Научная статья на тему 'ВНЕДРЕНИЕ КОМПЛАЕНС-КОНТРОЛЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ'

ВНЕДРЕНИЕ КОМПЛАЕНС-КОНТРОЛЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
389
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / КОНТРОЛЬ / КОМПЛАЕНС / ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОМПЛАЕНС-РИСКИ / КОМПЛАЕНС-КОНТРОЛЕР / АВТОМАТИЗАЦИЯ КОМПЛАЕНС-КОНТРОЛЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сунаева Г.Г., Петрова К.А.

В статье рассмотрены общие внедрения комплаенс-контроля во внутреннюю систему контроля российских компаний в условиях цифровизации экономики. В настоящее время цифровизация проникла во все сферы деятельности коммерческих организаций. Цифровые комплаенс-технологии становятся актуальными, так как они помогают эффективнее и комфортнее справляться с большими объемами данных, которые свойственны любой корпоративной системе. Новейшие технологии и способы обработки больших данных позволяют разрабатывать программы соблюдения нормативно-правовых и этических требований, предусматривающие принципиально новые подходы. Цифровые решения освобождают персонал от ручного труда, тем самым минимизируя человеческий фактор, что снижает риски возникновения нарушения норм регуляторов. Это подтверждают результаты внедрения системы комплаенс с применением цифровых технологий в ряде российских компаний, таких как ПАО «Сбербанк», ПАО «Вымпелком» и т.д. С помощью цифровых технологий в системе комплаенс компании достигли успехов в противодействии коррупции, управлении конфликтами интересов, мониторинге мошеннических схем, укреплении информационной безопасности.В статье проведен анализ цифровых технологий в сфере комплаенс, представленных на рынке в настоящее время, которые способны повысить эффективность комплаенс-контроля с помощью замены экспертов-людей в рутинных операциях благодаря более глубокому машинному анализу, а также определены преимущества и недостатки каждой системы. Определены основные риски, с которыми сталкиваются российские компании, предложены автоматизированные решения в процесс создания нового продукта: автоматизация системы проверки соответствия документации законодательству и автоматизация системы проверки поставщиков и клиентов компании с рейтинговой оценкой. Данные предложения помогут минимизировать репутационные и правовые риски компании. Преимущества перевода комплаенс в цифровой формат заключаются в следующем: снижение рисков привлечения компании к штрафным санкциям со стороны государственных органов, снижение риска мошенничества и коррупционных схем во внутренней системе компании, увеличение инвестиционной привлекательности и репутации компании, исключение рисков утечки конфиденциальной информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF COMPLIANCE CONTROL IN THE CONDITIONS OF DIGITALIZATION OF THE ECONOMY

The article discusses the general implementation of compliance control in the internal control system of Russian companies in the context of the digitalization of the economy. Currently, digitalization has penetrated into all areas of activity of commercial organizations. Digital compliance technologies are becoming relevant, as they help to more efficiently and comfortably deal with large amounts of data that are inherent in any corporate system. The latest technologies and ways of processing big data allow the development of compliance programs, legal and ethical requirements, which involve fundamentally new approaches. Digital solutions free the staff from manual labor, thereby minimizing the human factor, which reduces the risk of regulatory violations. This is confirmed by the results of the implementation of a compliance system using digital technologies in a number of Russian companies, such as Sberbank PJSC, VimpelCom PJSC, etc. With the help of digital technologies in the compliance system, companies have achieved success in managing conflicts of interest, combating corruption, monitoring fraudulent schemes, and strengthening information security.The article analyzes the digital technologies in the field of compliance currently on the market, which are able to increase the effectiveness of compliance control by replacing human experts in routine operations with the help of deeper machine analysis, and identifies the advantages and disadvantages of each system.Having identified the main risks faced by Russian companies, automated solutions are proposed in the process of creating a new product: automating the system for checking compliance of documentation with legislation and automating the system for checking suppliers and customers of the company with a rating. These proposals will help minimize the reputational and legal risks of the company. The advantages of converting compliance to digital format are to reduce the risks of bringing the company to penalties from government agencies, reduce the risk of fraud and corruption schemes in the company's internal system, increase the investment attractiveness and reputation of the company, and eliminate the risk of leakage of confidential information

Текст научной работы на тему «ВНЕДРЕНИЕ КОМПЛАЕНС-КОНТРОЛЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ»

Сунаева Г.Г. Sunaeva G.G.

кандидат экономических наук, доцент кафедры «Проектный менеджмент и экономика предпринимательства», ФГБОУВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», г. Уфа, Российская Федерация

УДК 005.334:338:004

Петрова К.А. Ре^оуа К.А.

магистрант кафедры «Проектный менеджмент и экономика предпринимательства», ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», г. Уфа, Российская Федерация

DOI: 10.17122/2541-8904-2022-2-40-16-23

ВНЕДРЕНИЕ КОМПЛАЕНС-КОНТРОЛЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ

В статье рассмотрены общие внедрения комплаенс-контроля во внутреннюю систему контроля российских компаний в условиях цифровизации экономики. В настоящее время цифровизация проникла во все сферы деятельности коммерческих организаций. Цифровые комплаенс-технологии становятся актуальными, так как они помогают эффективнее и комфортнее справляться с большими объемами данных, которые свойственны любой корпоративной системе. Новейшие технологии и способы обработки больших данных позволяют разрабатывать программы соблюдения нормативно-правовых и этических требований, предусматривающие принципиально новые подходы. Цифровые решения освобождают персонал от ручного труда, тем самым минимизируя человеческий фактор, что снижает риски возникновения нарушения норм регуляторов. Это подтверждают результаты внедрения системы комплаенс с применением цифровых технологий в ряде российских компаний, таких как ПАО «Сбербанк», ПАО «Вымпелком» и т.д. С помощью цифровых технологий в системе комплаенс компании достигли успехов в противодействии коррупции, управлении конфликтами интересов, мониторинге мошеннических схем, укреплении информационной безопасности.

В статье проведен анализ цифровых технологий в сфере комплаенс, представленных на рынке в настоящее время, которые способны повысить эффективность комплаенс-контроля с помощью замены экспертов-людей в рутинных операциях благодаря более глубокому машинному анализу, а также определены преимущества и недостатки каждой системы.

Определены основные риски, с которыми сталкиваются российские компании, предложены автоматизированные решения в процесс создания нового продукта: автоматизация системы проверки соответствия документации законодательству и автоматизация системы проверки поставщиков и клиентов компании с рейтинговой оценкой. Данные предложения помогут минимизировать репутационные и правовые риски компании. Преимущества перевода комплаенс в цифровой формат заключаются в следующем: снижение рисков привлечения компании к штрафным санкциям со стороны государственных органов, снижение риска мошенничества и коррупционных схем во внутренней системе компании, увеличение инвестиционной привлекательности и репутации компании, исключение рисков утечки конфиденциальной информации.

Экономика и управление в отраслях и сферах деятельности

Ключевые слова: экономика, цифровизация, контроль, комплаенс, внутренний контроль, цифровые технологии, комплаенс-риски, комплаенс-контролер, автоматизация комплаенс-контроля.

IMPLEMENTATION OF COMPLIANCE CONTROL IN THE CONDITIONS OF DIGITALIZATION OF THE ECONOMY

The article discusses the general implementation of compliance control in the internal control system of Russian companies in the context of the digitalization of the economy. Currently, digitalization has penetrated into all areas of activity of commercial organizations. Digital compliance technologies are becoming relevant, as they help to more efficiently and comfortably deal with large amounts of data that are inherent in any corporate system. The latest technologies and ways of processing big data allow the development of compliance programs, legal and ethical requirements, which involve fundamentally new approaches. Digital solutions free the staff from manual labor, thereby minimizing the human factor, which reduces the risk of regulatory violations. This is confirmed by the results of the implementation of a compliance system using digital technologies in a number of Russian companies, such as Sberbank PJSC, VimpelCom PJSC, etc. With the help of digital technologies in the compliance system, companies have achieved success in managing conflicts of interest, combating corruption, monitoring fraudulent schemes, and strengthening information security.

The article analyzes the digital technologies in the field of compliance currently on the market, which are able to increase the effectiveness of compliance control by replacing human experts in routine operations with the help of deeper machine analysis, and identifies the advantages and disadvantages of each system.

Having identified the main risks faced by Russian companies, automated solutions are proposed in the process of creating a new product: automating the system for checking compliance of documentation with legislation and automating the system for checking suppliers and customers of the company with a rating. These proposals will help minimize the reputational and legal risks of the company. The advantages of converting compliance to digital format are to reduce the risks of bringing the company to penalties from government agencies, reduce the risk of fraud and corruption schemes in the company's internal system, increase the investment attractiveness and reputation of the company, and eliminate the risk of leakage of confidential information.

Key words: economics, digitalization, control, compliance, internal control, digital technologies, compliance risks, compliance controller, compliance control automation.

В настоящее время, с развитием цифровых технологий, приобретают глобальный характер случаи фишинг-атак, которые представляют собой кражу данных и сбой внутренних систем компании, вследствие чего она рискует столкнуться с большим потерями. Также в период развития и становления цифровой экономики распространяется риск нарушения прав человека и другие нефинансовые риски, которые связаны с правами потребителей, конкуренцией и др. Распространение подобных случаев происходит по причине того, что не все компании и физические лица в отдельности могут спрогнозировать последствия применения цифровых технологий.

Основным трендом современной экономики является тотальная оцифровка. В насто-

ящее время российские компании достаточно активно осваивают цифровые технологии в новых, постоянно и непредсказуемо меняющихся условиях. Объем информации увеличивается, вследствие чего применяется более высокий уровень автоматизации. Рост уровня автоматизации предполагает улучшение и оптимизацию кибератак. В то же время постоянно происходят изменения в нормативно-правовой базе, изменения в рыночной конъюнктуре и увеличение конкуренции, вследствие чего потребители и клиенты выстраивают более высокие ожидания от товаров, услуг и сервиса.

В данных условиях растет потребность у компаний и их менеджмента в точных и надежных данных, лежащих в основе успеш-

- 17

ного соблюдения нормативных требований и

снижения рисков. Удовлетворение данной п

потребности поможет компаниям снизить о

собственные риски и не стать жертвой финан- о

совой преступности. т

Научная новизна данной работы состоит в

убеждении, что предотвратить эти риски при- н

зван цифровой комплаенс - правила внутрен- д

ней политики компаний, которые связаны с с

широким использованием информационно- н

коммуникационных технологий. п

В настоящее время выявляется тенденция т

увеличения числа пользователей цифрового С

комплаенса не только на международном л

рынке, но и в России. Рост нефинансовых н

рынков вызывает увеличение ценности ком- д

плаенс-системы, так как ее использование ч

можно локализовать на любой тип компании н

[7]. м

Руководство компании стремится иметь ф информацию о возникающих и потенциаль- с ных комплаенс-рисках. Новейшие технологии и способы обработки больших данных н позволяют разрабатывать программы соблю- ч дения нормативно-правовых и этических н требований, предусматривающие принципи- [: ально новые подходы. Темпы изменений продолжают нарастать, поэтому службы компла- к енс становятся стратегическими партнерами р высшего руководства, чтобы помочь ему про- о вести цифровую трансформацию деятельно- н сти.

Необходимо постоянно быть в курсе всех н

возможных изменений: м

- прогнозировать предстоящие изменения м нормативно-правовой базы и создавать планы з по адаптации к ним; к

- заблаговременно выявлять комплаенс- в риски, связанные с цифровыми инициати- у вами,

- оперативно реагировать на возможные с проблемы; с

- разрабатывать комплекс мероприятий по н предотвращению возможных катастрофиче- р ских убытков из-за нормативно-правового н несоответствия; р

- создавать условия конкурентных преи- с муществ для своего предприятия. н

Проактивная позиция предполагает, что программы соблюдения всех требований основываются на цифровых технологиях и обработке больших объемов данных и эффективных коммуникациях.

Итак, комплаенс - это система мер, направленная на оценку рисков и предупреждение противоречащих закону действий сотрудников компании [1]. Согласно мнениям экспертов, комплаенс-контроль будет применяться во всех российских предприятиях и организациях в ближайшем будущем. Особо на это повлияет политическое направление и законодательство. Российский бизнес уже пришел к пониманию того, что внедрение комплаенс-контроля менее затратно, чем выделение денежных средств из оборотного капитала на покрытие непрогнозируемых рисков, вследствие чего снижается финансовая устойчивость компании и инвестиционная привлекательность [4; 42].

Ранее данная система была распространена в банковском секторе, однако сейчас чаще наблюдается применение комплаенса на предприятиях среднего и малого бизнеса

[5].

Согласно статистическим данным, 43 % компаний ежегодно оценивают комплаенс-риски, из них 21 % компаний проводят оценку ежеквартально, а 31 % компаний оценивает риски по мере необходимости [6; 165].

В международной практике ведения бизнеса комплаенс-система представляет собой механизм повышения доверия акционеров к менеджменту компании, является гарантом защиты и поддержания деловой репутации компании, привлечения инвестиционных вложений от инвесторов и бизнес-ангелов, увеличения лояльности клиентов.

В законодательствах ряда зарубежных стран уже внедрены нормы, связанные с системой комплаенс-контроля. Данные нормы также принимаются во внимание при решении вопросов привлечения к ответственности компаний [2]. Например, в США в руководстве по вынесению приговоров содержатся положения о том, что эффективная программа этики и комплаенса, при условии ее соответствия установленным в руко-

водстве по вынесению приговоров критериям, должна учитываться судом при рассмотрении антимонопольного дела.

Примером может служить дело о нарушении законодательства о конкуренции в Великобритании в 2003 году. Компании Hasbro U.K. Ltd (крупнейший поставщик игрушек и игр), Agros Ltd и Littlewoods Ltd заключили соглашения о фиксировании цен, оказавшее воздействие на рыночную конъюнктуру. Компании были оштрафованы, однако штраф был снижен на 10 % вследствие ряда смягчающих обстоятельств, одним из которых явилось соглашение менеджмента на усовершенствование комплаенс-контроля внутри организации.

Также комплаенс-контроль упоминается и в британском законе о борьбе с коррупцией (United Kingdom Bribery act). В нем говорится, что ответственность коррупционера имеет солидарный характер по отношению к компании, интересы которой представлял коррупционер. Компания вправе отказаться от деления ответственности только в случае доказательства того, что процедуры компла-енс-системы в компании работали эффективно.

В 2021 году российские компании все активнее и активнее внедряли систему ком-плаенс, вели поиск приоритетных направлений и инструментов, которые необходимо внедрить в бизнес-процессы. Передовым в этом плане является ПАО «Сбербанк». Для начала внедрение системы произошло на уровне топ-менеджмента, а затем и во всех структурах банка.

Эксперты компании комментируют, что благодаря применению данной технологии компания смогла выстроить такие процессы, как управление конфликтами интересов, противодействие коррупции, предотвращение мошенничества в первой стадии зарождения схем, постоянный мониторинг за всеми процессами в компании, вследствие чего увеличился уровень информационной безопасности. Данные результаты помогли ПАО «Сбербанк» получить сертификаты ISO 37001:2016 «Менеджмент противодействия

Экономика и управление в отраслях и сферах деятельности

коррупции», ISO 19600:2014 «Управление функцией комплаенс».

Технологией комплаенс-контроля также был заинтересован один из первых ее обладателей в России - ПАО «Вымпелком» [3]. Его интерес был связан с тем, что компания предоставляла услуги населению, следовательно, хранила большой объем персональных данных пользователей. Таким образом, безопасность, прозрачность во взаимоотношениях с потребителями и государственными органами, а также минимизация рисков появления коррупционных схем были одними из главных задач компании.

Так как механизм комплаенса предусматривает большое вовлечение человеческих ресурсов, важно отметить, что это достаточно трудозатратно, а популяризация комплаенса является фактором увеличения количества данных для обработки [8]. Перевод комплаенс-системы в цифровой формат позволит оперативно обрабатывать большое количество данных, вовремя реагировать на нестандартные ситуации и минимизировать ошибки, связанные с участием человека.

Вследствие вышеупомянутых факторов на рынке стали появляться автоматические решения, которые способны повысить эффективность комплаенс-контроля с помощью замены экспертов-людей в рутинных операциях на более глубокий машинный анализ. На рисунке 1 представлены распространенные в настоящее время решения для автоматизации комплаенс с целью цифровизации внутреннего контроля компании.

Важно отметить преимущества каждого предложения. Автоматизация «горячей линии» поможет эффективно проводить мониторинг возникших ситуаций, так как заявитель останется анонимным, что позволит сотрудникам избежать давления со стороны начальства.

Решения e-discovery помогут снизить объем проверяемых документов. Однако данный метод будет эффективным только при расследовании уже произошедшего нарушения и не будет полезным для выявления нарушений в перспективе.

Economics and management in the industries and areas of activity

Автоматизация «горячей линии»

позволяет заявителю оставаться анонимным, отправляя обращение с любого устройства из любой точки мира. Комплаенс-офицеру дает возможность не только получать сообщения в структурированном формате, но и следить за статистикой событий в виде диаграмм

Решения e-discovery

это службы поиска электронной информации (electronic discovery). Обеспечивают процесс обнаружения, сбора и предоставления сведений, хранящихся на цифровых носителях (электронные письма, договора, базы данных, иные документы и файлы), которые могут служить доказательствами в судебном разбирательстве

\

DLP-системы

эти программы анализируют потоки данных. При возникновении риска утечки за информационный периметр организации сообщают о данном инциденте в службу безопасности или самостоятельно блокируют действия «опасного» пользователя;

с их помощью можно контролировать электронную почту сотрудников, Бкуре на корпоративном компьютере, файлы, отправляемые на печать, записываемые на внешние накопители и т.д._

Рисунок 1. Распространённые решения для автоматизации комплаенс

DLP-системы имеют огромное количество преимуществ, но важно отметить существенные недостатки данного решения для автоматизации комплаенса:

1) дорогая стоимость ПО, которое поддерживает работу со сложным юридическим языковым аппаратом;

2) высокий уровень временных затрат на создание и настройку актуального для компании заполнения ПО.

Работа специалистов в области комплаенса заключается в содействии тому, чтобы избегать обвинения в совершении экономических, налоговых и коррупционных преступлений, предотвращать утечку денежных средств и корпоративное мошенничество.

Комплаенс-контролеры способны анализировать проблемы, существующие в финансовом управлении, а значит, могут предотвращать появление ошибок, генерировать идеи по созданию новых продуктов, тем самым не просто экономя деньги компании, но и преумножая их.

Основными рисками в большинстве компаний России являются риски неправильности составления документации согласно нормам законодательства и риски, связанные с мошенничеством со стороны поставщиков и клиентов компании.

Практика показывает, что рынком будут востребованы следующие автоматизированные решения комплаенс-контроля в процесс создания нового продукта.

Во-первых, автоматизация системы проверки соответствия документации законодательству. Данная система будет представлять собой приложение для ПК на основе сканирования документации и проверки правильности ее оформления, содержания, присутствие подписей и печатей и др. В основу данного приложения будут встроены определенные шаблоны, которые помогут системе эффективно проверять документацию без участия человека. На рисунке 2 представлена последовательность функционирования данной системы.

Экономика и управление в отраслях и сферах деятельности

Рисунок 2. Последовательность внедрения приложения для проверки правильности составления документации

Во-вторых, автоматизация системы проверки поставщиков и клиентов компании с рейтинговой оценкой. Данное решение будет представлять собой приложение для ПК, которое вместит в себя базы данных обо всех российских компаниях, их финансовом состоянии, участии в судебных разбирательствах и др. Обновление данных о компаниях будет происходить на ежеквартальной основе. Отличие данной системы от аналогичных - рейтинговая оценка каждой компании в данной системе. Исходя из совокупности всех показателей компании будет отображаться её общая оценка, а также по каждому показателю. Эта система позволит снизить время, затраченное сотрудниками на изучение и анализ публичной документации компании. Также данная система позволит избежать высокого уровня сомнительной дебиторской задолженности, что повлияет на увеличение оборачиваемости оборотных

активов компании. Схематично данная система представлена на рисунке 3.

Compliance tech становится отдельным направлением деятельности производителей программных продуктов в области автоматизации комплаенс-функции. Активно развивается роботизация процессов функции ком-плаенса. В виде робота увеличивается восприятие комплаенс-функции как советника. Робот вместо человека выполняет этапы процесса, например, проверяет благонадежность контрагентов, обучает сотрудников по вопросам комплаенс и этики. Наиболее распространёнными инструментами являются интерактивные чек-листы для самопроверки и определения потенциальных рисков, чат-боты (виртуальные помощники, которые отвечают на базовые вопросы и способствуют выполнению внутренних регламентов и нормативных актов).

Препятствием для автоматизации компла-енс-функции остаётся недостаточная систе-

Рисунок 3. Схема проверки поставщиков посредством автоматизированной программы

матизация данных и слабая структуризация рутинных процессов. Производители программных продуктов в области автоматизации комлпаенс-функции ожидают от компла-енс-специалистов структуризации процессов. Переход к процессной системе управления комплаенс-функцией создаёт потребность в более высоком уровне проектной деятельности. Алгоритм действий в системе компла-енса состоит из блок-схемы алгоритма оценки и коррекции состояния, а также из матрицы ответственности. Между субъектами ответственности необходимо выявлять информационные потоки и аналитические процедуры и представлять их в виде схем [9]. Для разработчиков программного обеспечения описание процессов и ролевых моделей комплаенса остаётся проблемой необходимости проведения консалтинга.

Постепенно российские IT-компании, используя комплаенс для собственных нужд, накопили опыт, компетенции и собственную экспертизу. В настоящее время они фокусируются на проактивных подходах к комплаенс. Перспективна также разработка виртуального агента, который обладает информацией об участнике контрактных отношений и дополняет человеческую активность должностного лица, чем снижает нефинансовые риски и повышает надёжность.

Таким образом, инструмент, первоначально нацеленный на соответствие регуля-торным требованиям, трансформировался в важный элемент корпоративной культуры и средство повышения конкурентоспособности и минимизации риска, продолжает трансформироваться, обретая цифровую форму.

Список литературы

1. Ермакова Н.А., Ахуньянова Ч.Ф. Комплаенс-контроль в системе внутреннего контроля корпораций // Международный бухгалтерский учет. - 2014. - № 3 (297). -С. 2-10.

2. Иванченко Н.Ш., Хошимов Т.Х., Киселев О.М. Пути развития системы ком-

22 -

плаенс-контроля: управление комплаенс-рисками компании // Журнал прикладных исследований. - 2021. - Т. 3. - № 1. - С. 52-59. - DOI 10.47576/2712-7516_2021_1_3_52.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Кабанова Н.А., Тимофеева М.А. Использование комплаенс-функции в процессе управления рисками отмывания доходов и финансирования терроризма компаний

телекоммуникационной отрасли // Транспортное дело России. - 2020. - № 2. -С. 72-76.

4. Керимов В.Э. Организация управления рисками на основе системы «комплаенс-кон-троля» // Экономика и управление: проблемы, решения. - 2014. - № 3. - С. 42-46.

5. Ланская Д.В., Калинина А.Ю., Рытикова Д.П. Комплаенс-контроллинг в системах управления институтов финансового рынка и в компаниях бизнеса // Вестник Академии знаний. - 2021. - № 1 (42). - С. 321-328. -DOI 10.24412/2304-6139-2021-10932.

6. Степанова К.А. Роль и функции системы комплаенс в орагнизации, в условиях неоднозначности интерпретации // Новая наука: Проблемы и перспективы. - 2016. - № 3-1 (67). - С. 164-166.

7. Тихонов В.И., Кашурников С.Н. Основы формирования системы управления рисками на основе комплаенс-контроля в деятельности хозяйствующего субъекта // Совершенствование методологии и организации научных исследований в целях развития общества: Сборник статей Международной научно-практической конференции, Уфа, 24 марта 2020 года. - Уфа: ОМЕГА САЙНС, 2020. - С. 96-107.

8. Ткаченко Ю.А., Шевченко М.В. Комплаенс-контроль как ключевой фактор в управлении экономическим субъектом // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. - 2016. - № 2. - С. 196-199.

9. Сунаева Г.Г., Фазылов А.К. Разработка системы финансового контроллинга на предприятии малого и среднего бизнеса // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия экономика. - 2020. - № 4 (34). -

С. 72-80.

References

1. Ermakova N.A., Akhunyanova Ch.F. Compliance control in the internal control system of corporations // International accounting. - 2014. - No. 3 (297). - Р. 2-10.

2. Ivanchenko N.Sh., Khoshimov T.Kh., Kiselev O.M. Ways of developing the compliance control system: managing the company's

Экономика и управление в отраслях и сферах деятельности

compliance risks // Journal of Applied Research.

- 2021. - T. 3. - No. 1. - Р. 52-59. - DOI 10.47576/2712-7516_2021_1_3_52.

3. Kabanova N.A., Timofeeva M.A. The use of compliance functions in the process of managing the risks of money laundering and terrorist financing of companies in the telecommunications industry // Transport business of Russia. - 2020. - No. 2. - Р. 72-76.

4. Kerimov V.E. Organization of risk management based on the "compliance control" system // Economics and management: problems, solutions. - 2014. - No. 3. - P. 42-46.

5. Lanskaya D.V., Kalinina A.Yu., Rytikov D.P. Compliance-controlling in management systems of financial market institutions and in business companies // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2021. - No. 1 (42). - Р. 321328. - DOI 10.24412/2304-6139-2021-10932.

6. Stepanova K.A. The role and functions of the compliance system in an organization, under conditions of ambiguous interpretation // New Science: Problems and Prospects. - 2016. - No. 3-1 (67). - Р. 164-166.

7. Tikhonov V.I., Kashurnikov S.N. Fundamentals of the formation of a risk management system based on compliance control in the activities of an economic entity // Improving the methodology and organization of scientific research for the development of society: Collection of articles of the International Scientific and Practical Conference, Ufa, March 24, 2020. - Ufa: OMEGA SCIENCE, 2020. - P. 96-107.

8. Tkachenko Yu.A., Shevchenko M.V. Compliance control as a key factor in the management of an economic entity // Bulletin of the Belgorod State Technological University. V.G. Shukhov. - 2016. - No. 2. - P. 196-199.

9. Sunaeva G.G., Fazylov A.K. Development of a financial controlling system for a small and medium-sized business // Bulletin USPTU. Science, education, economy. Series economy.

- 2020. - No. 4 (34). - P. 72-80.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.