Научная статья на тему 'КОРПОРАТИВНЫЙ КОМПЛАЕНС: КОНТРОЛЬ ИЛИ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ?'

КОРПОРАТИВНЫЙ КОМПЛАЕНС: КОНТРОЛЬ ИЛИ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ? Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
комплаенс-контроль / комплаенс-менеджмент / комплаенс-процедуры / комплаенс-культура. / compliance control / compliance management / compliance procedures / compliance culture

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Калашникова И. В., Соцкова С. И.

Цели устойчивого развития все чаще признаются российскими компаниями как необходимые для перспектив экономического роста бизнеса. Для их достижения важная роль принадлежит комплаенс. Его встраивание в систему управления организацией должно стать нормой, корпоративной ценностью независимо от организационно-правовой формы и вида экономической деятельности, причем не административно насаждаемой, а рассматриваемой менеджментом в качестве инструмента эффективного ведения бизнеса. Для отраслей с высокой регуляторной нагрузкой комплаенс должен иметь статус обязательности. В такой ситуации важно понимание сущности комплаенс именно на корпоративном уровне, его целей, задач, сфер и условий применения. Нельзя не признать, что в предпринимательской среде комплаенс трактуют излишне узко: как самоконтроль организации за соблюдением нормативных актов или как система организационно-правовых и корпоративных мер по предупреждению возникновения нарушений антимонопольного законодательства, по обеспечению соответствия деятельности компании требованиям, обязательным для исполнения, которые установлены действующим законодательством. Реальность такова, что функционал комплаенс, внедренного в систему управления многих российских компаний, заключается именно в реализации функции контроля. Однако сегодня уже очевидна необходимость его трансформации в разновидность функционального менеджмента – комплаенс-менеджмент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Corporate Compliance: Control or Functional Management?

The sustainable development goals are increasingly recognized by Russian companies as necessary for the prospects of economic growth of business. Compliance plays an important role in achieving them. Its integration into the organization management system should become the norm, a corporate value, regardless of the organizational and legal form and type of economic activity. For industries with a high regulatory burden, compliance should have the status of mandatory. In such a situation, it is important to understand the essence of compliance at the corporate level, its goals, objectives, areas and conditions of application. It must be admitted that in business environment compli-ance is interpreted too narrowly: as a selfcontrol of the organization over compliance with regulatory acts or as a system of organizational, legal and corporate measures to prevent the occurrence of violations of antimonopoly legislation, to ensure compliance of the company activities with the mandatory requirements established by the current legislation. The reality is that the compliance functionality implemented in the management system of many Russian companies consists precisely of the control function implementation. However, today it is already obvious that it needs to be transformed into a kind of functional management – compliance management.

Текст научной работы на тему «КОРПОРАТИВНЫЙ КОМПЛАЕНС: КОНТРОЛЬ ИЛИ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ?»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ

УДК 005.35

И. В. Калашникова, С. И. Соцкова

КОРПОРАТИВНЫЙ КОМПЛАЕНС: КОНТРОЛЬ ИЛИ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ?

Калашникова И. В. - д-р экон. наук, проф. кафедры экономики и менеджмента, e-mail: 006013@pnu.edu.ru, (Тихоокеанский государственный университет, г. Хабаровск); Соцкова С. И. - канд. экон. наук, доц. кафедры учета, анализа и экономической безопасности, е-mail: s_sotskova@mail.ru (Самарский государственный экономический университет)

Цели устойчивого развития все чаще признаются российскими компаниями как необходимые для перспектив экономического роста бизнеса. Для их достижения важная роль принадлежит комплаенс. Его встраивание в систему управления организацией должно стать нормой, корпоративной ценностью независимо от организационно-правовой формы и вида экономической деятельности, причем не административно насаждаемой, а рассматриваемой менеджментом в качестве инструмента эффективного ведения бизнеса. Для отраслей с высокой регуляторной нагрузкой комплаенс должен иметь статус обязательности. В такой ситуации важно понимание сущности комплаенс именно на корпоративном уровне, его целей, задач, сфер и условий применения. Нельзя не признать, что в предпринимательской среде комплаенс трактуют излишне узко: как самоконтроль организации за соблюдением нормативных актов или как система организационно-правовых и корпоративных мер по предупреждению возникновения нарушений антимонопольного законодательства, по обеспечению соответствия деятельности компании требованиям, обязательным для исполнения, которые установлены действующим законодательством. Реальность такова, что функционал комплаенс, внедренного в систему управления многих российских компаний, заключается именно в реализации функции контроля. Однако сегодня уже очевидна необходимость его трансформации в разновидность функционального менеджмента - комплаенс-менеджмент.

Ключевые слова: комплаенс-контроль, комплаенс-менеджмент, комплаенс-процедуры, комплаенс-культура.

Комплаенс около двадцати лет широко применяется за рубежом, в странах, где высок уровень бизнес-культуры, распространены открытость и декларирова-

© Калашникова И. В., Соцкова С. И., 2022

ВЕСТНИК ТОГУ. 2022 № 4 (67)

ВЕСТНИК ТОГУ. 2022. № 4 (67)

ние поведения участников рынка. Точкой отсчета принято считать создание специального Агентства по контролю за продуктами питания и лекарствами при Министерстве здравоохранения и социальных служб США (FDA, Food and Drug Administration). Агентство начало свою работу с выработки правил, которым должны были следовать участники предпринимательской деятельности в области фармацевтической и пищевой промышленности.

В России первые упоминания о комплаенс связаны с появлением зарубежных компаний и с участием иностранцев в менеджменте компаний, оперирующих на отечественном рынке. В переводе с английского «compliance» означает соответствие, а «to comply» - исполнять, что применительно к бизнесу адекватно способности действовать в соответствии с регулятивным порядком, набором правил [1], т.е. правилами регулятора. В юридической интерпретации - это система управления рисками «несоответствия между осуществляемой хозяйствующим субъектом деятельностью, с одной стороны, и нормами права, а также всеми иными значимыми для осуществления предпринимательской деятельности факторами - с другой» [2]. Иными словами, с позиции права комплаенс есть процедуры, которые предназначены обеспечивать реализацию требований нормативно-правовых актов через систему управления рисками несоответствия осуществляемой субъектом хозяйствования деятельности [там же]. О каких требованиях идет речь? Это, прежде всего, требования, налагаемые зарубежным законодательством и отечественным законодательством, в том числе требования обязательных стандартов; предписаний контролирующих органов; требования складывающейся правоприменительной практики; требования правил предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательных для выполнения членами саморегулируемой организации; и др. Следовательно, в правовом формате назначение комплаенс - создание механизмов анализа, выявления и оценки рисков нарушения различных норм для обеспечения комплексной защиты организации от таких рисков [3]. Для российских компаний для этого имеется методическое обеспечение. В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 18 октября 2018 г. № 2258-р разработаны «Методические рекомендации по созданию и организации федеральными органами исполнительной власти системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства», где прописаны цели, задачи и принципы антимонопольного комплаенс.

Что же собой представляет комплаенс с точки зрения менеджмента? Сразу оговоримся, что его общепринятого определения до сих пор не существует. Экономисты и управленцы в основном придерживаются позиции юристов, определяя комплаенс как процедуры борьбы с нарушениями требований законодательства, в лучшем случае как управление рисками. Например, Д. Примаков понимает под комплаенс обеспечение соответствия деятельности компании требованиям, «налагаемым на нее российским и зарубежным законодательством, иными обязательными для исполнения регулирующими документами, создание в организации механизмов анализа, выявления и оценки рисков нарушения законодательства, а также обеспечение комплексной защиты организации [4]. Однако согласно стандарту ISO 19600-2014 «Compliance management systems», «Система комплаенс-ме-неджмента. Руководящие принципы», комплаенс - это соблюдение всех требований, предъявляемых к организации, как обязательных для исполнения, так и тех,

КОРПОРАТИВНЫЙ КОМПЛАЕНС: КОНТРОЛЬ -

ИЛИ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ? ЖЛНЖ ТСГУ. 2022: № 4 (67)

которые она предпочитает соблюдать [5]. Следовательно, объектом комплаенс-де-ятельности становится достаточно широкий спектр требований, включающий не только нормы законодательства, но и добровольные корпоративные обязательства социально-экономического, этического и экологического характера [6]. В основном это актуально для социально значимого бизнеса, где соблюдение не только правовых, но и норм социальной ответственности и этики является значимым фактором поддержания репутации и доверия стейкхолдеров. В этой связи, на наш взгляд, продуктивен подход практиков и исследователей, понимающих под ком-плаенс систему, которая обеспечивает соответствие деятельности организации параметрам институционального пространства, в рамках которого она функционирует. Нарушение же данных параметров (законодательных норм, стандартов саморегулируемых и иных общественных организаций, внутрикорпоративных стандартов, инструкций и кодексов поведения, договорных обязательств, морально-этических норм и др.) может повлечь финансовые и репутационные потери [7]. В такой трактовке речь идет о комплаенс-менеджменте, соответствующем идее многомерного подхода в управлении изменениями на основе концепции единства од-нокачественности и многокачественности вещей. Это важно, потому что классический стратегический подход предвидения на основе инструментария прогнозирования в версии трехвариантной экстраполяции в складывающейся реальности становится непродуктивным [8].

Уточним, что если регулятор обязывает организацию применять комплаенс, то наполнение содержанием многих комплаенс-процедур находится в ведении государства. В иных случаях процедуры комплаенс-менеджмента являются компетенцией субъекта хозяйствования, отражающие состояние корпоративной культуры и уровень корпоративной социальной ответственности.

Крупные компании на российском рынке успешно используют комплаенс, что позволяет им, вступая в договорные отношения, требовать от своих контрагентов обязательное соблюдение требований законодательства, социальной ответственности бизнеса и деловой этики. Можно утверждать, что, как правило, такие организации ориентированы на корпоративные преобразования, соответствующие архетипу «С», которому свойственны:

- развитие организационных возможностей и способностей сотрудников через изменения культуры и поведения менеджмента и персонала;

- проектирование изменений на основе организационных возможностей;

- партисипативный стиль управления, при котором персонал становится эмоционально привязанными к задачам развития компании;

- использование «мягких» методов управления;

- корпоративные изменения «снизу вверх» (поэтому залогом успеха является активность и креативность работников);

- фокусирование изменений на организационной культуре; трудовой мотивации;

- гармоничность во взаимоотношениях «сотрудник - менеджер»;

- недопущение радикальной реструктуризации и увольнений персонала;

- повышенное внимание организационному обучению сотрудников;

- спонтанность и эволюционный характер изменений, т.к. они являются реакцией на появляющиеся возможности;

ВЕСТНИК ТОГУ. 2022. № 4 (67)

- отсутствие барьеров между структурными подразделениями, что способствует более тесному сотрудничеству, взаимопониманию, доверию [9].

Каким образом комплаенс содействует развитию деятельности компании? Очевидно, что через закрепление необходимых требований к поведению сотрудников является превентивной мерой нарушений со стороны персонала. Во-вторых, снижается риск привлечения компании к административной ответственности. Если компания подтвердит, что она разрабатывала соответствующие политики, обучала сотрудников, создавала условия для соблюдения ими законодательства, контролировала процессы, но работник нарушил законодательство, то есть вероятность, что ответственность будет вменена не организации, а сотруднику, допустившему нарушение. В-третьих, повышается уровень защищенности руководителей компании. С правилами работы компании работники знакомятся под подпись, тем самым подтверждая свое ознакомление с локальным актом. Это означает, что персонал предупреждены об ответственности и правилах работы. Если встает вопрос о нарушении со стороны конкретного сотрудника, то есть возможность снять ответственность с руководства. В-четвертых, принятие внутренних документов, например, о коммерческой тайне, о защите всей информации компании, снижает риск ее передачи третьим лицам, что особенно актуально при увольнении сотрудников, поскольку они предупреждены о возможных негативных последствиях. В-пятых, при наличии в компании комплаенс (и отсутствии нарушений антимонопольного законодательства либо законодательства, которое связано с привлечением к административной ответственности по отдельным статьям) возможно снижение количества проводимых проверок. В-шестых, повышается имидж и деловая репутация компании. Информация об использовании комплаенс в менеджменте организации размещается на сайте и включается в договоры, что представляет особый интерес для серьезных контрагентов. К сожалению, представители российского бизнеса, не сотрудничающие с зарубежными явно компаниями, недооценивают репутационные риски. Причин несколько: недостаточный уровень комплаенс-культуры, в результате чего персонал игнорирует необходимость консультирования и информирования; диссонанс комплаенс-культуры и ожиданий стейкхолдеров; излишняя многозадачность сотрудников; проблемы организации в области процедур подбора персонала; наличие практик токсичного менеджмента и недобросовестного поведения в отношении внешних стейкхолде-ров.

Типовым комплаенс-менеджментом считается трехкомпонентная модель, предполагающая функции предотвращения (анализ изменений институциональной среды; идентификация внешних стейкхолдеров и их интересов; разработка и утверждение документарной базы комплаенс-менеджмента; оценка комплаенс-рисков; закрепление четких алгоритмов поведения и принятия решений; обучение персонала; организация каналов консультирования и др.), выявления (мониторинг соблюдения правил поведения; надзор за соблюдение требований законодательства; оценка комплаенс-рисков; управление конфликтами и др.) и реагирования (процедуры внутреннего расследования; повышение ответственности работников; разработка корректирующих мероприятий и др.). Функции комплаенс-управления могут быть реализованы как в формате централизованной, так и децентрализованной организационной структуры комплаенс-системы.

КОРПОРАТИВНЫЙ КОМПЛАЕНС: КОНТРОЛЬ -

ИЛИ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ? ЖСШЖ ТСГУ. 2022: № 4 (67)

По данным Deloitte Forensic, проводившим в 2019 г. опрос о развитии ком-плаенс в России и СНГ, в ТОП-5 комплаенс-рисков попали недобросовестность контрагентов, конфликт интересов, подверженность коррупции, хищения и воровство (мошенничество), неэтичное поведение (рис.1).

25

I 23

21

Z 17

54

77

%

Недобросовестные контрагенты Конфликты интересов Коррупционные риски Хищения и воровство на местах Неэтичное поведение Раскрытие конфиденциальной/инсайдерской информации Отсутствие контроля над расходами Манипуляции с финансовой отчетностью

0 20 40 60 80 100 Рис. 1. Вероятность различных комплаенс-рисков по оценке Deloitte Forensic [10]

Несколько слов по поводу мошенничества. Часто бизнес считает, что оно имеет «внешнюю природу». В действительности в нем замешаны работники, которые передают инсайдерскую информацию. К наиболее распространённым мошенническим схемам экспертами отнесены (в порядке убывания): присвоение активов компании и их использование в личных целях; взяточничество и коммерческий подкуп; физическое хищение денежных средств, активов и товарно-материальных ценностей; кибермошенничество; мошенничество с финансовой отчетностью; жульничество со схемами выплат возмещения сотрудникам. Действия мошенников не только причиняют компаниям финансовые потери (именно их участники опроса Deloitte Forensic упоминали чаще всего, 46 %). Более трети респондентов пожаловались также на снижение репутации и имиджа компании, а еще 15 % - на ухудшение моральной обстановки в коллективе. Причем, как показал опрос, чаще всего организаторами и участниками мошеннических схем были сотрудники среднего звена. На их вовлеченность в мошеннические действия пожаловались 56 % участников опроса, в то время как на аналогичные действия топ-менеджеров - около 22 %, хотя ущерб от действий последних действий может значительно превосходить потери, обусловленные действиями сотрудников среднего звена [10]. Среди подверженных риску корпоративного мошенничества структурных подразделений участники опроса выделили отделы и департаменты, отвечающие за проведение закупок (71 %), маркетинг и продажи (59 %).

COVID-19 и спровоцированная ею деградация финансовой ситуации вынудила российские компании сократить бюджет на противодействие рискам мошенничества. Дополнительные сложности возникли в связи с переводом части персонала на удаленный режим, что привело к упрощению контрольных процедур. Однако мошенники в такой сложной экономической ситуации активизирова-

ВЕСТНИК ТОГУ. 2022. № 4 (67)

лись и стали изыскивать новые способы вывода денежных средств и активов организаций. Как отмечает Deloitte Forensic, компании стали еще больше сталкиваться с кибермошенничеством и утечкой данных. Обе эти угрозы в условиях «удаленки», вышли на первый план [11]. Выявлять недобросовестные схемы помогают технологии машинного обучения. Mchine learning позволяет превентивно выявлять закономерности, несоответствия, которые могут повлечь нарушения и ущерб.

Важная составляющая комплаенс-менеджмента - периодическая оценка рисков, а также их регулярный мониторинг. По оценке Deloitte Forensic, 43 % компаний оценивают риски только ежегодно, а 26 % - по мере необходимости. Методология идентификации и оценки коррупционного риска утверждена у 45 % компаний. У 26% такая методология существует, но не описана во внутренних документах. Карта или матрица рисков, включая комплаенс-риски, разработана более чем у половины респондентов, а специальная карта/матрица комплаенс-рисков есть у более трети [10].

Согласно сведениям Deloitte Forensic, комплаенс-система российских компаний сконцентрирована, главным образом, на антикоррупционной деятельности. В ТОП-5 комплаенс-направлений со значительным отрывомтакже вошли защита персональных данных, защита конфиденциальной информации, противодействие «отмыванию» денег и финансовому терроризму, соблюдение антимонопольного законодательства (рис. 2).

Антикоррупционная деятельность и соблюдение норм этики Защита персональных данных Защита конфиденциальной информации Противодействие «отмыванию» денег и финансированию терроризма Соблюдение требований анти-монопольного законодательства

Торговые санкции Маркетинг и реклама Недопущение торговли инсайдерской информацией Промышленная безопасность и охрана труда Экология и охрана окружающей среды Права человека

■ 47

1 43

42

■ 30

26

— 19 17

60 58

92

0

20 40 60

% 100

Рис. 2. Основные направления деятельности комплаенс-менеджмента [10]

Очевидно, что корпоративный комплаенс в России реализуется в основном через контроль, функционал которого нацелен на недопущения нарушений антикоррупционного законодательства. Это не в должной мере отвечает целям устойчивого развития компаний. Традиционная для отечественного бизнеса модель комплаенс-контроля нуждается в глубокой проработке новой парадигмы, концеп-

КОРПОРАТИВНЫЙ КОМПЛАЕНС: КОНТРОЛЬ ИЛИ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ?

ВЕСТНИК ТОГУ. 2022. № 4 (б7)

ции комплаенс-менеджмента. Если следовать мировым практикам, фундамент нового подхода должны составить такие принципы, как: добровольность (исключением могут стать банковский, страховой бизнес, а также государственные корпорации и компаний); соразмерность системы контроля и значимых для деятельности организации факторов; ответственность комплаенс-структур (комплаенс-ме-неджеров) за общий контроль в управлении комплаенс-рисками; соответствие комплаенс-процедур потенциальным рискам; открытость комплаенс-процедур; неотвратимость наказания; неукоснительное соблюдение принципов деловой этики.

Новая парадигма комплаенс потребует от российского бизнеса новых инвестиций для автоматизации комплаенс-процессов. Именно автоматизация позволяет совершенствовать функции комплаенс-менеджмента, обеспечивая точность данных, повышая качество оценки комплаенс-рисков, мониторинга, управления инциндентами и скорость выявления подозрительных ситуаций.

Библиографические ссылки

1. Комплаенс: просто о сложном URL: https://compliance.su/info/articles/kom-plaens-prosto-o-slozhnom/ (дата обращения: 06.10.2022).

2. Попондопуло В.Ф., Петров Д.А. Комплаенс как правовой инструмент минимизации рисков и профилактики правонарушений // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Право. 2020. Т. 11, вып. 1. С.102-114. URL: https://doi.org/10.21638/spbu14.2020.107 (дата обращения: 10.10.2022).

3. URL: : https://zakon.ru/blog/2020/2/27/antimonopolnyj komplaens v ros-sijskom prave (дата обращения: 10.11.2022).

4. Примаков, Д.Я. Специальные виды комплаенса : антикоррупционный, банковский, санкционный и розыск активов (форензик). М. : Инфотропик Медиа, 2019. 270 с.

5. ISO 19600 «Compliance management systems - Guidelines». URL: https://www.iso.org/obp/ui/#iso:std:iso: 19600:ed-1:v1:en:term:3.13 (дата обращения: 20.11.2022).

6. Борзаков Д.В., Демиденко И.В. Внедрение функций комплаенс-менедж-мента в аптечных организациях // Вестник ВГУ. Сер.: Экономика и управление. 2020. № 1. С.32-39.

7. Борзаков Д.В., Никитина Л.М. Управленческий контроль корпоративной социальной ответственности : нормативное, информационное и методическое обеспечение : монография. Воронеж : Издат. дом ВГУ. 2019. 270 с.

S. Зубарев А.Е. Стратегический менеджмент трансформаций: методологические аспекты и опыт КНР // Вестник Тихоокеанского государственного университета. 2022. № 3. С.43-50.

9. Калашникова И.В., Сигитова М.А. Менеджмент изменений: архетипы корпоративных преобразований и проблемное поле управления // Вестник Тихоокеанского государственного университета. 2022. № 3. С.63-74.

10. Тенденции развития комплаенс в России и СНГ. Результаты опроса участников рынка. URL: https://www2.deloitte.com/content/dam/Deloitte/kz/Documents/financial-

ВЕСТНИК ТОГУ. 2022. № 4 (67)

services/Brochures 2020/compliance-development-trends-in-russia-and-cis.pdf (дата обращения: 10.11.2022).

11. Эксперты Deloitte назвали самые популярные виды мошенничества в компаниях URL:https://www.rbc.ru/business/17/02/2021/602bc3979a794731848c5bc9 (дата обращения: 10.11.2022).

Title: Corporate Compliance: Control or Functional Management? Authors' affiliation:

Kalashnikova I.V. - Pacific National University, Khabarovsk, Russian Federation Sotskova S.I. - Samara State University of Economics, Russian Federation

Abstract: The sustainable development goals are increasingly recognized by Russian companies as necessary for the prospects of economic growth of business. Compliance plays an important role in achieving them. Its integration into the organization management system should become the norm, a corporate value, regardless of the organizational and legal form and type of economic activity. For industries with a high regulatory burden, compliance should have the status of mandatory. In such a situation, it is important to understand the essence of compliance at the corporate level, its goals, objectives, areas and conditions of application. It must be admitted that in business environment compliance is interpreted too narrowly: as a self-control of the organization over compliance with regulatory acts or as a system of organizational, legal and corporate measures to prevent the occurrence of violations of antimonopoly legislation, to ensure compliance of the company activities with the mandatory requirements established by the current legislation. The reality is that the compliance functionality implemented in the management system of many Russian companies consists precisely of the control function implementation. However, today it is already obvious that it needs to be transformed into a kind of functional management - compliance management.

Keywords: compliance control, compliance management, compliance procedures, compliance culture.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.