-its-role-in-the-spread-of-covid-19 (дата обращения 11.12.2020).
3 Ibid.
4 Amaro S. China is more concerned by Biden than Trump, economist Jim O'Neill says. CNBC. 27.11.2020. URL: https://www.cnbc.eom/2020/11/27/why-biden-is-more-concerning-for-china-than-trump.html (дата обращения 14.12. 2020).
5 Prothero M. European officials expect Biden to pressure Merkel into killing her prized key gas pipeline project from Russia. Business Insider. 25.11.2020. URL: https://www.businessinsider.com/biden-could-pressure-merkel-kill-nord-stream-2-russia-pipeline-2020-11 (дата обращения 18.12. 2020).
6 Wike R. The Trump era has seen a decline in America's global reputation. Pew Research Center. 19.11.2020. URL: https://www.pewresearch.org/fact-tank/2020/11/19/the-trump-era-has-seen-a-decline-in-americas-global-reputation/ (дата обращения 14.12.2020).
Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2020, №6
тельными линия и манера поведения Трампа на мировой арене, она, по сути, не является отклонением от преобладающего в Вашингтоне внешнеполитического мейнстрима1. Другое дело, что личностные особенности самого Трампа придавали его политике в отношении ЕС эмоциональный окрас, который многими воспринимался как некий «флер враждебности».
США - Евросоюз: к преодолению разногласий
Уже 7 ноября, когда в США ещё не был завершён подсчёт голосов, на сайте Еврокомис-сии было опубликовано официальное поздравление Д. Байдена с победой. Уместно привести следующий абзац из этого текста: «Европейский союз и Соединённые Штаты - друзья и союзники. Наших граждан объединяют глубокие связи. Вместе мы построили беспрецедентное трансатлантическое партнёрство, которое уходит корнями в общую историю и ценности демократии, свободы, прав человека, социальной справедливости и открытой экономики. Это партнёрство на десятилетия стало фундаментом международного порядка, основанного на либеральных нормах. Оно остаётся гарантом стабильности, безопасности и процветания по обе стороны Атлантики» .
Фигура Дональда Трампа, несомненно, воспринималась в Брюсселе как ключевая помеха для нормализации отношений между союзниками. Не удивительно, что в политологической среде распространяется мнение о том, что сам факт смены Трампа Байденом уже окажет оздоравливающее воздействие на эти отношения. По словам американского аналитика Э. Браттберга, «принимая во внимание гигантское разочарование европейцев в Трампе, новой администрации Байдена даже не придётся особо напрягаться, чтобы заслужить благожелательное отношение Старого Света» .
И всё же ситуация остаётся более сложной: в истории трансатлантических отношений беспрецедентный феномен Трампа оставил достаточно глубокий след, который политическим элитам будет не просто преодолеть. Знаменитый американский политолог и философ Джозеф Най считает, что политики в США, включая Байдена, «наверняка столкнутся с опасениями и подозрениями европейцев, мол, не изберут ли американцы ещё одного Трампа в 2024 или 2028 годах. Союзников озадачивают поляризация политических сил в Вашингтоне, отказ Трампа признать поражение, а также неготовность конгрессменов-республиканцев осудить такое поведение президента» .
Команда Байдена намерена преодолеть такого рода эмоционально-имиджевые преграды в отношениях с европейцами. Основной фокус своей политики она концентрирует на общении с лидерами стран - моторов европейской интеграции - Германии и Франции (Трамп, напомним, подчёркивал свои симпатии к руководству стран Восточной и Центральной Европы). Прежде всего, с канцлером ФРГ Ангелой Меркель - с учётом традиционно более тесного взаимодействия Вашингтона с Берлином, чем с другими членами ЕС. Можно ожидать, что одной из первостепенных задач администрации Байдена будет восстановление прежнего уровня доверия между США и ФРГ, изрядно подорванного подходом Трампа и к вопросам евро-
1 Ortega A. President Biden and the shadow of Trumpism. Global Spectator. 10.11.2020. URL: https://blog.rea linsti-tutoelcano.org/en/president-biden-and-the-shadow-of-trumpism/ (дата обращения 09.12.2020).
2 Statement of European Commission President Ursula von der Leyen on the result of the US presidential election. European Commission website. 07.11.2020. URL: https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/statement_20_2055 (дата обращения 14.12.2020).
Brattberg E. What Are Europe's Expectations if Biden Wins? Carnegie Endowment for International Peace. 20.10.2020. URL: https://carnegieendowment.org/2020/10/20/what-are-europe-s-expectations-if-biden-wins-pub-83022 (дата обращения 10.12.2020).
Nye J.S. Can Joe Biden's America Be Trusted? Project Syndicate. 04.12.2020. URL: https://www.project-syndica te.org/commentary/can-joe-biden-restore-trust-in-america-by-joseph-s-nye-2020-12 (дата обращения 12.12.2020).
пейской безопасности, НАТО, и к проекту СП-2. Для кардинально важного диалога остаётся не много времени, поскольку в наступающем году А. Меркель, имеющая репутацию «атлан-тистки», уходит со своего поста.
Вопрос сегодня в том, каким будет содержание этого диалога: в Берлине, как и в ЕС в целом, прекрасно понимают, что даже при Байдене возвращение к «добрым старым временам» в трансатлантических отношениях невозможно1. Сознают также в ЕС, что формула компромисса, скорее всего, будет вырабатываться за счёт «уступок» европейцев. Так, например, в вопросах военно-стратегического сотрудничества Байден заметно ближе к полному взаимопониманию с Меркель, чем с французским президентом Э. Макроном. Поясним: если германский канцлер считает недопустимым любое ослабление связей с США в рамках НАТО, полагая, что европейский проект «стратегической автономии» призван дополнять связи с США, то французский лидер склонен полагать, что со временем она может стать самодостаточной и, по сути, реальной альтернативой «опоры на США». Показательны в этом плане оценки Берлином ситуации в Восточном Средиземноморье, где США «резко ослабили своё присутствие», что якобы и стало одной из причин, подтолкнувших турецкого лидера Р. Т. Эрдогана к экспансионистским действиям в отношении экономических зон Греции и Кипра осенью 2020 г. Как бы то ни было, но попытки Макрона стать посредником в возникшем конфликте между членами НАТО не увенчались особым успехом. Весьма важна, по мнению Берлина, роль США и для взаимоотношений ЕС с Турцией. Однако не вызывает сомнений, что Байден будет так же, как и его предшественник, настаивать, чтобы «ЕС брал на себя больше обязательств» в сфере военно-стратегического взаимодействия2.
Кроме того, Байдену импонирует «более решительный», чем у Макрона, подход Меркель к ситуации на востоке Украины, которой, следует ожидать, его администрация будет уделять больше внимания. Вместе с тем пока во многом полярными остаются позиции нового главы Белого дома и Меркель по вопросу СП-2. «Федеральное правительство не изменит своего отношения к "Северному потоку-2", - заявил глава МИД ФРГ Хайко Маас. - О европейском суверенитете не придётся говорить, если под этим понимать, что мы в дальнейшем будем делать всё только так, как этого хочет Вашингтон»3.
Но главной проблемой, на решение которой, судя по всему, будет направлена стратегия Байдена в Европе, станет его попытка добиться от союзников более активного противодействия политике Китая, в частности, максимально препятствовать проникновению Китая в сферу экономики и финансов ЕС. И в этом плане давление Вашингтона на Брюссель сохранится. Но в отличие от администрации Трампа, которая в отношениях с Пекином концентрировалась на вопросах экономики, торговли и военной сферы, команда Байдена намерена добиться большего понимания и содействия со стороны ЕС, выдвигая Китаю претензии прежде всего в области прав человека. Европейцы же, разделяя этот подход Байдена, тем не менее, хотели бы установить с Пекином более прагматичные отношения: так, до конца 2020 г. ожидается подписание масштабного соглашения между ЕС и Китаем в сфере инвестиций4. Подход Брюсселя на данный момент, похоже, выглядит так: публичная критика положения с правами
1 Rose M., Rinke A. Incoming Biden presidency exposes old French-German rift on defence. Reuters. 20.11.2020. URL: https://www.reuters.com/article/us-france-germany-usa-defence-idUSKBN2800QW (дата обращения 23.12. 2020).
2 Lannoo K. The Biden presidency is a last call for Europe. Centre for European Policy Studies (CEPS). 01.12.2020. URL: https://www.ceps.eu/the-biden-presidency-is-a-last-call-for-europe/ (дата обращения 17.12.2020).
3 Глава МИД ФРГ: Берлин не изменит позиции по «Северному потоку-2». Deutsche Welle. 28.12.2020. URL: https://www.dw.com/ru/berlin-ne-izmenit-pozicii-po-severnomu-potoku-2/a-56071705 (дата обращения 28.12.2020).
4 Sheng Y. China - EU deal expected before year's end, as trilateral game with US intensifies on trade and diplomacy. Global Times. 11.12.2020. URL: https://www.globaltimes.cn/content/1209677.shtml (дата обращения 12.12.2020).
Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2020, №6
человека в Поднебесной и отдельных аспектов её внешней политики (в частности, в странах Европы в период коронакризиса), с одной стороны, и готовность к взаимодействию в сфере экономики и финансов практически по той же схеме, что опробована в последнее время между США и Китаем, с другой.
В «иранском вопросе» Байден намерен переходить от трамповского «максимального давления» на Тегеран к ставке на стратегию переговоров, что в целом соответствует согласованной в рамках ЕС позиции. Да и отношение к конфликтным ситуациям на Ближнем Востоке, обозначенное командой 46-го президента, вряд ли будет заметно расходиться с курсом Евросоюза.
***
Многие аспекты политики Д. Трампа в отношении Евросоюза основательно поколебали трансатлантическое партнёрство. Приветствуя смену главы Белого дома, политический истеблишмент стран ЕС признаёт важнейшей задачей восстановление максимально возможного взаимопонимания с США. Вместе с тем в странах Евросоюза сознают, что полное возвращение к состоянию отношений между двумя берегами Атлантики в период «до Трампа» нереалистично: за последние годы сформировалась новая атмосфера, созданы новые институты в ЕС, отчасти призванные противодействовать давлению Вашингтона (по проблеме Ирана, СП-2 и т.д.). Да и отправлять в историю «трампизм» ещё рано. Трансатлантическое партнёрство будет возрождаться в формате большего равноправия как на политическом уровне, так и в том, что касается материального и финансового вклада участвующих в нём стран. При этом администрация Байдена, следует ожидать, будет выстраивать обновлённое партнёрство в контексте противостояния стран Евро-Атлантики Китаю и России.
Список литературы
Данилов Д.А. НАТО в условиях коронавируса // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН 2020. №3. С. 21-27. DOI: 10.15211/vestnikieran320202127
Шумилин А.И. Евросоюз и Турция: конфликтное партнёрство // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН. 2020. №5. С. 7-15. DOI: 10.15211/vestnikieran52020715
Шумилин А.И. Европейская политика соседства: время испытаний // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН. 2020. №4. С. 86-93. DOI: 10.15211/vestnikieran420208693
Шумилин А.И. Трансатлантический излом на фоне пандемии // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН. 2020. №3. С. 13-20. DOI: 10.15211/vestnikieran320201320
Шумилин А.И. Фактор пандемии во внешней политике Евросоюза // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН. 2020. №2. С. 14-21. DOI: 10.15211/vestnikieran220201421
References
Amaro, S. (2020). China is more concerned by Biden than Trump, economist Jim O'Neill says. CNBC. November 27, 2020. Available at: https://www.cnbc.com/2020/11/27/why-biden-is-more-concerning-for-china-than-trump.html (accessed 14.12.2020).
Brattberg, E. (2020). What Are Europe's Expectations if Biden Wins? Carnegie Endowment for International Peace. October 20, 2020. Available at: https://carnegieendowment.org/2020/10/20/ what-are-europe-s-expectations-if-biden-wins-pub-83022 (accessed 10.12.2020).
Crowley, M. (2020). Allies and Former U.S. Officials Fear Trump Could Seek NATO Exit in a Second Term. The New York Times. September 3, 2020. Available at: https://www.nytimes.com/
2020/09/03/us/politics/trump-nato-withdraw.html (accessed 20.12.2020).
Funk, C. and Kennedy, B. (2020). How Americans see climate change and the environment in 7 charts. Pew Research Center. April 21, 2020. Available at: https://www.pewresearch.org/fact-tank/2020/04/21/how-americans-see-climate-change-and-the-environment-in-7-charts/ (accessed 10.12.2020).
Fagan, M. (2020). NATO seen in a positive light by many across 10 member states. Pew Research Center. November 30, 2020. Available at: https://www.pewresearch.org/fact-tank/2020/11/ 30/nato-seen-in-a-positive-light-by-many-across-10-member-states/ (accessed 10.12.2020).
Lannoo, K. (2020). The Biden presidency is a last call for Europe. Centre for European Policy Studies (CEPS). December 1, 2020. Available at: https://www.ceps.eu/the-biden-presidency-is-a-last-call-for-europe/ (accessed 17.12.2020).
Mordecai, M. (2020). Iran widely criticized in 14 advanced economies. Pew Research Center. December 2, 2020. Available at: https://www.pewresearch.org/fact-tank/20t0/1t/0t/iran-widely-criticized-in-14-advanced-economies/ (accessed 12.12.2020).
Nye, J.S. (2020). Can Joe Biden's America Be Trusted? Project Syndicate. December 4, 2020. Available at: https://www.project-syndicate.org/commentary/can-joe-biden-restore-trust-in-ameri ca-by-joseph-s-nye-2020-12 (accessed 12.12.2020).
NATO, U.S. allies, the EU and UN. Pew Research Center, May 5, 2016. Available at: https://www.pewresearch.org/politics/2016/05/05/6-nato-u-s-allies-the-eu-and-un/
Ortega, A. (2020) President Biden and the shadow of Trumpism. Global Spectator. November 10, 2020. Available at: https://blog.realinstitutoelcano.org/en/president-biden-and-the-shadow-of-trumpism/ (accessed 09.12.2020).
Prothero, M. (2020). European officials expect Biden to pressure Merkel into killing her prized key gas pipeline project from Russia. Business Insider. November 25, 2020. Available at: https://www.businessinsider.com/biden-could-pressure-merkel-kill-nord-stream-t-russia-pipeline-2020-11 (accessed 18.12. 2020).
Rose, M., Rinke, A. (2020). Incoming Biden presidency exposes old French-German rift on defence. Reuters. November 20, 2020. Available at: https://www.reuters.com/article/us-france-germany-usa-defence-idUSKBN2800QW (accessed 23.12.2020).
Silver, L., Devlin, K., Huang, Ch. (2020). Americans Fault China for Its Role in the Spread of COVID-19. Pew Research Center. July 30, 2020. Available at: https://www.pewresearch.org/global /2020/07/30/americans-fault-china-for-its-role-in-the-spread-of-covid-19 (accessed 11.12.2020).
Sheng, Y. (2020). China - EU deal expected before year's end, as trilateral game with US intensifies on trade and diplomacy. Global Times. Available at: https://www.globaltimes.cn/ con-tent/1209677.shtml (accessed 12.12.2020).
Statement of European Commission President Ursula von der Leyen on the result of the US presidential election. European Commission website. November 7, 2020. Available at: https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/statement_20_2055 (accessed 14.12.2020).
Wike, R. (2020). The Trump era has seen a decline in America's global reputation. Pew Research Center November 19, 2020. Available at: https://www.pewresearch.org/fact-tank/2020/11/ 19/the-trump-era-has-seen-a-decline-in-americas-global-reputation/ (accessed 14.12.2020).
Euro-Atlantic Solidarity in the Aftermath of Trump
Author. Alexander Shumilin, Doctor of Political Sciences, Chief Research Associate, Head of the Center «Euro-Atlantic - the Middle East» of the European Security Department, Editor-inChief of the Scientific Analytical Herald at the Institute of Europe, Russian Academy of Sciences.
Address: 11-3, Mokhovaya str., Moscow, Russia, 125009. E-mail: mideast@bk.ru.
Abstract. The very phrase «Euro-Atlantic solidarity» primarily presupposes an appeal to the foreign policy activities of the states of North America (USA and Canada) and the European Union. A priori, it is aimed at coordinating national and global strategies designed to determine the relations of the countries of this community with the outside world. Most analysts agree that it was this solidarity that was the first and perhaps the biggest and most sensitive victim of the Donald Trump administration's policies. The author of the article believes that after the 45th president leaves the White House, transatlantic solidarity will receive a tangible impetus for its renewal. While maintaining its basic foundations in the form of liberal-democratic values, however, relations between the two shores of the Atlantic are likely to be restructured in a somewhat different paradigm than before. During the Trump presidency, both the United States and Western Europe have practically formed two visions of the correctness of the foundations of transatlantic solidarity. In some aspects they coincide, while in others they may diverge.
Key words: Euro-Atlantic solidarity, transatlantic partnership, USA, European Union, Nord Stream 2, NATO, liberal values, China, Russia.
DOI: http://dx.doi.org/ 10.15211/vestnikieran620201421