Научная статья на тему 'Проблемы становления комплаенс в России'

Проблемы становления комплаенс в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
885
217
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Управленческие науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
комплаенс / внутренние корпоративные документы / политики / процедуры / опыт российских компаний / система комплаенс / compliance / internal corporate documents / policies / procedures / Russian companies experience / compliance system

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Игорь Игоревич Ординарцев

Интеграция российских компаний в мировую экономику требует соблюдения требований надлежащего корпоративного управления. К ним относится, в том числе, комплаенс, предусматривающий следование установленным антикоррупционным законам, нормам и правилам. В России такие механизмы развиваются достаточно интенсивно: исследованы правовые основы, определены составляющие системы соблюдения соответствия. Наиболее широко комплаенс развит в медицине и в банковской сфере. В отечественных корпорациях требуемые процедуры внедряются слабо из-за отсутствия обязательных для исполнения законодательных требований. Отечественные компании, работающие на международных рынках, ориентируются на законодательства соответствующих стран, в основном — США, Великобритании, Франции. Единые требования к системам и механизмам проверки соответствия действующим нормам в отечественной практике не развиты, что способствует различной трактовке имеющихся положений Центробанка и международных правил. Целью исследований является выявление приоритетных направлений развития комплаенс в России, приближающих отечественную нормативную базу к мировой практике. Показано, что российские корпорации в своей практической деятельности применяют большое количество внутренних нормативных документов, многие из которых различаются преимущественно названиями. Прямое следование международным стандартам невозможно из-за различий в требованиях отечественного и зарубежного законодательства. Для ускорения адаптации отечественных компаний к мировой практике надлежащего корпоративного управления необходимо разработать национальные форматы, структуру системы комплаенс и перечень основных внутренних документов. Показана важность и направления развития российской национальной нормативно-правовой базы. Материалы исследования могут быть полезны специалистам корпоративного управления, реакционерам и руководителям корпораций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Игорь Игоревич Ординарцев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of Formation of Compliance in Russia

The integration of Russian companies in the global economy requires compliance with the requirements of good corporate governance. There are included but not limited the compliance with established anti-corruption laws, norms and rules. Such mechanisms are developing quite intensively in Russia: the legal foundations are studied, the components of the compliance system are identified. The compliance is most widely developed in the banking sector and medicine. There are required procedures implemented poorly in domestic corporations due to the lack of mandatory legislative requirements. Domestic companies operating in international markets are guided by the laws of the respective countries, mainly the USA, Great Britain and France. Unified requirements for systems and mechanisms for verifying compliance with current standards are not developed in domestic practice, which contributes to a different interpretation of the existing provisions of the Central Bank and international rules. The study goal is to identify priority areas for the compliance development in Russia, bringing the domestic regulatory framework closer to world practice. The paper shows that Russian corporations use a large number of internal regulatory documents in their practice, many of which differ mainly by their names. Direct adherence to international standards is not possible due to differences in the requirements of domestic and foreign legislation. To accelerate the adaptation of domestic companies to the world practice of good corporate governance, it is necessary to develop national formats, the structure of a compliance system and a list of basic internal paperworks. There are shown the importance and development directions of the Russian national regulatory framework. These research materials may be useful to corporate governance specialists, reactionaries, and corporate executives.

Текст научной работы на тему «Проблемы становления комплаенс в России»

теория и практика управления / theory and practice of management

оригинальная статья

DOI: 10.26794/2404-022X-2020-10-2-31-40 УДК 65.0(045) JEL М14

(CC) ]

BY 4.0

Проблемы становления комплаенс в России

И. И. ординарцев

Московская городская прокуратура, Москва, Россия https://orcid.org/0000-0002-4139-593X

аннотация

Интеграция российских компаний в мировую экономику требует соблюдения требований надлежащего корпоративного управления. К ним относится, в том числе, комплаенс, предусматривающий следование установленным антикоррупционным законам, нормам и правилам. В России такие механизмы развиваются достаточно интенсивно: исследованы правовые основы, определены составляющие системы соблюдения соответствия. Наиболее широко комплаенс развит в медицине и в банковской сфере. В отечественных корпорациях требуемые процедуры внедряются слабо из-за отсутствия обязательных для исполнения законодательных требований. Отечественные компании, работающие на международных рынках, ориентируются на законодательства соответствующих стран, в основном - США, Великобритании, Франции. Единые требования к системам и механизмам проверки соответствия действующим нормам в отечественной практике не развиты, что способствует различной трактовке имеющихся положений Центробанка и международных правил. Целью исследований является выявление приоритетных направлений развития комплаенс в России, приближающих отечественную нормативную базу к мировой практике. Показано, что российские корпорации в своей практической деятельности применяют большое количество внутренних нормативных документов, многие из которых различаются преимущественно названиями. Прямое следование международным стандартам невозможно из-за различий в требованиях отечественного и зарубежного законодательства. Для ускорения адаптации отечественных компаний к мировой практике надлежащего корпоративного управления необходимо разработать национальные форматы, структуру системы комплаенс и перечень основных внутренних документов. Показана важность и направления развития российской национальной нормативно-правовой базы. Материалы исследования могут быть полезны специалистам корпоративного управления, реакционерам и руководителям корпораций. Ключевые слова: комплаенс; внутренние корпоративные документы; политики; процедуры; опыт российских компаний; система комплаенс

Для цитирования: ординарцев И. И. Проблемы становления комплаенс в России. Управленческие науки = Management Sciences in Russia. 2020;10(2):31-40. DOI: 10.26794/2404-022X-2020-10-2-31-40

original paper

Problems of Formation of Compliance in Russia

I. I. Ordinartsev

Moscow City Prosecutor's Office, Moscow, Russia https://orcid.org/0000-0002-4139-593X

ABSTRACT

The integration of Russian companies in the global economy requires compliance with the requirements of good corporate governance. There are included but not limited the compliance with established anti-corruption laws, norms and rules. Such mechanisms are developing quite intensively in Russia: the legal foundations are studied, the components of the compliance system are identified. The compliance is most widely developed in the banking sector and medicine. There are required procedures implemented poorly in domestic corporations due to the lack of mandatory legislative requirements. Domestic companies operating in international markets are guided by the laws of the respective countries, mainly the USA, Great Britain and France. Unified requirements for systems and mechanisms for verifying compliance with current standards are not developed in domestic practice, which contributes to a different interpretation

© Ординарцев И. И., 2020

теория и практика управления / theory and practice of management

of the existing provisions of the Central Bank and international rules. The study goal is to identify priority areas for the compliance development in Russia, bringing the domestic regulatory framework closer to world practice. The paper shows that Russian corporations use a large number of internal regulatory documents in their practice, many of which differ mainly by their names. Direct adherence to international standards is not possible due to differences in the requirements of domestic and foreign legislation. To accelerate the adaptation of domestic companies to the world practice of good corporate governance, it is necessary to develop national formats, the structure of a compliance system and a list of basic internal paperworks. There are shown the importance and development directions of the Russian national regulatory framework. These research materials may be useful to corporate governance specialists, reactionaries, and corporate executives.

Keywords: compliance; internal corporate documents; policies; procedures; Russian companies experience; compliance system

For citation: Ordinartsev I. I. Problems of formation of compliance in Russia. Upravlencheskie nauki = Management Sciences in Russia. 2020;10(2):31-40. (In Russ.). DOI: 10.26794/2404-022X-2020-10-2-31-40

Введение

Комплаенс (от англ. compliance — соответствие) является достаточно новым для российской экономики механизмом и подразумевает выполнение правил, законов, стандартов и политик, соответствие им. Методически он включает разработку политик, процедур, мер контроля, выявления и предотвращения нарушений законодательства, нормативных актов и стандартов. Впервые появившись в фармацевтической промышленности США в начале ХХ в., комплаенс оставался в тени до тех пор, пока корпоративные скандалы не превратились в массовое явление. Развитие корпоративного управления сопровождалось созданием новых антикоррупционных законов и увеличением объема информации, подлежащей раскрытию. Возникла необходимость в повышении надежности защиты прав акционеров, предотвращении преступных действий, усилении борьбы с коррупцией и формировании положительного имиджа компаний. Соответственно, увеличивалось и количество контролирующих органов, как внешних, так и внутренних по отношению к компании1.

В российской экономике комплаенс находится в начальной стадии развития. Публикации в научной литературе отражают его общие принципы, их влияние на корпоративное управление, вопросы организации такого механизма в организациях2

1 Комплаенс на передовой: задавая темп инновационного развития. Исследование современного состояния службы комплаенс за 2019 год. URL: https://www.pwc.ru/ru/ publications/collection/2019-state-of-the-compliance-rus.pdf (дата обращения: 02.02.2020).

2 Этапы построения комплаенс-системы предприятия. URL: http://konkir.ru/articles/biznes/etapy-postroeniya-komplaens-sistemy-predpriyatiya (дата обращения: 06.06.2020).

и проблемы построения системы3, а также ряд других организационно-правовых вопросов4. Положительным моментом является то, что в России применяется устоявшаяся терминология комплаенс, основанная на международных стандартах, в первую очередь рекомендациях Базельского комитета по банковскому надзору5. Эти рекомендации были адаптированы к российским кредитным организациям6 в виде различных документов Банка России.

Вопросы соответствия организаций требованиями комплаенс рассматривали многие ученые. Так, Э. А. Иванов [1] обобщил практику антикоррупционного контроля в ряде стран; роль комплаенс в компаниях исследовали А. Абдуллина, Л. Гречаник и О. Кареев [2]; юридические аспекты отражены в трудах Е.А. Громовой [3], В. В. Кваниной [4], Ю. Н. Румянцевой [5], К. Фурблет [6]. Широко исследованы вопросы соответствия требуемым нормам с позиций внутреннего контроля в компаниях, что отражено в трудах Ж. А. Кеворкова и Н. Г. Сапожниковой [7],

3 Комплаенс: цели, задачи и построение системы. URL: https://yandex.ru/turbo?text=https%3A%2F%2Fwiseecon omist.ru%2Fpoleznoe%2F68187-komplaens-celi-zadachi-postroenie-sistemy (дата обращения: 05.06.2020).

4 Комплаенс в российских реалиях. Фармацевтический вестник. URL: https://pharmvestnik.ru/content/articles/ Komplaens-v-rossiiskih-realiyah-Kak-podstelit-solomku.html (дата обращения: 15.03.2020). Этапы построения компла-енс-системы предприятия. URL: http://konkir.ru/articles/ biznes/etapy-postroeniya-komplaens-sistemy-predpriyatiya (дата обращения: 02.02.2020).

5 Рекомендация Базельского комитета по банковскому надзору «Совершенствование корпоративного управления в кредитных организациях» (Базель, сентябрь 1999 г.). URL: http://base.garant.ru/581945 (дата обращения: 20.02.2020).

6 Приложение к письму Банка России от 02.11.2017 № 173-Т. «О рекомендациях Базельского комитета по банковскому надзору». Вестник Банка России. 2007 г. № 61.

Ю. В. Лахно [8], О. Н. Кадышевой [9], А. Г. Тереховой [10]. Значительно в меньшей степени рассмотрены вопросы влияния комплаенс на корпоративное управление и стоимость компаний, на конкурентоспособность и на корпоративную культуру. Можно отметить труды Т. Р. Тайлера, Дж. У. Диенхарта, Т. Томаса [11], М. М. Алешина и Е. И. Алешиной Е. И. [12], Б. С. Батаевой и В. А. Черепановой [13, 14], Н. В. Медведевой [15]. Тем не менее внедрение новых подходов к соблюдению требований антикоррупционного законодательства в России идет низкими темпами.

Спецификой комплаенс, по сравнению с механизмами обычного контроля, является понуждение корпораций к самостоятельному выявлению допущенных нарушений с последующим уведомлением контролирующих органов. В странах с развитой системой комплаенс мера ответственности компании определяется судом по факту выявленных нарушений. При этом возможное наказанием может быть как уменьшено, так и увеличено в зависимости от ряда факторов. К смягчающим обстоятельствам относят наличие эффективной программы комплаенс, сообщения о правонарушениях, сделанные самой компанией до их выявления контролирующими органами, сотрудничество со следствием и признание ответственности за правонарушение. К отягощающим обстоятельствам относят намеренную попытку корпорации препятствовать расследованию на любой стадии процесса, нарушение судебного запрета или предписания и ряд других. При этом суды могут как принять, так и отклонить смягчающие обстоятельства.

Для российской экономики комплаенс представляется особо востребованным. Согласно исследованиям КПМГ, отраженным в соответствующем отчете7, исполнительные директоры и члены советов директоров многих российских компаний присваивают доходы и активы организации «более чем в половине случаев (56%)», что почти в 2 раза превышает аналогичный показатель зарубежных стран.

Законодательное регулирование комплаенс в России

Законодательная база комплаенс в Российской Федерации крайне ограничена8. В историческом

7 Портрет корпоративного мошенника. 2016. URL: https://assets. kpmg/content/dam/kpmg/ru/pdf/2016/12/ru-ru-profiles-of-the-fraudster-russia-and-the-cis.pdf (дата обращения: 10.05.2020).

8 Правовое регулирование комплаенс в России. URL: https:// bstudy.net/682985/pravo/pravovoe_regulirovanie_komplaens_

rossii#170 (дата обращения: 20.05.2020)

плане первыми документами комплаенс можно считать письмо Банка России от 17.06.1999 № 179-Т, содержащее методические рекомендации по проверкам кредитных организаций, а также ряд писем, разъясняющих положения Ба-зельского комитета по банковскому надзору. Несмотря на то что многие исследователи полагают возможным распространять их на организации разных сфер деятельности, пояснения ориентированы на кредитные организации. Сфера деятельности комплаенс в связи с этим ограничивалась выявление и управлением комплаенс-рисками. Также определялась необходимость обеспечения независимости службы внутреннего аудита от комплаенс-функций.

Российская законодательная база комплаенс отстает в развитии от опыта зарубежных стран как количественно, так и качественно (табл. 1).

Отечественные компании вынуждены ориентироваться на иностранные нормативные документы: согласно оценкам Deloitte, при принятии компала-енс-решений комплаенс-офицеры руководствуются Федеральным законом РФ от 25 12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» — в 81% случаев, 62% — Законом США «О противодействии коррупции за рубежом», 56% — Законом Великобритании «О борьбе со взяточничеством», и 12% — Законом Франции «О прозрачности, борьбе с коррупцией и модернизацией экономики»9. Применение законов других стран оправдано при работе компаний на соответствующих рынках, но нелегитимно внутри страны. Отсутствие единых законодательных требований создает хаос и допускает разные трактовки правил и комплекса элементов системы комплаенс.

Ориентация российских компаний на рекомендации Банка России ограничивает сферу рассматриваемой технологии антикоррупционными механизмами, выявлением комплаенс-рисков, антимонопольной деятельностью, выявлением конфликтов интересов. Другие функции, как например, работу по проверке контрагентов, практикуют намного реже. Безусловно, сфера комплаенс в разных компаниях будет различаться, учитывая специфику отрасли и самой компании, но единая основа все же представляется необходимой.

Механизмы комплаенс в корпорациях закрепляются во внутренних нормативных документах,

9 Тенденции развития комплаенс в России и СНГ. Результаты опроса участников рынка 2020 г.

теория и практика управления / theory and practice of management

Таблица 1 / Table 1

Нормативные документы комплаенс / Compliance normative documents

№ п/п Нормативные документы комплаенс I Compliance normative documents

1 США / USA Соединенное королевство / United Kingdom Франция / France Россия" / Russia"

2 ISO 37001:2016 «Система менеджмента борьбы со взяточничеством» / ISO 37001: 2016 "Anti-Bribery Management System"

3 ISO 19600:2014 "Compliance Management Systems" - Guidelines

4 Закон о реформировании Уолл-стрит и защите потребителей Додда - Франка (от англ. The Dodd - Frank Act) - принят 21.07.2010 / The Wall Street Reform and Consumer Protection Act of the Dodd-Frank Act (enacted July 21, 2010) Закон Великобритании о взяточничестве (от англ. Bribery act) принят -08.04.2010 / UK Bribery Act, enacted April 8, 2010 Закон Франции «О прозрачности, борьбе с коррупцией и модернизации экономики» (Sapin II) - принят 08.11.2016 / The French Law on Transparency, Anti-Corruption and Modernization of the Economy (Sapin II) - enacted November 8, 2016 Кодекс корпоративного управления / Corporate Governance Code

5 Закон о налоговой отчетности по зарубежным счетам, принят 18.03.2010 / Foreign Account Tax Compliance Act -FATCA, enacted on March 18, 2010 Закон РФ от 25 12.2008 № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» / Law of the Russian Federation of 25.12.2008 No. 273-ФЗ "On Combating Corruption"

6 Всеобщие директивы по противодействию отмыванию доходов в частном банковском секторе (от англ. Wolfsberg Anti-Money Laundering Principles for Private Banking) - принят 30.10.2000 / Universal Directives to Combat Money Laundering in the Private Banking Sector (Wolfsberg Anti-Money Laundering Principles for Private Banking) - enacted on October 30, 2000 КоАП РФ. Статья 19.28. Незаконное вознаграждение от имени юридического лица / Administrative Code of the Russian Federation. Section 19.28. Illegal remuneration on behalf of a legal entity

7 Закон США «О противодействии коррупции за рубежом» (от англ. Foreign Corrupt Practices Act) - принят 17.12.1977 / The US Foreign Corrupt Practices Act -enacted on December 17,1977 Письма Банка России за 1999-2012 гг. / Bank of Russia Letters 1999-2012

Примечание: * - Федеральные документы, регулирующие комплаенс, отсутствуют / There are no federal documents regulating compliance. Источник/Source: составлено автором на основании: Правовое регулирование комплаенс в России. URL: https://bstudy.net/682985/ pravo/pravovoe_regulirovanie_komplaens_rossii#170 (дата обращения 20.05.2020); ISO 37001:2016 «Система менеджмента борьбы со взяточничеством». URL: https://www.iso.org/ru/iso-37001-anti-bribery-management.html (дата обращения 20.02.2020); ISO 19600:2014 "Compliance Management Systems" - Guidelines. URL: https://www.iso.org/ru/standard/62342.html (дата обращения: 20.02.2020); Dodd-Frank Wall Street Reform and Consumer Protection Act//Authenticated US Government Information (GPO). URL: https://www.govinfo.gov/content/pkg/PLAW-111publ203/pdf/PLAW-111publ203.pdf (дата обращения: 20.03.2020); Bribery Act 2010. URL: http://www.legislation.gov.uk/ukpga/2010/23/contents (дата обращения: 20.03.2020); Loi Sapin 2 (Loi relative à la transparence, à la lutte contre la corruption et à la modernisation de la vie économique). URL: https://www.legifrance.gouv.fr/affichLoiPreparation. do?idDocument=JORFDOLE 000032319792&type=contenu&id=2&typeLoi=proj&legislature=14 (дата обращения: 20.02.2020); Foreign Account Tax Compliance Act (FATCA). U. S. Department of the Treasury. URL: https://home.treasury.gov/about/offices/tax-policy/foreign-account-tax-compliance-act (дата обращения: 20.03.2020); КоАП РФ. Статья 19.28. Незаконное вознаграждение от имени юридического лица. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/f61ff313afecf81a91a43d729c2df55c1d6a1533/ (дата обращения: 20.03.2020) / compiled by the author based on Legal regulation of compliance in Russia. URL: https://bstudy.net/682985/pravo/ pravovoe_regulirovanie_komplaens_rossii#170 (accessed on 05.20.2020); ISO 37001: 2016 "Management system for combating bribery". URL: https://www.iso.org/en/iso-37001-anti-bribery-management.html (accessed on 02.20.2020); ISO 19600: 2014 "Compliance Management Systems". URL: https://www.iso.org/en/standard/62342.html (accessed on 02.20.2020); Dodd-Frank Wall Street Reform and Consumer Protection Act. Authenticated US Government Information (GPO). URL: https://www.govinfo.gov/content/pkg/PLAW-111publ203/pdf/ PLAW-111publ203.pdf (accessed on 20.03.2020); Bribery Act 2010. URL: http://www.legislation.gov.uk/ukpga/2010/23/contents (accessed on 03.20.2020); Loi Sapin 2 (Loi relative à la transparence, à la lutte contre la corruption et à la modernization de la vie économique). URL: https://www.legifrance.gouv.fr/affichLoiPreparation.do?idDocument=JORFDOLE 000032319792&type=contenu&id=2&typeLoi=proj&legisla ture=14 (accessed on 02.20.2020); Foreign Account Tax Compliance Act (FATCA). U. S. Department of the Treasury. URL: https://home.treasury. gov/about/offices/tax-policy/foreign-account-tax-compliance-act (accessed on 20.03.2020); Administrative Code of the Russian Federation. Section 19.28. Illegal remuneration on behalf of a legal entity. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/f61ff313afecf 81a91a43d729c2df55c1d6a1533 (accessed on 03.20.2020).

Таблица 2/ Table 2

Список внутренних документов комплаенс и их возможные наименования / List of internal compliance documents and their possible names

№ п/п Названия документов комплаенс / Compliance Document Names

1 Кодекс корпоративного управления / Corporate Governance Code

2 Кодекс этики. Этический кодекс. Кодекс корпоративной этики. Кодекс деловой этики. Кодекс делового поведения и этики / Code of Ethics. Code of Corporate Ethics. Code of Business Ethics. Code of Business Conduct and Ethics

3 Политика по противодействию коррупции. Антикоррупционная политика. Политика в области противодействия корпоративному мошенничеству и вовлечению в коррупционную деятельность / Anti-corruption policy. Anti-corruption policy. Corporate Fraud and Corruption Policies

4 Политика по управлению конфликтом интересов / Conflict of Interest Policy

5 Политика обработки персональных данных. Положение об организации персональных данных. Частная политика защиты персональных данных / Personal data processing policy. Regulation on the organization of personal data. Private privacy policy

6 Информационная политика. Положение об информационной политике. Положение о раскрытии информации / Information policy. Regulation on information policy. Regulation on disclosure of information

7 Политика реализации международных требований в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма / The policy of implementing international requirements in the field of combating the legalization (laundering) of proceeds from crime and the financing of terrorism

8 Положение о контроле за соблюдением требований законодательства в сфере противодействия неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулировании рынком. Кодекс поведения в отношении инсайдерской информации и осуществления операций с ценными бумагами / Regulation on monitoring compliance with the requirements of the law in the field of combating the unlawful use of insider information and market manipulation. Code of Conduct for Insider Information and Securities Transactions

9 Положение о «Горячей линии» по вопросам противодействия мошенничеству, коррупции и хищениям / Hotline Regulation on Fraud, Corruption and Theft

10 Антимонопольная политика. Положение об антимонопольном комплаенсе / Antitrust policy. Regulation on Antitrust Compliance

11 Положение о соблюдении законодательных требований / Compliance Statement

Источник/Source: составлено автором на основании данных Центра раскрытия корпоративной информации Интерфакс. URL: https://www.e-disclosure.ru (дата обращения: 20.04.2020) / compiled by the author based on data from the Interfax Corporate Information Disclosure Center. URL: https://www.e-disclosure.ru (accessed on 20.04.2020).

политиках и процедурах. Благодаря этому можно согласиться с утверждением, что в той или иной форме, вне зависимости от акционеров и действий высшего руководства элементы комплаенс присутствуют в любой организации. Однако отсутствие единых требований и типовых форматов позволяет компаниям трактовать имеющиеся правила соответствия достаточно произвольно, как в части подотчетности структуры, так и в части структуры отчетности. Данные исследований, проводимых консалтинговыми агентствами, показывают, что при описании политик и процедур комплаенс в российских компаниях применяются 18 наименований основных корпоративных до-

кументов10. В отдельных корпорациях действуют и другие внутренние документы, увеличивающие общее число регламентов до 24-25 наименований. В обобщенном виде перечень таких практик, применяемых в России, представлен в табл. 2.

В исследованиях также отмечается отсутствие в России единых требований подчиненности службы комплаенс руководству компании. Несмотря на очевидный прогресс, в 2020 г. соответствующие

10 Комплаенс на передовой: задавая темп инновационного Развития. Исследование современного состояния службы комплаенс за 2019 год. URL: https://www.pwc.ru/ru/ publications/collection/2019-state-of-the-compliance-rus.pdf (дата обращения: 25.04.2020).

теория и практика управления i theory and practice of management

Таблица 3/ Table 3

Применение внутренних документов комплаенс в российских компаниях / Application of internal compliance documents in Russian companies

№ п!п Компания / Company Сектор экономики / Economic sector Элементы комплаенс согласно табл. 2 / Compliance elements according to the table 2

1 2 3 4 s б 7 в 9 10 11

1 ПАО «Сбербанк» / Sberbank Финансы / Finance + + + + + + - - - - -

2 ПАО «ВТБ» / VTB + + + - + + - - - - -

3 АО «Газпромбанк» / Gasprombank + - + - + - + - + - -

4 ПАО «Газпром» / Gasprom Нефть и газ / Oil and gas + + + - - + - + + - -

5 ПАО «ЛУКОЙЛ» / LUKOIL - + + -

б ПАО «НК «Роснефть»» / NK Rosneft + + + - + + - + - - -

l ОАО «РЖД» / Russian Railways Транспорт / Transport - + - - - + - - - - -

S ПАО «Аэрофлот» / Aeroflot + + + - - + - - - - -

10 X5 Retail Group N.V. Торговля / Trade + + + - + - - + - - -

11 ПАО «Магнит» / Magnit - + + - - + - - - - -

12 Группа «М. Видео-Эльдорадо» / Group "M. Video-Eldorado" + - - - + + - + - + -

13 Mail.ru Group Медиа и интернет / Media and Internet - + +

14 ПАО «Мегафон» / Megafon Телекоммуникации / Telecommunications - - - - + - - - - - -

15 ПАО «Ростелеком» / Rostelecom + + + - - + - + - - -

Источник/Source: составлено автором на основании данных Центра раскрытия корпоративной информации Интерфакс. URL: https://www.e-disclosure.ru (дата обращения: 20.04.2020) / compiled by the author based on data from the Interfax Corporate Information Disclosure Center. URL: https://www.e-disclosure.ru (accessed on 20.04.2020).

подразделения подчинялись совету директоров корпорации в 14%, генеральному директору — 32%, глобальному руководителю корпоративной службы — 34%, руководителю юридического отдела — 14%, председателю правления — 5%. Подчинение комплаенс службы компании кому-либо, кроме совета директоров, создает возможности для воздействия на руководителя такого подразделения в ущерб его прямым обязанностям.

Большое разнообразие имеющихся на сегодняшний день комплаенс документов далеко не всегда свидетельствует о том, что они применяются в практике отечественных компаний. Многие российские организации используют лишь половину из представленного списка, а некоторые — и вовсе незначительную часть (табл. 3).

Очевидно, что наибольшее развитие комплаенс получает в кредитных и финансовых организациях, где действует регулирование Банка России, а также в компаниях, работающих на международных

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

рынках, где обязательно соответствие международным стандартам. В выгодном положении находятся компании, являющиеся филиалами крупных международных корпораций: для них уже существуют корпоративные стандарты, которым они обязаны следовать.

Для российских компаний показателен пример ООО «Мерседес-Бенц Банк Рус», которое является дочерним обществом концерна Daimler. Согласно позиции этой корпорации предприятие мирового масштаба должно опираться на принципы, основанные на общечеловеческих ценностях. Отмеченная корпорация в своей деятельности руководствуется положениями Декларации прав человека, Руководящих принципов для ТНК (ОЭРС), принципов Глобального Договора ООН, Конвенции международной организации труда и других международных стандартов. Позиция компании по ключевым направлениям комплаенс представлена в табл. 4.

Таблица 4/ Table 4

Ключевые направления деятельности ООО «Мерседес-Бенц Банк Рус» в сфере комплаенс / Key areas of compliance of Mercedes-Benz Bank Rus LLC in the field of compliance

Направление / Direction Позиция ООО «Мерседес-Бенц Банк Рус» / Daimler / Position of Mercedes-Benz Bank Rus LLC / Daimler

Борьба с коррупцией / Anti-corruption В корпорации не используют коррупционные методы и активно противодействуют им. В коммерческой деятельности и в деловых отношениях руководствуются принципами честности и порядочности / There are not used corrupt methods and actively oppose them in the corporation. There are guided by the principles of honesty and decency in commercial activity and in business relations

Недопущение конфликта интересов / Conflict of Interests Решения принимаются исходя из объективного положения дел. Сотрудники концерна Daimler и его партнеров не допускают влияния на принимаемые ими решения личных и финансовых интересов / Decisions are made based on the objective state of affairs. Employees of Daimler and its partners do not allow personal and financial interests to be influenced by their decisions

Честная конкуренция / Fair competition Уважают честную конкурентную борьбу; соблюдают все законы, имеющие отношение к конкуренции, в частности законы о картелях; не заключают никаких противозаконных договоренностей с конкурентами и не предпринимают никаких других действий, препятствующих свободным рыночным отношениям / Respect fair competition; comply with all laws related to competition, in particular cartel laws; do not conclude any illegal agreements with competitors and do not take any other actions that impede free market relations

Выбор партнеров / The partners choice Несут ответственность не только за свои собственные действия, но и за действия своих деловых партнеров. Прежде чем вступить в договорные отношения с новым партнером, следует убедиться в его добросовестности. При действующих отношениях нельзя исключать необходимость проверки в случае появления сомнений в порядочности партнера или при значительных изменениях, например в структуре собственности / They are responsible not only for their own actions, but also for the actions of their business partners. Before entering into a contractual relationship with a new partner, you should make sure of his good faith. In existing relationships, the need to check cannot be ruled out in case of doubt about the integrity of the partner or with significant changes, for example, in the ownership structure

Сохранение коммерческой тайны / Trade secrets Требуют от своих сотрудников сохранения в тайне коммерческой информации. Конфиденциальная информация не подлежит несанкционированному разглашению, распространению или передаче третьим лицам / They demand the employees keep commercial information confidential. Confidential information is not subject to unauthorized disclosure, distribution or transfer to third parties

Защита информации / Data protection Соблюдают все действующие законы по защите личных данных сотрудников, клиентов, поставщиков и деловых партнеров / Comply with all applicable laws to protect the personal data of employees, customers, suppliers and business partners

Экспортный контроль и соблюдение таможенных предписаний / Export control and customs compliance Строго следят за соблюдением действующих законов, регулирующих импорт и экспорт товаров, услуг и информации / Strictly monitor compliance with applicable laws governing the import and export of goods, services and information

Соблюдение налогового законодательства / Tax compliance Следят за соблюдением всех действующих норм налогового законодательства / Strictly monitor compliance with applicable laws governing the import and export of goods, services and information

Источник/Source: Честный бизнес: что мы ожидаем от наших партнеров. 2016. URL: https://www.mercedes-benz.ru/passengercars/the-brand/company/social-responsibility/_jcr_content/par/productinfotabnav/tabnav/productinfotabnavite/tabnavitem/interactions_1998789767. attachments.O.broshure-ethical-business-rus.pdf (дата обращения: 02.02.2020). / Honest business: What we expect from our partners. 2016. URL: https://www.mercedes-benz.ru/passengercars/the-brand/company/social-responsibility/_jcr_content/par/productinfotabnav/tabnav/ productinfotabnavite/tabnavitem/interactions_1998789767.attachments.0.broshure-rus.pdf (accessed on 02.02.2020).

теория и практика управления i theory and practice of management

Представляет интерес механизм разбора допущенных нарушений. При нарушении правил в интересах концерна Daimler и его партнеров проводятся разбирательства. Серьезные нарушения, допущенные сотрудниками корпорации, разбирает Служба корпоративного регулирования BPO (Business Practices Office) концерна. При этом корпоративные нормы комплаенс предоставляют возможность обратиться к независимому посреднику. Такой посредник должен быть нейтральным и желательно являться адвокатом, что гарантирует сохранение конфиденциальности. Применяемый подход гарантирует всем сообщающим о нарушениях полную анонимность. Нейтральный посредник передает сообщение в Службу корпоративного регулирования только при согласии сообщившего о нарушениях.

Отмечая высокую степень развития нормативной базы комплаенс в зарубежных странах, импле-ментировать ее в российские условия невозможно из-за наличия существенных расхождений в законодательствах. В первую очередь это касается мер наказания за допущенные нарушения. Например, за нарушение Закона США «О борьбе с практикой коррупции за рубежом» и Закона Великобритании «О взяточничестве» предусмотрена ответственность не только физических, но и юридических лиц, в том числе уголовная. Такие лица могут привлекаться к уголовной ответственности в случае коррупционного правонарушения, совершенного работником в интересах организации. В российском законодательстве юридическое лицо может быть привлечено только к административной ответственности.

В качестве примера серьезной степени ответственности в зарубежном законодательстве можно привести размеры регулирования за нарушение FCPA11, наложенные на Siemens, Alstom или Vimpelcom. В 2008 г. компания Siemens и три ее филиала признали себя виновными в нарушении антикоррупционного законодательства. Компания обвинялась в попытках предложить взятки чиновникам сразу нескольких государств. Общая сумма взяток оценивается в 805,5 млн долл. Исходя из этого, Siemens вместе с филиалами добровольно согласилась заплатить по уголовному иску штрафы в размере 450 млн долл. При этом на головную компанию пришлось 448,5 млн долл.

11 Закон США «О противодействии коррупции зарубежом».

выплат12. При определении размера выплат было учтено хорошее состояние систем комплаенс компаний. Также имеются примеры наложения крупных штрафов на компании, где отсутствовала система комплаенс при отсутствии доказанных регулятором фактов коррупционных действий.

Другой серьезной проблемой внедрения надлежащих систем комплаенс в России является сотрудничество компаний и сотрудников с правоохранительными органами. Западные компании, учитывая высокие размеры возможных штрафов, чаще стараются сотрудничать с правоохранительными органами, особенно в вопросах антикоррупционного законодательства. Сотрудничество подразумевает добровольное предоставление требуемых документов, информации и подтверждение соответствия своей деятельности законодательным требованиям, что позволяет уменьшать возможные штрафные санкции.

Заключение

Несмотря на интенсивное развитие, комплаенс в России находится в хаотичном состоянии. Отсутствие единой федеральной нормативной базы вынуждает компании руководствоваться рекомендациями Банка России, иными документами, ориентированными преимущественно на антикоррупционную деятельность и выявление рисков финансовой деятельности. Развитые системы соответствия антикоррупционному законодательству имеют российские компании финансового сектора экономики, а также крупные корпорации, работающие на международных рынках. Механизмы, побуждающие компании к формированию надлежащей системы комплаенс, в том числе и репрессивные, в отечественной экономике слабы. Для стимулирования развития комплаенс необходимо разработать единые национальные форматы корпоративных документов и их содержание, обязательные для исполнения во всех российских организациях.

Материалы исследования показывают важность соответствия корпоративного управления в российских компаниях международным стандартам и направления развития соответствующей национальной нормативно-правовой базы.

12 Siemens дорого платит за взятки. OSP — Гид по технологиям цифровой трансформации. URL: https://www.osp.ru/ news/articles/2008/50/5795502 (дата обращения: 20.03.2020).

список источников

1. Иванов Э. А. Антикоррупционный комплаенс-контроль в странах БРИКС. M.: Юриспруденция; 2015. 136 с.

2. Абдуллина А., Гречаник Л., Кареев О. Роль комплаенс в компаниях: итоги исследования. Legal Insight. 2017;59(3):36-39.

3. Громова Е. А. Антимонопольный комплаенс: цена вопроса. Юрист. 2017;(17):30-31.

4. Кванина В. В. Антимонопольный комплаенс и его правовая природа. Вестник Южно Вестник Южно-Уральского государственного университета. 2019;(2):46-51. DOI: 10.14529/law190108

5. Румянцева Ю. Н. Антимонопольный комплаенс как часть комплаенс-программы соблюдения законодательства Российской Федерации. Пролог: журнал о праве. 2019;(2). DOI: 10.21639/23136715.2019.2.8

6. Фурблет К. Уголовные риски и комплаенс в России. Legal Insight. 2014;35(9). URL: http://legalinsight. ru/issue-archive/legal-insight-9-2014 (дата обращения: 02.02.2020).

7. Кеворкова Ж. А., Сапожникова Н. Г. Концептуальные положения комплаенс как формы внутреннего контроля в экономических субъектах. Учет. Анализ. Аудит = Accounting. Analysis. Auditing. 2020;7(2):6-16. DOI: 10.26794/2408-9303-2020-7-2-6-16

8. Лахно Ю. В. Система комплаенс в российских компаниях реального сектора экономики. Налоги и финансы. 2018;38(2):36-46.

9. Кадышева О. Н. Комплаенс-система как инструмент контроля в практике менеджмента. Вестник Российского университета кооперации. 2019;36(2):61-64.

10. Терехова А. Г. Трансформация комплаенса и риск-менеджмента в системе внутреннего контроля. Внутренний контроль в кредитной организации. 2011 ;(1). URL: http://www.reglament.net/bank/ control/2011_1_article_3.htm (дата обращения: 02.02.2020).

11. Tyler T. R., Dienhart J. W., Thomas T. The ethical commitment to compliance: Building value-based cultures. California Management Review. 2008;50(2):31-51. DOI: 10.2307/41166434

12. Алешин M. M., Алешина Е. И. Комплаенс как инструмент повышения стоимости корпорации. Науковедение. 2016;8(5). URL: http://naukovedenie.ru/PDF/48EVN 516.pdf (дата обращения: 03.05.2020).

13. Батаева Б. С., Черепанова В. А. Перспективы развития комплаенса как средства улучшения корпоративного управления в российских компаниях. Экономика. Налоги. Право. 2017;10(5):30-36.

14. Черепанова В. А. Комплаенс-программа организации. M.: ИНФРА-M; 2020. 288 с.

15. Mедведевa Н. В. Антимонопольный компланс в системе развития конкуренции. Власть и управление на Востоке России. 2019;86(1):51-59.

REFERENCES

1. Ivanov E. A. Anti-corruption compliance control in the BRICS countries. Moscow: Jurisprudence; 2015.136 p. (In Russ.).

2. Abdullina A., Grechanik L., Kareev O. The role of compliance in companies: Research results. Legal Insight. 2017;59(3):36-39. (In Russ.).

3. Gromova E. A. Antitrust compliance: Issue price. Lawyer. 2017;(17):30-31. (In Russ.).

4. Kvanina V. V. Antitrust compliance and its legal nature. Vestnik Yuzhno Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of the South Bulletin of the South Ural State University. 2019;(2):46-51. (In Russ.). DOI: 10.14529/law190108

5. Rumyantseva Yu. N. Antitrust compliance as part of a compliance program of compliance with the laws of the Russian Federation. Prolog: zhurnal o prave = Prologue: Law Journal. 2019;(2). (In Russ.). DOI: 10.21639/2313-6715.2019.2.8

6. Furblet K. Criminal risks and compliance in Russia. Legal Insight. 2014;35(9). (In Russ.). URL: http://legalinsight.ru/issue-archive/legal-insight-9-2014 (accessed on 02.02.2020).

7. Kevorkova Zh.A., Sapozhnikova N. G. Conceptual provisions of compliance as a form of internal control in economic entities. Uchet. Analiz. Audit = Accounting. Analusis. Auditing. 2020;7(2):6-16. (In Russ.). DOI: 10.26794/2408-9303-2020-7-2-6-16

8. Lakhno Yu. V. The compliance system in Russian companies in the real sector of the economy. Nalogi i finansy = Taxes and Finance. 2018;38(2):36-46. (In Russ.).

9. Kadysheva O. N. Compliance-system as a control tool in management practice. Vestnik Rossiiskogo universiteta kooperatsii = Bulletin of the Russian University of Cooperation. 2019;36(2):61-64. (In Russ.).

10. Terekhova A. G. Transformation of compliance and risk management in the system of internal control. Vnutrennim kontrol' v kreditnoi organizatsii = Internal Control in a Credit Institution. 2011;(1). (In Russ.). URL: http://www.reglament.net/bank/control/2011_1_article_3.htm (accessed on 02.02.2020).

11. Tyler T. R., Dienhart J. W., Thomas T. The ethical commitment to compliance: Building value-based cultures. California Management Review. 2008;50(2):31-51. DOI: 10.2307/41166434

12. Aleshin M. M., Aleshin E. I. Compliance as a tool to increase the value of the corporation. Internet-zhurnal «Naukovedenie» = Internet-Journal "Naukovedenie". 2016;8(5). URL: http://naukovedenie.ru/ PDF/48EVN 516.pdf (accessed on 03.05.2020). (In Russ.).

13. Bataeva B. S., Cherepanova V. A. Compliance as a means of improving corporate governance in Russian companies and its development prospects. Ekonomika. Nalogi. Pravo = Economics, taxes & law. 2017;10(5):30-36. (In Russ.).

14. Cherepanova V. A. Compliance program of the organization: A practical guide. Moscow: INFRA-M; 2020. 288 p. (In Russ.).

15. Medvedeva N. V. Antitrust compliance in the system of development of competition. Vlast' i upravlenie na Vostoke Rossii = Power and Management in the East of Russia. 2019;86(1):51-59. (In Russ.).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Игорь Игоревич Ординарцев — кандидат юридических наук, прокурор отдела, Московская городская прокуратура, Москва, Россия [email protected]

ABOUT THE AUTHOR

Igor I. Ordinartsev — Cand. Sci. (Law), Department Prosecutor, Moscow City Prosecutor's Office, Moscow, Russia

[email protected]

Статья поступила в редакцию 06.04.2020; после рецензирования 12.05.2020; принята к публикации 25.05.2020. Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

The article was submitted on 06.04.2020; revised on 12.05.2020 and accepted for publication on 25.05.2020. The author read and approved the final version of the manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.